ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-6-12-18 УДК 316.7(045)
Историческая преемственность духовного опыта поколений в современном российском обществе*
Л. Т. Джанджгава, Н.А. Ореховская
Финансовый университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Объектом исследования выступает историческая преемственность поколений и влияющие на нее факторы. Современное российское общество постоянно изменяется, что оказывает влияние на все сферы жизни людей. В связи с этим возрастает актуальность проблемы преемственности поколений, которая не просто отвечает за связь прошлого и настоящего, но и определяет вектор будущего развития страны в целом. Статья посвящена исследованию механизмов трансформации и трансляции исторической преемственности поколений в современном российском обществе. Авторами был проведен вторичный анализ социологических исследований, посвященных данной проблеме, а также представлена собственная интерпретация полученных данных. Материал затрагивает ключевые вопросы сферы исторической преемственности поколений.
Ключевые слова: историческая преемственность поколений; культурная трансмиссия; система ценностей; духовный опыт; мировоззренческие установки
Для цитирования: Джанджгава Л. Т., Ореховская Н. А. Историческая преемственность духовного опыта поколений в современном российском обществе. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(6):12-18. Р01: 10.26794/2226-7867-2022-12-6-12-18
ORiGiNAL PAPER
Historical Continuity of the Spiritual Experience of Generations in Modern Russian Society**
L. T. Dzhandzhgava, N. A. Orehovskaya
Financial University, Moscow, Russia
ABSTRACT
The object of the study is the historical continuity of generations and influencing factors. Modern Russian society is constantly changing, which affects all spheres of people's lives. The relevance of the continuity problem of generations is growing, which handles the link between the past and the present, as well as determines the vector of the future development of the entire country. The paper studies the mechanisms of transformation and translation of the historical continuity of generations in modern Russian society. The authors conducted a secondary analysis of sociological studies addressing this problem and also presented his own interpretation of the data obtained. The material touches on the key issues of the sphere of historical continuity of generations.
Keywords: historical continuity of generations; cultural transmission; value system; spiritual experience; worldview
For citation: Dzhandzhgava L. T., Orehovskaya N. A. Historical continuity of the spiritual experience of generations in modern Russian society. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(6):12-18. DOi: 10.26794/2226-7867-2022-12-6-12-18
* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.
** The paper was prepared on the research results carried out at the expense of budgetary funds within the framework of the government research assignment to the Financial University.
© Джанджгава Л. Т., Ореховская Н.А., 2022
Актуальность исследования заключается в том, что среди представителей современной российской молодежи особое распространение приобретает тенденция к изменению идеологических и нравственных характеристик их мировоззрения, а присущие предкам ценности и нормы устаревают, уступая место новым. При этом важно отметить, что в Российской Федерации конституционно закреплена важность народного единства страны, подразумевающая под собой сохранение памяти предков, их опыта, идеалов, истории, веры и прочего1. Процесс исторической преемственности поколений оказывает влияние на становление гармоничного общества.
Изменения в данной сфере не могут оставаться незамеченными: так, вопросы механизмов трансляции исторического опыта постоянно освещаются в новостных информационных каналах. Политика страны нацелена на сохранение и поддержание уважения к традициям, в силу чего распространение получают государственные мероприятия разных уровней (муниципального, регионального, национального), направленные на поддержание исторической памяти страны.
Прежде всего, дадим определение понятию «поколение», так как оно является ключевым в вопросе культурной трансмиссии общества. В большом толковом социологическом словаре представлено два основных толкования понятия [1]:
1. «Совокупность людей, рожденных в один определенный период времени».
2. «Период времени между рождением определенной группы и рождением детей представителей этой группы, который в демографическом контексте зачастую определяется сроком в 30 лет».
Можно заметить, что данные определения плотно коррелируют с науками, сквозь призму которых они рассматриваются. Так, социологи, объясняя данный термин, акцентируют внимание на взаимодействии, особенностях общения и ценностных ориентациях представителей того или иного поколения, в то время как демографы в большей степени заинтересованы в четком возрастном разграничении.
Таким образом, на основе изученных подходов к определению понятия «поколение» авторы предлагают собственную вариацию дефиниции, заключающую, что поколение — это ограниченная возрастными рамками группа людей, объединен-
1 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2 8399/95c44edbe33a9a2c1d5b4030c70b6e046060b0e8/
ных особыми мировоззренческими установками. При этом мировоззренческие установки включают в себя способы поведения в различных ситуациях, а также систему ценностей, механизмы адаптации в обществе, стремление сохранить или же отказаться от традиций прародителей и т.д.
Основы изучения преемственности поколений были заложены в работах множества именитых ученых. Теоретической основой исследования является классификация Карла Маннгейма, описанная им в работе «Проблема поколений» [2], которую принято считать первой социологической теорией поколений. Автор определяет теорию поколений через два основополагающих подхода:
• позитивистский, где поколение рассматривается как номинальная группа, границы которой четко очерчены демографией;
• романтически-исторический, согласно которому поколение есть некая духовная общность.
Смена поколений, согласно теории К. Мангейма, представляет собой процесс, который базируется на биологическом ритме жизни общества и включает в себя ряд этапов:
1. Внедрение в культурную жизнь общества новых участников.
2. Постепенный уход старых участников.
3. Участие представителей разных поколений в определенном хронологическом периоде исторического процесса.
4. Последовательный переход от одного поколения к следующему.
Таким образом, социальная трансмиссия, согласно К. Маннгейму,— это плавный эволюционный процесс, происходящий ввиду смены поколений. Он включает в себя передачу накопленного опыта и культуры от старших поколений младшим, обеспечивая преемственность. Таким образом, новое поколение сохраняет схожесть со своими прародителями, привнося при этом собственные нововведения в идеологическую и нравственную структуру миропонимания.
Далее был проведен вторичный анализ данных, необходимый для понимания реконструкции процесса преемственности поколений.
В исследованиях, посвященных данной теме, авторы формировали собственный перечень параметров, отражающих процесс преемственности. Так, в мониторинге населения, проведенного ВЦИОМ2, основополагающими факторами куль-
2 Портрет современной молодежи и особенности меж-поколенческой коммуникации. URL: https://wciom.ru/
Не могут понять друг друга, у них разный жизненный опыт
Могут понять друг друга, так как живут в одной стране
Хорошо понимают друг друга, нет оснований для
противоречий
Проблемы «отцов» и «детей» вообще не существует
49%
7%% 2#
10% 910%
Затрудняюсь ответить
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 160+ ■ 45-59 35-44 ■ 25-34 ■ 18-24
Рис. 1 / Fig. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: как вы считаете, какое из следующих высказываний наиболее точно описывает нынешние отношения «отцов» и «детей»? / Assignment of respondents' replies to the question: Which of the following statements do most precisely depict the current
link between fathers and children?
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
турной трансмиссии были определены взаимоотношения между поколениями. Для выявления роли данного параметра в общей картине процесса преемственности респондентам был задан вопрос: какими они видят нынешние взаимоотношения между представителями разных поколений?
Исходя из анализа полученных данных (рис. 1), можно заключить, что более трети россиян считают, что дети и родители не могут понять друг друга ввиду разного жизненного опыта. Примечательно, что из этой доли опрошенных почти половина (49%) находятся в самой молодой группе респондентов (18-24 года).
Среди опрошенных, считающих, что оснований для противоречий между поколениями нет, наиболее часто встречаются представители молодежи (21% - от 18 до 24-х лет; 21% - от 25 до 34-х лет). В то
presentation/prezentacii/portret-sovremennoi-molodezhi-i-osobennosti-mezhpokolencheskoi-kommunikacii?ysclid=l58 mgtre1d12873742 (дата обращения: 30.10.2022).
же время людей старше 60 лет, придерживающихся подобного мнения, относительно мало (всего 14%).
Примечательно, что среди респондентов, считающих, что «отцы» и «дети» хорошо понимают друг друга, так как живут в одной стране, наиболее часто встречаются представители старших возрастных групп (27% — 60+ лет; 31% — от 45 до 59 лет), а наиболее редко — самой младшей возрастной группы (всего 18%).
Вместе с вопросом о взаимоотношениях родителей и детей респондентов спросили о стремлении сохранить образ жизни родителей. Ответы показали, что среди молодежи наблюдается тенденция отказываться от образа жизни предков, так как они предпочитают искать собственный жизненный путь, выстраивать собственное мироощущение (так отметили 83% респондентов).
Для определения того, как это мироощущение выглядит у каждого следующего поколения, следует обратиться к хронологическому анализу происходящих в обществе процессов и явлений, а также
определить их влияние на становление личности в тот или иной период времени. Более подробно это описано У. Штраусом и Н. Хоу3 в их теории поколений. Авторы убеждены, что каждое поколение несет отпечаток событий того временного цикла, в котором проходила их социализация. Это могут быть, например, экономические кризисы и подъемы, застои, дефолты, войны и пр. Во время этих событий общество совместно вырабатывает механизмы приспособления к произошедшем изменениям, которые в дальнейшем закрепляются в подсознании индивидов и остаются с ними на всю жизнь, передаваясь в видоизмененном виде следующим поколениям.
Ученые также считают, что подобные системы ценностей воспроизводятся и укрепляются каждые 20-25 лет, обозначая границы определенного поколения, которому присущи свои ключевые позиции, не подлежащие изменению. В связи с этим авторы создали собственную классификацию поколений с наиболее характерными, по их мнению, названиями:
• Величайшее поколение (рожденные в 19011925 гг.).
• Молчаливое поколение (рожденные в 19251944 гг.).
Последнее название указывает на то, что представителям данного поколения свойственно отмалчиваться в отношении любых вопросов. Они стремятся не высказывать собственное мнение по поводу происходящих событий, особенно в сфере экономики и политики. Ученые считают подобное молчание результатом неблагоприятного опыта формирования активной гражданской позиции. При этом к особенностям данного поколения можно отнести высокий уровень доверия медицине и медицинским работникам, а также навык грамотного финансового поведения, которому свойственно сохранение сбережений на «черный день».
• Поколение бэби-бумеров (рожденные в 1944-1967 гг.).
Эти люди, в отличие от предшественников, отличается желанием формировать и активно высказывать собственную позицию по вопросам, вызывающим у них интерес. Они стремятся свободно оценивать ситуацию в стране и мире, касаясь экономических и политических проблем государства. Бэби-бумеры искренне верят в то, что их страну ждет светлое будущее, для построения которого следует
3 URL: https://pшstudю.ш/joumaУgeneratюn-x-y-z/?ysdid=l5ap 2wyogb440178228 (дата обращения: 29.10.2022).
отдать много сил, времени и других ресурсов. Поэтому они не чуждаются тяжелого и долгого труда, считая его механизмом достижения лучшей жизни. Вместе с тем такая зацикленность на труде ведет к ослабеванию семейных связей, где проблемными становятся взаимоотношения как с партнером, так и с собственными детьми. Демографическая статистика также отображает подобные тенденции, что подтверждается высоким уровнем разводов, а также низкой заинтересованностью родителей в воспитании своих детей.
• Поколение X (люди, родившиеся в 19671984 гг.).
Данное поколение в буквальном смысле училось на ошибках своих отцов, адаптируя лишь те ценности, что казались им верными. Так, они сохраняли работоспособность предшественников, однако делали это не из желания помочь государству процветать, а для обеспечения собственного и семейного благосостояния. У представителей поколения X особо сильно проявляется стремление окружить своих детей тем, чего им самим в детстве не хватало. К этому относятся: качественная одежда, технологические нововведения, возможность получить высшее образование, комфортное жилье и т.п. Эти люди проявляют недоверие государству и государственной власти и надеются только на свои собственные силы. Они формируют строгие правила поведения как на работе, так и в личной жизни, особо ценя пунктуальность и строгость.
• Поколение Y — миллениалы (рожденные в 1984-2000 гг.).
Их принято считать самыми эгоистичными и избалованными. Они с детства имели материальный достаток, являясь ядром жизни своих родителей. В связи с этим отличительной чертой миллениалов стало их стремление к размеренной жизни — они предпочитают не торопиться с трудоустройством, а также с созданием семьи, потому что знают, что родители могут максимально удовлетворять их потребности. Еще одной особенностью поколения является их умение работать с современными технологиями. При устройстве на работу наиболее важными критериями для миллениалов являются высокая заработная плата, идеология индивидуализма в компании, дистанционные формы работы, свободный график и многое другое. Неторопливость в семейных отношениях объясняется желанием миллениалов первоначально «встать на ноги», так как только после этого они смогут взять на себя ответственность за семью.
• Поколение Z (рожденные в 2000-2011 гг.).
Рис. 2 / Fig. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: какие ценности имеют для вас наибольшее значение? / Assignment of respondents' replies to the question: What values are the most important to you?
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
У представителей данного поколения нет такой ярко выраженной потребности в богатстве, как у предыдущих. Им свойственен, скорее всего, аскетизм в том, что касается материального обеспечения. Иными словами, они стремятся отказаться от финансовых ценностей, предпочитая духовное и культурное развитие личности. Представители поколения с большей вероятностью откажутся от покупки какого-либо жилья, машин и прочей недвижимости, отдавая предпочтения съемным апартаментам, а также такси и каршерингу. Самый большой интерес для представителей поколения Z представляют яркие моменты, вечеринки, где они могут получить много новых эмоций и ощущений. В ценностной системе данного поколения особое место отведено празднованиям и путешествиям.
• Поколение альфа (рожденные после 2011 г.).
Ценностные ориентации и культурные нормы данного поколения еще не сформировались в полной мере, так как самым старшим его представителям в настоящее время около 11 лет. Тем не менее некоторые характерные черты все же были замечены радом ученных. Так, исследователями отмечается стремление представителей поколения альфа к самообразованию. Их отличительными чертами является ранний интерес к учебе, ранее развитие и нестандартность мышления.
Интересно обратиться к результатам исследования [3], в ходе которого авторами была про-
анализирована преемственность поколений X и Z. В первую очередь рассматривались ценностные установки и поведенческие модели представителей этих поколений.
Авторы определили собственные составляющие ценностной системы, предлагая респондентам ответить, что является для них наиболее важным (рис. 2). Так, первое место в ценностях поколения X занимает семейной счастье, в то время как у поколения Z оно не входит даже в тройку самых популярных ответов. Для представителей поколения Z наибольшую важность представляет материальное благополучие, а также развлечения и получение удовольствий от жизни. Таким образом, разница в системе ценностных ориентаций изучаемых поколений очень велика.
Примечательно также изменение отношения нового поколения к однополым бракам.
Так, если представители поколения X в подавляющем большинстве негативно относятся к заключению однополых браков, то среди представителей поколения Z наиболее распространено нейтральное отношение (рис. 3).
В другом исследовании преемственности духовного опыта предков в основу процесса трансмиссии также легли жизненные ценности. Однако фокус был направлен на родителей и детей поколений Y и Z соответственно (см. таблицу).
В данном случае между представителями нет разницы в целое поколение, тем не менее, измене-
Рис. 3. / Fig. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: как вы относитесь к однополым бракам? / Assignment of respondents' answers to the question: How do you feel about same-sex marriages?
Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.
Таблица / Table
Важность жизненных ценностей для представителей поколения Z и Y (%) / The importance of life values for representatives of generation Z and Y (%)
№ Жизненные ценности / Life values Студенты (20002001 г. р.) / Students (born 2000-2001) Родители (19851995 г. р.) / Parents (born 1985-1995)
1 Хорошее здоровье 86,7 91,6
2 Чувство безопасности от насилия 30,0 35,0
3 Материальное благополучие, экономическая независимость 80,0 83,3
4 Хорошие жилищные условия 63,3 32,9
5 Любимая работа, успешная деловая карьера 83,3 90,0
6 Хорошая семья, дети 70,0 96,7
7 Интересный, содержательный досуг 35,0 26,7
8 Верные и надежные друзья 56,7 43,3
9 Доброе имя, совестливость, порядочность 36,1 66,7
10 Сознание того, что приносишь людям пользу 45,0 25,0
Источник/Source: [4].
ния в ценностных ориентациях остаются такими же существенными. К примеру, семья и дети также занимают в ценностной картине мира старшего поколения первое по важности место, а для молодых — лишь четвертое. Их основными ценностями являются здоровье, материальное благополучие и построение карьеры. Вместе с тем «осознание того, что приносишь людям пользу», хоть и не ходит в топ ценностей поколения Z, но почти в два раза популярнее, чем у поколения Y.
Подводя итоги, следует заметить, что процесс преемственности поколений претерпевает серьезные изменения. Все чаще новые поколения уходят от ценностных ориентаций и норм предшественников, видоизменяя их традиции и опыт.
Одна из наиболее важных причин происходящего, по мнению авторов, — разрыв между поколениями «отцов» и «детей», который имеет тенденцию к увеличению. Уважение к опыту предшественников остается важной ценностью новых поколений, однако ослабевает ввиду меняющейся окружающей среды, а также исторических процессов, к которым молодое поколение причастно. Оно стремится самостоятельно выработать механизмы приспособления и адаптации к новым условиям, так как традиционные больше не могут оставаться актуальными.
Вместе с тем определить изменения исторической преемственности духовного опыта поколений (в частности — выделить их ключевые факторы) достаточно сложно. В различных исследованиях
представлены разные системы показателей. Авторы данной работы за основополагающую характеристику берут изменения, которым подвергается ценностная система поколений. На основании того,
какие ценности находятся в приоритете у представителей различных поколений, можно говорить об изменении или сохранении процесса преемственности.
СПИСОКИСТОЧНИКОВ
1. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. М.: Вече; 1999. 544 с.
2. Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений — Состязательность — Экономические амбиции. Пер. с англ. М.: ИНИОН РАН; 2000. 164 с.
3. Белова А. Д., Герасименко К. О., Ермолаев В. В. К вопросу преемственности поколений z и x: особенности смы-сложизненнык ориентаций и жизнестойкости. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-preemstvennosti-pokoleniy-z-i-x-osobennosti-smyslozhiznennyh-orientatsiy-i-zhiznestoykosti (дата обращения: 30.10.2022).
4. Спасенников В. В. Социодизайн преемственности поколений: теоретико-экспериментальный подход. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsiodizayn-preemstvennosti-pokoleniy-teoretiko-eksperimentalnyy-podhod (дата обращения: 01.11.2022).
REFERENCES
1. Jerry D., Jerry J. Big explanatory sociological dictionary. Moscow: Veche; 1999. 544 p. (In Russ.).
2. Mannheim K. Essays on the sociology of knowledge: The problem of generations — Competitiveness — Economic ambitions. Transl. from Eng. Moscow: INION RAN; 2000. 164 p. (In Russ.).
3. Belova A. D., Gerasimenko K. O., Ermolaev V. V. To the issue of the continuity of generations Z and X: Features of meaningful life orientations and resilience. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-preemstvennosti-pokoleniy-z-i-x-osobennosti-smyslozhiznennyh-orientatsiy-i-zhiznestoykosti (accessed on 30.10.2022). (In Russ.).
4. Spasennikov V. V. Sociodesign of the succession of generations: Theoretical and experimental approach. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiodizayn-preemstvennosti-pokoleniy-teoretiko-eksperimentalnyy-podhod (accessed on 01.11.2022). (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Лолита Торникеевна Джанджгава — студентка 4-го курса факультета социальный наук и массовый коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия
Lolita T. Dzhandzhgava — 4th year student, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0002-7718-8115 [email protected]
Наталья Анатольевна Ореховская — доктор философских наук, профессор, руководитель департамента
гуманитарнык наук, Финансовый университет, Москва, Россия
Natalya A. Orehovskaya — Dr. Sci. (Phil.), Professor, Head of the Department of Humanities, Financial University, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0001-8390-5275 [email protected]
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare
Статья поступила 30.10.2022; принята к публикации 20.11.2022. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received on 30.10.2022; accepted for publication on 20.11.2022. The authors read and approved the final version of the manuscript.