Научная статья на тему 'ИДЕЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА'

ИДЕЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
129
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ирсетская Е. А.

В статье анализируется понимание идеологемы социальной справедливости в общественном сознании современных россиян. Автор показывает, что понимание справедливости может отличаться по различным основаниям. В условиях текущего экономического кризиса, а также кризиса социально-политической сферы, вызванного началом специальной военной операции на Украине, в современном российском обществе происходят серьезные структурные изменения. В период дестабилизации большое значение приобретает использование возможностей идеологии для укрепления процессов социальной солидарности, интеграции, а также поддержания реализуемых властью социально-политических и экономических изменений.В современном политическом дискурсе обращение к идее социальной справедливости становится востребованным и актуальным концептом, опираясь на который политические деятели стремятся дать обоснование реализуемым проектам в рамках социальной поддержки населения и экономической поддержки нуждающихся групп граждан. Социальная справедливость в сознании россиян главным образом ассоциируется со справедливостью в сфере заработка и оплаты труда, поэтому растущее имущественное расслоение россиян в результате реализуемого социально-политического курса может оказывать существенное влияние на оценку населением справедливости общественного устройства. Нарастающее имущественное расслоение будет вести к усилению социальной несправедливости и недовольству граждан реализуемым социально-политическим курсом в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF SOCIAL JUSTICE IN THE MODERN RUSSIAN SPACE OF SYMBOLIC POLITICAL DISCOURSE

The article analyzes the understanding of the ideology of social justice in the public consciousness of modern Russians. The author shows that the understanding of justice may differ for various reasons. In the conditions of the current economic crisis, as well as the crisis in the socio-political sphere caused by the beginning of a special military operation in Ukraine, serious structural changes are taking place in modern Russian society. During the period of destabilization, it is of great importance to use the possibilities of ideology to strengthen the processes of social solidarity, integration, as well as to support the socio-political and economic changes implemented by the authorities.In modern political discourse, the appeal to the idea of social justice is becoming a popular and relevant concept, based on which politicians seek to justify the projects being implemented within the framework of social support for the population and economic support for needy groups of citizens. Social justice in the minds of Russians is mainly associated with justice in the sphere of earnings and wages, therefore, the growing property stratification of Russians as a result of the implemented socio-political course can have a significant impact on the public’s assessment of the fairness of the social structure. The growing property stratification will lead to an increase in social injustice and dissatisfaction of citizens with the socio-political course being implemented in Russia.

Текст научной работы на тему «ИДЕЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА»

Социология: теоретические и эмпирические исследования

УДК 316.6

DOI: 10.28995/2073-6401-2023-1-59-70

Идея социальной справедливости в современном российском пространстве символического политического дискурса

Елена А. Ирсетская Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Москва, Россия; Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, e.irs@rggu.ru

Аннотация. В статье анализируется понимание идеологемы социальной справедливости в общественном сознании современных россиян. Автор показывает, что понимание справедливости может отличаться по различным основаниям. В условиях текущего экономического кризиса, а также кризиса социально-политической сферы, вызванного началом специальной военной операции на Украине, в современном российском обществе происходят серьезные структурные изменения. В период дестабилизации большое значение приобретает использование возможностей идеологии для укрепления процессов социальной солидарности, интеграции, а также поддержания реализуемых властью социально-политических и экономических изменений.

В современном политическом дискурсе обращение к идее социальной справедливости становится востребованным и актуальным концептом, опираясь на который политические деятели стремятся дать обоснование реализуемым проектам в рамках социальной поддержки населения и экономической поддержки нуждающихся групп граждан. Социальная справедливость в сознании россиян главным образом ассоциируется со справедливостью в сфере заработка и оплаты труда, поэтому растущее имущественное расслоение россиян в результате реализуемого социально-политического курса может оказывать существенное влияние на оценку населением справедливости общественного устройства. Нарастающее имущественное расслоение будет вести к усилению социальной несправедливости и недовольству граждан реализуемым социально-политическим курсом в России.

© Ирсетская Е.А., 2023 ISSN 2073-6401 • Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023. № 1

Ключевые слова: идеология, социальная справедливость, символическая политика, общественное сознание

Для цитирования: Ирсетская Е.А. Идея социальной справедливости в современном российском пространстве символического политического дискурса // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023. № 1. С. 59-70. DOI: 10.28995/2073-6401-2023-1-59-70

The idea of social justice in the modern Russian space of symbolic political discourse

Elena A. Irsetskaya Russian Academy of Sciences Institute of socio-political studies of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Moscow, Russia;

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, e.irs@rggu.ru

Abstract. The article analyzes the understanding of the ideology of social justice in the public consciousness of modern Russians. The author shows that the understanding of justice may differ for various reasons. In the conditions of the current economic crisis, as well as the crisis in the socio-political sphere caused by the beginning of a special military operation in Ukraine, serious structural changes are taking place in modern Russian society. During the period of destabilization, it is of great importance to use the possibilities of ideology to strengthen the processes of social solidarity, integration, as well as to support the socio-political and economic changes implemented by the authorities.

In modern political discourse, the appeal to the idea of social justice is becoming a popular and relevant concept, based on which politicians seek to justify the projects being implemented within the framework of social support for the population and economic support for needy groups of citizens. Social justice in the minds of Russians is mainly associated with justice in the sphere of earnings and wages, therefore, the growing property stratification of Russians as a result of the implemented socio-political course can have a significant impact on the public's assessment of the fairness of the social structure. The growing property stratification will lead to an increase in social injustice and dissatisfaction of citizens with the socio-political course being implemented in Russia.

Keywords: ideology, social justice, symbolic politics, public consciousness

For citation: Irsetskaya, E.A. (2023), "The idea of social justice in the modern Russian space of symbolic political discourse", RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Sociology. Art Studies" Series, no. 1, pp. 59-70, DOI: 10.28995/2073-6401-2023-1-59-70

В сложившейся ситуации социально-политического кризиса, вызванного текущим проведением специальной военной операции на Украине, для обоснования политического режима, а также повышения уровня консолидации российского общества обращение к символической политике становится эффективным решением. Опора на общественно значимые идеологемы становится сегодня эффективным инструментом укрепления российского государства. Развитие и укрепление в общественном сознании значимых идеологем позволяет обратиться к символической политике, а также использованию ее для реализации основных политических задач с целью формирования национальной идеи, укрепления процессов становления национальной идентичности, повышения уровня доверия к действующей власти и политическим институтам.

Подходя к анализу современного российского общества как к политическому сообществу граждан [Андерсон 2016], мы будем опираться на подход, в рамках которого большое значение в процессе социальной солидарности и вопросах общественной консолидации принадлежит знакам, идеям и ценностям, которые выступают в качестве особой символической основы и формируют национальное символическое пространство [Пушкарева 2017]. Современный мировой порядок, который формировался на протяжении длительного периода, сегодня претерпевает серьезные структурные изменения, затрагивающие не только его основных участников, но и социально-культурный дискурс, который в свою очередь во многом определяет характер и протекание основных международных процессов. Во-первых, произошла перегруппировка сил на международной арене. Ряд новых государств включились в сообщество ведущих мировых государств-лидеров и усилили свое влияние на всю международную политику. Многие из этих государств стремятся насадить или лоббировать альтернативные модели и ценности социально-политического и культурного развития. Во-вторых, Запад и ряд стран-последовательниц сегодня сами переживают ощутимые цивилизационные изменения на всех уровнях государственного управления и в социально-культурной сфере [Чебанкова, Дуткевич 2021]. В ходе таких масштабных системных трансформаций большое значение приобретает использование возможностей идеологии и социально-политических идеологем для поддержки и укрепления социально-политических и экономических изменений. Идеологический концепт социальной справедливости становится наиболее актуальным и востребованным тогда, когда общество проходит периоды значимых социально-экономических и политических кризисов и трансфор-

маций. Сегодня актуализируется анализ понимания и применения идеологемы социальной справедливости в связи с отмечаемой многими экспертами проблемой падения доходов, а также уровня и качества жизни россиян, ростом безработицы, возрастания риска международных конфликтов.

Так, сегодня в связи с происшедшими серьезными социально-политическими событиями, такими как начало специальной военной операции на Украине, формирование структуры политических идеологем в общественном сознании россиян позволит объяснить и утвердить позитивное значение для страны тех принципов и действий правительства, которые стали причиной политических сдвигов. Обращение к идее социальной справедливости будет способствовать объединению людей в период протекания международного конфликта. Недавние социально-политические события привели современное российское общество в состояние дестабилизации и напряженности, и в этом процессе крайне важны аргументы, преподносимые обществу политическими лидерами. От этого в значительной степени зависит успех той или иной стороны конфликта, а также социальная поддержка и одобрение гражданами государственного политического курса.

Действительно, часто в своих заявлениях или оценках различных социально-политических, экономических и культурных событий российские общественно-политические деятели облекают свои комментарии и позиции в термины социальной справедливости или апеллируют к ней. При этом идеологема справедливости признается значимой в самых разных сферах общественной жизни. Так, например, выступая на пленарном заседании ПМЭФ, В.В. Путин заявил, что «...социальная справедливость станет одним из принципов развития российской экономики»1. При этом под социально справедливой экономикой президент понимает «.позитивную динамику реальных доходов населения и снижение уровня бедности.»2. Характеризуя основные принципы существования российской культуры, В. Путин подчеркнул, что

1 Путин: социальная справедливость станет одним из принципов развития российской экономики // Официальный сайт информационного портала «Эксперт». 17.06.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://expert. ru/2022/06/17/putin-sotsialnaya-spravedlivost-stanet-odnim-iz-printsipov-razvitiya-rossiyskoy-ekonomiki/ (дата обращения 20 января 2023).

2 Путин сформулировал шесть принципов развития российской экономики // Официальный сайт информационного портала "Banki. ru". 18.07.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/news/ lenta/?id=10968121 (дата обращения 20 января 2023).

основные присущие ей ценности - это гуманизм, нравственность и справедливость3.

Отметим, что не только президент, но и другие значимые социально-политические деятели обращаются сегодня к идее справедливости, что опять же позволяет говорить о том, что данная идеологема оказывает значительное влияние на общественное сознание и чрезвычайно востребована. Заместитель управления делами московской патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) в ходе одного из своих выступлений заявил, что Россия «справедливо воюет», ссылаясь на специальную военную операцию на Украине4.

Идея справедливости не нова для человека, она возникла в обществе с момента становления мира и наиболее ярко проявлялась в духовно-нравственной сфере социальных отношений и взаимодействий. Вопрос о справедливом общественном устройстве, а также справедливости в личной жизни и ее месте в духовно-нравственной структуре остается и сегодня значимой и интересной темой для научного анализа. Вслед за В. Римским мы будем подчеркивать взаимосвязь понятия «справедливость» с отношениями между людьми, что позволяет нам рассуждать о так называемой социальной справедливости. Данное понятие позволяет говорить о том, как оценивается положение общественных дел в общественном мнении современных россиян. Этот подход не предполагает применения понятия социальной справедливости при анализе конкретных социальных действий или поступков различных субъектов [Римский 2013].

Сегодня можно найти много исследовательских работ, в которых авторы пытаются обосновать и дать определение понятию социальной справедливости, определить ее границы и влияние на общественные процессы, сформулировать понимание людьми принципов справедливости в различных жизненных сферах социального взаимодействия. Обращаясь к работам ученых, отметим

3 Анисимова А. Путин назвал гуманизм и справедливость истинными ценностями российской культуры // Официальный сайт Парламентской газеты. 25.03.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/ politics/putin-nazval-gumanizm-i-spravedlivost-istinnymi-cennostyami-rossiyskoy-kultury.html (дата обращения 21 января 2023).

4 Епископ РПЦ заявил, что Россия на Украине «справедливо воюет» // Официальный сайт информационного портала РБК. 22.10.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/22/10/2022/635 455279a794755e4218592https://www.rbc.ru/society/22/10/2022/63545527 9a794755e4218592 (дата обращения 20 января 2023).

следующие научные труды, основные положения которых могут стать опорой для формирования общественного мнения, а также консолидации российского общества в процессе одобрения или неодобрения политического курса, реализуемого президентом В.В. Путиным, членами Правительства и представителями власти различных уровней.

В работе М.А. Троицкого описаны различные концепции, объясняющие справедливое устройство общественных отношений. Автор исходит из определения, в рамках которого справедливость понимается как соответствие между «фактически имеющимся» и «по праву положенным» [Троицкий 2022]. Сделан вывод о том, что на арене международных отношений разные страны (государства) опираются на категорию справедливости при отстаивании своей позиции. Для усиления своей позиции они подводят этический фундамент на основе разных частных концепций справедливости. Проанализированы основополагающие принципы справедливости и объединены в классификацию по источнику и целевой аудитории. Целевой аудиторией и источниками справедливости являются отдельные участники-государства, а также все мировое сообщество. Также представляют интерес выявленные автором группы пар-противопоставления («дилемм справедливости»). Сделан вывод о том, что разрешение мирового конфликта во многом зависит от того, какая концепция справедливости наиболее популярна в данном сообществе.

Значимые принципы, которые лежат в основе различных подходов к понимаю справедливости, проанализированы в работе М.Ф. Черныша и И. Хэ. Авторами предпринята попытка на основе объединения положений ряда подходов рассмотреть социальную справедливость как процесс, реализуемый посредством соответствующих принципов и практик. Особенностью данных практик является то, что они включают в себя как исторически обусловленные, сформированные временем и опытом начала, так и общечеловеческое содержание, основанное на устоявшихся нормах, принципах и личностных особенностях индивида [Черныш, Хэ 2021].

В целом многие социально-политические процессы могут быть оценены с точки зрения концепта социальной справедливости. Так, например, анализируя глобальные миграционные процессы, опираясь на концепции справедливости и привлекая положения концепций прав человека, М.Ю. Апанович анализирует возможности применения концепта «глобального управления» Т. Вайса к возможным формам структурирования «глобального миграционного режима». Важной задачей является выявление роли государства в

процессе управления и координации миграционных потоков, восприятие данного процесса в общественном сознании, а также его отражение в проблематике современного политического дискурса [Апанович 2022].

Довольно часто, анализируя феномен социальной справедливости, исследователи обращаются к анализу правовых и законодательных конструктов и их влияния на общество. Люди могут по-разному относиться к действующим и принимаемым в обществе законам и по-разному воспринимать требование об их исполнении. Так, в работах П.М. Козырева и А.И. Смирнова [Козырева, Смирнов 2020] анализируется гражданское правосознание россиян, их представления о законопослушности и справедливости.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в рамках многих научно-исследовательских работ предприняты попытки анализа и исследования идеологемы социальной справедливости, которые описывают различные аспекты сущностного понимания данного концепта, а также применения и восприятия общественным сознанием реализации принципов справедливости в различных формах общественных отношений.

Обратимся к современному российскому обществу и проанализируем, какое значение в понятие социальной справедливости вкладывают россияне и как они оценивают современное общественное устройство с точки зрения данного смыслового концепта. Понятие социальной справедливости занимает в общественном сознании россиян важное место. Так, рассуждая о том, справедливо ли устроено современное российское общество, мнения россиян распределились следующим образом. Совокупная доля тех, кто выбрал ответ «скорее нет» и «безусловно нет» составляет 62% опрошенных против тех респондентов, которые выбрали ответы «скорее да» и «безусловно да» (33% соответственно). Приведенные данные свидетельствуют о преобладании мнения о преимущественно несправедливом устройстве современного общества. Также можно отметить довольно значимое увеличение (по сравнению с 2018 г.) доли россиян, которые считают, что общество устроено «безусловно несправедливо» (21% в 2018 г. и 30% в 2021 г.)5.

По мнению россиян, чаще всего в несправедливом общественном устройстве виноваты: чиновники (31%), народ, сами люди

5 У каждого человека есть свое понимание социальной справедливости. Как Вы считаете, в целом современное российское общество устроено справедливо или нет? (закрытый вопрос, один ответ, %, март 2021) // Сайт ВЦИОМ. URL: https://bd.wciom.ru/trzh/print_q.php?s_id=320&q_ id=33006&date=21.03.2021 (дата обращения 20 января 2023).

(30%), коррупционеры (25%), Правительство РФ (19%) и олигархи (18%). Интересным представляется тот факт, что если рассматривать динамику влияния представленных виновников на справедливость общественного устройства, то значимость влияния таких социальных групп, как чиновники, правительство, коррупционеры и олигархи, несколько уменьшается (чиновники 36% в 2018 г. против 31% в 2020 г.; Правительство РФ 23% в 2018 г. против 19% в 2020 г.; коррупционеры 30% в 2018 г. против 25% в 2020 г.; олигархи 21% в 2018 г. против 18% в 2020 г.). С другой стороны, мнение о том, что в несправедливости общественного устройства виноват сам народ, люди - увеличивается (в 2018 г. так считали 18% опрошенных, а в 2020 г. такого мнения придерживаются уже 30% респондентов)6. Можно сказать, что россияне критически оценивают свою роль в процессе влияния на общественно-политическое устройство и полагают, что проявление большей социальной активности будет способствовать формированию справедливого общественного устройства.

Наиболее ярко корреляция оценки несправедливости общества проявляется в связи с уровнем материальной обеспеченности россиян. Большинство россиян, которые оценивают свое материальное положение как «очень хорошее» (43%), считают общественное устройство в России справедливым и выбирают ответ «скорее да». В то время как большинство респондентов, оценивающих свое финансовое положение как «очень плохое» (47%), полагают, что общество устроено «безусловно несправедливо»7.

Среди наиболее популярных ответов на вопрос, что же является причиной несправедливости, превалируют такие экономические основания, как финансовая обеспеченность и уровень жизни, который человек может себе позволить. Респонденты отмечают следующие причины несправедливости: явное расслоение на богатых и

6 На Ваш взгляд, кто виноват в том, что наше общество не является полностью справедливым? Вы можете дать любое число ответов (закрытый вопрос, любое число ответов) // Сайт ВЦИОМ, фрагменты из архива «Спутник», свободный поиск. URL: https://bd.wciom.ru/trzh/print_q. php?s_id=268&q_id=23561&date=17.05.2020 (дата обращения 20 января 2023).

7 У каждого человека есть свое понимание социальной справедливости. Как Вы считаете, в целом современное российское общество устроено справедливо или нет? (закрытый вопрос, один ответ, март 2021) // Сайт ВЦИОМ (фрагмент из архива «Спутник»). URL: https://bd.wciom.ru/ trzh/print_q.php?s_id=320&q_id=33006&date=21.03.2021.

бедных (29%), маленькие зарплаты и пенсии (13%), много нищих людей, низкий уровень жизни (11%)8.

В целом отметим, что идеологема социальной справедливости относится к ряду так называемых традиционных ценностей. В современной России сохранение и актуализация традиционных ценностей сегодня является значимой задачей государственного уровня. В ноябре 2022 г. Президент России В. Путин подписал указ, в котором определены основы государственных мер по сохранению, укреплению и развитию духовных ценностей9. По сути, можно сказать, что содержание указа и есть идеология. Текст составлен с учетом идеологической основы и содержит ряд ценностей, нравственных ориентиров, которые необходимо поддерживать и укреплять в мировоззрении российских граждан, среди которых мы также видим и ценность справедливости. Так, среди традиционных ценностей, которые содержатся в указе, можно назвать следующие:

...жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России10.

Документ создан, основываясь на положениях стратегии государственной безопасности и Конституции.

В современном общественном сознании социальная справедливость главным образом ассоциируется с достижением финансовой

8 Если Вы считаете, что современное российское общество устроено в целом НЕ справедливо, то почему? В чем это проявляется? Назовите два-три примера (открытый вопрос, до трех ответов, от тех, кто считает, что общество устроено скорее не справедливо, представлены ответы от 4% опрошенных, март 2021) // Сайт ВЦИОМ (фрагмент из архива «Спутник»). URL: https://bd.wciom.ru/trzh/print_q.php?s_id=320&q_id= 33008&date=21.03.2021 (дата обращения 22 января 2023).

9 Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Информационно-правовой портал «Гарант Ру» [Электронный ресурс]. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения 18 января 2023).

10 Там же.

справедливости. Обострение вопроса социальной несправедливости и социального неравенства в первую очередь обусловлено нарастающим имущественным расслоением российских граждан. Это обстоятельство подтверждается и политической риторикой В. Путина. Так, в ходе своего выступления в программе «Москва. Кремль. Путин» в эфире телеканала «Россия-1» В. Путин давал комментарии о поправках к Конституции. Президент пояснил, что корректно говорить о достижении социальной справедливости, «.которая должна выражаться в том, что не может человек получать меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), и когда прожиточный минимум должен соответствовать этому МРОТ»11. Сегодня распределение доходов населения - это важный показатель благосостояния общества и реализации принципа социальной справедливости. Имущественное расслоение, которое достигается незаконным путем, закрепляется и поддерживается существующими правовыми актами, а также признается легитимным, ведет к усилению социальной несправедливости и увеличению социального неравенства.

Обращение российских политических деятелей к традиционным ценностям, которые сегодня находят все большую поддержку в общественном сознании россиян, позволяет сделать вывод о том, что идея социальной справедливости, а также задачи по построению экономически успешного государства, граждане которого могут обеспечить себе достойную жизнь, а также реализовывать право на социально-политическое участие в процессе управления страной, может лечь в основу национальной идеи всего народа России.

Литература

Андерсон 2016 - Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева. М.: Кучково поле, 2016. 416 с.

Апанович 2022 - Апанович М.Ю. Только лишь перемещение в пространстве? Миграция в свете концепций справедливости // Полис. Политические исследования. 2022. № 1. С. 45-52. Козырева, Смирнов 2020 - Козырева П.М., Смирнов А.И. Эволюция правовых представлений россиян: законопослушность или справедливость? // Полис. Политические исследования. 2020. № 5. С. 75-89.

11 Путин объяснил, что значит социальная справедливость // Официальный сайт информационного агентства «Красная весна». 15.06.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://rossaprimavera.ru/news/ddc43be7https:// rossaprimavera.ru/news/ddc43be7 (дата обращения 18 января 2023).

Пушкарева 2017 - Пушкарева Г.В. Идеи и ценности как способ конструирования символического пространства национальной идентичности // Полис. Политические исследования. 2017. № 5. С. 156-173.

Римский 2013 - Римский В. Справедливость в современной России: мечты и использование в социальных практиках // Общественные науки и современность. 2013. № 5. С. 27-36.

Чебанкова, Дуткевич 2021 - Чебанкова Е.А., Дуткевич П. Ideology and Civilizational Discourse // Полис. Политические исследования. 2021. № 4. С. 43-57.

Черныш, Хэ 2021 - Черныш М.Ф., Хэ И. Дискурсы социальной справедливости в китайском и российском культурных контекстах // Полис. Политические исследования. 2021. № 3. С. 111-128.

Троицкий 2022 - Троицкий М.А. Конкурирующие концепции справедливости в мировой политике // Полис. Политические исследования. 2022. № 2. С. 99-114.

References

Anderson, B. (2016), Voobrazhaemye soobshchestva. Razmyshleniya ob istokakh i rasprostranenii natsionalizma [Imaginary communities. Reflections on the origins and spread of nationalism], Nikolaev, V. (transl.), Kuchkovo pole, Moscow, Russia.

Apanovich, M.Yu. (2022), "Only moving in space? Migration in the light of concepts of

justice", Polis. Political studies, no. 1, pp. 45-52. Chebankova, E.A. and Dutkevich, P. (2021), "Ideology and Civilizational Discourse",

Polis. Political Studies, no. 4, pp. 43-57. Chernysh, M.F. and He, I. (2021), "Discourses of social justice in the Chinese and

Russian cultural contexts", Polis. Political Studies, no. 3, pp. 111-128. Kozyreva, P.M. and Smirnov, A.I. (2020), "The evolution of Russian citizens' views on

the law: law abidance or justice?", Polis. Political Studies, no. 5, pp. 75-89. Pushkareva, G.V. (2017), "Ideas and values as a method of constructing a symbolic space

of the national identity", Polis. Political Studies, no. 5, pp. 156-173. Rimskii, V. (2013), "Justice in Modern Russia. Dreams and Use in Social Practices",

Social Sciences and Contemporary World, no. 5, pp. 27-36. Trotsky, M.A. (2022), "Competing conceptions of justice in world politics", Polis. Political Studies, no. 2, pp. 99-114.

Информация об авторе

Елена А. Ирсетская, кандидат социологических наук, доцент, Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия; 119333, Россия, Москва, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1;

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Ленинградский пр., д. 49/2; e.irs@rggu.ru

Information about the author

Elena A. Irsetskaya, Cand. of Sci. (Sociology), associate professor, Institute of Socio-Political Research - branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia; bldg. 1, bld. 6, Fotievoi Street, Moscow, Russia;

Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow, Russia; bld. 49/2, Leningradskii Avenue, Moscow, Russia, 125993; e.irs@ rggu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.