разработках американских педагогов почти столетней давности. Структурная идея программы, разработанной под руководством Б.М. Неменского, основанная на «сочетании последовательности социально-эстетических «горизонталей» с профессиональными элементами «вертикалей» (навыки и знания)» [6, с. 94-95], во второй своей части почти полностью повторяет принципы американцев (цвет-линия-форма-объем-пространство-композиция).
Из современных направлений преподавания изобразительного искусства можно еще много приводить примеров, в которых прослеживаются принципы, заложенные и развитые в Америке на рубеже XIX-XX веков. Важно увидеть и то, что сами американцы многое позаимствовали у других и, в том числе, у России. Иначе и быть не могло. Так всегда развивались цивилизованные общества. Понять эти взаимосвязи в их исторической обусловленности должен помочь курс «Методики преподавания изобразительного искусства» в разделе истории методов преподавания на художественно-графических факультетах пединститутов и художественно-графических отделениях педучилищ.
Литература и источники
1. Аугсбург Ж. Новая школа рисования: Рисование для детей младшего и среднего возраста. М., 1917.
2. Доу А. «Композиция» - как новая система преподавания искусства // Вестник учителей рисования. 1907. №8; 1908. №№ 1,2,4-12; 1909. № 2,3,6,9.
3. Карандашов В.П. К вопросу о преподавании рисования в средней школе. Преподавание искусств по Прангу в начальной школе и значение такого преподавания. Харьков, 1905.
4. Котырло Т.К. Рисование в восьмиклассных начальных школах Соединенных Штатов Северной Америки. СПб., 1909.
5. Маковский А.В. Доклад преподавателя-руководителя педагогических курсов при Императорской Академии Художеств академика А.В.Маковского. СПб., 1913.
6. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1987.
7. Пранг. Элементарный курс преподавания искусства в начальных школах, детских садах и детям школьного возраста. СПб., 1911. T.I-II.
8. Рисование на начальной ступени обучения в связи с лепкою и черчением. Пг., 1912.
9. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. М., 1982.
10. Тэдд Л. Новый путь для художественного воспитания юношества и детей. М., 1914.
11. Янжул Е. Американская школа. СПб. 1913.
ИГНАТЬЕВ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, кафедра методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета. IGNATYEV, SERGEY E. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Methods of Teaching Fine Arts, Moscow Pedagogical State University([email protected]).
УДК 75(510)« 1966/1978»
ЛОМОВ С.П., КАРЕВ Б.А., ГО СЯОБИНЬ ИСТОКИ СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ КИТАЯ
(1966-1978 гг.)
Ключевые слова: живопись Китая, реализм, русская и советская реалистическая школа, современное искусство.
Статья посвящена некоторым важным аспектам развития китайской реалистической школы живописи во второй половине ХХ века (до 1978 года). Рассматриваются понятия «современное искусство», «актуальное искусство», «модерн» и соответствующие им реалии. Показано, что основы синтеза китайского и русского начал в изобразительном искусстве, широкий диалог культур, при всех дальнейших метаморфозах, сыграли важнейшую роль в становлении и развитии современной реалистической живописи Поднебесной.
LOMOV, S.P., KAREV, B.A., SYAOBIN, G. THE ORIGINS OF MODERN REALISTIC PAINTING OF CHINA (1966-1978)
Keywords: Chinese painting, realism, Russian and Soviet realistic school, contemporary art.
The article is devoted to some important aspects of the development of the Chinese realistic painting school in the second half of the twentieth century (until 1978). The concepts of "contemporary art", "contemporary art", "modern"
and the corresponding realities are considered. It is shown that the fundamentals of the synthesis of the Chinese and Russian principles in the visual arts, the wide dialogue of cultures, with all further metamorphoses, played a major role in the development and development of modern realistic painting of the Celestial Empire.
В условиях существенного расширения масштабов сотрудничества СССР и Китайской Народной Республики, вторая половина ХХ века была отмечена значительным расширением контактов художников двух стран. Во многом благодаря этому, для живописи Китая отмеченного периода характерна доминирующая реалистическая тенденция. Ее характер и особенности были определены именно русской, а также советской реалистической школой.
Сегодня трудно переоценить влияние творчества великих русских мастеров (И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова и др.) на работу китайских художников. Исключительно велико для Китая значение педагогической системы П.П. Чистякова, которая была взята за основу в процессе разработки методики обучения в художественных вузах страны. Весьма значителен вклад в создание китайской реалистической школы K.M. Максимова, заложившего принципы системы обучения живописи в художественных учебных заведениях КНР и открывшего мастерскую, в которой обучалось значительное для Китая того времени количество китайских художников-реалистов.
Можно сказать, что во многом именно благодаря гуманистическим принципам и представлениям о настоящем искусстве, на которых приглашенные советские художники-реалисты строили свое преподавание в Китае, даже в тяжелое время «культурной революции», когда произведениями высокого искусства стали считаться поделки, спекулировавшие ложными ценностями и являвшиеся откровенной пропагандой, рождались и другие, действительно художественные произведения - тонкие и точные по психологической глубине и художественному мастерству работы.
С творчества Цзинь Шани, Чжань Цзяньцзюня, Цюань Шаньши, Ли Тяньсяна и ряда других живописцев начинается новый этап развития китайской реалистической школы живописи, в которой, хотя она и находилась под влиянием русской реалистической школы, реализм был осмыслен, истолкован и адаптирован с ориентацией на местную многовековую культуру. Работы названных художников показывают пример плодотворного взаимодействия русской и китайской художественной культуры, взаимообогащения культурных кодов Востока и Запада.
Именно во второй половине XX века в истории китайской реалистической школы были выработаны главные правила работы художника. Как показали события последней трети XX столетия, когда Китай вновь открыл для себя культурные достижения Западной Европы, это оказалось чрезвычайно важным. В принципе, представляется закономерным, что в начале двухтысячных годов, в ситуации кризиса реалистического искусства, знаменитые художники Китая, большинство из которых учились в СССР, учредили в Пекине группу реалистической живописи, напоминавшую когда-то существовавшую в России группу передвижников. Это оказало большое позитивное влияние на развитие современной китайской живописи.
Говоря о понятии «современное искусство», прежде всего, следует определить, что обозначает понятие «современность». Это особенно важно, поскольку тут нередко случается смешение смыслов, которое в употреблении терминов недопустимо. Целесообразно установить хотя бы конвенциональное значение этих терминов в данной работе.
В англоязычной традиции словом «modernity» называют, как правило, эпоху Нового времени, то есть период примерно с XV-XVI веков и до начала ХХ века. Соответственно, в качестве синонима часто употребляется слово «modern» (модерн). Так, классику Нового времени именуют высоким модерном, или «modernism» (модернизм), а «postmodern» (постмодерн), дословно «после современности», обозначает время примерно с середины ХХ века и до сего дня. Одновременно с постмодерном ныне уже существует и постпостмодерн. Таким образом, при этом подходе эстетика модерна - это классическая эстетика гегелевско-кантовского типа и искусство того времени, а постмодернизм представляет собой
неклассическую эстетику принципиально эклектического характера, стремящуюся преодолеть модернизм. Постпостмодерн называют эпохой постнеклассической эстетики и постнеклассического искусства.
В то же время, нередко «модернизмом» применительно к искусству называют период примерно конца XIX века - первой трети ХХ столетия, а постмодернизм датируют так, как указано выше. Модернизм появляется в период крушения традиций и представляет собой, скорее, не новый тип искусства, а проект, художественный манифест. Постмодернизм в некотором смысле - вторая волна модернизма, претерпевшего метаморфозы, второй авангард и, одновременно, ответ ему.
В данном исследовании под «модернизмом» и «постмодернизмом» имеются в виду именно последние указанные значения.
Говоря о современном реалистическом искусстве Китая, основой которого, в силу исторических и политических причин стала русская и советская живопись, в данной работе мы применяем термин «современное искусство» в широком смысле.
Представляется, что содержание такого понятия адекватно отражает определение российского искусствоведа В.Ф. Чиркова: «Современное искусство - явление художественной жизни, характерное не столько временными границами, сколько смысловыми и формальными особенностями, отличающими современное искусство от искусства традиционного; это искусство, отражающее дух времени, идеи, волнующие современников» [1, с. 112]. Но взгляды на то, что именно отражает дух времени, а что нет, различаются.
В широком смысле современным искусством называют все искусство, которое существует и создается в текущий период времени. Однако искусствоведам, полагающим, что реализм отжил свое и ушел в прошлое, такое определение кажется некорректным. Чтобы отделить реалистическую школу, которая, вопреки их взглядам продолжает, тем не менее, существовать и пользоваться популярностью, от модернистских и постмодернистских течений, они ввели для последних понятие «актуальное искусство», или contemporary art. Как будто реализм не актуален, хотя он развивается и востребован публикой!
Иными словами, в понятие «современное искусство» («актуальное искусство», contemporary art) такими теоретиками включаются любые новые, вплоть до самых причудливых, направления и школы в искусстве, кроме традиционного искусства и реализма.
И те, и другие воззрения встречаются сегодня в среде и российской, и китайской творческой интеллигенции. Мы придерживаемся взглядов, согласно которым понятие «современное искусство» включает в себя все художественные произведения, востребованные сегодняшней публикой в качестве актуальных.
Историю современной китайской живописи обычно датируют началом «культурной революции» (1966-1976), когда практически все связи между КНР и СССР были фактически прерваны. В это время государственные органы в Китае стали требовать от художников механического копирования или приукрашивания действительности, игнорирования художественного истолкования реальности. В этот период реализм оставался единственным признанным методом китайского искусства, но он становился все более идеологически ангажированным, утрачивавшим своеобразие и художественную ценность. Художник фактически становился «фотографом» и «плакатистом», ретуширующим действительность, воспринимаемую подчеркнуто пафосно и псевдопатриотично.
Так политика предопределила облик искусства эпохи «культурной революции». Дурно понятая типизация в восприятии и воспроизведении реальности стала отличительной чертой живописи этого времени. Строгий нормативизм, установленный идеологами, утвердился в искусстве. Требовалось соблюдение «принципа трех отсеиваний»: из народа отбирались положительные персонажи, из них - герои, а из героев - центральные фигуры. Как и прежде, главными персонажами сюжетов были лидеры и сама идея «культурной революции», а также рабочие, крестьяне и солдаты. Композиционно акцентировались
безошибочность и величие руководства, ведущая роль рабочего класса, крестьянства и армии, подчеркивались мощь и драматизм центральных фигур. Выбор цветовой гаммы был подчинен принципу «красный, блестящий, светящийся», его цель - заострить пафосный дух произведения. Такая живопись сближалась с лубочной, что являлось своеобразным трендом начала ХХ столетия: тогда профессиональная живопись тоже обнаружила тенденцию к конвергенции с народной картинкой.
Единственная функция таких работ заключалась в отражении политико-идеологических установок. Бесчисленные образы вождя и его соратников могли подаваться в торжественном или лирическом духе, однако все произведения искусства времен «культурной революции» подчинялись принципу «искусство - служанка политики».
В данном случае китайская живопись времен «культурной революции», кроме того, во многом перекликается с живописью позднего социалистического реализма, господствовавшего в то время в СССР.
Характеризуя произведения того времени, следует отметить, что, несмотря на определенную тематическую и художественную однотонность, в общем ряду довольно однообразных произведений, тем не менее, было создано немало интересных, глубоких работ реалистической направленности. Работ, отличающихся высокой техникой исполнения и умением не просто блестяще написать очередную «идейно выверенную» картину, но передать характер персонажа, настроение, художественный образ через академическое мастерство художника.
Характерным произведением такого плана можно считать картину Юй Юньцзе «Председатель Мао на вершине Чжи Ци Чжу».
Юй Юньцзе. Председатель Мао на вершине Чжи Ци Чжу. 1968. Холст, масло. 71х103 см. Китайский художественный дворец.
В декабре 1978 года Коммунистическая партия Китая объявила о начале нового этапа революционного движения. Новая политика в центр внимания поставила экономические преобразования, и искусство «культурной революции» закончилось. Таким образом, история в очередной раз доказала, что искусство автократического общества не может нормально развиваться и обречено на гибель. Конец искусства эпохи «культурной революции» означал одновременно рождение нового искусства.
Таким образом, можно с полным основанием говорить о мощном влиянии русско-советской, а через нее - и европейской живописной школы, а также общекультурной мировой ситуации, на развитие китайской культуры, вообще, и реалистической живописи Поднебесной второй половины ХХ столетия - в частности.
Литература и источники
1. Чирков В.Ф. Краткий словарь художественных терминов и понятий. Омск: ОмГТУ, 2003. 168 с.
2. Люй Пэн, И Дань. История китайского современного искусства: 1979-1989. Чанша: Хунаньское издательство по искусству, 1992. - 409 с.
3. Чэнь Даньцин. Рисунки и живопись, которые были выполнены Чэнь Даньцином в течение 1968-1999 гг. Ханчжоу: Чжэнцзянское издательство по народному искусству, 2002. 48 с.
4. Кнабе Г. Избранные труды. Теория и история культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://royallib.com/book/knabe_georgiy/izbrannie_trudi_teoriya_i_istoriya_kulturi.html
ЛОМОВ СТАНИСЛАВ ПЕТРОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, академик РАХ, профессор Московского педагогического государственного университета.
КАРЕВ БОРИС АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России. СЯОБИНЬ ГО - соискатель Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова.
LOMOV, STANISLAV P. - Doctor of Pedagogy, Professor, the Academician of the Russian Academy of Education, the Academician of the Russian Academy of Arts, Professor of the Moscow Pedagogical State University. KAREV, BORIS A. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of social, humanitarian and economic discipline, Far Eastern Law Institute of Internal Affairs of the Russian Federation ([email protected]).
SYAOBIN, GO - applicant of the Moscow State Academy of Art and Industry named after S.G. Stroganov ([email protected]).
УДК 378.1: 347.0
БРЫЗГАЛОВА С.Г., УНКОВСКИЙ А.А. ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНИКОЙ ЖИВОПИСИ, КАК ЭФФЕКТИВНЫМ СРЕДСТВОМ КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ
Ключевые слова: художественно-педагогическое образование, магистратура, междисциплинарный подход, технология масляной живописи, техника живописи, мастерство, колорит, целостность восприятия, красочный материал, изобразительные средства, качество художественной подготовки, приемы живописи старых мастеров.
Статья посвящена вопросам изучения студентами магистратуры педагогических университетов профессиональных методов и технических приемов живописи с целью использования их в творческой работе в различных видах и жанрах живописи. Авторами рассматривается значение практического овладения техническими навыками в передаче натуры при решении студентами колористических задач. В статье представлены результаты проектирования спецкурса «История, техника и технология масляной живописи», реализующего междисциплинарные подходы в высшем художественно-педагогическом образовании и позволяющего студентам магистратуры исследовать проблемы, которые являются общими как для истории живописи, так и для профессиональной художественной практики. Авторами обращается внимание на необходимость развития способности целостного художественного восприятия во взаимосвязи с овладением профессиональным использованием средств живописи. Подчеркивается целесообразность изучения техники живописи в контексте ее исторического развития. Раскрыта зависимость качества профессиональной художественной подготовки магистров от использования в учебном процессе эффективных методов освоения техники, приемов и средств живописи старых мастеров.
BRYZGALOVA, S.G., UNKOVSKIY, A.A.
OVERHEAD OF THE TECHNIQUE OF PAINTING, AS AN EFFECTIVE INSTRUMENT OF THE QUALITATIVE PROFESSIONAL ART TRAINING OF MASTERS
Keywords: artistic-pedagogical education, master's degree program, interdisciplinary approach, oil painting technology, painting technique, craftsmanship, coloration, integrity of perception, colorful material, pictorial means, quality of artistic training, painting techniques of old masters.