Научная статья на тему 'Истоки отечественных счетоведения и счетоводства'

Истоки отечественных счетоведения и счетоводства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки отечественных счетоведения и счетоводства»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ИСТОКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СЧЕТОВЕДЕНИЯ

И СЧЕТОВОДСТВА

П.М. Золин,

профессор Новгородского университета, доктор исторических наук

Профессор Я.В. Соколов в популярной книге "Основы теории бухгалтерского учета" (М.: Финансы и статистика, 2000. - 496 с.) справедливо обращает внимание на истоки бухучета. Предметом счетоведения (как теории) и счетоводства (как практики) учета и отчетности являются факты хозяйственной жизни. Нынешние многоликие корреспонденции счетов неизбежно имеют корни в античном счетоводстве, которое известно и на территории нашей страны.

Новый XXI век, начинающий и третье тысячелетие от рождества христова, требует повсеместного выявления реальных и глубинных истоков отечественной экономики, включая денежное обращение и кредит, их счетоводческое отслеживание. Обилие античных письменных свидетельств, множество археологических находок и другие данные свидетельствуют об активной экономической жизни пращуров-земляков россиян уже несколько тысяч лет назад. Конечно, речь больше идет об округе Приазовья и Северного Кавказа, нынешнем российском Причерноморье. Но все же именно о территории нашей страны.

Первобытный обмен продуктами и услугами между очень отдаленными этносами возник и развивался очень давно. Вместо "денег" нередко использовались каменные наконечники стрел и копий, клыки хищников, шкуры. Различные зарубки и пометки на палочках и костях, кучки камешков и подобные знаки приводят ученых к мнению, что первобытный учет все же существовал. Обилие археологических находок подтверждает, что уже 30 - 40 тыс. лет назад люди с берегов Дона имели изделия, ана-

логи которым встречаются на территории Западной Европы и в Африке. Роль денег нередко выполняли меха (от них, в частности, пошли русские средневековые куны), добротные орудия труда и другие предметы. Этно-экономи-ческие связи были достаточно устойчивыми, хотя иногда и сокращались. Около 25 тыс. лет назад в Костенках под Воронежем погребли связанного негра-атлета, что говорит о выходе в среду европеоидов метисов из самых дальних краев. Уже в первобытности возникали и отношения "в долг" (это подтверждают наблюдения последних веков за сохранившимися первобытными племенами), но в долгу оставаться не любили и отдавали должное сполна. В античности (почти 4 тыс. лет назад), в средние века (тысячу лет назад в Новгороде) и в иные времена процент за кредиты привычно находился в диапазоне 20 - 33% (с небольшими вариациями, если не учитывать критических периодов).

Число людей на планете в ту пору оценивается наукой от 200 тыс. до 12 - 15 млн чел. (без чрезмерных крайностей). Доля территории нынешней России в том населении - примерно от 3 до 8%. Число исследованных полностью или частично селений самых ранних "хомо сапиенс" на российских землях достигает 150 - 200, а вероятное общее число тех селений (стоянок, пещер, деревень из "полуземлянок" и "юрт") может превышать тысячу. Более точные цифры пока невозможны в связи с обилием неисследованных археологами площадей. Древнейшие типы отечественных селений - уровня Косте-нок у Дона под будущим Воронежем (25 тыс. лет назад) - иногда квалифицируются "лишь

как территориальные объединения постоянных жилищ, исторически первый тип совместного поселения людей, возникший с переходом от охоты-собирательства к началам земледелия и животноводства, от бродячей жизни к оседлос-ти"(/БСЭ. 3-е изд. Т.8.С.Ш). Любые "территориальные объединения постоянных жилищ" (в Костенках жилища находились на площади до 90 га) и десятки тысяч лет назад неизбежно обретали хозяйственные, экономические связи. Это подтверждают схожие черты археологических культур, охватывающих огромные территории. Иногда от нынешней Германии через Россию в округу Каспия и Урала. Или от верховий Дона через Кавказ до верховий Нила. Наконечники копий из камня, другие находки свидетельствуют о такой схожести, что указывает и на реальные глубины обмена, перемещений населения. Для контроля за огромными и труд-нообживаемыми просторами - тундры, пустыни, горы - оказывались эффективными редко-очаговые селения. Лесные зоны чаще рождали гнезда небольших селений. Земледельческие полосы, степи закрепляли "скученные" системы расселения, где чаще возникали сравнительно крупные села. Традициям формирования таких систем расселения, включая системы сел, многие тысячи лет. Без первобытных учета и отчетности (хотя бы в уме) налаживать жизнь развивающихся систем расселения трудно.

Как бы мы ни кичились цивилизационным уровнем глобализации начала XXI века, мы - в реальной науке - стоим на "плечах гигантов" античного прошлого типа Прометея. Этот эпический герой и стал обобщенным образом древнейшего народного образования, так как лепил "массы людей" и просвещал их. Сам считал все и учил считать. Надо было овладеть божественным огнем, чтобы и ныне нести светоч знаний и человеческого опыта молодым - и в счетоведении, и в счетоводстве. Кстати, родина Прометея - с рекой Орел - была где-то на землях юга Скифии (ныне - России). А за похищение огня у богов Прометей был прикован к Скифской горе (Кав-Казу; "коровьему дому", по одной из версий) 30 тыс. лет. И спас гиганта от кровожадного Орла (раздвоил коршуну голову) Геракл - родоначальник "новых скифов". По индоевропейскому эпосу, Прометей лепил многие тысячи людей из глины, а Афина (София) прикрепляла каждому бабочку-душу. Затем Прометей и Афина воспитывали и учили людей различным ремеслам и строительству жи-

лищ, помогали строить ладьи и овладевать металлами. Учили читать и писать задолго до Гермеса или египетского Тота. Эти образы мифов вобрали в себя и начальную экономическую историю пращуров-земляков, обилие их экономических достижений и их начальные экономические мысли, что важно помнить для современного народного образования. Понятно, что почитание Прометея, Афины и Геракла в округе Азовского моря (древней Меотиды, Метиды - мысли) и Дона (Танаиса - тайны), на берегах нынешнего российского Причерноморья было многотысячелетним и ярким. И в средние века скифы-росы (тавроскифы и т.п.) утверждали почитание христианства не храмами Христа и Богородицы, а соборами Софии (Афины, вечной мудрости, "святого духа"). Именно эти каменные храмы встали при Ярославе Мудром в Киеве и Новгороде почти тысячу лет назад. И стоят эти храмы до сих пор - как символы образования и культуры россиян XI века нашей эры. А в городах и музеях российского Причерноморья немало символов (сотни одних камней с античными надписями) античной отечественной педагогики. Эпические образы Прометея, Афины и Геракла - обобщенные образы сотен первых поколений отечественных теоретиков счета и счетоводов.

Геродот более 24 веков назад привел скифскую легенду о том, что основные народы Скифии произошли от Таргитая (Тархунта: Перуна?; "тарговца" типа Тота-Гермеса) - сына Зевса и дочери Борисфена (Днепра; русалки). Если признавать в античном имени праславянский корень "тарг: торг", то цивилизационные поколения пращуров россиян пошли именно от активно перемещавшихся многие тысячи лет назад по водоемам торговцев-купцов. И в том есть немалая доля истины, важная и для истории отечественной экономики с ее деньгами и кредитом.

Таргитай имел трех сыновей - Липоксая, Арпоксая и Колоксая ("ксай" - князь, царь, "сиятельный"). Семья дала первых жителей "этой необитаемой тогда страны". Археологи говорят, что "необитание" земли севернее Кавказа имели 200 - 400 тыс. лет назад. Но легенда, понятно, затрагивает лишь последние тысячелетия. В царствование трех братьев с неба, не без ведома дедушки Зевса, упали на Скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира (топор), чаша (котел) и - иногда добавляют -наконечники стрел или копий. Они были так

горячи, что старшие братья ими овладеть не смогли. Лишь перед Колоксаем пламя погасло, и "он отнес золото к себе в дом". Победил огонь - значит, праведен, как считалось в древности (отсюда и перо жар-птицы, купания в чанах с кипятком и т.п.). Старшие согласились отдать царство младшему. От Липоксая, которого ученые связывают и с округой гор Рип (Лип; чередования "р:л"), пошли скифы - ав-хаты ( святые "хатты", пращуры хатов-хеттов, создавших около 4 тыс. лет назад державу на землях нынешней Турции). От Арпа-князя - кати-ары ("катить арбу", хеты-арии, геты) и трас-пии (жители Трои). От князя ("сиятельного") Кола, ставшего царем - пара-латы (бары, бояре-"лад-ные", властвующие). Всех этих скифов стали называть сколотами - царскими (но у римлян "склавы" стали означать рабов). Рождение братьев и царствование Таргитая относили к 1514 -1512 годам до н.э. Якобы Таргитай правил ровно за тысячу лет до вторжения в Скифию полчищ Дария I. Почти в ту пору Тархунт (Перун) известен хеттам, а позже - этрускам. Лип, Арп, Кол, как позже Пал и Пап, - наши "ксаи" (цари), пращуры-земляки. И их символы - подарки Зевса - подчеркивают развитый характер экономики Сколотии до четырех тысяч лет назад. Скифский царь Линх (Лис) признавался, по другой легенде, одним из родоначальников земледелия, противостоявшим самой Деметре.

Сколоты у византийцев стали "склавина-ми" (сакалиб у арабов) - славянами. Кол (вероятный земляк Каина и Енога) мог стать летописным Кием. Другие братья - Щеком и Хори-вом. Появилась и сестра их Лыбедь (с именем, созвучным Липоксаю). Паралаты, вероятно, превращались в полян ("боляр" у Борисфена). О родстве наших пращуров-земляков с Зевсом наука и мы почти забыли. А ведь эти земляки имели достаточно высокий уровень развития экономики. Города в округе реки Рось около 4 тысяч лет назад достигали площади в сотни гектаров, имели более тысячи зданий (иногда двухэтажных) и тысячи жителей. Таких крупных селений археологам известно несколько и на территории нынешней России. Население сочетало скотоводство и земледелие, проявляло активность на внешних рынках. А уровень хозяйства в целом указывал на наличие государственности, которая невозможна без денег и кредита. Элементы северного законодательства, затрагивающего отчетность, нашли отражения в законах древних стран южнее Кавказа.

При многовековом распространении христианства образом Георгия Победоносца был заменен очень популярный у античных народов нашей страны образ Геракла, который тоже считался родоначальником, родичем или покровителем северян. Скифы сами себя вели от Зевса, но древние греки считали их потомками именно Геракла. Со времен палеолита по степям севернее Черного моря шли пути кочевников из Азии на край Европы и обратно - на это указывают, например, памятники мадленской культуры. На острове Эрифия у западного края Европы (в округе Гадир) жил великан Герион (Горыныч), у которого Геракл угнал быков. Герой вскоре попал в не обитаемую еще страну, что позже заняли скифы. Склоняли ко сну усталость, непогода, холод. Закутавшись в свиную шкуру, Геракл заснул, а его упряжные кони, отпущенные пастись, пропали. Крупный скот уже несколько тысяч лет назад признавался богатством (большим капиталом), использовался в качестве "крупных денег" (средств платежа и обмена, меры стоимости). До средних веков на Руси "скотница" - копилка, емкость для денег.

Гераклу после пробуждения пришлось исходить всю страну в поисках коней (кое-где даже оставил след своей гигантской ступни на камнях). Наконец, прибыл в землю Гилея ("Лесная": одно из ранних названий части Скифии). Там встретил полудеву-полузмею - Ехидну (или "русалку"). "Дева" согласилась, за страстную любовь, вернуть Гераклу коней. Ныне международные брачные контракты - привычное дело. Так что и в этом наши пращуры-земляки оказались одними из первых. Ехидной же стали, верно, с тех пор называть женщин, которые умело опутывают мужчин брачными узами.

Герой вынужден был жениться, правда, "гражданским браком", но с супружескими обязанностями. От брака родилось трое сыновей: Агафирс, Гелон (имя по созвучию иногда связывают с Ильменем и Шелонью) и Скиф. Как и в случае Зевса и "русалкой", возник демографический оптимум - трое "неумирающих детей" (доживающих до старости) на одну семью. Плохо - все мальчики. Ехидна одна владела страной и спросила, не отослать ли сыновей в Грецию, когда они подрастут. Геракл же рекомендовал ей устроить дома состязание среди сыновей по натягиванию богатырского лука и опоясыванию "толстокожим" богатырским поясом (с золотой чашей на застежке). Победил младший - Скиф, от которого и пошли все

скифские цари. Гелон ("холод", "голь" - бедняк, неимущий) вынужден был селиться севернее, Агафирс - западнее, в округе Карпат и у низовий Дуная. Агафирсы считались зажиточным народом, любящим золотые украшения (связывают с пращурами балтов, молдаван, румын, цыган и т.п.). Эта греческая легенда известна в записях тоже более 24 веков назад. Она также имеет множество трактовок.

Появление луков и стрел ученые нередко относят ко временам мезолита. По мифам, Геракла даже обучил стрельбе из лука скиф (или один из пращуров скифов) Тевтар. Из лука отец Скифа и убил Орла, терзавшего Прометея. Золотая чаша у пояса появилась много позже. Но в целом легенда отражает более глубокий пласт истории, идущий почти от ледниковой поры.

Геродот и другие античные авторы называли одного из египетских фараонов Сесостри-сом (Сезострисом). Он первым прошел по материку, переправился из Азии в Европу, "покорил скифов и фракийцев", оставил в Колхиде часть своих войск. Фараоны Сенусерты I - III правили в 1970 - 1849 годы до н.э. Хотя бы до Сирии, где были форпосты скифов, кто-то из них доходил. Все больше появляется фактов и в пользу более северных походов египтян. Сесос-трис "заставил множество приведенных с собою пленников работать": перетаскивать огромные камни для святилищ, рыть каналы по всей стране. Выходцев из Скифии в Египте оказывались сотни тысяч. Этим гигантам были по силам мегалиты, строительство различных сооружений из огромных камней, которыми сложены и пирамиды.

В связи с натиском на север войск пращура ассирийцев Нина и Сесостриса в Скифии произошли какие-то события, в результате которых в Южное Причерноморье (округа будущей Синопы) переселились дружины молодых скифов Плина и Сколопита, вместе с семьями. Помпей Трог, Юстин и другие авторы I - III веков н.э. рассказывали об этом так:

"Азия платила им (скифам) дань в течение 1 500 лет (с допотопного времени до примерно 2054 года до н.э.); конец уплате дани положил ассирийский царь Нин... В это время двое скифских юношей из царского рода, Плин и Сколо-пит, изгнанные из отечества происками вельмож, увлекли за собой множество молодежи, поселились на каппадокийском берегу у реки Термодонта и заняли соседнюю (равнину )..." (ВДИ. 1949. № 1.С.251).

Они много лет грабили соседние народы -и мужчины были убиты, а женщины превратились в амазонок. Из этого рода была Орития, ставшая женой бога северного ветра Борея. В борьбе против Афин амазонкам помогали дружины Панасагора, сына скифского царя Саги-ла. После Оритии царствовала Пентесилия, прославившаяся в Троянской войне. Так в борьбе возникали внешнеторговые фактории наших пращуров-земляков. Например, Скифополь на месте разрушенного филистимлянами (пелиш-тимами, пеласгами) города Саула, которого сменил белокурый Давид, умевший играть на гуслях (как очень далекий потомок Каина).

Во времена Плина и Сколопита в Каппа-докии появляются хеты, которыми правили царь Питхан и его сын Анитта. Земли Плина фигурируют в Хеттии, как "страна Каска" (Га-га; Кав-каз). "Каски" (протоказаки; чеченское "гас-хи" - русские) часто досаждали правителям Хеттии. И весь этот этно-политический механизм в немалой степени приведен в движение походом Сесостриса, одного из египетских Се-нусертов. Это имена и события истории Скифии, будущей России. Их необходимо знать, о них надо помнить. Подобного почти все страны Европы еще не ведали. А экономика Скифии уже давала основу для мощной государственности, проявлявшей себя и вдали от родной земли. Скифы - как потомки Таргитая (Таргун-та, Перуна) - умели торговать и вели активную торговлю (хлебом, оружием, всякими изделиями). Без счета не обходились. Хлеб ежегодно увозили тысячи судов, скифский экспорт хлеба в иные годы достигал 150 - 200 тыс. тонн (до трех миллионов мешков - медимнов). Только часть Приазовья через Пантикапей (Керчь) ежегодно отправляла в Афины около 400 тыс. медимнов, из них пошлина составляла тридцатую часть товара в пользу приазовского царя. Прибыль от продажи этих 400 тыс. медимнов в Афинах составляла не менее 15 талантов (почти сто тысяч греческих драхм, дневных заработков лучших афинских рабочих).

Монетное дело на юге будущей России (в границах дореволюционных и СССР) стало особой отраслью металлообработки с VI века до нашей эры. В городах Тира (Белгород-Днестровский), Ольвия (округа Николаева), Херсонес (Севастополь), Пантикапей (Керчь) чеканили в общей сложности тонны разнообразных монет на протяжении около тысячи лет. При Владимире и Ярославе Мудром чеканка перемеща-

ется в Киев и Новгород, а затем в Москву и Санкт- Петербург.

Наряду с городами типа Керчи (средневекового Корчева в Тмутараканском русском княжестве) монеты выпускали Фанагория (Тамань), Горгиппия (Анапа), Танаис (округа Ро-стова-на-Дону) и другие причерноморско-при-азовские, но обычно эпизодически или недолго. Эти городские монеты были, главным образом, - из серебра и меди, редко из золота. Технически почти все ничем не отличались от большинства эмиссий в древнегреческом, а затем и в римском мире. Монетные кружки отливались в формах, следы литников заметны на многих монетах. Затем чеканили изображения и надписи (легенды). В античных городах Причерноморья найдены заготовки монет, не успевшие попасть под штемпель. Массив античных отечественных монет в основном следовал общим принципам развития монетного дела со времен Лидии (династию лидийских царей, как и скифских, тоже вели от Геракла). Местные монеты в основном использовались для местных нужд, но иногда вовлекались и в оборот на внешних рынках.

Доминировавшие во внешней торговле интерлокальные монеты (города Кизика, македонских царей Филиппа II, Александра, Лисима-ха, которые так и не смогли покорить Скифию) обычно не имели хождений на внутренних рынках Северного Причерноморья. Внешние монеты требовалось обменивать на внутренние, что говорит о защите внутренних рынков.

Приазовское (Боспорское) царство наряду с городскими монетами выпускало царские, которые с веками вытесняют все остальные. В первые века нашей эры в Приазовье используются только золотые и медные монеты боспорских царей, откуда историки имеют возможность четко прослеживать смены периодов их правления.

Предметы южного (в основном греческого) импорта около 26 веков назад достигают почти верховий Днепра и Дона, особенно много найдено амфор и черепков от амфор ( в них нередко привозили вино, оливковое масло). За амфору, вмещавшую по несколько литров масла или вина, северянам приходилось платить до 15 драхм - стоимость на южных рынках коровы или коня, нескольких овец или свиней. Знать Северного Причерноморья пользовалась, по оценкам Страбона, и "всем прочим, что свойственно цивилизованному образу жизни". Дорогой одеждой, изысканной утварью, изящ-

ной мебелью в каменных особняках и деревянных хоромах.

Скифские цари, например - Скилур во II веке до н.э. в Ольвии, сами чеканили монеты, которые тоже имели широкое хождение.

На экспорт шли хлеб, скот, кожи (и другие продукты животноводства). Славилась соленая рыба из округи Скифии. Иногда продавались и рабы, но работорговля здесь не процветала. Причерноморские города продавали скифской знати обильную продукцию собственных ремесел - столовую и хозяйственную керамику (также и амфоры), металлические и ювелирные изделия, включая и предметы вооружения.

Внутренняя торговля северных городов была привычно сконцентрирована на рыночной площади - агоре (торге в средние века). Для надзора за этой торговлей существовали выборные коллегии агораномов ("рыночных надзирателей"), скифы нередко попадали в такие коллегии в Афинах и других заморских городах. В их функции входили надзор за правильностью пользования мерами и весами, поддержание в порядке торга и его сооружений. Средневековый Торг Великого Новгорода, по сути, имел подобную коллегию в форме купеческого братства "Иваньское сто" (при церкви Ивана на опоках). Братство вводило собственные эталоны мер - пуд медовый, гривенка "вощеная". Крупные афинские купцы имели своих торговых агентов в Пантикапее, а приазовские цари - своих представителей в Афинах. Царская власть монополизировала торговлю хлебом, как затем царский двор контролировал выгодную внешнюю торговлю в дореволюционной России, а большевики - монополизировали эту торговлю в советский период.

Территория античного Пантикапея (Керчи) в самый развитый период не превышала 2 км2, где проживало до 40 - 50 тыс. человек. Другие античные причерноморские города были еще меньше. Но в самой Скифии сплошь деревянные города типа Гелона (Бельск под Полтавой) достигали площади в 36 - 40 км2, где население могло составлять 80 - 120 тыс. человек (в Гелоне были очень большие загоны для скота). Разнообразие жизни вызывало платежеспособный спрос наших пращуров-земляков на сотни различных товаров. И этот спрос задолго до нашей эры в основном удовлетворялся.

Приазовье уже 24 века назад имело развитую систему торговых пошлин. Со всех ввозимых и вывозимых товаров взимался портовый

сбор, вывозная пошлина ("тридцатка", 3,3%). Чаще это касалось экспорта зерна. Если объемы вывоза росли, пошлина сокращалась до 60-й и 90-й частей. В виде особой привилегии приазовские цари давали иноземцам право беспошлинной торговли - "ателии". Иногда такое право даровалось целым городам типа Афин, если они поддерживали с Приазовьем масштабные и устойчивые экономические связи. Без учета и отчетности проводить такую экономическую политику было бы невозможно.

В кредит проводилась часть крупных торговых операций. За это декретом Афин в 346 году до н.э. прославлялись сыновья приазовского царя Левкона ("левки" - белые). Об этом говорил и знаменитый Демосфен (по матери он был родом из Приазовья). Левкон в 357 году прислал в Афины хлеб в кредит, от продажи этого хлеба выручили 15 талантов (90 тыс. драхм), которые использовались на благо греческой столицы. В ответ приазовский царь получил в Афинах право беспошлинной торговли. Так что "кредит" как бы превратился во "взятку", комиссионные при продолжении выгодных контрактов.

Активное использование иноземных денег в Афинах прекращалось специальными законами. Нарушавшие закон подвергались различным наказаниям. Иноземные монеты по списку сдавались на монетный двор, о чем сообщалось на доске публичных объявлений.

Античное прошлое отечественных кредитно-денежных отношений должно быть глубоко осознано и стать основой для выявления долговременных тенденций этих отношений. Это тре-

буется и для настоящих профессиональных бухгалтеров...

Минула почти тысяча лет со времен наследников Зевса - Таргитая и его сыновей. Округу между Волгой и Доном до Кавказа во времена известного библии ассирийского царя Асархад-дона ("царя-аса от Дона") контролировал, вероятно, скифский царский род Ишпакая-Парта-туа. Между Доном и Днепром властвовал Спар-гапиф - основатель рода будущих победителей Дария I. А от Днепра до Дуная и Скифией в целом правил царь Ари-ант. Чтобы узнать численность скифов, он под страхом смерти потребовал от каждого по бронзовому наконечнику стрелы. Из наконечников сделали бронзовую чашу с толщиной стенок в "шесть пальцев", вмещавшую 600 амфор жидкости (несколько кубометров, тонн). Это событие условно относят к 650 году. По подсчетам ученых, Скифию тогда населяли до 6 - 13 млн человек, способных держать в руках оружие, - мужчин и женщин. Огромный сосуд, как памятник Ари-анту и его державе, поместили у горького источника с привлекательным для славян названием "Эк(о) сам пей!" Это название было известно уже 25 веков назад "отцу истории" Геродоту. Акция Арианта была попыткой сплотить народы Скифии во имя какой-то единой политики, что проявила бы страну как ведущую державу античного мира - еще до крупных успехов Персии и Греции. Такая политика во многом удалась. И здесь уже требовались государственные учет и отчетность, о чем разговор необходим особый.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.