Научная статья на тему 'Эмоционально-нравственная категория симпатии: историко-педагогический аспект'

Эмоционально-нравственная категория симпатии: историко-педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
502
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМПАТИЯ / СОПЕРЕЖИВАНИЕ / СОЧУВСТВИЕ / СОСТРАДАНИЕ / СОРАДОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ / SYMPATHY / EMPATHY / CO-FEELING / COMPASSION / JOY / DEVELOPMENT OF HUMANE FEELINGS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каргапольцев Сергей Михайлович

В многосложном и многотрудном деле педагогического устроения процесса нравственно-духовного развития личности значимым фактором является обращение к прогрессивному опыту педагогической мысли, обращенной к формированию сферы гуманных чувств взрослеющего человека. Гуманистический облик эмоционально-нравственной отзывчивости «симпатия» полагался большинством исследователей синонимом чувства добра и человеколюбия, источником справедливости и гуманности, милосердия и чуткости, альтруизма и благожелательности. Основной формой проявления симпатии определялось «сочувствие», осуществляемое в гуманитарной плоскости двух модальностей переживаемой ответности «сорадования», вызываемого позитивными чувствами другого и «сострадания», источником которого выступало горе, несчастье, печаль; подчеркивалась приоритетная значимость сорадования в формировании нравственного облика растущего человека, становления сферы его симпатических чувствований в образотворческих проекциях любви. Педагогическая инструментовка процесса формирования чувства симпатии в восходящей логике ее уровнего становления «физиологическая»-«психологическая»-«интеллектуальная» основывалась, прежде всего, на ситуациях непосредственного общения с окружающими близкими людьми, развитии «построительного» воображения, (способность представить себя на месте другого), обогащении опыта «сочувственного» переживания (расширение «круга симпатии»), систематических упражнениях в деятельном сочувствии и сорадовании, поведенческих механизмах подражания и примера Значимого Другого. Важная роль в становлении симпатии отводилась эстетической (выразительной, лицевой) компоненте, педагогически реализуемой в личностно-развивающем формате взаимосвязанных образовательных методов (метод): «от внутреннего к внешнему» и «через внешнее к внутреннему».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n a multisyllabic and multifaceted matter of the pedagogical organization of the process of moral and spiritual development of the personality, an important factor is the appeal to the progressive experience of pedagogical thought, which is directed toward the formation of the sphere of humane feelings of an adult. The humanistic appearance of emotional and moral responsiveness “sympathy” was believed by most researchers to be synonymous with a sense of goodness and humanity, a source of justice and humanity, mercy and sensitivity, altruism and benevolence. The main form of manifestation of sympathy was “empathy”, carried out in the humanitarian plane of the two modalities of the experienced response “sympathy”, caused by positive feelings of the other and “compassion”, the source of which was grief, misfortune, sadness; emphasized the priority significance of celebration in the formation of the moral image of a growing person, the formation of the sphere of his sympathetic feelings in the creative projections of love. The pedagogical instrumentation of the process of forming a feeling of sympathy in the ascending logic of its level of formation “physiological” “psychological” “intellectual” was based, first of all, on situations of direct communication with surrounding close people, the development of “constructive” imagination, (the ability to present oneself to the place of another), enriching the experience of a “sympathetic” experience (widening the “circle of sympathy”), systematic exercises in active sympathy and rejoice, behavioral mehan imitation and example of the Significant Other. An important role in the formation of sympathy was assigned to the aesthetic (expressive, facial) component, pedagogically realized in the personality-developing format of interrelated educational methods (method): “from the internal to the external” and “through the external to the internal”.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-нравственная категория симпатии: историко-педагогический аспект»

УДК 371

Каргапольцев С.М.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: smkar [email protected]

ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ КАТЕГОРИЯ СИМПАТИИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В многосложном и многотрудном деле педагогического устроения процесса нравственно-духовного развития личности значимым фактором является обращение к прогрессивному опыту педагогической мысли, обращенной к формированию сферы гуманных чувств взрослеющего человека.

Гуманистический облик эмоционально-нравственной отзывчивости - «симпатия» - полагался большинством исследователей синонимом чувства добра и человеколюбия, источником справедливости и гуманности, милосердия и чуткости, альтруизма и благожелательности. Основной формой проявления симпатии определялось «сочувствие», осуществляемое в гуманитарной плоскости двух модальностей переживаемой ответности - «сорадования», вызываемого позитивными чувствами другого и «сострадания», источником которого выступало горе, несчастье, печаль; подчеркивалась приоритетная значимость сорадования в формировании нравственного облика растущего человека, становления сферы его симпатических чувствований в образотвор-ческих проекциях любви.

Педагогическая инструментовка процесса формирования чувства симпатии в восходящей логике ее уровнего становления - «физиологическая»-«психологическая»-«интеллектуальная» -основывалась, прежде всего, на ситуациях непосредственного общения с окружающими близкими людьми, развитии «построительного» воображения, (способность представить себя на месте другого), обогащении опыта «сочувственного» переживания (расширение «круга симпатии»), систематических упражнениях в деятельном сочувствии и сорадовании, поведенческих механизмах подражания и примера Значимого Другого. Важная роль в становлении симпатии отводилась эстетической (выразительной, лицевой) компоненте, педагогически реализуемой в личностно-развивающем формате взаимосвязанных образовательных методов (метод): «от внутреннего - к внешнему» и «через внешнее - к внутреннему».

Ключевые слова: симпатия, сопереживание, сочувствие, сострадание, сорадование, развитие гуманных чувств.

Эмоционально-нравственная категория симпатии (от греч. pathos - чувство и syn - приставка, т.е. чувствовать с кем-то, сочувствовать) был выделен еще древнегреческими стоиками в качестве «объективной духовной общности всего сущего», позволяющей людям «сочувствовать друг другу» [1, с. 187].

Однако как бы многообразно ни понималась в истории гуманитарной мысли природа этого неотъемлемого феномена человеческой жизни - основанного на общих мировых законах гармонии вселенной (И.Я. Шульгин) [2, с. 70], выступающего следствием «применения на практике христианской любви» (И.С. Продан) [3, с. 266], производного общественного инстинкта (Ч. Дарвин) [4] или врожденным психофизиологическим свойством людей (Т. Рибо) [5, с. 205], объединяющим всех во всеобщем мире, любви и братстве (Б.В. Лавров) [6, с. 107] - большинство размышляющих над «одной из лучших сторон человеческой природы» (А. Бэн) [7, с. 443], «самом замечательном качестве человеческой природы» (Д. Юм) [8, с. 367] полагали симпатию символом доброты и

человеколюбия (Дж. Сёлли) [9, с. 263], непосредственным источником глубокой взаимосвязи связи с жизнью и интересами других людей (А. Селиханович) [10, с. 109], глубинной основой благожелательности и альтруизма, сочувствия и милосердия, гуманности и сострадания (Н.Ф. Бунаков, М.И. Демков) [11, с. 94; 12, с. 195], заставляющих нас переживаемо входить в положение наших близких и других чувствующих существ (Ф. Тома) [13, с. 158], посредством сообщения воспринимать их наклонности и чувства, даже в случае их полной противоположности нашим эмоциональным состояниям (Д. Юм) [8, с. 367].

Вполне понятно, что формирование способности к симпатии, воспитание симпатических чувствований у ребенка и взрослого не могло не быть предметом исследований философов, психологов и педагогов, оставивших довольно обширное текстовое «наследие» по этому вопросу.

В онтогенетических началах своего возникновения чувство симпатии поначалу возникает в ситуациях непосредственного общения с

окружающими близкими людьми, прежде всего, родителями, друзьями, знакомыми, в значительной степени определяясь в интенсивности проявления от степени сходства с субъектом эмоционально-нравственного отношения: по возрасту, внешности, образованию, характеру, предпочтениям, привычкам (В. Гардер, П.Ф. Каптерев) [14, с. 68; 15, с. 277], изменяясь в своем становлении в параметрах «глубины (силы) и... широты захвата» (М.К. Богословский) [16, с. 82], распространяясь на незнакомых людей и, тем самым, расширяя «круг симпатии» (В. Гардер) [14, с. 69], исходя из круга семьи как из центра (П.И. Вознесенский) [17, с. 531].

Подчеркивается атрибутивность феноменов «любви, привязанности и нежности» как для развития, так и для практического осуществления симпатии (А. Бэн, С. Громеницкий, Г. Спенсер) [7, с. 451;18, с. 108; 19, с. 330].

В научно-исторической (психолого-педагогической) ретроспективе выделяются два подхода к определению сущности симпатии.

В одном случае в качестве идентифицирующего фактора выступает тождественность испытываемых чувств и переживаний объекту симпатии, «которая состоит в повторении и усвоении удовольствий и неудовольствий, радостей и скор-бей другого человека» (М. Владиславлев, П.И. Вознесенский) [20, с.110; 17, с. 530]. В другом отношении фиксируется связь симпатических чувствований с альтруистической или эгоистической направленностью личности, т.е. речь идет уже не от тождественности (точнее, не только о тождественности), но об отношении участия к делам других, человечности проявления этого чувства, лежащего в основе альтруистических побуждений и выводящих личность за пределы ее индивидуального бытия, подчеркивается характер бескорыстности симпатии, ее направленности на другого человека (М.К. Богословский, А.Ф. Лазурский, В.М. Экземплярский) [16, с. 81; 21, с. 200; 22, с. 108].

Выделяются уровни (формы, ступени) развития и проявления симпатии - физиологическая, психологическая, интеллектуальная - совпадающие, в основном, с логикой становления симпатических чувствований в онтогенезе и предполагающие соответствующую содержательность педагогической инструментовки развивающих процессов.

Самая главная и основная форма проявления всех симпатических чувствований есть сочувствие, при этом, если сочувствие вызывается радостью другого лица, то оно является в форме сорадования, а если горем, то в форме сострадания (М.К. Богословский, И. Робчан-ский, В. Серебренников) [16, с. 81; 23, с. 164; 28, с. 255]; иногда употребляется термин «сочувствие горю и сочувствие радости» (К. Ель-ницкий) [24, с. 179],

Отмечаются педагогические и житейские приоритеты переживаний сорадования, «наслаждение радостями других» в развитии симпатии, которую «укрепляет постоянное участие в радостях ближнего и ослабляет все, что этому препятствует», при этом «чем сильнее чувство, вызывающее стремление к созданию счастья других, тем сильнее симпатия (курсив наш - С.К.)» (Г. Спенсер) [25, с. 72-73].

Наряду с уже упомянутыми, к числу основных условий/факторов возникновения и развития симпатии исследователи также относят:

1.Воображение (способность представить себя на месте другого).

Симпатия невозможна без развитого воображения, позволяющего мысленно представить себя на месте другого, непосредственно ощутить его переживания как свои (П.И. Вознесенский, П.Ф. Каптерев, М.А. Павлова) [17, с. 534;15, с. 275;26, с. 119], что приводит к возникновению «сочувственных ощущений», как если бы мы сами находились бы в этом положении (Н.В. Згурский) [27, с. 356]. Соответственно употребляется термин «построительное воображение», что предполагает «особый опыт» субъекта симпатии [28, с. 256].

2. Расширение опыта переживаний, умственное развитие, упражнение в деятельном сочувствии и сорадовании, подражание и пример Значимого Другого. В этом отношении подчеркивается, что наиболее значимым фактором симпатического развития личности является непосредственное общение с другими и, более всего, со «значимыми другими» (М.К. Богословский) [16, с. 82].

Упражнение (привычка интересоваться окружающими лицами, реальные переживания по поводу выраженных состояний другого) играет значимую роль в развитии симпатии: «Всякое качество развивается путем постоянно-

Педагогические науки

го выполнения его функции... Симпатия, таким образом, укрепляется при посредстве соответствующих движений души (курсив наш - С.К.)» (Ф. Кейра) [29, с. 15], а также путем «намеренного удержания внимания на нуждах и чувствах других людей»: наиболее простая и ясная форма этого упражнения состоит «в возбуждении сожаления видом очевидной нищеты, а затем в возбуждении симпатии к удовольствиям ближних», посредством чего развивается привычка интересоваться окружающими нас лицами» (А. Бэн) [30, с. 365].

Поэтому «нельзя ограничиться одним образованием нравственных понятий», поскольку тогда «мы будем иметь понятия, но не будем следовать им в жизни. только реальные переживания, упражнения в нравственных и симпатических чувствованиях создадут действительно нравственную личность» (К. Смирнов) [31, с. 145], активные обнаружения симпатии которой будут иметь в качестве критериальной (педагогической) основы успешности становления «не собственную пользу, а пользу другого лица» (З.К. Столица) [32, с. 47].

3. Образовательно-педагогические приоритеты непосредственного (лицевого) общения, внешняя выраженность переживаний (эстетика симпатии).

По утверждению Г. Спенсера «изменения голоса, производимые чувством, служат средством возбуждения подобных же чувств и в других. В соединении с телодвижениями и выражением лица они. дают слушателю (возможность - С.К.) не только понимать то состояние духа, которое сопровождают, но и принимать участие в нем; короче, - они суть главнейшие проводники симпатии (сочувствия) (выделено нами - С.К.)» [19, с. 164].

Особое значение в этом отношении приобретает лицо человека: «При одном взгляде на состояние другого, даже при одной мысли об этом состоянии, человек может настроить свое сердце так, как оно настроено в другом, и таким образом может входить в состояние других лиц,

радоваться с радующимися, скорбеть и плакать с плачущим» (Смирнов) [33, с. 146]; подобную точку зрения разделяют П.И. Вознесенский, А.Ф. Лазурский, А. Селиханович, Ф. Тома [17, с.531; 21, с. 200; 10, с. 107; 13, с. 161].

А потому: «Заставляйте их (детей - С.К.) также часто смотреть на примеры благодетельных и человеколюбивых деяний, в истории или в творениях искусства; а для подкрепления оных впечатлений одобряйте их сами и раскрывайте примечаемую в них нравственную красоту и достоинство» (Ф.Ю. Либеркин) [34, с. 59].

Отмеченная эстетическая компонента в педагогической инструментовке процесса становления и развития симпатических чувствований играет определяющую роль в формирующей диалектике двух генерализированных образовательных методов, точнее, метод - «от внутреннего - к внешнему» и «через внешнее - к внутреннему», которые определяют видовое разнообразие методов обучения и воспитания, раскрывая основополагающую логику образовательного становления (взрослеющего) человека как педагогически инициируемого процесса образотворчества, образодарения и образообретения.

Обращение, даже столь фрагментарное, к гуманитарно-историческим аспектам педагогики симпатии со всей очевидностью показывает, что проблема гуманистического развития личности постоянно пребывала в поле зрения прогрессивной психолого-педагогической теории и практики, а объемная множественность правомочных суждений и выводов может быть продуктивно использована при разработке современных педагогических проектов и программ воспитательной направленности, поскольку, по справедливому утверждению М.А. Розова [35, с. 151] «творчески мыслить - это значит реали-зовывать прошлый опыт в новых условиях, ... воспроизводить прошлое в настоящем, ... находить в Прошлом все новое содержание».

24.08.2017

Список литературы:

1. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии (исторический обзор и современное состояние проблемы) / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 147-158.

2. Шульгин, И.Я. Сердце // Шульгин, И.Я. Душа человеческая с ее главными свойствами и способностями, просто и удобно изложил И.Я. Шульгин, инспектор Каменец-Подольской гимназии / И.Я. Шульгин. - Каменец-Подольский : В тип. Подольского Губернского Правления, 1858. - С. 68-82.

3. Продан, И.С. Практическое руководство по психологии (для VII кл. мужских гимназий и самообразования) / И.С. Продан. -Харьков : Тип. ж-ла «Мирный Труд», 1908. - 316 с.

4. Дарвин, Ч. Выражение душевных волнений / Ч. Дарвин. - СПб. : Тип. А. Пороховщикова, 1896. - 224 с.

5. Рибо, Т. Психология чувств / Т. Рибо ; Пер. с фр. - Киев : Южно-Русское книгоизд-во Ф.А. Иогансона, 1896. - 388 с.

6. Лавров, Б.В. Эмоциональный процесс. Образование из первичных чувств сложных эмоций // Лавров, Б.В. Курс психологии (для гимназий и самообразования) / Б.В. Лавров. - Нижний Новгород : Издание А.И. Лебедева, 1912. - С. 93-138.

7. Бэн, А. Интеллектуальный элемент альтруизма - симпатия // Бэн, А. Об изучении характера / А. Бэн ; Пер. с англ. Цитович. -СПб. : Изд-во Заленского и Любарского, 1866. - С. 438-454.

8. Юм, Д. Об аффектах // Юм, Д. Сочинения в 2 т. Т.1. Трактат о человеческой природе / Д. Юм ; Пер с англ. С.И. Церетели и др. - 2-е изд., дополн. и испр. - М. : Мысль, 1996. - С. 327-493.

9. Сёлли, Дж. Основы общедоступной психологии и ее применение к воспитанию / Дж. Сёлли ; Пер. с англ. под ред. Л.Е. Оболенского. - Второе изд. - СПб. : Издание В.И. Губинского, 1897. - 351 с.

10. Селиханович, А. Воспитание чувств // Селиханович, А. Очерк общей педагогики / А. Селиханович. - 4-е изд. - Петроград-Киев : Книгоизд-во «Сотрудник», 1917. - С. 97-114.

11. Бунаков, Н. Школьное дело. Учебный материал, перераб. на учительских съездах в 1872-1883 гг. / Н.Ф. Бунаков. - Изд. 2-е. -СПб. : Изд. Д. Д. Полубояринова, 1886. - 240 с.

12. Демков, М.И. Курс педагогики для учительских институтов, высших женских курсов и педагогических классов женских гимназий. 4.II. Теория и практика воспитания / М.И. Демков. - Изд. 5. - М.-Петроград-Харьков : Изд. т-ва «В.В. Думнов, Наследники Бр. Салаевых», 1918. - 366 с.

13. Тома, Ф. Воспитание чувств / Ф. Тома ; Пер. с фр. - Спб. : Издание Ф. Павленкова, 1900. - 245 с.

14. Гардер, В. Чувствования // Гардер, В. Записки по педагогике / В. Гардер. - СПб. : Тип. насл. А.М. Менделевича, 1910. -С.50-80.

15. Каптерев, П.Ф. Общественные чувствования. Симпатия // Каптерев, П.Ф. Педагогическая психология / П.Ф. Каптерев. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - СПб. : Книжный склад «Земля», 1914. - С. 274-280.

16. Богословский, М.К. Элементы общей педагогики. Курс 7-го класса Женских гимназий и Епархиальных училищ / М.К. Богословский. - Симферополь : Таврическая губернская типография, 1915. - 146 с.

17. Вознесенский, П.И. Лекции по психологии [конспекты] (пед. курсы 1891-1892. Курс I.) / П.И. Вознесенский. - М. : Литогр. Фомина, 1892. - 590 с.

18. Громеницкий, С. О нравственном воспитании детей / С. Громеницкий // Русская школа. - 1906. - № 1. - С. 104-122.

19. Спенсер, Г. Альтруистические чувства // Спенсер, Г. Основания психологии / Г. Спенсер ; Пер. со 2-го англ. издания. XIV. -СПб. : Изд. И.И.Билибина, 1876. ч. VIII. - С. 238-354.

20. Владиславлев, М. Чувствования // Владиславлев М. Психология. Исследование основных явлений душевной жизни. Т.! [Записки историко-филологического ф-та Императорского С-Петербургского ун-та. Т.7. ч.Г] / М.И. Владиславлев. - СПб. : В тип. В. Безобразова и комп., 1881. - С.438-615.

21. Лазурский, А.Ф. [Общая психология. По лекциям проф. Лазурского А.Ф. составил Г.С.] / А.Ф. Лазурский. - СПб. : Тип. И. Трофимова (Издание студентов-стенографов Психо-Неврологич. ин-та), 1908. - 270 с.

22. Экземплярский, В.М. Чувства // Экземплярский, В.М. Элементы педагогики. Пособие для средней школы и самообразования / В.М. Экземплярский. - М. : Тип. В. Карякин, 1914. - С.101-116.

23. Робчанский, И. Опытная психология в двух частях / И. Робчанский. - Изд. 2-е, испр, доп. - СПб. : Изд. К.Л. Риккера, 1901. -244 с.

24. Ельницкий, К. Чувствования и воспитание их // Ельницкий, К. Воспитание и обучение в семье и школе / К. Ельницкий. -СПб. : Изд. Д.Д. Полубояринова, 1898. - С. 141-199.

25. Спенсер, Г. Мысли и афоризмы / Г. Спенсер ; Пер. М.С. Образцов. - СПб. : Изд. В.И. Губинского, 1904. - 103 с.

26. Павлова, М.А. Социальные чувствования // Павлова, М.А. Учебник психологии (для средних учебных заведений) / М.А. Павлова. - Одесса : Книгоиздательство «Учебный мир», 1919. - С. 118-121.

27. Згурский, Н.В. Чувствования и воля // Згурский, Н.В. Элементарные понятия о физической и психической жизни человека в связи с учением о воспитании / Н.В. Згурский. - СПб. : Издание журнала «Семья и школа», 1887. - С. 303-424.

28. Серебренников, В. Конспекты по психологии (Конспект В. Яблонского) / В. Серебренников. - СПб. : Литография Богданова, 1900. - 418 с.

29. Кейра, Ф. Воспитание характера / Ф. Кейра ; Пер. Линда В.Н. - М. : Типо-лит. «Высочайшее Унив. Т-во И.Н. Кушнерев и К°», 1897. - 43 с.

30. Бэн, А. Нравственное воспитание // Бэн, А. Наука воспитания / А. Бэн. ; Полн. пер. с англ. - СПб. : В тип. В. Безобразова и К°, 1881. - С. 354-379.

31. Смирнов, К. Чувствования // Смирнов, К. Курс педагогики. ЧЛ. Педагогическая психология и общая дидактика / К. Смирнов. - Изд. 6-е. - М. : Книго изд-во К.И. Тихомирова, 1913. - С.124-153.

32. Столица, З.К. Воспитание нравственности в подрастающем поколении / З.К. Столица. - СПб.-М. : Изд. т-ва М.О. Вольф, 1914. - 73 с.

33. Смирнов. Психология (Конспект II класса Имп. Алекс. Лицея) / Смирнов. - СПб. : 1876-1877. - 168 с.

34. Либеркин, Ф. Ю. Опыт о средствах возбуждать и подкреплять человеколюбие в сердцах молодых людей, определенным к высоким достоинствам, или к обладанию великим богатством. Рассуждение / Ф.Ю. Либеркин ; Пер. с нем. - М. : В университетской типографии у Н. Новикова, 1789. - 114 с.

35. Розов, М.А. Прошлое как ценность / М.А. Розов // Путь. Международный философский журнал. - 1992. - № 1 (2). - С. 137-151.

Сведения об авторе:

Каргапольцев Сергей Михайлович, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

Е-mail: smkar [email protected]

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.