www.volsu.ru
УДК 301.161 ББК 74.200.51
ДИНАМИКА ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЭКСПЕКТАЦИЙ В ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ РОССИЯН (ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Шиндряева Ирина Викторовна
Преподаватель кафедры экономики и менеджмента, Волгоградский государственный медицинский университет [email protected]
пл. Павших Борцов, 1, 400131 г Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Патриотизм выступает как важнейший критерий характеристики социокультурных процессов, эффективности деятельности социальных и политических институтов. В статье представлены результаты социологического исследования содержания и значимости патриотических ценностей трех поколений россиян. Показано, что при общем высоком уровне проявления гражданственности и патриотизма, патриотические ценности взрослого поколения более выражены, чем у молодого поколения россиян. Автор резюмирует, что трансляция ценностей патриотизма представителями разных возрастных групп направлена на консолидацию современного российского общества и на связь и преемственность поколений.
Ключевые слова: патриотизм, поколение, теория поколений, экспектации, патриотические ценности, патриотическое сознание.
Патриотизм является многогранным социокультурным явлением, отличающимся многоаспектностью состава и полиморфией проявления в разнообразных общественных условиях. Воспитание и развитие молодого поколения россиян - одна из ключевых задач государства, которая не может быть результативно решена в условиях недостаточности понимания роли патриотизма в системе ценностных экспектаций представителей разных поколенческих групп. Компаратив-¡2 ный анализ патриотического сознания трех сЗ поколений наших соотечественников, форми-Ю рование которых как личности происходило ® в разные исторические вехи и периоды вре-^ мени, является актуальной исследователь-3 ской проблемой.
а В связи с этим своевременным являет© ся вопрос оценки существующей структуры и
динамики ценностей патриотизма представителей старших и средних поколений россиян и ценностных патриотических экспектаций, складывающихся у учащейся молодежи России, что и подействовало на избрание темы данного изыскания.
В данном исследовании патриотизм репрезентируется в рамках социокультурного подхода. Исходя из этого, патриотизм представляет собой систему, состоящую из двух уровней: базовые культурные ценности и комплект соответствующих им ценностных ориентаций, освоенных личностью. С ракурса указанного подхода патриотизм интерпретируется в виде единовременной демонстрации коллективного и личного понимания, культурологических и идеологических экспектаций, где патриотизм выступает в виде одной из наивысших частных и социальных ценностей, создающей бла-
гополучное эволюционирование основных областей жизнедеятельности общества.
В данное время популярна «Теория поколений», разработанная американскими учеными: демографом Н. Хоувом и историком У. Штраусом в 90-е гг. XX века. Авторы трактовали поколение как определенную категорию людей, которые родились в определенную эпоху, в результате чего испытали воздействие одинаковых явлений и принципов развития [5].
В России в период 2003-2004 гг. группа под управлением Е. Шамис адаптировала «теорию поколений» с учетом социальных реальностей нашего государства. В основание данной теории заложены ценности репрезентантов среднего класса [4]. Следует отметить, что в нашей стране средним классом считают людей, отличающихся по двум критериям: наличие высшего образования и специфицированный уровень достатка.
В основу статьи легли результаты двух социологических методов: выборочного опроса репрезентантов трех поколений россиян: рожденные в период с 1943 по 1963 г. (поколение беби-бумеров), рожденные в промежуток с 1963 по 1984 г. (поколение Х), рожденные в отрезок времени с 1984 по 2000 г. (поколение Милениум или Y), проведенного в декабре 2014 года. Объем выборки 201 человек. По итогам опроса, в феврале 2015 г., была проведена фокус-группа в рамках работы секции «Культурного наследия» XXVI областных краеведческих чтений Волгоградского областного краеведческого музея. Основная цель исследования - выявить особенности позиционирования патриотизма, патриотические цен-
ности, персонализацию по отношению к празднику Победы советского народа в Великой Отечественной войне репрезентантов трех поколений россиян.
Отдельные составляющие патриотизма: любовь к Родине и народу, приверженность к культуре и традициям формируются в основном в процессе усвоения индивидуумом образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний, в том числе и от представителей старших поколений.
С распадом мировоззренческих основ российского патриотизма в период пересмотра ценностей были утеряны его истоки. Невзирая на витиеватость и сложность истории России, патриотизм представлял собой весьма устойчивую к всевозможным изменениям социокультурную ценность, способную консолидировать людей в самых сложных исторических ситуациях. Как видно из таблицы 1, ответы на вопрос «Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?» в поколенческом разрезе респондентов распределились следующим образом: для большинства представителей поколения Х и поколения Y патриотизм - это любовь к Родине, а вот поколение бумеров придает этому термину более широкий смысл: любовь к своей Родине (36 %) и любовь к семье, близким (30 %); любовь к народу (20 %) и любовь к национальной культуре (14 %).
Подлинный патриотизм в толковании представителей поколения беби-бумеров демонстрируется в праздновании важных событий истории страны (28 %); в трудовой деятельности с полной отдачей сил по своей специальности (29 %); в детальном осуждении
Группы
Варианты ответов Поколение беби-бумеров Поколение Х Поколение Y
Патриотизм - это любовь к Родине 35 80 73
Патриотизм - это любовь к националь- 14 20 -
ной культуре
Патриотизм - это любовь к народу 20 - -
Патриотизм - это любовь к своей семье, 31 - -
близким
Патриотизм - это любовь ко всему че- - - 27
ловечеству, гуманизм
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?»
(в % по группам)
Примечание. Составлено автором по результатам данных социологического исследования. ISSN 1998-9946. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2015. № 2 (28) 63
изъянов в стране (43 %). С ними частично соглашаются респонденты поколения Х: настоящий патриотизм проявляется в праздновании важных событий истории страны (36 %); в трудовой деятельности с полной отдачей сил по своей специальности (44 %); в детальном осуждении изъянов в стране (20 %). А вот представители поколения Y убеждены, что настоящий патриотизм находит выражение в праздновании исторических событий и юбилеев (33 %) и разумном обсуждении изъянов в России (67 %). Таким образом, к демонстрации патриотизма отдельные респонденты относят здравые и полезные критические замечания в отношении действующей власти, то есть когда человек не просто высказывает недовольство по поводу существующего положения, но и рекомендует вариации его изменения к лучшему. Если личность наблюдает острую проблему и остается безучастен, то это не характеризует его как патриота. По мнению представителей молодого поколения, именно возмущение и недовольство общественности являются движущей силой в коррекции действий власти и чиновников.
Исследуя ответы респондентов на вопрос «Что нужно предпринимать государству для воспитания патриотических ценностей среди молодого поколения?», можно сделать следующие выводы: более опытное поколение - бумеры и поколение X - считают, что государству для формирования патриотических ценностей у молодых людей необходимо: воспитание идей патриотизма с детского сада; на личном примере, примерах героев войн; подъем престижа страны (повышение роли страны на международной арене); образование патриотических кружков, организаций, клубов примерно в равных частях. А вот большинство представители поколения Y (60 %) убеждены, что для формирования патриотических ценностей у молодого поколения необходим подъем престижа страны (повышение роли страны на международной арене). По представлениям молодежи, центральным фактором, создающим патриотические ценности человека, служит воспитание в семье. С данным фактом согласились все члены фокус-группы. Ценности, в том числе и патриотические, зарождаются и воспитываются в семье. Если детям не прививают эти ценности
в семье, то школа не способна оказать на них значительное воздействие. В ходе фокус-группы участникам был задан вопрос «Как можно заинтересовать молодое поколение?». Прежде всего, с молодым поколением целесообразно выстраивать общение в естественной обстановке, на свойственном им тезаурусе, для того чтобы они могли ощутить свою значимость и причастность к важному делу. Для этого в школе и детском саду нужно ориентироваться на мероприятия, способствующие сплочению команды, развивающие навыки коммуникации, а также чувства ответственности не только за себя, но и за других. К таким мероприятиям члены фокус-группы отнесли: встречи с ветеранами, совместные просмотры патриотических фильмов и их обсуждение, организацию военно-патриотических праздников (например, День защитника Отечества), конкурсы чтецов, военно-исторические реконструкции и др.
Более половины (60 %) представителей двух поколений (бумеры и поколение Х) считают, что среди их знакомых есть те, кого можно назвать патриотами, тогда как у представителей поколения Y круг их знакомых, кого можно назвать патриотами, значительно меньше (20 %).
Интересно, что отвечая на вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?» представители всех трех поколений солидарны - 60 % считают себя патриотами нашей страны, однако респонденты двух поколений (беби-бумеры и поколение Y) отметили, что не считают себя патриотами - 20 % (см. рисунок).
Большинство респондентов считают себя патриотами. Те, кто не ассоциирует себя с этим словом, пояснили данный факт тем, что желают переехать из страны. Тем не менее переезд входит в планы незначительной части опрошенных. В основном большинство выразили намерение продолжить жить в России, так как не хотят нарушать привычный ритм жизни и покидать Родину, опасаются перемен, связанных с переездом в иную страну, где нужно приспосабливаться к чужим традициям, обычаям, менталитету и т. д. [1, с. 42].
Одной из причин усиливающейся депат-риотизации молодого поколения россиян является, по мнению участников фокус-группы, затянувшееся формирование и усовершенство-
вание нынешней идеи развития патриотических ценностей, учитывающей современные реальности. Практика участия в патриотическом воспитании органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций не демонстрирует инновацию способов и средств взаимодействия с молодым поколением россиян и носит такие черты, как: неопределенность, бессистемность, неумение сосредоточиться на решении наиболее важных и насущных задач.
Респонденты всех поколений утверждают, что 9 Мая - это Великий Праздник для всей нашей страны. Для сравнения: к такой дате календаря как 1 Мая представители молодежной когорты относятся только как к до-
полнительному выходному дню, а у старших поколений уже иное отношение. Это констатирует то, что историческая память нынешней семьи, наперекор простирающемуся не так давно рассуждению, вполне жива.
Единодушие проявили представители поколения бумеров и поколения X, отвечая на вопрос «Читаете ли Вы книги о Великой Отечественной войне?»: 80 % респондентов указанных поколений читают книги о войне и 20 % отметили «нет». А вот среди людей поколения Y тех, кто читает книги о войне, всего лишь 40 %, остальные ответили «нет» (20 %) или затруднились ответить (40 %).
Ответы респондентов разных возрастных групп продемонстрировали, что они любят чи-
Анализ ответов респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?» Примечание. Составлено автором по результатам социологического исследования.
Таблица 2
Рейтинг популярных книг о войне, которые произвели особенно сильное впечатление на репрезентантов трех поколений
№ п/п Поколения
Поколение беби-бумеров Поколение Х Поколение Y
1 Борис Васильев «А зори здесь тихие» Михаил Шолохов «Они сражались за Родину» Борис Васильев «А зори здесь тихие»
2 Василий Гроссман «Жизнь и судьба» Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» —
3 — Борис Васильев «А зори здесь тихие» —
4 — Константин Симонов «Живые и мертвые» —
Примечание. Составлено автором по данным социологического исследования. Рейтинг составлен в зависимости от числа упоминаний по убывающей.
тать одни и те же известные всем поколениям произведения. Самой популярной книгой о войне, которая произвела особенно сильное впечатление у представителей трех поколений, является книга Б. Васильева «А зори здесь тихие». Данный факт подчеркивает существование единства исторической памяти соотечественников разных возрастных когорт.
Однако представители разных поколений выделили различные причины, побуждающие их прочитать книги о войне. В частности, представители поколения беби-бумеров единогласно отметили, что читают книги о войне, так как им интересно знать историю своей страны; с указанной причиной согласны лишь 80 % поколения X, остальные 20 % указали, что читали книги о войне, выполняя задание в школе, вузе; а вот представители поколения Y выделили четыре причины, по которым они читают книги о ВОВ, среди них: выполнял(а) задание в школе, вузе (37 %); посмотрел(а) фильм о войне (34 %); интересно знать историю своей страны (16 %); посоветовали родители (13 %). Еще в 1958 г. А.С. Макаренко, обращаясь к людям старших поколений, акцентировал внимание на том, что настоящий авторитет зиждиться на их точке зрения и их гражданском сознании, на их информировании о жизни ребенка, на их поддержке и на их ответственном отношении к воспитанию молодого поколения [2, с. 360]. К сожалению, на современном этапе уже нельзя полагаться на сложившуюся систему образования и ее возможность сформировать обязательный минимум представлений по истории нашей страны. В результате отдаления данного события беспрестанно уменьшается значимость познания данной поры отечественной истории. Сложившейся потребности формировать у учащейся и студенческой молодежи верное представление о преимущественных событиях Великой Отечественной войны противостоит отсутствие возможности запечатлеть впоследствии масштаб усвоенной информации, что порождается строгими границами разработки и изложения текстов учебной литературы.
Ответы на вопрос «Как Вы считаете, должна ли сегодня молодежь читать книги о войне?» распределились следующим образом: мнения представителей поколения X разделились: 80 % считают, что книги о войне нужно читать
обязательно, а 20 % утверждают, что информацию можно взять из других источников; и наоборот, 22 % представителей поколения Y считают, что книги о войне нужно читать обязательно, а 78 % утверждают, что информацию можно взять из других источников, у старшего поколения мнение относительно вышеуказанного вопроса обратны ответам нынешней студенческой молодежи - 100 % респондентов поколения бумеров уверены, что книги о войне нужно читать обязательно. Пожалуй, это самый яркий пример разногласий двух поколений. Тем не менее можно утверждать, пока востребованы в школьных и домашних библиотеках книги о Великой Отечественной войне, память о ней будет сохраняться в будущих поколениях.
В целом проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Развитие патриотических ценностей и патриотических экспектаций - это многогранный процесс, на который влияют многие факторы. Основным фактором, формирующим патриотизм молодого поколения россиян, является семейное воспитание.
Предпринимаемым способам по привитию ценностей патриотизма студенческой молодежи России должна предшествовать скрупулезная диагностика имеющихся вариаций патриотического ценностно-экспекта-ционного комплекса, что придаст предполагаемым мерам адресность и дифференци-рованность.
Трансляция ценностей патриотизма представителями разных возрастных групп направлена на укрепление и объединение сегодняшнего общества нашей страны, а также на корреляцию экспектаций людей разных поколений и преемственность патриотических ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Байдалова, О. В. Репродукция социальных трансформаций в оценках представителей социальных групп / О. В. Байдалова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2012. - №№ 2 (17). - С. 42-51.
2. Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко. - М. : Педагогика, 1972.- 334 с.
3. Сгибнева, О. И. Отношение государства и религиозных организаций в условиях свободы сове-
сти / О. И. Сгибнева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2012. -№ 1 (16). - С. 99-104.
4. Шамис, Е. Теория поколений. 2011 / Е. Ша-мис, А. Антипов. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://old.executive.ru/publications/ specialization/newfolder8086/article_5457 (дата обращения: 09.10.2014). - Загл. с экрана.
5. Strauss, W. The Fourth Turning: An American Prophecy - What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny / W. Strauss, N. Howe. - N. Y. : Broadway Books, 1997. - 400 p.
REFERENCES
1. Baydalova O.V. Reproduktsiya sotsialnykh transformatsiy v otsenkakh predstaviteley sotsialnykh grupp [Reproduction of Social Transformations as Assessed by the Representatives of Different Social Groups]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvnnogo universiteta. Seriya 7, Filosofiya. Sotsiologiya i
sotsialnye tekhnologii [Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies], 2012, vol. 2, pp. 42-51.
2. Makarenko A.S. Kollektiv i vospitanie lichnosti [The Team and Education of a Person]. Moscow, Pedagogika Publ., 1972. 334 p.
3. Sgibneva O.I. Otnoshenie gosudarstva i religioznykh organizatsiy v usloviyakh svobody sovesti [Interaction of the State and Religious Associations in the Conditions of Conscience Freedom]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvnnogo universiteta. Seriya 7, Filosofiya. Sotsiologiya i sotsialnye tekhnologii [Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies], 2012, no. 1 (16), pp. 99-104.
4. Shamis E., Antipov A. Teoriya pokoleniy. 2011 [The Theory of Generations. 2011]. Available at: http:// old.executive.ru/publications/specialization/ newfolder8086/article_5457 (accessed October 9, 2014).
5. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy - What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. New York, Broadway Books, 1997. 400 p.
DYNAMICS OF PATRIOTIC EXPECTANCIES IN THE HIERARCHY OF VALUES OF THREE RUSSIAN GENERATIONS (EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)
Shindryaeva Irina Viktorovna
Teacher, Department of Economics and Management, Volgograd State Medical University [email protected]
Pavshikh Bortsov Square, 1, 400131 Volgograd, Russian Federation
Abstract. Patriotism is the most important criterion for assessing the sociocultural processes and the effectiveness of social and political institutions activity. The article presents the results of the sociological survey which provide the empirical data on the content and significance of patriotic values of three generations of the Russian people. It is shown that the general high-level manifestations of citizenship and patriotism, patriotic values of the adult generation are more pronounced than those of the younger generation of the Russians. The author comes to the conclusion that the proliferation of patriotic values in different generations is aimed at the consolidation of modern Russian society and the continuity of generations. Today the patriotic education of youth is a priority direction of the Russian government.
Key words: patriotism, generation, theory of generations, expectancies, patriotic values, patriotic consciousness.