Научная статья на тему 'Истоки первой кафедры социальной педиатрии'

Истоки первой кафедры социальной педиатрии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
159
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДИАТРИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / SOCIAL PEDIATRICS / MEDICAL SERVICES / PUBLIC HEALTH CARE REFORM / ORGANIZATION OF PUBLIC HEALTH CARE SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орел Василий Иванович

Проведен анализ работы кафедры социальной педиатрии и организации здравоохранения Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии за четверть века. Даны основные направления и источники развития социальной педиатрии с учетом опыта научно-методической работы кафедр педиатрического профиля академии на стыке двух веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Орел Василий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGIN OF THE FIRST DEPARTMENT OF SOCIAL PEDIATRICS

The author analyzes the work of the first Department of Social Pediatrics and the organization of public health care service at the Saint Petersburg State Pediatric Medical Academy, for a quarter of century. The main lines and sources of development of social pediatrics are given with the consideration of scientific and methodical work of the pediatric-profile departments of the Academy at the turn of two centuries.

Текст научной работы на тему «Истоки первой кафедры социальной педиатрии»

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А. А., Кучма в. Р., сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. - М., 2006.

2. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: Учебное пособие / Под ред. В. Р. Кучмы. - М., 2010.

3. Доклад "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и об эффективности такого контроля (надзора)". - М., 2011.

4. Кучма в. Р., степанова М. И., Куинджи н. н. // Социально-гигиенический мониторинг: методология, региональные особенности, управленческие решения: Материалы пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и МЗ РФ. 17-19 декабря 2003 г. - М., 2003. - С. 467-469.

5. Матвееван. а,ЯкубоваИ. Ш. и др. Определение уровня санитарно-гигиенического благополучия и риска возникновения повышенной заболеваемости детей в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для врачей. - Н. Новгород; СПб., 2007.

6. О санитарно-эпидемиологической обстановке Российской Федерации в 2009 году: Государственный доклад. - М., 2010.

7. Онищенко Г. И., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. - М., 2004.

8. Организация и оценка деятельности центров Госсанэпиднадзора и их структурных подразделений с использованием моделей конечных результатов: Метод. указания. МУ 5.1.9.10-97. - М., 1997.

9. Примерные нормативы деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в условиях бюджетирования, ориентированного на результат: Метод. рекомендации 10.10.2008 N° 368. - М., 2008.

10. Сергиенко В. И., Бондарева И. Б. Математическая статистика в клинических исследованиях. - М., 2000.

11. Система оценки и контроля качества деятельности центров Госсанэпиднадзора и структурных подразделений центров: Метод. указания. Му 5.1.661-97. - М., 1997.

12. Фарино Н. Ф., Науменко Т. Е., Грушковская Т. Н., Науменко А. А. // Социально-гигиенический мониторинг: методология, региональные особенности, управленческие решения. Материалы пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и МЗ РФ 17-19 декабря 2003 г. - М., 2003. - С. 411-413.

13. Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. с изменениями, внесенными Федеральным законом от 07.02.2011 № 8-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". - М., 2011.

14. Якубова И. Ш. Гигиеническое обоснование системы управления здоровьем в дошкольных образовательных учреждениях. - СПб. и др., 2001.

15. Якубова И. Ш., Маймулов В. Г., Ловцевич С. М. и др. // Социально-гигиенический мониторинг: методология, региональные особенности, управленческие решения: Материалы пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и МЗ РФ. 17-19 декабря 2003 г. - М., 2003. - С. 463-465.

Поступила 06.12.11

Сведения об авторах:

Кучма Владислав Ремирович, чл.-корр. РАМН, д-р мед. наук, проф., дир. НИИ гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН, e-mail: [email protected]; Шубочкина Евгения Ивановна, д-р мед. наук, зав. лаб. гигиены профессионального обучения, труда и профориентации НИИ гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН; Омариев За-лимхан Мирзабаевич, аспирант НИИ гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН, e-mail: [email protected]

© В. И. ОРЕЛ, 2012

УДК 616-053.2-059:061.62]:614.2

В. И. Орел

ИСТОКИ ПЕРВОЙ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДИАТРИИ

Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия, 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2

Проведен анализ работы кафедры социальной педиатрии и организации здравоохранения Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии за четверть века. Даны основные направления и источники развития социальной педиатрии с учетом опыта научно-методической работы кафедр педиатрического профиля академии на стыке двух веков.

Ключевые слова: социальная педиатрия, медицинские услуги, реформа здравоохранения, организация здравоохранения

V. I. Orel

THE ORIGIN OF THE FIRST DEPARTMENT OF SOCIAL PEDIATRICS

Saint Petersburg State Pediatric Medical Academy, 2 Litovskaya St., Saint Petersburg 194100

The author analyzes the work of the first Department of Social Pediatrics and the organization of public health care service at the Saint Petersburg State Pediatric Medical Academy, for a quarter of century. The main lines and sources of development of social pediatrics are given with the consideration of scientific and methodical work of the pediatric-profile departments of the Academy at the turn of two centuries.

Key words: social pediatrics, medical services, public health care reform, organization of public health care service

Для корреспонденции: Орел Василий Иванович, д-р мед. наук, проф., зав. каф. социальной педиатрии и организации здравоохранения фак. повышения квалификации и профессиональной переподготовки, проректор по последипломному образованию, засл. деят. науки РФ

РОССИйСКИй ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 2' 2012

В . И . Орел

середине 80-х годов прошлого столетия при реформировании основ государственного устройства бывшего Советского Союза ревизии и переосмыслению были подвергнуты экономические, политические и социальные сферы жизнедеятельности государства. Оказание медицинской помощи в варианте государственно-бюджетной системы все чаще стало давать сбои, перестало отвечать требованиям времени. Запланированные медико-социальные мероприятия в своем большинстве выполнялись с трудом или почти не реализовывались, хотя по отчетам основных показателей работы отрасли отмечалась положительная динамика большинства направлений и отраслей здравоохранения. В эти годы постепенно начинают вводиться новые организационные, экономически менее затратные, технологически более эффективные способы оказания медицинской помощи. Прежде всего в здравоохранении разрабатываются и применяются в работе ЛПУ новые методы хозяйствования, механизмы которых своим универсальным подходом позволили усилить значимость имеющихся ресурсов в работе не только стационаров, но и амбулаторно-поликлинического звена.

вместе с тем эти экономические преобразования в системе охраны материнства и детства имели свои особенности. Для педиатрических ЛПУ на этапе реформирования не было разработано методических рекомендаций, которые учитывали бы специфику кадрового состава, системы остаточного финансирования детских лПУ, частоту и особенности патологии данной группы населения. в рамках финансово-экономических отношений обязательного медицинского страхования педиатрическая служба долгое время не могла найти и занять свое место. Поэтому до сегодняшнего дня существуют различные проекты и подходы использования системы ОМС при оказании медицинской помощи детскому населению, однако должного эффекта от этих преобразований не было получено. Постепенно формируется мнение, что при таком уровне бюджета, при существующем механизме распределения средств по отраслям медицины в педиатрии не достигнуть того качества медико-социальных мероприятий, которое смогло бы улучшить показатели здоровья детей.

Поиск резервов, по мнению многих специалистов, находится в плоскости решения медико-организационных и социальных проблем детства. Для их решения необходимо с позиций комплексного межведомственного подхода изучать не только проблемы детского периода, но и микросоциум, в котором он развивается, а также влияние отрицательных эндо- и экзофакторов среды, оказывающей свое влияние на здоровье ребенка задолго до его рождения. Они формируются на генетическом, биологическом, семейном и других уровнях, а для формирования установки здорового образа жизни необходимо искать дополнительные источники в его заинтересованности как со стороны ребенка, так и его семьи. Сегодня существует мнение, что они находятся не в сфере наращивания финансовых средств, а в области активного привлечения социальных компонентов с участием семьи и всех социальных институтов. По-

этому при малых финансовых затратах для достижения положительного результата необходимо ставить вопрос о комплексном межведомственном подходе для улучшения основных показателей здоровья детей, с рождения ребенка активную роль отводить медико-социальному патронажу, привлекать для этой работы психологов, использовать новые организационные формы работы с больными детьми и т. п.

В педиатрической науке наряду с профилактическим, клиническим, научным и экологическим блоком проблем свою актуальность начинает приобретать социально-организационный компонент. На момент организации в 1986 г. первой в стране кафедры социальной педиатрии нерешенных социальных проблем в области детства не было только в трех странах: Бразилии, Китае и Советском Союзе. Все остальные государства на протяжении нескольких десятилетий постоянно решали проблемы социальной педиатрии, регулярно рассматривали медико-социальные проблемы детского возраста, поэтому назрела острая необходимость создания отдельного направления в педиатрической практике в нашей стране. И только в период перестройки и демократизации нашего общества появилась возможность на стыке двух дисциплин - педиатрии и социальной гигиены - сформировать новое направление - социальную педиатрию.

Большой вклад в развитие социальной педиатрии внес коллектив Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, возглавляемый ректорами В. О. Мочаном, Ю. А. Мен-делевой, а в последующие годы - Н. Т. Шутовой, Е. П. Семеновой, Г. А. Кайсарьянц, Г. А. Тимофеевой, В. П. Алферовым, М. В. Неженцевым, В. И. Гузевой и в настоящее время - В. В. Левановичем.

Опыт привлечения медико-социальных подходов в педиатрии имеет глубокие корни, но в дореволюционный период в связи с отсутствием системного подхода к охране материнства и детства, а также отсутствием детских специализированных лечебно-профилактических учреждений и динамического наблюдения за детьми невозможно было проводить исследования по изучению факторов, влияющих на здоровье детской популяции.

Осмысленная попытка решения этих вопросов появляется в 20-е годы, когда создавалась сеть специальных институтов охраны материнства и детства. Изучение проблем, вызванных влиянием окружающей среды на здоровье ребенка, было основной задачей созданного в 1925 г. Ленинградского научно-практического института охраны материнства и младенчества (с 1936 г. Ленинградский педиатрический медицинский институт, с 1994 г. Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия).

Идея создания института предполагала, что в его работе будут преобладать социальные аспекты даже при проведении клинико-теоретических и научно-исследовательских разработок. Решение поставленных задач определялось социально-экономическими и идеологическими условиями жизни страны тех лет.

Была принята программа развития закрытых детских учреждений, а именно: дома грудного ребенка,

РОССИйСКИй ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 2'2012

дома малютки, дома ребенка, что было обусловлено большим числом детей-сирот. Эти и другие шаги позволили массово привлечь женщин в производственные процессы, что вызвало острую необходимость открытия большого числа детских дошкольных учреждений. В период становления института был сделан акцент на комплексное изучение здорового ребенка в системе женщина-плод-ребенок.

Подъем научной активности отмечается с 1928 г. Были созданы первые кафедры: социальной гигиены женщины и ребенка (Ю. А. Менделева), физиологии, гигиены и диетики раннего возраста (М. С. Маслов, с 1930 г. А. Ф. Тур), патологии детского возраста (М. Ф. Руднев, с 1930 г. М. С. Маслов), детского туберкулеза (П. С. Медовиков), педологии раннего детского возраста (Л. И. Чулицкая) и др. В 1929 г. институт получает возможность издавать совместно с Ленмед-гизом научно-методический журнал "Вопросы педиатрии, педологии и охраны материнства и детства".

На различных кафедрах института впервые в стране сотрудниками разрабатываются сквозные программы по вопросам охраны материнства и детства. Кафедра социальной гигиены женщины и ребенка особое внимание уделяет методам и формам работы детских и женских консультаций, молочных кухонь и яслей, социально-правовым аспектам охраны материнства и детства, исследует влияние производственных факторов на организм женщины, создает методологию изучения детской и материнской смертности, детской заболеваемости, формирует эффективные меры снижения этих показателей. Вводятся статистические показатели для оценки работы детских лечебно-профилактических учреждений.

На созданной кафедре педологии раннего детского возраста проводятся исследования по изучению физического и психомоторного развития ребенка в зависимости от факторов социального и биологического характера. Л. И. Чулицкой предлагаются специальные индексы для антропометрической оценки развития детей. Разрабатываются классические режимы для детей раннего возраста, методики оздоровительных мероприятий с учетом возрастных и конституционных особенностей детей.

Учениками школы выдающегося отечественного педиатра М. С. Маслова проводятся исследования аномалий конституции у детей и других клинических аспектов, позволяющие снизить заболеваемость и летальность среди детей.

Значительный вклад в педиатрию внесли А. Ф. Тур и его ученики. Их работы посвящены изучению

анатомо-физиологических особенностей детей различных возрастов. На их основе разрабатываются рациональные режимы питания здорового ребенка.

Изучение особенностей течения социально значимой патологии на кафедре детского туберкулеза позволило отработать универсальные подходы по вакцинации новорожденных и грудных детей, что дало возможность оперативно провести вакцинацию в крупном промышленном центре.

Труды кафедры акушерства и гинекологии посвящены физиологии и патологии беременности и родов, разработке организационных форм и методов работы женских консультаций по регулированию деторождения и борьбе с абортами.

Во время Великой Отечественной войны ученые института в тяжелых условиях блокады ни на один день не прекращают научных исследований. Тематика научных работ тесно связывается с особенностями патологии военного времени. Среди работ организационного характера необходимо отметить обоснование задач по охране материнства и младенчества в условиях блокады, разработку системы "единого педиатра" - наблюдение единым врачом ребенка от рождения до 16 лет. С этой целью детские консультации были объединены с детскими поликлиниками. Впервые в стране в масштабах города в конце 1943 г. эта система вводится в Ленинграде, а с 1949 г. (приказ Минздрава СССР № 870) в общесоюзном масштабе детские поликлиники стали объединяться с детскими консультациями.

В послевоенные годы всесторонне изучаются особенности клинического течения алиментарной дистрофии, описываются изменения всех органов и систем, в том числе и биохимических показателей, подробно разрабатываются методы питания, физиотерапевтического и медикаментозного лечения.

Научным направлением послевоенных лет является изучение особенностей организма здорового и больного ребенка. Большинство кафедр участвует в решении клинических проблем: анатомо-физиологических особенностей плода и новорожденного, болезней крови у детей, болезней почек в детском возрасте, иммунологии детского возраста и др. Большое практическое значение имеют работы, посвященные патогенетическому лечению и профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний новорожденного, а также внутриутробных инфекций.

Все это послужило предпосылкой к формированию новых подходов изучения педиатрии с позиций организации здравоохранения и общественного здоровья.

РОССИЙСКИЙ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 2' 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.