Научная статья на тему 'ИСТОКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

ИСТОКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
22
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное музыкальное образование / музыкальная культура / музыкальные классы / Русское Музыкальное Общество / консерватория / professional music education / music culture / music classes / Russian Musical Society / conservatory.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Чжоу Юйхан

Цель. В статье уделяется внимание последнему периоду музыкально–профессионального образования, связанному с появлением консерваторий. Методы. В данной статье автором использованы общенаучные методы исследования. Результаты. В данной статье в краткой форме изложена история возникновения и развития профессионального музыкального образования в России, которое делится на три этапа: 1) древнерусский период; 2) XVII–первая половина XIХ вв.; 3) вторая половина XIХ – начало ХХ вв. В статье дается характеристика музыкальных учебных заведений, готовящих профессиональных музыкантов и исполнителей, которые появились в России на каждом из этих этапов. Выводы. Статья доказывает уникальность российского музыкального образования, направленного не только на профессиональную подготовку будущих музыкантов и вокалистов, но и на их общекультурный уровень, на развитие личности, на формирование ценностной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGIN OF THE PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN RUSSIA

Goal. The article focuses on the last period of musical and professional education associated with the emergence of conservatories. Methods. In this article, the author uses general scientific research methods. Results. This article briefly describes the history of the emergence and development of professional music education in Russia, which is divided into three stages: 1) the Old Russian period; 2) XVII–the first half of the XIX centuries; 3) the second half of the XIX – the beginning of the XX centuries. The article describes the characteristics of musical educational institutions that train professional musicians and performers who appeared in Russia at each of these stages. Conclusions. The article proves the uniqueness of Russian musical education aimed not only at the professional training of future musicians and vocalists, but also at their general cultural level, at the development of personality, and at the formation of value orientation.

Текст научной работы на тему «ИСТОКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/HSCP.2023.97.25.010 УДК 008

ИСТОКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Чжоу Юйхан

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация. Цель. В статье уделяется внимание последнему периоду музыкально-профессионального образования, связанному с появлением консерваторий. Методы. В данной статье автором использованы общенаучные методы исследования. Результаты. В данной статье в краткой форме изложена история возникновения и развития профессионального музыкального образования в России, которое делится на три этапа: 1) древнерусский период; 2) XVII-первая половина Х1Х вв.; 3) вторая половина Х1Х - начало ХХ вв. В статье дается характеристика музыкальных учебных заведений, готовящих профессиональных музыкантов и исполнителей, которые появились в России на каждом из этих этапов. Выводы. Статья доказывает уникальность российского музыкального образования, направленного не только на профессиональную подготовку будущих музыкантов и вокалистов, но и на их общекультурный уровень, на развитие личности, на формирование ценностной ориентации.

Ключевые слова: профессиональное музыкальное образование, музыкальная культура, музыкальные классы, Русское Музыкальное Общество, консерватория

THE ORIGIN OF THE PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN RUSSIA

Zhou Yuhang

Lomonosov Moscow State University

Abstract. Goal. The article focuses on the last period of musical and professional education associated with the emergence of conservatories. Methods. In this article, the author uses general scientific research methods. Results. This article briefly describes the history of the emergence and development of professional music education in Russia, which is divided into three stages: 1) the Old Russian period; 2) XVII-the first half of the XIX centuries; 3) the second half of the XIX - the beginning of the XX centuries. The article describes the characteristics of musical educational institutions that train professional musicians and performers who appeared in Russia at each of these stages. Conclusions. The article proves the uniqueness of Russian musical education aimed not only at the professional training of future musicians and vocalists, but also at their general cultural level, at the development of personality, and at the formation of value orientation.

Keywords: professional music education, music culture, music classes, Russian Musical Society, conservatory.

Введение. В нынешней России профессиональная подготовка музыкальных кадров, несмотря на глобализацию, благодаря которой в систему российского образования вторглись Болонские процессы, осталась прежней. Сумев сдержать натиск европейских образовательных тенденций, российские музыкальные учебные заведения остались верны национальным традициям преподавания и образовательным стратегиям музыкально-педагогической системы, сложившимся в России за последние два века. Россия имеет достаточно богатый опыт создания образовательных учреждений «как ответ на потребность общества в приобщении к музыкальному искусству и потребность в профессиональных музыкальных кадрах» [1, с. 45]. Учитывая тот факт, что в кругах российской знати всегда был интерес к музыке, что выражалось в распространении различных форм домашнего музицирования,

в создании придворных хоровых коллективов и оркестров, возникла необходимость подготовки профессиональных музыкантов и исполнителей.

Результаты. Корни российского музыкального образования следует искать в Древней Руси, где после принятия христианства во многих городах -во Владимире, Пскове, Новгороде, Чернигове, Рязани и др. - стали создаваться школы церковных певчих [6, с. 68]. В эпоху Ивана Грозного на базе «государевого хора» открылась первая высшая школа певческого искусства, готовившая профессиональные кадры для церковных хоров. В XVIII веке в России повсеместно стали открываться духовные семинарии, куда были приглашены педагоги, обучающие воспитанников не только богослужебному пению, но и музыке в широком смысле этого слова. В учебный процесс этих заведений в обязательном порядке

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

вводилось не только пение, но и изучение нотной грамоты, а «для наиболее талантливых семинаристов - курс по управлению хором для подготовки к будущей регентской деятельности» [1, с. 46]. Конечно, подобного рода музыкальное образование нельзя назвать полноценным с точки зрения современных подходов к подготовке специалистов музыкального направления, т.к. это образование носило богослужебный характер. Но, тем не менее, это был первый опыт обучения российских кадров, готовящихся посвятить свою жизнь духовной музыке, которая на тот момент была наиболее востребована в России.

Светская музыка проникла в Россию в конце XVII века. Развитие российской музыкальной культуры ограничивалось приглашением в страну иностранных музыкантов в качестве исполнителей и педагогов. Параллельно шло и обучение отечественных музыкантов за рубежом, в основном, в Италии.

Проникновение в Россию европейского музыкального инструментария (клавир, струнные и духовые музыкальные инструменты) положило начало музыкально-педагогической реформе, согласно которой, «музыка стала рассматриваться как обязательный компонент светского образования в среде состоятельных людей, наряду с обучением танцу, рисованию, фехтованию» [1, с. 46]; и на первых порах обучением дворянского сословия музыке занимались зарубежные домашние учителя, среди которых было много профессионалов. Но для самих учеников обучение музыке шло на уровне «любительского музыцирования», поскольку «владение каким-либо музыкальным инструментом... в привилегированных сословиях считалось проявлением «хорошего тона», «профессиональное занятие музыкой в дворянской среде не приветствовалось» [1, с. 46]. Но, тем не менее, именно в этот период времени в России создаются основы для существования светской профессиональной музыки» [1, с. 46].

Важной вехой в становлении российского музыкального образования на профессиональной основе стала школа пения и инструментальной музыки, открывшаяся в 1738 году в г. Глухове. Примерно в то же самое время, при Придворной певческой капелле открывается специализированная школа для подготовки и воспитания будущих профессиональных певцов и регентов, которые должны принимать участие в оперных постановках и хоровых концертах. Поэтому обязательными предметами в этой школе становятся сольфеджио и композиция, а также игра на различных музыкальных инструментах. С другой стороны, в программу этой школы включается изучение языков, литературы, истории и других предметов гуманитарного цикла, что создает предпосылки для создания образовательных программ в будущих учебных заведениях профессионально-музыкальной подготовки.

Во второй половине XVIII века в России остро встал вопрос о подготовке профессиональных музыкантов и вокалистов. Первым шагом на пути создания полноценного музыкального образования стали музыкальные классы при Академии художеств. Особой популярностью, к примеру, пользовались скрипичные классы композитора и талантливого скрипача И.Е. Хандошкина.

К началу XIX столетия музыкальные классы были организованы уже в других учебных заведениях. Так, в 1830-1850-х годах «музыканты (хористы, оркестранты) получали вполне основательное профессиональное образование в Театрал ьном училище Москвы, Придворной певческой капелле Петербурга, Театральном училище Петербурга, Синодальном училище Москвы» [1, с. 46], а также в университетах, женских институтах и других образовательных учреждениях.

О.А. Аракелова отмечает, что в то время «значительное влияние на процесс распространения и профессионализации музыкального образования продолжали оказывать зарубежные музыканты, многие из которых приезжали в Россию не только с концертами, но и жили в ней подолгу в качестве педагогов» [1, с. 48]. Однако, по мнению данного исследователя, зарубежные специалисты, осуществляя свою деятельность на территории Российской империи, не учитывали национальную самобытность и ментальность российских учащихся, их эстетические вкусы, в связи с чем, в России назрела реформа профессионального музыкального образования. Но только в середине XIX века в музыкальную культуру России «пришло осознание необходимости создания некоего социального института, который консолидировал бы общественные и профессиональные силы с целью профессионализации и дальнейшего развития музыкального образования» [1, с. 49].

В первую очередь, развитию профессионального музыкального образования способствовало Русское музыкальное общество (РМО), образованное в 1859 году и ставшее с 1868 года Императорским русским музыкальным обществом (ИРМО) [5, с. 214]. Одной из задач этой организации была поддержка и поощрение талантливых российских композиторов, исполнителей и, конечно же, педагогов музыкальных образовательных учреждений [5, с. 214].

На первом этапе было принято решение о создании при РМО бесплатных музыкальных курсов. Они «были открыты в 1860 году первоначально по классу пения, а затем по классу фортепиано, скрипки, виолончели, сочинения, элементарной теории и хорового пения» [1, с. 49]. На базе этих курсов в 1862 году открывается Санкт-Петербургская консерватория, ставшая началом организации в России высшего музыкального образования. Санкт-Петербургская консерватория появилась по инициативе и благодаря стараниям А.Г. Рубинштейна, выдающегося

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

российского композитора, музыканта и педагога, который целых десять лет пытался убедить императора Николая I о необходимости открытия «музыкального института». Правительство России отказывалось финансировать «проект», где могли бы готовить профессиональные кадры с высшим образованием.

Положение изменилось лишь после сбора по всей стране необходимых денежных средств, что произошло уже при императоре Александре II, который и дал первому в стране музыкально-образовательному учреждению это название -консерватория. Через четыре года, в 1866 году, при содействии РМО, на базе Музыкальных классов была открыта еще одна консерватория -в Москве.

Несмотря на то, что в то время «российское правительство не понимало значения открытия музыкальных учебных заведений, а музыкальное искусство рассматривало как «шутейное» занятие», в связи с чем «финансовые ассигнования со стороны государственной власти на тот момент полностью отсутствовали» [5, с. 216-217], с организацией Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, которые существовали только за счет добровольных пожертвований, статус профессионального музыкального образования значительно повысился. Консерваторское образование, по сравнению с образованием, которое давали музыкальные училища, являющиеся средним звеном музыкально-образовательной системы, предоставляли большую возможность для получения качественного профессионального музыкального образования. Прежде всего, в процессе организации учебного процесса в двух российских консерваториях во главу угла был поставлен вопрос обеспечения кадрами. По приглашению руководства Императорского русского музыкального общества штат Санкт-Петербургской и Московской консерваторий был укомплектован лучшими высококвалифицированными специалистами.

Кадровое обеспечение Санкт-Петербургской консерватории было налажено ее основателем и директором, А.Г. Рубинштейном, который пригласил для преподавательской работы в данное учебное заведение лучших музыкантов Северной столицы - Г.И. Венявского (скрипка), А.А. Герке (фортепиано), Ф.О. Лешетицкого (фортепиано) и др. В 1871 году в число профессоров консерватории был приглашен Н.А. Римский Корсаков, что имело огромное значение не только для самого вуза, но и для российского профессионального музыкального образования в целом. Н.А. Римский-Корсаков «воспитал свыше двухсот учеников различных специальностей (композиторов, исполнителей, дирижеров, теоретиков)». В число его учеников в разные годы входили А.К. Лядов, С.А. Аренский, Н.В. Лысенко, М.Ф. Гне-син, С.С. Прокофьев и др. [5, с. 216]. В Московскую консерваторию для преподавательской работы также были приглашены видные музыканты-педагоги, среди которых - С.И. Танеев,

М.М. Ипполитов-Иванов, В.И. Сафонов и др. Большой вклад в развитие профессионального музыкального образования на базе этой консерватории внес П.И. Чайковский, который был не только прекрасным педагогом, но и методистом, написавшим книги, по которым учится современное поколение будущих музыкантов [4].

Обсуждение. К началу ХХ века именно консерватория стала «кузницей» профессиональных кадров в сфере музыкальной деятельности, в связи с чем возникла необходимость создания высшего учебного заведения музыкального профиля на периферии. И в 1912 году в Поволжье открылась Саратовская консерватория, после чего региональная система подготовки музыкальных специалистов стала трехуровневой (музыкальная школа - музыкальное училище - консерватория) [5]. Статус полифункционального высшего учебного заведения, совмещающего «учебную, концертно-филармоническую, просветительскую и научную деятельность» [3, с. 639] вывел музыкально-профессиональное образование в России на новый уровень, предъявив, в первую очередь, высокие требования не только к педагогам, но и к учащимся. Еще первые педагоги Санкт-Петербургской и Московской консерваторий поддерживали идею о важности общекультурного кругозора и о глубокой не только практической и музыкально-теоретической подготовке будущих профессиональных музыкантов, но и о подготовке в широком контексте гуманитарных знаний. Поэтому со временем руководство данных «музыкальных университетов» расширило блок научных дисциплин. Студенты стали изучать историю литературы, драматическое искусство, эстетику, психологию. Были введены и такие курсы, как всеобщая литература и история сценических искусств в Европе.

Как отмечает В.В. Гетьман, в России «в процессе музыкально-педагогического процесса всегда стояла личность ученика, наделенная определёнными способностями, неповторимой индивидуальностью». Поэтому обучение и воспитание в стенах консерваторий представляли собой «единый процесс, направленный на формирование целостной личности музыканта» [2, с. 176]. Не только готовить человека к конкретной профессиональной деятельности, но и формировать его духовный облик, воспитывать всесторонне образованную личность прививая определенные нравственные качества, эстетические ценности, художественный вкус, - этот принцип в процессе профессиональной подготовки музыкантов соблюдается и поныне.

Заключение. Таким образом, в России музыкальное образование стало складываться в самостоятельный социальный «институт», центром кото рого стала «консерватория», только во второй половине XIX века. И тот колоссальный опыт создания музыкальных учебных заведений высшего образца оказал большое влияние на систему музыкального профессионального образования в современной России.

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Аракелова А.О. О некоторых особенностях возникновения развития системы профессионального музыкального образования в России / А.О. Аракелова // Вестник КемГУКИ. 2012. № 19. С. 45-54.

2. Гетьман В.В. Русская музыкальная культура и образование на рубеже Х1Х-ХХ столетий: профессионально-педагогический аспект / В.В. Гетьман; Под ред. Л.З. Корабельниковой и Е.М. Левашёва // Вестник МГУКИ. 2011. № 1 (39). С. 174-179.

3. История русской музыки : в 10 т. М. : Музыка, 2004. Т. 10 Б. 1071 с.

4. Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. М. : Прометей, 2002. 204 с.

5. Суетин И.Н. Высшее музыкальное образование в России во второй половине XIX - начале XX века: проблемы кадрового обеспечения учебных заведений / И.Н. Суетин, А.И. Еремина // Известия Юго-Западного государственного университета. История и право. 2022. Т. 12. № 3. С. 211-221.

6. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М. : Музыка, 1971. 356 с.

References:

1. Arakelova A.O. Some features of the professional music education system development in Russia / A.O. Ara-kelova // Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. 2012. № 19. P. 45-54.

2. Getman V.V. Russian musical culture and education at the turn of the 19th and 20th centuries: professional and pedagogical aspect / V.V. Getman; Edited by L.Z. Korabelnikova and E.M. Levasheva // Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. 2011. № 1 (39). P. 174-179.

3. History of Russian Music : in 10 vol. M. : Music, 2004. Vol. 10 B. 1071 p.

4. Mariupolskaya T.G. Problems of Traditions and Innovation in Modern Theory and Methodology of Teaching Music. M. : Prometheus, 2002. 204 p.

5. Suetin I.N. Higher music education in Russia in the second half of the 19th - early 20th century: problems of staffing of educational institutions / I.N. Suetin, A.I. Eremina // Bulletin of the South-West State University. History and Law. 2022. Vol. 12. № 3. P. 211-221.

6. Uspensky N.D. Ancient Russian singing art. M. : Music, 1971. 356p.

Информация об авторе

Чжоу Юйхан

магистрант,

факультет музыкального искусства, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова z837038420@163.com

Zhou Yuhang

Master's Student, Faculty of Musical Arts, Lomonosov Moscow State University z837038420@163.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.