Научная статья на тему 'ИСТОКИ СОВРЕМЕННОЙ ВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ ПОЛЬШИ'

ИСТОКИ СОВРЕМЕННОЙ ВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ ПОЛЬШИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
449
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬША / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА / ЯГЕЛЛОНСКАЯ И ПЯСТОВСКАЯ КОНЦЕПЦИИ / ПРОМЕТЕИЗМ / МЕЖДУМОРЬЕ / ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шустров Максим Андреевич

В настоящий момент в отечественной литературе было проведено незначительное количество исследований, посвященных анализу идеологических основ и концепций развития польского государства на Востоке. Целью данной статьи является изучение ключевых идей восточной политики польского государства и их дальнейшей эволюции до появление общеевропейского восточного проекта «Восточное партнерство» в 2008 году. В качестве источников автором были использованы материалы на русском, английском и польском языках, что позволило провести комплексный анализ восточной политики польского государства. Автор статьи приходит к выводу о том, что польская восточная политика имеет глубокие исторические корни и основывается на фундаментальной идеологической базе. В статье приводится анализ «яггелонской» и «пястовской» концепций развития польского государства. Ключевые черты внешнеполитической стратегии Польши на Востоке, которые являются актуальными и по сей день, связаны с идеями Юзефа Пилсудского и Романа Дмовского - идеи мессианства и цивилизационной миссии. На сегодняшний момент в Польше происходит возрождение старых концепций, так называемый «прометеизм 2.0». Изучение исторических основ польской политики поможет в анализе сегодняшней внешнеполитической стратегии Польши.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGINS OF POLAND'S CONTEMPORARY EASTERN POLICY

At the moment, a small amount of research has been carried out in the Russian literature devoted to the analysis of the ideological foundations and concepts of the development of the Polish eastern policy. The purpose of this article is to study the key ideas of the eastern policy of the Polish state and their further evolution before the emergence of the Eastern Partnership in 2008. As sources, the author used materials in Russian, English and Polish, which made it possible to conduct a comprehensive analysis of the eastern policy of the Polish state. The author of the article concludes that the Polish eastern policy has deep historical roots and is based on a fundamental ideological basis. The article provides an analysis of the «Jagiellonian» and «Piast» concepts of the development of the Polish state. The key features of Poland's foreign policy strategy in the East, which are relevant nowadays, are associated with the ideas of Józef Piłsudski and Roman Dmowski - the idea of messianism and a civilizational mission. Today there is a revival of old concepts, the so-called «Prometheism 2.0». Studying the historical foundations of Polish politics will help in analyzing Poland's current foreign policy strategy.

Текст научной работы на тему «ИСТОКИ СОВРЕМЕННОЙ ВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ ПОЛЬШИ»

Шустрое М. А.

07.00.15 История международных отношений и внешней политики

History of Foreign Affairs and External Policy

DOI: 10.33693/2658-4654-2021-3-4-49-57

Истоки современной восточной политики Польши

©Максим Андреевич Шустров

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносов, г. Москва, Российская Федерация e-mail: shustrov20002401@mail.ru

Аннотация. В настоящий момент в отечественной литературе было проведено незначительное количество исследований, посвященных анализу идеологических основ и концепций развития польского государства на Востоке. Целью данной статьи является изучение ключевых идей восточной политики польского государства и их дальнейшей эволюции до появление общеевропейского восточного проекта «Восточное партнерство» в 2008 году. В качестве источников автором были использованы материалы на русском, английском и польском языках, что позволило провести комплексный анализ восточной политики польского государства. Автор статьи приходит к выводу о том, что польская восточная политика имеет глубокие исторические корни и основывается на фундаментальной идеологической базе. В статье приводится анализ «яггелонской» и «пястовской» концепций развития польского государства. Ключевые черты внешнеполитической стратегии Польши на Востоке, которые являются актуальными и по сей день, связаны с идеями Юзефа Пилсудского и Романа Дмовского - идеи мессианства и цивилизационной миссии. На сегодняшний момент в Польше происходит возрождение старых концепций, так называемый «прометеизм 2.0». Изучение исторических основ польской политики поможет в анализе сегодняшней внешнеполитической стратегии Польши. Ключевые слова: Польша; внешняя политика; восточная политика; ягеллонская и пястовская концепции; Прометеизм; Между-морье; Восточное партнерство.

DOI: 10.33693/2658-4654-2021-3-4-49-57

The Origins of Poland's Contemporary Eastern Policy

©Maksim A. Shustrov

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation e-mail: shustrov20002401@mail.ru

Abstract. At the moment, a small amount of research has been carried out in the Russian literature devoted to the analysis of the ideological foundations and concepts of the development of the Polish eastern policy. The purpose of this article is to study the key ideas of the eastern policy of the Polish state and their further evolution before the emergence of the Eastern Partnership in 2008. As sources, the author used materials in Russian, English and Polish, which made it possible to conduct a comprehensive analysis of the eastern policy of the Polish state. The author of the article concludes that the Polish eastern policy has deep historical roots and is based on a fundamental ideological basis. The article provides an analysis of the «Jagiellonian» and «Piast» concepts of the development of the Polish state. The key features of Poland's foreign policy strategy in the East, which are relevant nowadays, are associated with the ideas of Jozef Pitsudski and Roman Dmowski - the idea of messianism and a civilizational mission. Today there is a revival of old concepts, the so-called «Prometheism 2.0». Studying the historical foundations of Polish politics will help in analyzing Poland's current foreign policy strategy.

Key words: Poland; foreign policy; eastern policy; «Jagiellonian» and «Piast» concepts; Prometheism; Intermarium; Eastern Partnership.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время постсоветское пространство является одним из ключевых регионов, в котором идет борьба за влияние между основными акторами международных отношений. После распада СССР образовались новые государства, которые оказались перед выбором дальнейшего пути развития: ориентация на западные страны или на Россию. Следовательно, после 1990 года в регионе наблюдается существование «вакуума», то есть ситуация, когда страны постсоветского пространтсва находятся в процессе формирования своих основных геополитических интересов. Политолог Хайнц Тиммерманн в своей работе отметил, что этот регион является «геополитической промежуточной зоной» («geopolitischen Zwischenzone») между ЕС и Россией [Timmermann, 2004].

В связи с возрастающей ролью постсоветского пространства особое внимание стоит уделить ключевым странам, формирующим восточный вектор развития в Евросоюзе. Основным локомотивом восточной политики в Евросоюзе является Польша, которая в 2008 году стала инициатором нового общеевропейского проекта на Востоке - Восточное партнерство.

Для понимания современной восточной стратегии Польши необходимо проанализировать ее идеологическую база. Восточная политика Польши имеет глубокие исторические корни и основывается на идеях Романа Дмовского и Юзефа Пилсуд-ского, которые легли в основу внешней политики Польши.

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ ПОЛЬШИ

Польская политика на Востоке всегда носила особый характер. Особенно следует отметить тот факт, что восточная политика Польши основана на фундаментальной идеологической базе. Традиционно принято выделять две основные парадигмы внешней политики Польши, названные в честь королевских династий - ягеллонскую и пястовскую.

Большой вклад в развитие внешней политики Польши на Востоке внес польский политик, главный идеолог польского национализма и пястовской концепции Роман Дмо-вский. Он поддерживал идею унитаризма. Его концепция зиждилась на вере в ценность этнически однородного государства, он предлагал реконструкцию польского государства, охватив при этом этнически польскую территорию (населенную поляками) и другие территории, где поляки составляли меньшинство, но тем не менее преобладали в культурном отношении. В следствии его унитаристских взглядов концепция была названа в честь королевской династии Пястов, при которой польское государство было однородным.

До XX века Роман Дмовский определял внешних врагов польского государства следующим образом: самым главным врагом нации являлась Россия, вторым по счету была Германия. Затем взгляды Дмовского на образ врага претерпели изменения вместе с изменением конфигурации сил стран. С ослаблением России и усилением Германии Дмовский изменил образ врага. Так, в книге «Германия, Россия и польский вопрос» 1908 года он заявил, что главной угрозой для поляков является угроза со стороны немцев. В своей книге политику Германии он определил как «Drang nach Osten», что в переводе с немецкого означает «натиск на Восток» [Dmowski, 1938]. Более того, Дмовский отмечал существование непреодолимого славяно-германского конфликта, поэтому необходимо установить союз между польским и российским государствами, с помощью которого можно противостоять немецкой экспансии. Таким образом, он пришел к выводу, что безопасность Польши на Востоке должна была основываться

на тесных связях с Россией, а главную угрозу для Польши Дмовский видел в Германии, поскольку помимо военного потенциала, у нее есть цивилизационное преимущество1.

По его мнению, единственный способ восстановить и сохранить независимость Польши - союз с Россией. Аргументируя свою позицию, Дмовский подчеркивал, что только Польша и Россия обладают способность сдерживать «вечно агрессивную Германию» [Prizel, 1998]. Тем не менее, стоит отметить, что и Германия, и Россия представляли угрозу Польше: Германия угрожала существованию поляков как нации; Россия угрожала независимости Польши. Дмовский говорил, что Германия угрожала «ядру этнически польских земель», а Россия «угрожала только окраинам» [Рте1, 1998]. По его мнению, Германия была сильнее России и опаснее, поскольку способна уничтожить поляков. Сотрудничество с более слабым актором виделось Дмовским безопаснее. Следовательно, его концепция по сближению с Россией, в первую очередь, была обусловлена убежденностью в том, что союз с более слабым игроком вряд ли приведет к зависимости от него в будущем.

Р. Дмовский создал «инкорпарационную» модель польской государственности2. Он признавал, что восстановить польское государство в границах 1772 года невозможно и предлагал провести восточную границу Польши по линии второго раздела Польши 1793 года. В последствии эта идея установления восточной границы получила название «линия Дмовского» [Зеленский, 2014]. Основной идеей было восстановление Польши до таких размеров, которые бы сделали ее способной противостоять Германии.

«Пястовской» концепции противостояла «ягеллонская», главным автором которой являлся политический деятель, один из лидеров польской социалистической партии, первый глава возрожденного польского государства Юзеф Пильсуд-ский. «Ягеллонская» идея представляла собой концепцию польского федерального государства, направленная на Восток. Свое название концепция получила в честь королевской династии Ягеллонов, которая впервые создала федеративное государство. Пилсудский выступал за возрождение Речи Посполитой в рамках тех границ, которые существовали до ее разделов. Основная идея ягеллонского проекта заключалась в том, чтобы направить внешнюю политику Польши на Восток, вплоть до присоединения бывших земель Речи Посполитой. В рамках такой концепции Польша рассматривалась в качестве региональной державы, политика которой, в первую очередь, должна быть направлена в сторону территорий, которые раньше входили в состав польского государства - Украины, Литвы, Белоруссии («УЛБ»). Один из ближайших соратников Юзефа Пилсудского, Леон Василевский, высказал свою позицию в отношении польских восточных границ в статье «Границы польского государства на Востоке». По его мнению, отношения с Литвой, Белоруссией и Украиной имеют решающие значение для создания «единого фронта борьбы против России» [Wojtaszak, 2016].

Пилсудский выделил определяющий фактор польской политики: конфликт «между европейско-латинской Польшей и азиатско-монгольской Россией» [Osinska, 2011]. Он считал, что главная угроза исходит со стороны России (позже СССР). Пилсудский сотрудничал с изданием «Przedswit», основанным Ассоциацией иностранных польских социалистов, редактором которого являлся Станислав Мендельсон (1858-1913 гг.). В 1892 году ими был принят план программы

1 Dmowski i Pitsudski: dwie drogi do niepodlegtosci. URL: https://www. polityka.pl/pomocnikhistoryczny/1760972,1,dmowski-i-pilsudski-dwie-drogi-do-niepodleglosci.read (Accessed: 04.02.2021).

2 Ibid. S. 194-213.

социалистической партии. Согласно нему «Польша должна отделиться от России во имя нашей и вашей свободы» [Suleja, 2018]. Анджей Новак, польский историк, отмечает, что в проекте программы социалистической партии был «антимосковский» элемент3. Так, одной из ключевых задач Польши было «отделение от восточного деспотизма»4.

Пилсудский предлагал создать сильное польское государство, которое было бы способно противостоять как Востоку, так и Западу. Согласно «ягеллонской» концепции, Польша преследует цивилизационную миссию на Востоке. Он особо отмечал роль Польши на Востоке: «главные задачи Польши лежат на Востоке, так как здесь Польша может стать влиятельным игроком» [Osinska, 2011].

Согласно другой классификации, существующие идеологические школы можно назвать романтизмом и реализмом. Первая парадигма предполагает поддержку демократии в бывших республиках СССР исходя из чувства солидарности, возникающего в результате общей истории стран и необходимости создания препятствия на пути к восстановлению господства России над бывшими территориями Советского Союза. Сторонники романтизма (идеалисты) считают, что Польша занимает свое «законное место в Европе» и исходят из того, что ее существование необходимо для поддержания морального порядка в политике. Согласно романтизму, роль Польши на Востоке - распространение демократии. Во многом такой подход является продолжением «ягеллонской» концепции, основанной Пилсудским.

Реалисты, наоборот, отмечали, что установление демократии в западном понимании в бывших республиках СССР маловероятно. Рассуждая о восточной политике Польши, профессор Мельбрунского университета М. Клатт пишет, что реалисты приняли «прагматический подход», сосредоточившись на увеличении внутренней мощи страны и поддержания «modus vivendi» с более сильными соседями [Klatt, 2011].

Безусловно, стоит отметить, что две концепции будущего польского государства во многом противоречили друг другу. Одним из самых главных различий во внешней политике было то, что Дмовский рассматривал Польшу как партнера России и борца против Германии, в то время как Пилсудский делал акцент на антироссийской политике. Тем не менее, американский исследователь И. Призел отмечает, что, несмотря на очевидные различия двух концепций, в их основе лежали две одинаковые идеи.

Во-первых, они оба считали, что Польша является «великой державой» и «крупным игроком на международной арене» [Prizel, 1998]. Следовательно, Польша может повлиять на баланс сил в Европе.

Во-вторых, и Дмовский, и Пилсудский полагали, что Польша не должна быть ограничена территориально этнографической Польшей.

Идеи по созданию «третьей Европы», то есть союза небольших государствах, которые бы находились под контролем Польши, были очень популярными. Британский ученый З. Коэтс писала, что польские правительства до 1939 года постоянно разрабатывали варианты и проекты по расчленению Советского Союза [Coates, 1948].

ПРОЕКТ «ПРОМЕТЕИЗМА» И «МЕЖДУМОРЬЯ»

Определенные изменения политика Польши на Востоке претерпела в связи с двумя проектами - идеологическим про-

3 Nowak A. Geopolityczne koncepcje Józefa Pilsudskiego. URL: https://www. fronda.pl/a/a-nowak-geopolityczne-koncepcje-jozefa-pilsudskiego,87321. html (Accessed: 17.12.2021).

4 Ibid.

ектом «Прометеизма» и геополитической концепцией «Между-морья». В 1926 году в Париже при помощи Пилсудского была создана секретная организация «Прометей», которая включала в себя антисоветские национальные движения и своей целью видела ослабление советской власти и роли СССР в Восточной Европе. Соответственно, «прометеизм» стал воплощением ягелоновской концепции польского мессианизма. С 1927 года до начала Второй мировой войны координатором прометеевской политики был представитель польской военной разведки Эдменд Харашкевич. В своих воспоминаниях он писал, что Польша «с ее историей и любовь к свободе должна выступать в качестве лидера в процессе освобождения других народов от российского правления»5. Харашкевич также отмечал, что «сила Польши и ее значение среди народов, находящихся в подчинении России, позволяет нам ставить амбициозные политические цели». По его мнению, этими целями должны были быть: дезинтеграция СССР и предоставлении независимости странам, «насильно подчиненным России»6.

Пилсудский назвал такую политику «прометеизмом», что по мнению американского геополитика Александра Петерсе-на, было намеком на образ греческого титана Прометея, который украл у богов огонь для того, чтобы дать его человеку, таким образом, человечество «вышло из тени» [Peterson, 2011]. В книге «Польша в борьбе за Восточную Европу 1920-2020» авторы также проводят аналогию с греческой мифологией: «Польша, как Прометей огонь людям, несла бы свободу угнетенным советской властью народам» [Крашенникова, 2020]. Ключевой идеей «прометеизма» являлась ориентация на конфликт с СССР. Пилсудский стремился поддержать литовцев, латышей, украинцев и белорусов в построении собственного независимого государства. Суть такого подхода заключалась в том, чтобы Польша «вернулась на Восток», то есть на земли, которые раньше входили в состав Речи Посполитой [Чернова, 2013]. Согласно таким взглядам, Польша обязана возглавить борьбу с «русским империализмом» и начать борьбу за «освобождение». Ключевой задачей «прометеизма» было «разбитие российского государства на основные составные части и освобождение силой включенных в его состав стран»7.

И. Призел в своей работе отмечает, что Пилсудский верил в «вечную борьбу Польши с Россией» и поэтому поддерживал «цивилизационную миссию» Польши на Востоке [Prizel, 1998]. Пилсудский, став первым лидером польского государства после Версаля, утверждал, что любая евразийская держава рухнет, если ее многочисленные меньшинства получат власть извне. Следовательно, Польше необходимо было поспособствовать тому, чтобы процесс трансформаций завершился таким образом, чтобы это удовлетворило польскую политику и обеспечило восточноевропейскую безопасность.

Проект «Междуморья», выдвинутый польским географом Е. Ромером, также опирался на ягеллонскую концепцию. Основная идея заключалась в создании федерации восточноевропейских народов. Идея «Междуморья» предполагала объединение народов от Адриатического и Черного морей на южной границе до Балтийского моря на северной. С точки зрения геополитики проект представлял собой «санитарный кордон» между Германией и Россией. По мнению Пилсудского, многонациональное польское государство должно было бы возглавить конфедерацию «Междуморья». Предполага-

5 Zbiór dokumentów pplk. Edmunda Charaszkiewicza, oprac., wst^p i przypisy Andrzej Grzywacz, Marcin Kwiecien, Grzegorz Mazur. / Kraków : Fundacja Centrum Dokumentacji Czynu Niepodleglosciowego ; Ksi^garnia Akademicka, 2000. t. 9. P. 56.

6 Ibid. P. 56.

7 B^czkowsk W. O wschodnich problemach Polski. URL: http://www. kew.org.pl/wlodzimierz-baczkowski-wschodnich-problemach-polski/ (Accessed: 16.12.2020).

лось, что созданная федерация по своей мощи и влиянию будет способна противостоять как Германии, так и СССР.

ДОКТРИНА «ГЕДРОЙЦА-МЕРОШЕВСКОГО» КАК ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

В модернизированном варианте «ягеллонская» идея отразилась в концепции Ежи Гедройца, польского публициста, политика и основателя журнала «Культура» и Юлиуша Мерошевского, польского писателя и публициста. Главные идеи развивались на страницах издательства «Литературный институт» («Instytut Literacki») и журнала «Культура» («Kultura»), созданные Ежи Гедройцем.

В 1973 году была опубликована статья Юлиуша Мерошевского «Польская Остполитик». В ней автор высказывал свою точку зрения относительно внешнеполитической стратегии государства. Он считал, что традиционные взгляды «ягеллонства» являются особой формой польского империализма, направленного на восточных соседей страны, и, тем самым, лишают Польшу важных союзников на Восто-ке8. В 1974 году в «Культуре» была опубликована еще одна статья Мерошевского «Польский комплекс России и территория УЛБ», в ней он называл «яггелонскую» идею «чистейшей формой польского империализма»9. Таким образом, идеи Гедройца и Мерошевского призывали Польшу отказаться от геополитического ревизионизма на Востоке и идей пересмотра существующих границ. Согласно их взглядам, Польша должна была стремиться выстраивать отношения со своими соседями на основе равноправия для достижения диалога с Россией. Такие взгляды не нашли широкой поддержки в 1960-1970-х гг., так как для Польши отказ от возращения ранее входивших в состав страны белорусских, литовских и украинских земель был равнозначен окончательному разрыву с имперским прошлым государства.

Основной идеей доктрины Гедройца-Мерошевского было признание наличия между Польшей и Россией важного региона, состоящего из трех стран (Украина, Литва, Белоруссия). Мерошевский в статье «Польский комплекс России и территория УЛБ» отмечал, что «территория УЛБ является нечто большим, чем «яблоко раздора» между Польшей и Россией». Он подчеркивал, что эта территория определяла форму отношений между Россией и Польшей. По мнению Мерошевского, Россия хочет установить контроль над этими территориями для того, чтобы «сделать Польшу сателлитом» [Крашенникова, 2020]. Важно отметить, что такая доктрина носила антироссийский характер. Несмотря на призывы отказаться от польского и российского империализма, Польская Народная Республика говорила об освобождении народов Украины, Литвы и Белоруссии из-под контроля СССР. Доктрина Гедройца-Мерошевского также подчеркивала ключевую роль Польши в процессе распространения демократии в странах восточнее Польши. Мерошевский при этом писал, что за этими народами в будущем должно быть признано право на самоопределение10. Авторы идеи хотели не просто сотрудничать и дружить с украинцами, литовцами и белорусами, они хотели «дружить против» России11.

8 Mieroszewski J. Polska Ostpolitik. URL: https://teologiapolityczna.pl/ juliusz-mieroszewski-polska-ostpolitik (Accessed: 16.12.2020).

9 Rosylski «kompleks polski» I obszar ULB. URL: https://jozefdarski.pl/1021-rosyjski-kompleks-polski-i-obszar-ulb (Accessed: 08.12.2021).

10 Rosylski «kompleks polski» I obszar ULB. URL: https://jozefdarski.pl/1021-rosyjski-kompleks-polski-i-obszar-ulb (Accessed: 08.12.2021).

11 Миллер А.И. Тема Центральной Европы: история, современные дис-

курсы и место в них России // Новое литературное обозрение. 2001.

№6. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2001/6/tema-czentralnoj-

evropy-istoriya-sovremennye-diskursy-i-mesto-v-nih-rossii.html

(Accessed: 08.12.2021).

В отношении антироссийской направленности концепции часто возникали разногласия. Например, директор Института восточноевропейских исследований Академии наук Украины Ярослав Пеленский, тесно сотрудничавший с главным редактором журнала «Культура», говорил, что причиной его отстранения от издательства стало то, что он по-другому интерпретировала идею УЛБ. Он отмечал, что «думал иначе, чем Гедройц», поскольку полагал, что концепцию УЛБ необходимо распространить и на Россию12. Отмечалось, что этот регион является естественным союзником Польши. Именно идеи о существовании независимой Украины, Литвы и Белоруссии, и создании более демократической версии «ягеллонской» концепции являются ключевыми достижениями «Культуры».

Первоначально идеи Гедройца-Мерошевского скорее были восприняты в Польше в качестве предательства. Тем не менее, во время первого некоммунистического правительства в 1989 году идеи, выдвинутые в Гедройцем и Мерошев-ским легли в основу новой восточной политики государства.

ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА ПОЛЬШИ ПОСЛЕ 1989 ГОДА

Новый этап политики Польши на Востоке начинается с 1989 года с началом выхода страны из-под влияния Советского Союза и формирования собственной политики в отношении республик СССР. С прогрессирующим распадом СССР польская политика на Востоке стала претерпевать серьезные изменения.

Новая стратегия Польши в отношении СССР начинается с 1989 года, когда страна вышла из-под влияния Советского Союза. В этом же году было создано правительство Тадеуша Мазовецкого (1989-1991 гг.). Он выступил перед польским Сеймом 12 сентября 1989 года, и изложил основные положения внешней политики правительства. Он отметил, что Польша является государством «среднего размера и силы», поэтому в отношении СССР Польша будет стараться искать решения, которые, с одной стороны, учитывали бы интересы СССР, а с другой стороны СССР должен уважать суверенитет Польши и ее право на проведение независимой политики13. 9 декабря 1990 года прошли первые послевоенные всеобщие выборы, на которых победу одержал лидер «Солидарности» Лех Валенса (1990-1995 гг.). Во время своей присяги в Национальном собрании новый президент крайне осторожно высказался в отношении восточного направления внешней политики Польши. Несмотря на сложный характер отношений с СССР, ключевой задачей МИД во главе с Кшиштофом Скубишевским (1989-1993 гг.) стала нормализация отношений между СССР и Польшей.

Новое правительство стало проводить новую политику на Востоке. В 1990 году Министерство иностранных дел Польши разработало основные компоненты «политики двух дорог» или «дуализма». Основной идеей такой политики являлось то, что польскому руководству необходимо выстраивать политику на восточных рубежах, как в отношении Москвы, так и в отношении союзных республик. Осторожная политика Польши в отношении СССР была обусловлена тем, что было неизвестно, как СССР будет выстраивать политику по отношению к «освободившимся государствам» Центральной и Восточной Европы. Кроме того, судьба самого СССР была неоднозначной [Fedorowicz, 2011]. «Политика двух дорог», проводимая польским государством, позволила посте-

12 Там же.

13 Oswiadczenie premiera Tadeusza Mazowieckiego. 12 wrzesnia 1989. URL: http://polishfreedom.pl/dokument/oswiadczenie-premiera-tadeusza-mazowieckiego-wygloszone-w-sejmie (Accessed: 10.12.2021).

пенно подготовить «правильные» отношения с восточными соседями после распада СССР [Fedorowicz, 2011].

Польша стала больше склоняться к политике выхода из ОВД и вывода войск СССР со своей территории для достижения основной задачи - разорвать узы зависимости с Советским Союзом. Вопрос вывода войск Польша начала ставить на повестку дня еще при существовании СССР, а полностью завершился этот процесс уже при содействии Российской Федерации в 1993 году. По мнению польского политолога К. Федоровича это событие означало окончательное завершение «политики двух дорог» [Fedorowicz, 2011]. После этого Польше необходимо было разработать новую концепцию сотрудничества с Востоком.

После распада Советского Союза Польша оказалась в уникальном положении, поскольку Украина и Белоруссия стали ее соседями. Стоит отметить, что идея о сотрудничестве Польши с этими странами (идея УЛБ) развивалась в журнале «Культура». Однако, предложения, выдвинутые Гедройцем и Мерошевским еще в 1950-х гг., смогли найти отражение в политике Польши лишь после распада СССР. Проведение независимой политики в отношении стран УЛБ представляло большой риск для Польши, так как, по мнению поляков, Россия все еще представляла потенциальную угрозу Польше на Востоке. С 1990-х гг. Польша начала развивать свою независимую политику, которая, в том числе, была направлена на интеграцию в западные структуры, которая стала возможной только после распада СССР.

«БЕГСТВО С ВОСТОКА» И ОРИЕНТАЦИЯ ПОЛЬШИ НА ЗАПАД

После 1991 года польская политика была направлена, в основном, на Запад, а не на Восток. В первой половине 1990-х годов считалось, что безопасность Польши имеет «западное измерение» [Fedorowicz, 2011]. В 1993 году министр иностранных дел Кшиштоф Скубишевский (1989-1993 гг.) в своей речи в Сейме сказал, что для Польши важную роль играет интеграция в западные структуры, так как это даст возможность стране участвовать в формировании международных отношений в ЦВЕ14. Польский историк Е. Стшельчик назвала данный период во внешней политике Польши как «бегство с Востока» [Strzelczyk, 2002].

После вывода советских войск с территории Польши в 1993 году перед страной окончательно открылась «дверь на Запад» [Беспалов, 2006]. Министр иностранных дел Польши Анджей Олеховский (1993-1995 гг.) в своем выступлении в Сейме о роли Польши в развитии отношений между Западом и Востоком говорил, что «Польша поддерживает процесс объединения Востока и Запада в одно целое: мы хотим достичь на практике принципа нераздельности безопасности всей Ев-ропы»15. Результатом ориентации Польши на Запад стала деятельность, направленная на получение членства в основных евроатлантических структурах: Европейском Союзе и НАТО.

Поскольку цель интеграции в западные структуру преследовали и другие страны, то было принято решение объединиться и создать в 1991 году Вышеградскую группу (Польша, Венгрия, Чехословакия). В октябре 1991 года министры иностранных дел трех стран признали главной

14 Exposé ministra spraw zagranicznych Krzysztofa Skubiszewskiego w Sejmie 29 kwietnia 1993 r. URL: http://stosunki-miedzynarodowe.pl/teksty-zrodlowe/ przemowienia/1132-expos-ministra-spraw-zagranicznych-krzysztofa-skubiszewskiego-w-sejmie-29-kwietnia-1993-r (Accessed: 02.12.2021).

15 Exposé ministra spraw zagranicznych Andrzeja Olechowskiego w Sejmie -12 maja 1994 r. URL: http://stosunki-miedzynarodowe.pl/teksty-zrodlowe/ przemowienia/1122-expos-ministra-spraw-zagranicznych-andrzeja-olechowskiego-w-sejmie-12-maja-1994-r (Accessed: 02.12.2021).

целью оборонной политики вступление в Североатлантический альянс и включили это положение в военные доктрины своих стран16. В 1991 году Польша, Венгрия и Чехословакия подписали совместную декларацию, в которой заявили о стремлении к интеграции в европейские структу-ры17. Странами было принято решение координировать свои действия и проводить совместную политику, направленную на европейскую интеграцию. В 1993 году в выступлении в Сейме министр иностранных дел Польши Скубишевский еще раз отметил направленность польской внешней политики на западные структуры. Он подчеркнул, что ассоциация Польши с ЕС «является важным компонентом политики безопасности», а говоря о НАТО, министр иностранных дел сказал, что «стратегической целью Польши является присоединение к Североатлантическому альянсу»18.

Следующий министр иностранных дел Анджей Олеховский (1993-1995 гг.) также уделил особое внимание важности вступления Польши в НАТО и ЕС. В своей речи Олеховский подчеркнул становление новой стадии взаимоотношений между Польшей и Германией. По его словам, доминирующей идеей в польской дипломатии является сотрудничество по линии Париж-Бонн-Варшава в рамках Веймарского треугольника, который был создан в 1991 году19. Основной целью Веймарского треугольника является координация внешней политики и продолжение общеевропейской интеграции. Включение Польши в состав НАТО и ЕС было одним из самых значимых результатов работы формата.

С 1994 года Польша все более уверенно стала заявлять о необходимости вступления в НАТО и ЕС. На выборах в 1995 году основной идеей предвыборной кампании Александра Квасьневского (1995-2005 гг.) была ориентации Польши на членство в НАТО и Евросоюз. Он одновременно призывал к тесному сотрудничеству с Западом и к сохранению дружеских отношений с Россией. Министр иностранных дел Польши Владислав Бартошевский в своем выступлении в Сейме подчеркнул, что политика Польши претерпела сильные изменения с 1989 года. Он также выделил ключевые интересы польского государства: интеграция с Североатлантическим альянсом и Евросоюзом; построение дружеских отношений с соседями; укрепление регионального сотрудничества20.

С 1996 года можно проследить изменения политики в отношении восточного направления: все более очевидным становился отказ от рассмотрения восточного вектора внешней политики как особого элемента. Правительство Польши настаивало на его включении в общую внешнеполитическую стратегию, утверждая, что Польша не должна проводить две отдельные политики на западном и восточном направлениях. Эту идею подчеркивал министр иностранных дел Польши Владислав Бартошевский в своем докладе в Сейме. Он выделил основные

16 K. Skubiszewski, Stosunki miçdzy Polsk^ i NATO w latach 1989-1993 -przyczynek do historii dyplomacji w III Rzeczypospolitej. URL: http://www. skubi.net/nato.html (Accessed: 10.12.2021).

17 Visegrad Declaration 1991. Declaration on Cooperation between the Czech and Slovak Federal Republic, the Republic of Poland and the Republic of Hungary in Striving for European Integration URL: http:// www.visegradgroup.eu/documents/visegrad-declarations/visegrad-declaration-110412-2 (Accessed: 17.12.20).

18 Exposé ministra spraw zagranicznych Krzysztofa Skubiszewskiego w Sejmie -29 kwietnia 1993 r. URL: http://stosunki-miedzynarodowe.pl/teksty-zrodlowe/ przemowienia/1132-expos-ministra-spraw-zagranicznych-krzysztofa-skubiszewskiego-w-sejmie-29-kwietnia-1993-r (Accessed: 10.12.2021).

19 Exposé ministra spraw zagranicznych Andrzeja Olechowskiego w Sejmie -12 maja 1994 r. URL: http://stosunki-miedzynarodowe.pl/teksty-zrodlowe/ przemowienia/1122-expos-ministra-spraw-zagranicznych-andrzeja-olechowskiego-w-sejmie-12-maja-1994-r (Accessed: 02.12.2021).

20 Exposé ministra spraw zagranicznych Wiadysiawa Bartoszewskiego w Sejmie - 24 maja 1995 r. URL: http://stosunki-miedzynarodowe.pl/teksty-zrodlowe/ przemowienia/1042-expos-ministra-spraw-zagranicznych-wladyslawa-bartoszewskiego-w-sejmie-24-maja-1995-r (Accessed: 15.12.2021).

внешнеполитические цели польского государства, в которые входили два направления: западное и восточное. Он заявил, что «мы не видим противоречия между нашим стремлением к интеграции с Западом и построением дружественных отношений со странами к востоку от наших границ»21. Следовательно, Польша взяла курс на формирование единой стратегии, в которой западное и восточное направления должны были стать взаимодополняющими элементами системы, направленной на обеспечение польской безопасности.

По мнению министра иностранных дел Польши Бронислава Геремека (1997-2000 гг.) следующим важным переломным моментом во внешней политике стал 1998 год. Особенности этого времени министр отметил в своем выступлении, в котором он подчеркнул, что достижение целей польской внешней политики приближается: страна входит в последнюю фазу переговоров по вступлению в НАТО; начинаются переговоры о вступлении в Евросоюз22.

ПОПЫТКИ ПОЛЬШИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕЙ ВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОСОЮЗА

Однако, стремление Польши стать членом евроатлан-тических структур негативно сказывалось на восточной политике государства. В конце 1990-х годов польское правительство осознало возможные негативные последствия процесса интеграции страны в ЕС и НАТО для своего восточного направления. Так, Геремека отметил, что стремление вступить в западные структуру не является «бегством на Запад», так как Польша продолжает держать курс на выстраивание «добрых отношений, основанных на принципах равноправия и взаимной выгоды» со странами Восточной и Центральной Европы23.

В 2001 году премьер-министр Польши Лешек Миллер во внешнеполитической стратегии страны выделил два ключевых вектора: западный и восточный. В более ранних заявлениях польские политики, в основном, делали акцент на западный компонент внешней политики, часто пренебрегая восточным. Однако, Миллер выделил отдельный восточный вектор внешней политики, подчеркнув, что «миссия правительства заключается в том, чтобы Польша играла активную роль в Центральной и Восточной Европе»24.

Министр иностранных дел Польши Влодзимеж Цимо-шевич, продолжая подчеркивать важность отношений с восточными соседями, в своем выступлении отметил, что после расширения Евросоюза Польша будет способствовать углублению связей Союза со странами-соседями на Востоке25. В своем выступлении он высказал достаточно амбициозную на 2002 год цель - формирование общеевропейской восточной политики. Продолжая доказывать свою приверженность восточному вектору внешней политики, Польша предпринимала попытки публично выступить с заявлением о формировании восточной политики в рамках Евросоюза.

21 Ibid.

22 Exposé ministra spraw zagranicznych Bronislawa Geremka w Sejmie - 5 maja 1998 r. URL: http://stosunki-miedzynarodowe.pl/teksty-zrodlowe/ przemowienia/1114-expos-ministra-spraw-zagranicznych-bronislawa-geremka-w-sejmie-5-maja-1998-r (Accessed: 15.12.2021).

23 Ibid.

24 Exposé premiera Leszka Millera- fragment dotycz^cy polityki zagranicznej-25 pazdziernika 2001 r. URL: http://stosunki-miedzynarodowe.pl/teksty-zrodlowe/przemowienia/1108-expos-ministra-spraw-zagranicznych-wlodzimierza-cimoszewicza-w-sejmie-23-stycznia-2003-r (Accessed: 16.12.2021).

25 Exposé ministra spraw zagranicznych Wlodzimierza Cimoszewicza w Sejmie

- 14 marca 2002 r. URL: http://stosunki-miedzynarodowe.pl/teksty-zrodlowe/

przemowienia/1111-expos-ministra-spraw-zagranicznych-wlodzimierza-

cimoszewicza-w-sejmie-14-marca-2002-r (Accessed: 17.12.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2001 году Польша подготовила документ, который получил название «Восточная политика Евросоюза: в преддверие его расширения - польская точка зрения». Документ отражал польскую позицию относительно будущего развития восточной политики Союза. В документе говорилось, что после включения в ЕС новых членов из Центральной Европы появится необходимость разработки единой стратегии в отношении стран Восточной Европы. Целью такой стратегии, по мнению польских политиков, должно было стать преодоление раскола между Западом и Востоком26. Стоит отметить, что, предоставив этот документ в 2001 году, Польша стала первой страной, которая, не будучи еще членом Европейского Союза, предоставила план развития внешнеполитической стратегии Союза.

Предложения Польши были конкретизированы в неофициальном документе («неофициальный документ с польскими предложениями о будущей политике расширенного ЕС в отношении новых восточных соседей»), представленном в конце 2002 года Министерством иностранных дел Польши странам-членам Евросоюза, странам-кандидатам и будущим восточным соседям ЕС. В нем были представлены предложения Польши о развитии политики Евросоюза в отношении своих соседей. В документе было отмечено, что отношения с восточными соседями должны развиваться в рамках одного проекта, но с применением индивидуального подхода. Особо отмечалась необходимость «убедить политические элиты и общества стран СНГ в преимуществах ориентации на сотрудничество с ЕС»27. Кроме того, в документе подчеркивалось желание Польши принимать активное участие в выработке дальнейшей общеевропейской восточной политики: «в силу своего положения на восточных рубежах расширенного ЕС Польша особенно заинтересована в выработке последовательной политики Европейского Союза в отношении всего постсоветского пространства»28.

Такой документ появился не случайно. ЕС находился тогда на пороге нового масштабного расширения на Восток, в преддверии этого развитие политики в отношении будущих восточных соседей становилось все более необходимым. Однако в то время восточный проект Польши не нашел поддержку в ЕС. Среди основных причин выделяют недостаточно сильную позицию Польши в Евросоюзе. Кроме того, польская концепция на Востоке не была ориентирована на Россию, что было неприемлемо для других стран Евросоюза. Однако, некоторые польские предложения по осуществлению политики соседства легли в основу европейской политики соседства, которая была разработана в 2004 году.

В 2004 году был завершен процесс вхождения Польши в евроатлантические структуры: в 1999 году вступление в НАТО, в 2004 году в ЕС. Стоит подчеркнуть, что евроат-лантическая интеграция Польши была скорее не самоцелью, а необходимым инструментом для повышения положения страны на мировой арене. Так, премьер-министр Польши Лешек Миллер в 2001 году подчеркнул, что членство Польши в Евросоюзе является «патриотической задачей», поскольку

26 The Eastern policy of the European Union in the run-up to the EU's enlargement to include the countries of Central and Eastern Europe (Poland's viewpoint, Warsaw, 13 June, 2001) / Republic of Poland. Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.forost.ungarisches-institut.de/pdf/20010613-1. pdf (Accessed: 16.12.2021).

27 Polish proposals concerning policy towards new Eastern neighbours after EU enlargement. Non-paper. December 2002 // Восточное измерение Европейского Союза и Россия: сборник докладов межд. конф., (Великий Новгород, 14 ноября 2003 г.). Приложение 3.1. СПб., 2004. С. 111-120. URL: http://www.cirp.ru/files/East_Dimension.pdf?35ab755042543fdb4e52d a8799ac7527=7203cbc8d5aeb1cefde0e6ebf691d87d (Accessed: 16.12.2021).

28 Там же.

оно определяет «цивилизационное будущее»29. Восточный вектор, который на некоторое время отошел на задний план в связи с активизацией политики Польши на Западе, стал постепенно развиваться после вступления страны в НАТО и ЕС. Вступление в западные структуры вовсе не означало для Польши ослабление восточного вектора. В 2003 году министр иностранных дел Польши Влодзимеж Цимоше-вич, говоря о приоритетах внешней политики страны, сказал, что «нашим намерением является интенсификация политики в отношении восточных соседей. Ведь мы вступаем в Европейский Союз не для того, чтобы повернуться спиной к нашим восточным партнерам»30. Он также подчеркнул, что Польша не считает себя своеобразным «мостом», скорее страна видит себя в качестве «адвоката региона и расширения европейских структур на Восток»31.

Политика Польши после евроатлантической интеграции полностью отображала идею Гедройца о том, что «чем сильнее будет наша позиция на Востоке, тем больше с нами будут считаться на Западе» [Но^ап, 2012]. Однако, некоторые эксперты отмечают, что с вступлением Польши в западные структуры восточная политика государства окончательно отказалась от амбициозных идей ягеллонской концепции. Например, профессор Бристольского университета в Англии Джордж Сэнфорд отмечает, что платой за гарантированную Западом безопасность было окончательное захоронение ягеллонского наследия через признание независимости государств на восточных границах Польши ^аПоМ, 2006]. С другой стороны, профессор Мельбурнского университета Клатт подчеркивает, что на современном общеевропейском этапе восточная политика Польши все еще основана на идеях идеалистов, которые считают, что Польша своим существованием поддерживает моральный порядок в мире, в том числе с помощью распространения демократических ценностей на восточных соседей [Ма^ока1а, 2011]. Тем самым вступление Польши в западные структуры значительно повлияло на дальнейшее развитие восточной политики государства.

Став полноценным членом ЕС, Польша приобрела новые возможности для реализации восточной политики. Особенно важным является то, что вступление в ЕС позволило польской политике влиять на становление европейской восточной политики. Амбициозная политика Польши на Востоке уже с начала 2000-х годов начинает ориентироваться на Европейский Союз, стараясь применить свои концепции в контексте внешней политики Союза на Востоке, Польша предпринимает попытки занять лидирующую позицию в формировании восточной политики Евросоюза

29 Exposé premiera Leszka Millera- fragment dotycz^cy polityki zagranicznej-25 pazdziernika 2001 r. URL: http://stosunki-miedzynarodowe.pl/teksty-zrodlowe/przemowienia/1108-expos-ministra-spraw-zagranicznych-wlodzimierza-cimoszewicza-w-sejmie-23-stycznia-2003-r (Accessed: 16.12.2021).

30 Exposé ministra spraw zagranicznych Wlodzimierza Cimoszewicza w Sejmie 23 stycznia 2003 r. URL: http://stosunki-miedzynarodowe.pl/teksty-zrodlowe/ przemowienia/1108-expos-ministra-spraw-zagranicznych-wlodzimierza-cimoszewicza-w-sejmie-23-stycznia-2003-r (Accessed: 02.12.2021).

31 Ibid.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Bobrowska A. Marketing wyborczy na przyktadzie kampanii prezydenckiej Aleksandra Kwasnewskiego // Colloquium wydziatu nauk humanistrycznych i spotecznych kwartalnik. 2014. №.2. S. 97-112.

2. Christopher R. The Jagellonian idea and Poland's eastern policy: historical echoes in today's approach // Politeja. The Jagiellonian idea past and present. 2017. № 51/6. P. 141-164.

3. Coates. Z. K. Six centuries of russo-polish relations. London. 1948. 285 p.

Ключевым успехом лоббирования своих интересов в Евросоюзе стало Восточное партнерство, инициированное Польшей и Швецией в 2008 году. Польские аналитики отмечают, что проект является необходимым инструментом, с помощью которого Польша сможет сформировать эффективную восточную политику, вовлекая в него Евросоюз. Согласно газете «Rzeczpospolita» «принятие программы Восточное партнерство является огромным внешнеполитическим успехом Варшавы, которой удается начать осуществление стратегии внедрения в «зону ответственности СНГ» и охвата востока Европы в обход Росси-и»32. По сути, цели, изложенные в основных документах Восточного партнерство, соответствуют польским национальным интересам и восточным концепциям.

ВЫВОДЫ

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1. В основе восточной политики Польши лежит фундаментальная идеологическая база, сформированная Романом Дмовским и Юзефом Пилсудским.

2. Модернизированный вариант восточной политики Польши, представленный доктриной Гедройца-Мерошевско-го, формировался в кругах польской элиты в Париже.

3. Основные идеи польской политики в отношении своих восточных соседей - мессианство и цивили-зационная миссия.

4. После распада социалистического лагеря Польша стремилась направить свою политику на интеграцию с западным миром (включение в состав ЕС и НАТО).

5. С 2004 года Польша проводит политику по европеизации своих восточных концепций.

6. Ключевым успехом Польши по формированию общеевропейской восточной политики является Восточное партнерство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На настоящий момент наблюдается ренессанс старых идей внешнеполитического развития Польши. Сегодня главными целями Польши на восточном направлении являются, во-первых, повышение роли Польши в ЕС и закрепление польских восточных концепций в рамках общеевропейской восточной политики.

Во-вторых, расширение НАТО и ЕС на Восток. Польша придерживается точки зрения, согласно которой включение новых членов на Востоке позволит Западу обеспечить расширение зоны стабильности в Европе. В 2008 году с запуском инициативы Восточного партнерства Польша добилась успеха в рамках Евросоюза. Таким образом, с 2008 года Польша реализует восточную стратегию на общеевропейском уровне с помощью проекта Восточного партнерства.

32 Тарасов С. «Восточное партнерство» - ловушка для Азербайджана. URL: https://regnum.ru/news/economy/1166539.html (Accessed: 13.12.2021).

REFERENCES:

1. Bobrowska A. Election marketing on the example of Aleksander Kwasnewski's presidential campaign // Colloquium of the faculty of humanities and social sciences. 2014. №2. P. 97-112.

2. Christopher R. The Jagellonian idea and Poland's eastern policy: historical echoes in today's approach // Politeja. The Jagiellonian idea past and present. 2017. № 51/6. P. 141-164.

3. Coates. Z. K. Six centuries of russo-polish relations. London. 1948. 285 p.

4. Dmowski R. Niemcy, Rosja i kwiestia polska // Ministerstwo Kultury i Dziedzictwa Narodowego. 143 s.

5. Dmowski R. Polityka polska i odbudowanie panstwa. Druga potowa. Wojna od r. 1917. Pokoj. T. VI. S. 346-355.

6. FawnR. Ideology and National Identity in Post-communist Foreign Policies // Journal of Communist Studies and Transition Politics. 2003. P. 1-41.

7. Hofman I. Koncepcja wschodnia paryskiej «Kultury» po transformacji ustrojowej w Europie Wschodniej // Co po ULB? Polityka wschodnia Polski wobec sasiadow w nowych uwarunkowaniach. Redakcja Gil A. Rocznik Instytutu Europy Srodkowo-Wschodniej. Zeszyt 1. Lublin. 2012. S. 9-24.

8. Jerzy Marek Nowakowski. Polityka wschodnia Polski. Raport // Konferencja Ambasadorow RP. Warszawa, wrzesien 2019.

9. Kaczmarski M. Polska polityka wschodnia na tle polityki wschodniej Unii Europejskiej. Czyli Europa idzie na Wschod (po 2005 roku) // Monitoring Polskiej Polityki Zagranicznej, Warszawa, Centrum Stosunkow Mi^dzynarodowych. 2009. 29 s.

10. Krzysztof F. Polityka Polski wobec Rosji, Ukrainy i Biatorusi w latach 1989-2010. Poznan 2011. Adam Mickiewicz University Press. 343 s.

11. Lacroix J, Nicolaidis K. European Stories: Intellectual Debates on Europe in National Con- texts. Oxford: Oxford University Press. 2011. 363 p.

12. Levy J. The Intermarium: Wilson, Madison & East Central European Federalism // New York: Universal-Publishers. 2007. 473 p.

13. Malgorzata K. Polish national identity, the Eastern Partnership, Polish foreign policy // Journal of Contemporary European Research. 2011. Volume 7. Issue 1. P. 1-16.

14. Marcinkowska P. European Neighbourhood Policy, a Polish perspective / University of Warsaw. Revista UNISCI Journal. 2016. №40. S. 27-42.

15. Osinska. L. Refleksy mysli politycznej Jozefa Pitsudskiego oraz Romana Dmowskiego w powojennych koncepcjach polskiej polityki wschodnie // Epigonstwo czy tworcza ciggtosc? Ideowe dziedzictwo gtownych nurtow politycznych Drugiej Rzeczypospolitej w refleksji politycznej po zakonczeniu II wojny swiatowej. S. 194-213.

16. Peterson A. The World Island: Eurasian Geopolitics and the Fate of the West. Praeger. 2011. 176 p.

17. Prize! I. (1998). National Identity and Foreign Policy: Nationalism and Leadership in Poland, Russia and Ukraine // (Cambridge Russian, Soviet and Post-Soviet Studies). Cambridge: Cambridge University Press. 447 s.

18. Sanford G. Overcoming the burden of history in Polish foreign policy // Journal of Communist Studies and Transition Politics. 2006. Vol. 19. № 3. P. 178-203.

19. Stolarczyk M. Kontrowersje wokot koncepcji i praktyki polityki wschodniej Polski na przetomie pierwszej i drugiej dekady XXI wieku // K. Miroszewski, M. Stolarczyk (red.), «Slgsk - Polska - Europa - swiat: pami^ci Profesora Jana Przewtockiego». Katowice : Wydawnictwo Uniwersytetu Slgskiego. 2013. S. 295-336.

20. Strzelczyk J. Ucieczkaze Wschodu. Rosja w polskiej polityce 1989-1993. Warszawa 2002. 128 s.

21. Szczepanik M. Between a Romantic 'Mission in the East' and Minimalism: Polish Policy Towards the Eastern Neighborhood // Perspectives. 2011. Vol. 19. № 2. P. 45-66.

22. Timmermann H. Die Zukunft der europäisch-russischen Zusammenarbeit // Policy Paper 22 der Stiftung Entwicklung und Frieden. Oktober 2004. - 12 s.

23. Wfodzimierz Suleja, Andrzej Nowak, Henryk Gfqbock. Jozefa Pitsudskiego pojedynek z imperium (1887-1917) // Pitsudski a Rosja: geneza antyimperialnej mysli (do 1905 roku). Krakow. 2018. S. 29-67.

24. Wojciech t. The federal idea in Poland in the interwar period: idealism or pragmatism? // Politeja. The Jagiellonian idea past and present. 2017. № 51/6. P. 95-116.

25. Wojtaszak A. Koncepcje Federacyjne Leona Wasilewskiego. // Nowa Krytyka. 2016. №. 37. P. 247-264.

26. Zbior dokumentow pptk. Edmunda Charaszkiewicza, oprac., wst^p i przypisy Andrzej Grzywacz, Marcin Kwiecien, Grzegorz Mazur. // Krakow: Fundacja Centrum Dokumentacji Czynu Niepodlegtosciowego; Ksi^garnia Akademicka. 2000. t. 9.

27. Беспалов А.С. Польская восточная политика после 1989г. // Россия и мир в XXI веке. 2006. №2(51). С. 52-69.

28. Зеленский М.В. Роман Дмовский как идеолог и теоретик польского национализма // «Young Scientist». 2014. №1(03). С. 35-38.

29. Курганский А.А. Прометеизм во внешней политике Польши в межвоенный период // Гуманитарные науки. 2018. С. 35-42.

30. Межевич Н.М. Восточная Европа. К столетнему юбилею политического проекта // Балтийский регион. 2016. Т. 8. №1. С. 26-47.

4. DmowskiR. Polish politics and the rebuilding of the state. Second half. War from 1917. Peace. T. VI. P. 346-355.

5. Dmowski R. Germany, Russia and Poland// Ministry of Culture and National Heritage. 143 p.

6. Fawn R. Ideology and National Identity in Post-communist Foreign Policies // Journal of Communist Studies and Transition Politics. 2003. P. 1-41.

7. Hofman I. Eastern concept of the Parisian «Kultura» after the political transformation in Eastern Europe // What after ULB? Eastern policy of Poland towards its neighbors in new conditions. Edited by Gil A. Yearbook of the Institute of Central and Eastern Europe. 2012. Issue 1. P. 9-24.

8. Jerzy Marek Nowakowski Eastern policy of Poland. Report // Conference of the Ambassadors of the Republic of Poland. Warsaw, September 2019.

9. Kaczmarski M. Polish eastern policy in comparison with the eastern policy of the European Union. So Europe goes East (after 2005) // Monitoring of Polish Foreign Policy, Warsaw, Center for International Relations. 2009. 29 p.

10. Krzysztof F. Poland's policy towards Russia, Ukraine and Belarus in 19892010. Poznan 2011. Adam Mickiewicz University Press. 343 p.

11. Lacroix J, Nicolaidis K. European Stories: Intellectual Debates on Europe in National Con- texts. Oxford: Oxford University Press. 2011. 363 p.

12. Levy J. The Intermarium: Wilson, Madison & East Central European Federalism // New York: Universal-Publishers. 2007. 473 p.

13. Malgorzata K. Polish national identity, the Eastern Partnership, Polish foreign policy // Journal of Contemporary European Research. 2011. Volume 7. Issue 1. P. 1-16.

14. Marcinkowska P. European Neighbourhood Policy, a Polish perspective / University of Warsaw. Revista UNISCI Journal. 2016. №40. S. 27-42.

15. Osin'ska. L. Reflections of the political thought of Jozef Pitsudski and Roman Dmowski in post-war concepts of Polish eastern policy // Epig-onism or creative continuity? Ideological heritage of the main political currents of the Second Polish Republic in political reflection after the end of World War II. P. 194-213.

16. Peterson A. The World Island: Eurasian Geopolitics and the Fate of the West. Praeger. 2011. 176 p.

17. Prize! I. (1998). National Identity and Foreign Policy: Nationalism and Leadership in Poland, Russia and Ukraine // (Cambridge Russian, Soviet and Post-Soviet Studies). Cambridge: Cambridge University Press. 447 s.

18. Sanford G. Overcoming the burden of history in Polish foreign policy // Journal of Communist Studies and Transition Politics. 2006. Vol. 19. № 3. P. 178-203.

19. Stolarczyk M. Controversies over the concept and practice of Poland's eastern policy at the turn of the first and second decades of the 21st century // K. Miroszewski, M. Stolarczyk (eds.), «Silesia - Poland - Europe - the world: in memory of Professor Jan Przewtocki». Katowice: Publishing House of the University of Silesia. 2013. P. 295-336.

20. Strzelczyk J. Escape from the East. Russia in Polish politics 1989-1993. Warsaw. 2002. 128 p.

21. Szczepanik M. Between a Romantic 'Mission in the East' and Minimalism: Polish Policy Towards the Eastern Neighborhood // Perspectives. 2011. Vol. 19. № 2. P. 45-66.

22. Timmermann H. Future of the European-Russian cooperation // Policy Paper of the Foundation of the Development and Peace. 2004. 12 p.

23. Wl'odzimierz Suleja, Andrzej Nowak, Henryk Gf^bock. Jozef Pitsudski's duel with the empire (1887-1917) // Pitsudski and Russia: the genesis of anti-imperial thought (until 1905). Cracow. 2018. p. 29-67.

24. Wojciech IL The federal idea in Poland in the interwar period: idealism or pragmatism? // Politeja. The Jagiellonian idea past and present. 2017. № 51/6. P. 95-116.

25. Wojtaszak A. Leon Wasilewski's federation concepts. // New Criticism. 2016. №. 37. P. 247-264.

26. Collection of documents of Lt. Edmund Charaszkiewicz, ed., Introduction and footnotes Andrzej Grzywacz, Marcin Kwiecien, Grzegorz Mazur. // Krakow: The Independent Documentation Center Foundation. Academic Bookshop. 2000. 9.

27. Bespalov A.S. Polish Eastern Policy after 1989 // Russia and the world in the XXI century. 2006. №. 2 (51). P. 52-69.

28. Zelensky M.V. Roman Dmowski as an ideologist and theorist of Polish nationalism // Young Scientist. 2014. №. 1 (03). P. 35-38.

29. KurganskiyA.A. Prometheism in Poland's foreign policy in the interwar period // Humanities. 2018. P. 35-42.

30. Mezhevich N.M. Eastern Europe. On the centenary of the political project // Baltic Region. 2016. Vol 8. №1. P. 26-47.

31. Польша в борьбе за Восточную Европу 1920-2020. Сб. ст. // Под общ. Ред. В.Ю. Крашенниковой; отв. ред. Д.С. Буневич. - М.: Издательство «Кучково поле». 2020. 176 с.

32. Чернова А.В. Восточная политика Польши от «УЛБ» до «Восточного партнерства» // Вестник МГИМО. 2013. №6 (33). С. 15-24.

31. Poland in the struggle for Eastern Europe 1920-2020. Sat. Art. // Under total. Ed. V.Yu. Krashennikova; D.S. Bunevich. - M .: Publishing house «Kuchkovo pole». 2020. 176 p.

32. Chernova A.V. Eastern policy of Poland from «ULB» to «Eastern partnership» // Vestnik MGIMO. 2013. №. 6(33). P. 15-24.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность - 80,02%.

Рецензент: ХахалкинаЕ. В., доктор исторических наук, профессор кафедры новой, новейшей истории и международных отношений факультета исторических и политических наук Национального исследовательского Томского государственного университета.

Статья поступила в редакцию 09.09.2021, принята к публикации 29.09.2021 The article was received on 29.09.2021, accepted for publication 29.09.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Шустрое Максим Андреевич, факультет мировой политики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносов, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: shustrov20002401@mail.ru

ABOUT THEAUTHOR

Maksim A. Shustrov, the Faculty of World Politics, Lomonosov

Moscow State University, Moscow, Russian Federation, e-mail: shustrov20002401@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.