Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДУХОВНОГО ОПЫТА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДУХОВНОГО ОПЫТА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / РОССИЯ / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ / КУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Оборский А. Ю., Зотов А. А., Козырев Н. А.

В статье рассматриваются результаты социологических исследований с целью определить состояние преемственности традиций и обычаев в современном российском обществе. Авторами был выявлен ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на приверженность идее необходимости передачи традиций и обычаев следующим поколениям. Проведен анализ средств массовой информации на предмет тематического упоминания межпоколенческого наследия, ключевых слов и тональности. В результате было выявлено, что большинство россиян, особенно люди старших возрастов, оценивают наличие межпоколенческой преемственности как важный элемент развития общества. Наиболее значимыми факторами в оценке важности наличия преемственности стали: возраст, место проживания, уровень образования и цифровой вовлеченности. Исследования и отчеты позволяют сделать вывод о наличии сильной связи между потребностью россиян в преемственности и государством как гарантом и представителем традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL CONTINUITY OF THE SPIRITUAL EXPERIENCE IN MODERN RUSSIAN SOCIETY: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS

The article discusses the results of sociological research to determine the state of continuity of traditions and customs in modern Russian society. The authors identified several factors that have the greatest impact on the commitment to the idea of the need to pass on traditions and customs to the next generations. The media were analyzed for thematic mention of intergenerational heritage, keywords, and tone. As a result, it was revealed that most Russians, especially elderly people, assess the presence of intergenerational continuity as an important element in the development of society. The most significant factors in assessing the importance of continuity were age, place of residence, level of education, and digital involvement. Studies and reports suggest that there is a strong connection between Russians' need for continuity and the state as a guarantor and representative of traditions.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДУХОВНОГО ОПЫТА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.7

Историческая преемственность духовного опыта в современном российском обществе: социологический анализ

Historical continuity of the spiritual experience in modern Russian society: a sociological analysis

Оборский А.ЮЮ., Финансовый университет при Правительстве РФ, [email protected] Зотов А.А., Финансовый университет при Правительстве РФ, [email protected] Козырев Н.А., Финансовый университет при Правительстве РФ, [email protected]

Oborsky A., Financial University under the Government of the Russian Federation, [email protected]

Zotov A., Financial University under the Government of the Russian Federation, [email protected]

Kozyrev N., Financial University under the Government of the Russian Federation, nikolay. kozyrev 77@mail. ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.034

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

Ключевые слова: историческая преемственность, Россия, традиции, обычаи, отношения между поколениями, культурный опыт, молодежь, ценности.

Keywords: historical continuity, Russia, traditions, customs, relations between generations, cultural experience, youth, values.

Аннотация. В статье рассматриваются результаты социологических исследований с целью определить состояние преемственности традиций и обычаев в современном российском обществе. Авторами был выявлен ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на приверженность идее необходимости передачи традиций и обычаев следующим поколениям. Проведен анализ средств массовой информации на предмет тематического упоминания межпоколенческого наследия, ключевых слов и тональности. В результате было выявлено, что большинство россиян, особенно люди старших возрастов, оценивают наличие межпоколенческой преемственности как важный элемент развития общества. Наиболее значимыми факторами в оценке важности наличия преемственности стали: возраст, место проживания, уровень образования и цифровой вовлеченности. Исследования и отчеты позволяют сделать вывод о наличии сильной связи между потребностью россиян в преемственности и государством как гарантом и представителем традиций.

Abstract. The article discusses the results of sociological research to determine the state of continuity of traditions and customs in modern Russian society. The authors identified several factors that have the greatest impact on the commitment to the idea of the need to pass on traditions and customs to the next generations. The media were analyzed for thematic mention of intergenerational heritage, keywords, and tone. As a result, it was revealed that most Russians, especially elderly people, assess the presence of intergenerational continuity as an important element in the development of society. The most significant factors in assessing the importance of continuity were age, place of residence, level of education, and digital involvement. Studies and reports suggest that there is a strong connection between Russians' need for continuity and the state as a guarantor and representative of traditions.

Введение. Современный постмодернистский взаимодействие индивидов, социальных

мир имеет повышенную рискогенность. Каждое общностей и институтов имеет множество

вариантов развития, что увеличивает количество потенциальных рисков. Такие условия следует определять как модернизирующуюся

неопределенность, так как чем больше информации появляется по тому или иному объекту взаимодействия, чем больше инструментов для получения результата появляется, тем больше модернизируется социальная реальность и конкретная ситуация взаимодействия. «Культура рисков», охватившая человечество вследствие развития общества потребления, превратила привычные

разрозненные «очаги рисков» в непрерывное ощущение неопределенности и небезопасности [6, с.4].

В условиях цифровой реальности информационное пространство поглощает общество. Знаменитая работа Элвина Тоффлера «Третья волна» касается проблемы так называемой «клип-культуры», которая стала следствием развития человечества [9, с.83]. В данных условиях общество нуждается в ориентирах - социальных нормах и установках, которые в обязательном порядке подлежат трансляции следующим поколениям.

Материалы и методы исследования. Наличие или отсутствие запроса у населения на защиту межпоколенческой преемственности культурного опыта можно выявить путем анализа результатов ряда социологических исследований

общественного мнения граждан России.

Результаты исследования. Наиболее значительным событием, которое

актуализировало проблему преемственности

культурных традиций, обычаев, ценностей россиян можно считать Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию Российской Федерации [10]. Одним из важнейших направлений по внесению поправок в Конституцию РФ являлось закрепление принципов «непрерывности и преемственности тысячелетней истории России как залога её государственного суверенитета,

цивилизационной самобытности и гражданского мира». Данное направление работы можно охарактеризовать как декларацию

преемственности истории как основы для интеграции общества, всех социальных групп, независимо от социально-демографических факторов, так как Конституция является основополагающим и общепризнанным источником права.

Рассмотрим результаты исследования ВЦИОМ 2020 года, проведенного до Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации. Один из вопросов, который был задан респондентам, звучал следующим образом: «Скажите, пожалуйста, лично для Вас важно или не важно, чтобы следующие принципы были закреплены в Конституции России? «Непрерывность и преемственность

тысячелетней истории России является залогом её государственного суверенитета,

цивилизационной самобытности и гражданского мира». Ниже приведено распределение ответов респондентов по данному вопросу, представленное на рисунке 1.

Рисунок 1. - Оценка респондентами важности закрепления в Конституции Российской Федерации принципов непрерывности и преемственности тысячелетней истории России (ВЦИОМ, 2020) [2]

Основываясь на вышеприведенных данных, можно сделать вывод, что в целом, значительное большинство граждан России (80%) считают

важным закрепление в Конституции Российской Федерации принципов исторической

преемственности для интеграции российского общества и развития страны.

Так как объектом авторского исследования является историческая преемственность духовного опыта поколений, необходимо исследовать влияние такого социально-демографического фактора как возраст на риск-

восприятие важности закрепления в Конституции РФ непрерывности и преемственности истории. На рисунке 2 представлены распределение мнений респондентов по вопросу о важности закрепления в Конституции РФ принципов непрерывности и преемственности истории России, в зависимости от возраста.

Рисунок 2. - Оценка респондентами важности закрепления в Конституции Российской Федерации принципов непрерывности и преемственности тысячелетней истории России (ВЦИОМ, 2020) [2]

При анализе приведенных данных можно сделать вывод, что существует ярко выраженная зависимость между возрастом и оценкой важности закрепления в Конституции Российской Федерации принципов «непрерывности и преемственности тысячелетней истории России как залога её государственного суверенитета, цивилизационной самобытности и гражданского мира»: чем выше возраст, тем выше уровень поддержки данных принципов и, соответственно, чем ниже возраст, тем ниже уровень поддержки закрепления в Конституции принципов исторической преемственности. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что молодое поколение в меньшей степени рассматривает

государство в качестве защитника преемственности культурного опыта россиян.

Далее необходимо рассмотреть мотивацию россиян проголосовать за закрепление в Конституции России вышеуказанных принципов. Ниже на рисунке 3 приведено распределение ответов на следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, Вы скорее поддержите или скорее не поддержите внесение следующих изменений в Конституцию? «Непрерывность и

преемственность тысячелетней истории России является залогом её государственного суверенитета, цивилизационной самобытности и гражданского мира». Рассмотрим результаты более подробно.

Рисунок 3. - Оценка респондентами готовности проголосовать за закрепление в Конституции Российской Федерации принципов непрерывности и преемственности тысячелетней истории России (ВЦИОМ, 2020) [3]

Опираясь на проведенный анализ, следует сделать вывод: россияне не только считают важным закрепление в Конституции Российской

Федерации принципов непрерывности и преемственности тысячелетней истории России, но и намерены были поддержать данные

принципы на Общероссийском голосовании, что свидетельствует о том, что россияне чувствуют важность и необходимость институционализации исторической преемственности духовного опыта поколениями для развития страны и обеспечения будущего для молодых поколений.

Рассмотрим также влияние фактора возраста на готовность поддержать закрепление в Конституции Российской Федерации принципов непрерывности и преемственности тысячелетней истории России на Общероссийском голосовании. На рисунке 4 представлено распределение ответов респондентов.

Рисунок 4. - Оценка респондентами готовности проголосовать за закрепление в Конституции Российской Федерации принципов непрерывности и преемственности тысячелетней истории России в зависимости от

возраста опрошенных (ВЦИОМ, 2020) [3]

В возрасте от 18 до 24 лет большинство, а именно 68% граждан отметили, что планируют поддержать принципы непрерывности и преемственности истории России на Общероссийском голосовании по введению поправок в Конституцию РФ. В возрасте 25 - 34 лет процент поддерживающих данную инициативу вырос до 77%. В возрасте от 35 до 44 лет уже 80% граждан отметили, что планируют поддержать принципы на голосовании. В возрасте 45 - 59 лет 86% россиян отметили, что проголосуют «за» внесение вышеописанных принципов в Конституцию РФ. И в возрасте старше 60 лет почти 90% граждан отметили, что планируют поддержать данные принципы на голосовании.

Основываясь на приведенных данных, можно сделать вывод, что существует корреляция между возрастом и готовностью поддержать закрепление в Конституции РФ принципов «непрерывности и преемственности

тысячелетней истории России как залога её государственного суверенитета,

цивилизационной самобытности и гражданского мира»: чем старше социальная общность, тем большая доля из них готова проголосовать «за». Взаимосвязь, полученная в ходе анализа результатов исследования ВЦИОМ,

представленных на рисунке 4 соответствует взаимосвязи, представленной на рисунке 2.

Таким образом, опираясь на результаты анализа данного блока можно сделать следующие выводы:

1) Россияне видят необходимость в закреплении в Конституции Российской Федерации принципов «непрерывности и преемственности тысячелетней истории России как залога её государственного суверенитета, цивилизационной самобытности и гражданского мира», о чем свидетельствуют и результаты Общероссийского голосования, проведенные в 2020 году. Желание граждан сохранять и передавать культурный опыт предков важно для транслирования национальных ценностей и норм, обеспечивая социальную стабильность и основу для развития взаимодействий социальных институтов.

2) Возраст является важным фактором, влияющим на риск-восприятие ценностей и норм. Данный факт необходимо учитывать при стратегическом, тактическом и операциональном планировании политических программ в различных сферах.

Безусловно, важной составляющей исторического опыта являются обряды и традиции, так как они являются формой представления ценностей общества.

Соответственно, трансляция существующих исторических традиций и обрядов обеспечит преемственность исторического опыта между поколениями. В 2021 году ВЦИОМ провел

исследование, целью которого являлось выявление мнения россиян о необходимости сохранения обрядов и традиций младшими поколениями. В таблице ниже, см. таблицу 1,

представлено распределение оценок россиян, касающихся важности сохранения детьми и внуками обрядов и традиций. Рассмотрим результаты более подробно.

Таблица 1. - Оценка респондентами важности сохранения детьми и внуками обрядов и традиций

Ответы респондентов %

Однозначно да 41

Скорее да 42

Скорее нет 10

Однозначно нет 3

Затрудняюсь ответить 4

Источник: ВЦИОМ [5]

На основе метода поляризации данных были сделаны следующие выводы: 83% россиян считают важным сохранение детьми и внуками обрядов и традиций. Только 13% отметили, что дети и внуки не должны сохранять обряды и традиции. Опираясь на представленные данные, можно сделать вывод, что значительное большинство россиян считают, что дети и внуки должны сохранять обряды и традиции современного российского общества, что свидетельствует о поддержке молодежью утверждения о том, что преемственность необходима для обеспечения стабильности и развития России.

Далее необходимо рассмотреть факторы, влияющие на оценку россиян важности сохранения детьми и внуками обрядов и традиций.

В ходе анализа представленной диаграммы, см. рисунок 5, мы можем сделать вывод о том, что возраст является довольно значимым социально-демографическим аспектом,

формирующим мнение респондентов о сохранении потомками обрядов и традиций. Выявлена закономерность: люди более старшего возраста чаще считают важным сохранение обрядов и традиций нежели более молодые.

Рисунок 5. - Оценка респондентами важности сохранения детьми и внуками обрядов и традиций в зависимости от возраста опрошенных (ВЦИОМ, 2021) [5]

Следующий фактор - уровень образования, см. рисунок 6. Анализ представленных данных позволяет сказать о том, что более низкий уровень образования, коррелирует с более высокой уверенностью в важности сохранения обрядов и традиций потомками, а более высокий уровень образования респондентов соответствует меньшей уверенности в необходимости данной практики.

Достаточно интересная зависимость наблюдается на следующем графике, см. рисунок 7. Каждый второй твердо убежденный в важности наличия преемственности обрядов и традиций либо не пользуется интернетом вовсе, либо заходит в него очень редко. При этом среди отрицающих в той или иной мере важность данной практики доля пользующихся интернетом либо каждый день, либо несколько раз в неделю

заметно выше доли тех, кто им не пользуется. Среди тех, кто «скорее за» непрерывность

обрядов и традиций наблюдается та же тенденция.

Рисунок 6. - Оценка респондентами важности сохранения детьми и внуками обрядов, традиций в зависимости от уровня образования опрошенных (ВЦИОМ, 2021) [5]

Рисунок 7. - Оценка респондентами важности сохранения детьми и внуками обрядов и традиций в зависимости от уровня цифровой вовлеченности (ВЦИОМ, 2021) [5]

Далее переходим к анализу зависимости оценки важности сохранения потомками обрядов и традиций от региона проживания респондентов, см. рисунок 8. Выявленная закономерность позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, жители сел и городов с численностью жителей до 100 тыс. человек придерживаются наиболее консервативной точки зрения по данному вопросу. При этом жители более

крупных городов холоднее относятся к необходимости преемственности обрядов и традиций. В целом такие результаты являются довольно ожидаемыми, так как культурный опыт предков в целом играет наиболее значительную роль в городах с небольшим количеством населения или селах. Об этом в своей работе «Урбанизм как образ жизни» писал известный ученый Луис Вирт [7, с. 12-13].

Рисунок 8. - Оценка респондентами важности сохранения детьми и внуками обрядов и традиций в зависимости от численности населенного пункта опрошенных (ВЦИОМ, 2021) [5]

Следующая таблица отображает

востребованность ряда идей среди опрошенных респондентов, см. таблицу 2. Как мы можем заметить, наиболее важные ценности связаны с сохранением безопасности, здоровья себя и близких. Также семья выступает в качестве одной из важнейших ценностей. Почти каждый третий (29%) выделяет в качестве главной ориентации любовь и уважение близких. Материальное благополучие и патриотизм находят отклик у

множества наших соотечественников (37% и 30% соответственно).

В свою очередь наименее значимыми идеями стали: личный успех, жизнь в соответствии с моральными нормами, а также общественное признание и авторитет. Показательно то, что лишь 15% респондентов отмечают в качестве важной ценности уважение традиций и обычаев своего народа, что говорит о их непопулярности среди населения.

Таблица 2. - Оценка респондентами важности ценностей и идей

Ответы респондентов %

Здоровье собственное и близких 67

Семья 49

Безопасность собственная и близких 38

Материальный достаток 37

Любовь к Родине, гордость за страну 30

Любовь, уважение близких 29

Качественное образование 24

Возможность делать что-то полезное для других, помогать 19

Интересная работа 18

Путешествие, открытие новых мест 16

Самообразование, приобретение новых знаний 16

Уважение традиций, обычаев своего народа 15

Свобода, независимость 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жизнь в согласии с моральными нормами 13

Личный успех 6

Общественное признание, авторитет 4

Затрудняюсь ответить 2

Источник: ВЦИОМ[1]

Проанализировав востребованность

следующих идей и ценностей, можно сделать вывод о том, что россияне обладают семейно-общинной ценностной ориентацией, в которой на первое место ставится семья, их здоровье и благополучие, при этом свобода или личные успехи не являются чем-то основополагающим. Данный вывод также подтверждается отчетом Центра стратегических разработок,

представленным в августе 2020 года, согласно

Сопоставив данные с графиков на рисунке 1, таблицах 1, 2 и 3, мы можем выдвинуть довольно интересную гипотезу. С одной стороны, россияне не высоко оценивают важность уважения традиций и обычаев своего народа. С другой стороны, большая доля наших соотечественников выражает мнение о необходимости преемственности традиций и обычаев. Кроме того, несмотря на малую долю респондентов, выделяющих уважение традиций и обычаев народа, подавляющее большинство населения выступает за закрепление в Конституции РФ принципов непрерывности и преемственности истории России, а также 88% населения выступают за идею государства как защитника традиционных ценностей.

В таком случае гипотеза звучит следующим образом: россияне невысоко оценивают важность народных традиций, особенно по сравнению с семейными ценностями, однако хотят, чтобы их потомки сохраняли их традиции и обычаи, а также, чтобы государство выступало защитником культуры россиян.

Далее необходимо проанализировать состояние взаимоотношений между

поколениями, см. рисунок 9 и 10, так как при отсутствии устойчивых межпоколенческих контактов невозможно наладить хоть какую-то передачу традиций и обычаев.

которому индивидуализм стал одной и самых непопулярных ценностей, при этом среди лидеров диалог, эмпатия и сотрудничество [11]. Однако необходимо заметить тот факт, что несмотря на то, что семья и община являются носителями определенных традиций и ценностей народа последние не вызывают у большинства наших сограждан какого-то трепета.

В этой связи весьма интересно рассмотрение следующей таблицы, см. таблицу 3.

При общении с людьми старшего поколения почти каждый (92%) представитель младшего поколения не испытывает трудностей. Среди представителей среднего поколения эта доля чуть меньше (85%), однако абсолютное большинство разделяет точку зрения об отсутствии проблем во взаимодействии с людьми старшего поколения.

В свою очередь старшее поколение намного чаще испытывает трудности во взаимодействии с молодежью: около трети из них (29%) заявляют о наличии проблем. При этом среднему поколению общий язык найти проще: лишь пятая часть находит взаимосвязь с молодыми людьми проблематичной.

Также довольно интересно взглянуть на то, как поколения воспринимают друг друга на предмет готовности к межпоколенческой коммуникации, см. рисунок 11 и 12.

Обращая внимание на представителей младшего поколения. Мы можем констатировать, что доля уверенных в том, что старшее поколение хорошо относится к молодежи достигает почти 60%. Однако если сопоставалять результаты с данными на рисунке 9, то мы можем сделать следующий вывод: абсолютное большинство молодежи не испытывает трудностей в общении со старшим поколением, при этом лишь около 60% из них говорят о том, что старшее поколение хорошо относится к ним.

Таблица 3. - Оценка респондентами суждения: «Государство должно всемерно защищать традиции и традиционные ценности, бороться за их сохранение и укрепление»

Ответы респондентов %

Согласен 64

Скорее согласен 24

Скорее не согласен 6

Не согласен 4

Затрудняюсь ответить 2

Источник: ВЦИОМ[3]

Рисунок 9. - Распределение ответов респондентов на вопрос об их взаимоотношениях с людьми старшего поколения (ФОМ, 2020) [8]

Рисунок 10. - Распределение ответов респондентов на вопрос об их взаимоотношениях с людьми младшего поколения (ФОМ, 2020) [8]

Рисунок 11 . - Распределение мнений респондентов об отношении старшего поколения к молодежи (ФОМ, 2020) [8]

Рисунок 12. - Распределение мнений респондентов об отношении молодежи поколения к старшему поколению (ФОМ, 2020) [8]

Далее необходимо взглянуть на ситуацию с другой стороны. В данном случае проблема еще яснее: лишь 44% представителей старшего поколения видят в молодежи тех, кто хорошо относится к старшему поколению. При этом если взглянуть на распределение ответов старшего поколения на вопрос о проблемах во взаимоотношениях с молодежью, то большинство (65%) отвечает, что их нет.

Заключение. В итоге мы можем сделать вывод о том, что гораздо чаще проблемы во взаимоотношениях возникают у старшего поколения, нежели у младшего несмотря на то, что в целом большинство представителей обоих поколений говорит об отсутствии каких-либо проблем. Кроме того, графики позволяют сказать о том, что каждое из поколений «тянет одеяло на себя». При самоидентификации поколения чаще оценивают взаимоотношения как успешные, однако при оценке другого поколения все чаще возникают мнения о проблемности взаимоотношений.

Результаты проведенного социологического анализа дают понять о том, что в современном российском обществе существуют некоторые проблемы, связанные с темой преемственности традиций и обычаев. Прежде всего, несмотря на некоторую уверенность молодежи в отсутствии проблем в коммуникации со старшим поколением, значительная часть последнего отмечает наличие затруднений во

взаимодействии, что уже ставит под вопрос возможность нормальной трансляции

культурного опыта. При этом если поколения говорят друг о друге, то доля, положительно оценивающая друг друга не так высока. Иными словами, при «взаимооценке» поколения часто дают не положительные отзывы.

Еще одной потенциальной проблемой становится незаинтересованность людей, имеющих высокий уровень образования в процессе передачи традиций и обычаев. В данной сфере нужно проводить более глубинное исследование по качественной стратегии для получения подробной информации о причинах данного феномена.

Следующим вектором работы может стать трансляция важности исторической

преемственности с помощью сети Интернет. В данной сфере можно использовать опыт Китая Важно уточнить, что какие-либо ограничительные меры для запрета трансляции конкурирующих идей не будут иметь должного эффекта, так как «заставить» человека сделать что-то довольно проблематично. Кроме того, в существующей среде Интернета все запреты можно довольно просто обойти. Используя возможности сети необходимо доносить до пользователей важность сохранения

преемственности культурного опыта среди граждан России.

Литература:

1. Всероссийский центр изучения

общественного мнения, СПУТНИК [Электронный ресурс] / ВЦИОМ. - 2019. - Режим доступа: https://bd.wtiomш/trzh/prшt_q.php?s_id=223&q_id=1754 0&ая1Е=03.11.2019

2. Всероссийский центр изучения

общественного мнения, СПУТНИК [Электронный ресурс] / ВЦИОМ. - 2020. - Режим доступа: https://bd.wtiomш/trzh/prшt_q.php?s_id=250&q_id=2046 2&date=23.02.2020

3. Всероссийский центр изучения общественного мнения, СПУТНИК [Электронный ресурс] / ВЦИОМ. - 2020. - Режим доступа: https://bd.wciomru/trzh/print_q.php?s_id=250&q_id=2047 7&date=23.02.2020

4. Всероссийский центр изучения общественного мнения, СПУТНИК [Электронный ресурс] / ВЦИОМ. - 2020. - Режим доступа: https://bd.wciom.ru/trzh/print_q.php?s_id=297&q_id=2865 7&date=01.11.2020

5. Всероссийский центр изучения общественного мнения, СПУТНИК [Электронный ресурс] / ВЦИОМ. - 2021. - Режим доступа: https://bd.wciom.ru/trzh/print_q.php?s_id=318&q_id=3264 0&date=07.03.2021

6. Игаева К.В., Николаи Ф.В. Трансформация культуры общества потребления в работах З. Баумана [Электронный ресурс] / К.В. Игаева, Ф.В. Николаи // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2022. - № 65. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-kultury-obschestva-potrebleniya-v-rabotah-z-baumana

7. Николаева В.Г. 97. 03. 024. Вирп Л. Урбанизм как образ жизни. Wirth L. uibanism as a way of life [Электронный ресурс] // Amer. J. of socioligy. - Chicago, 1938. -Vol. 44, n 1. - Р. 1-24 // Социальные и

1. All-Russian Center for the Study of Public Opinion, SPUTNIK [Electronic resource] / VCIOM. - 2019. -Access mode: https://bd.wciom.ru/trzh/ print_q.php?s_id=223&q_id= 17540&date=03.11.2019

2. All-Russian Center for the Study of Public Opinion, SPUTNIK [Electronic resource] / VCIOM. - 2020. -Access mode: https://bd.wciom.ru/trzh/ print_q.php?s_id=250&q_id=20462&date=23.02.2020

3. All-Russian Center for the Study of Public Opinion, SPUTNIK [Electronic resource] / VCIOM. - 2020. -Access mode: https://bd.wciom.ru/trzh/ print_q.php?s_id=250&q_id=20477&date=23.02.2020

4. All-Russian Center for the Study of Public Opinion, SPUTNIK [Electronic resource] / VCIOM. - 2020. -Access mode: https://bd.wciom.ru/trzh/ print_q.php?s_id=297&q_id=28657&date=01.11.2020

5. All-Russian Center for the Study of Public Opinion, SPUTNIK [Electronic resource] / VCIOM. - 2021. -Access mode: https://bd.wciom.ru/trzh/ print_q.php?s_id=318&q_id=32640&date=03/07/2021

6. Igaeva K.V., Nikolai F.V. Transformation of the culture of the consumer society in the works of Z. Bauman [Electronic resource] / K.V. Igaeva, F.V. Nicholas // Vestn. Volume. state university Philosophy. Sociology. Political science. - 2022. - № 65. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-kultury-obschestva-potrebleniya-v-rabotah-z-baumana

7. Nikolaeva V.G. 97. 03. 024. Virn L. Uibanism as a way of life. Wirth L. urbanism as a way of life [Electronic

гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. - 1997. - № 3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/97-03-024-virn-l-uibanizm-kak-obraz-zhizni-wirth-l-uibanism-as-a-way-of-life-amer-j-of-socioligy-chicago-193 8-vol-44-n-1-p-1 -24

8. О разных поколениях. Отношения между людьми разных поколений [Электронный ресурс] / ФОМ. - 2020. - Режим доступа: https://fom.ru/Obraz-zhizni/14478

9. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. -Москва: АСТ, 2010. - 325 с.

10. О поправке к Конституции РФ: Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 14 мар. 2020 г. №1-ФКЗ: [одобрен Государственной Думой 11 мар. 2020 г.: одобрен Советом Федерации 11 мар. 2020 г.] [Электронный ресурс] // Консультант: офиц. Сайт. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_346019/

11. ЦСР узнал о жизненных ценностях россиян и ожиданиях от национальных целей [Электронный ресурс] / Центр стратегических разработок. - 2020. -Режим доступа: https://www.csr.ru/ru/news/tssr-uznal-o-zhiznennykh-tsennostyakh-rossiyan-i-ozhidaniyakh-ot-natsionalnykh-tseley/

ces:

resource] // Amer. J. of sociology. - Chicago, 1938. - Vol. 44,n 1.-p. 1-24 // Social and human sciences. Domestic and foreign literature. Ser. 11, Sociology: Abstract journal. -1997. - № 3. - Access mode: https://cyberleninka.ru/ article/n/97-03-024-virn-l-urbanizm-kak-obraz-zhizni-wirth-l-urbanism-as-a -way-of-life-amer-j -of-socioligy-chicago-193 8-vol-44-n- 1-p-1-24

8. About different generations. Relations between people of different generations [Electronic resource] / FOM. - 2020. - Access mode: https://fom.ru/Obraz-zhizni/14478

9. Toffler E. The Third Wave / E. Toffler. - Moscow: AST, 2010. - 325 p.

10. On the amendment to the Constitution of the Russian Federation: Federal constitutional law of the Russian Federation of March 14. 2020 No. 1-FKZ: [approved by the State Duma on March 11 2020: approved by the Federation Council 11 Mar. 2020] [Electronic resource] // Consultant: official. Website. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346 019/

11. TsSR learned about the life values of Russians and expectations from national goals [Electronic resource] / Center for Strategic Research. - 2020. - Access mode: https://www.csr.ru/ru/news/tssr-uznal-o-zhiznennykh-tsennostyakh-rossiyan-i-ozhidaniyakh-ot-natsionalnykh-tseley/

5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы

Сведения об авторах:

Оборский Алексей Юрьевич (г. Москва, Россия), кандидат философских наук, доцент, доцент Департамента социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве РФ, e-mail: [email protected]

Зотов Алексей Александрович (г. Москва, Россия), студент 4-го курса направления «Экономическая социология» Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве РФ, e-mail: [email protected]

Козырев Николай Александрович (г. Москва, Россия), студент 4-го курса направления «Экономическая социология» Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет при Правительстве РФ, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.