Научная статья на тему 'Истоки вокального мышления А. П. Иванова'

Истоки вокального мышления А. П. Иванова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
247
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки вокального мышления А. П. Иванова»

М.М. КИЗИН

ИСТОКИ ВОКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ А.П. ИВАНОВА

Основа русской вокальной школы берет свое начало в народной песне. Основополагающими качествами русской вокальной школы являются напевность, протяжность, глубокая задушевность звука, поиск новых интонаций, правдивость чувств, искренность страстей и сценического поведения, бережное отношение к слову, декламационная выразительность. Все те качества, которые присущи русской народной музыке, русской песне. Именно душевные интонации русской песни - основа русской оперной школы.

«Формирование национальных вокальных школ, связанное с развитием оперного искусства, опиралось на достижения народного певческого творчества...» [1].

История вокального искусства благодарна русской народной песне, которая раскрыла таланты наших соотечественников - Ф. Шаляпина, А. и Г. Пироговых, С. Лемешева, И. Козловского, М. Максаковой, В. Барсовой, И. Петрова, Б. Штоколова, Н. Плевицкой, Л. Руслановой и Л. Зыкиной.

«В дни моего детства, когда классика не была достоянием народа, певец редко мог слышать серьезную музыку, а порой даже не имел возможность соприкоснуться с шедеврами симфонического, оперного искусства, эти произведения могли слушать жители больших городов. Поэтому самыми начальными музыкальными впечатлениями человек обязан русской песне, ее богатству образов и неповторимых мелодий. Это фундамент музыкального воспитания. Народная песня формирует вкус певца своей трогательной чистотой, благодатной почвой для будущих композиторов, певцов, дирижеров, музыкантов-инструменталистов.

В России влияние русской песни сказалось на певческом искусстве гениальных певцов. Можно заслушаться Ф. Шаляпиным и Н. Плевицкой, братьями Пироговыми и М. Максаковой, так и пение Алексея Иванова поражает своей особой интонацией ..., дающей варианты тембровой окраски голоса. Его голос воспринимается то юным, то зрелым, то комичным, то трагичным в зависимости от характера песни, романса или арии. С вокально-интонационной неразрывно связана и дикционная выразительность А.Иванова. Именно Алексей Иванов покорял пением и усиливал восприятие произведения не через силу звука, а через четкость дикции. Эти качества в певце невозможно воспитать за время обучения в консерватории, они являются результатом влияния песни с детских лет, ее переживаний, ее раздолья, радости и грусти, страдания и счастья. » [2].

Алексей Иванов, будучи уроженцем сельской глубинки Тверской губернии, с детства проникся красотой русских мелодий. Он участвовал в сельских фольклорных праздниках, пел дома в кругу семьи и в школе. Любовь к национальной русской песне росла, определяла род будущих занятий юноши. Будущий солист Большого театра рос в самой гуще народного пения. «С малых лет я не мыслил жизни без песни. При всяком удобном случае старался принять участие в хоровом пении. По современным профессиональным понятиям хор - это большой ансамбль, но мы тогда даже в семейном кругу организовывали свой «хорик» -пусть он состоял из нескольких человек, главное, чтобы каждый обладал тонким музыкальным слухом и приличным голосом» [2].

Ф.И. Шаляпин был для А. Иванова самым ярким и самым гениальным образцом среди исполнителей. Работы над ролью, постижение секретов актер-

ского мастерства и увлечение живописью, любовь к русской песне - все это влияние мощной творческой натуры Ф.И. Шаляпина.

Шаляпин учился на русских народных песнях, он говорил: «Мои песни, как песни птицы, каждая из них призывает меня различно. Несомненно, публика любит мою волжскую песню "Эй, ухнем...", которую я создал и сделал известной. Я повернул колесо этой песни по всему миру...».

Русская песня - это первые творческие воспоминания великих отечественных вокалистов. Красота и душевность родных сердцу мелодий сопровождали их всю жизнь.

«Считаю русскую песню несравненной по красоте, - говорит знаменитый бас Большого театра И.И. Петров, - чрезвычайно мелодичной, сочной, где каждое слово значимо, органично слито с музыкой и должно быть непременно очень четко пропето. Невозможно «смазать» ни единого слова. И это было характерно для творчества Шаляпина, который с наслаждением исполнял русские народные песни. Я объехал много стран с оперным репертуаром и везде меня просили исполнить русские народные песни, которые, как я убедился, знают и с замиранием слушают всюду, часто подпевают по-русски и в Японии, и в Америке, и в Европе, сопровождая восклицаниями восторга и шквалом аплодисментов. Однажды, прилетев на гастроли в Японию, я был поражен тем, что встречавшая меня у трапа самолета толпа, около трехсот человек, распевала «Катюшу», и когда я спросил: "Что это вы поете?", то в ответ услышал: "Это наша народная песня!"» [3].

На рубеже 1930-1940 годов М. Максакова стала выступать на концертной эстраде с русскими народными песнями, раскрыв еще одну грань своего таланта. В те годы в СССР проходили смотры на лучшее исполнение русской народной песни. На одном из них высших наград удостоились С. Лемешев и М. Максакова. В своих воспоминаниях певица упомянула, что именно русская песня определила в юности ее выбор профессии. В наши дни внучка Максаковой - тоже Мария, поддерживает вокальные традиции этой славной фамилии.

«В основе русской вокальной школы лежит не абстрактный примарный тон, а интонационный строй русской народной песни, составляющей огромное богатство национальной музыкальной сокровищницы» [4].

Русская вокальная школа ведёт свои истоки из творчества М.И. Глинки -первого русского композитора классика и вокального педагога.

М.И. Глинка, объединив национальные традиции и лучшие качества техники пения итальянской, французской, немецкой школ развил и усовершенствовал принципы русской вокальной школы. Композиторы «Могучей кучки», Чайковский, Рахманинов, Гречанинов в своем творчестве продолжили развитие глинковских заветов, песенность, распевность стали сутью их мелодической манеры.

Русская вокальная школа получила развитие в творчестве Д. Шостаковича, Г. Свиридова, В. Гаврилина, Р. Щедрина и других композиторов. Современная музыка, в ее лучших образцах обогащенная новыми гармониями, ритмами, вобрала качества песенности, является потомком русского фольклора и оказывает влияние на дальнейшее развитие русской вокальной школы.

Вокальная школа учит манере звукоизвлечения. Вокальное произведение определяет требования к вокальной трактовке, тембровой окраски звука, его насыщенности обертонами, динамики. В традиционной манере исполнения русская песня ассоциируется с теплым, мягким, «грудным» звучанием, доступным народу.

В народной песне певец индивидуален. Он сам создает то звучание, которое более полно и целенаправленно отражает его стремление к самовыражению как художника, актера, соавтора музыкального произведения. Народ-

ная песня - самый опытный учитель пения, пробуждающий в будущем артисте переживания, развивающий фантазию, определяющий стиль звучания голоса с неповторимостью выразительной интонации.

Певцу-актеру надо обязательно прислушиваться к собственной природе, понять себя, свой характер, свое отношение к миру, близким и любимым людям. «Необходимо знать историю своей Страны, отечественную литературу и поэзию, изобразительное искусство - все это для нас как помощь нашему совершенствованию, стремлению к самовыражению средствами певческого голоса и русской песни» [5]. Алексей Иванов занимался изобразительным творчеством, писал книги и статьи. Все эти увлечения влияли на совершенствование его вокальных навыков. Как сказала русская певица Надежда Плевицкая: «За работой рождается песня.».

Внимание к русской песне свойственно не только отечественным авторам. Известен интерес Л. ван Бетховена к русской - главным образом, народной - музыке. Время от времени, а точнее, с периодичностью в десять лет он обращал свой взор к русскому музыкальному фольклору. В результате им были созданы: двенадцать вариаций для фортепиано ля мажор на тему русского танца из балета П. Враницкого «Лесная девушка». (1796 г.) (Танец этот - «Камаринская»). Три «русских» квартета соч. 59. (1805-1806 гг.) «Русские» они по двум причинам: во-первых, они были написаны Бетховеном для русского посла в Вене графа А.К. Разумовского, и, во-вторых, два из них включают в себя по одной русской песне - «Ах, талан ли мой, талан» (Квартет фа мажор, финал) и «Уж как слава на небе» (Квартет ми минор, трио в скерцо). Обе песни были взяты Бетховеном из упоминавшегося выше сборника Прача.

В методических рекомендациях по обучению певца - актера обязательным, начальным этапом является русская народная песня как основа вокальных приемов. Хочется подчеркнуть, что консерваторские классы не заменят атмосферы и энергии русских народных музыкальных праздников, которые явились не только сильными детскими впечатлениями великих певцов прошлого, но и основой поиска артистической индивидуальности.

Без сомнения истоком вокального мышления в творчестве А.П.Иванова является народная песня. Широкая кантилена и трогательный, красивый тембр, энергетический посыл звука и характер звучания - все это следствия влияния песенной стихии народной песни, звучавшей в душе исполнителя с самых первых дней жизни и ставшей глубинной основой его творческой вокальной манеры.

Литература

1. Цит. по кн.: Вокальная драматургия Мусоргского. М.: Музыка, 1966. С. 5.

2. Из беседы о русской песни с Людмилой Зыкиной, студия звукозаписи РБОФ «Фонд Людмилы Зыкиной», 2 февраля 2004 г.

3. По матриалам книги Иванова Г. Знаменитые и известные бежечане // Ь|йр://Ье2Ь|. asobezh.ru/bezechane/ivanov.htm.

4. Парламентская газета. 2002. 19 февраля. № 36(915) // http://www.pnp.ru/archive/09150937.html.

5. Цит. по кн.: Янковский М.О. Шаляпин и русская оперная культура. М., Л.: Искусство, 1947.

6. Цит. по кн.: Пазовский А.М. Дирижер и певец. М.: Музгиз, 1959. С. 16

КИЗИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ родился в 1968 г. Окончил Российскую академию театрального искусства - ГИТИС. Народный артист России, солист Государственного академического русского народного ансамбля «Россия», соискателем кафедры истории и теории музыки и музыкально-сценических искусств Российской академии театрального искусства - ГИТИС. Область научных интересов - искусствоведение, вокальное искусство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.