Научная статья на тему 'Историческая трансформация понятия "земельные ресурсы" и современный подход к эффективному распределению и управлению'

Историческая трансформация понятия "земельные ресурсы" и современный подход к эффективному распределению и управлению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / LAND RESOURCES / ИСТОРИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ / HISTORY OF LAND USE / ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РОССИИ / LAND FUND OF RUSSIA / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / MINERAL RESOURCES / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ / EXPEDIENCY OF USING RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безпалов Валерий Васильевич, Жариков Валерий Викторович

В статье проанализирован процесс становления понятия «земельные ресурсы», показана его важность для российского общества в течение определенного временного лага, обоснована взаимосвязь развития российского общества и государства с учетом особенностей имеющегося земельного ресурса. Авторами подчеркивается важность формируемых в настоящее время отношений между российской общественностью и государством (в лице чиновников различного административного уровня) посредством совместного использования данного ресурса, предложен алгоритм рационального использования земельного ресурса с учетом всех критериев и показателей, отражающих различный видовой состав, ценность расположенных на той или иной территории ресурсов, значимость их для коренного населения и целесообразность использования в ближайшее время. Сформулировано авторское видение понятия социально-общественных кластеров и предложена модель процесса консолидации интересов по землепользованию в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческая трансформация понятия "земельные ресурсы" и современный подход к эффективному распределению и управлению»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ

«ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» И СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ЭФФЕКТИВНОМУ РАСПРЕДЕЛЕНИЮ

И УПРАВЛЕНИЮ

Безпалов Валерий Васильевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и региональной экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Жариков Валерий Викторович

кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента организации МГГЭИ.

Адрес: ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарно-экономический институт», 107150, Москва, ул. Лосиноостровская, д. 49. E-mail: [email protected]

В статье проанализирован процесс становления понятия «земельные ресурсы», показана его важность для российского общества в течение определенного временного лага, обоснована взаимосвязь развития российского общества и государства с учетом особенностей имеющегося земельного ресурса. Авторами подчеркивается важность формируемых в настоящее время отношений между российской общественностью и государством (в лице чиновников различного административного уровня) посредством совместного использования данного ресурса, предложен алгоритм рационального использования земельного ресурса с учетом всех критериев и показателей, отражающих различный видовой состав, ценность расположенных на той или иной территории ресурсов, значимость их для коренного населения и целесообразность использования в ближайшее время. Сформулировано авторское видение понятия социально-общественных кластеров и предложена модель процесса консолидации интересов по землепользованию в России. Ключевые слова: земельные ресурсы, история землепользования, земельный фонд России, природные ресурсы, целесообразность использования ресурсов.

HISTORIC TRANSFORMATION OF THE NOTION 'LAND RESOURCES' AND TODAY'S APPROACH TO EFFICIENT DISTRIBUTON AND MANAGEMENT

Bezpalov, Valeriy V.

PhD, Assistant Professor of the Department for National and Regional Economy of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Zharikov, Valery V.

PhD, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department for Organization Management of the Moscow State Arts-Economics Institute.

Address: Moscow State Arts-Economics Institute, 49 Losinoostrovskaya Str., Moscow, 107150,

Russian Federation.

E-mail: [email protected]

The article analyzes the process of formation of the notion 'land resources', shows its importance for Russian society for a certain period of time and substantiates the interrelation between the development of Russian society and state with regard to specific features of the available land resource. The authors underline the importance of relations between Russian public and state (represented by officials of different administrative level) which are being formed by joint use of this resource. They put forward algorithm of rational use of land resource with regard to all criteria and figures showing different type composition, value of resources located on a certain territory, their importance for local population and expediency of their use in the near future. Authors' understanding of the notion 'social-public clusters' was formulated and a model of the process of consolidating interests dealing with land use in Russia was designed.

Keywords: land resources, history of land use, land fund of Russia, mineral resources, expediency of using resources.

В современном мире одна из ключевых проблем государственного управления состоит в обеспечении единства экономического пространства страны и создании условий для устойчивого развития ее регионов с целью повышения эффективности национальной экономики. Это требует новых подходов к определению экономической региональной политики, разработки новых форм, методов управления устойчивостью социально-экономического развития региона, повышения эффективности управления всеми имеющимися ресурсами [1; 4].

Одним из ключевых ресурсов была, есть и будет земля. При формировании рационального земельного пользования в России следует учитывать изменяющиеся потребности современного российского общества, что в свою очередь влечет за собой более тщательный подход к формированию законопроектов и разработке концепций развития регионов, где опорой должна стать социально ориентированная логистика, использующая механизм учета потребности общества в будущем и механизм планирования цикличности использова-

ния ресурсов, в том числе и земельных [3]. При этом цивилизованное использование земельных ресурсов в России требует учитывать исторические аспекты землепользования, социальные особенности, менталитет и культуру потребления, присущие только российскому обществу.

Особую значимость в данном аспекте приобретает понятие «земельные ресурсы» и возможность его использования для экономического развития национальной экономики. «Земельные ресурсы - это вид природных ресурсов, которые характеризуются территорией, качеством почв, климатом, рельефом и т. д.» [2]. Именно земельные ресурсы являются пространственным базисом размещения хозяйственных объектов и главным средством производства.

Несмотря на огромные размеры территории России (17,1 млн км2), продуктивный земельный фонд, который может быть использован как экономический ресурс, из-за сложного географического расположения составляет всего 13% от общей площади, или 1 707,5 млн га. На рис. 1 показано, как распределен земельный фонд по

его назначению. Основу земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, залежи, сенокосы, пастбища). Пока не затронуто активной хозяйственной деятельностью 45% земельных ресурсов России (в основном лесные фон-

ды). Это более половины площади всех земель Евразии, не затронутых хозяйственной деятельностью. Свободные земли -один из главных ресурсов в России. При этом уже сейчас можно с уверенностью сказать, что этот ресурс используется расточительно и неэффективно.

Водный фонд; 1%

Государственный запас; 6,9

Лесной фонд; 51,4%

Природно-заповедный фонд, 1,2%

Сельскохозяйственное назначение; 38,1%

Населенные пункты (города, поселки и т. д.); 0,4%

Несельскохозяйственное назначение; 1,2%

Рис. 1. Распределение земельного фонда России по назначению

В сегодняшних нестабильных и полурыночных отношениях (у малого и среднего бизнеса нет свободного доступа на рынок капитала; введены законодательные ограничения доступа к природным ресурсам; законодательная база не обеспечивает равные права граждан в землепользовании и землевладении по сравнению с государственными структурами, корпорациями и крупными компаниями) в российской экономике население по особенному воспринимает, а структуры и органы власти формируют ценность земельных ресурсов страны, их возможности и перспективы использования в будущем.

Проследить изменение понятия «земельные ресурсы», трансформацию законов о землепользовании, их роль и значение в развитии государства и российского общества можно в историческом аспекте через краткий анализ основных этапов развития России, приведенных в таблице.

Реформы с передачей в собственность или в свободное пользование земли в российском обществе происходят постоянно. Этот вопрос поднимается всякий раз, когда общество испытывает потребность в выживании, развитии, сохранении своих национальных интересов, формировании материальных сбережений, наращивании материальных ресурсов и передаче их последующим поколениям.

В предкризисные и кризисные годы, когда ситуация в экономике России резко ухудшалась, российское общество находило возможности сохранения своих материальных и нематериальных благ, их приумножения и передачи последующему поколению (детям, внукам, правнукам)1. Эти возможности актуальны и сегодня, условно их можно представить в виде схемы (рис. 2).

1 URL: http:// economic mathematics. academic.ru

Историческое становление и развитие понятия «земельные ресурсы» (основные этапы реформ, связанных с землей)*

Исторический Особенности этапа реформирования Законодательство

этап

1 2 3

Киевская Русь, ГС-Х1 вв. Вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать ее по наследству, продать, обменять или, например, поделить между родственниками Процесс формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в 1Х-Х1 вв. были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре - наследники прежней родо-племенной верхушки

Иван Грозный, годы реформирования - 15301584 Уничтожение вотчины, учреждение опричнины. Царь поместил опричников на земли, и они стали называться помещиками, он же мог их сместить Значительное усиление единовластия государя и обогащение класса феодалов за счет потрясающего обнищания и вымирания русского крестьянства

Петр I, годы реформирования - 17081715 и 1719-1720 Впервые поделил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангело-городскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами Губернаторы управляли войсками, расположенными на территории губернии, а также обладали всей полнотой административной и судебной власти

Александр II, 1861 Манифест от 19 февраля (3 марта) 1861 г., упразднивший крепостное право в Российской империи Прикреплены наделы земли

П. А. Столыпин, годы реформ -1906, 1910 В целом реформа, существенно не затрагивая правового статуса помещичьих земель, имела своей целью внести коренные изменения в правовое положение личности и землевладения крестьянства Применена концепция замены общинного крестьянского землевладения и землепользования частной (подворной), отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестьянам в ходе реформы

В. И. Ленин, год реформ -1917 Земля была отнесена к общенародному достоянию, выделялась крестьянам для землепользования, мелким артелям и кооперативам для ведения сельского хозяйства (период НЭПа) Подготовлен Декрет о земле

И. В. Сталин, годы реформ -1927-1950 Коллективизация - процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР. Решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП(б) в 1927 г. Цель коллективизации - установление социалистических производственных отношений в деревне, преобразование мелкотоварных индивидуальных хозяйств в крупные высокопроизводительные общественные кооперативные производства. В результате сплошной коллективизации была создана целостная система массированной перекачки финансовых, материальных и трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный

Н. С. Хрущев, 1953 Решение августовской сессии Верховного Совета СССР, конкретизированное в сентябре 1953 г. (впервые проект снижения налога представлен Г. М. Маленковым на августовском Пленуме ЦК КПСС 1953 г.) Снижение сельхозналога (на 1954 г. - в 2,5 раза), списание недоимок по сельхозналогу за прошлые годы, увеличение размеров приусадебных хозяйств колхозников, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию, расширение возможностей для развития колхозного рынка

Л. И. Брежнев, 1966 В ноябре 1965 г. А. Н. Косыгин выступил на Пленуме ЦК КПСС с докладом Введены рыночные категории и понятия в хозяйственную деятельность предприятий: прибыль, рентабельность, хозрасчет, себестоимость продукции и т. п. В сельском хозяйстве увеличено финансирование освоения новых целинных земель, проведено укрупнение колхозов

* Источники: http://vikent.ru/author/575/ (дата обращения: 03.02.2015); http://rhistory.ucoz.ru/publ/reformy_petra_1_ tablica/15-1-0-145 (дата обращения: 03.02.2015); http://gosudarstvo.voskres.ru/heald/stolypin/stlp_13.htm (дата обращения: 03.02.2015); http://studopedia.net/6_21018_obostrenie-sotsia!no-ekonomicheskogo-i-politicheskogo-krizisa-v-rossii-osenyu--g-oktyabrskaya-revolyutsiya--g-i-ustanovlenie-sovetskoy-vlasti-v-belarusi.html (дата обращения: 03.02.2015); http://vse-uchebniki.com/besplatno_politologiya/pervaya-prodovolstvennaya-reforma-gorbacheva-35268.html (дата обращения: 03.02.2015); http://www.kremIin.ru/news/47487 (дата обращения: 03.02.2015).

О к о н ч а н и е т а б л.

1 2 3

М. С. Горбачев, годы реформ -1981-1982 Происходит формирование фермерских хозяйств, кооперативов и семейных компаний (семейная кооперация, семейный подряд), которые получают земельные наделы в длительную аренду, и использование их для ведения сельского хозяйства Требовалось сформировать единое целое -агропромышленный комплекс отраслей и ведомств с единым аппаратом управления и плановыми органами

Б. Н. Ельцин, 1993 27 октября 1993 г. Указ Президента Российской Федерации № 043 от 1 ноября 1993 г. Земельные участки и все, что прочно с ними связано, относятся к недвижимости. Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранного, иного специального законодательства и Указа № 043

В. В. Путин, годы реформ -2013-2015 Условия ограничения землепользования: - не выдавать бесплатно землю в пределах крупных городов, так как там должна быть конкурентная борьба за нее; - контроль за выполнением обязательств по содержанию и использованию земли в течение 5 лет с последующим переходом в собственность (при нарушении условия ее следует изымать); - не продавать и не передавать иностранным физическим или юридическим лицам Президентом России инициирован новый статус земельных ресурсов - территории опережающего социально-экономического развития

Рис. 2. Формы сохранения материальных и нематериальных благ в РФ

1. Исходя из быстроизменяющейся рыночной ситуации и поставленных перед обществом задач повышения эффективности развития экономики, особое значение приобретает инвестирование в образование (инвестирование в свою будущую конкурентоспособность, которой не всем в должной мере удается воспользоваться из-за изменяющегося состояния здоровья, отмирания определенного ряда профессий, потери квалификации у женщин при уходе за ребенком или из-за высокой конкуренции на рынке труда в периоды кризиса), т. е. инвестирование в свой собственный интеллектуальный капитал.

2. Недвижимость всегда была привлекательна в инвестиционном плане (возможность доходов от сдачи в аренду, использо-

вание в собственном бизнесе или улучшение собственных условий проживания). При этом стоимость недвижимости постоянно растет и в определенной степени компенсирует потери от инфляции и защищает от снижения покупательской способности национальной валюты (рубля). В качестве недостатков можно отметить воздействие стихийных бедствий, физическое и моральное старение, изменение конъюнктуры цен на рынке недвижимости, влияние государственных планов по развитию и реформированию рынка недвижимости.

3. После отмены запрета на хождение валюты на территории страны данный рынок стал постепенно развиваться, но в России он еще достаточно слабый. Вложе-

ние заработанных рублевых средств в валюту других стран (выбираются такие страны, у которых экономика более стабильна, или эти денежные средства можно потратить в любой другой стране, если вам придется мигрировать из-за снижения показателей уровня качества жизни) требует серьезных знаний динамики изменения валютных рынков. Значительный недостаток такого капиталовложения - непредсказуемость экономических процессов, связанных с иностранной экономикой, уровнем инфляции в данной валюте, ограничениями по ее законному свободному хождению на внутреннем рынке России, а также трудным доступом к статистической информации об изменении валютных котировок.

4. Еще одним эквивалентом сбережения стало приобретение материальных ценностей искусства и культуры (в российском обществе данный рынок только формируется и, по существу, не нашел своего отклика). Можно отметить, что сейчас максимально развиты нумизматика и филателия. Эти ценности растут в цене со временем, с пересмотром их значимости для истории и самое главное - их редкости и последующей невоспроизводимости. К сожалению, их могут украсть у владельца. В России страховые компании редко устанавливают реальную страховую ценность данных произведений инвестирования (некоторые из них с точки зрения истории бесценны).

5. Одна из альтернатив сбережения и приумножения капитала - вложение средств в ценные бумаги, но данный рынок пока не слишком понятен для населения, поэтому его освоили лишь 8% россиян (до сих пор сказывается негативный опыт, полученный в период 1990-х гг.).

6. Возможно также открытие банковских вкладов в различных их вариациях, но при таких политических противостояниях и экономических потрясениях, которые мы наблюдаем сейчас, фактически денежные средства вверяются команде определенного банка (финансовой группе, государству

и т. д.), и стоит только гадать, как они ими распорядятся и к какому эффекту это приведет.

Исходя из вышесказанного можно констатировать, что земля пока остается самым надежным, эффективным и понятным для населения России материальным ресурсом, который может быть средством производства, товаром, первоосновой выживания последующих поколений (детей, внуков, правнуков и т. д.). Имеющийся в собственности или владении земельный участок дает любому российскому гражданину возможность создать собственное дело или обустроить свой собственный быт с учетом индивидуальных потребностей (произвести для себя на земле то, в чем этот человек нуждается в первую очередь, или обменять произведенный излишек сельскохозяйственной и другой продукции на требующиеся товары или услуги). Основным недостатком земельного участка (ресурса) является его территориальная принадлежность к определенному государству, территории (где сформированы государственный строй, отношение к землевладельцам, ценности по отношению к земле, законы, нормы и правила землепользования или землевладения и т. д.). Землю нельзя забрать с собой при переезде на постоянное место жительства в другое государство, а самое главное - ни один документ (даже выданный официальным государственным органом) не гарантирует, что земля поступает к вам в персонифицированную собственность и навсегда (даже при условии выполнения всех предписанных властью условий) останется вашей или будет передана вашим детям и внукам. Особенно данный факт относится к России и российскому законодательству. Уже сейчас у российских граждан в их пользовании и собственности находится значительное количество земельных ресурсов, но для активизации их использования и повышения отдачи от них правительству нужно принять соответствующие законодательные акты и определиться со стимулирующими мерами, которые позволят

будущему землепользователю и/или землевладельцу максимально эффективно и рационально (с учетом экономических и политических интересов общества, в том числе и власти) распорядиться данным ресурсом по своему личному усмотрению.

Необходимо учитывать следующие особенности земельных ресурсов: численность проживающего населения (пол, род занятий, образование), его местоположение, наличие определенных финансовых ресурсов, климат, наличие городов и отраслей с определенной специализацией, национальные и культурные особенности. На наш взгляд, весьма опрометчивыми являются монопольные меры правительства РФ, направленные на реструктуризацию российских земельных ресурсов без одобрения со стороны российской общественности, что приводит к политической дестабилизации, непониманию политической воли правительства и выстраивает

крайне негативные отношения между российской общественностью и властью (например, соглашение о разделе Баренцева моря между Россией и Норвегией, подписанное Президентом РФ Д. А. Медведевым; соглашение о передаче острова Тарабаров и части острова Большой Уссурийский КНР (концепция совместного использования), подписано Президентом РФ В. В. Путиным).

Чтобы учесть все вышеперечисленные факторы, условия и критерии, связанные с понятием «земельные ресурсы», требуется представить модель консолидации интересов по землепользованию в России в рамках сформированных социально-общественных кластеров, базирующуюся на положениях развития российского общества в рамках концепции развития до 2020 г. и выполняющую постулаты социально ориентированной логистики.

Рис. 3. Модель процесса консолидации интересов по землепользованию в рамках социально-общественных кластеров в России

Основная особенность приведенной модели состоит в том, что необходимо сформировать кластеры, включающие в себя одновременно экономических агентов, их виды деятельности и взаимоотношения друг с другом. Такой подход ранее

не рассматривался ни в одной из работ ученых-экономистов ни в экономической теории, ни в региональной экономике.

В современных условиях развития анти-санкционной экономики (санкции введены западными странами в 2013-2015 гг.:

США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Австралия, Канада, Польша, Латвия, Литва, Украина и др.) в России требуется выстроить консолидированные отношения между всеми социально-общественными группами для возможности реализации их видов деятельности, соблюдая равенство возможностей, необходимых при использовании земельных ресурсов.

При разработке представленной выше модели были сформированы четыре основных кластера, которые объединены единым законодательным полем (взаимовыгодными связями для всех слоев населения), что должно обеспечить равные права, четкий контроль, а также учет за распределением и использованием земли.

Список литературы

1. Безпалов В. В. Особенности и проблемы диагностики при проведении мероприятий по реструктуризации региональной системы управления // Экономика и менеджмент систем управления. - 2014. - № 1.2 (11). - С. 207-215.

2. Географическая энциклопедия. - URL: http://dic.academic.ru (дата обращения: 03.02.2015).

3. Жариков В. В., Чайников Н. А. Социально ориентированная логистика: цели, задачи и экономическая эффективность // Логистика. - 2014. - № 9. - URL: http://www. logistika-prim.ru/ rubric/19

4. Лисовская Е. Г. Опыт концессионной политики Советского государства // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2004. - № 1. - С. 105107.

5. Мищенко С. В., Калинин В. Ф., Дворецкий С. И., Жариков В. В. Проект создания центра кластерного развития в Тамбовской области // II Всероссийская научно-инновационная молодежная конференция (с международным участием) «Современные твердофазные технологии: теория, практика и инновационный менеджмент». - Тамбов : Изд-во ИП Чеснокова А. В., 2010. - С. 40-44.

References

1. Bezpalov V. V. Osobennosti i problemy diagnostiki pri provedenii meropriyatiy po restrukturizatsii regional'noy sistemy upravleniya [Peculiarities and Problems of Diagnostics while Taking Steps on Restructuring Regional System of Management]. Economics and Management of Managerial Systems, 2014, No. 1.2 (11), pp. 207-215. (In Russ.).

2. Geograficheskaya entsiklopediya [Geographic Encyclopedia]. (In Russ.). Available at: http://dic.academic.ru (accessed 03.02.2015).

3. Zharikov V. V., Chaynikov N. A. Sotsial'no orientirovannaya logistika: tseli, zadachi i ekonomicheskaya effektivnost' [Socially-Oriented Logistics: Goals, Objectives and Economic Efficiency]. Logistics, 2014, No. 9. (In Russ.). Available at: http://www.logistika-prim.ru/rubric/19

4. Lisovskaya E. G. Opyt kontsessionnoy politiki Sovetskogo gosudarstva [Experience of Concession Policy in the Soviet State]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2004, No. 1, pp. 105-107. (In Russ.).

5. Mishchenko S. V., Kalinin V. F., Dvoretskiy S. I., Zharikov V. V. Proekt sozdaniya tsentra klasternogo razvitiya v Tambovskoy oblasti [The Project of Setting Up a Centre of Cluster Development in Tambov Region]. 2nd Russian Youth Conference 'Advanced Hard-Phase Technologies: Theory, Practice and Innovation Management'. Tambov, Publishing House of Chesnokov A. V., 2010, pp. 40-44. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.