история
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.057.022.202202.140-150
УДК 316.4.051.6
Н. В. Шумкова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: [email protected]
Историческая память как интегративный ресурс общероссийской гражданской идентичности студенческой молодежи
Аннотация
Введение. В период поиска основ национальной консолидации российского общества актуализируется проблематика коллективной исторической памяти - представлений об общем прошлом, сложившихся в массовом сознании россиян. К механизмам их конструирования относят различные виды коммеморативных практик и мест памяти, поддерживающих в людях чувства гражданственности и патриотизма. Наибольший исследовательский интерес вызывают процессы солидаризации с общероссийской гражданской общностью в молодежной среде. Цель статьи заключается в описании роли коллективной исторической памяти в процессе формирования общероссийской гражданской идентичности, выявлении факторов, влияющих на ее конфигурацию, и предикторов ее актуализации. Материалы и методы. В качестве эмпирической базы исследования использованы данные межрегионального социологического опроса студентов I—II курсов крупнейших вузов трех регионов Приволжского федерального округа (n = 1 247, октябрь 2020 г). Результаты исследования. Представленность сформированной общероссийской идентичности в среде студенческой молодежи составляет 62 %. Основная роль в ее формировании принадлежит эмоциональной образности репрезентируемых исторических знаний, что обусловливает значимость таких источников информации, как семейные воспоминания, художественная литература, телевидение.
Обсуждение и заключение. Выводы, полученные в результате исследования, актуализируют поиск новых форм работы по воспитанию гражданственности современной молодежи в рамках институтов образования, с одной стороны, и решения проблем мифологизации образов прошлого в медиасреде — с другой.
Ключевые слова: коммеморации, коллективная историческая память, социальная память, студенческая молодежь, общероссийская гражданская идентичность.
Для цитирования: Шумкова Н. В. Историческая память как интегративный ресурс общероссийской гражданской идентичности студенческой молодежи // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. — 2022. — Т. 22, № 2. — С. 140—150. — DOI: 10.15507/20789823.058.022.202202.140-150.
Благодарность: Исследование выполнено при поддержке РФФИ (грант № 20-011-31319 опн).
© Шумкова Н. В., 2022
Л Л Л гуманитарии : актуальные проблемы „ „
Natalya V. Shumkova
National Research OgarevMordovia State University (Saransk, Russia), e-mail: [email protected]
Historical Memory as an Integrative Resource of All-Russian Civic Identity of Students
Abstract
Introduction. During the search for the foundations of the national consolidation of Russian society, the problem of collective historical memory is being actualized - ideas about the common past that have developed in the mass consciousness of Russians. Among the mechanisms of their construction are various types of commemorative practices and memory locations that support the feelings of citizenship and patriotism. The processes of solidarization with the all-Russian civic community in the youth environment are of the greatest research interest. The aim of the article is to describe the role of collective historical memory in the process of formation of all-Russian civic identity, identifying the factors influencing its configuration and the predictors of its actualization. Materials and Methods. As the empirical basis of the study, the data of an interregional sociological survey of 1-2 year students of the largest universities of the three subjects of the Volga Federal District of the Russian Federation (n = 1247, October 2020) are used. Results. The representation of the all-Russian identity among students is 62 %. The main role in its formation belongs to the emotional imagery of the represented historical knowledge, which determines the importance of such sources of information as family memories, fiction, and television.
Discussion and Conclusion. The conclusions obtained as a result of the study, actualize the search for new forms of work on citizenship education of modern youth within the institutions of education, on the one hand, and solving the problems of mythologizing images of the past in the media environment - on the other hand.
Keywords: commemorations, collective historical memory, social memory, student youth, All-Russian civic identity.
For citation: Shumkova N. V. Historical Memory as an Integrative Resource of All-Russian Civic Identity of Students. Gumanitarian: aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2022; 22(2): 140-150. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.058.022.202202.140-150. acknowledgement: The research was supported by the Russian Foundation for Basic Research (Grant No. 20-011-31319 opn).
Введение памятники, праздники, похороны, обще-
Представление об общем прошлом - ственные мероприятия) коммеморации, но наиболее значимый ресурс конструиро- всех их объединяет одно - память о про-вания национальной (общегражданской) шлом, ее сохранение и передача. Каждое идентичности [1; 2]. Механизмами фор- действие, направленное на поддержание мирования коллективных представлений о памяти о прошлом, каждый «акт комме-прошлом являются коммеморативные прак- морации» воссоздает лишь какой-то один тики и места памяти. отрезок прошлого, однако «взятые вместе,
Под коммеморацией понимают «про- слагаются в общую повествовательную цесс формирования совокупности коллек- конструкцию, или схему повествования, ко-тивных консенсусов вокруг ряда историче- торая упорядочивает и приводит в систему ских событий, а также практик, связанных коллективную память» [11, с. 86]. с памятью об этих событиях». Выделяют Места памяти возникают в результате разные уровни (национальный, локаль- коммемораций. Это сакральные места, со-ный, групповой и личностный) и формы храняющие и воспроизводящие коллектив-(артефакты, документы, идеи, монументы, ную историческую память. «Это то, что
скрывает, облачает, устанавливает, создает, декретирует, поддерживает с помощью искусства и воли сообщество, глубоко вовлеченное в процесс трансформации и обновления... Музеи, архивы, кладбища, коллекции, праздники, годовщины, трактаты, протоколы, монументы, храмы, ассоциации - все эти ценности в себе - свидетели другой эпохи, иллюзии вечности» [13, с. 26].
В зависимости от уровня памяти выделяют два вида коммемораций - инициированные «сверху», которые заключают в себе коллективную память на национальном (государственном) уровне [8], и «снизу», создание которых происходит по инициативе отдельных социальных групп. Во вторую группу практик относят в первую очередь практики семейной коммеморации [4; 7].
Пока способы воспроизведения воспоминаний из национальной истории действуют, в обществе поддерживается интеграция и, как следствие, гражданская идентичность. Если средства трансляции прошлого становятся малоэффективными, то слабеет прочность повествования версии истории, в результате чего идентичность общества подвергается угрозе извне или распаду. По мнению Л. М. Дробижевой, общероссийская идентичность в последнее десятилетие формируется «сверху», но с учетом настроения масс. Однако дальнейшее упрочнение гражданской идентичности «должно происходить за счет освоения ее смыслов в массовом сознании и воплощении их в жизненные практики. Ростки такого сознания есть в обществе. Важно поддерживать их и в центре, и на местах» [10, с. 20].
Следовательно, необходимо понимать, как поколение молодых россиян удерживает образы исторического прошлого и как акты коммеморации и мест памяти влияют на формирование гражданской идентичности молодежи.
Цель данной статьи - обозначить роль исторической памяти в процессе форми-
142
рования общероссийской гражданской идентичности, а также выявить факторы, влияющие на ее актуализацию в массовом сознании студенческой молодежи.
Материалы и методы исследования
Эмпирической базой исследования являются данные межрегионального социологического опроса студенческой молодежи, проведенного в октябре 2020 г. Опрос в форме онлайн-анкетирования проходил в трех регионах Приволжского федерального округа: Мордовии (n = 414), Татарстане (n = 417) и Чувашии (n = 416). Были опрошены студенты очной формы обучения I—II курсов крупнейших республиканских вузов: Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, Казанского федерального университета). Структуры региональных выборок сопоставимы по полу и профилю подготовки.
Математическая обработка полученных данных проведена с помощью стандартного пакета прикладных программ SPSS 21.0 для Windows. При анализе использовались методы измерения парной связи (критерия хи-квадрат и остатков по нему) и Exhaustive CHAID (исчерпывающий CHAID).
Задача репрезентации выборки не ставилась, распространить результаты исследования для характеристики всей генеральной совокупности (российского студенчества) невозможно, однако полученные данные позволяют оценить существующие взаимосвязи внутри выборки, а также определить ключевые тренды.
В структуре выборки представлены 40 % студентов, обучающихся по техническим специальностям (69 % юношей и 31 % девушек), 22 % — по гуманитарным специальностям (23 % юношей и 77 % девушек), 20 % — по специальностям социально-экономического (26 % юношей и 74 % девушек) и 18 % — естественно-научного (28 % юношей и 72 % девушек) блоков. Большинство
ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы „
Таблица 1 Структура выборки / Table 1 Sampling structure
Категория / Category Частота / Frequency Доля ответивших, % / Responders, %
Пол / Sex
Мужской / Male 524 42
Женский / Female 723 58
Национальность / Ethnicity
Русские / Russians 541 44
Мордва (эрзя, мокша) / Mordva (Erzya, Moksha) 100 8
Татары / Tatars 233 19
Чуваши / Chuvash people 262 21
Другая / Others 107 9
Место проживания (до поступления) / Place of residence (before admission)
Город / City 888 71
Село / Village 355 29
Профиль подготовки / Preparation profile
Гуманитарный / The humanities 273 22
Социально-экономический / Socio-economic 249 20
Естественно-научный / Natural science 224 18
Технический / Technical 497 40
респондентов (74 %) - горожане. Ответы респондентов относительно этнической принадлежности были объединены в пять групп: 44 % - русские, 21 - чуваши, 19 - татары, 8 % - мордва; оставшиеся 9 % - представители других не титульных для опрашиваемых регионов национальностей (табл. 1).
Результаты исследования
Гражданская идентичность возникает из чувства группового членства по отношению к общности, которая может назвать себя нацией. Для выявления факторов, консолидирующих общероссийскую гражданскую идентичность, мы будем использовать подход В. А. Тишкова: «Наиболее адекватным и научным является взгляд на Россию как на национальное государство с многоэтничной российской нацией, в
состав которой наряду с русскими входят представители других российских национальностей» [17, с. 75]. Поэтому маркером сформированной позитивной общегражданской идентичности может служить положительный ответ на вопрос: «Являются ли все граждане России, будучи представителями разных национальностей, единым российским народом?». Подобный маркер гражданской идентичности используется российскими исследователями [6; 9].
Как показали данные опроса, признаком сформированной позитивной общегражданской идентичности обладают 62 % опрошенной студенческой молодежи. Причем статистически значимо различаются ответы девушек и юношей, а также жителей города и села (табл. 2).
Таблица 2
Являются ли все граждане России, будучи представителями разных национальностей, единым россииским народом? (закрытый вопрос, один ответ)* /
Table 2
Are all citizens of Russia, being representatives of different nationalities, the united Russian people? (A closed question, one answer)
Вариант ответа / Variant of answer Пол / Sex Место жительства / Place of residence В среднем / On average
Муж. / Male Жен. / Female Город / City Село / Village
Да, являются / Yes, they are 56 65 59 70 62
Пока нет, но в будущем это возможно / Not yet, but in the future it will be possible 16 14 18 9 15
Нет, не являются / No, they are not 14 10 12 8 11
Затрудняюсь ответить / Not sure 14 11 11 13 12
Итого / Total 100 100 100 100 100
* Заливкой в таблице выделены значения стандартизированных остатков >1,65 / The values of standardized
balances are shown in color >1,65. _, _ ,
Таблица 3
Как Вы считаете, что в первую очередь объединяет российских граждан разных национальностей, религий и культур, проживающих в разных регионах страны?
(закрытый вопрос, до трех вариантов ответа) /
Table 3
What do you think that first of all unites Russian citizens of different nationalities, religions
and cultures living in different regions of the country? (A closed question, up to 3 options for answers)
Вариант ответа / Variant of answer % ответов / response, % % ответивших / responders, %
Огромная территория России / The huge territory of Russia 12 31
Общие проблемы / Common problems 12 30
Общие праздники, традиции / Common holidays, traditions 11 28
Любовь к России / Love for Russia 10 26
Русский язык / Russian language 9 23
История / History 9 22
Общий менталитет / General mentality 8 21
Государство, власть / State, power 6 15
Победы и поражения / Victories and defeats 5 12
Семья / Family 5 12
Законы / The laws 4 11
Долгое совместное проживание / Long cohabitation 3 10
Представления о том, что можно, а что нельзя / Ideas of what is allowed and what is not 2 5
Школьная образовательная программа / School educational program 2 5
Общие враги / Common enemies 1 4
Затрудняюсь ответить / Not sure 1 4
Итого / Total 100 259*
* Сумма ответов по столбцу не равна 100 %, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа / The sum of answers in the column does not equal 100 %, since according to the questioning technique, one could select several variants.
144
ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы „
Таблица 4
Из каких источников Вы в основном получаете информацию об истории России? (закрытый вопрос, все возможные варианты ответов) /
Table 4
What sources do you basically get information about the history of Russia? (A closed
question, all possible answers)
Вариант ответа / Variant of answer % ответивших / responders, %
Уроки истории в школе (вузе, колледже) / History lessons at school (university, college) 89
Интернет / The Internet 85
Художественные фильмы / Art films 76
Воспоминания членов моей семьи / Memories of my family members 57
Музейные экспозиции / Museum expositions 56
Художественная литература / Fiction 35
Памятники, монументы, мемориальные таблички и т. д. / Monuments, memorial plaques, etc. 35
Телевизионные передачи, радиопередачи / TV broadcasts, radio broadcasts 36
Научная литература / Scientific literature 24
Общественные мероприятия / Social events 22
Итого / Total 515*
* Сумма ответов по столбцу не равна 100 %, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа / The sum of answers in the column does not equal 100 %, since according to the questioning technique, one could select several variants.
В качестве главных консолидаторов общероссийской гражданской идентичности респонденты отметили общую территорию и общие проблемы - общее настоящее, а не прошлое. Тем не менее каждый пятый опрошенный выбрал вариант «История», а каждый десятый - «Победы и поражения» (табл. 3).
Среди институтов коммеморации лидируют система образования - 89 % всех опрошенных студентов отметили уроки истории в школе (колледже, вузе) как основной источник информации об истории страны; интернет (85 %) и художественные фильмы (76 %) вполне ожидаемо заняли второе и третье места (табл. 4).
Еще одним значимым источником исторической памяти (57 %) являются семейные воспоминания. Семейная память выступает транслятором ценностных установок в отношении событий прошлого, дает чувство
сопереживания и сопричастности к истории страны. Одним из признаков вовлеченности респондента в пространство семейных коммемораций являются наличие семейного архива и знания о нем. Как показали результаты исследования, утвердительный ответ о наличии семейного архива дали 75 % опрошенных студентов. Причем наличие/отсутствие информации о семейном архиве достаточно явно коррелирует с наличием/отсутствием информации относительно значимых событий в истории семьи (табл. 5).
Поскольку процесс конструирования общегражданской идентичности предполагает взаимодействие целого ряда факторов, в качестве основного метода анализа нами был использован метод дерева классификации, позволяющий выявлять как отдельные предикторы, так и их взаимовлияния. В качестве зависимой (целевой) перемен-
Таблица 5
Имеется ли у Вас дома семейный архив с фотографиями, документами, отражающими
жизнь Вашей семьи начиная с ваших бабушек, дедушек? (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных) /
Table 5
Do you have a family archive with photos, documents reflecting the life of your family,
starting with your grandparents? (A closed question, one answer, % of all respondents)
Вариант ответа / Variant of answer Да / Yes Нет / No Не располагаю информацией / I have no information Не интересуюсь / No interest Итого / Total
Были ли среди членов семьи, прародителей люди, награжденные государственными наградами в XIX-XX вв.? / Were there among family members, the progenitors, people awarded by state awards during the XIX-XX centuries?
Да / Yes 81 68 73 53 75
Нет / No 7 18 7 9 8
Не располагаю информацией / I have no information 10 10 19 12 14
Не интересуюсь / No interest 2 4 1 26 3
Итого / Total 100 100 100 100 100
Были ли среди членов семьи, прародителей люди, раскулаченные / сосланные / лишенные гражданских прав / жертвы политических репрессий в 1920-1940-е гг.?/ Were there among family members, progenitors, people who are detachable / exiled / deprived civil rights / victims of political repression in the 1920-1940s?
Да / Yes 85 72 73 54 74
Нет / No 7 14 6 9 8
Не располагаю информацией / I have no information 7 13 19 18 15
Не интересуюсь / No interest 1 1 2 19 3
Итого / Total 100 100 100 100 100
ной выступили ответы на вопрос: «Являются ли все граждане России, будучи представителями разных национальностей, единым российским народом?», а в качестве предикторов - дихотомические переменные, преобразованные из ответов на вопрос: «Из каких источников Вы в основном получаете информацию об истории России?», а также ответы на вопрос: «Имеется ли у Вас дома семейный архив с фотографиями, документами, отражающими жизнь Вашей семьи начиная с ваших бабушек, дедушек?» (рисунок).
Рисунок иллюстрирует, что интерна-лизация гражданственности и патриотиз-
ма посредством коммеморации в среде студенческой молодежи обусловлена, во-первых, коммуникативной составляющей, во-вторых, эмоционально-образным характером репрезентаций исторического прошлого (посредством книг, телепередач, семейных преданий).
Можно предположить, что определяющим фактором является наличие интереса к семейной истории (респонденты могут четко ответить на вопрос о наличии/отсутствии семейного архива), что в свою очередь позволяет более личностно воспринимать информацию об истории страны, получаемую в рамках системы формального образова-
146
Гуманитарий : актуальные проблемы „
Являются ли все граждане России, будучи представителями разных национальностей и культур, ЕДИНЫМ РОССИЙСКИМ НАРОДОМ?
Чз
г; ^
а
о «
£
Г1 §
£ $
&
а
§
§ а
Гй Со
г;
£ б I
а
Со
0 Да, являются Пока нет, но в будущем это возможно Нет, не являются ■ Затрудняюсь ответить
Узел 0
Категория % п
■ Да, являются 61,8 768
■ Пока нет, но в будущем это 14,7 183
возможно
Нет, не являются 11,3 140
■ Затрудняюсь ответить 12,2 152
Всего 100,0 1243
.....................................ы
Имеется ли у вас дома семейный архив с фотографиями, документами, отражающими жизнь Вашей семьи, начиная с ваших бабушек, дедушек?
Узел 1
Категория % п
■ Да, являются 52,2 165
■ Пока нет, но в будущем это 15,8 50
возможно
Нет, не являются 16,5 52
■ Затрудняюсь ответить 15,5 49
Всего 25,4 316
I ы
худлит
значение = 0,025, Ха - квадра г = 5,0165, ст. св
т
Узел 2
Категория % п
■ Да, являются 65,0 603
п Пока нет, но в будущем это 14,3 133
возможно
Нет, не являются 9,5 88
■ Затрудняюсь ответить 11,1 103
Всего 74,6 927
I ы
уроки
Р - значение = 0,001, Хи - квадрат = 11,007, ст. св. = 1
нет
УзелЗ
Категория % п
■ Да, являются 48,6 103
■ Пока нет, но в будущем это 15,6 33
возможно
Нет, не являются 17,9 38
■ Затрудняюсь ответить 17,9 38
Всего 17,1 212
| ь
ТВ
Узел 4 Категория % л
■ Да, являются 59,6 62
■ Пока нет, но в будущем это 16,3 17
возможно
Нет, не являются 13,5 14
■ Затрудняюсь ответить 10,6 11
Всего 8,4 104
Узел 5 Категория % п
■ Да, являются 45,7 43
■ Пока нет, но в будущем это 22,3 21
возможно
Нет, не являются 16,0 15
■ Затрудняюсь ответить 16,0 15
Всего 7,6 94
т
Узел 6
Категория % п
■ Да, являются 67,2 560
■ Пока нет, но в будущем это 13,4 112
возможно
Нет, не являются 8,8 73
■ Затрудняюсь ответить 10,6 88
Всего 67,0 833
ы
Р - значение = 0,037, Хи - квадрат = 4,369, ст. св. = 1
интернет
нет I I т
Узел 7 Узел 8
Категория % л Категория % л
■ Да, являются 43,4 59 ■ Да, являются 57,9 44
■ Пока нет, но в будущем это 15,4 21 и Пока нет, но в будущем это 15,8 12
возможно возможно
Нет, не являются 21,3 29 Нет, не являются 11,8 9
■ Затрудняюсь ответить 19,9 27 ■ Затрудняюсь ответить 14,5 11
Всего 10,9 136 Всего 6,1 76
Р-значение = 0,045, Хи- квадрат = 4,005, ст. св. = 1 I
I нет I т
Узел 9 Узел 10
Категория % л Категория % п
■ Да, являются 60,8 76 ■ Да, являются 68,4 484
■ Пока нет, но в будущем это 12,0 15 ■ Пока нет, но в будущем это 13,7 97
возможно возможно
Нет, не являются 13,6 17 Нет, не являются 7,9 56
■ Затрудняюсь ответить 13,6 17 ■ Затрудняюсь ответить 10,0 71
Всего 10,1 125 Всего 57,0 708
ния, а также стимулирует самостоятельный ее поиск в интернете. Подобная цепочка прослеживается у 63 % опрошенных студентов.
Среди тех, кого практики семейной ком-меморации «обошли стороной», более высокий уровень интернализации гражданственности и патриотизма демонстрируют респонденты, отметившие такие источники получения информации об истории страны, как «Художественная литература» - 5 % и «Телевизионные передачи, радиопередачи» - 4 % (см. рисунок).
Обсуждение и заключение
Основная роль в конструировании коллективной исторической памяти принадлежит личной исторической памяти, формируемой под влиянием семейных ком-мемораций. Кроме того, отмечается значимая роль репрезентаций исторического прошлого в медиасреде. По выражению А. Ассман, «медийная память становится доступна для других памятей на новом и равноправном уровне» [5, с. 228].
Как показал анализ, символический капитал исторической памяти достаточно эффективно закрепляется в массовом сознании молодого поколения не только посредством традиционных СМИ (художественная литература, телевидение), но и новых медиа, причем последние постепенно включаются во все цепочки репрезентации исторического прошлого. Можно согласиться с Д. С. Артамоновым
и С. В. Тихоновой в том, что «эстетические и идеологические эксперименты массового искусства наложились на новый коммуникативный цифровой опыт» [3, с. 238].
В процессе формирования позитивной гражданской идентичности определяющей является эмоциональная образность исторических нарративов, что объясняет значимую роль семейной (социальной, коммуникативной) памяти. Наличие такой памяти усиливает воздействие формальных институтов памяти на процесс общегражданской идентификации студенческой молодежи, «устная семейная история работает как стержень, на который наматываются нити памяти. К этому разбуженному механизму интереса к прошлому притягивается информация, поставляемая другими каналами» [14, с. 45]. Однако семейная память, отражаясь преимущественно в устном нарративе и имея межпоколенческий характер коммуникации, бытует лишь порядка 80-100 лет. В современном обществе с нуклеарной семьей межпоколенческая коммуникация слабеет [12], что лишает эмоциональной подпитки традиционные способы воспитания гражданина и патриота [15]. Отмеченная тенденция актуализирует проблему поиска новых форм работы по воспитанию гражданственности современной молодежи в рамках институтов образования, с одной стороны, и проблему мифологизации образов прошлого в медиас-реде - с другой.
Список источников
1. Арсентьев Н. М. Празднование Тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства как фактор формирования социальной памяти россиян // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2012. - № 2. - С. 24-31.
2. Арсентьев Н. М. Мемориальная (монументальная) история в современном гуманитарном пространстве Республики Мордовия (о Тысячелетии единения мордовского народа с народами Российского государства) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2010. - № 3. - С. 4-8.
3. Артамонов Д. С., Тихонова С. В. От мифов о прошлом к мифологизации времени в цифровой медиасреде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2020. - Т. 20, вып. 3. - С. 234-239. - DOI: 10.18500/1819-76712020-20-3-234-239.
Л Л О гуманитарии : актуальные проблемы „ „
4. Архипова А. С., Доронин Д. Ю., Кирзюк А. А., Радченко Д. А., Соколова А. Д., Титков А. С., Югай Е. Ф. Война как праздник, праздник как война: перформативная коммеморация Дня Победы // Антропологический форум. - 2017. - № 33. - С. 84-122.
5. Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика /
пер. с нем. Б. Хлебникова. - М.: Новое лит. обозрение, 2018. - 323 с.
6. Богатова О. А. Социальные технологии управления республиканской и российской идентичностью в оценках населения Республики Мордовия: опыт качественного социологического исследования // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. - 2017. - Т. 7, вып. 1. - C. 54-70.
7. Даренская И. В. Семейный архив как способ сохранения исторической памяти и коммеморации Великой Отечественной войны // Историко-педагогические чтения. - 2020. - № 24. - С. 216-221.
8. Джонсон Дж., Малинова О. Ю. Символическая политика как предмет political science и Russian studies: исследования политического использования прошлого в постсоветской России // Политическая наука. - 2020. - № 2. - C. 15-41. - DOI: 10.31249/poln/2020.02.01.
9. Долгаева Е. И. Факторы общероссийской национально-гражданской идентичности в интерпретации жителей полиэтнического региона // Регионология. - 2018. - № 1. -С. 123-140. - DOI: 10.15507/2413-1407.102.026.201801.123-140.
10. Дробижева Л. М. Динамика гражданской идентичности и ее ресурс в позитивных интеграционных процессах российского общества // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2017. - № 4. - С. 7-22. - DOI: 10.14515/ monitoring.2017.4.02.
11. Зерубавель Я. Динамика коллективной памяти // Ab Imperio. - 2004. - № 3. - С. 71-90.
12. Линченко А. А. Время и событие в нарративах семейной памяти молодежи // Studia Humanitatis. - 2020. - № 2. - URL: https://st-hum.ru/content/linchenko-aa-vremya-i-sobytie-v-narrativah-semeynoy-pamyati-molodezhi.
13. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память. - СПб., 1999. - С. 17-50.
14. Положенцева И. В., Кащенко Т. Л. Феномен исторической памяти и актуализация личной исторической памяти студентов // Власть. - 2014. - Т. 22, № 12. - С. 42-46.
15. Пронина Е. И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов // Социологические исследования. - 2011. - № 5. - С. 97-103.
16. Тишков В. А. Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности и развития российского общества: статьи и интервью. - М.: Academia, 2008. - 81 с.
References
1. Arsentyev N. M. The Celebration of the Millennium of Unification of the Mordovian People with Peoples of Russian State as the Factor of Formation of Social Memory of the Russians. Gumanitarij: aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2012; (2) : 24-31. (In Russ.)
2. Arsentyev N. M. Memorial (monumental) history of modern humanitarian space of the Republic of Mordovia (On the Millennium of Unification of the Mordovian People with Peoples of Russian State). Gumanitarij: aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2010; (3) : 4-8. (In Russ.)
3. Artamonov D. S., Tikhonova S. V. From myths about the past to the mythologization of time in the digital media environment. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser.: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika = Izvestiya of the Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2020; 20(3): 234-239. (In Russ.). DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-3234-239.
4. Arkhipova A. S., Doronin D. Yu., Kirzyuk A. A., Radchenko D. A., Sokolova A. D., Titkov A. S., Yugai E. F. War as a Holiday, Holiday as a War: Performative Commemoration of Victory Day. Antropologicheskii forum = Anthropological Forum. 2017; (33) : 84-122. (In Russ.)
5. Assman A. The Long Shadow of the Past: Memorial Culture and Historical Politics. Translation from German by B. Khlebnikov. Moscow, 2018, 323 p. (In Russ.)
6. Bogatova O. A. Social technologies of management of republican and Russian identity in estimations
of the population of the Republic of Mordovia: experience of qualitative social research. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sotsiologiya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya = Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political Science. International Relations. 2017; 1(1): 54-70. (In Russ.)
7. Darenskaya I. V. Family archive as a method for storing historical memory and commemoration of the Great Patriotic War. Istoriko-pedagogicheskie chteniya = Historical and Pedagogical Readings. 2020; 24:216-221. (In Russ.)
8. Jhonson J., Malinova O. Yu. Symbolic politics in political science and Russian studies: research on the political uses of the past in post-soviet Russia. Politicheskaya nauka = Political Science. 2020; (2) : 15-41. (In Russ.). DOI: 10.31249/poln/2020.02.01.
9. Dolgaeva E. I. Interpretation of the factors of the all-Russian national and civil identity by the inhabitants of a multiethnic region. Regionologiya = Regionology. 2018; (1) : 123-140. (In Russ.). DOI: 10.15507/2413-1407.102.026.201801.123-140.
10. Drobizheva L. M. Dynamics of civic identity and its potential in positive integration processes in the Russian community. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny = Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2017; (4) : 7-22. (In Russ.). DOI: 10.14515/monitoring.2017.4.02.
11. Zerubavel' Ya. Dynamics of collective memory. Ab Imperio = Ab Imperio. 2004; (3) : 71-90. (In Russ.)
12. Linchenko A. A. Time and event in the youth's family memory narratives. Studia Humanitatis = Studia Humanitatis. 2020; (2). Accessed at: https://st-hum.ru/content/linchenko-aa-vremya-i-sobytie-v-narrativah-semeynoy-pamyati-molodezhi.
13. Nora P. The problem of places of memory. Frantsiya-pamyat' = France-Memory. Saint-Petersburg; 1999: 17-50. (In Russ.)
14. Polozhentseva I. V., Kashchenko T. L. The concept of historical memory and actualization of personal historical memory of the students. Vlast' = Power. 2014; (12) : 42-46. (In Russ.)
15. Pronina E. I. Features of education of citizenship and patriotism of high school students. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. 2011; (5) : 97-103. (In Russ.)
16. Tishkov V. A. Ethnic and Religious Diversity as the Basis for Stability and Development of Russian Society: Articles and Interviews. Moscow, 2008, 81 p. (In Russ.)
Поступила 22.01.2022.
Сведения об авторе
Шумкова Наталья Викторовна - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Историко-социологический институт, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Сфера научных интересов - социология молодежи. Автор более 50 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2330-0028.
E-mail: [email protected], [email protected]
Submitted 22.01.2022.
About the author
Natalya V. Shumkova - Candidate of Sociology, Associate Professor, Department of Sociology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: youth sociology. The author of more than 50 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid. org/0000-0002-2330-0028.
E-mail: [email protected], [email protected]
«П ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы „ „