УДК 336.201 Рамазанова Барият Курбановна
преподаватель кафедры налогов и налогообложения Дагестанского государственного института народного хозяйства Ь. ramazanova@mail. ш
ИСТОКИ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ramazanova Bariyat Kurbanovna
Lecturer, Taxes and Taxation Subdepartment, Dagestan State Institute of National Economy [email protected]
ORIGINS OF TAXATION PRINCIPLES AND THEIR RELEVANCE IN THE CONTEMPORARY CONDITIONS
Аннотация:
В статье проведен краткий теоретический анализ классических принципов налогообложения ученых прошлого и современности. Обоснована необходимость соблюдения основных принципов налогообложения. Автором показано их значение в основе построения налоговой системы. Изложены 9 основных правил построения налоговой системы Адольфа Вагнера.
Ключевые слова:
налоги, принципы налогообложения, налоговая система, налоговое законодательство, экономические принципы налогообложения, организационные принципы налогообложения, юридические принципы налогообложения.
Summary:
The article carries out a brief theoretic analysis of the classical principles of taxation, considering both researchers of the past and the contemporary ones. The author substantiates the need for compliance with the major taxation principles. The significance of the taxation principles in the tax system development is considered in the paper. The nine basic rules of the taxation system development formulated by Adolf Wagner are expounded in the paper.
Keywords:
tax, taxation principles, tax system, tax legislation, economic principles of taxation, organizational principles of taxation, legal principles of taxation.
Традиционно большое внимание в экономической литературе уделяется принципам налогообложения, которые рассматриваются в разрезе как общественно политической, так и административно-правовой жизни общества.
Принципы - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Применительно к налогообложению это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Следовательно, можно утверждать, что принципы налогообложения закладывают фундамент построения налоговой системы.
Несмотря на многообразие практической части налоговых систем разных стран, теоретическая платформа их построения во много схожа. Для них существует определенная совокупность универсальных принципов. Основу их составляют те, которые разработаны еще Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.
В законодательстве о налогах и сборах наиболее четко отражены экономические принципы налогообложения, так как они определяют сущность, целесообразность налогов и оценку их экономического явления. Первые такие принципы были сформулированы шотландским экономистом Адамом Смитом в 1776 г. В его монографии «Исследование о природе и причинах богатства народов» приведены четыре принципа налогообложения [1]:
- принцип справедливости утверждает всеобщность обложения налогом и равномерность распределения его между гражданами соразмерно их доходам;
- принцип определенности требует, чтобы вид налога, срок уплаты, способ и сумма платежа были точно заранее известны плательщику, то есть налогоплательщик должен четко знать, сколько и когда ему надо заплатить;
- принцип удобства предполагает, что при создании налоговой системы должны в первую очередь учитываться интересы плательщика;
- принцип экономичности заключается в сокращении издержек по взиманию налога, в рационализации и удешевлении системы налогообложения в целом.
Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент теоретической разработки принципиальных основ налогообложения. Выделенные ученым критерии прошли испытание временем, они актуальны сегодня и их по праву называют классическими. Более чем через век были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом Адольфом Вагнером, который изложил их в 9 основных правилах построения налоговой системы, объединенных в 4 группы. Его взгляды представлены в таблице 1 [2].
Таблица 1 - Система принципов налогообложения Адольфа Вагнера
п/п Принцип налогообложения Характеристика
1. Финансовые принципы 1.1. Достаточность налогообложения (налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов) 1.2. Эластичность или подвижность налогообложения (государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки)
2. Народнохозяйственные принципы 2.1. Надлежащий выбор объекта налогообложения (государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения) 2.2. Продуманность структуры налогообложения (правильная комбинация различных налогов в единую систему с учетом возможных последствий их взаимодействия)
3. Этнические принципы (принципы справедливости) 3.1. Всеобщность налогообложения 3.2. Равномерность налогообложения
4. Принципы налогового администрирования 4.1. Определенность налогообложения 4.2. Удобство уплаты налога 4.3. Максимальное уменьшение соответствующих издержек
История общественного развития опровергла часть этих принципов, а часть из них подтвердила. Тем не менее, принципы, изложенные Адольфом Вагнером, и сейчас имеют важное практическое значение для России.
Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающая в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков. Общность правил налогообложения, то есть принципиальных установок, которые необходимо соблюдать при построении данных структур, является важнейшим стимулом экономики. Основным характерным признаком устойчивости таких систем налогообложения, является соответствие научно обоснованных налоговых норм действующим на практике.
Разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером принципы налогообложения в настоящее время сформулированы в определенную систему, в которой можно выделить [3]:
- экономические;
- юридические;
- организационные принципы.
Экономические принципы:
1. Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
2. Принцип эффективности подразумевает необходимость формирования такой налоговой системы, которая бы не входила в противоречие с эффективным распределением ресурсов в экономике.
3. Принцип сбалансированности интересов налогоплательщиков основан на взаимозависимости процессов наполняемости бюджетов.
4. Принцип множественности налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики.
5. Принцип минимизации административных расходов соотносит налоговые поступления с совокупными издержками администрирования.
Юридические принципы:
1. Принцип равенства перед законом предполагает единообразный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом.
2. Принцип установления налогов законами означает, что любой налог должен быть установлен исключительно законом.
3. Принцип отрицания обратной силы налогового закона означает, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия.
4. Принцип приоритетности налогового законодательства заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения.
5. Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены все его элементы.
Организационные принципы:
1. Принцип единства налоговой системы заключается в том, что нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны.
2. Принцип подвижности налогообложения. Должна быть возможность оперативного изменения налогов.
3. Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной.
4. Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны.
5. Принцип гласности основан на требовании официального опубликования налоговых законов.
6. Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом [3].
Итак, ученными за прошедшие столетия была проделана значительная работа, чтобы выработать теоретические основы, положенные в структуру современной налоговой системы.
Несмотря на разнообразие и большое количество взимаемых государством налогов, принципы построения налоговой системы, органично вытекающие из самой социально-экономической природы налогов, остаются неизменными. Более того, все они интернациональны и не зависят от формы государственного устройства.
Ссылки:
1. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1935. Т. 2.
2. Тарасова В.Ф., Владыка М.В., Сапрыкина Т.В., Семыкина Л.Н. Налоги и налогообложение: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2012. С. 27-28.
3. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учеб. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012. С. 26-38.