Научная статья на тему 'Истоки отечественного банковедения'

Истоки отечественного банковедения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
128
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки отечественного банковедения»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ИСТОКИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО БАНКОВЕДЕНИЯ*

п.м. золин,

доктор исторических наук, профессор кафедры предпринимательства Новгородского государственного университета

Греция постепенно одерживала полную победу над Персией, при этом выходцы из Скифии сражались за каждую из сторон. Подобное происходило и с Фракией. Она еще в 480 году дала в помощь персам 120 кораблей (около 24 тыс. моряков), 300 тыс. сухопутных воинов, среди которых были заметны фракийцы, пеоны, бриги, македоняне, ахейцы и десяток других народов-землячеств. Это была почти восьмая часть всех боевых сил Персии. Фракийский царь Ситалк, тоже сын Терея, мог вывести против Скифии подобные войска и к Дунаю.

"Войска готовились уже вступить в сражение, когда Ситалк послал к Октамасаду сказать следующее: "Зачем нам нападать друг на друга: ведь ты сын моей сестры, у тебя в руках мой брат. Отдай мне его, а я выдам тебе твоего Скила, но не будем подвергать взаимной опасности наши войска!" Это предложение Ситалк велел передать через глашатая."

У царя скифов, действительно, находил убежище брат Ситалка, дядя по матери Октамасад. И царь своего дядю выдал, "а взамен получил брата Скила: Ситалк принял своего брата и удалился с войском, а Октамасад велел тут же отрубить голову Скилу. Так крепко скифы держатся своих обычаев и такой суровой каре они подвергают тех, кто заимствует чужие." Скила обычно сравнивали с Анахарсисом, тоже убитым родным братом (но у Днепра) за почитание чуждой тогда скифам Матери Богов, Кибелы-Купалы (при христианстве этот языческий праздник "купалий" получил мужской род - Ивана Купалы). А древняя Кибела породила позднее понятие "гибели" (физической и моральной смерти, полного краха человека и даже целого народа).

Спарта во время войны с Персией играла в Греции лидирующую роль, что явно поддержи-

* Продолжение. Начало см. "Финансы и кредит", 2001, № 13.

вала и Скифия. Но роль гегемона Греции Спарте вновь пришлось подтверждать в Пелопонесской войне 431 - 404 годов. В начале войны афинянин Перикл ввел в Черное море афинский флот, пытаясь диктовать странам Причерноморья и греческую финансовую политику. Афиняне явно были недовольны поддержкой Спарты со стороны Скифии. Около 440 года фракийский царь Ситалк, выдавший Скила, перехватил спартанских послов и выдал их афинянам. Послы якобы направлялись в Азию, но граница Азии и Европы тогда проводилась по Танаису (Дону). В связи со Спартой или нет, но в 438 году Боспорское царство возглавила династия Спартокидов, развивавшая разнообразные отношения с Грецией. Города-царства, например - Нимфей (западнее Керчи), могли быть членами Афинского морского союза. После покорения Греции Римом и у последнего стали складываться особые отношения с городами на южных рубежах Скифии. Но то было уже перед началом нашей эры...

Пример со Скилом (созвучные имена есть в новгородских берестяных грамотах) показывает, что скифские цари иногда поддерживали города на своих рубежах, как притягательные глотки "цивильной жизни", возможность вкусить блага античной элиты, иметь впечатляющую недвижимость. Города наращивали экономическое и военное значение, оказывались устойчивыми адресами для разнообразных связей с иными странами, но могли быть уничтожены ратной мощью Скифии в любой момент. Достаточно примеров, когда такие моменты наступали. Геродот четвертой книгой своей "Истории" привел немало экономических и иных подробностей о Скифии V в. до н.э., аналогов столь раннему описанию нет у подавляющего большинства европейских стран и народов, включая Рим, Испанию, Галлию (Францию), Германию... Реальная слава Европы во многом начиналась многотысячелетней экономичес-

кой славой Скифии, хотя ту же страну, но под именем Россия, разными способами пытаются из Европы исключать, противопоставлять "державу Роса" и НАТО, русский "базар" и общеевропейский "рынок", алчно хлебающий вместе с тем наши нефть и газ.

Или перейдем в нашу эру, в период примерно 19 веков назад. Эпоха императора Траяна сводила почти на нет мощный полиэтнос агафирсов (сотни тысяч человек), почти тысячелетие защищавших прикарпатские рубежи Скифии вплоть до Балтики. Агафирс и Гелон , по эпосу, признавались старшими сыновьями Геракла и братьями Скифу, которому за силу и ловкость доверялось царствовать в огромной державе. Агафирсы проявляли себя уже во время войны Скифии с Дарием I.

Переселенцы на землях империи долго сохраняли в своих именах прозвище Агафирс. Один из Агафирсов даже поставил посвящение Плотине, жене Траяна, отпустившего пленного на свободу. Этому Агафирсу перешла часть императорских имений под Римом, где в 123-152 годах успешно действовали керамические мастерские бывшего раба. Некоторые Агафирсы в силу образованности и многовековой тяги к золоту (что отмечал еще Геродот) были рабами-кассирами и отпущенниками-бухгалтерами в императорских канцеляриях самого Рима, в частных банках. Финансист Агафирс Per женился на свободной женщине Катии Януарии. Агафирсы быстрее осваивались в империи, чем Геты и Даки (Давы), прозвища которых веками и до нашей эры были в Риме символами рабства. Подобных браков возникало немало. Выходцы из округи Скифии не стеснялись своего происхождения до гробовой доски. Надгробие у Лугдуна (Галлия) сообщало, что Клавдий Агафирс 70 лет похоронен сьном Седацием Агафирсом. Среди привычных имен полиэтноса: Гай, Артемон, Фроним, Феликс, Модест, Сервил ("сер-вус": раб-славянин). Бывшие рабы проникали и в римскую финансово-предпринимательскую элиту.

Некоторые оставшиеся общины агафирсов - как ака-циры - переселялись вплоть до Финского залива, оставили о себе память культурой "выемчатых эмалей" с элементами славянской глаголицы III - VI веков нашей эры. Есть и немало других следов докириллической письменности на наших землях - греческой, римской, византийской, вариантов арамейской (близкой кириллице) и других. Но внимание на этом почему-то не акцентируется (?!). Как и на том, что земли будущей Руси буквально были завалены тысячами кладов римских и иных античных монет, множеством драгоценностей.

Скифия превращается в Росию

Прекрасно знавший библейские традиции Иосиф Флавий в начале нашей эры еще раз связал Скифию со страной "князя Роса", что затем повторили десятки авторов. И по мере христианизации вместо Скифии все чаще использовалось название Росия, хотя росов-русов - по старой памяти - нередко называли скифами, тавроскифа-ми и т.п.

Как во времена Плина и Сколопита около 4 тыс. лет назад индоевропейцы-фатьяновцы (славные каменными топорами и производящими формами хозяйства, начиная со скотоводства), так во времена царя Винитария около 16 веков назад индоевропейцы-славяне держали под контролем округу янтароносной реки Эридан (Рудона, Западной Двины). Археологи видят проявление этого контроля в культурах длинных курганов и брасле-тообразных сомкнутых височных колец. Обзоры этих культур IV - VI веков есть в фундаментальных работах В.В. Седова. Но многие ценности в захоронениях северян давно разграблены. Скифские курганы привлекали грабителей с незапамятной поры.

Борисфен (Днепр) со времен Плина и Сколопита, если не раньше, считался" потоком Борея" -бога северного ветра. Борей жил в тереме у гор Рип (ныне частью Валдайских), где и указывались истоки великих рек Скифии, начиная с Ра (Волги). Около 250 года нашей эры тон в экономико-политической активности державы Роша (Роса, Росии) стали задавать бораны - население с берегов Борисфена, наследники мифического Борея и, допускают, будущие поляне-русы..

Римский автор Зосим писал о событиях той поры:

"Бораны, готы, карпы и уруг-унты не оставили неопустошенной ни одной части Италии и Иллириды (Югославии ныне), всем завладев без всякого противодействия. Бораны переправились даже в Азию (от Танаиса-Дона на юго-восток) при помощи жителей Боспора (Приазовья), из-за страха давших суда и показавших путь при переправах.

Пока у боспорцев были цари, получавшие власть по праву наследства от отца к сыну, то благодаря дружбе с римлянами, правильно организованных торговых отношений и ежегодно посылаемых им императорами даров они постоянно удерживали скифов от вторжений в Азию".

Приазовская династия Тибериев Юлиев ("тиверцев и уличей", по летописям, славных городами и знанием языков, тиверцы слыли как искусные толмачи-переводчики и толкователи смысла написанного) во времена боранов-скифов стала

сдавать власть активным северянам. Их имена сохранили приазовские монеты, которые чеканились до 334 года. Ежегодно Рим тратил на подкуп северных царей у низовий Дуная, Днестра, Днепра, Дона обычно по 300 фунтов золота каждому. Приазовские цари пополняли свою казну и в два-три раза больше, так как позволяли отпускать большие партии товаров в кредит. Уруги-роги - одна из общин словено-русов. Германцы и другие народы позже называли Русь Ругией-Рогией, а княгиню Ольгу - "регина (правительница) ругорум (русов)".

Скифы в ответ на римские грабежи опустошали все на своем пути, брали под контроль почти все побережье Черного моря, как некогда дружины Плина и Сколопита. Старожилы Южного Причерноморья искали спасение в крепостях вдали от берегов. Римский полководец Сукес-сиан смог в 252 году удержать мощный форпост империи на Кавказе Питиунт (Пицунду). Но вскоре он был отозван укреплять Антиохию, заселять ее верными скифами для противодействия персам.

Уже в 256 году "скифы снова взяли у боспорцев суда и переправились в Азию. Удержав суда и не позволив боспорцам, как прежде, возвратиться с ними домой, они пристали вблизи Фасиса (куда к святилищу Артемиды и дворцу Ээта приходили аргонавты). Сделав безуспешную попытку взять святилище (его с эпических времен охраняли таврос-кифы), они прошли вновь на Питиунт. Без малейшего затруднения взяв это укрепление и вырезав бывший в нем гарнизон, они двинулись дальше.

Раздобыв большое количество судов и используя пленных, умевших грести, они при тихой погоде, стоявшей почти все лето, подступили с моря к Трапез-унту, большому и многолюдному городу, имевшему кроме своих солдат десять тысяч других (наемников). Начав осаду, скифы даже во сне не надеялись взять силой город, обнесенный двумя стенами. Но, узнав, что солдаты преданы лени и пьянству, не всходят даже на стену и не упускают ни одного случая понежиться и попировать, они приставили к стене в доступном месте заранее приготовленные для этого бревна. И, небольшими кучками взобравшись по ним ночью, взяли город. Одни из солдат, пораженные внезапным и неожиданным нападением, бежали из города через другие ворота, а иные были перебиты неприятелями.

Взяв город таким способом, варвары овладели бесчисленным множеством сокровищ и пленных; ибо почти все окрестные жители собрались сюда как в безопасное место. Истребив храмы и жилища и вообще все, что служило к украшению и возвеличиванию города, а затем опустошив и всю его область, варвары-скифы возвратились на родину с огромным количеством кораблей.

Соседние скифы, увидев привезенные богатства, тоже решили совершить нечто подобное и стали заготовлять суда, используя при их постройке помощь бывших у них пленников или людей, прибывших с торговыми целями" (ВДИ. 1947 - 1949. Указ. 1950; история Зосима и ее трактовки в других источниках).

"Огромное количество кораблей", "невиданные богатства" - это материально-финансовые возможности державы, которая в итоге сокрушила Рим. Государственная (царская, государева) казна здесь оставалась главной, однако богатели и удельные князья.

Силами множества своих людей, пленных и немалого числа купцов, прибывших в Скифию с торговыми целями, держава Роша построила 2 -6 тыс. первоклассных для того времени судов. Больше, чем воевало под Троей около 1190 года до н.э. или во времена греко-персидских войн. Бора-нам сокровищ Трапезунда явно хватало надолго, на многие "трапезы". Но другие скифы использовали свои финансовые ресурсы для подготовки судов и войск для похода (им потребовалось не менее 6 тыс. талантов золота - примерно половину ежегодного объема даней, что собирала Персия с бывших скифских владений в Азии более 25 веков назад). Здесь в дело шли почти все финансовые ресурсы - и царя, и князей, и бояр, и иных зажиточных лиц.

Скифы решили не повторять экспедицию бо-ранов "как продолжительную, трудную и по опустошенным уже местам". Пробный поход от Днепра был тогда направлен по привычному затем маршруту войск Руси IX - X веков в сторону Царырада и хлебного Дуная.

"Выждав зимнего времени, скифы оставили Понт (Черное море) влево, причем сухопутные силы пошли параллельно с судами по берегам через удобные места, миновали Истр (Дунай), Томы (будущую столицу Скифии Малой с 298 года; ныне румынская Констанца) и Анхиал" Зимой князья Руси устраивали "полюдье" (сбор дани) и в IX -XI веках.

По пути мирно привлекли и окрестных рыбаков с их лодками, атаковали Византий и Халке-дон (ныне оба в составе Стамбула) с моря.

"Хотя в самом Халкедоне и затем до святилища у устья Понта (пролива Боспор) была стража, значительно превышавшая численностью напавших, но одни из солдат удалились, якобы желая встретить посланного императором военачальника, а другие пришли в такой ужас, что при первом слухе о нашествии бежали без оглядки. После этого варвары переправились и взяли Халкедон без всякого сопротивления, овладели деньгами, оружием и всякой утварью в огромном количестве"

Возглавлял поход царь Хрисогон.

Скифы, овладев устьем Понта, пошли на Ни-комедию (столицу Вифинии на берегу Мраморного моря), которая вечно привлекала скифов, а затем словено-русов. Это был "огромный и благоустроенный город, широко известный богатством и благоденствием во всем. Так как его жители заранее знали о нашествии и успели бежать, варвары захватили сокровища какие только могли. Изумились изобилию найденных богатств и всячески чтили и ублажали Хрисогона, давно склонявшего их пойти на Никомедию".

Скифы во время похода 257 - 258 годов опустошают Никею (там в 323 году будет принят символ веры христиан первым собором при Константине Великом), Киос (привлекательный для царя Кия), Апамею и Прусу (Брусу). Попытались взять и Кизик (этим городом задолго до нашей эры любовался скифский мудрец Анахарсис). Но разлив Риндака (Адирны) из-за больших дождей помешал осаде. "Предав пламени Никомедию и Никею и сложив добычу на повозки и суда, скифы стали думать о возвращении на родину, положив таким образом конец второму нашествию".

В ту пору был известен скифский царь Аргунт (возможно, на боспорских монетах он Фарсант), недовольный политикой Рима. Скифы разгромили римскую армию и убили императора Деция в 251 году у Танаиса (так обычно именовали Дон) в болотах (эти болота чаще указывали в Приазовье). Скифы, по сути, не давали спокойно править в 253 - 260 годах императору Валериану. Но особенно в 260 - 268 годах императору Галлиену. Валериан послал охранять Византий Феликса, а сам попал в плен в Азии.

"При таком положении дел на Востоке, когда все было безвластно и беспомощно, скифы, вступив в соглашение и сплотившись воедино из всякого племени и рода, одной частью своих полчищ опустошали Иллирию и разоряли в ней города, а другая часть заняла Италию и дошла до Рима"

Это могло произойти около 265 года. Примерно так скифы будут помогать Константину захватывать Рим в 307 году. Войска Скифии войдут в Рим с Аларихом в 410 году. Вандалы и аланы из Африки атакуют Рим в 455 году, по старой памяти. И немало подобных захватов будет в VI веке, когда славяне будут контролировать земли от Рейна до Ра (Волги).

Император Галлиен вернулся в Рим, чтобы лично организовать отпор скифам. Тогда скифы опустошили Элладу, взяли приступом Афины и обосновались во Фракии.

Архонт Афин 262 - 263 годов. Дексипп подробно описал операции и технологические возможно-

сти скифов той поры, что тоже без должного финансирования не обеспечить. При осаде Филиппо-ля (Пловдива):

"Воевали они следующим образом: держа щиты над головами для защиты сверху, обходили вокруг города для поиска уязвимых мест. Затем сначала шли на приступ с метанием дротиков и стрел. Потом пытались проникнуть в город с помощью лестниц и осадных орудий.

Орудия состояли из крепко сколоченных в виде четырехугольника бревен и представляли собой машины, похожие на домики. Натянув сверху кожи, чтобы избежать снарядов защитников, скифы со щитами приближались к городским воротам, передвигая машины на колесах и рычагах".

Некоторые использовали "длинные бревна, окованные железом (во избежание поломки при ударе)", чтобы протаранить стены. Третьи "приставляли лестницы, из которых одни были сколочены прямо, а другие передвигались на колесах и сгибались в обе стороны канатами, прикрепленными к вершинам лестниц". Были и деревянные башни на колесах, с которых бросали помосты прямо на стену. Если и это не помогало, насыпали огромные валы (выше уровня стен) на деревянном каркасе из бревен, чтобы атаковать осажденных. В ответ горожане наращивали стены. И еще ночью , в самое тихое время, "спустили со стены на веревке смелого и мужественного человека, дав ему зажженный факел и сосуд со смолой, серой и другими горючими веществами". Каркас горел - вал осыпался.

При штурме другого города (Сида в Ликии или Памфилии), известного изобилием запасов, скифы обивали башни железом, шкурами и другим негорючим материалом. Но не всегда и это помогало (ВДИ.1948. № 2. С.308 - 311). Подобные машины будут строить в V - VI веках гунны у Дуная, а в VII веке славяне при штурмах Фессалоники. Осадные валы - как часть ратной технологии северных царей - отмечают даже авторы библии почти с мифических времен (Вавилонская башня, которую, по русским летописям, строили и "нарци еже суть словене" - символ и возможностей строительства осадных машин).

Византийская империя в лучшие периоды своей жизни гордилась постройкой в VIII веке 600 -2000 судов. Скифия со своими "басилевсами" (царями) строила втрое больше на пять веков раньше. Возможно, в память о мощи северной державы византийские императоры и именовались "басилевсами".

Поход во многом оказался неудачным. Скифы не смогли взять римские крепости Томы и Мар-кианополь, Кизик и некоторые другие. Одна из причин была в следующем:

"Когда они достигли узкого пролива Пропонтиды (Боспора у Византия), множество кораблей не справилось с быстротой течения. Суда сталкивались друг с другом и неслись по волнам в полном беспорядке, так как кормчие покинули рули. В итоге некоторые суда потонули вместе с экипажами, другие разбивались уже пустыми, причем погибло большое количество людей и судов. Поэтому варвары удалились из темнин".

Возможно, имперская агентура подстроила все это (убивала кормчих, вырезала экипажи). Подобную неудачу в проливах около 400 года потерпели северные суда князя Гайны (Гайной именуется река в Белоруссии). Примерно через век почти подобное пережил флот Виталиана, наследника аланс-ких царей Аспаров (Испоров-Изборов в эпосе славян). А в 626 году оказался разгромленным здесь и флот "скифов кои суть русские".

"Миновав затем Геллеспонт, скифы были занесены течением до Афона и, исправив там свои суда, осадили Кассандрию (Потидею у греков-македонцев) и Фессалонику (будущую Солунь, откуда явятся Кирилл и Мефодий). Они придвинули к стенам осадные машины и едва не взяли эти города, но, узнав о приближении императора (Марка Аврелия Клавдия), удалились внутрь страны и опустошали все селения (от Македонии в сторону Рима)".

Конница далматов уничтожила 3 тыс. скифов, но те основными силами заставили римлян отступать. Римляне устраивали на неизвестных скифам дорогах засады, что привело к потерям еще 50 тыс. северян. В ответ часть "скифов, объехав морем Фессалию и Элладу, стала опустошать тамошние местности, не имея возможности нападать на города, успевшие позаботиться о стенах и прочих средствах защиты, но захватывая всех, кто попадался в полях".

Скифы заметно изменяли политическое положение позднеантичного мира, двигавшегося к началу средневековья. Египет временно попал под власть Пальмиры. Укрепляла позиции Персия Са-санидов. Расширяли свое влияние германцы. Но не сдавались и скифы, которых Клавдий разгромил при городе Нише (Ниссе в Сербии, на родине Константина Великого).

"Выдвинув вперед повозки, скифы двинулись в Македонию, но вследствие недостатка продовольствия, мучимые голодом, гибли вместе с упряжными животными (в одном из жарких сражений римляне бежали) и многие были убиты; но конница вовремя умерила тяжесть поражения

Варвары морем еще объехали Крит и Родос, но не сделали ничего достойного внимания и возвратились. Затем все они подверглись заразной

болезни, и одни погибли во Фракии, другие в Македонии (умер от этой заразы и Клавдий). Уцелевшие от нее скифы были зачислены в римские легионы или получили от римлян землю, занялись земледелием".

И эта линия на формирование римских войск скифами и на ведение сельского хозяйства "скифскими земледельцами" (жившими в деревнях - древние римляне свои деревни именовали "русами") выдерживалась почти всеми последующими императорами Рима и Византии. Например, Проб около 280 года поселил на фракийских землях почти все "скифское племя бастарнов" - "и они стали жить по римским обычаям" (бастарны считаются родичами славян)..

Скифы-савроматы от Меотиды (Азовского моря) с царем Радамсадом (Ресимодом) атаковали на судах низовья Дуная около 322 годов. Они пытались брать штурмом придунайские города. Константин напал "на варваров, сбежавших на один холм, покрытый густым лесом" (о такой тактике защиты у славян века через три будут писать византийские военные стратеги). Радамсад погиб, а оставшихся в живых император принял под свою власть. К сожалению, торговые отношения в силу разных причин подменялись между державой князя Роша и округой (вплоть до дальних земель) военными.

Умение выходцев от Меотиды и славян строить осадные машины известно во времена Аттилы, боготворившего в V веке Приазовье и священный "скифский меч". И во времена славянского князя Пребунда (Первуда), войска которого осаждали Фессалонику в середине VII века. Ту Фессалонику, которая привлекала скифов еще в III веке.

При раскопках славянских селений VII - VIII веков на землях Византии встречены железные серпы, косы, наральники, каменные жернова, которые хорошо известны и античному Северному Причерноморью. У рек Месты и Струмы открыты остатки зернохранилищ (пшеницы и проса). Пряслица от веретен, обильные на землях будущей Руси, указывают на широкое культивирование льна "византийскими славянами". Славяне увлекались и виноградарством.

Животноводство тоже являлось важной отраслью. Славяне южнее Дуная (Болгария с VI века) 95 % потребностей в мясе (судя по костным остаткам) удовлетворяли за счет домашних животных. Крупный рогатый скот составлял примерно 46 % всего стада, свиньи - 21%, мелкий рогатый скот -18 %, остальное - лошади. Подобное наблюдалось и в Приазовье. В целом развивалось и рыболовство, но не в значительных масштабах.

Славяне принесли на Пелопоннес достижения, которые греки до них не применяли. Водяные мель-

ницы, широкие бороны, усовершенствованные косы, серпы и мотыги. Славяне активно занимались деревообработкой, металлообработкой и гончарным ремеслом, чем затем славна и средневековая Русь. Лодки-однодеревки, скрепляемые в форме плотов, вмещали при князьях Олеге и Игоре до 40 человек (хотя у скифов в среднем ладьи около 270 годов вмещали по 60 человек). Славянские суда имели мачты и паруса. Аварский каган в VI веке привлекал славян к строительству своего флота, а затем это делали и арабы.

На Пелопоннесе и ныне обнаруживается около 400 географических названий славянского происхождения, около 150 - у Фессалоники. Новогреческий язык с византийских времен сохраняет заметные воздействия славянской речи. Славянская лексика больше связана с сельским хозяйством, с флорой и фауной. Славяне-земледельцы более нацеливались на мирный образ жизни, да и на натуральное хозяйство. Клады раннесредневековых монет относятся к периоду около 600 годов, а затем они века на два прекращаются. Существенное возобновление кладов, особенно арабских монет, наблюдается и в России примерно с 800 годов.

Со времен Аттилы, имевшего славянское окружение, виниты-венеды активно заселяют Прибалтику вплоть до Эльбы. Археологическая культура, подтверждающая это - суковско-дзедзицкая. Самым западным объединением, достигшим почти Рейна, стали ободриты. Они объединили вагров, варнов (позже одноименный город возникнет в Болгарии), полабов (живущих на Эльбе), линян и древан. В содружество велетов входили от верховий Эльбы к Балтике стодоране, редари, укране, че-резпеняне (у озера Пено), ране (на острове Рюген, Руяне, где было основное святилище). Среди поморян, соседним прусам (жили в районе нынешнего Калинграда), украням у низовий Одера жили волыняне. А юг нынешней Польши в V - VIII веках контролировали поляне, которые - по русским летописям - в начале средневековья контролировали и округу Киева.

Эта западная группа славян начала строить многочисленные городища-укрепления около 600 года, в период натиска Византии на славян и низовий Дуная и противостояний франков и Аварского каганата. Главной крепостью ободритов-вагров стал Старгород (ныне Ольденбург), а датчане называли его Рерик (Сокол). Полабы назвали свою столицу Ратибор (ныне Рацисбург). В целом центр ободри-тов именовался Велиград (ныне Мекленбург у Вис-мара). Основная крепость Велиграда строилась около 626 года, когда потерпел неудачу поход "скифов кои русские" на Царьград. В этот период в борьбе с франками короля Дагоберта и аварами укрепляет-

ся славянская держава, которой в 623 - 656 годах правил Само. Затем примерно на землях державы возникает Великая Моравия. И вновь столь масштабное строительство требовало немало средств.

Надо подчеркнуть, что эти средства обеспечивались в немалой степени и торговлей. При Константине Великом народы Скифии добивались права свободно торговать у низовий Дуная по льготным римским уставам. Торговый договор Скифия заключала с империей в 434 году. Она стремилась к такому договору и в 467 году, но Византия ей отказала, что и спровоцировало очередную войну. Князья Олег, Игорь, Святослав проводили свои походы в немалой степени и для поддержки свободы торговли на Дунае. Здесь действовали свои принципы товарных и денежных кредитов, которые в основном обеспечивались негосударственными банками.

Земля как главное богатство

Держава славян, по мнению арабов, уже в 700

- 800 годах стала по площади самой первой в мире

- больше Византийской империи и Арабского халифата. Документы франков и иные источники свидетельствуют, что славяне почти с 600 года

. уже делили свои земли на владения - хубы-губы. Хуба была размером примерно в 8 - 15 десятин, затем на Руси она чаще называлась "обжей". Такое владение оказывалось единицей налогообложения. С каждого двора обычно требовалось по сиклю (дирхему, драхме), а авары и затем арабы еще требовали и поставлять им с каждого двора белю (белу) - девственницу, юную девушку. Северную красавицу в южных странах можно было продать в тысячи раз дороже, чем за нее получали бедные родственники.

Северные цари все решительнее сопротивлялись натиску аваров, арабов и хазар.Придонской царь Гостун около 619 года, получив крещение и обильные дары в Византии, стал одним из самых богатых людей своего времени. Об этом частично свидетельствует знаменитый Перещепинс-кий клад - несколько десятков килограммов золотых и драгоценных вещей. Включая и перстень самого Гостуна.

Приазовский царь Кубрат, сын Гостуна, в 635

- 641 годах наносит удары по аварам, освобождая многие земли Северного Причерноморья от уплаты им дани. Допускают, что в результате действий Кубрата освободились от ига аваров славяне Иллирии - сорбы-сербы и хорваты. Из округи иллирийского Сирмия в Византию уходили многие тысячи переселенцев князя Кувера, которые до этого тоже выиграли несколько сражений у аваров.

Кувер с соратниками готовился захватить власть в Византии. Аспарух (своеобразный наследник алана Аспара и реальный сын Кубрата) около 680 года начал формирование Великой Болгарии в опоре на славян южнее Дуная.

Мощными пожарами Велиграда, Слатина и десятков других городищ славянских земель отмечен в Европе 680 год. Но очень скоро города возрождаются и существуют примерно до 800 года. Усиливается христианизация населения, но устойчивы и старые веры. Полабов - в Жива (Сива, Зевса). Багров - в Прову (Прове, созвучное имя носили римский император III в. и римская боярыня, помогавшая войскам Алариха в 410 году ворваться в Рим). Ободриты чтили Радогоща (Редегаста и т.п.). Радогощ около 405 года мобилизовал сотни тысяч прибалтийцев в поход на Рим и Запад. Сам "язычник и скиф" погиб из-за предательства. Но его соратники форсировали Рейн и начали завоевывать земли вплоть до Испании и Африки.

Приравнивание к богам царей Боспора во времена Александра Македонского, почитание римских императоров в форме "Тиберии Юлии" (тиверцы и уличи летописей), увлечение кумирами в Приазовье и на других русских землях показывает, что у северян наблюдалось обожествление конкретных ярких лиц. Боготворимый человеческий капитал - это и определенная финансовая реальность, гарант стабильности или нестабильности цен, курсов валют и т.п. Источник транзакционных издержек.

Рерик (славянский бог Рарог-Феникс, знак Сокола) в 808 году был захвачен датчанами и уничтожен, а купцы города переселились в Хайт-хабу, подвластную датскому королю. Туда и переселился царь-король ободритов. В ответ смолин-цы и другие прибалтийские славяне уходят на Русь. Перенося к Валдайским горам (античным Рипам) названия типа Деммин (Демон, Демянск), озеро Пено, озеро-река Ильменау (бывшее Мойско), древане (Деревская пятина Великого Новгорода оказывалась самой заселенной). На Новгородской земле торжествует культура сопок, во многих названиях проявляется "гост: гощ". Видогощ, Гост-цы, Радгостицы. Археологи и лингвисты подчеркивают обилие связей приильменьских и прибалтийских славян.

Состязание новгородцев и датчан за добротные условия торговли продолжались в IX - XII веках при усилении влияния на этот процесс викингов. Если погибший Старгород (Рерик) был для ряда славян Соколом, то обычно вспоминают самоназвание скифов - соколы (в греческом у Геродота -"сколоты"). Княжеский знак Рюриковичей тяготел именно к изображению соколо-орла, условно про-

должаемого нынешним "орлом" россиян. Этот знак попадал на средневековые монеты.

Славянам-ободритам были близки фризы, активно занимавшиеся торговлей. Вещи фризов около 750 года появляются в городе Ладога (Альде-гью) у низовий Волхова, а затем и в округе Сла-венска (Новгорода Великого), где важную роль играло Рюриково городище. В битве при Бравалле (у берегов Дании) около 770 года даны, фризы и словено-русы выступали вместе. Часть славянских войск возглавляли женщины Хета (Гета, ей даве-ряли даже датское знамя) и Висна (Весна). Коалиция со словено-русами проиграла скандинавам Сигурда Ринга, племянника датского короля Хе-ральда. И даны стали проводить политику викингов. Грабить славянские земли.

В ответ князь Рерик Датский принял около 826 года крещение от императора франков Людовика Благочестивого (сына Карла Великого) крещение. И получил во владение лен (имение) в области Рустринген ("русский ринг-округ") во Фрисландии. Русы в 844 году штурмуют Севилью. Ладьи Рерика-Рорика в 845 году покоряют города по Эльбе. А уже в 850 году 350 кораблей Рерика нападают на Англию. По русским летописям, Рюрик был внуком славянского князя Гостомысла, сыном его дочери Умилы и одного из прибалтийских князей. И по воле престарелого Гостомысла (все сыновья которого умерли или погибли) внук был приглашен княжить на исконные земли "руси, чюди и всих языцей" (летописи указывают существование такого северного содружества с первого послепотопного времени, чему не противоречат волосовская, фатьяновская и последующие археологические культуры).

На юге Руси в период противостояния ободритов франкам и данам возникали свои трудности. Князь Горда, уничтожавший в Приазовье языческие кумиры около 527 года ради христиан, и последующие властители округи явно задевали здесь интересы иудейских общин (например, Фанагори-и, Тамани), существовавших с античных времен. Болгарский царь Гостун в начале VII века тоже был готов усиливать христианство. Христиане досаждали иудеям и на традиционных путях из Скифии к Египту.

Под влиянием завоеваний Рутилы и Аттилы в Европе и Азии произошло восстание Маздака в Иране. В арабских источниках позже упоминается какой-то Маджак из славянской страны Валиана (с нею связывают Волынь и отца Аттилы Мундзу-ка, есть и другие версии). Если в VI веке Византию атаковали "гунны, славяне и анты", никто не мешал этому союзу проявлять себя и с конца IV века южнее Кавказа.

Маздак - визирь шаха Кавада - привычно поднял бедноту на богачей под красными знаменами зороастризма. Его поддержали бедные евреи во главе с Мар-Зутра. А богатые евреи-антимаздакиды переселялись в основном в Грецию, куда уже устремлялись славяне. На грабежах Маздак разбогател, был проклят и в 530 году повешен. Но разбогатевшие евреи-соратники успели разбежаться, в основном - как и во времена "творения мира" или "вавилонского пленения" - в округу Кавказа. Вторая волна средневекового еврейского переселения наблюдалась к низовьям Дона при императоре Ираклии. Тот около 630 года уличал зажиточных еврееев в том, что они тайно открывают врагам, особенно арабам, ворота византийских городов (Асов А.И. Славянские боги и рождение Руси. -М.:Вече.2000. - 544 е.; с .516 - 518).

По еврейской хронике Григория Бар-Гебрея, около 614 года от персов "евреи покупали христианских узников и со злостью убивали их". Это подтверждают и другие данные о войне 614 года "Осадил Шахрбараз (иранский полководец) Иерусалим город и покорил его мечом. Иудеи же, из-за своей вражды, покупали их (христиан) по дешевой цене, и они убивали их" (Абрашкин АА Предки русских в древнем мире. - М.:Вече, 2001. - 448 е.; С. 306 - 307). Понятно, бедный иудей человека не купит, но "злобные иудеи" (ортодоксы) так веками бросали смердящую тень на всех евреев, вынужденных соблюдать тайны религиозной консолидации. Византийский епископ Сафроний в 637 году сдал Иерусалим арабам при условии изгнания евреев в память о резне христиан 614 года.

Арабские завоевания первоначально шли по направлениям бегства богатых евреев (которых ненавидели другие группы евреев). Уже в 640 году арабы вторглись в Армению и подвергли пожарам города Грузии (монеты и предметы арабов через десятки лет появляются и на Руси). По договору с арабами, в 654 году сдалось население Тбилиси. Но одновременно арабы совершают пробный поход и на Хазарию, которая не без влияния иудейских общин вытесняла Болгарию Приазовья.

Хазары в 655 году захватывают часть Крыма, где им сопротивляются остатки готов и другие народы. Объединенные войска Поволжья (включая сла-вян-именьковцев) способствуют в 657 году гибели Западно-тюркского каганата. Христиане Албании (ныне Азербайджан) с помощью епископа Исраи-ла вовлекают около 682 года в крещение осевших на кавказе савиров. Дочь царя албанов стала женой царя савиров (сибиров), игравших заметную роль в истории нашей страны и мира века три. Иногда от савиров ведут летопись средневековых северян, контролировавших и земли у низовий Дуная.

Хазары не простили царю савиров Алп-Илит-веру ("высшим богам верующему") христианизации Кавказа. Они в 684 году обрушились на Албанию и Армению, опустошили многие земли, захватили большую добычу и пленных. Погибли правитель Армении Григорий Мамиконян, видные албанские и грузинские князья. Албания должна была платить Хазарии тяжелую дань. Лишь в 692 году араб Ибн-Огбай вернул халифату контроль над Дербентом.

Ратные качества славянства ценились все выше. Арабы с помощью славян с 711 года, покорив Северную Африку (как бы мстя за исчезновение королевства вандалов и алан), начали завоевания в Испании. Хотя их в 732 году под Пуатье и Туром остановили франки Карла Мартелла (тот в 738 году признал царем юного князя вильцев-велетов Дра-говита), давление халифата продолжалось. Арабским флотом в 768 - 777 годах командовал славянин Абдалла бен Габиба аль-Сакалиби. Тот пытался захватить Барселону, созвучную названием "бар-силам" (Барсилии) у Каспия. В соседнем Кордовс-ком эмирате (позже - халифате) славяне занимали немало видных должностей. Здесь жили славянские ученые Фатин и Габиб. Габиб во времена Ярослава Мудрого написал "Ясные и победоносные доказательства против тех, которые отрицают превосходные качества славян" (Кобычев В.П. В поисках прародины славян. - М.:Наука.1973. - С.8). Доказанное в первой половине средневековья приходится упорно доказывать и в последующее тысячелетие. Понятно, что арабы за века свои многообразные связи со славянами забыли, да и славянские книги повсеместно противниками православия уничтожались.

Подонье и Приазовье в III - VIII веках было реальным центром северной державы. Отсюда начинались знаменитые морские походы Скифии против Римской империи. Король Скифии Яромир (Германарих), укрепляя свою власть в державе, около 365 года начал с войны против герула Ала-риха у Меотиды (Азовского моря).

А затем почему-то последовали венеты Прибалтики.

"После поражения герулов Германарих двинул войско против венедов, которые, хотя и были достойны презрения из-за (слабости их) оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог способствует, и множество воинов наступает. Эти (народы) происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: внетов, антов и скло-венов. Хотя теперь, по грехам наштим, они сви-

репствуют повсеместно (алан Иордан писал это в первой половине VII века), но тогда все подчинились власти Германариха.

Умом своим и доблестью (за что с конца VIII века славили и Гостомысла) он подчинил себе также племя эстов, которые населяют отдаленнейшее побережье Германского океана. Он властвовал, таким образом, над всеми народами Скифии и Германии, как над своей собственностью. Спустя немного времени взъярилось на готов племя гуннов, самое страшное из всех своей дикостью".

Герул (певкин, везегот и т.п.) Аларих в 410 году во главе огромных скифских войск возьмет Рим. И это ныне включают в обязательные даты всемирной истории. Так как затем во всемирной истории ярко проявят себя приазовские цари Ру-гила и Аттила, Ирнек (Иринарх) и Горда, Забер-ган и Саросий, Кубрат и Аспарух (Вардан от Мео-тиды в 711 - 713 годах даже был императором Византии), то Аларих вполне попадает в эту линию ярких личностей.

Яромир (Германарих), по сути, создал или воссоздал языческую державу "русь, чудь и вси язы-ци". Его окружение составляли росо-моны ("русские мужи"). Ему подчинялись чудь, весь, "ме-ренс", "морденс" Но подобную державу от Черного моря до Балтики с VII века до нашей эры здесь возглавляли басивлевсы (цари) Скифии - Ари-ант, Спаргапиф, Мадий, Лик, Гнур (Хряк), Ан-тир (победитель Дария1), Скил, Атей, Картасий, Скилур, Скрибоний, Фарзой, Аргунт (уже в III в. н.э.), Соран (контролировал часть скифов около 400 г.) и другие. До Алариха Приазовье было знаменитым Боспорским царством с его славными многовековыми династиями Спартокидов до нашей эры и Рескупоридов уже нашей эры. Десятки славных царей, оставивших заметный след в истории. Рескупорид IV попытался восстановить династию около 340 года, но не смог (прекратилась и почти тысячелетняя чеканка собственных приазовских монет).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще в 362 году римский император Юлиан с почетом принимал в Царьграде послов приазовских царей. А на Волыне, ближе к Дунаю, найден шикарный медальон императора Иовиана (правил в 363 - 364 годах), последнего в династии Константина Великого. Такой медальон император мог носить сам или подарить очень приближенным людям. Империя была богата. И Юлиан тратил огромные средства, на которые, как отмечали тогда, можно было купить службу половины из сотен тысяч наемников из Скифии.

Подонье играет ведущую роль в нашей стране со времен палеолитических Костенок - десятки тысячелетий.Фактов множество. В начале нашей

эры низовья Дона контролировали аорсы царя Спадина, способные выставить 200 тыс. всадников. Но "верхние аорсы" могли выставить многим больше. По данным Птолемея, более 18 веков назад "аорсы" уже указывались у гор Рип (ныне частью Валдайских) , рядом с борусками (их чаще связывают с прусами), вельтами-виль-цами, агафирсами-акацирами. Аорсы учеными чаще относятся к аланам и сарматам, но должным образом народ не изучен.

По мере накопления богатств Болгарией и Ха-зарией в округе Дона примерно с VII века развивается салтовская (маяцкая) культура. Она продолжает традиции культур готов и аланов, строивших крепости и замки из камня. В римское время на этих землях осталось немало римских монет, сосудов , стекла, различных поделок и украшений. Есть следы римских тканей и мыла. Могилы воинов с оружием являют длинные двусторонние и односторонние мечи из железа, трехлопастные наконечники стрел. В могилах знати - импортная посуда, украшения из золота и бронзы. Черты алано-готских культур достигают Испании и Африки.

Во времена от князя Горды до князя славян Акамира (он по примеру Аспара, но около 797 года, пытался поставить своих императоров Византии) в округе Приазовья и выше активизируются земледелие и скотоводство. Поселения обносят земляным валом, на вершинах холмов возвышаются каменные стены. Аланские крестьяне занимаются около полутора тысяч лет назад плужным земледелием. В их поселках развиваются различные ремесла - гончарное, кузнечное, ювелирное, кожевенное и другие. Число известных поселений салтовцев давно превысило 200.

Городища-крепости из камня очень напоминают раннесредневековые европейские замки. Мощные стены и башни на высоких холмах. Зная о влиянии этого региона, византийцы около 830 года строят свою крепость Саркел ("Царскую келью", Белую вежу) на Дону. Археологи считают, что "чистые славяне" рядом с салтовцами представлены волынцевской культурой у верховий Дона и западнее. Столь масштабное строительство требовало тысяч талантов золота. Частью их давали и еврейские купцы, "аль-рязания", как их именовали арабы. Отсюда есть популярная научная версия, что нахвание Руси и пошло от тех купцов. Многотысячелетние достижения Скифии или римских "ру-сей"-деревень в счет не идут.

Раннесредневековая держава князя Роша интересна не только Восточной Европой, но в немалой степени Сибирью и Дальним Востоком. Например, интересны культуры средневековых "илоу" и "мохэ". Полуземлянки, керамика, изделия из железа явля-

ют многовековые традиции взаимосвязей очень отдаленных народов Евразии. Около 700 года часть Дальнего Востока попадает в государство Бохай. Оно имело 5 столиц (главных городов), 15 областных и 62 обычных города. Статуи людей и животных, развалины городов и крепостей, остатки благоустроенных дорог и пышные могильники знати - все находит аналоги и в далекой от этих мест европейской части державы Роша. Кстати, из соседних чжурчженей Приамурья пытаются иногда вести аваров или их противников, а чаще - противников Тюркского каганата. Любопытно, что здешняя река Сунгарь напоминает названием реку Сунгирь под Москвой (на берегах Сунгири подмосковной люди жили уже около 25 тыс. лет назад). Чжурчжени жили в полуземлянках и наземных избах. Обогревались глинобитными печами. В их домах встречены средневековые монеты.

Чжурчжени вынуждены были защищать свои владения от Коре (Кореи) и Китая. В районе Уссурийска на юге на десятки километров идут грандиозные валы, что строились для явной защиты крупного государства. На берегу реки Суйфун есть гора Краснояр. До недавнего времени здесь показывали самое огромное городище дальневосточной России. Высокие валы опоясывали город на десяток километров. Они сохранились на высоту до пяти метров. Внутри крепости жилища из полуземлянок. Скопления каменных ядер для метательных машин. Как и во многих местах Европы, население и здесь было явно полиэтничным. И европеоиды (индоевропейцы, финно-угры, тюрки) свою роль во многих событиях играли .По-

гибла держава чжурчженей в XIII веке под ударами, возможно, монголов и их союзников. Устроили свою столицу "завоеватели всего мира" недалеко от Байкала, поближе к покоренным чжурч-женям. Считают, что любимой едой этих сибиряков была похлебка из гороха и пареное пшено с приправой из чеснока. Западные сибиряки, как и античные скифы, часто меняли места поселений и скитались на телегах, запряженных волами и коровами. Если на время селились, то активно занимались земледелием. Кормились и охотой, рыбной ловлей, другими промыслами.

Великая и обильная земля была и главной финансовой ценностью наших пращуров-земляков. И по данным летописей послы от княжения словен приильменья (в союзе с чюдью, весью, мерей, кривичами и дряговичами) около 862 года привлекали за морем к княжению на Руси варягов-русов (средневековое "русское зарубежье") так:

"Земля наша велика и обильна. А порядка на ней нет. Приходите владеть и править нами".

Эту концепцию Рюриковичей раздули немцы-академики века три назад. Она нравилась Гитлеру. И сейчас устраивает немалую часть зажиточного "мирового сообщества". Русская общественность в XIX веке при праздновании своеобразного "Тысячелетия России" находила немало поводов для острот. При всех правителях Русь так и не обретает искомого порядка. Но величие и обилие ее земли остается лакомым куском для мировых финансовых структур. Но это - и бесценная залоговая сила нашей экономики. И не стоит спешить с ее залогом. Хватит ли средств на выкуп?!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.