знаются по-разному, в зависимости от того, что субъект в идеале считает своей средой. А, если учесть «экспансию электронного пространства» в жизнь современного города, то даже минимальное пространство становится достаточным для обмена информацией любого типа и может служить «площадкой» для коммуникации, Коммуникация вообще превращается в особый ритуал современной городской жизни, становясь «идолом» города. И в этой связи проблема идентификации «персонального пространства» и его защищенности приобретает остроту и злободневность.
При этом значение цветового феномена как одновременно идентифицирующей и унифицирующей парадигмы неоспоримо, Для примера можно обратиться к красному цвету, который претерпевает неожиданные «переносы смыслов» в культурной традиции нашей страны и обнаруживает особую, «унифицирующую» семантику в ситуации стандартизации жизни и культуры советского периода. Он становится непременным элементом праздника и повседневной жизни: феерия красного сопровождает оформление городов в дни торжеств; красная косынка - почти обязательный атрибут женской одежды в первые годы Советской власти; открытый, жесткий красный все чаще употребляется в агитационном искусстве (плакатах, рекламах и т.п.). Преобладая, прежде всего, в массовом, предназначенном для широкой публики искусстве, красный превращается в культурную норму-стереотип; при этом в "элитном" творчестве художников, архитекторов, а также писателей, поэтов, режиссеров и т.д. красный цвет по-прежнему избирателен, символичен и образен, Показательно также «табуирование» красного в тю-ремно-лагерной субкультуре советского периода. Пользование предметами обихода, одеждой красного цвета может привести к самому жестокому наказанию. (Сложившаяся идентификационная система включает столь же жесткую иерархию черного, синего и серого цветов, с закрепленными за ними значениями). Приобретший за семьдесят лет стойкий «вкус» госу-
дарственного цвета, т.е. знака силы и власти, красный цвет с его обереговым и «украшающим» смыслом, значимым для традиционной культуры, в последние десятилетия стал восстанавливать свои идентификационные характеристики, возвращая себе первоначальный охранительный смысл и «означение» красоты.
Мы предприняли попытку показать необходимость осознания целостности и индивидуальности культурного пространства региона как огромной сложной много-аспектно-дифференцированной системы. Такое осознание позволяет обратиться к идее определения пространств самоидентификации городов региона. Выделенные три пространства культурной идентификации, и типы идентификации территории задают, на наш взгляд, базовые позиции для последующих исследований, в том числе и социально-политического и экономического самоопределения. Важным свойством территории, влияющим на определение траектории общего развития становится «ресурс идентификации». Особую роль при этом играет цветовая парадигма. Будучи частью картины мира, цветовое пространство становится способом ее создания, трансляции и сохранения, способом ее прочтения, опознавания и «декодирования» и в то же время способом «употребления» в жизни. Цветовая сфера объединяет в себе все планы духовно-ментального и материального существования территории города, включая рациональное устройство и художественно-образные, иррациональные представления, Цвет позволяет идентифицировать и проявить неосознанную скрытую ментальность социума, его внутренние неотрефлексированные тенденции и служит формой реализации «объявленных», культурно закрепленных образов и картин мироздания. Обладая целостностью и многоплановостью, цветовое пространство позволяет одновременно обращаться к высоким ценностям и к жизненной повседневности, удерживая то естественное равновесие между миром реальным и миром духовным, которое присуще развитой системе,
А.Ю.Ладейщиков, Е.Р.Ладейщикова
Историческая торговая улица как устойчивый элемент структуры города (на примере ул. Урицкого в Иркутске)
Определения исторической торговой улицы нет ввиду кажущейся необязательности. Но если по-разному расставить акценты, то таковыми могут считаться два несхожих типа городских фрагментов:
улица, застроенная историческими зданиями, приспособленными под торговлю, но первоначально под эту функцию не предназначавшимися;
улица, издавна несущая коммерческую функцию, но к настоящему времени обстроенная в основном современной застройкой,
Безусловно, наиболее благоприятный вариант, когда и исторические здания, изначально торговые, и коммерция давно укрепились на этом месте,
Не вдаваясь в терминологические проблемы, зафиксируем, что улица Урицкого в Иркутске имеет
«преимущественное право» называться исторической торговой улицей. Если не считать находящихся поблизости рыбных рядов в XVII веке, до конца XIX века улица была рядовой, с преобладанием жилой функции. Но после пожара 1879 года торговля здесь стала развиваться особенно интенсивно. Тогда Хлебный базар (сейчас - Центральный рынок) принял функции сгоревшего Мелочного (на его территории сейчас расположено здание цирка и прилегающего сквера). После же восстановления последнего на протяжении улиц Ивановская (Пролетарская) и Пестеревская (Урицкого), связывающих две рыночные площади, неизбежно усиливается торговля, Периодом конца XIX и начала XX датируется большинство зданий на улице, Другими словами, можно говорить о доминировании здесь исторической застройки1, и на рассматриваемой территории торговая функция закреплена почти уже полтора века,
Город как социально-культурное сообщество и создаваемая, сохраняемая и преобразуемая им в соответствии со своими потребностями природная и рукотворная среда обитания стремится к своему устойчивому развитию. Наиболее динамично развивается социально-культурная составляющая, т.е. само общество. Меняясь, общество выдвигает новые требования и к уже существующему окружению, что может оказаться болезненным для архитектурного наследия. И если оно относительно благополучно пережило испытание временем, то это значит, что:
либо историческая застройка соответствовала новым потребностям,
либо изменения не затронули данного места, либо в обществе приоритеты были сориентированы на сохранение историко-культурных ценностей.
Стабильность функционирования ул, Урицкого как коммерческой поддерживается её положением в планировочной структуре города. Первая торговая площадь появилась на берегу Ангары к востоку от острога на равном расстоянии от выездов к реке, с которых начинались расходящиеся улицы. Одна из них переходила в тракт, ведущий к Байкалу, другая - в дорогу, идущую к мельнице на р, Иде (ныне Ушаковка) и далее, к поселениям выше по течению реки. Эти же улицы стали векторами развития городской ткани, к ним примыкала жилая усадебная застройка, И позже, между этой застройкой и опять же на относительно равном расстоянии от указанных улиц - Заморской (Амурской - Ленина) и Мельничной (Московско-Ланинской - Декабрьских Событий) - формируется Мелочной базар. И, наконец, Хлебный базар уже на новом месте соблюдает то же «правило» равноудаленное™ от тех же трактовых путей. Связывая рыночные площади, улица Урицкого оказалась на оси вектора распространения торговой функции города2.
Функция торговли и предоставления других услуг населению (рестораны, ателье, Дом быта, Дом моде-
лей) была и остается основной для улицы Урицкого (Пестеревской). В незначительном виде сохраняется жилье. В советское время появился и продолжает существовать Клуб им, Дзержинского - одно из учреждений, работающих в вечернее время. Однако полифункциональность центральной части города проявилось и в том, что в разные периоды здесь действовали учреждения, не вполне соответствующие доминирующей функции территории, Так, с 1899 по 1901 г. на втором этаже здания по адресу Урицкого, 9 была «Музыкальная школа свободного художника Анатолия Юльевича Гиниты-Пилсудского в Иркутске», в 1905 г. -платная женская гимназия А.М.Григорьевой (Астани-ной), в настоящее время - профессиональное училище (Урицкого, 19). Залы краеведческого музея в 1960-е годы находились в здании, расположенном по Урицкого, 2. Производственную функцию реализовывали гвоздеделательный, а во время войны - патронный завод (Урицкого, 16), фабрика по пошиву одежды (Урицкого, 5), фабрика полиграфических изделий (Урицкого, 14)5, Сейчас весомую часть площадей занимают мало соответствующие коммерческой деятельности (и ценности места) административные учреждения (в основном силовых ведомств).
Большие витрины нижних этажей и входы с улицы говорят о торговом характере построек. Это необходимая и достаточная информация, Типологическая однородность ни в коей мере не противоречит стилистическому многообразию фасадов. В поисках выразительности архитекторы обращались и к традиционным классическим мотивам, и к модному тогда стилю модерн, и к новаторским конструктивным решениям,
Мотивы классики в той или иной степени присутствуют во многих постройках, Наиболее ярко они представлены в оформлении углового здания купца и золотопромышленника Д.В.Плетюхина (Урицкого, 2). Вдоль фасада с определенным шагом установлены сдвоенные трехчетвертные колонны'дорического ордера, несущие высокий, пышно украшенный антаблемент. Разнообразный и тонко выполненный орнамент, словно стремясь заполнить любое свободное пространство, покрывает и оплетает отдельные элементы колонн, антаблемента, заверший. Строй колонн разрывают выдвинутые вперед массивные порталы входов, завершенные треугольными фронтонами. В уровне кровли над фронтонами возвышаются мощные аттиковые стенки, украшенные по углам крупными акротериями. Объемно-планировочная структура здания подчиняется улице. Характерная для классики центричность отсутствует, зато объемно выявлена каждая деталь, как бы имеющая свой собственный центр,
Менее эпатажно классические мотивы представлены в двухэтажном здании, построенном в 1887 году купцом 1-й гильдии В. Е. Фоминским (Урицкого, 17), Только наличники окон второго этажа двух ризалитов, выполненные в виде «накладных» портиков, отсылают к
античности; колонны коринфского ордера, меандр, антефиксы, Портики, из-за небольших размеров и изящной проработки, ассоциируются не столько с грандиозными античными храмами, сколько с сокровищницами при них - сооружениями, где греки хранили дары и подношения олимпийским богам. Такое сравнение вполне соответствует торговому характеру здания.
По-своему символы античности использованы и в декоре фасада дома купцов Бревновых, построенного в 1912 году (Урицкого, 16), Кроме общего ордерного построения пилястр и орнамента в виде меандра, это и скульптурные элементы, которые, помимо декоративной, несут и символическую нагрузку, Так, маскароны (скульптурные маски) выполнены в виде лица античного бога Гермеса, ему же посвящены гермы (буквально означает «Гермесов столб»), Грифоны (крылатый лев с головой орла), по преданиям, охраняли сокровища, Однако специфический характер скульптурной пластики и оформление фасада в целом решены уже в стиле модерн.
Представители модерна декларативно отказывались от приемов и форм других стилистических направлений, но не выдвигали и своих канонов. Модерн многообразен, но узнаваем. Рассмотрим ещё два здания этого стиля.
Универмаг купца С.Н.Родионова (ул. Урицкого, 3) возводился по проекту известного иркутского архитектора А.П.Артюшкова. Выявление несущих и несомых элементов не столь очевидно, как в классицизме. Лопатки плавно огибают узкий карниз и перерастают в уровне кровли в высокие, похожие на бутоны тумбы, и все их тектонические усилия, в конечном счете, как бы растворяются в воздухе. Как отдельные детали (растительный орнамент, маскароны), так и композиция фасада в целом прихотливо пластичны. Кажется все здание - лепной декор.
Совершенно иные средства применяет автор магазина Г.Л.Розена (ул. Урицкого, 14). Архитектор использует распространенное в позднем модерне контрастное сопоставление естественных свойств материалов: открытой кирпичной кладки, гладкой штукатурки, гранита и изящного тонкого «багета» обрамления оконных проемов, керамической плитки, металла. Все эти элементы находятся в сложной взаимосвязи, уравновешенной и сбалансированной. Следуя канонам классической архитектуры в общем композиционном решении фасада (симметрия, выявление центральной оси ризалитом), автор, как бы иронизируя, виртуозно трансформирует отдельные детали, В частности, капитель - предмет особого внимания и наиболее тонкой проработки в классической архитектуре - здесь заменена грубо обработанными гранитными вставками,
Новаторство инженерной мысли проявилось в пассаже братьев Юцисов (Фурье, 4 - Урицкого, 7), построенном архитектором А.И.Кузнецовым в 1902-1903
годах, Две параллельные улицы здание связывает проходом, по обеим сторонам которого выстроены двухэтажные торговые корпуса. Пространство между ними до 1920-х годов было перекрыто остекленной металлической конструкцией4. Для этого два вытянутых корпуса ставились вдоль боковых межей,, а пространство между ними перекрывалось стеклянной конструкцией. Таким образом, получилась хорошо освещенная, защищенная от холода и атмосферных осадков комфортная внутренняя улица, на которую были ориентированы все торговые помещения. В уровне второго этажа вдоль обоих фасадов были устроены, объединенные тремя мостиками, металлические галереи, на которые вели открытые лестницы. Ко времени сооружения пассажа аналогичные постройки уже стояли в столичных городах России5, но к востоку от Урала этот тип торговых зданий появляется впервые. В иркутском варианте имелись и свои особенности. В Москве и Петербурге входы в пассажи решались так же, как и в обычные торговые здания. А в Иркутске галерея с торцов закрывалась стеклянными витринами с ажурными переплетами - решение эффектное и более простое, однако образно в большей степени соответствующее сути здания.
В статье уже отмечалась подчиненность улице композиций торговых зданий. И это - главная характеристика коммерческих пространств, в том числе и исследуемого. С этой точки зрения интересно рассмотреть воздвигнутый в 1971-м году на ул. Урицкого Дом моделей (ул. Фурье, 8), образ которого формировался под влиянием доминирующего в архитектуре того времени направления - функционализма.
Композиция здания строится на сопоставлении двух прямоугольных блоков. В соответствии с требованием функционализма разные по назначению помещения разведены в разные объёмы. Любопытно, что в исторических зданиях неодинаково функционирующие первый и второй этажи тоже разделены, хотя бы межэтажным поясом. Корпуса Дома моделей - это одноэтажный со сплошным остеклением корпус демонстрационного зала и перпендикулярное ему административное крыло в два этажа, поднятое над землей на стройных опорах, под которым освобождается пространство (что тоже характерно для этого творческого направления) для прохода людей и проезда транспорта с ул. Фурье.
Функционализм декларирует отказ от исторических стилей, и архитекторы следуют этому условию, исключая использование декоративных деталей. Несмотря на это, в ряде проявлений можно проследить очевидный диалог с исторической застройкой. Это схожий подход к проработке нижнего и верхних этажей. Демонстрационный зал как открытое для посещения место зрительно связан с улицей благодаря витринному остеклению, а выше находящиеся помещения административного корпуса замкнуты «в себе», проявляясь на
фасадах равнодушным мерным рядом оконных проемов. Большинство торговых зданий, в которых один этаж отдан под торговлю, а другой - под иные функции, решены аналогичным образом. Подобно пассажу Юцисов, Дом моделей сориентирован на им же сформированную пешеходную связь с улицей Фурье. Вытянутый вдоль этого прохода одноэтажный корпус сблокирован с Домом обуви, что, по-своему, поддерживает принцип периметральности застройки.
Хотя здание меняет структуру улицы, организуя не существовавший ранее путь, оно избегает дисгармонии с окружением благодаря тому, что сохраняет некие характеристики места: непрерывность фронта застройки, различное решение этажей, визуальную открытость нижнего уровня улице,
Любопытно сравнить его с другой постройкой того времени - Домом быта (Урицкого, 8). Пятиэтажное здание построено в 1974 году. Пространственно отделенное от окружения и стилистически инородное, оно было своего рода прототипом предполагаемой радикальной перестройки центра города образца 1960-70-х годов, Дом быта построен по примеру общественных зданий, предназначенных для застроек микрорайонов, которые были отражением модной тогда идеи города-сада, где все строения окружены зеленью, светом, воздухом, а значит, должны стоять отдельно друг от друга. Пространство вокруг перестало делиться на уличное, дворовое, хозяйственное или парадное. Соответственно и все одинаково просматриваемые фасады стали равнозначными. Красная линия улицы не поддерживается. Эспланада перед зданием создает пространственный «провал» в ранее непрерывном фронте застройки, Непрерывная горизонтальная полоса «ленточного» остекления заменена «сотовыми» навесными панелями. Создается впечатление, что окна вновь приобретают наличники, но состыкованные без интервалов по всему фасаду они теряют пластическую самостоятельность и в совокупности кажутся лишь ячеистой текстурой стены. Обособленность, центричность, симметрия всех фасадов напоминает о классицизме с его дворцами, храмами, театрами. Но их социальная значимость несопоставима с рядовым предназначением Дома быта. Несмотря на попытку уйти от набившего оскомину утилитарного прагматического функционализма, здание полностью игнорирует формотворче-ский потенциал исторического окружения.
Многообразные интересы городского населения инициируют формирование в городской среде соот-
ветствующие им качества, которые часто вступают в противоречия друг с другом6. Если градостроительная деятельность пытается гармонично сочетать их в рамках всего города или района, то в пределах некрупного городского фрагмента имеет смысл выстраивать определенную .иерархию этих качеств: основных, сопутствующих и . дополнительных. Многофункциональность пространств городского центра напоминает биоценоз: разные функции дополняют и поддерживают друг друга. Стилистическое многообразие не создает впечатления хаоса, когда композиция зданий подчинена общим закономерностям организации городского пространства. Традиция выявляет, сохраняет, фиксирует и развивает все самое лучшее и ценное, что было в архитектуре, как и в любом другом виде искусства, Новаторство насыщает искусство новыми, опережающими формами, приемами, методами, давая ему «набор инструментов», с помощью которого можно гибко реагировать на меняющиеся социально-культурные потребности. Традиционный декор говорит знакомыми символами, истинно новаторские поиски вырабатывают архитектурные неологизмы, охватывают волнительным предчувствием, предлагают готовиться к грядущему,
Единство многообразия - залог жизнестойкости (востребованности) исторической торговой улицы, благодаря чему она является благоприятным объектом изучения методов и приемов гармонизации архитектурной среды города.
1 Благодаря обилию и ценности исторической застройки, решением облисполкома № 294 от 24,06, 1980 г. ул. Урицкого (бывшая Пестеревская) объявлена Заповедной улицей.
2 А.Н.Прокудин предлагает именовать это направление «городским торговым путем». (Историко-архитектурного обоснование на реконструкцию исторического квартала № 82. Иркутск, 1994 г. Архив ЦСН.)
0 Исторические данные приводятся по материалам историка ЦСН Н.Г.Бубис.
4 Медведев С.И. Иркутск в почтовых открытках. 1899-1917. - М: Из-во Галарт, 1996г. - 646 с. ил. 0 Наиболее известная из них - московский ГУМ. 6 Большаков А.Г. Градостроительная организация ландшафта как фактор устойчивого развития территории: Автореф. дис. ... докт, архитектуры. - Иркутск, 2003.