Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» И «ИСТОРИЯ РОССИИ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ'

ИСТОРИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» И «ИСТОРИЯ РОССИИ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
0
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
социально-гуманитарная образовательная стратегия / историко-философская направленность / историческая работа / историческое образование / междисциплинарно-интегративный подход / кластер / межвузовское взаимодействие / иммерсивность / многовекторность / social and humanitarian educational strategy / historical and philosophical direction / historical study / historical education / interdisciplinary and integrative approach / cluster / inter-university cooperation / immersion / multi-vector nature

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Таранова Александра Евгеньевна, Агарков Александр Федорович

В статье представлено обоснование значимости учебных дисциплин историко-философской направленности («История России», «Основы российской государственности», «Философия») в контексте развития социально-гуманитарной образовательной стратегии в образовательных организациях системы МВД России через призму актуальных вызовов и угроз, высвечивающих решающее значение формирования личностной идентичности. Осмысливаются методологические условия для развития исторической работы и исторического образования как основы для повышения мировоззренческого потенциала учебных дисциплин историко-философской направленности, предполагающие применение междисциплинарно-интегративного и кластерного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Таранова Александра Евгеньевна, Агарков Александр Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL STUDY AS BASIS FOR TEACHING ACADEMIC DISCIPLINES «FOUNDATIONS OF RUSSIAN STATEHOOD» AND «HISTORY OF RUSSIA» IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article presents substantiation of the significance of historical and philosophical academic disciplines («History of Russia», «Foundations of russian statehood», «Philosophy») in the context of development of social and humanitarian educational strategy in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation through the lens of current challenges and threats, highlighting the great significance of forming personal identity. The article considers methodological conditions for developing Historical study and historical education as the basis for increasing worldview potential of historical and philosophical academic disciplines, suggesting application of interdisciplinary and integrative and cluster approaches.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» И «ИСТОРИЯ РОССИИ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ»

Научная статья © Таранова А.Е., Агарков А.Ф., 2024

УДК 37.022

ИСТОРИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» И «ИСТОРИЯ РОССИИ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

'Александра Евгеньевна Таранова, 2Александр Федорович Агарков

12Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина

'taranova.bsu@yandex.ru

2sas1984@yandex.ru

Аннотация. В статье представлено обоснование значимости учебных дисциплин историко-философской направленности («История России», «Основы российской государственности», «Философия») в контексте развития социально-гуманитарной образовательной стратегии в образовательных организациях системы МВД России через призму актуальных вызовов и угроз, высвечивающих решающее значение формирования личностной идентичности. Осмысливаются методологические условия для развития исторической работы и исторического образования как основы для повышения мировоззренческого потенциала учебных дисциплин историко-философской направленности, предполагающие применение междисциплинарно-интегративного и кластерного подходов.

Ключевые слова: социально-гуманитарная образовательная стратегия, историко-философская направленность, историческая работа, историческое образование, междисциплинарно-интегративный подход, кластер, межвузовское взаимодействие, им-мерсивность, многовекторность

Для цитирования: Таранова А.Е., Агарков А.Ф. Историческая работа как основа обеспечения преподавания учебных дисциплин «Основы российской государственности» и «История России» в образовательных организациях МВД России // Современная наука. 2024. № 4. С. 57-62.

Original article

HISTORICAL STUDY AS BASIS FOR TEACHING ACADEMIC DISCIPLINES «FOUNDATIONS OF RUSSIAN STATEHOOD» AND «HISTORY OF RUSSIA» IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

'Aleksandra E. Taranova, 2Alexandr F. Agarkov

uPutilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia

'taranova.bsu@yandex.ru

2sas1984@yandex.ru

Abstract. The article presents substantiation of the significance of historical and philosophical academic disciplines («History of Russia», «Foundations of russian statehood», «Philosophy») in the context of development of social and humanitarian educational strategy in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation through the lens of current challenges and threats, highlighting the great significance of forming personal identity. The article considers methodological conditions for developing Historical study and historical education as the basis for increasing worldview potential of historical and philosophical academic disciplines, suggesting application of interdisciplinary and integrative and cluster approaches.

Keywords: social and humanitarian educational strategy, historical and philosophical direction, historical study, historical education, interdisciplinary and integrative approach, cluster, inter-university cooperation, immersion, multi-vector nature

For citation: Taranova A.E., Agarkov A.F. Historical study as basis for teaching academic disciplines «Foundations of russian statehood» and «History of Russia» in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Modern Science. 2024. № 4. P. 57-62.

Приоритетом для ведомственной системы образования становится выделение концепта субъектности как ориентира для развития образовательных условий и для планирования образовательного результата (центром современного образовательного пространства является личность как субъект).

Решение задач развития и совершенствования человеческого капитала органов внутренних дел сопряжено с формированием многовекторной социально-гуманитарной образовательной стратегии в образовательных организациях системы МВД России, в условиях которой реализуются междисциплирано-интегративные средства совершенствования исторической работы как основы исторического образования и субъектно-ориенти-рованные образовательные технологии.

В частности, объектом моделирования становятся учебные дисциплины, включенные в историко-философский блок (в первую очередь, учебные дисциплины «Основы российской государственности», «История России»), формирующие целостное историческое мировоззрение как основу ценностной идентификации в условиях выбора.

В контексте новейших социально-культурных трансформаций особо значимым становится расширение мировоззренческой и гуманитарно-просветительской составляющей профессионального обучения и высшего образования.

Ориентация на социально-гуманитарные основания для образовательной стратегии образовательных организаций системы МВД России обусловлена содержанием антропологии ведом-

ственного образования и профессиональной антропологии. В этом контексте акцент делается на «философии» формирования и развития кадрового потенциала органов внутренних дел, ядром которой является «человеческое измерение» [1].

Концепт «человеческого измерения» определяет методологию (стратегию) и тактику (технологии, методика) ведомственного образования, центром которого является личность как субъект.

Приоритетными «для образования в «человеческом измерении» являются проблемы формирования личности как «государственного» человека (гражданина) и его последующего влияния на воспроизводство государственно-правовых феноменов через векторы идентичности, актуализирующие дихотомию «индивидуализация» -«консолидация»» [2].

Социально-гуманитарная образовательная стратегия может быть представлена как система личностно-ориентированного инструментария, направленного на развитие личностного потенциала и профессиональной субъектности обучающихся через формирование целостного исторического мировоззрения, гражданско-па-триотического мышления, коммуникативной компетентности, философско-методологической грамотности как элемента профессиональной функциональной грамотности.

Она позволяет выходить за пределы узко-прагматического, инструментального понимания профессиональной функциональной грамотности (профессиональных компетенций) и учитывает социально-личностные, ценностные компетент-ностные образования - лингво-коммуникативные, мотивационные, мировоззренческие, этико-деон-тологические - обеспечивающие эффективность формирования профессиональной субъектности в процессе образования и последующей профессиональной социализации в системе профессионально-служебной деятельности.

Необходимость самоопределения относительно традиционной системы ценностей на личностном, профессиональном, общественном уровнях обусловила необходимость формирования принципов и оснований «новой» концепции гуманитарного образования и системного введения в образовательные программы образовательных организаций высшего образования учебных дисциплин «История России», «Основы российской государственности». Выбранные векторы социально-гуманитарной образовательной стратегии сообразуются с задачами государственной политики по укреплению и развитию традиционных ценностей, сохранению исторической памяти, направления которой определены Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Данные новации, вводимые государственной политикой в области развития традиционных ценностей отечественной культуры, обусловливают введение изменений в систему преподавания социально-гуманитарных дисциплин,

направленных на повышение их мировоззренческого потенциала, усиливающих для вузов МВД России связь с системой исторической работы и исторического образования.

Значимость исторической работы и исторического образования, реконструирующих социальную память, формирующих основы философии государства и гражданского общества, транслирующих содержание и примеры ведомственной истории, в свете новейших вызовов и угроз актуализирует их совершенствование.

В частности, это обусловлено:

необходимостью разработки методологической и идейной основы для формирования и развития историко-преемственых, национально-ориентированных стандартов службы;

потенциалом для восполнения «белых страниц» истории органов внутренних дел, в частности, в человеческом измерении, за счет введения в научный оборот новых архивных и документальных источников, раскрывающих традиции и героические примеры служебной деятельности и верности служебному долгу;

систематизацией деятельности, направленной на противодействие фальсификации исторических фактов и событий.

Рассматривая мировоззренческую составляющую содержания социально-гуманитарного блока образования вуза системы МВД России, которая, в частности, представлена учебными дисциплинами историко-философской направленности («История России», «Философия», «Основы российской государственности»), необходимо отметить, что учебная дисциплина «Философия» формирует методологическую и мировоззренческую основу для всех форм познания, понимания и практики. Обращение к философскому способу познания позволяет понять и осмыслить природу, место любого феномена (например, государства, права, науки) в индивидуальном и общественном бытии, в глобальных и локальных контекстах.

Потенциал философского знания методологически обеспечивает цель исторического образования - цивилизационное измерение, формирование непрерывности, преемственности знаний в области становления и развития отечественной государственности и культуры как интегратив-ных феноменов, понимания их уникальности, самодостаточности, места и роли в мировом историческом процессе.

В контексте позиционирования учебной дисциплины «Основы российской государственности» как философской необходимо отметить, что она является междисциплинарно-интегративной

- ее содержание, направленное на раскрытие культурно-антропологических, политико-правовых, социально-экономических, аксиологических сторон системы «человек - цивилизация

- государство» [3] в историко-культурном измерении опирается на положения и методы философии истории, философии культуры и аксиологии, философии политики и власти, философии права, государства и гражданского общества, политологии, правоведения, социологии и истории.

В частности, как отмечается в отдельных работах, обобщающих «первичный» опыт преподавания вновь введенной в образовательные программы учебной дисциплины «Основы российской государственности»: «В учебном курсе «Основы российской государственности», преподаваемом в образовательных организациях высшего профессионального образования, больше внимания должно быть уделено базовым патриотическим факторам воспитания молодого поколения граждан нашей страны, связанным с глобальной ролью и миссией России, проявившейся в отечественной истории девятнадцатого и двадцатого века и в полной мере раскрывшегося на современном этапе развития международной политики (возрождение принципа многополярности в современном мире). Учебный курс должен отражать многовековой исторический опыт российского народа, его отношения с внешним миром» [4].

Образовательный и воспитательный потенциал учебной дисциплины «Основы российской государственности» реализуется в понимании проблем становления и исторического развития констант российской государственности через призму антропологии права и принципов циви-лизационного подхода.

Диверсификация цивилизационно-интегра-тивной методологической основы для формирования концепции преподавания учебной дисциплины «История России» является актуальной для образовательных организаций системы МВД России в свете того, что целью ее освоения в первую очередь является «... определение места и роли российской цивилизации во всемирно-историческом процессе посредством анализа общих и специфических черт исторических этапов формирования России, государств западного и восточного мира» [5].

Реализация указанной цели является основой для формирования у будущих сотрудников полиции гражданственности и патриотизма, их самоопределения относительно базовой системы ценностей, целостного исторического мышления и мировоззрения.

Содержание учебной дисциплины «История России» в ведомственном вузе должно освещать дискуссионные для современных исторической и юридической наук вопросы отечественной и всеобщей истории, быть представленным в проблемно-междисциплинарном и цивилизацион-но-антропологическом ключе, раскрывающем погруженность исторического знания в конкретный социокультурный контекст.

Методологически значимым является рассмотрение исторического знания не только в границах соответствующих учебных дисциплин, но и как фундаментального основания для реализации принципа многовекторности и инте-грированности образовательного пространства ведомственного вуза как в направлении развития системы профессионального воспитания, так и в направлении междисциплинарного диалога и междисциплинарных научных исследований.

В свете этого стратегия наполнения учебного содержания учебной дисциплины «История России» должна быть нацелена на выявление и введение в научный оборот источников, которые существенно расширяют ее предметные границы и могут быть реализованы в системе мероприятий воспитательной направленности, продолжающих и дополняющих историческое образование. Направления развития исторической работы в образовательных организациях МВД России как основы повышения мировоззренческого потенциала будут рассмотрены далее.

Таким образом, философско-методологиче-ская составляющая социально-гуманитарной образовательной стратегии образует совместно с системой исторического образования междисципли-нарно-интегративный образовательный феномен.

Формирование методологических условий реализации учебных дисциплин историко-философской направленности предполагает обеспечение личностно-ориентированного инструментария для преобразования обучающимися многовекторного «образовательного пространства» в индивидуальные «образовательные стратегии» и «образовательные биографии».

Ориентация на личностную составляющую (ее социально-психологические, ценностные, профессионально-функциональные характеристики), конструирование идентичности на всех уровнях общественных отношений - личностном, профессиональном, общественном, циви-лизационном, общечеловеческом - заложены в методологиях, определяющих общие подходы к организации профессиональной социализации обучающихся (компетентностный подход) и моделирование содержания образования и образовательных технологий (междисциплинарно-ин-тегративный и цивилизационный подходы).

Методологические условия, моделирующие содержание учебных дисциплин историко-философской направленности, должны обеспечивать следующее:

расширять применение междисциплинар-но-интегративных принципов цивилизационного подхода в практике преподавания учебных дисциплин «Философия», «История России», «Основы российской государственности» и моделирования инновационных форм исторической работы в образовательных организациях системы МВД России;

системно повышать и реализовывать мировоззренческий потенциал учебных дисциплин «Основы российской государственности», «История России», «Философия» в контексте развития социально-гуманитарной образовательной стратегии образовательных организаций системы МВД России;

развивать междисциплинарные исследования государства и права на основе цивилизационного подхода, раскрывать сущность антропологических констант российского государства-цивилизации;

демонстрировать высокую значимость для формирования профессионально-значимых лич-

ностных качеств сотрудника органов внутренних дел исторических уроков героизма, мужества, патриотизма, верности Родине и служебному долгу;

определять личностно-ориентированные методики исторического образования.

В свете выработки непосредственной стратегии преподавания учебных дисциплин историко-философской направленности в образовательных организациях МВД России необходима детальная проработка и диверсификация образовательных условий на основе принципов многовекторности, непрерывности, диалогично-сти, академической гибкости. Значимым в данном контексте может стать опыт Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина.

Формирование образовательных условий реализации новых учебных дисциплин историко-философской направленности в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина связано с перспективным развитием научно-учебного и воспитательного потенциала Центра гуманитарного образования и патриотического воспитания, в частности, в области моделирования новых подходов к организации исторической работы и совершенствования пространственно-визуального наполнения методического пространства.

На базе Центра гуманитарного образования и патриотического воспитания как проектного надструктурного звена созданы, наработаны и адаптированы методики исторической работы, обеспечивающие противодействие фальсификации фактов истории России; проведение представительских и профессионально-имиджевых мероприятий, реконструкции истории органов внутренних дел (в частности, осуществляется историческая реконструкция профессиональной биографии И.Д. Путилина - основоположника российского сыска).

Информационно-методическое наполнение Центра гуманитарного образования и патриотического воспитания основывается на музейных и выставочных технологиях.

Особое внимание уделяется созданию информационного пространства, которое не имеет фиксированной материальной локализации и реализуется через подвижные и проницаемые проектируемые зоны. Это оказывает влияние на выбор форм и содержания воспитательных проектов, самой эффективной из которых становится форма кластера.

В учебно-информационном оформлении Центра гуманитарного образования и патриотического воспитания акцент сделан на образное, позитивное восприятие значимых культурных символов, развитие интереса к отечественной и мировой культуре и истории.

На его базе осуществляется образовательная деятельность в сфере социально-гуманитарного, государственно-правового и духовно-патриотического направлений с использованием передовых методик и технологий обучения. Методика преподавания учебных дисциплин основана на

выстраивании системы междисциплинарных связей дисциплин гуманитарной и правовой направленности, плотного духовного пространства, обеспечивающего непрерывность процесса профессиональной подготовки.

Основой развития мировоззренческого и воспитательного образовательного пространства является моделирование инновационных технологий исторической работы.

Организация исторической работы осуществляется на основе системного подхода, что позволяет рассматривать ее не только как систему исследовательско-поисковых мероприятий и реконструкций, но и как источник наполнения учебного и воспитательного содержания учебных дисциплин и просветительских мероприятий [6].

Важным основанием технологического обеспечения функционирования проектной структуры Центра гуманитарного образования и патриотического воспитания являются элементы иммерсивности, которые внедрены в информационно-методическом оформлении и оснащении коридорного пространства, тематических учебных кабинетов.

Используемые содержательные (подготовленные на основе впервые вводимых в научный оборот архивных источников видеоматериалы, интерактивные презентации) и визуальные средства (в частности, высвечиваемые, подсвечиваемые зоны на информационно-методических стендах) позволяют моделировать плотное духовно-историческое пространство, в котором последовательно и динамично реализуются игровые технологии, методики реконструкции этико-деонтологических, исторических, коммуникативных ситуаций.

Это обеспечивает мобилизацию лингво-ког-нитивных процессов у обучающихся, включенных в учебно-воспитательную деятельность.

Вместе с тем в условиях целенаправленного введения в образовательные программы учебных дисциплин «История России», «Основы российской государственности» необходимо усиление системности организации исторической работы, включая исторические исследования, с целью формирования идейно-методологической и устойчивой источниковой основы их реализации. В свете этого необходима активизация исто-рико-поискового и историко-просветительского потенциалов исторической работы.

Решение данной проблемы видится в реализации многовекторного кластерного подхода, через призму которого будут эффективного решаться сложности, возникающие при формировании исторического мировоззрения у курсантов и слушателей ведомственных вузов. Примером реализации такого подхода может стать создание двухуровневого практико-ориентированного кластера как основы «голографической образовательной модели формирования исторического мировоззрения и развития исторической работы» [7].

В рамках первого уровня кластера должны быть созданы и реализованы условия для

межвузовского взаимодействия (вузы системы МВД России и вузы системы Минобрнауки России) в области развития исторической работы (включая исторические исследования) и моделирования новых методик исторического образования и формирования критериев его качества для ведомственных образовательных организаций.

В рамках реализации кластерного подхода образовательные организации системы МВД России могут становиться опорными вузами для развития межведомственного, в частности, межвузовского взаимодействия для обеспечения развития системы исторической работы и стратегии исторического образования.

Важным условием реализации кластерного подхода в контексте развития системы исторического образования является формирование «академически подвижных» проектных структур - центров, полигонов, созданных на основе межсекторного (межведомственного, межвузовского) взаимодействия, обладающих гибкой адаптивной организационной структурой, высокой способностью к мобилизации ресурсов в области научно-инновационной и образовательной деятельности.

Указанные проектные надструктурные образования, созданные на базе образовательных организаций системы МВД России, обладают достаточным потенциалом, чтобы стать «драйверами» для развития исторической работы, исторического образования и оценки их качества, укрепления межсекторного и межведомственного взаимодействия в данной области, формирования экспертного исторического сообщества.

Субъектами взаимодействия могут стать образовательные организации МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные организации Минобрнауки Российской Федерации, архивы, учреждения культуры, другие заинтересованные организации, развивающие совместные историко-поисковые и просветительские проекты, результаты которых будут способствовать реализации принципов многовекторности и непрерывности образования.

Значимость данного подхода обусловлена тем, что специфика исторической работы раскрывается в ее интегративном характере. Она сочетает в себе образовательную (воспитательную) миссию, а также является объектом для масштабной, фундаментальной научно-поисковой деятельности.

В рамках второго уровня кластера создается методологическое и методическое обеспечение развития междисциплинарно-интегративной концепции преподавания учебных дисциплин философско-исторической направленности для повышения их мировоззренческого и воспитательного потенциала. В свете этого необходима организация и систематизация следующих направлений деятельности:

развитие и укрепление междисциплинар-но-интегративных связей между учебными дисциплинами (в частности историко-философско-

го блока), формирующими общие и смежные компетенции. Данные принципы способствуют оптимизации содержательного наполнения учебного материала учебных дисциплин междисциплинарных блоков (например, в междисципли-нарно-интегративный блок связанных дисциплин в свете реализации методологических и мировоззренческих образовательных задач могут быть включены учебные дисциплины «Философия», «История России», «Основы российской государственности», «Политология») и обеспечению взаимосвязи между междисциплинарными блоками;

совершенствование условий для интеграции исторической работы, образовательной и воспитательной деятельности как основы для моделирования содержания исторического образования, методики исторического образования, условий реализации исторического образования (пространственно-визуальных решений).

развитие единой для ведомственного образования системы критериев оценки качества историко-философского образования и его диверсификации.

Реализация обозначенных условий будет способствовать повышению потенциала исторической работы и исторического образования как фактора многовекторности образовательного пространства вузов МВД России, укреплению социально-гуманитарной образовательной стратегии, моделирование которой требует системности, открытости, коммуникативности, мобильности и вариативности реализуемых образовательных методик, образности при интерпретации информации.

Определяемые образовательные условия создадут плотный методологический, мировоззренческий, технологический фундамент для развития потенциала учебных дисциплин историко-философской направленности.

Список источников

1. Амельчаков И.Ф., Чесовская М.Г., Андриенко Ю.И. и др. Формирование и совершенствование кадрового потенциала органов внутренних дел Российской Федерации: учебное пособие. Белгород: Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Пути-лина, 2016. 157 с.

2. Таранова А.Е., Антонов Е.А. Формирование социально-гуманитарной образовательной стратегии в образовательных организациях системы МВД России: фи-лософско-антропологические основания // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. № 7. С. 691.

3. Евгеньева Т.В., Кузнецов И.И., Перевезенцев С.В. Основы российской государственности: учебное пособие для студентов, изучающих социогуманитарные науки. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2023. 550 с.

4. Балахонский В.В. Возможности учебной дисциплины «Основы российской государственности» в формировании исторической и политической культуры сотрудников полиции в процессе обучения в образовательных организациях МВД России. Актуальные проблемы социальной философии: материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Санкт-Петербургский университет МвД России, 2024. С. 13.

5. Абдулманова И.В. История (политико-правовые аспекты в сравнительно-историческом изложении):

учебное пособие. Белгород: Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, 2023. C. 5.

6. Пашин В.М., Кобозев А.А. Основные направления и формы реализации новой кадровой политики МВД России в органах внутренних дел: учебное пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2013. 96 c.

7. Абдулманова И.В. О некоторых аспектах формирования исторического мировоззрения курсантов в образовательных организациях системы МВД России: сборник материалов Всероссийского круглого стола. Белгород: Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, 2022. C. 5.

References

1. Amelchakov I.F., Chesovskaya M.G., Andriyenko U.I. et al. Forming and Improving Workforce Capacity of Russian Federation Internal Affairs Bodies: study guide. Belgorod: Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, 2016. 157 p.

2. Taranova A.E., Antonov E.A. Forming Social and Human Educational Strategy in the Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation: Philosophical and Athropological Foundations // Pedagogy: Issues of Theory and Practice. 2022. № 7. P 691.

3. Evgenieva T.V., Kuznetsov I.I., Perevezentsev S.V Foundations of Russian Statehood: study guide for students

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

studying social and human sciences. M.: Russian Academy of National Economics and Public Administration's Delo publishing house, 2023. 550 p.

4. Balakhonskiy V.V Possibilities of the academin discipline «Foundations of russian statehood» in the process of forming historical and political culture of the police officers in the framework of trainig at educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Current issues of social philosophy: research to practice conference materials. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2024. P. 13.

5. Abdulmanova I.V. History (political and legal aspects in comparative historical context): study guide. Belgorod: Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, 2023. P. 5.

6. Pashin V.M., Kobozev A.A. The Main Directions and Forms of Implementation of the New Personnel Policy of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation in the Internal Affairs Bodies: study guide. Domodedovo: Advanced Training Institute of the MIA of Russia, 2013. 96 p.

7. Abdulmanova I.V. On some aspects of forming historical worldview of cadets of Russian Ministry of Internal Affairs Educational Organizations: all-Russian roundtable discussion source book. Belgorod: Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, 2022. P. 5.

Информация об авторах

А.Е. Таранова - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина

А.Ф. Агарков - кандидат исторических наук, заместитель начальника кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина

Контакты: ул. Горького, д. 71, Белгород, Россия, 308024 Information about the authors

A.E. Taranova - Candidate of Sciences in Sociology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines of the Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia

A.F. Agarkov - Candidate of Sciences in History, Deputy Head of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines of the Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Contacts: ul. Gorkogo, d. 71, Belgorod, Russia, 308024

Статья поступила в редакцию 07.12.2024; одобрена после рецензирования 13.12.2024; принята к публикации 18.12.2024. The article was submitted 07.12.2024; approved after reviewing 13.12.2024; accepted for publication 18.12.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.