Л.С. ЛЫКОШИНА
УКРАИНСКИЙ КРИЗИС И ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОЛЬСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению внешней политики Республики Польша в условиях развернувшегося кризиса на Украине. Автор анализирует концепцию «восточной политики» Польши, ее социально-политические и исторические истоки. Исследуется позиция польского руководства и оппозиции, а также польского научного сообщества в украинском вопросе.
Abstract. The article is devoted to the Republic of Poland foreign policy during Ukrainian crisis. The author analyzes the concept of Polish Eastern policy, it's socio-political and historical origins. The position of the Polish authorities and the opposition, as well as the Polish academic community about the Ukrainian question are analyzed.
Ключевые слова: Республика Польша, международные отношения, международная безопасность, политический кризис на Украине, польско-украинские отношения.
Keywords: The Republic of Poland, international relations, international security, Ukrainian crisis, Polish-Ukrainian relations.
Кризис, разворачивающийся на Украине в последние годы, занимает в польской политике особое место, что обусловлено той особой ролью, которая принадлежала Украине во всей предшествующей истории польского государства, а также геополитической значимостью Украины для Польши с точки зрения национальной безопасности.
Ситуация на Украине оказала влияние на содержание новой, принятой взамен документа 2007 г. Стратегии национальной безопасности. В ноябре 2014 г. она была утверждена президентом Б. Коморовским.
Комментируя принятый документ, он отметил, что ситуация на восточных рубежах Польши ухудшилась, этот регион превратился в зону нестабильности, причем в ближайшее время положение вряд ли изменится [Prezydent zatwierdzil.., 2015]. Президент РП отметил необходимость укрепления обороноспособности страны, что предполагает увеличение расходов на оборону до 2% бюджета с 2016 г. Данное решение было принято на Уэльском саммите НАТО 4-5 сентября 2014 г. при поддержке польской стороны.
В стратегии указывалось, что безопасность Европы будет зависеть от следующих главных факторов - ЕС, НАТО и стратегического присутствия США на европейском континенте, динамике отношений с Россией. В отношении РФ в документе отмечается важность «разрешения трудных вопросов с учетом стандартов международного права» [Prezydent zatwierdzil.., 2015].
В стратегии отмечено, что вблизи границ РП «существует риск региональных и локальных конфликтов», в которых Польша может участвовать как косвенно, так и непосредственно. В документе также указывалось, что «Польша не свободна также от политического натиска, использующего военную аргументацию. В ее ближайшем соседстве происходит большая концентрация военного потенциала», который не исключает возникновения силовых угроз для страны. В этой связи в документе указывалось на необходимость «взвешенной международной интеграции и самостоятельности в сфере безопасности, в том числе расширения обороноспособности страны» [Prezydent zatwierdzil.., 2015].
Таким образом, польское руководство на доктринальном уровне отразило озабоченность развитием ситуации на Украине и вокруг нее, усматривая в сложившемся положении вещей потенциальную опасность для страны. Источником данной угрозы, что было прописано достаточно однозначно, является РФ.
Российский фактор всегда оказывал заметное влияние на динамику отношений Польши и Украины. Крушение социалистической системы и ее основной составляющей - СССР -создало условия для полной смены внешнеполитической ориентации Польши, которая приняла определенно евро-атлантическое направление. Отношения двух государств Восточной Европы в 1990-е годы следует рассматривать в широком контексте «восточной политики» Польши, т.е. ее взаимоотношений с Украиной, Белоруссией, Литвой и Россией. На развитие «восточной политики» РП в ее современном состоянии серьезное влияние оказала концепция Е. Гедройца1-Ю. Мерошевского2.
Как известно, согласно мысли идеологов «Культуры», принципиально важным для польской «восточной политики» является выстраивание отношений не только с Россией, но с Украиной, Белоруссией, Литвой, являющимися ближайшими соседями Польши. При этом необходимо признать, что польско-российские отношения всегда были, как писал Ю. Мерошевский, «лишь функцией той ситуации, которая складывалась на этих территориях в данный исторический период» [Mieroszewski, 1997, p. 378].
В осмыслении концепции «восточной политики» Польши послевоенного периода не утрачивала своего значения и популярная в Польше в 1918-1939 гг. концепция Междуморья, главным адептом которой был Ю. Пилсудский3. Суть ее сводилась к признанию целесообразности создания под эгидой Польши союза государств на пространстве от Балтики до Адриатики и Черного моря (в польском варианте это аббревиатура ABC)4.
1 Гедройц Ежи (1906-2000) - польский публицист и политик. Основатель и бессменный редактор журнала «Культура». - Прим. авт.
2 Мерошевский Юлиуш (1906-1976) - польский писатель и публицист, ближайший соратник Е. Гедройца. - Прим. авт.
3 К этой концепции, по сути (правда, не называя ее), обратился новый президент Польши А. Дуда в своих первых высказываниях по поводу внешней политики Польши. - Прим. авт.
4 В 1980-е годы в Польше выходило оппозиционное издание ABC, посвященное жизни народов, населяющих пространство Междуморья.
184
Сущностным содержанием предполагаемого союза должна была являться ориентация на Запад и враждебность по отношению к России. Украине в этом союзе отводилась серьезная роль страны, которая была способна ограничить влияние России в Причерноморье, а прибалтийским странам соответственно отводилась роль подобного рода сдерживающего фактора на северо-западном направлении.
После 1989 г. Польша уделяла Украине особое внимание: именно РП была первой страной, признавшей независимость Украины после всеукраинского референдума 1991 г. В конце 1990-х - начале 2000-х годов польский президент А. Квасьневский встречался с президентом Украины Л. Кучмой чаще, чем с главой какого-либо другого государства. Однако, по выражению польского историка международных отношений Р. Кузьняра, это был «сизифов труд»[Кигтаг R., 2012, р. 254], ибо Л. Кучма, на словах выступая за сближение с Евро-Атлантическим сообществом, на деле проводил далеко не однозначную политику. В этот период в полной мере проявилось соперничество между Россией и Польшей за влияние на Украине. Последняя, главой МИД которой стал А. Зленко, стремилась проводить политику «стратегического партнерства» с Россией, при этом укрепляя линию на добрососедство с РП.
К 2002 г. западный вектор во внешней полигике Украины вновь меняется. Была принята Программа интеграции Украины с ЕС, в том же году Л. Кучма заявил о готовности Украины вступить в НАТО. Однако отношения с альянсом складывались не самым лучшим образом: Украину обвиняли в поставках оружия на Ближний Восток, а в самой стране 80% населения было против вступления в Организацию Североатлантического договора.
Официальная Варшава последовательно стремилась поддержать укрепление прозападного вектора развития Украины. Результатом этого стал тот факт, что с 2003 г. украинские политики вновь стали говорить о «стратегическом партнерстве» с Польшей.
Главным редактором издания был Б. Коморовский, с молодых лет с интересом относящийся к проблематики кресов, т.е. восточных окраин Польши. - Прим. авт.
Но настоящим поворотом в ходе отношений РП и Украины явились события «оранжевой революции» в 2004 г. Кризис, разразившийся в стране, был улажен при самом непосредственном участии польской стороны, в частности президента А. Квасьневского. Участие в событиях принимали не только руководители страны, но и общество. Министр иностранных дел РП А. Ротфельд говорил тогда, что массовая поддержка поляков «оранжевой революции» может стать основой для перелома в отношениях двух стран. Сменивший его на посту главы польского МИДа С. Меллер также отводил Украине особое место во внешней политике Польши. Как никогда часто звучали в то время слова о том, что «без свободной Украины не будет свободной Польши и без свободной Польши не будет свободной Украины» [Kuzniar R., 2012, p. 328].
Именно благодаря Польше начиная с 2004 г. ЕС поддерживал «оранжевую революцию» на Украине. Резолюция «Ситуация на Украине», почти единогласно одобренная Европейским парламентом, была принята по инициативе вице-президента данной структуры Я. Сариуш-Вольского, который отвечал за восточное направление «политики соседства» ЕС.
В принятой резолюции отмечались исторические связи Украины со странами ЕС, принадлежность государства к Европе, содержался призыв к непризнанию итогов президентских выборов 2004 г. Польские депутаты провели серию встреч и консультаций со своими коллегами, побуждая их активно вмешаться в решение украинского вопроса. В итоге была принята резолюция по вопросу об итогах президентских выборов на Украине, подготовленная депутатом М. Каминьским.
В документе отмечались перспективы официального Киева в плане вступления в ЕС, содержался призыв к украинскому народу поддерживать европейские ценности, такие как гражданское общество, правовое государство. Именно в тот период благодаря активной позиции, как полагал Я. Сариуш-Вольский, «полякам удалось обрести репутацию экспертов в области контактов с восточными соседями Союза» [Albrycht I., 2007, p. 268].
Активность Польши в ходе украинских событий акцентировала с особой силой несовпадение стратегических целей России и Польши. Президент РП А. Квасьневский, оценивая «оранжевую революцию», подчеркнул, что «для каждой великой державы... Россия без Украины лучше, чем Россия с Украиной». А. Квасьневский не скрывал своего удовлетворения политической победой над Россией в Украине, почти откровенно говорил о роли США в ее достижении [Президент Польши.., 2004].
После «оранжевой революции» наступило резкое охлаждение отношений Польши с Россией и целый ряд конфликтов и инцидентов. Официальной Варшаве не удалось убедить российскую сторону, что позиция Польши на Украине не направлена против России, а это есть борьба за демократические ценности.
В период пребывания у власти партии «Право и справедливость» и президентства Л. Качиньского суть «восточной политики» сводилась к стремлению проводить таковую как общую политику ЕС. Причем Польша претендовала на роль своего рода эксперта по постсоветскому пространству, знатока проблемы, способного противостоять России в ее попытках сохранить свое прежнее влияние в регионе.
Л. Качиньский заявлял в 2006 г., что Польша видит свою задачу в расширении границ «демократического мира дальше, на восток и юг». По инициативе польского президента был создан Фонд поддержки демократии в странах бывшего СССР. В задачу фонда входила пропаганда польского опыта реформ и укрепление образа страны как посредника в общении с Западом [Польша идет на Восток, 2006, с. 3].
С 2005 г. динамика польско-украинских отношений развивалась по нисходящей. Новый президент Л. Качиньский был больше сосредоточен на внутренних проблемах страны. На Украине ситуация также изменилась: в 2006 г. премьер-министр В.Ф. Янукович во время визита в США заявляет об отказе Украины от намерений вступить в НАТО. «Уставший от расширения» Европейский союз не проявлял в тот момент по отношению к Украине особого энтузиазма. Да и в самой стране Польша все менее воспринималась как проводник интересов страны на Западе.
С 2007 г., с приходом к власти правительства Д. Туска, ситуация несколько изменилась. В восточной политике Польша скорее отказалась от концепции Гедройца-Мерошевского, чем продолжила ее. Если понимать суть этой концепции как особое внимание к проблемам Украины и Белоруссии, то можно вслед за Р. Кузьняром прийти к выводу, что «прометеизм»1 уступил место нормальности [Кигтаг R., 2012, p. 375]. На этом фоне происходило улучшение польско-российских отношений.
Однако политический кризис в Украине, начавшийся в ноябре 2013 г., коренным образом изменил положение дел. Катализатором кризиса явился Вильнюсский саммит «Восточного партнерства», где предусматривалось подписать Соглашение об ассоциации и Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Украиной, однако за неделю до саммита украинское правительство приостановило процесс подготовки к подписанию.. В разворачивающихся событиях Польша приняла самое активное участие. Когда начались события на Майдане, ЕС не имел согласованного плана действий. Едва ли не первой отреагировала Польша. Уже 22 января польский премьер Д. Туск поехал в штаб-квартиру ЕС со своим планом, предусматривающим введение санкций против России, финансовую помощь Украине, создание условий для нормальных выборов, подписание с официальным Киевом договора об ассоциации с ЕС. С этими предложениями Д. Туск посетил семь стран ЕС.
18 февраля 2014 г., когда произошло резкое обострение ситуации на Майдане, сопровождавшееся кровавыми столкновениями власти и оппозиции, в Киев отправился глава МИД Польши Р. Сикорский вместе со своими немецким и французским коллегами. Итогом стало подписание соглашения оппозиции с В.Ф. Януковичем. Но реализовать соглашения не удалось из-за государственного переворота 22 февраля.
1 Прометеизм - политическая концепция Ю. Пилсудского, направленная на ослабление России (впоследствии СССР) посредством поддержки сепаратистских движений нерусских народов. Основывалась на ягеллонской идее. - Прим. авт.
Контекст событий изменился в связи с событиями в Крыму. Именно польский премьер отреагировал первым, предложив созвать чрезвычайное заседание Совета ЕС. Тогда, в середине марта 2014 г., было принято решение о первых санкциях и о подписании политической части договора об ассоциации с Украиной.
Стремясь к выработке консолидированной польской позиции, в марте глава правительства Д. Туск провел встречу с ведущими польскими политиками, представляющими разные политические силы, вплоть до оппозиционной партии «Право и справедливость» (ПиС). Глава ПиС Я. Качиньский заметил по итогам встречи: «Мы близки к такому положению вещей, когда можно говорить о единстве польских политиков по украинскому вопросу» [Kaczynski, 2014].
Президент Б. Коморовский в том же марте 2014 г. созвал Совет национальной безопасности для рассмотрения вопроса об Украине. Президент отметил, что безопасности Польши ничто не угрожает, но сложившаяся ситуация угрожает международному порядку. Польша должна сделать соответствующие выводы в плане модернизации армии [Komorowski B., 2014]. По его мнению, дестабилизация ситуации на Украине в интересах России, добивающейся ослабления связей региона с Киевом [Komorowski, 2015].
«Ключ к поддержке Украины» как средство урегулирования ситуации, как полагал Б. Коморовский, находился в руках Европейского союза и США. Польша последовательно поддерживала США и старалась влиять на ЕС, с тем чтобы Евросоюз осознал, что «если России удастся осуществить план дестабилизации Украины и приостановки процесса модернизации, то это будет угрозой всему политическому порядку в Европе». Президент высказал точку зрения, что вполне вероятен сценарий возвращения к состоянию холодной войны. Поэтому чем более прозападной будет ориентация Украины, тем в большей степени будет обеспечена безопасность Польши [Kaczynski, 2014].
В той же тональности оценивал ситуацию на Украине и премьер Д. Туск. В мае 2014 г. он заявил, что на Украине идет война, но «война особого типа, без объявления войны» [Tusk, 2014].
По мнению польского премьера, ситуация напряженности провоцировалась Россией, а шансов на дипломатическое урегулирование все меньше. При таком положении дел НАТО и ЕС должны быть готовы к защите своих границ [Tusk, 2014], позиция европейских стран - участниц данных структур должна быть консолидированной.
Реализацией такого подхода явилось, в частности, прибытие в Польшу в марте 2014 г. контингента американских войск и самолетов НАТО. В 2015 г. американское военное присутствие в Польше было еще более усилено. Министр обороны Польши Т. Семоняк в эфире Польского радио в июне 2015 г. выразил удовлетворение увеличением количества американских войск в стране, заявив, что это размещение сил альянса в Польше - «шаг длиной в милю в польско-американском альянсе, в альянсе, формально действующем с 1999 г., с момента вступления Польши в НАТО. Это решение очень важно для безопасности Польши, так как я глубоко убежден в том, что в интересах Польши как можно большее военное присутствие США в Польше и в Европе. По этому случаю я хочу обратить внимание на то, что уже более года с начала острой фазы российско-украинского кризиса мы имеем дело с постоянным ротационным присутствием американских сил в Польше. В этом в году в Польше будет присутствовать 3700 американских солдат, у нас есть авиабаза, так называемый «aviation detachment» в Ласке, где постоянно находятся американские летчики и персонал и куда каждый квартал прибывает значительное количество самолетов и пилотов на учения. А также, это подтверждается очередными высказываниями американских представителей, в следующем году начнется строительство системы ПРО в Редцикове около Слупска, серьезнейшего американского проекта в этой части Европы» [Министр обороны.., 2015].
Убежденность в ключевом значении европейского единства в противостоянии России выразил и экс-президент А. Квасьневский, прямо заявивший о создании «единого европейского фронта с привлечением США»[Kwasmewski, 2014].
Концентрированным выражением польской позиции стало выступление в Сейме 8 мая 2014 г. министра иностранных дел Польши Р. Сикорского [Informacja ministra.., 2014]. Основное внимание он уделил проблематике Украины. Министр выразил
мнение, что действия России «безусловно, нарушают принципы мирного сосуществования народов», они «недопустимы с правовой точки зрения и политически небезопасны».
Польша руководствовалась в отношениях с Россией постулатом Д. Туска, согласно которому надо воспринимать Россию «такой, какая она есть». Но это было возможно до тех пор, пока внешняя политика РФ соответствовала критериям современного мира. Сейчас Россия, по мнению польского министра, вступила на путь агрессии, и Польша должна сделать соответствующие выводы.
С осуждением политики России выступили и ведущие польские СМИ. Так, главный редактор влиятельной «Газеты выборчей» («Gazeta Wyborcza») А. Михник назвал политику России «агрессивной» и «империалистической» и призвал людей культуры быть «капитолийскими гусями», предупреждающими об опасности (открытое письмо А. Михника лидерам ЕС перепечатали 12 европейских газет). За свою активность в восточной политике Польши он получил награду польско-литовского Форума диалога и сотрудничества им. Е. Гедройца [Michnik, 2014].
А. Михник полагал, что «Россия - это не Путин» и РФ нужна миру, но без В.В. Путина, без его агрессивной политики, проводимой в духе аншлюса Австрии Гитлером. «Антисоветский русофил», как любит называть себя А. Михник, считает, что настоящая Россия - это Чаадаев и Герцен, Окуджава и Сахаров. Именно они представляют благородный облик России, а не Путин и его «друзья из КГБ» [Michnik, 2015].
Осенью 2014 г. в политической жизни Польши произошли существенные перемены: в связи с избранием Д. Туска на должность председателя Европейского совета ЕС правительство Польши возглавила Эва Копач (Гражданская платформа). Общая линия отношения руководства РП к событиям на Украине осталась прежней, однако акценты несколько сместились в пользу прагматизма. Э. Копач осудила «захват территории суверенного украинского государства», но сочла нужным заметить, что ответственность за решение стоящих перед украинцами задач лежит на них самих [Expose premier Ewy.., 2014].
Глава парламентской комиссии по иностранным делам Р. Тышкевич, оценивая позицию Е. Копач, указывал на преемственность политики прежнего премьера, а апелляция Э. Копач к прагматизму, по его мнению, означала лишь отказ от риторики и призыв к поиску эффективных решений в условиях опасности российской агрессии. В нынешних условиях, высказывал мнение Р. Тышкевич, национальные интересы Польши и Украины совпадают. «Польша глубже всех других стран Европы разделяет осознание Украиной того, что лишь западная цивилизация может гарантировать ей благосостояние и безопасность» [Председатель комиссии.., 2014].
Признавая, что позиция Польши в украинском вопросе отличается от позиций других членов «Вышеградской группы» (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия), Р. Тышкевич замечает, что различия связаны с тем, что поляки ставят безопасность в военно-политическом аспекте важнее экономической, а страны «Вышеграда» смотрят немного по-другому, на первый план выдвигая экономику [Председатель комиссии.., 2014].
О готовности Варшавы поддерживать политику санкций против России и в дальнейшем принимать самое активное участие в разрешении украинского кризиса поспешил заявить и новый министр иностранных дел Польши Г. Схетына [GawHk, 2014]. В документе «Основы польской внешней политики» Г. Схетына отметил, что «Польша всячески поддерживает усилия международного сообщества, стремящегося остановить экспансию поддерживаемых Россией сепаратистов на востоке Украины».
По мнению польского министра, «суверенная, демократическая, проевропейская и успешная Украина соответствует польским государственным интересам». Вслед за этим глава МИД РП заявил о готовности официальной Варшавы продолжать в отношении Украины политику «единения, основанного на правде», суть которой в том, чтобы, не забывая о
польских жертвах, в том числе и жертвах «волынской резни»1, уважать и чувства соседей [Gawlik, 2014].
Как полагало руководство РП, присутствие российских войск на Украине не вызывает сомнения. Заместитель министра иностранных дел К. Павлик называл конкретные цифры, ссылаясь при этом на украинские источники: 8-11 тыс. российских военных. Минские соглашения постоянно нарушаются прежде всего сепаратистами. По мнению К. Павлика, «Россия стремится к сохранению известной напряженности, дестабилизации. Была гибридная война, сейчас мы имеем гибридный мир» [РокЫ MSZ.., 2015].
Сменивший летом 2015 г. Б. Коморовского на президентском посту А. Дуда еще в ходе предвыборной кампании выступал за ужесточение внешней политики Польши в отношении России, полагая, что события на Украине представляют угрозу для безопасности Польши. «Сейчас, - заметил польский президент, -нельзя соглашаться с тем, чтобы Россия проглатывала Украину по кусочкам. Мы несем ответственность за интеграцию европейских государств и целостность границ. Остановка этого процесса станет успехом Европы. Согласие на гнилой компромисс будет ее поражением» [«Русофоб» и друг.., 2015].
А. Дуда говорил о неправомерности такого положения дел, при котором в урегулировании украинско-российского конфликта принимает участие не весь Европейский союз, а «только Франция и Германия», высказывался за увеличение поддержки Украины, в том числе за счет возможного предоставления военной помощи и введения на Донбасс польских миротворцев [«Русофоб» и друг.., 2015]. Польский президент в интервью Польскому радио высказывал мнение о необходимости расширения «норманнского формата» переговоров по урегулированию украинского кризиса, привлечения к переговорам, в частности, Польши. Как известно, инициатива А. Дуды не получила поддержки ни со стороны участников переговоров в «норманнском формате», ни со стороны
1 Волынская резня - массовое уничтожение в 1943 г. украинскими националистами ОУН-УПА этнического польского населения на Волыни. -Прим. авт.
П. Порошенко. Предложение польского президента счел неуместным и министр иностранных дел РП Г. Схетына [Польша предложила новый формат.., 2015].
Констатируя однозначную позицию польского руководства в украинском кризисе, необходимо отметить наличие в общественном дискурсе РП и других позиций, представленных, в частности, в польских научных кругах.
Как полагает профессор Варшавского университета С. Белень, специалист по проблемам России и российско-польских отношений, русофобия, проявляющаяся в позиции польского руководства, - явление в РП достаточно распространенное. В исторической памяти поляков укоренено представление о России как государстве репрессивном и агрессивном, враждебном по отношению к Польше. Для многих поляков русофобия превратилась в своеобразную «политическую карму», без которой они не мыслят своего существования в общественной жизни. Между тем, полагает С. Белень, «в контексте конфликта на Украине следует переосмыслить обоснованность антироссийской военной риторики... Антироссийские эмоции - плохой советчик в реализации успешной дипломатии. Кроме того, кризис завершится, ибо такова природа кризисов, а Польша по-прежнему останется соседом России и должна думать о своих интересах, а не о чужом деле, ведь именно таковым является для нас - как ни посмотри - украинский вопрос. Необходимо больше реализма и меньше морализаторства. Впрочем, не первый раз в истории. Следует оценить прежде всего свои национальные интересы, а не "размахивать сабелькой" во имя публичного одобрения и личного удовлетворения политиков»[В1е1еп, 2014].
Истоки украинского кризиса, по мысли профессора, кроются в трудностях процесса трансформации, переживаемых многими постсоветскими государствами. После распада СССР не было предпринято попыток создания системы безопасности с участием России. Расширение НАТО и ЕС на восток, стремление США к доминированию в мире были восприняты Россией как угроза национальным интересам и обусловили попытки противостоять этим угрозам. Украинский кризис явился скорее результатом
«западного триумфализма», чем «путинского
империализма»^е1еп, 2014].
Украина, по мысли С. Беленя, не имеет того геополитического значения, которое ей приписывается большинством аналитиков и политических деятелей. Шансы на вхождение этой страны в состав «западного мира» в силу многочисленных и серьезных патологий развития очень невелики. В Польше в настоящее время невозможен конструктивный и основанный на реализме подход к украинским событиям, их трезвая оценка. Выражение взглядов, не совпадающих с официальными, не допускается. С. Белень оценивает такое положение дел как «большевизм в чистом вице» ^е1еп, 2014]. Официальная Варшава, как и большинство европейских стран, приняла точку зрения США. Между тем «позиционирование России как врага, отрицание ее роли в международных отношениях, стремление к блокированию и исключению России означают интеллектуальный кризис Запада, проявление слабости, а не силы. Нельзя решить ни одной проблемы европейской безопасности без участия России» ^е1еп, 2014].
В Польше же «поджигатели войны» безответственно нагнетают обстановку антироссийской истерии, призывают вооружаться, забывая о том, что это вызовет серьезные финансовые трудности, «приведет к конфронтации с самым большим соседом на востоке на целые десятилетия. Это абсолютно не соответствует польским национальным интересам» ^е1еп, 2014].
2015 г. в Польше явился временем серьезных перемен в руководстве страны: избран новый президент, осенью 2015 г. пройдут парламентские выборы. Главный редактор журнала «Арканы», известный политолог К. Щерский, которого прочат в министры иностранных дел в будущем правительстве, полагает, что грядут изменения в восточной политике Польши. По мнению К. Щерского, в странах Центральной и Восточной Европы ждут некоего сигнала со стороны Польши, которая «погасила маяк, которым она являлась в регионе, и теперь каждая страна плывет по своему разумению. Если мы хотим чего то достичь, то надо что то предложить, а не рассчитывать на то, что соседи или балтийские
страны нас любят и потому будут поддерживать. Будем смотреть на веши реально - нужно вновь зажечь наш фонарь»[Wшñski, 2015].
Список литературы
Коморовский: Героизация УПА исключает исторический диалог с Украиной. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/politics/news/ 2015/04/23/n_7134273.shtml (Дата обращения - 01.07.2015.)
Президент Польши: Будет лучше, если Россия останется без Украины / / See more at. - Режим доступа: http://www.pravda.ru/ world/europe/
easteurope/23-12-2004/49053-kvasnevsky-0/#sthash.dLBwghht.dpuf (Дата обращения - 01.07.2015.)
Министр обороны Польши: Чем больше американских войск, тем лучше. - Режим доступа: http://russian.rt.com/inotv/2015-06-24/Ministr-oboroni-Polshi-CHem-bolshe (Дата обращения - 01.07.2015.)
Польский президент в Киеве обещает совместную борьбу с Москвой. - Режим доступа: http://www.politnavigator.net/polskijj-prezident-v-kieve-obeshhaet-sovmestnuyu-borbu-s-moskvojj.html (Дата
обращения - 12.07.2015.)
Польша идет на Восток / / Московские новости. - М., 2006. - 14 июля. - С. 3.
Польша предложила новый формат переговоров по Украине. -Режим доступа: http://vlasti.net/news/223120 (Дата обращения -23.06.2015.)
Председатель комиссии Сейма Польши призывает Запад не прекращать давления на Россию. - Режим доступа: http:/ /www.ukrinform.ua/
rus/news/predsedatel_komissii_seyma_polshi_zapad_ne_prekratit_davleniya_ na_rossiyu_1673426 (Дата обращения - 23.06.2015.)
«Русофоб» и друг: Чего Украине ждать от нового президента Польши. - Режим доступа: http://antikor.com.ua/articles/43389-rusofob_i_drug_
chego_ukraine_hdatj_ot_novogo_prezidenta_poljshi (Дата обращения -23.06.2015.)
Albrecht I. Europejska polityka S^siedztwa w dzialalnosci polskich eurodeputowanych w IV kadencji Parlamentu Europejskiego. Komunikat z badañ Instytutu Kosciuszki »Ranking polskich eurodeputowanych». - 2012. -P. 253-272.
Bielen S.: rusofobia jest zjawiskiem powszechnym w Polsce. - Mode of access: http://wiadomosci.onet.pl/tylko-w-onecie/prof-stanislaw-bielen-rusofo bia-jest-zjawiskiem-powszechnym-w-polsce/bwyzh (Дата обращения -25.07.2015.)
Bielen S.Woköl Ukrainy//Polityka Polska. - W-wa, 2015. - N 1. - P.37-48.
Expose premier Ewy Kopacz. - Mode of access: http://wyborcza.
pl/1,76842,16735622,Expose_premier_Ewy_Kopacz_STENOGRAM_.html
(Дата обращения - 15.07.2015.)
Gawlik P. Schetyna: Polska powinna wröcic do negocjacyjnego stolu w sprawie Ukrainy. - Mode of access: http://wyborcza.pl/1,75478,16762052,
Schetyna_Polska_powinna_wrocic_do_negocjacyjnego.html#ixzz3e4Lp93Di
(Дата обращения - 10.07.2015.)
Informacja ministra spraw zagranicznych o zadaniach polskiej polityki zagranicznej w 2014 roku. - Mode of access: http://www.msz.gov.pl/pl/ aktualnosci/wiadomosci/informacja_ministra_spraw_zagranicznych_o_zadani ach_polskiej_polityki_zagranicznej_w_2014_roku (Дата обращения -25.07.2015.)
Kaczynski J. Jestesmy blisko stanu, w ktörym mozna möwic o jednosci polskich polityköw w sprawie Ukrainy. - Mode of access: http:/ /wyborcza.pl/
1,75478,15552545,Kaczynski_Jestesmy_blisko_stanu_w_ktorym_mozna_mowi
c.html#ixzz3L9370twlhttp://wyborcza.pl/1,75478,15552545,Kaczynski_Jestes
my_blisko_stanu__w_ktorym_mozna_mowic.html#TRrelSST (Дата
обращения - 25.07.2015.)
Komorowsk B. W sprawie Ukrainy Polska chce stanze mocno na gruncie proponowanym przez USA. - Mode of access: http://rn.wyborcza.pl/wybor cza/1,105402, 15557394.html?i=0 (Дата обращения - 25.07.2015.)
Komorowski B. Kryzys na ukrainie-wywolywany-by-utrudnic-wybory. -Mode of access: http://www.prezydent.pl/aktualnosci/wypowiedzi-prezyden ta/wywiady/art,289,kryzys-na-ukrainie-wywolywany-by-utrudnic-wybory.html (Дата обращения - 15.07.2015.)
Komorowski B. Pilnujemy wlasnego bezpieczenstwa. - Mode of access: http://www.prezydent.pl/aktualnosci/wypowiedzi-prezydenta/wywiady/art, 278,pilnujemy-wlasnego-bezpieczenstwa.html (Дата обращения - 20.06.2015.)
Komorowski B. Stoimy w obliczu wielkiego wyzwania. - Mode of access: http:// www.prezydent.pl /aktualnosci-krajowe/art,31,stoimy-w-obliczu-wielkiego-wyzwania (Дата обращения - 20.06.2015.)
Komorowski B. Wyst^pienie prezydenta z okazji Swigta Nipodleglosci / / Gazeta wyborcza. - W-wa, 2010. - 12 list. - P. 1.
Kuzniar R. Polityka zagraniczna III Rzeczypospolitej. - W-wa, 2012. -
416 p.
Kwasniewski A. Trzeba bic na alarm. - Mode of access: http://wybor
cza. pl/1,75478,15554149,Aleksander_Kwasniewski_Trzeba_bic_na_alarm.html
#TRrelSST(Дата обращения - 25.07.2015.)
Michnik A. Nikt tak pigknie nie mowil o pokoju. - Mode of access http://wyborcza.pl/1,75968/16381653/Nikt_tak_pieknie_nie_mowil_o_pokoju.h tml#ixzz3e4MTueAM (Дата обращения - 15.07.2015.)
Michnik A. Szlachetna twarz Moskali. - Mode of access: http://
wyborcza.pl/magazyn/1,143552,17461402/Szlachetna_twarz_Moskali_Michnik_.
html (Дата обращения - 01.07.2015.)
Mieroszewski J. Rosyjski «komples polski» i obszar ULB // Mie-roszewski J. Final klasycznej Europy. - Lublin, 1997. - P. 352
Misja kijowska-rozmowa z prezydentem RP o sytuacji na Ukrainie / / Polityka. - W-wa, 2004. - N 51. - P. 36-39. Nasza nie nasza wojna. - Mode of access: http://archiwum.polityka.pl/art/nasza-nie-nasza-wojna,442719.html (Дата обращения - 25.07.2015.)
Polacy o stosunkach polsko-rosyjskich i polityce wschodniej Polski. Komunikat z badanCBOS. - W-wa, 2014. - N 77. - 13 p. - Mode of access: http://www.cbos.pl/SPISKOM.POL/2014/K_077_14.PDF (Дата обращения -01.07.2015.)
Polski MSZ: porozumienie na wschodzie Ukrainy lamane ponad 4 tys. razy, depesza PAP z 10 czerwca 2015 roku. - Mode of access http://
www.msz.gov.pl/pl/aktualnosci/msz_w_mediach/polski_msz_porozumien
ie_na_wschodzie_ukrainy_lamane_ponad_4_tys__razy__depesza_pap_z_10_cz erwca_2015_roku;jsessionid=6EE5E2AC5B5D964382EE48415E93FFB9.cmsap2p (Дата обращения - 25.07.2015.)
Prezydent zatwierdzil strategig bezpieczenstwa. - Mode of access: http://www.pap.pl/palio/html.run?_Instance=cms_www.pap.pl&_PageID=1 &s=infopakiet&dz=kraj&idNewsComp=183349&filename=&idnews=186660&d ata=&status=biezace&_CheckSum=-1458796835 (Дата обращения - 25.07.2015.)
Tusk D. Tusk o Ukrainie: mamy do czynienia z wojna choc bez wypowiedzenia. - Mode of access: http://www.tvn24.pl/wiadomosci-z-kraju,3/
tusk-o-ukrainie-mamy-do-czynienia-z-wojna-choc-bez-wypowiedzenia,424408. html (Дата обращения - 25.07.2015.)
Tusk D. Dobrze ze polacy martwia sie ukraina. - Mode of access: https: / / www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&q=Misja%20kijowska-rozmo wa%20z%20prezydentem%20RP&gws_rd=ssl#newwindow=1&hl=ru&q=Tusk +D.+Dobrze+ze+polacy+martwia+sie+ukraina (Дата обращения - 25.07.2015.)
Tusk D. Tusk do PiS i eurosceptykow Nie pomagajcie Putinowi. - Mode of access: http://wyborcza.pl/1,75478,15928040,Tusk_do_PiS_i_eurosceptykow _Nie_pomagajcie_Putinowi.html (Дата обращения - 25.07.2015.)
Wronski P. Szczerski: Zapalimy polsk^ latarnig. - Mode of access:
http: / / wyborcza.pl/1,75478,18089479,Szczerski_Zapalimy_polska_latamie.html
(Дата обращения - 25.07.2015.)
Zalozenia polskiej polityki zagranicznej w 2015r. - Mode of access: http://www.gazetagazeta.com/2015/04/zalozema-polskiej-polityki-zagramcz nej-w-2015-roku/ (Дата обращения - 25.07.2015.)