Серия «Психология»
2012. Т. 1, № 1. С. 57-61
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
Иркутского
государственного
университета
И З В Е С Т И Я
УДК 159.942
Истоки экспериментального исследования эмоций в России
А. Б. Михалева
Педагогический институт СВФУ им. М. К. Аммосова, Якутск e-mail: [email protected]
Аннотация. Представлена основа анализа психологической концепции Н. Я. Грота как основоположника психологии в России, который связывал свободу личности с выбором эмоционального эталона поведения.
Ключевые слова: чувство, эмоциональная регуляция, познание, пессимизм, оптимизм.
Современная психология в России испытывает необходимость в воссоздании полной и более объективной картины своего состояния и развития. Обращенность в прошлое и его объективный анализ помогает выявить и осознать непреходящую ценность некоторых идей и открытий, подходов к решению вопросов, которые не теряют своей остроты. На основе имеющегося в истории психологической науки опыта возможно решение многих методологических проблем, встающих перед психологией в наши дни, этот опыт дает и более точное представление о современном научном знании.
В связи с этим особенно значимым и актуальным представляется исследование творческого пути Н. Я. Грота (1852-1899), стоявшего у истоков экспериментальной психологии в России. Важным представляется и тот факт, что Н. Я. Грот стремился построить психологию на объективном, научном фундаменте, учитывая все достижения и отечественной, и зарубежной науки, но сохраняя в то же время свойственные российскому гуманитарному знанию особенности и направленность.
Основу анализа психологической концепции Н. Я. Грота составили принципы науковедческого подхода, разработанные историком психологической науки М. Г. Ярошевским. Они заключаются в выделении трех основных параметров, определяющих развитие психологических теорий -логики развития научного знания, социальной перцепции (в том числе и принадлежность ученого к определенной научной школе) и личных особенностей ученого (его мировоззрения и когнитивного стиля) [5].
Большое влияние на мировоззрение Н. Я. Грота в начале научной деятельности оказали личность его учителя - М. И. Владиславлева и развернувшаяся в то время дискуссия между К. Д. Кавелиным и И. М. Сеченовым.
Профессор М. И. Владиславлев, занимая кафедру философии в Петербургском университете, руководил и подготовкой психологов. Он передал своему ученику те традиции, которых он придерживался в своих исследованиях, а именно - непосредственное обращение к первоисточникам, построение психологической теории на основе последних достижений зарубежной психологии, а также направленность исследования к пониманию нравственного начала в человеческой природе. Однако М. И. Владиславлев не имел на Н. Я. Грота значительного идейного воздействия, поскольку настаивал на изучении немецкой психологии. Обращение Н. Я. Грота к ас-социанистическим традициям в психологической науке способствовало его сближению с М. М. Троицким и определению его дальнейшей научной деятельности в Москве.
Полемика между К. Д. Кавелиным и И. М. Сеченовым побудила Н. Я. Грота к занятиям естественными науками и стремлению реформировать эмпирическую психологию в духе позитивизма. Именно на естественно-научный подход к исследованию человека возлагались в то время все надежды прогрессивной общественности, находившей в положительной науке возможность «немедленного» обретения ключа к решению насущных проблем.
Н. Я. Гроту принадлежит первое отечественное экспериментальное исследование эмоций. Первоначальным толчком для разработки избранной темы послужило случайное знакомство Н. Я. Грота с книгой французского психолога Дюмона (Dumont. Theorie scientifique de la sensibilite. Paris, 1875). Первые плоды своих занятий в области чувствований Н. Я. Грот изложил в статье «Essai sur les principes d’une nouvelle classification des sentiments», которая была опубликована во французском журнале «Revue philosophique» в сентябре 1878 г. Сознавая недостатки своей первой работы, Н. Я. Грот продолжил изучение вопроса как с теоретической, так и с исторической точки зрения. Результатом исследования стала магистерская диссертация «Психология чувствований в ее истории и главных основах» (1880). В этой работе молодой ученый представил оригинальную теорию чувствований, определил их связь с психическими явлениями, обосновал законы их генезиса и осложнений, установил принципы классификации чувств, а также показал возможность практического применения результатов.
Сущность человека выражается, по Н. Я. Гроту, в специфической психической энергии, проявляющейся с наибольшей интенсивностью в сфере чувств. В его концепции чувства - это «совокупность явлений удовольствия и страдания, т. е. все те пассивные психические состояния, которые можно рассматривать как продукт субъективной оценки действующих на нервную систему раздражений, какой бы источник они не имели - внешний или внутренний» [4, с. 432]. Наряду с идеями и стремлениями чувства входят в область сознания и потенциально заключены в духовном «я» человека.
Анализ чувства в связи с другими областями сознания привел Н. Я. Грота к идее, что чувство и мысль - это две равноправные области душевной жизни человека, «одинаково-законные» сферы объективного и
субъективного восприятия. Ученый стремился доказать, что начало психического взаимодействия между миром и человеком может находиться не только в мире, но и в самом человеке, не только в мысли, но и в чувстве [1].
Анализируя душевные состояния личности, Н. Я. Грот пришел к выводу, что они являются своеобразным барометром индивидуальной и социальной ее жизни. К числу таких душевных состояний он относил пессимистическое и оптимистическое настроение человека. Согласно своей теории, Н. Я. Грот считал, что пессимизм и оптимизм характеризуются преобладанием неприятных или приятных чувств и соответствующим им строем мышления. Поэтому они не только выражают степень соответствия внешних и внутренних отношений (отношений между состоянием среды и потребностями личности), но и показывают, прогрессирует в данную эпоху человеческое общество или регрессирует. Н. Я. Грот также говорил о том, что пессимистическое и оптимистическое настроения способны только ослабить энергию деятельности личности. Пессимисты достигают этого результата, рисуя безнадежно мрачную картину своего будущего, а оптимисты ослабляют своей самоуверенностью и надеждой на внешние силы. Человек, находящийся во власти пессимистического или оптимистического настроения, испытывает трудность в признании того что есть, чего хотеть и ради чего действовать.
Н. Я. Грот считал, что улучшение жизни человека зависит только от самого человека. Он говорил, что, пассивно ожидая развития событий, человек не может быть достаточно свободным и совершать поступки, продиктованные собственной волей, поскольку все предопределено необходимостью или судьбою. Он говорил, что вне развития человеческой личности прогрессивное развитие социальной среды невозможно, и первым условием возможного улучшения мира он называл прогрессивное развитие сознания и самосознания, т. е. психическое развитие человеческой личности [2].
Интересны размышления Н. Я. Грота об искусстве, развитие которого он связывал с эмоциональным развитием человека; сначала сознание людей было сосредоточено на низших чувствованиях, поэтому среди искусств преобладающее значение в древности имели архитектура и ваяние. Достигнув развития первичных, более сложных чувств, человечество обратилось к живописи и музыке - искусств, воспроизводящих уже целые картины окружающей среды и эпизоды жизни людей. Способность переживать еще более высокие чувства, обобщенные и отвлеченные, принадлежащие не единицам, а всему человечеству, привело к творчеству поэзии и литературы. Но в развитии общих чувств можно указать еще несколько частных периодов: чувства интеллектуальные предшествовали развитию чувств нравственных, индивидуальные нравственные чувства - социальным, и каждый такой прогресс в развитии самосознания людей вызывал развитие не только преобладающих, но и дополнительных искусств. В настоящее время, достигнув в развитии чувств социального уровня, для человечества стало возможным воплощение философии во всех искусствах. Таким образом, музыка и ваяние принадлежат к сфере ощущений и являются самыми чувственными видами искусства, живопись и поэзия обращены к сфере
конкретных образов и понятий, и только философское творчество человека реализуется на уровне отвлеченных понятий [3, с. 26].
Интересно, что на протяжении всей своей научной жизни Н. Я. Грот не отказывался от изучения проблемы эмоционального развития личности, пытаясь найти в ней ответы на те вопросы, которые ставит перед собой человечество. Если в начальную пору своих исследований он связывал чувства с источником «субъективной оценки внутренней гармонии или дисгармонии между тратой веществ в нашем организме и их накоплением» [4, с. 459], то со временем, ощутив недостаточность объяснительных принципов позитивизма и так называемых положительных наук и, обратившись к философии, определил им роль средств объективного познания. Чувства выступили уже в качестве критерия истины и лжи.
Наблюдая, как изменяются эмоции при переходе от потребностей к их удовлетворению и от удовлетворения к истощению и отдыху, Н. Я. Грот находил, что в их ритмической смене повторяется общий тип «психического оборота»: каждое чувствование начинается отрицательным страданием, переходит в положительное удовольствие, затем превращается в положительное страдание и заканчивается отрицательным удовольствием.
В числе условий, определяющих возникновение чувствований, Н. Я. Грот выдвигал физиологические процессы: кровообращения, дыхания, пищеварения и выделения. Мы полагаем, что с этой стороны его теория имеет некоторые точки соприкосновения с физиологической теорией эмоций Джемса-Ланге. Позже Н. Я. Грот высказал мысль, что психические явления не зависимы от физических и физиологических процессов, наоборот, физиологическое обусловлено психическим. Интересно, что научные судьбы У. Джемса и Н. Я. Грота в целом оказались сходными. Научные воззрения У. Джемса также прошли путь от психологического к метафизическому объяснению человеческой природы.
Исследования Н. Я. Грота в области эмоций оказали влияние на развитие мировой психологической науки, в частности на работы Тэодюля Рибо. Так, ровно через год со дня выхода первой работы Н. Я. Грота о природе чувств во французском журнале «Revue philosophique», в 1878 г., на страницах того же издания вышла статья Т. Рибо «О движениях и их психологическом значении». В ней французский ученый высказал ряд мыслей, имеющих некоторое сходство с идеями Н. Я. Грота. Например, рассуждения Т. Рибо «о трех фазисах психонервного процесса, из которых последний есть движение» совпадали с основными положениями теории
Н. Я. Грота о классификации психических явлений. Однако Н. Я. Грот высказал тогда сожаление, что Т. Рибо, выделяя психологическое значение движений, говорил исключительно лишь о «мускульных ощущениях» [4].
Эти факты позволили говорить историкам психологической науки не только о совпадении взглядов Н. Я. Грота с выводами весьма уважаемого в то время психолога-эмпирика, но даже о влиянии научных идей Н. Я. Грота на исследования Т. Рибо. Также существует и другая точка зрения, согласно которой и Н. Я. Грот и Т. Рибо находились под влиянием научных воззрений И. М. Сеченова, но каждый по-своему трактовали идеи рефлекторной теории.
Научные воззрения Н. Я. Грота на проблему чувств в психическом бытии человека вошли в сокровищницу отечественной психологии, положив начало экспериментальному изучению эмоционально-нравственной сферы личности. Важнейшей особенностью его подхода являлось то, что в основу личности он ставил не ее волевую активность, но эмоции, а свободу связывал с возможностью выбора эмоционального эталона поведения. Эта способность к идеальной эмоциональной регуляции была связана впоследствии в работах Д. Н. Овсянико-Куликовского, А. В. Бакушинского и других ученых с вопросами творчества и эмоционального восприятия искусства.
В своей деятельности по разработке и эмпирическому изучению проблемы эмоционального становления личности, Н. Я. Грот заложил основы экспериментального исследования эмоций и совместного (коллективного) творчества в избранной научной сфере. Эта традиция была поддержана и развита его учеником - Г. И. Челпановым, создавшим в Москве институт экспериментальной психологии. Именно с Н. Я. Грота начинают развиваться собственно российские научные школы психологии, отличавшиеся по своим характеристикам и исследовательской направленности от существовавших художественно-политических салонов и кружков интеллигенции.
Литература
1. Грот Н. Я. Значение чувства в познании и деятельности человека / Н. Я. Грот. - М., 1889. - 42 с.
2. Грот Н. Я. О научном значении пессимизма и оптимизма, как мировоззрений / Н. Я. Грот. - Одесса, 1884. - 24 с.
3. Грот Н. Я. Отношение философии к науке и искусству / Н. Я. Грот. - Киев, 1883. - 27 с.
4. Грот Н. Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах / Н. Я. Грот. - СПб., 1879-1880. - XIV с. + 569 с.
5. Ярошевский М. Г. Наука о поведении: русский путь / М. Г. Ярошевский. -М. : Ин-т практ. психологии , Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. - 380 с.
The Origins of the Emotion’s Experimental Study in Russia
A. B. Mikhaleva
Annotation. And as founder of psychology the basis of the analysis of the psychological concept of N. J. Grotto is presented to Russia which connected a personal freedom with a choice of the emotional standard of behavior.
Key words: sense; emotional regulation; cognition; pessimism; optimism.
Михалева Антонина Борисовна кандидат психологических наук, доцент Педагогический институт СВФУ им. М. К. Амосова 677000, Якутск, ул. Белинского, 58 e-mail: fortepiano@rambler. ru
Mikhaleva Antonina Borisovna
candidate of psychological Sciences,
associate Professor
Pedagogical Institute of NEFU them
M. To. Ammosov
58, Belinsky str., Yakutsk, 677000
e-mail: fortepiano@rambler. ru