Научная статья на тему 'РОЛЬ КОММЕМОРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

РОЛЬ КОММЕМОРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
132
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
коммеморация / гражданская идентичность / историческая память / коллективная память / патриотизм.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мотькин В. Н., Козин В. В.

Авторы отмечают, что в современных условиях растущее внимание исследователей, экспертов, политиков привлекает вопрос формирования патриотических чувств среди российской молодежи. Это связано с тем, что среди представителей поколения Z резко участились факты забвения своей истории, неуважительного или даже кощунственного отношения к прошлому. В статье подчеркивается, что особое внимание при этом следует обратить на коммеморацию исторических событий, способ, с помощью которого укрепляется и передается память о прошлом. В исследовании представлены результаты социологического опроса по теме: Историческая память России и российская идентичность глазами современной молодежи ,которое проводилосьв марте – апреле 2019 г. среди учащейся молодежи Республики Мордовия. Методом сбора данных стал анкетный опрос. Результаты исследования показали, что учащаяся молодежь достаточно хорошо ориентируется в истории России, воспринимает ее адекватно и подавляющее большинство ее относит себя к патриотам. Молодые люди ощущают себя в первую очередь россиянами. С другой стороны, почти пятая часть опрошенных, готова уехать в другую страну. Знаменательно, что только 7% ответивших заявили, что событий, заставляющих сожалеть о том, что являешься гражданином России, в истории России нет, а 76% опрошенных испытывали, так или иначе,чувство стыда за представителей своей страны или за свою страну. Кроме того, сопоставление федеральной и региональной компонент при анализе ценностных ориентаций учащейся молодежи показал, что симпатии респондентов,скорее на стороне России в целом, а не малой Родины. Это касается чувства гордости за место проживания, выбора места жительства. Оказалось, что учащаяся молодежь с периферии мечтает о переезде в Москву или Санкт-Петербург. В этой связи,процесс коммеморации должен быть неотъемлемым звеном государственной политики и направлен в первую очередь на молодежь с целью получения возможности сохранить и понять свою историю, вновь обрести свою культурную и историческую идентичность. От того, насколько четко будут сформированы взгляды молодежи не только относительно своего будущего, но и прошлого своей страны, зависит современная жизнь и завтрашний день нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мотькин В. Н., Козин В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОММЕМОРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

11-286-294 МОТЬКИН Владислав Николаевич,

кандидат социологических наук, 560 ведущий научный сотрудник

отдела-социопарк «Регионология» ГКУ РМ «НЦСЭМ», доцент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»,

e-mail: vlad. [email protected]

КОЗИН Владимир Васильевич,

кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела мониторинга демографии и трудовых процессов ГКУ РМ «НЦСЭМ»,

e-mail: [email protected]

РОЛЬ КОММЕМОРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Авторы отмечают, что в современных условиях растущее внимание исследователей, экспертов, политиков привлекает вопрос формирования патриотических чувств среди российской молодежи. Это связано с тем, что среди представителей поколения Z резко участились факты забвения своей истории, неуважительного или даже кощунственного отношения к прошлому. В статье подчеркивается, что особое внимание при этом следует обратить на коммеморацию исторических событий, способ, с помощью которого укрепляется и передается память о прошлом. В исследовании представлены результаты социологического опроса по теме: «Историческая память России и российская идентичность глазами современной молодежи»,которое проводилосьв марте - апреле 2019 г. среди учащейся молодежи Республики Мордовия. Методом сбора данных стал анкетный опрос. Результаты исследования показали, что учащаяся молодежь достаточно хорошо ориентируется в истории России, воспринимает ее адекватно и подавляющее большинство ее относит себя к патриотам. Молодые люди ощущают себя в первую очередь россиянами. С другой стороны, почти пятая часть опрошенных, готова уехать в другую страну. Знаменательно, что только 7% ответивших заявили, что событий, заставляющих сожалеть о том, что являешься гражданином России, в истории России нет, а 76% опрошенных испытывали, так или иначе,чувство стыда за представителей своей страны или за свою страну. Кроме того, сопоставление федеральной и региональной компонент при анализе ценностных ориентаций учащейся молодежи показал, что симпатии респон-дентов,скорее на стороне России в целом, а не малой Родины. Это касается чувства гордости за место проживания, выбора места жительства. Оказалось, что учащаяся молодежь с периферии мечтает о переезде в Москву или Санкт-Петербург. В этой связи,про-цесс коммеморации должен быть неотъемлемым звеном государственной политики и направлен в первую очередь на молодежь с целью получения возможности сохранить и понять свою историю, вновь обрести свою культурную и историческую идентичность. От того, насколько четко будут сформированы взгляды молодежи не только относительно своего будущего, но и прошлого своей страны, зависит современная жизнь и завтрашний день нашей страны.

Ключевые слова: коммеморация, гражданская идентичность, историческая память, коллективная память, патриотизм.

MOTKN VladislavNikolaevich,

Candidate of Sociological Sciences, Leading Researcher of the Department-Sociopark "Regionology" of the Scientific Center for Socio-Economic Monitoring, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work of the National Research Mordovian State University named after N.P. Ogarev

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

DOI: 10.24412/2076-1503-2021-NIION: 2018-0076-11/21-361 MOSURED: 77/27-023-2021-11-

KOZIN Vladimir Vasilievich,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Leading Researcher of the Department for Monitoring Demography and Labor Processes of the Scientific Center for Socio-Economic Monitoring

THE ROLE OF COMMEMORATION OF HISTORICAL EVENTS IN THE FORMATION OF CIVIL IDENTITY IN RUSSIAN YOUTH:

SOCIOLOGICAL ASPECT

Annotation. The authors note that in modern conditions the growing attention of researchers, experts, politicians is attracted by the issue of the formation of patriotic feelings among Russian youth. This is due to the fact that among the representatives of Generation Z, the facts of forgetting their history, disrespectful or even blasphemous attitude to the past have sharply increased. The article emphasizes that special attention should be paid to commemoration of historical events, the way by which the memory of the past is strengthened and transmitted. The study presents the results of a sociological survey on the topic: "Historical memory of Russia and Russian identity through the eyes of modern youth", which was conducted in March - April 2019 among students of the Republic of Mordovia. The data collection method was a questionnaire survey. The results of the study showed that student youth are quite well versed in the history of Russia, perceive it adequately and the overwhelming majority of them consider themselves patriots. Young people see themselves primarily as Russians. On the other hand, almost a fifth of the respondents are ready to leave for another country. It is significant that only 7% of respondents said that there are no events in Russian history that make you regret being a citizen of Russia, and 76% of those surveyed felt, in one way or another, a feeling of shame for the representatives of their country or for their country. In addition, a comparison of the federal and regional components in the analysis of the value orientations of student youth showed that the respondents' sympathies are more likely on the side of Russia as a whole, and not on the side of the small Motherland. This concerns the feeling of pride in the place of residence, the choice of the place of residence. It turned out that students from the periphery dream of moving to Moscow or St. Petersburg. In this regard, the process of commemoration should be an integral part of state policy and is directed primarily at young people in order to gain the opportunity to preserve and understand their history, to regain their cultural and historical identity. Modern life and the future of our country depend on how clearly the views of young people will be formed not only about their future, but also about the past of their country.

Key words: commemoration, civic identity, historical memory, collective memory, patriotism.

Введение. В статье рассматриваются вопросы формирования российской идентичности у российской молодежи сквозь призму патриотических чувств. Это связано с тем, что среди представителей поколения Z в последние годы резко участились факты забвения своей истории, неуважительного или даже кощунственного отношения к прошлому.

Цель статьи - обратить внимание на комме-морацию исторических событий, инструмент транслирования памяти о прошлом.

Материалы и методы. Анкетирование по теме:«Историческая память России и российская идентичность глазами современной молодежи» было проведено в марте - апреле 2019 г. среди учащейся молодежи Республики Мордовия. Опрос проводился в ГО Саранск, а также Ковылкинском, Рузаевском и Краснослободском муниципальных районах республики по таким квотам, как пол, воз-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

раст и уровень образования. Общий объем опрошенных респондентов составил 586 человек.

Обзор литературы. Бесспорно,в настоящий момент мемориальная политика или политика памяти в целом имеет повышенное значение [23, с. 1376].В последние годы представители гуманитарной общественности все чаще поднимают тему соотношения идентичности и комме-морации. Так, Е.В. Романовскую и Н.Л. Фоменко интересует процесс формирования коллективной идентичности, роль в этом стратегий комме-морации, а также опыт средневековой «тетопа»[19]. О.Ю. Малинова отмечает, что «Коммеморация исторического события опирается на сложившуюся социально-культурную инфраструктуру памяти и вместе с тем предполагает ее достраивание...Элементами инфраструктуры памяти выступают памятники, музеи и мемориальные комплексы, государственные празд-

ники, публичные ритуалы, топонимия пространства, произведения литературы и искусства, знаки, символизирующие солидарность (ленты, цветы и проч.). Все это является для мнемонических акторов символическими ресурсами, но одновременно может порождать ограничения, особенно если предлагаемая ими интерпретация события существенно отличается от устоявшейся» [11, с. 11].Работы Путиловой Е. посвящены теоретическим проблемам сохранения и бытования исторической памяти. Позиция исследователя состоит в том, что «мнемонические места укрепляют стереотипы нашего сознания, пробуждая специфические воспоминания о прошлом» [17]. Пьер Нора известен тем, что ввел такое понятие, как «места памяти», где «находит убежище и «кристаллизуется» сама память» [13, с. 28].АлейдаАссманн посвятила немало времени обоснованию подходов и терминов для анализа феномена социальной памяти, а также «проблемной памяти» Европы [3].

Проблема патриотического воспитания молодежи все чаще выходит на передний план [15]. Если у человека нет чувства сопричастности к родной истории, если он не отождествляет себя с прошлым своего народа, если у него нет благоговейного трепета перед святынями, то это серьезнейший повод для беспокойства. К сожалению, с подобным нигилизмом со стороны молодых людей по отношению к нашему прошлому приходится сталкиваться все чаще и чаще.

В октябре 2021 г. произошла следующая неприглядная история. В Ленинском районе г. Новосибирска двое подростков устроили своеобразный отдых на Монументе Славы: один из них лёг прямо в чашу Вечного огня, второй, находясь рядом, пускал обильные клубы дыма. Запись инцидента выложили в соцсети, на него впоследствии обратил внимание глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин и подростков быстро нашли[18].

В июне 2021 г. девочки 14 и 15 лет осквернили памятник Герою России летчику Олегу Пешкову на улице Калининской в городе Арсеньеве Приморского края (в ноябре 2015 г. российский военнослужащий погиб во время боевых действий в Сирии). В итоге подростков признали виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 214 УК РФ (вандализм) [1]. "Признав подсудимых виновными в совершении указанного преступления, суд назначил каждой из них наказание в виде 5 месяцев ограничения свободы", - говорится в сообщении[20].

К сожалению, подобные случаи - не ред-кость,вероятно, можно говорить уже о некоем сформировавшемся «модном» тренде.

По информации электронного журнала StrelkaMag с 1 апреля 2020 г. по 28 марта 2021 года в России произошло не менее 42 актов осквернения Вечных огней. «Осквернение мемориалов регистрируют как в городах-миллионерах, так и в небольших населённых пунктах. В списке оказались Волгоград, Ростов-на-Дону, Оренбург, Калининград, Чебоксары, Пенза, Элиста, Елец, Дербент, Химки, село Донское в Ставропольском крае и село Дзуарикау в Северной Осетии. Минимум в 21 случае из 42 хулиганами оказались дети или несовершеннолетние». В статье говорится, что огонь регулярно используют «по прямому назначению»: на нём жарят шашлыки, сушат одежду, жгут венки и даже кипятят воду. Часто от Вечного огня прикуривают сигареты. В отдельных случаях речь идёт о хороводах и прыжках через огонь. Самый распространённый акт вандализма в зимний период — попытка потушить огонь»[16].

Вопиющий случай произошел 22 октября 2020 г. в г. Чебоксары, где местный блогер с другом под песню Тимати пожарил сосиски на «Вечном огне» Монумента Воинской Славы и выложил в Интернет видеозапись с целью хайпа. Причем, когда 23-летнего молодого человека задержали и предъявили обвинение, он прекрасно знал за что, но продолжал ерничать. На вопрос знает ли он причину задержания, молодой человек рассмеялся: "За сосиски!"[6].

В октябре 2020 г. черной краской облили стелу Героя Советского Союза летчика Василия Борисова на аллее Славы в парке Победы в городе Калязине Тверской области. Причем, в Тверской области неоднократно совершались акты вандализма в отношении памятников воинам Советской Армии, героев Великой Отечественной войны. Так, осенью 2011 г. неизвестные облили краской памятник легендарному танковому экипажу Степана Горобца в Твери. А в 2013 г. в Ржеве подростки танцевали у Обелиска Победы, а также прыгали через Вечный огонь[4].

Как это ни печально, но «недалеко ушли» в этом смысле и отдельные представители нашей местной молодежи. В г. Саранске в начале 2019 г. на 21-летнюю местную блогершу Софию Кечину было заведено уголовное дело в связи с тем, что та сожгла на костре российский флаг, а процесс сняла на видео и выложила в соцсети. В соответствии с законодательством, это «Надругательство над Государственным флагом Российской Федерации» (за это правонарушение предусмотрен штраф или до 1 года лишения свободы). Как стало известно СМИ, свою вину в преступлении она не признала. Заявила, что флажок был сувенирный, и она не относилась к нему как к государственному символу. А вместе с сожжением «тряпки»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

хотела по традиции уничтожить все плохое [5]. По мнению девушки, они (она была с подругой) не нанесли общественности никакого вреда, просто сжигали старые вещи, как и все. Многое до глубины души поражает в этом эпизоде: явные проблемы с воспитанием и образованием, цинизм, невежество девушки и не столько незнание законов, сколько отношение к государственному флагу, как к «тряпке». Как будто за этим «куском полотнища» не стоит наша славная многовековая история, как будто за этот «кусок материи» сотни тысяч, миллионы не отдавали жизни ради свободы и независимости Родины.

В марте 2020 г. ученица 10-го класса саранской школы № 18, известная в социальных сетях как «Катя Белка», опубликовала на своей страничке видео, в котором устроила танцы на Мемориальном кладбище в Саранске - месте захоронения участников Великой Отечественной войны, скончавшихся в госпиталях города. Судя по всему, шокирующим видео «Белка» хотела собрать как можно больше «лайков» и стремилась раскрутить себя в соцсети. Итог практически такой же. Из профилактической беседы представителей правоохранительных органов с ученицей: «В тот момент я даже не задумывалась, на каком я кладбище, на какую могилу я легла и не следила за своим поведением» (т. е. а что, ничего особенного)^]. Налицо полное отсутствие элементарных исторических знаний, неуважение к павшим воинам, предкам и вообще традициям. Хотя юной особе можно было бы напомнить о том, что в ее возрасте (15 лет) в то время становились героями Великой Отечественной войны, совершали подвиги, защищали Родину, часто ценой собственной жизни. Сегодня возможность подобных порывов, основанных на самосознании и настроениях населения, далеко не очевидна. Сейчас тоже все и любой ценой, но ради очередного «лайка» в сети.

Подобное происходит довольно часто в различных регионах России и везде, как правило, фигурирует поколение Z (родившиеся после 1995 г.). Что происходит с молодежью, с чем связана такая форма амнезии? Ведь утверждать, что образовательные стандарты и учебные планы поменялись в стране настолько кардинально, что из современных учебников в одночасье исчезли традиционные трактовки знаменитых исторических событий (победа в Великой Отечественной войне, Бородинская битва и т.д.), пока преждевременно (хотя и бывает, что новое прочтение подчас вызывает недоумение). Так почему эти знания не просматриваются, не формируются на уровне подсознания у части молодежи. И что вообще происходит с воспитанием в системе образования таких качеств, как патриотизм, любовь к Родине,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

на какие ценности ориентируется современная молодежь?

На эти вопросы отчасти были призваны ответить результаты социологического исследования «Историческая память России и российская идентичность глазами современной молоде-жи»,которое проводилосьв марте - апреле 2019 г. среди учащейся молодежи Республики Мордовия. Всего было опрошено 586 респондентов: юношей 246 чел. (42%), девушек - 340 чел. (58%) Возраст: 18-21 год (51%), 22 - 24 года (49%). Студентами вузов из них являются 78%, обучается в ссузах 22%. Большая часть опрошенных, это православные (62%), почти пятая часть (19%) неверующих, считают себя верующими, но ни к какой конкретной религии себя не относят - 8%, а 3% - мусульмане. В основном это русские (72%), мордва (18%) и татары (4%). По семейному статусу 90% из них холосты или не замужем и только 8% состоят в официальном (зарегистрированном) браке.На вопросы отвечали гуманитарии (филологи, культурологи, юристы) — 32%, представители социально-экономического (экономисты, политологи, соц. работники и т. п.) - 25% и технического (программисты, инженеры, архитекторы и т. п.) - 24% направлений обучения.

Как показали результаты исследования, большинство опрошенных (73%) на вопрос: «Скажите, Вы ощущаете себя патриотом?» в целом ответили положительно, 21% - отрицательно, 6% затруднились с ответом. Это отрадно, но в то же время, необходимо учитывать тот факт, что это субъективное мнение людей и что понятие патриотизм каждый трактовал по-своему. Нужно заметить, что данные, полученные нами, достаточно хорошо коррелируются с результатами Всероссийского опроса, проведенного в мае 2017 г. учеными Государственного университета управления (ГУУ), среди 1600 молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет. Выяснилось, что 20% молодых людей «не считают себя патриотами России и готовы уехать, т.е. считают, что за границей они смогут себя реализовать лучше, чем в нашей стране» [14].

Неслучайно проблема востребованности гражданского самосознания, гражданской идентичности человека и ее проявления в повседневной жизни является одной из наиболее актуальных в социуме. Существует несколько различных определений гражданской идентичности. По мнению А.А. Леонтьева, нормальное «самосознание гражданина страны - это единство: «чувства принадлежности к своему народу, этносу, уважение к своим национальным традициям и нормам, истории своего народа, стремление знать язык и культуру своего этноса; чувства принадлежности к многонациональному российскому обществу, чув-

ство патриотизма, отказ от этнического тщеславия; чувства принадлежности к мировому сообществу, чувство ответственности долго как за свой народ, за свою страну, так и за судьбу всего мира» [10]. Не менее интересной и содержательной является версия определения термина «гражданская идентичность», предложенная Л.М. Дроби-жевой. «Под гражданской идентичностью мы понимаем отождествление себя с гражданами страны, ее государственно-территориальным пространством, представления о государстве, обществе, стране, «образ мы», чувство общности, солидарности, ответственности за ситуацию в государстве. Как и в других коллективных иден-тичностях в ней содержатся когнитивные, эмоциональные и регулятивные составляющие, и для гражданской идентичности характерны именно деятельностные компоненты» [9].Эти тезисы косвенно подтверждают данные и нашего опроса. На вопрос: «С кем из данных групп населения Вы испытываете чувство общности, и в какой степе-ни?в рамках варианта «довольно сильно» большинство (44%) выбрали позицию «с людьми своего поколения», по 42% выбрали, соответственно, позиции «с людьми, разделяющими мои взгляды на жизнь» и с «товарищами по работе, учебе», 38% - «с людьми моей профессии, рода занятий», 37% - «с людьми, разговаривающими на русском языке», по 35% «с россиянами» и «с людьми, придерживающимися тех же обычаев и традиций», 32% - «с людьми моей национальности». Интересно, что в этом же вопросе в рамках варианта «совершенно не чувствую», на первом месте оказалась позиция «с азиатами» (39%), на втором (по 31%) «с европейцами» и «украинцами и белорусами», по 26% «с жителями постсоветского пространства» и «с жителями Поволжья», 23% -«с жителями Мордовии», 20% - «с людьми того же материального достатка». Ответы на вопрос: «Как Вы считаете, что в первую очередь объединяет российских граждан разных национальностей, религий и культур, проживающих в разных регионах страны?» распределились следующим обра-зом:14% - «огромная территория России» и «общие проблемы», 10% - «общие праздники, традиции», «русский язык»; 9% - «любовь к России»; 8% - «история»; 7% - «государство, власть»; 5% -»общий менталитет» и «законы»; 4% -«семья», «победы и поражения», «долгое совместное проживание»; 3% - «общие враги»; 2% - «представления о том, что можно, а что нельзя». На вопрос: «Как Вы думаете, что из перечисленного в первую очередь важно для того, чтобы считаться настоящим россиянином?» -ответы первой тройки распределились следующим образом: «родиться в России» (18%), «прожить в России большую часть своей жизни» (17%),

«чувствовать себя россиянином» и «иметь российское гражданство» (по 16% соответственно). Представление о родине, своей культуре, о должном поведении является первичным аспектом формирования гражданской идентичности. Е.М. Арутюнова отмечает, что «государственная или гражданская идентичность, так как в ней достигается концентрация важнейших жизненных устремлений, из всей совокупности идентичностей должна рассматриваться как доминантная. Залог политической, духовной консолидации, целостности российского сообщества - уровень укорененности общероссийской идентичности в сознании и действиях россиян. Чем выше вероятность общих действий в интересах общества, тем больше в общности число разделяющих единую идентич-ность»[2].

Среди наших опрошенных считают себя «в первую очередь россиянами» 45%, «в равной степени гражданами России и Республики Мордовия» - 25%, «гражданами мира» - 14% и 6% -«жителями Республики Мордовия», а 5% ответили бы на этот вопрос в зависимости от того, где находятся.

Еще одним, вероятно определяющим, фактором развития гражданской идентичности выступают современные средства массовой информации, которые выходят на передний план прифор-мирования мировоззрения у молодежи. Неограниченный доступ в сеть Интернет и обширные средства массовой информации оказывают большое влияние на молодое поколение, являются ведущими факторами для формирования самоидентификации в социуме. Безусловно, цифровое общество переосмысливает и трансформирует традиционную матрицу ценностей, формируя новую систему ценностей[12, с. 1766].Так, оказалось, что информацию об истории России опрошенные учащиеся Мордовии получают в основном из сети Интернет и уроков истории в школе или в вузе, колледже - по 14%; 11% - из художественных фильмов»; 10% - из художественной литературы, 9% - из телевизионных передач, радиопередач, 8% - из воспоминаний членов семьи; 8% - с помощью памятников, монументов, мемориальных таблички и т.д. Об истории Мордовии, в свою очередь, 15% узнают из уроков истории в школе или вузе, колледже; 13% - из телевизионных передач, радиопередач и научной литературы; 12% - из художественных фильмов и художественной литературы; 10% - с помощью музейных экспозиций.

Сопоставление федеральной и региональной компонент при анализе ценностных ориента-ций учащейся молодежи показал, что симпатии респондентов скорее на стороне России в целом, а не малой Родины. Так, на вопрос: «Гордитесь ли

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

Вы тем, что проживаете в России?» было получено 73% положительных ответов и 19% - отрицательных, а на вопрос: «Гордитесь ли Вы тем, что проживаете в Мордовии?» 54% положительных и 30% отрицательных ответов. На это же прямо указывает и распределение ответов по выбору потенциального места жительства. На вопрос: «Где территориально Вы хотели бы жить?» большая часть ответивших заявили, что «там, где живу сейчас» и «в Москве» (по 20% соответственно), 17% - «в Санкт-Петербурге», «в другом городе (населенном пункте) России» - 9%. Весьма показательно, что 18% ответивших выбрали позицию «в другой стране», затруднились ответить 16%. При этом нужно иметь в виду, что судя по ответам, большая часть детства, отрочества (до поступления в учебное заведение) прошла у 38% участников опроса «в г. Саранске», «в другом городе РМ» у 10% и «другом городе РФ» у 20% опрошенных. Таким образом, учащаяся молодежь с периферии мечтает о переезде в Москву или Питер.

Продолжая тему патриотизма, мы задавали вопрос: «Какие исторические события вызывают у вас гордость за то, что Вы являетесь гражданином России?». Наиболее популярные ответы распределились следующим образом: «Победа в Великой Отечественной войне» (80%); «первый полет человека в космос» (66%); «Победа в Отечественной войне 1812 г.» (54%), из последних знаменательных дат - «присоединение Крыма в 2014 г.» (29%). Следующий вопрос: «Какие исторические события заставляют Вас сожалетьо том, что Вы являетесь гражданином России? Оказалось, что наиболее популярные мнения, это убийство царской семьи (14%), сталинские репрессии (12%), война в Афганистане (12%), распад СССР, раскулачивание (9%), чеченская война (8%). Знаменательно, что 7% ответивших заявили, что таких событий в истории России нет. На достаточно откровенный вопрос: «Испытывали ли Вы когда-нибудь чувство стыда за представителей своей страны или за свою страну?» большинство респондентов (76%) ответило утвердительно: «иногда» (46%), «постоянно» (21%), «однажды» (9%). При этом никогда не испытывали подобную гамму чувств 24% опрошенных. Продолжил сюжет об исторической памяти следующий вопрос: «Сталкивались ли Вы в своей жизни с конфликтными ситуациями, обусловленными разницей восприятия исторических событий, различными толкованиями истории, например, Второй мировой войны, оккупации территории страны, героизации исторических личностей и т. д.?». Выяснилось, что 41% опрошенных никогда не встречались с подобной картиной, вместе с тем, сталкиваются с этим «постоянно» - 11%, «иногда» - 40%, «однажды» - 8% респондентов. Молодые люди,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

принявшие участие в опросе, дали понять, что не всегда члены семьи солидарны с ними в оценках данных исторических событий. Заявили, что есть некоторые расхождения 44% опрошенных, а 12% указали на то, что, события трактуются совершенно по-разному. В то же время, 19% опрошенных заверили в том, что все члены их семьи одинаково оценивают исторические события.

По нашему мнению, виной тому неоднозначность в государственных подходах к такому явлению, как коммеморация -процесс памятования через актуализацию событий, образов и персоналий прошлого в контексте современных воззрений и потребностей.» [7].

Таким образом, все то, что позиционируется в любом государстве как мемориальная деятельность (памятники, музеи, различные артефакты, идеи, тексты и т.д.), является своеобразной формой культурной памяти и передачи традиций. На то, каким образом эта трансляция следующим поколениям осуществляется, влияет, как правило, целый ряд как объективных, так и субъективных факторов. Это и существующий на тот момент политический режим и социально-экономическая ситуация и личная позиция руководства по оценке тех или иных исторических событий.

Как показывает практика, процесс создания коллективной памяти может проходить как естественным или стихийным, так и искусственным или целенаправленным путем. В первом случае коллективная память вырабатывается в свободной форме и формируется с помощью истории, традиций, обрядов, искусства, фольклора, литературы, обращения к «местам памяти». Во втором случае на формирование исторической памяти прямое влияние оказывает власть, которая старается наполнить коллективную память определенным содержанием и придать ей строго определенный вектор.

Именно на стыке стратегий памяти и забвения формируется коммеморация, происходит отбор событий для поклонения или же порицания, при этом есть два пути: первый, этоискажение истории. Например, украинские власти при президентах П. Порошенко и В. Зеленском значительно «преуспели» в воспевании головорезов из УНА-УНСО, героизации таких деятелей, как Степан Бандера, переложении ответственности за преступления, совершенные украинскими националистами во время Второй мировой войны, на советских и польских воинов, что в конечном итоге привело к легализации и восхвалению неонацистских организаций на Украине, росту их влияния в стране, в томчисле на внутреннюю и внешнюю политику Украины. В этом же ряду искажения или даже извращения исторической памяти - неуемное желание лидеров ряда европейских госу-

дарств под эгидой «борьбы с тоталитаризмом» скорейшим образом освободиться от памятников советским воинам-освободителям. Второй путь коммеморации связан с отстаиванием принципа исторической справедливости - например, акция «Бессмертный полк», которая зародилась в 2012 г. в России и сегодня стремительно набирает популярность во всем мире.

Таким образом, прошлое становится символическим ресурсом, за который разворачивается борьба и политиков и общественников. Бесспорно, абсолютно праваАлейдаАссман, что памяти необходима опора в виде повторяющихся поводов и повторяемых жестов[3].И далее исследователь отмечает: «Тот, кто радикально отвергает культурное оформление памяти, должен быть готов к тому, что прошлое будет захлестывать его неконтролируемыми волнами» [3].

По мнению Н.Н. Федотовой, «Россия занимает прочное место в числе многих стран мира, идентичность которых находится в кризисе, при котором ее самопонимание и сравнения себя с другими странами страдает противоречиями и неопределенностями, расколом и фрагментацией» [22]. Российская молодежь играет социально значимую роль в системе государства. С одной стороны, молодежь является важным фактором в смене поколений, принимает участие в формировании и преобразовании всех социальных сфер жизни общества. С другой стороны, как субъект социального развития, молодое поколение обладает объективными особенностями, формируемыми социальной средой, которая допускает определенные модели ее социализации в зависимости от характера и сущности деятельности поколения в обществе.

Согласно Е.М. Арутюновой, основными задачами государства по формированию гражданской идентичности в молодежной среде, являются: «усвоение основных гражданских прав, обязанностей и ролей; расстановка приоритетов гражданской и межгрупповых идентификаций; развитие содержательного эмоционально-когнитивного и социально-политического наполнения категории «россиянин»; повышение значимости субъектной активности по отношению к обществу и государству приобщение к интересам развития страны» [2]. Кроме того, мы бы добавили в этот ряд такие практики коммеморации, которые формируют национальную идею и воспитывают патриотизм у подрастающего поколения. Как писал П. Нора: «В «местах памяти» находит убежище и «кристаллизуется» сама память[13]. О том же говорит и Е. Путилова: «... мнемонические места укрепляют стереотипы нашего сознания, пробуждая специфические воспоминания о про-

шлом. Поэтому, коммеморация столь важна и в политическом плане, и в педагогическом (ведь, посещение мнемонических мест и связанные с этим ритуалы - один из самых действенных способов развития исторической памяти, особенно для подрастающего поколения)» [17].

В этой связи процесс коммеморации должен быть направлен в первую очередь на молодежь с целью получения «возможности сохранить и понять свою историю, вновь обрести свою культурную и историческую идентичность или посредством инвентаризации «мест памяти», в которой заключена национальная аксиология, верифицировать современную идентичность»[8].

Результаты исследования. Результаты исследования показали, что учащаяся молодежь достаточно хорошо ориентируется в истории России, воспринимает ее адекватно и подавляющее большинство ее относит себя к патриотам. С другой стороны, почти пятая часть опрошенных готова уехать в другую страну. Знаменательно, что только 7% ответивших заявили, что событий, заставляющих сожалеть о том, что являешься гражданином России, в истории России нет, а 76% респондентов испытывали, так или иначе, «чувство стыда за представителей своей страны или за свою страну».

Обсуждение и заключение. Процесс ком-меморации должен быть направлен, в первую очередь, на молодежь с целью «обращения к истокам» - получения возможности сохранить и понять свою историю в чистом, первозданном виде, чтобы вновь обрести свою культурную и историческую идентичность, поскольку представителям среднего и, тем более, старшего поколений была сделана вовремя «прививка сыворотки правды» и они уже давно выработали иммунитет против искажений или извращений истории. Представленные результаты имеют практическую значимость для тех, кто связан с темой патриотического воспитания молодежи (органам государственной и муниципальной власти, представителям различных общественно-патриотических организаций и структур, фондов, движений, а также широкому кругу лиц, так или иначе интересующихся темой истории России).

Список литературы:

[1] Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., посл. ред.) [Электронный ресурс]. -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ ^_10699/ (дата обращения: 12.10.2021).

[2] Арутюнова Е.М. Российская идентичность в представлениях московских студентов // Социологические исследования. 2007. № 8. - С. 77-84.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

[3] Ассман Алейда. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика» / Пер. с нем. Б. Хлебникова. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 323 с.

[4] В Калязине осквернили стелу Героя Советского Союза в городском парке Победы [Электронный ресурс]. - URL: http://www. https:// rossaprimavera.ru/news/7bb9dc68(дата обращения: 12.10.2021).

[5] В Саранске поджигательницу российского флага ограничили в свободе на полгода [Электронный ресурс]. - URL: http://www. https://stolica-s. su/Сцата обращения: 12.10.2021).

[6] В Чебоксарах задержали блогера, пожарившего сосиски на Вечном Огне под песню Тима-ти[Электронный ресурс]. - URL: http://www. orel. кр.ги(дата обращения: 12.10.2021).

[7] Васильева Е.О. Коммеморация в практиках современной живописи: память о модерне в постмодерне: Автореф. ... канд. филос. наук. -Саранск, 2011.- 20 с.

[8] Глущенко Г.Ю. Коммеморация как возможность истории. Анализируя Пьера Нора [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 24 (104). -С. 1172-1175. - URL: https://moluch.ru/ archive/104/24502/ (дата обращения: 12.10.2021).

[9] Дробижева Л.М. Гражданская идентичность как условие ослабления этнического негативизма // Мир России. Социология. Этнология. 2017. Т. 26. № 1. - С. 7-31.

[10] Кожанов И.В. Показатели сформированное™ гражданской идентичности личности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. - URL: http://www. science-education.ru/110-9802(дата обращения: 12.10.2021).

[11] Малинова О.Ю. Коммеморация исторических событий как инструмент символической политики: возможности сравнительного анализа // Полития. № 4. 2017. - С. 6-22.

[12] Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. От цифры к цифровому обществу // Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 6(58). -C. 1763-1771.

[13] Нора П. Озуф М., Пюимеж де Ж., Винок М. Франция-память. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - 325 с.

[14] Опрос: почти 20% молодежи не считают себя патриотами и хотят уехать из РФ [Электронный ресурс].- URL: http://www. (дата обращения: 12.10.2021).

[15] Осипова Н.Г., Прончев Г.Б., Елишев С.О. Динамика представлений российской студенческой молодежи о социально-политических процессах, институтах социализации и субъектах осуществления молодежной политики в период с 2013 по 2017 // Динамика представлений россий-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

ской молодежи: Монография. -М.: Канон+, 2018.288 с.

[16] Просто огонь. Почему в российских городах оскверняют мемориалы воинской славы [Электронный ресурс]. - URL: http://www. strelkamag.com(дата обращения: 12.10.2021).

[17] Путилова Е.Г. Концепция «мест памяти» [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.cogita. ги(дата обращения: 12.10.2021).

[18] Ремнём надо воспитывать и в тюрьму сажать: как наказывают за осквернение памятников участникам ВОВ в Новосибирске [Электронный ресурс]. - URL: http://www.Sib.fm(дата обращения: 12.10.2021).

[19] Романовская Е.В., Фоменко Н.Л. Идентичность и коммеморация// Власть. 2015. №7. -С. 81-84.

[20] Суд ограничил свободу подростков за осквернение памятника Герою РФ [Электронный ресурс]. 05.09.2021 г. - URL:http://www. Ren. Мдата обращения: 12.10.2021).

[21] Танцы на могилах[Электронный ресурс]. - URL: http://www. (дата обращения: 12.10.2021).

[22] Федотова Н.Н. Идентичность и социальный капитал: процессуальные теории // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. 2013. №2. - С. 29-38.

[23] Шагбанова Х.С., Абукин Д.М. Мемориальная политика (политика памяти) как ресурс стратегического развития сибирских татар // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9. № 9 (54). - С. 1374-1383.

Spisokliteratury:

[1] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii" ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 01.07.2021) (s izm. i dop.,posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699/ (data obrashcheniya: 12.10.2021).

[2] Arutyunova E.M. Rossijskaya identichnost' v predstavleniyah moskovskih studentov // Sociologicheskie issledovaniya. 2007. № 8. - S. 77-84.

[3] Assman Alejda. Dlinnaya ten' proshlogo: memorial'naya kul'tura i istoricheskaya politika» / Per. s nem. B. Hlebnikova. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014. - 323 s.

[4] V Kalyazine oskvernilistelu Geroya Sovetskogo Soyuza v gorodskom parke Pobedy [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www. https:// rossaprimavera.ru/news/7bb9dc68 (data obrashcheniya: 12.10.2021).

[5] V Saranske podzhigatel'nicu rossijskogo flaga ogranichili v svobode na polgoda [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www. https://stolica-s.su/ (data obrashcheniya: 12.10.2021).

[6] V CHeboksarah zaderzhali blogera, pozharivshego sosiski na Vechnom Ogne pod pesnyuTimati [Elektronnyj resurs]. - URL: http:// www.orel.kp.ru (data obrashcheniya: 12.10.2021).

[7] Vasil'eva E.O. Kommemoraciya v praktikah sovremennoj zhivopisi: pamyat' o moderne v postmoderne: Avtoref. ... kand. filos. nauk. -Saransk, 2011. - 20 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] Glushchenko G.YU. Kommemoraciya kak vozmozhnost' istorii. Analiziruya P'era Nora [Elektronnyj resurs] // Molodoj uchenyj. 2015. № 24 (104). -S. 1172-1175. - URL: https://moluch.ru/ archive/104/24502/ (data obrashcheniya: 12.10.2021).

[9] Drobizheva L.M. Grazhdanskaya identichnost' kak uslovie oslableniya etnicheskogo negativizma // Mir Rossii. Sociologiya. Etnologiya. 2017. T. 26. № 1. - S. 7-31.

[10] Kozhanov I.V. Pokazateli sformirovannosti grazhdanskoj identichnosti lichnosti [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 4. - URL: http://www.science-education.ru/110-9802 (data obrashcheniya: 12.10.2021).

[11] Malinova O.YU. Kommemoraciya istoricheskih sobytij kak instrument simvolicheskoj politiki: vozmozhnosti sravnitel'nogo analiza // Politiya. № 4. 2017. - S. 6-22.

[12] Monahov D.N., Pronchev G.B. Otcifry k cifrovomu obshchestvu // Voprosy politologii. 2020. T. 10. № 6(58). - C. 1763-1771.

[13] Nora P. Ozuf M., Pyuimezh de ZH.,Vinok M. Franciya-pamyat'. - SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 1999. - 325 s.

[14] Opros: pochti 20% molodezhi ne schitayutsebyapatriotami i hotyatuekhat' iz RF [Elektronnyjresurs]. - URL: http://www. https://ria.ru (data obrashcheniya: 12.10.2021).

[15] Osipova N.G., Pronchev G.B., Elishev S.O. Dinamika predstavlenij rossijskoj studencheskoj molodezhi o social'no-politicheskih processah, institutah socializacii i sub"ektah osushchestvleniya molodezhnoj politiki v period s 2013 po 2017 // Dinamika predstavlenij rossijskoj molodezhi: Monografiya. - M.: Kanon+, 2018. - 288 s.

[16] Prostoogon'. Pochemu v rossijskih gorodah oskvernyayut memorialy voinskoj slavy [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www. strelkamag. com (data obrashcheniya: 12.10.2021).

[17] Putilova E.G. Koncepciya «mestpamyati» [Elektronnyj resurs]. - URL: http: //www.cogita.ru (data obrashcheniya: 12.10.2021).

[18] Remnyom nado vospityvat' i v tyur'mu sazhat': kak nakazyvayut za oskvernenie pamyatnikov uchastnikam VOV v Novosibirske [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.Sib.fm (data obrashcheniya: 12.10.2021).

[19] Romanovskaya E.V., Fomenko N.L. Identichnost' i kommemoraciya // Vlast'. 2015. № 7. - S. 81-84.

[20] Sud ogranichil svobodu podrostkov za oskvernenie pamyatnika Geroyu RF [Elektronnyj resurs]. 05.09.2021 g.- URL: http://www. Ren.tv (data obrashcheniya: 12.10.2021).

[21] Tancy na mogilah [Elektronnyj resurs]. -URL: http://www. http://www.vsar.ru (data obrashcheniya: 12.10.2021).

[22] Fedotova N.N. Identichnost' i social'nyj kapital: processual'nye teorii // Vestnik Moskovskoj gosudarstvennoj akademii delovogo administrirovaniya. 2013. № 2. - S. 29-38.

[23] SHagbanova H.S., Abukin D.M. Memorial'naya politika (politika pamyati) kak resurs strategicheskogo razvitiya sibirskih tatar // Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. 2019. T. 9. № 9 (54). - S. 1374-1383.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.