Научная статья на тему 'ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ'

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
834
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РОДОВАЯ ОБЩИНА / ПЛЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / СОЮЗЫ ПЛЕМЕН / СОЗДАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жильцов Сергей Васильевич

Статья посвящена актуальным проблемам становления органов власти и управления в условиях эволюции славянского общества, вплоть до создания раннефеодального государства Киевская Русь. В работе исследуются основные этапы развития социально-экономических отношений восточных славян, рассматриваются истоки формирования основных органов власти, их полномочия и компетенция. Рассматривается социально-экономический уклад восточных славян на различных этапах общественного развития, а также обычаи, которые регулировали жизнь общины, и их роль в социально-правовом значении, как регуляторов уклада общинной жизни. Особое внимание уделяется факторам, предопределившим поступательное развитие славянского общества к совершенствованию общественных отношений и закономерному образованию государства. В заключение работы подводятся основные итоги и выводы социально-экономическому развитию восточных славян в период их общественной эволюции до создания собственной государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION OF AUTHORITIES IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF THE STATE “KIEVAN RUS”

The article is devoted to the actual problems of the formation of authorities and management in the conditions of the evolution of Slavic society, up to the creation of the early feudal state Kievan Rus. The paper examines the main stages of the development of socio-economic relations of the Eastern Slavs, examines the origins of the formation of the main authorities, their powers and competence. The socio-economic structure of the Eastern Slavs at various stages of social development is considered, as well as the customs that regulated the life of the community, and their role in the socio-legal significance as regulators of the way of communal life. Special attention is paid to the factors that predetermined the progressive development of Slavic society towards the improvement of public relations and the regular formation of the state. In conclusion, the paper summarizes the main results and conclusions of the socio-economic development of the Eastern Slavs during their social evolution before the creation of their own statehood.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ»

Этапы становления органов власти в условиях формирования государства Киевская Русь

Жильцов Сергей Васильевич,

д.ю.н., профессор, профессор кафедры «Теория и история государства и права», ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» E-mail: zhiltsov60@mail.ru

Статья посвящена актуальным проблемам становления органов власти и управления в условиях эволюции славянского общества, вплоть до создания раннефеодального государства Киевская Русь. В работе исследуются основные этапы развития социально-экономических отношений восточных славян, рассматриваются истоки формирования основных органов власти, их полномочия и компетенция. Рассматривается социально-экономический уклад восточных славян на различных этапах общественного развития, а также обычаи, которые регулировали жизнь общины, и их роль в социально-правовом значении, как регуляторов уклада общинной жизни. Особое внимание уделяется факторам, предопределившим поступательное развитие славянского общества к совершенствованию общественных отношений и закономерному образованию государства. В заключение работы подводятся основные итоги и выводы социально-экономическому развитию восточных славян в период их общественной эволюции до создания собственной государственности.

Ключевые слова: эволюция; общественные отношения; родовая община; племенная организация; социальная дифференциация; военная демократия; союзы племен; создание Древнерусского государства.

S2

см см о см со

Процесс становления государственности у восточных славян имел объективную закономерную основу эволюции общественного развития человечества. Органы управления раннефеодального государства Киевская Русь начали формироваться еще в недрах племенных объединений восточных славян. К сожалению, отсутствуют письменные источники этого периода времени славянского происхождения. Весьма скудные сведения, которые мы имеем о славянах в догосударственный период, кроме «Повести временных лет» летописца Нестора, которая является позднейшим, опосредованным описанием событий, которые произошли в истории древних славян, содержатся еще в ряде работ древнейших авторов. В письменных источниках славяне упоминаются под названием венедов, энетов, ин-дов, сколотов, которые встречаются у древнегреческих и римских писателей VII—I вв. до нашей эры (Ге-сиод, Геродот, Софокл, Скилак Кариандский, Корнелий Непот). Писатели VI века Иордан и Прокопий Кесарийский говорят, что современные им славяне и анты носили ранее одно имя. Иордан называет это имя - венеды [1, с. 71-72, 80].

Древнегреческий историк Геродот (V век до нашей эры) посещал при жизни Среднее Поднепро-вье и сообщает о славянах весьма любопытные сведения, которые дают возможность определить уровень их общественного развития. Геродот пишет о Скифии, под которой историк понимал огромное, достаточно условное пространство в Восточной Европе и определял его как квадрат, площадью 700 километров на 700 километров. По времени прохождения это расстояние определялось 20 дням пути. Территория обитания славян доходила до Черного моря.

Геродот под скифами понимал степных скотоводов, которые не ведали постоянных оседлых поселений. Это были кочевники, вынужденные пасти стада в поисках плодородных земель. Однако Геродот упоминает и жителей Среднего Приднепровья, которые жили в лесостепной полосе и вели оседлый образ жизни. Они были земледельцами. У них был даже языческий праздник плуга, который им, по их верованиям, подарил бог неба. Геродот отмечает, что греки ошибочно относят их к скифскому народу, а на самом деле, их называли сколотами. Необходимо отметить, что археологи выявили на территории лесостепной полосы три основные группы культурных слоев, которые соответствуют обитанию племени сколотов на Среднем Днепре.

Обнаруженные огромные «царские» курганы на Киевщине, изделия из других государств, най-

денных в захоронениях славянской знати, говорят о развитой социальной дифференциации прасла-вянского общества. Это позволило Б.А. Рыбакову сделать вывод, что «социальный строй среднедне-провских славян еще за полторы тысячи лет до Киевской Руси оказался на пороге государственности» [2, с. 27].

Однако каких-либо дополнительных сведений, которые могут прояснить характер общественных отношений у восточных славян в этот период времени мы не имеем. Видимо, процесс генезиса феодализма у праславянского общества растягивался на несколько столетий и шел весьма неравномерно.

Эволюцию общественных отношений, закономерно приведших к образованию раннефеодального государства и его органов, упрощенно можно представить, как процесс перехода от родовой общины к соседской - объединение в племена - союзы племен - в союзы союзов племен - образование крупнейших политических протогосударственных центров - образование Древнерусского государства. Процесс этот многомерен, и в нашу задачу не входит рассмотрение всех аспектов данной проблемы. Но можно выделить главные, ключевые факторы, касающиеся расслоения общества на бедных и богатых и последующей дифференциации общества на антагонистические классы, что привело к формированию государства и его органов.

В I тысячелетии до нашей эры славяне жили в условиях родовой общины, которая с течением времени перерастала в соседскую. Родовая община представляла собой коллектив ближайших родственников. Численность членов общины в основном составляла 80-100 человек.

Характерными чертами патриархальной общины являются: коллективная собственность на орудия производства; низкий уровень производительных сил: использование примитивных орудий труда из камня и деревянных орудий для обработки земли, вплоть до начала I тысячелетия нашей эры. Вследствие применения простейших орудий труда, и соответственно низкого уровня производительности, - коллективный труд членов общины был необходимостью; низкий уровень производительности труда предопределил и условия уравнительного распределения продуктов между всеми членами общины. Поэтому социальное неравенство в обществе возникнуть не могло. Главой рода был старейшина - буквально самый старейший и уважаемый человек в роде, который был хранителем обычаев и выступал в качестве распорядителя и судьи по всем спорным вопросам.

Эволюция общественного развития у восточных славян, впрочем, как и у народов мира, была непосредственно связана с усовершенствованием орудий производства и, как следствие, с повышением производительности труда. Это было уже заметно в первые века нашей эры. Деревянные сельскохозяйственные орудия труда постепенно заменялись на орудия труда из металла. В частности, у восточных славян появляется в этот период времени рало с железным наконечником.

Следствием развития производительных сил во И-М вв. нашей эры было разложение родовой общины, которая постепенно перерастала в вервь - территориальный поселок больших патриархальных семей. Отдельная семья могла уже вне зависимости от членов рода обеспечивать себя всем необходимым для жизни. По археологическим раскопкам этого периода известны небольшие поселения, с найденными в них сельскохозяйственными железными орудиями труда, что свидетельствует о том, что даже отдельная семья владела совершенными на то время орудиями производства и необходимыми запасами [3, с. 767].

Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование родовых коллективов. Отдельные семьи объединялись уже не на основе родства, а на основе общности хозяйственной жизни. Уже на этом этапе общественного развития постепенно начинают появляться тенденции имущественного неравенства, причиной которых были различные темпы производительности труда у отдельных семей.

Племенная организация восточных славян первой половины I тысячелетия изучена недостаточно. По-видимому, во главе племени стоял вождь. Кроме этого, существовал совет старейшин и верховный орган племенного самоуправления и суда, народное собрание - вече.

Приблизительно с V-VI веков нашей эры у восточных славян начинается постепенное разложение первобытнообщинных отношений и формирование раннефеодальных отношений. Этот процесс был обусловлен возникновением имущественного неравенства, повлекшее за собой выделение господствующего слоя феодалов и соответственно образование органов государственной власти, формировавшихся из числа родоплеменной, патриархальной и военной аристократии. Можно выделить несколько путей социальной дифференциации общества.

Во-первых, разложению первобытнообщинных отношений и имущественной поляризации членов соседской общины способствовало развитие ремесла, которое влечет за собой развитие обмена, внутренней и внешней торговли. Уже начиная с VI века, по данным археологии, наблюдается возникновение городов, создается г. Киев, первоначально возникший как ставка вождя на месте пересечения торговых путей [4, с. 90-107].

Город VI века - это центр племенного общества, где и зарождались элементы государственности, -органы управления. В городе регулярно проводились вечевые собрания, собирались старцы градские для обсуждения насущных вопросов городского поселения. В поселениях особенно быстро обогащались те, кто был связан с торговлей. Раз- р витие торговли, т.е. увеличение торговых связей Д между жителями города, породило необходимость Ч

1-1 ГТ1

денежного обращения. Деньги стали мерилом сто- К

имости товара. ё

Денежная система на Руси изменялась и совер- у

шенствовалась по мере развития общественных А

отношений. Наиболее ранняя денежная единица, так называемая кунная система, в качестве мерила стоимости товаров имела пушнину. Постепенно древнерусское общество переходило на монеты из серебра. Это произошло в период VNMX столетий [5, с. 45-46].

Развитие торговых отношений и, соответственно денежного обращения, способствовали процессу убыстрения имущественного расслоения населения Руси, а, следовательно, и социальной дифференциации древнерусского общества.

Таким образом, денежное обращение, наряду с другими факторами, являлось одним из способов развития феодальной зависимости. Кабала станет одним из действенных инструментов развития крепостничества.

Можно провести аналогию становления этой группы привилегированных людей на Руси с аналогичной социальной группой в Германии. По свидетельству Тацита, у древних германцев была знать по рождению. Но эта знать приобретала соответствующий статус на основании богатого имущества (gospodinъ, gospoda, gospodь). В Русской Правде богатый человек обозначен как «господин».

Во-вторых, основанием высокого положения племенных старейшин, глав родов и патриархальных фамилий был возраст. Постепенно старейшины, авторитет которых был непререкаем, присваивали в результате распада общинной собственности сначала доходы с общинных земель, а затем приобретали и сами земли. Власть старейшин давала им преимущества и в торговых операциях. Закабаляя своих соплеменников, старейшины постепенно перерождаются в феодалов, представителей господствующего класса. В древнерусском языке термины с корнем «стар» обозначали представителей родовой аристократии, к которым относились старцы, старейшины и старосты [6, с. 20].

В-третьих, социальной дифференциации также способствовала военная организация племен. Выделение военной аристократии в лице князя и дружинников имело объективный характер. В V-VII вв. продолжалось великое переселение народов, в котором активное участие принимали и славяне. Летописец писал об этом: «Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская» [7, с. 11]. Переселение народов неизбежно приводило к военным столкновениям. Чтобы отстоять свою независимость и право на новые земли, племена избирали себе военачальников, которые набирали себе охочих людей в военное содружество. То есть формировались военные дружины, - боеспособные воинские части.

Термин «дружина» в древности обозначал всякое содружество, союз, общность. Уже в этот период военная организация славянских племен, и успешные военные походы, способствовали обо— гащению князей и дружинников. Известно, что уже 2 начиная с VI века славянские племена совершали й успешные военные походы на Византию. Из воен° ных походов дружинники приводили пленных, ко-ав торые становились холопами (рабами). По мнению

В.В. Мавродина, раб-пленник назывался челядином [5, с. 62]. Термин «челядин» появляется раньше, чем термины «раба» и «холоп», использованные в Русской Правде и обозначавшие рабов-соплеменников. Таким образом, у восточных славян начало утверждаться рабство как первая форма деления общества на классы. Князь с дружиной не только захватывали военную добычу, но и облагали покоренное население данью, буквально кормясь за счет поборов с местного населения и постепенно закабаляя своих сородичей и соплеменников.

Постепенно, в военно-политических целях, племена стали объединяться в более крупные образования - союзы племен. Например, как считает Б.А. Рыбаков, уже в VI веке, образовался союз среднеднепровских племен, выразившийся «в слиянии двух групп славянских племен - Руси (бассейн Роси) и Поляне (Киев и Чернигов)» [2, с. 36]. Это слияние отразилось в летописной фразе «Поляне, яже ныне зовомая Русь».

Период ^^И вв.) в истории восточнославянского мира, можно определить, как военную демократию. Ф. Энгельс, характеризуя военную демократию, писал, что «...главный отличительный признак ее - военное предводительство, при наличии наряду с ней совета вождей и народного собрания...» [8, с. 107]. В этот период власть в славянских племенах отражала основные принципы организации позднейших государственно-властных структур Киевской Руси, а органы власти - князь, совет вождей, народное собрание (вече) - были прообразами органов власти раннефеодального государства. Более того, по мнению М.Б. Свердлова, на Руси в VII—IX веках племенные союзы имели собственные Правды (изустные своды обычаев). Однако все Правды имели один первоисточник праславянского периода V-VI веков - Закон Русский [9, с. 17].

С формированием союзов племен устанавливается определенная иерархия среди вождей. Слово «вождь» происходит от производных глаголов «вести», «водить» [10, с. 222-223] и означало, с нашей точки зрения, руководителя племени, который водил сообщество соплеменников (одного рода) в поисках новых земель, руководя военной организацией племени. В условиях сложения союзов племен вождь племени получает наименование светлого князя, а вождь союза племени - князя князей. Слово «князь», очевидно, уже обозначает военного предводителя племени в период времени, когда основные территории племен, союзов племен были уже определены и стабильны.

У князей были основные властные полномочия. Они обладали высшей военной и судебной властью, руководствовались не только обычаями -Законом Русским, но и сами активно воздействовали на общественную жизнь общества. По мнению М.Б. Свердлова, в этот период у славянских племен начался процесс замены обычая кровной мести на выкуп [9, с. 17]. Племена в военно-политических целях объединялись в еще более крупные формирования - союзы племен.

К VIII веку на территории, населенной славянскими племенами, образовалось 14 союзов племен, которые и стали основой образования Древнерусского государства. На Среднем Поднепровье с центром в Киеве и бассейне реки Роси складывается понятие «Русская земля» - протогосудар-ственное объединение, куда вошло большинство из известных восточнославянских племен. Эти земли дали впоследствие название целому государству.

Завершающий организационный этап создания Древнерусского государства происходил в IX веке. Согласно «Повести временных лет», варяжский конунг (военный предводитель) Олег, отпросившийся у новгородского князя Рюрика в 882 г., совершил военный поход на Киев, где в то время правила, по мнению Б.А. Рыбакова, старокиевская династия киев, два брата - Дир и Аскольд. Олег обманом и хитростью завладел Киевом, вызвав на переговоры братьев, якобы для торговых переговоров, ибо представлялся предводителем купеческого каравана. В результате Дир и Аскольд были убиты. И два крупнейших политических центра - Киевский и Новгородский были объединены. Столицей стал Киев. Известно, что уже после объединения в 882 году северо-западных и южных территорий восточных славян слово «Русь» использовалось как в широком смысле - для обозначения государства в целом, так и в узком смысле - для обозначения «Киевщины» - центра объединения восточнославянских племен.

Таким образом, становление русской государственности, вплоть до образования раннефеодального государства «Киевская Русь», имело закономерные этапы эволюции общественного развития, через которые прошли большинство народов, создавших собственное государство. К этапам значимых общественных объединений восточных славян следует отнести образование племен, союзов племен, протогосударственных объединений и образование древнерусского государства «Киевская Русь» в IX веке, после объединения Киевского и Новгородского центров.

Литература

1. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica / Вступительная статья, перевод, комментарий Е.Ч. Скржинской. - М.: Издательство восточной литературы, 1960. - 505 с.

2. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. - М.: Молодая гвардия, 1987. - 349 с.

3. Всемирная история. Эллинистический и римский периоды / Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М., Воротникова О.А., Глобус А.М. - М.: АСТ, Минск: Харвест, 1999. - 854 с.

4. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. - М.: Наука, 1982. - 590 с.

5. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. - М.: Высшая школа, 1971. - 191 с.

6. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. - Л.: Наука: Ле-нингр. отд-ние, 1983. - 238 с.

7. Повесть временных лет [Текст] / пер. Д.С. Лихачева, О.В. Творогова; коммент. А.Г. Боброва, С.Л. Николаева, А.Ю. Чернова при участии А.М. Введенского и Л.В. Войтовича; 129 ил. Мюда Мечева. - Санкт-Петербург: Вита Нова, 2012. - 507 с.

8. Сочинения. Т. 21 / Маркс К., Энгельс Ф. - 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1961. - 745 с.

9. Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской Правде. - М.: Юрид. лит., 1988. - 174 с.

10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 1. - М.: Рус. яз., 1998. -699 с.

STAGES OF FORMATION OF AUTHORITIES IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF THE STATE "KIEVAN RUS"

Zhiltsov S.V.

Togliatti State University

The article is devoted to the actual problems of the formation of authorities and management in the conditions of the evolution of Slavic society, up to the creation of the early feudal state Kievan Rus. The paper examines the main stages of the development of socioeconomic relations of the Eastern Slavs, examines the origins of the formation of the main authorities, their powers and competence. The socio-economic structure of the Eastern Slavs at various stages of social development is considered, as well as the customs that regulated the life of the community, and their role in the socio-legal significance as regulators of the way of communal life. Special attention is paid to the factors that predetermined the progressive development of Slavic society towards the improvement of public relations and the regular formation of the state. In conclusion, the paper summarizes the main results and conclusions of the socio-economic development of the Eastern Slavs during their social evolution before the creation of their own statehood.

Keywords: evolution; social relations; tribal community; tribal organization; social differentiation; military democracy; tribal unions; creation of the Ancient Russian state.

References

1. Jordan. On the origin and deeds of the Getae. Getica / Introductory article, translation, commentary by E. Ch. Skrzhinskaya. -M.: Publishing house of Eastern literature, 1960. - 505 p.

2. Rybakov B.A. The world of history: the initial centuries of Russian history. - M .: Young Guard, 1987. - 349 p.

3. World history. Hellenistic and Roman periods / Badak A.N., Voynich I.E., Volchek N.M., Vorotnikova O.A., Globus A.M. -M.: AST, Minsk: Harvest, 1999. - 854 p.

4. Rybakov B.A. Kievan Rus and Russian principalities of the 12th-13th centuries. - M.: Nauka, 1982. - 590 p.

5. Mavrodin V.V. The formation of the Old Russian state and the formation of the Old Russian people. - M.: Higher School, 1971. - 191 p.

6. Sverdlov M.B. Genesis and structure of feudal society in ancient Russia. - L .: Science: Leningrad. department, 1983. - 238 p.

7. The Tale of Bygone Years [Text] / trans. D.S. Likhache-va, O.V. Tvorogova; comments A.G. Bobrov, S.L. Nikolaev, A. Yu. Chernov with the participation of A.M. Vvedensky and L.V. Voitovich; 129 ill. Muda Mecheva. - St. Petersburg: Vita Nova, 2012. - 507 p.

8. Compositions. T. 21 / Marx K., Engels F. - 2nd ed. - M.: Gospolitizdat, 1961. - 745 p.

9. Sverdlov M.B. From Russian Law to Russian Truth. - M.: Yurid. lit., 1988. - 174 p.

10. Dal V.I. Explanatory dictionary of the living Great Russian language. In 4 vols. T.1. - M.: Rus. yaz., 1998. - 699 p.

5

"O

C3

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.