Научная статья на тему '«Историческая политика» современной Польши в контексте российско-польских отношений'

«Историческая политика» современной Польши в контексте российско-польских отношений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1176
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / "ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ" / "ГРАЖДАНСКАЯ ПЛАТФОРМА" / Я. КАЧИНЬСКИЙ / Д. ТУСК / Б. КОМОРОВСКИЙ / ЯНВАРСКОЕ ВОССТАНИЕ / ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ / ДЕНЬ ФЛАГА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лыкошина Лариса Семеновна

В статье рассматриваются некоторые аспекты исторической политики в современной Польше в интерпретации противоборствующих политических сил и отдельных политиков. В качестве конкретных примеров осуществления исторической политики берется празднование памятных исторических дат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The «historical politics» of Modern Poland in the light of Russian-Polish relations

The article considers some aspects of the so called historical policy in modern Poland as it is interpreted by the confronting political forces and certain politicians. As concrete examples of conducting the historical policy, the author analyses celebrations of memorial dates.

Текст научной работы на тему ««Историческая политика» современной Польши в контексте российско-польских отношений»

Л. С. Лыкошина (Москва)

«Историческая политика» современной Польши в контексте российско-польских отношений

В статье рассматриваются некоторые аспекты исторической политики в современной Польше в интерпретации противоборствующих политических сил и отдельных политиков. В качестве конкретных примеров осуществления исторической политики берется празднование памятных исторических дат. Ключевые слова: историческая политика, «Право и справедливость», «Гражданская платформа», Я. Качиньский, Д. Туск, Б. Коморовский, Январское восстание, День независимости, День флага.

Термин «историческая политика» приобрел особую популярность в Польше с середины 2000-х гг., будучи позаимствованным из немецкого общественно-политического дискурса. Понятие исторической политики связано с проблемой исторической памяти, привлекшей внимание ученых в 20-е гг. ХХ в. и приобретшей особую популярность в 1980-е гг. В Польше исследование исторической памяти связано прежде всего с именем Н. Ассородобрай, которая еще в 60-е гг. ХХ в. использовала термин «историческое сознание». Огромная роль в изучении данной проблематики принадлежит также Б. Шацкой, продолжившей дело Н. Ассородобрай.

Если рассматривать историческую политику как фактор формирования исторического сознания, то следует признать тесную взаимосвязь означенных понятий. Общим местом является констатация факта, что историческое знание отличается от исторического сознания. Для последнего весьма характерны элементы селективности и эмоциональная окрашенность.

Очевидно, что любое государство заинтересовано в том, чтобы историческое сознание максимально соответствовало интересам правящей элиты. В качестве инструмента для достижения этой цели и используется историческая политика. Сколько бы ни говорилось о неправомерности таковой, можно констатировать, что историческая политика существует в любом государстве, и даже декларативный отказ от нее тоже означает определенную историческую политику.

После 1989 г. в Польше, по сути, сформировалось два основных направления исторической политики: либеральное и консервативное. Причем не историки, а скорее публицисты, СМИ и определенные политические силы определяют облик исторической политики.

Главным адептом необходимости активной исторической политики в нынешней Польше является партия «Право и справедливость» (ПиС) и ее лидер Я. Качиньский, представляющие консервативное направление. Соответственно в период пребывания этой политической формации у власти1 именно консервативное направление было определяющим. В программе ПиС, принятой в 2004 г., содержалось положение о необходимости исторической политики. Причем идеологи ПиС исходили из того, что до них исторической политики не было, а была скорее политика «национальной амнезии», которую проводили, в частности, «первый некоммунистический премьер» Т. Мазовецкий, с его «политикой жирной черты», президент А. Квасьневский с его лозунгом «выберем будущее», А. Мих-ник с его либеральной «Газетой выборчей».

Покойный президент Л. Качиньский огромное внимание уделял исторической политике. Именно он был инициатором создания Музея Варшавского восстания, поддерживал деятельность Института национальной памяти2. Я. Качиньский, позиционируя себя как наследник дела брата, настаивает на своей версии исторической политики, которая должна утверждать положительный, духоподъемный образ польского народа. Я. Качиньский предлагает даже создать при польских посольствах своеобразные «антидиффамационные центры», которые отслеживали бы и быстро реагировали на все попытки опорочить польскую историю и вообще образ Польши, усматривая прекрасный образец такого рода политики в деятельности Израиля.

По мысли идеологов ПиС, пока у власти остаются антипольские правительство и президент, нужно создавать некое параллельное, альтернативное общество со своей прессой, своей системой образования, своей идеологией. Примечательно, что в последней все более отчетливо видны следы идеологии Романа Дмовского. В «Рапорте о состоянии Речи Посполитой» апелляция к духовному наследию эн-деции очевидна. Категория народа, рассматриваемая как некая высшая непререкаемая ценность, которую надо защищать от «чужих» и от «врагов», поставлена в документе во главу угла. Причем главные враги - внутри самой Польши: это нынешнее руководство страны.

Для борьбы за воплощение в жизнь своих идей ПиС располагает достаточно мощными средствами, прежде всего серьезной интел-

лектуальной базой, в частности в виде различного рода исследовательских центров. В Варшаве действует Институт Собеского, возглавляемый П. Шаламахой, некогда работавшим в правительстве ПиС. Формально Институт не связан ни с какой политической партией. Но в реальной жизни его сотрудники и эксперты разрабатывают для ПиС программные документы, проводят экспертизы. В Кракове создан Ягеллонский институт, возглавляемый профессором В. Рош-ковским - историком и экономистом, связанным с ПиС, в Люблине институт им. Казимира Великого. ПиС поддерживает одна из наиболее популярных в стране газет - «Речь Посполита», а также «Газета польская», праворадикальный еженедельник «Уважам же».

«Право и справедливость» широко представлена в Интернете, не только на своем официальном сайте, но и в Твиттере, на многих сайтах и в блогах. Одна из самых консервативных польских партий едва ли не успешнее всех пользуется новейшими техническими средствами.

Главным объектом исторической политики в нынешней Польше является период социализма, но это не означает, что другие исторические периоды остаются вне поля влияния ее адептов.

Понятие «историческая политика» включает в себя комплекс мер, целенаправленно применяемых государством и политическим классом для формирования в обществе желательного (и отнюдь не всегда объективного) образа прошлого. Для достижения этой цели используются и финансовые рычаги, и контроль над СМИ, и контроль над системой образования, и воздействие на общественное сознание посредством различного рода символических акций, в частности соответствующим образом организованных и эмоционально насыщенных праздничных мероприятий.

Именно последний аспект вопроса представляется особенно интересным и показательным в нынешней Польше в связи с организацией празднования в последнее время годовщин некоторых памятных дат. В эти дни особенно отчетливо проявились как отсутствие единства польского политического класса3 и общества в целом, так и стремление различных политических сил проводить свою «историческую политику», использовать историю для достижения политических целей.

В 2013 г. исполнилось 150 лет со дня январского восстания 1863 г., события, вызывающего противоречивые суждения и споры, как в прошлом, так и в наши дни. Кратко суть полемики можно выразить, вспомнив слова песни, популярной в годы восстания: кто-то

видел главное в том, что «пошли наши в бой» (это слова песни), а кого-то страшно раздражало, что «пошли наши в бой без оружия» (как пелось в той же песне). «Что же идти-то, коль нет оружия. Сколько можно упиваться своими поражениями!» - с горечью вопрошают и в наши дни многие поляки, комментируя в Интернете многочисленные материалы, посвященные восстанию. «Свобода не завоевывается без крови!» - спорят с ними другие.

В январские дни 2013 г., размышляя о событиях 1863 г., некоторые поляки вспомнили о чехах, которые без восстаний и кровопролития стали независимым государством. Так, известный польский социолог Р. Марковский в радиоинтервью заметил, что восстаний в Польше слишком много и он охотно поделился бы ими с чехами. Ему симпатична позиция Швейка, который сидел в пивной и пережидал, когда пронесутся мимо «все эти сумасшедшие» как с одной, так и с другой стороны. Конечно же, Марковский получил гневную отповедь: публицист П. Семка резонно заметил, что «переждать» не всегда удается и «пивные тоже горят»4.

В межвоенной Польше участники восстания были окружены заботой государства: им платили пенсии, из ветеранов было сформировано специальное воинское подразделение, военные первыми отдавали им честь. А что нынешние поляки знают о восстании? Сохранилась ли память о нем? По данным социологов, двое из трех поляков не знают, когда восстание началось, 31% не знает, как закончилось; 53% респондентов думают, что поражением, 11% - победой; 70% не знают, кто руководил восстанием. Только 17%, демонстрируя знание истории, правильно называют имя диктатора восстания Ромуальда Траугутта, 8% полагают, что восстанием руководил Ко-стюшко, а 4% - что Пилсудский. Почти половина респондентов не уверена в том, что восстание было нужно5.

Но в отличие от многих соотечественников польский президент Б. Коморовский (как известно, историк по образованию, да еще и писавший диплом о Пилсудском) вслед за Первым маршалом твердо уверен в целесообразности и значимости восстания. Более того, как Пилсудский верил в то, что январское восстание породило легионы и 1918 год, принесший свободу Польше, так Коморовский полагает, что Варшавское восстание (1944) породило 1989 год и демократическую революцию в Польше. Недаром в дни празднования юбилея восстания, проходившего под патронатом Коморовского, польский президент возложил венок к памятнику Польскому подпольному государству и Армии Крайовой, акцентируя тем самым связь между

январским восстанием и польским сопротивлением в годы Второй мировой войны6.

Для Коморовского чрезвычайно важен мотив единения в период восстания поляков разных сословий и разных вероисповеданий, мотив совместной борьбы всех народов Речи Посполитой против общего врага - России. Для президента, древний род которого имеет литовские корни, особенно значимым представляется, что «январское восстание явилось последним историческим аккордом той прекрасной многоязычной симфонии, которую веками исполняло польско-литовское государство. На повстанческих знаменах, печатях и гербе Национального правительства последний раз были вместе Белый орел, Погоня и Михаил Архангел»7.

Но в настоящее время не у всех народов бывшей Речи Поспо-литой эти слова президента Польши вызывают умиление. Правда, в Литве 2013 г. был объявлен годом январского восстания, а вот в Белоруссии ситуация далеко не столь однозначна. Оппозиция призывала праздновать юбилей, усматривая в восстании славную страницу борьбы за национальную независимость, а официальный Минск отнесся к этому событию без особого энтузиазма. Так что «симфония» звучит не очень гармонично.

Коморовский считает, что 150 лет - срок достаточный, чтобы забыть все распри, все споры между лидерами восстания, среди которых были, как известно, «красные» и «белые», то есть умеренное и радикальное крыло. Тем более что кто к какому лагерю относился, знают сейчас лишь профессионалы. Для остальных же все участники восстания стали «красно-белыми».

Акцентируя важность памяти о единении участников восстания, Коморовский в ходе торжеств не раз напомнил соотечественникам, что за свободу Польши боролись представители не только разных национальностей, но и разных вероисповеданий, в том числе и иудейского.

Этот посыл президента представляется вполне уместным в нынешней Польше, где вполне ощутимо проявляются националистические настроения. Весьма ярко последние проявились хотя бы во время празднования Дня независимости в ноябре 2012 г., когда националисты провели свой марш, главными организаторами которого были такие структуры, как возродившаяся в 1990-е гг. «Всепольская молодежь», и еще более радикальный «Национально-радикальный лагерь». Обе организации апеллируют к идейному наследию Р. Дмовского. «Роман Дмовский - освободитель Польши», - скандиро-

вали участники марша. На транспарантах были обвинения и угрозы в адрес Туска и Коморовского, обещания «не забыть Смоленск» (имелась в виду катастрофа 10 апреля 2010 г., приведшая к гибели польского президента Леха Качиньского).

Р. Винницкий, лидер «Всепольской молодежи» по завершении марша заявил о создании Национального движения с целью ликвидации нынешней III Речи Посполитой как воплощения предательства «круглого стола».

Национал-радикалы (организация, возникшая в 1993 г.) во время своих акций выдвигают требования, далекие от просвещенного национализма, требуя вернуть Польше Львов и Вильнюс, расправиться с сексуальными меньшинствами так же, как «Гитлер с евреями». Лидер национал-радикалов П. Холехер твердо обещает, что в случае их победы «не будет никакой жирной черты» и все получат по заслугам.

Коморовский же, проводящий линию примирения и согласия, и в День независимости возглавил колонну в несколько тысяч варшавян, принявших лозунг президента «Свобода прекрасна, она принадлежит всем нам». На пути следования марш независимости делал остановки у памятников заслуженным полякам: и примасу С. Вы-шиньскому, и лидеру крестьянского движения межвоенной Польши В. Витосу, и Главному коменданту Армии Крайовей С. Гроту-Ро-вецкому, и премьеру Польши И. Падеревскому, подписавшему Версальский договор, и, наконец, у памятника Р. Дмовскому, идеологу польского национализма (что случилось впервые в истории страны с момента появления этого памятника в начале 2000-х гг.). Более того, Б. Коморовский выразил сожаление, что в Варшаве нет памятника И. Дашиньскому, представляющему польскую социалистическую мысль.

Но пафос единения во имя Польши пытались сбить группы противников президента, на каждой остановке марша разворачивавшие транспаранты с упреками по поводу слишком мягкого отношения главы польского государства к абортам, потворства сексуальным меньшинствам, низкопоклонства перед Евросоюзом. Присутствовала и смоленская тема и обвинения в покушении на жизнь Л. Качинь-ского. Тем более что буквально накануне Дня независимости отмечался день памяти смоленской катастрофы (что происходит 10 числа каждого месяца), и Я. Качиньский вновь призывал биться за правду до конца и разоблачить заговор России.

День независимости, так же как январские торжества в память о восстании 1863 г., наглядно показал реальный контекст, в кото-

ром польские политики пытаются реализовывать свое видение истории. Стремясь разрядить обстановку, Коморовский предложил отказаться от термина «историческая политика», заменив его на более мягкий и примиряющий термин «историческая память», предполагающий стремление к примирению и взаимоуважению, к толерантности8.

Достичь этих высоких целей в расколотом польском обществе весьма непросто. Ведь даже юбилей восстания стал поводом для новых залпов «польско-польской войны», уже не первый год идущей в стране и особенно обострившейся после трагической гибели президента Л. Качиньского. Я. Качиньский, исходя из своего видения истории, пытается создать некую, правда, не подпольную, но «другую», «настоящую» Польшу. В День независимости 11 ноября 2012 г. у лидера «Права и справедливости» в Кракове был свой марш и свои герои: подобно Коморовскому? он с группой единомышленников почтил память Иоанна Павла II, Пилсудского и Леха Качиньского, похороненного на Вавеле, возложив цветы к их памятникам и произнеся при каждом возложении слова, соответствующие моменту.

В январские дни 2013 г. Качиньский организовал свое празднование юбилея восстания: «Право и справедливость» провела свои памятные мероприятия, открыла свои выставки и организовала свои научные конференции, аргументируя свою позицию тем, что «глава польско-российского кондоминиума» (как подчас называют Туска его политические противники) не согласился даже признать 2013 год годом январского восстания и его партия «Гражданская платформа» заблокировала принятие соответствующего решения

" 9

сеймом9.

В сейме, хотя и не согласившемся признать 2013 год годом январского восстания, все необходимые памятные акции были реализованы: жертв восстания почтили минутой молчания, приняли постановление, подготовленное «Правом и справедливостью», в котором отмечался антироссийский и национально-освободительный характер восстания и совместная борьба всех народов Речи Посполитой. Премьер Туск в своем выступлении в сейме особо подчеркнул роль восстания как «фундамента польского видения независимости», отметив при этом «трагический баланс» восстания, приведшего к многочисленным жертвам10.

Но бдительные защитники исторической памяти из лагеря «Права и справедливости» не верят Туску, считают, что он просто боится

раздражать Россию, да и вообще боится взрыва народного негодования, ведь после Варшавского восстания через тридцать с небольшим лет возникла «Солидарность», а после «Солидарности» тоже прошло уже тридцать три года...

В своих высказываниях по поводу восстания 1863 г. Я. Качинь-ский особенно подчеркивал значимость той моральной революции, которая восстанию предшествовала. Именно моральная революция, по мнению главы «Права и справедливости», нужна сейчас полякам, ибо только она позволит избавиться от антипольского правительства Туска и создать «настоящую» IV Речь Посполитую взамен неудавшейся ныне существующей III Речи Посполитой.

Как обычно эпатирующий общество Я. Паликот, глава собственной партии «Движение Я. Паликота», в январские дни 2013 г. выступил с традиционных для него антикатолических позиций, призвав «покончить с догматом о том, что католическая церковь всегда была на стороне Польши»11. Паликот убежден, что церковь всегда отстаивала только свои собственные интересы и интересы Ватикана, а если некоторые ксендзы и поддержали восстание, то сделали это по принуждению. А польские социал-демократы вообще считают, что нечего упиваться столь давней историей, надо объявить 2013 год годом Эдварда Герека (1913-2001), столетие которого как раз совпадает с этой датой. Ведь именно при нем, в 70-е гг. XX в., Польша достигла больших успехов, а уровень жизни поляков заметно повысился. Негоже отдавать историю на откуп «Праву и справедливости», считает глава польских социал-демократов Л. Миллер, заявляющий, что «у нас тоже есть свои герои!».

Новые, непривычные для поляков, склонных скорее к торжественно-мартирологическому видению истории, мотивы празднования внес Коморовский в организацию акций, связанных с Днем конституции и Днем флага (2 мая 2013 г.). Президент пытался придать торжествам неофициальный, веселый характер, призывая поляков не забывать, что «праздники для того и существуют, чтобы их праздновать». Но позитивный и несколько «облегченный» настрой президента не встретил однозначного одобрения польского общества.

Судя по реакции пользователей Интернета, не всем полякам понравился и шутливый тон президентского видения празднования Дня конституции. Шоколадный орел как символ Польши и розовые, а не красно-белые цвета листовки с шутливыми, но вполне патриотическими стихами, разбрасываемыми над Варшавой, смутили сердце не одного поляка.

За умиротворяющим и объединяющим стремлением к утверждению «исторической памяти» польского президента нельзя не увидеть и настоящую «историческую политику». Правда, она имеет скорее не внутреннюю, а внешнюю направленность. Коморовский в дни исторических торжеств, в частности отмечая юбилей январского восстания, неоднократно подчеркивал общее прошлое поляков, литовцев, белорусов - одним словом, всех народов, некогда входивших в состав I Речи Посполитой, призывая не забывать эту общность и выражая надежду на то, что она поможет проведению общей политики в настоящем, общему стремлению к европейской интеграции.

В дни празднования исторических дат в Польше организовывались пробеги под лозунгом «Беги во имя памяти». Очевидно, что, хотя в этом, образно говоря, «историческом беге» нет единого направления, в сторону России не бежит никто.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 ПиС лидировала в сейме в 2005-2007 гг. В 2005-2010 гг. Лех Качиньский был президентом Польши.

2 Институт национальной памяти (ИНП) - Комиссия по расследованию преступлений против польского народа - был создан 18 декабря 1998 г. ИНП финансируется из государственного бюджета. Главу ИНП назначает и отзывает сейм. В рамках института функционирует Главная комиссия по расследованию преступлений против польского народа, Бюро предоставления и архивирования документов, Бюро общественного образования, Люстрационное бюро. ИНП занимается сбором и обработкой документов органов государственной безопасности периода ПНР, расследованием нацистских и коммунистических преступлений, образовательной деятельностью. Главный офис ИНП находится в Варшаве. В 11 городах открыты отделы Института, в 7 городах - делегатуры. Институт осуществляет масштабную издательскую деятельность.

3 Как известно, политическая элита Польши, а также польское общество в целом в настоящее время расколоты. В качестве противоборствующих выступают две политические силы: правящая партия «Гражданская платформа» (ГП) во главе с премьером Д. Туском и во многом поддерживающий ее президент Коморовский, с одной стороны, и с другой - ПиС во главе с Я. Качиньским. Обе стороны представляют свое видение ситуации в стране, в том числе и в плане исторической политики.

4 Semka P. Piwiarni tez plon^. - http://www.rp.pl/artykul/ 976640-Pi-wiarnie-tez-plana-html.

5 Powstanie? Akto wygral? - http://wyborcza.pl/2029020,76842,13271641.

html.

6 List prezydenta na uroczystym odsloni^ciu pomnika w Lublinie. - см.: http://www.prezydent.pl/aktualnosci/wypowiedzi-prezydenta/inne/art,434,list--prezydenta-na-uroczystym-odslonieciu-pomnika-w-lublinie.html.

7 List prezydenta na obchodach rocznicy Powstania Styczniowego we Lwowie. - http://www.prezydent.pl/aktualnosci/wypowiedzi-prezydenta/ inne/art,436,list-prezydenta-na-obchodach-rocznicy-powstania-styczniowe-go-we-lwowie.html.

8 Wywiad prezydenta dla TVP Historia. - http://www.prezydent.pl/ aktualnosci/wypowiedzi-prezydenta/wywiady/art,170,prezydent-w-tvp-hi-storia-o-znaczeniu-powstania-styczniowego.html.

9 Соответствующее постановление еще в 2012 г. принял сенат. Сенаторы, возглавляемые Б. Борусевичем (который, так же как и президент Коморовский и премьер Туск, историк по образованию) почти единогласно приняли данное решение: лишь двое воздержались при голосовании. Против же выступил только один независимый сенатор -К. Кутц, считающий, что в истории следует искать события, придающие энергию и бодрость ныне живущим поколениям, а не упиваться мартирологией.

10 Tusk D. Powstanie Styczniowe «fundamentem mysli niepodleglo-sciowej» - http://www.rp.pl/artikul/972762.html?print=tak&=0.

11 Powstanie styczniowe. - http:// palikot.blog.onet.pl/category/powsta-nie-styczniowe/

Lykosina L. S. The «historical politics» of Modern Poland in the light of Russian-Polish relations

The article considers some aspects of the so called historical policy in modern Poland as it is interpreted by the confronting political forces and certain politicians. As concrete examples of conducting the historical policy, the author analyses celebrations of memorial dates.

Keywords: historical policy, «Right and Justice», «Civic Platform», Jaroslaw Kaczinski, Donald Tusk, Bronislaw Komorowski, January Upprising, Independence Day, Flag Day.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.