Научная статья на тему 'ИСТОКИ КОНСТИТУЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ'

ИСТОКИ КОНСТИТУЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
11
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конституционная культура / Древняя Русь / конституционные ценности / природные ценности / правовая культура / общинная культура / быт / племенные объединения / догосударственные сообщества / международные договоры / Византия / вече. / constitutional culture / Ancient Rus / constitutional values / natural values / legal culture / communal culture / way of life / tribal associations / pre-state communities / international treaties / Byzantium / veche.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Каландаришвили Зураб Нодарович, Лисицын Дмитрий Владимирович

Авторы в своей статье исследуют формирование и развитие истоков конституционной культуры в эпоху Древней Руси, полагая, что общинную культуру восточных славян можно называть ранее конституциональной, поскольку возникшая у них аксиологическая система убеждений, представлений, правосознания сложилась в идеологию регулирования общественных отношений демократического и либерального характера. Все эти сложные социальные и духовно-нравственные процессы дали мощнейший толчок в дальнейшем для становление либерального и демократического конституционного режима, что положительно отразилось в плане развития русской конституционной культуры, так как осмысление практики и мироздания социальных отношений рождали конституционные представления, которые в результате социального опыта предыдущих поколений складывались в твердые убеждения, которые создавали юридические модели общественных отношений. Эти естественные ценности и составляли ядро протоконституциональности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGINS OF CONSTITUTIONAL CULTURE IN ANCIENT RUSSIA

The authors in their article explore the formation and development of the origins of constitutional culture in the era of Ancient Russia, believing that the communal culture of the Eastern Slavs can be called constitutional earlier, since the axiological system of beliefs, ideas, and legal consciousness that arose among them developed into an ideology of regulating public relations of a democratic and liberal nature. All these complex social and spiritual and moral processes gave a powerful impetus to the further formation of a liberal and democratic constitutional regime, which had a positive impact on the development of Russian constitutional culture, since the understanding of the practice and the universe of social relations gave rise to constitutional ideas, which, as a result of the social experience of previous generations, formed firm beliefs that created legal models public relations. These natural values formed the core of protoconstitutionality.

Текст научной работы на тему «ИСТОКИ КОНСТИТУЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ»

КАЛАНДАРИШВИЛИ Зураб Нодарович,

заведующий кафедрой теории права и правоохранительной деятельности Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат юридических наук, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: zurab.kalandarishvili@yandex.ru

ЛИСИЦЫН Дмитрий Владимирович,

аспирант 2 года обучения кафедры теории права и правоохранительной деятельности Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов,

e-mail: song2@mail.ru

ИСТОКИ КОНСТИТУЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Аннотация. Авторы в своей статье исследуют формирование и развитие истоков конституционной культуры в эпоху Древней Руси, полагая, что общинную культуру восточных славян можно называть ранее конституциональной, поскольку возникшая у них аксиологическая система убеждений, представлений, правосознания сложилась в идеологию регулирования общественных отношений демократического и либерального характера. Все эти сложные социальные и духовно-нравственные процессы дали мощнейший толчок в дальнейшем для становление либерального и демократического конституционного режима, что положительно отразилось в плане развития русской конституционной культуры, так как осмысление практики и мироздания социальных отношений рождали конституционные представления, которые в результате социального опыта предыдущих поколений складывались в твердые убеждения, которые создавали юридические модели общественных отношений. Эти естественные ценности и составляли ядро протоконституциональ-ности.

Ключевые слова: конституционная культура, Древняя Русь, конституционные ценности, природные ценности, правовая культура, общинная культура, быт, племенные объединения, догосударственные сообщества, международные договоры, Византия, вече.

KALANDARISHVILI Zurab Nodarovich,

Head of the Department of Theory of Law and Law Enforcement Saint-Petersburg University of the humanities and social sciences, Associate Professor of the Department of Theory of Law and Civil Law Education Russian State Pedagogical Herzen University, candidate of legal sciences, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

LISICIN Dmitri Vladimirovich,

2st year postgraduate student of the Department of Theory of Law and Law Enforcement, Saint-Petersburg University of the humanities and social sciences

THE ORIGINS OF CONSTITUTIONAL CULTURE IN ANCIENT RUSSIA

Annotation. The authors in their article explore the formation and development of the origins of constitutional culture in the era of Ancient Russia, believing that the communal culture of the Eastern Slavs can be called constitutional earlier, since the axiological system of beliefs, ideas, and legal

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

consciousness that arose among them developed into an ideology of regulating public relations of a democratic and liberal nature. All these complex social and spiritual and moral processes gave a powerful impetus to the further formation of a liberal and democratic constitutional regime, which had a positive impact on the development of Russian constitutional culture, since the understanding of the practice and the universe of social relations gave rise to constitutional ideas, which, as a result of the social experience of previous generations, formed firm beliefs that created legal models public relations. These natural values formed the core of protoconstitutionality.

Key words: constitutional culture, Ancient Rus, constitutional values, natural values, legal culture, communal culture, way of life, tribal associations, pre-state communities, international treaties, Byzantium, veche.

Процесс становления отечественной конституционной культуры необходимо рассматривать, обратившись прежде всего к ее историческим корням. Можно утверждать, что процесс зарождения зачатков протоконституционной культуры начался в нашем Отечестве с появлением догосударственных объединений восточнославянских племен.

Основы протоконституционной культуры и протоконституционализма возникают уже с момента развития человечества в догосударственных, т.е. традиционных, примитивных обществах, когда члены общины держались вместе чтобы выжить, боролись вместе с зарождающейся государственной властью в эпоху становления раннего государства. В тот период обычаи и неотделимо связанные с ними религиозные догматы, реализовали естественные ценности и, прежде всего, «жизнь человека», как высшую ценность, представляют собой выработанные человеческим разумом регуляторы общественных отношений. При этом выработка правил взаимопомощи и способность к эмпатии, т.е. к восприятию чужих страданий как своих, способствовало развитию принципов совместного общежития ведущих к повышению выживаемости общинной группы, что как следствие являлось позитивным фактором.

Способ правового регулирования общественных отношений в традиционном обществе был природный, т.е. естественный и нес в своей основе примитивные зачатки конституционной культуры.

Целью правового регулирования общественных отношений являлось сохранение и прогрессивное развитие людских сообществ. Правовой режим и соответствующее ему правосознание возникли постепенно естественным путем в результате социальных коммуникаций между членами сообществ. В основе их лежали естественные природные ценности.

Осмысление практики и мироздания социальных отношений рождали представления, которые в результате социального опыта предыдущих поколений складывались в твердые убеждения,

которые создавали юридические модели общественных отношений. Эти естественные ценности и составляли ядро протоконституциональности в догосударственных сообществах. Закрепление этих принципов в виде неписанных правил, поддерживаемых в том числе мифо-ритуальным комплексом, можно считать основными зачатками зарождения протоконституционной культуры, которая разрабатывалась не государственной властью, а социальной деятельностью людей в процессе их непростой жизнедеятельности.

Все эти вышеописанные процессы были актуальны и для догосударственных образований жителей Древней Руси - восточных славян, которые являются предками современного русского, белорусского и украинского народов.

Еще выдающийся мыслитель ХХ в. Н.А. Бердяев в своей знаменитой работе «Истоки и смысл русского коммунизма» писал, что «история русского народа развивается через «прерывность» и «изменение типа цивилизации», а в государственно-правовом развитии, не существует «органического единства»[1, а76].

Российская конституционная культура своими корнями уходит в глубокие пласты национальной и правовой культуры. Древнейшими источниками конституционной культуры были обычаи славянских племен. Следуя установленной еще «Повестью временных лет» традиции, выделяют 12 крупных племенных объединений, которые делились еще на 150 более мелких племен [5, а112].

Подобное число представляется скорее творчеством церковного летописца, следующего классическому принципу средневекового историо-писания, согласно которому смысл исторических событий раскрывается через сопоставление с Библией, а история повторяется трижды — в Ветхом Завете, Новом Завете и современности.

Эти племенные союзы в IV—VII вв. объединялись в особые территориально-государственные общности - древнерусские земли. При разложении родовых общин и возникновении княжеств-земель обычаи превращались в обычное

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

право. Формами обычного права в Древней Руси служили акты юридических сделок, судебные акты (жалованные грамоты, купчие, духовные грамоты, накладные и т. п.). Другим важным источником древнерусского права является заимствование иностранного законодательного материала.

Как известно, уже с IX в. на Руси практиковалось приглашение на правление скандинавских князей. Наибольшей известностью пользуется исторический факт приглашения новгородцами князя Рюрика с дружиной в 862 г. Приглашенные князья со своими дружинами вели многочисленные войны, совершали набеги на Византийскую империю. Поэтому важным источником права в ту эпоху становятся княжеские договоры с иностранными государствами, а через них - рецепция чужих законов. Так, в X в. с Византией было заключено четыре договора: в 907 и 911 гг. князем Олегом, в 945 г. князем Игорем, в 972 г. — князем Святославом. В этих договорах содержалось смешанное русско-византийское право с преобладанием, однако, в его составе русских обычаев. Все это говорит о характере влияния иностранного элемента, сохранявшегося и в последующее время: при максимальной восприимчивости к форме, технике, подчас более разработанной в иностранном праве и служившей мощным стимулом правового развития, русские стремились сохранить и оформить через него собственные традиции и обычаи. Договоры с греками стали первой формой письменного объективирования русского обычного права.

Принятие христианства в Древней Руси в 988г произвело революционное воздействие на всю русскую культуру, включая конституционную и правовую культуру. Так, принятие христианства не привело к полному отмиранию древнерусского национального права, которое сохранило и даже упрочило свою традиционно-обычную основу. От Византии был воспринят ряд более совершенных в технико-юридическом отношении светских правовых кодексов, а также введено новое — церковное право, которое регулировало вопросы семьи и брака. Источником самостоятельной письменной юридической формы в русской правовой системе выступила государственная власть. Согласно летописным памятникам во времена Владимира Крестителя было создано несколько уставов (постановлений власти по одному или нескольким вопросам), а в дальнейшем традицию издания законодательства в форме уставов продолжил Ярослав, его сыновья и их потомки. В XI в. был подготовлен крупный законодательный акт — Русская Правда, представлявшая собой своеобразную обычно-правовую инкорпорацию, состав-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

ленную из княжеских уставов, обычного права и византийских правовых актов. Православие стало каналом передачи мирового политического, правового и конституционного опыта, и, прежде всего, византийской политико-правовой идеологии, которая удачно ложилась на восточнославянские традиции и видоизменялась применительно к российским условиям.

По верной мысли Т.В. Корецкой, «под влиянием географического фактора, благодаря широте и протяженности территории, заселенной восточными славянами, и возможности в любой момент уйти от противостояния с кем бы то ни было путем простого переселения на новые неосвоенные территории, славяне не только осуществляли «народную колонизацию», но и сформировали в собственном мировоззрении позицию терпимости по отношению к политическим и религиозным оппонентам. Это качество стало частью правосознания славян и было усилено под влиянием православной идеи терпимого отношения к инакомыслящим, что в корне отличало его от официальной позиции католической церкви [2, а41-42].

Следует, правда, отметить, что такая версия является итогом современной картографии и восприятия «границ» между племенами в современном территориальном духе. На практике восточнославянские племенные сообщества представляли собой группу поселений, прижимающихся к городам, которые строились вдоль русел рек. Реки играли роль дорог - как в торговом смысле, так и в военном. При этом огромные территории оставались незаселенными и с точки зрения того времени были «ничьими» и не представляли никакого интереса. Отсутствие дорог и непроходимые леса также не способствовали активному переселению.

Ведущую роль в создании крупных национальных правовых форм начиная с XI в. стало играть само государство. Государство определяло динамику, средства законодательного процесса. Специфика русской правовой системы во многом предопределяется уже на ранних этапах, в том числе через взаимодействие со сложной, нетрадиционной природой государственности России. Принято считать, что русское государство возникло в виде отдельных земель-княжеств раннефеодального типа. Поэтому и русское право принято рассматривать как право феодальное, подчиняя этому понятию, отражающему европейский ход историко-правового развития.

Древняя Русь представляла из себя союз общин, в виде союзов племен, где более сильное племя подчиняло более слабое и прививало ему основы своей культуры.

Общинную культуру можно называть ранее конституциональной, поскольку возникшая у новгородцев аксиологическая система убеждений, представлений, правосознания сложилась в идеологию регулирования общественных отношений демократического и либерального характера.

В результате уже позже было создано экономически состоявшееся, уникальное государство -Новгородская республика, существовавшая с 1136 года по 1478 год.

Фундаментальным элементом конституционной культуры земского строя Древней Руси был институт вечевых собраний, включавший всех свободных жителей старшего города: «простых людей», лиц духовного звания, бояр и князя. Вече как общеземский орган, предназначенный для согласования воли всех «ветвей власти» — князя, бояр и народа, выступал источником соборной природы русского права. Обычай собирать вечевые собрания существовал в X— XIII вв. во всех древнерусских землях: Новгородской, Смоленской, Киевской, Полоцкой, Псковской, Ростовской, Волынской, Галицкой, Рязанской и Черниговской. Особенно значима была роль вече в Новгородской и Псковской республиках. Традиции вече восходят к многотысячелетним традициям народных собраний, идущих от родоплеменных советов восточнославянских племен и представляют из себе важный на тот период элемент конституционной культуры. Вече принадлежали значительные права, среди которых основными следует назвать законотворчество, вопросы внешней политики, войны и мира, внутреннего государственного устройства (призвание и смещение князей, назначение и смена чиновников), финансы (введение налогов, сбор средств для ведения войны). Кроме этого, вече могло выступать в качестве судебного органа. Все это, разумеется, не говорит о полновластии вече. При принятии решений вечем действовал принцип единогласия, не устранявший, конечно, политической борьбы, подчас весьма острой. Однако сам по себе этот принцип свидетельствует о концептуальности данного органа для земского строя, выражавшего единство и полноту волеизъявления всех социальных групп.

Следует отметить, что уже в этот период Древней Руси был заложен начальный цикл русской государственности - были заложены основы своеобразного для будущей России разделения власти между органами государственного аппарата, князем, Боярской думой и вечем, которые стали прообразами трех тенденций в развитии государственности - монархической, аристократической и демократической.

Согласно традиционному подходу, процессы феодализации социальных отношений на Руси были схожи с аналогичными процессами, происходившими в то время на территории Западной Европы.

Однако у восточных славян эти процессы протекали медленнее по причине прочности сельской соседской общины, выступавшей пережитком родового строя и важным элементом конституционной культуры.

Другую интерпретацию предложил русский и советский историк М.Н. Покровский. В своих еще дореволюционных работах он выдвинул тезис, согласно которому в восточно-славянском обществе можно усмотреть параллели не с западной феодальной системой, а скорее с системой городов-государств, в которой города играют роль племенных центров, а носителем верховной власти является вся община, включающая как собственно городское, так и единоплеменное сельское население [4, а78-79].

Такой подход позволял рассмотреть события эпохи Древней Руси в виде двух параллельно существующих систем — межкняжеских отношений и деятельности единых общинных структур.

Как верно в этой связи считает Л.С. Лаврентьева «для русских, с древних времен, сберегающих коренные основы своего традиционного общества, помимо права это всегда делали обычаи, этические правила, которыми руководствовалась многочисленная семья с разветвленными родственными связями, деревенская община, или, как тогда говорили, мир»[3,а7].

Таким образом, в генезисе русского государства эпохи Древней Руси заметны особенности, определившие последующее развитие отечественной конституционной культуры. К ним относятся:

—земское устройство государства, т. е. территориально-общинная, соборная организация власти (в отличие от лично-вассальных отношений западных феодальных монархий);

—устойчивость в системе власти демократической компоненты в виде вечевых собраний;

—отсутствие феодальной раздробленности государства в его западноевропейском смысле с сохранением на всем протяжении удельного периода в X—XII вв. внутренней целостности земель как исторического фундамента будущих федеративных отношений и движения к объединению в крупное национальное государство. Все это предопределило в структуре русской национальной конституционной культуры формирование принципа соборного единства как первоосновы общерусской конституционной культуры.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

Список литературы:

[1] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Азбука, 2016. С.76.

[2] Корецкая Т.В. Становление российского конституционализма // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 19(234). Право. Выпуск 28. С. 41-42.

[3] Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. - СПб.: Паритет, 2004. С. 7.

[4] Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен. -Т.1. - СПб.: Полигон, 2002. С.78-79.

[5]Сухомлинов М. И. О древней русской летописи как памятнике литературном. — СПб., 1856. С.112.

Spisok literatury:

[1] Berdiaev ^А. i smysl russkogo кот-munizma. - М.: Azbuka, 2016. S.76.

[2] Koretskaia T.V. Stanovlenie rossiiskogo коп-stitutsionalizma // Vestnik Cheliabinskogo gosudarst-vennogo universiteta. 2011. № 19(234). Р^о. Vypusk 28. S. 41-42.

[3] Lavrenteva L.S., Smimov 1и.1. Kultura russ-^до naroda. Obychai, obriady, zaniatiia, folklor. -SPb.: Paritet, 2004. S. 7.

[4] Pokrovskii M.N. Russkaia istoriia s drevnei-shikh vremen. -Т.1. - SPb.: Poligon, 2002. С.78-79.

[5] Sukhomlinov М. I. О drevnei russkoi letopisi kak pamiatnike literaturnom. — SPb., 1856. S.112.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.