Научная статья на тему 'Проблемы управления земельным ресурсом в России на современном этапе'

Проблемы управления земельным ресурсом в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2026
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД / СТРУКТУРА / ОПТИМИЗАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безпалов Валерий Васильевич

В статье рассмотрена актуальность государственного управления земельным ресурсом на современном этапе. Дана характеристика земельного ресурса Российской Федерации, выделены существующие на сегодняшний момент категории земель, дана структура земельного фонда по категориям, а так же структура частной собственности по категориям.Кратко сформулированы основные проблемы государственного управления земельным ресурсом и предложены направления по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления земельным ресурсом в России на современном этапе»

Проблемы управления земельным ресурсом в России на современном этапе PROBLEMS OF MANAGEMENT OF LAND RESOURCES IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE.

Безпалов Валерий Васильевич к.э.н., доцент кафедры Национальной и региональной экономики, Российский Экономический Университет имени Г.В.Плеханова,

E-mail: valeib1@yandex.ru Valery Bezpalov V. Ph. D., associate Professor of the Department of National and regional economy, Russian Economic University named after G. V. Plekhanov,

E-mail: valeib1@yandex.ru Аннотация: В статье рассмотрена актуальность государственного управления земельным ресурсом на современном этапе. Дана характеристика земельного ресурса Российской Федерации, выделены существующие на сегодняшний момент категории земель, дана структура земельного фонда по категориям, а так же структура частной собственности по категориям. Кратко сформулированы основные проблемы государственного управления земельным ресурсом и предложены направления по их решению.

Abstract: the article considers the relevance of state management of land resources at the present stage. The characteristics of the land resources of the Russian Federation, highlighted the existing category of land, given the structure of land Fund categories, as well as the structure of private property by category. Summarized the main problems of state management of land resources and proposed ways to address them.

Ключевые слова: Земельный ресурс, земельный фонд, структура, оптимизация и модернизация системы управления, реорганизация.

Keywords: Land resource, land, structure, optimization and modernization of the control system, the reorganization.

Введение: На современном этапе одной из ключевых проблем государственного управления является обеспечение единства экономического пространства страны и создание условий для устойчивого развития ее регионов. На современном этапе концепция «устойчивого развития» в нашей стране является актуальной и требует новых подходов в определении национальной экономики, разработки новых форм и методов управления устойчивостью социально-экономического развития страны. Переход к новой системе экономического устройства и общественных отношений обусловили необходимость реструктуризации систем регионального управления, формирования новой структуры органов исполнительной власти, оптимизации форм и методов управления развитием территорий, а так вовлечение в производственный процесс всех имеющихся в распоряжении ресурсов[3 с.207]. Именно ограниченность, недостаточность материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов, не эффективное их использование повышает риски не только для осуществления реструктуризации региональной системы управления, но и падения уровня экономического развития национальной экономики в целом[4 с.87]. Характеристика: Одним из ключевых ресурсов в России является земельный ресурс - это основа национального богатства, которые необходимо беречь и использовать в качестве жизненно важного ресурса для граждан Российской Федерации. Являясь одним из потенциальных источников экономического роста, земельные ресурсы объединяют в себе социально-экономические и общественно-политические отношения, которые в свою очередь представляют принципиально новую систему управления ресурсами регионов, отличающуюся от других систем управления, а значит, являющуюся актуальной для исследования и поиска путей её совершенствования. Умение рационально управлять земельными ресурсами регионов может вывести весь сельскохозяйственный комплекс страны на новый высокий уровень. Российская Федерация занимает первое место в мире по площади принадлежащих ей земель и её отрыв от других стран

существенен. Имея такую огромную территорию в своём ведении необходимо уметь рационально и эффективно её использовать, управлять в соответствии с её территориальными особенностями и текущими проблемами, а управление земельными ресурсами, это

^ ТЛ С

сложноорганизованный процесс. В настоящее время согласно действующему законодательству государственный учет наличия и использования земель в Российской Федерации осуществляется по семи категориям земель и угодьям без включения в состав земельного фонда земель, покрытых внутренними морскими водами и территориальным морем.

Рис.1 Категории земель согласно Земельного Кодекса РФ

Земельный фонд Российской Федерации является объектом управления и представляет собой земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, это вся её территория, вся земля в пределах границ страны. Цель государственного учёта земель заключается в получении систематизированной информации о количестве, качественном состоянии, а также правовом положении земель в границах территорий, необходимом для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель. [2]

Земли лесного фонда - 65,7% (1122,3 млн.

Земли сельскохозяйстве н-ного

Земли особо охраняемых территорий ]

объектов - 2,7% -г--------------------

(46,8 млн. га) и иного

5,2% (89,3 млн. га)

специального назначения -1,0% (16,9 млн. га)

и иного

населенных пунктов -1,2% (20,0 млн. га)

Рисунок 2 Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель [5]

В ходе проводимой земельной реформы, которая началась в 90-х годах, структура земельного фонда страны существенно изменилась, например, произошёл внушительный рост земель под населённые пункты, и уменьшилась площадь земель сельскохозяйственных производств. Данные преобразования затронули систему землепользования Российской Федерации. В связи с чем произошли изменения всей системы земельных отношений, основой которых стали многообразие форм собственности и их равенство. На первом этапе земельной реформы при реорганизации сельскохозяйственных предприятий земли передавались в коллективную (совместную или долевую) собственность. Впоследствии земли реорганизованных предприятий передавались в собственность гражданам с выдачей им свидетельств о праве собственности на земельные доли. Составной частью земельного фонда является категория земель, выделяемая по основному целевому назначению. Данная часть имеет определенный правовой режим. Также стоит помнить, что отнесение земель к категориям осуществляется согласно действующему законодательству в соответствии с их целевым назначением, правовым режимом и ориентирами.

В настоящее время государственная политика России по управлению земельным фондом Российской Федерации направлена на создание и

усовершенствование правовых, экономических, социальных и организационных условий для развития различных видов земельных отношений. Нельзя забывать и о том, что земельный ресурс дополнительно является недвижимым имуществом с особым правовым режимом. На настоящий момент реализация государственной политики по управлению земельным фондом осуществляется посредством ряда мероприятий, таких как:

•создание и принятие нормативных правовых актов, направленных на совершенствование и модернизацию всех видов земельно-имущественных отношений в соответствии с направлениями государственной земельной политики;

•разработка и реализация государственных и муниципальных программ по соответствующим направлениям земельной политики;

•контроль и надзор за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации земельной политики;

•надзор за деятельностью регионов по реализации земельной политики.[1]

В соответствии с данными государственной статистической отчетности площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2014 года составила 1709,8 млн. га без учета внутренних морских вод и территориального моря. Из которых 65,7% принадлежит лесному фонду, а 22,6% относятся к землям сельскохозяйственного пользования, это 386,5 га (Рис.2). Данные анализа информации, полученной по итогам государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами, а также анализа докладов о состоянии и использовании земель в субъектах Российской Федерации показал, что в 2013 году значительные площади земельных ресурсов были вовлечены в гражданский оборот и эти процессы установления (изменения) границ населенных пунктов продолжаются. В течение 2013 года переводы земель из одной категории в другую затронули практически все категории земель, в большей степени это коснулось земель

запаса, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, а также земель сельскохозяйственного назначения. Высокий процент земель, находящихся у граждан на праве собственности в этих субъектах Российской Федерации, объясняется большой площадью сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственных комплексах. При реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций именно данный процент в первую очередь был передан в коллективную (долевую или совместную) собственность, а впоследствии был поделен на земельные доли. В целом по стране около 79% переданных в собственность гражданам земель составляют земельные доли (Рис.3).

Земли сельскохозяй

ственного назначения -96,4%

Земли запаса -0,02%

Земли особо охраняемых территорий и объектов -0,01%

Земли населенных пунктов -

3,4%

Земли . промышленнос ти и иного специального назначения -0,2%

Рис. 3 Структура частной собственности по категориям

Проблемы и пути решения: Делая вывод, можно сказать, что на данный момент перспективы развития сельскохозяйственного комплекса достаточно высоки и достаточно устойчивы, это подтверждает наличие земельного ресурса (96,4%) предназначенного для сельского хозяйства, но насколько эффективно используется или будет использоваться, большой вопрос. Проведенный Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии анализ поступивших из субъектов Российской Федерации докладов о состоянии и использовании земель за 2013 год по их качественному и экологическому состоянию показывает, что на территории

России почти повсеместно наблюдается деградации земель, отражающаяся на эффективности земледелия и вызывающая расширение ареалов проблемных и кризисных экологических ситуаций, требующих немедленного вмешательства государства. В Российской Федерации опустыниванием в той или иной мере охвачено 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. га. В связи с этим можно смело говорить о большом проценте земельного фонда, которая используется в очень малой степени, либо просто брошена. Так как земельный ресурс Российской Федерации не однороден по своему качеству, а географическое положение, климат являются существенными факторами для развития сельскохозяйственных комплексов, следует использовать научно обоснованные методы и способы выбора регионов для планирования и формирования государственных программ и проектов, вовлечения и использования земель на долгосрочной основе. Первостепенным вопросом в связи с этими предпосылками встает вопрос о создании эффективной модели управлении в регионах. Именно от такого механизма управления на уровне субъекта федерации, способного гибко реагировать на изменяющиеся факторы при реализации поставленных стратегических целей и задач, будет зависеть успех использования земельного ресурса всей страны. Безусловно, что у каждого региона существуют свои особенности, а также целый ряд проблем, но зачастую, проблемы всех регионов однотипны. Например, продолжает оставаться актуальной проблема отсутствия финансовых средств у производителей сельскохозяйственной продукции, в связи с чем, не выполняются мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв, развитию селекционной и генетической базы и т.д., в связи с чем необходимым условием повышения эффективности земельной политики в Российской Федерации является обеспечение инвестиционной направленности, которая требует экономической основы управления накопившемся инвестиционным потенциалом страны.

Отсутствии подготовленных кадров в органах власти всех уровней, а так же слабая юридическая осведомленность самих граждан так и не нашли своего разрешения данных проблем, возникших на начальном этапе земельной реформы в условиях массовой приватизации земель. Слабая, не до конца проработанная нормативно-правовая база привела к еще одному проблемному звену, осуществление регистрации организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта по отношению участников к имуществу, исключая землю. И в настоящее время часто процесс ликвидации, реорганизации предприятий не завершается принятием решения о прекращении или изменении права хозяйствующего субъекта на землю и оформлением в установленном порядке соответствующих документов, подтверждающих вновь возникшие права на землю. Отсюда дальнейшая судьба земельного участка (или земель) часто не определена, так как отсутствует соответствующий государственный документ (акт) о переводе его в установленном порядке в другую категорию земель или о зачислении земельного участка в фонд перераспределения земель. До сих пор используются изжившие себя рычаги административно-командного стиля управления, в том числе и управления земельными ресурсами. Например внеконкурсное предоставление земельных участков юридическим и физическим лицам без какого-либо оправданного, с точки зрения выполнения государством своих обязанностей, обоснования, что влечет за собой совмещение государственных функций с коммерческой деятельностью и порождает коррупцию.

Формирование современной российской системы управления земельными ресурсами, отвечающей всем мировым стандартам сейчас является одной их ключевых задач Государственного управления. Главной целью проводимого в России реформирования отношений собственности на землю и другую недвижимость является ликвидация государственной монополии на землю. В данном контексте, при проведении реформ, государству необходимо сфокусироваться на стимулировании повышения

эффективности использования всех имеющихся земельных ресурсов страны. Для достижения такой цели необходимо проведение ряда мероприятий, где основополагающей задачей будет являться создание гибкого, эффективного механизма управления земельным фондом на уровне субъектов Российской Федерации. И для этого необходимо провести следующие действия: упорядочение компетенций и разграничение полномочий в вопросах управления земельным ресурсом; проведения оптимизации процесса управления с усилением функциональных звеньев и повышением мотивации с учетом эффективности управления; модернизация теоретических и методических положений управления ресурсами земли, в том числе создание единой автоматизированной системы как правовой, так и информационной базы управления земельным фондом с четким распределением по категориям. Данные мероприятия смогут привлечь необходимые инвестиционные ресурсы как для реализации региональных программ, так и муниципальных проектов, послужат толчком к созданию эффективной системы обеспечения прав и гарантий для субъектов земельных отношений, позволят увеличить налогооблагаемую базу, тем самым увеличатся бюджетные доходы.

Заключение: Подводя итоги можно сделать вывод, что состояние земельного ресурса, качественный уровень его использования, сохранения, восстановления в совокупности определят темпы экономического роста, эффективность производства и общего уровня благосостояния граждан. Вопрос эффективного управления на местах является актуальным, так как от каждого региона в отдельности будет зависеть общий успех использования земельного ресурса, что скажется на одной из центральных отраслей национального хозяйства - сельскохозяйственного комплекса страны.

Библиографический список:

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (действующая редакция от 08.03.2015). Источник: Консультант Плюс

2. Распоряжение правительства РФ от 03.03.2012 № 297-Р "Об утверждении основ Государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017годы.

3.Безпалов В.В. Особенности и проблемы диагностики при проведении мероприятий по реструктуризации региональной системы управления/ Журнал "Экономика и менеджмент систем управления" Т.11 №1.2 с.207-216 2014г.

4.Безпалов В.В. Методология оценки рисков при реструктуризации региональной системы управления \ The 6th International Conference Science and Education Германия, Мюнхен с.87-96 -2014г.

5. Сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии: https://rosreestr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.