Научная статья на тему 'К 175-летию со дня рождения Уильяма Джемса - выдающегося американского философа и психолога'

К 175-летию со дня рождения Уильяма Джемса - выдающегося американского философа и психолога Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1455
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ / УИЛЬЯМ ДЖЕМС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воробьев В.С.

В связи с юбилейной датой 175-летием со дня рождения приведены биографические материалы и рассмотрено творчество выдающегося американского философа и психолога Уильяма Джемса. Больший акцент сделан на психологическую составляющую его деятельности, в том числе на посмертный анализ, осуществленный Г.И. Челпановым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 175-летию со дня рождения Уильяма Джемса - выдающегося американского философа и психолога»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

УДК 159.9

К 175-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ УИЛЬЯМА ДЖЕМСА -ВЫДАЮЩЕГОСЯ АМЕРИКАНСКОГО ФИЛОСОФА И ПСИХОЛОГА

В.С. ВОРОБЬЕВ* ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва

В связи с юбилейной датой - 175-летием со дня рождения - приведены биографические материалы и рассмотрено творчество выдающегося американского философа и психолога Уильяма Джемса. Больший акцент сделан на психологическую составляющую его деятельности, в том числе на посмертный анализ, осуществленный Г.И. Челпановым.

Ключевые слова: история психологии, история философии, Уильям Джемс.

Введение. В 2017 году исполняется 175 лет со дня рождения Уильяма Джемса (1842-1910), американского философа и психолога, одного из основателей прагматизма и функционализма. В свое время имя этого исследователя находилось в центре внимания соответствующих специалистов. Не ослабевал интерес к его идеям и на протяжении истекшего столетия. Согласно проведенному анализу, У. Джемс занимает 14-е место среди 100 наиболее цитируемых

© Воробьев В.С., 2017

* Для корреспонденции: Воробьев Вадим Сергеевич к.м.н., ст.н.с.

ФГБНУ «Психологический институт РАО» 125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4

психологов в XX веке [45]. Его последователями и учениками являются Эмиль Дюр-кгейм, Эдмунд Гуссерль, Эдвард Торндайк, Джон Дьюи, Бертран Рассел и др. К числу его учеников относят и физиолога Уолтера Кеннона, автора концепции гомеостаза [28]. Это во многом объясняется оригинальностью разработанных Джемсом научных направлений, многогранностью его интересов и в целом широким масштабом его личности.

Биография. Уильям Джемс родился в январе 1842 года в Нью-Йорке в семье Генри Джемса старшего, теолога, последователя теософского учения шведа Эмануэля Сведенборга. Род Джемсов имел ирландские корни, дед по отцу был богат и исповедовал пресвитерианство. Однако отец сменил родовую религиозную принадлежность и стал адептом мистической ветви - сведенборгианства. Генри Джемс старший относился к американской интеллектуальной элите, был склонен к занятиям философией и теологией. В детстве ему ампутировали ногу, и это наложило существенный отпечаток на его поведение, привычки и пристрастия, в том числе предрасположенность к мистицизму. Излишне говорить о том, что это влияло на весь уклад жизни семьи.

Однако неизменной приверженностью Генри Джемса старшего был культ знаний и воспитание пятерых детей с максималь-

ной образовательной нагрузкой. С этой целью он постоянно вывозил семью в Европу, преимущественно в Германию и Англию, и устраивал детей в частные пансионы. Так, в 1856-1858 гг. Уильям учился в Англии, Франции, Швейцарии, Германии. Отдельным направлением было знакомство с культурой (театры, музеи, живопись). Юный Уильям даже преуспел как начинающий художник под руководством известного американского портретиста из Ньюпорта - УМ. Ханта (1860). Отдельным воспитательным направлением было овладение иностранными языками - Уильям Джемс их знал пять.

Такая дидактическая доктрина главы семьи во многом способствовала тому, что следующее поколение Джемсов обнаружило завидную талантливость: сын Уильям стал знаменитым философом и психологом, другой сын Генри Джемс младший - известным в англосаксонском мире писателем, а сравнительно рано ушедшая из жизни сестра Алиса - автором посмертно опубликованного дневника.

Судьба Уильяма Джемса складывалась непросто. Долго он искал свое призвание, колеблясь между художественными занятиями и естественными науками. Было и стремление к каким-то экстраординарным поступкам. Так, например, будучи уже студентом Гарварда, он в 1865 году примкнул в качестве волонтера к научной экспедиции по берегам Амазонки, организованной известным швейцарским естествоиспытателем Жаном Луи Агассисом, учеником Ж. Кювье (с 1846 г. Агассис работал в США). Целью молодого Джемса было самоутверждение, проверка собственных возможностей в экстремальных условиях. Родственники поддержали эту инициативу, необходимая сумма в 600 долларов (по тем временам огромная) была выделена, что не составляло труда для богатейшей семьи Америки. Однако эксперимент на себе дал отрицательный результат: хандра, тоска по дому, депрессия, скучное собирательство образцов,

необычный климат - все это пагубно сказалось на его и так довольно слабом здоровье.

Научная и образовательная карьера будущего ученого также шла не по ровной дороге. Уильям Джемс сначала изучал химию и физиологию в Lawrence Scientific School Гарвардского университета, затем в 1864 году он поступил в Гарвардскую медицинскую школу. В 1869 г. получил степень доктора медицины, однако по состоянию здоровья (слабое зрение, глухота и др.) был вынужден отказаться от карьеры практикующего врача. В течение трех лет (1869-1872) он был полуинвалидом, находясь дома. В это время он перенес тяжелый духовный кризис, с развившейся неврастенией, приступами депрессии и суицидальными мыслями. Натолкнувшись на идею свободной воли в изложении французского философа Шарля Ренувье, вновь обрел уверенность и вступил на путь постепенного самосовершенствования и образования [29].

В дальнейшем он сменил сферу интересов, став в Гарвардском университете ассистентом кафедры анатомии и физиологии (1873-1876), доцентом кафедры психологии (1876-1881), доцентом кафедры философии (1881-1885), полным профессором

- с 1885 года. Заведовал кафедрой психологии с 1889 по 1897 гг., затем вернулся на кафедру философии. С 1907 года - заслуженный профессор в отставке.

В 1882 году (и частично в 1883 г.), году смерти матери и отца, Джемс провел полгода в Европе, посещая университеты, присутствуя на лабораторных заседаниях и лекциях, встречаясь с десятками ведущих психологов и представителей других наук

- со многими из них он установил регулярную переписку. В это время он целенаправленно собирал материалы и клинические случаи душевных расстройств, а также сведения о поведении нормальных лиц при гипнозе, стрессе и действии лекарств. Это помогло ему при создании объемистого руководства «Принципы психологии».

В 1892 году Джемс вместе с учеником Вундта Мюнстербергом основали первую в США лабораторию прикладной психологии (последний стал ее директором). В 1894-1895 гг. и в 1904-1905 гг. он был президентом Американской психологической ассоциации (АРА) - соответственно 3-м и 13-м президентом. В 1882 г. он вступил в Теософское общество.

В 1889 году он дебютировал на международной арене, приняв участие в работе Психологического съезда в Париже, где руководил заседанием, посвященным мышечному («мускульному») чувству. Хозяева были представлены цветом французской психологии и психиатрии - Шарко, Жане, Рибо, Рише. От Англии присутствовал Фрэнсис Гальтон, от Швейцарии - Август Форель, от Швеции - Густав Ретци-ус, от Италии - Чезаре Ломброзо. Члены почетного комитета от Германии (Гель-мгольц, Вундт, Прейер) отсутствовали. От России была многочисленная делегация, в ее составе Н.Я. Грот, И.А. Сикорский, С.С. Корсаков, М.М. Троицкий, Л.М. Лопатин и др. Они-то и дали информацию в русскоязычном пространстве о новом выдающемся исследователе, единственном, кто представлял психологию США [5].

1890-е - 1900-е годы были временем растущей известности американского ученого: его приглашали с лекциями в Америке и Европе, издавали книги, выдвигали на руководящие должности в научных ассоциациях, избирали почетным членом обществ и т.д.

Выйдя на пенсию, Джемс продолжил чтение лекций и публикацию своих новых сочинений. Однако его начали беспокоить сильные сердечные боли (первый приступ возникал в 1898 году). Для поправления здоровья он весной 1910 года отплыл в Европу, но лечение оказалось безуспешным (он принимал ванны в Наугейме). В августе 1910 года он вернулся в США, а через несколько дней скончался. Мировая научная пресса отозвалась на это событие многочисленными некрологами [3, 19, 32, 35].

Ныне полностью реконструирована и составлена летопись его жизни [39, 68].

Научные направления. Вклад в психологию. Наибольшую славу Джемсу принесли его систематические исследования в области психологии. В течение 12 лет с 1878 по 1890 гг. он писал свои «Принципы психологии», огромный двухтомный труд на 1400 страницах [63]. Потом он издал сокращенный вариант этой книги, объединив два тома в один [56], что способствовало использованию руководства в учебных целях. Имеется и русский перевод «Принципов психологии» [15]. Главное в психологических положениях ученого - это отход от классических установок немецкой психологии и развитие собственной концепции «потока сознания»: непрерывных, сменяющих друг друга, не повторяющихся целостных психических состояний. Сознание находится в виде непрерывного течения («потока сознания»), то есть это - не дискретный процесс, а неделимая, интегральная сущность. Попытка разделить сознание на отдельные элементы или фазы уничтожает саму суть понятия сознания. Отсюда в задачу психологии входит изучение фактов и состояний сознания. Джемс считает сознание функцией, которая «по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна». Единственной реальностью признается чувственный опыт, а критерием истины -практическая успешность действия. Под влиянием идей Дарвина ум определяется им как инструмент в борьбе за выживание, определяемое потребностями или идеалами того или иного индивида.

В рамках адаптивной функции сознания им последовательно разрабатывался ряд взаимосвязанных тем, таких как индивидуальные физиологические особенности человека, инстинкты, эмоции. Он в 1884 году предложил теорию эмоций, которая вызвала интерес в профессиональной среде [62]. В соответствии с нею он объяснял эмоциональное переживание как отраже-

ние соматических изменений. Существенен также его вклад в персонологию, где им построена система представлений о взаимодействии физических, духовных и социальных основ «Я» [41, 42]. Им впервые введен термин «self-esteem» («самооценка»).

Философия. Концепция прагматизма прочно закреплена за именем Джемса, который представил психологические основы данного понятия и отразил это в публикациях [9, 53, 55, 59]. Прагматизм возник в США в 1870-е годы и представляет собой коллективно сформированное учение, в разработке которого приняли участие Ч.С. Пирс, Дж. Дьюи, Дж.Г. Мид и др. Джемсу принадлежит теоретическое обоснование прагматизма, для чего он использовал комплекс своих философских и психологических знаний. Суть он излагает кратко и просто: «Метод прагматизма пытается интерпретировать каждое понятие, прослеживая его практические последствия». Позднее (в 1907 г.) он выдвинул понятие о «прагматическом или мелиористском» теизме, в котором объединил принципы абсолютизма и материализма. Идеи прагматизма всегда хорошо принимались в США, что объясняется, возможно, социологическими, этнокультурными и иными особенностями [7].

Учение о прагматизме было дополнено концепцией «радикального эмпиризма». В таком подходе утверждается представление о существовании двух смыслов в устройстве вещей. Первый заключается в наличии обстановки, окружающей человека в повседневной жизни. Второй сводится к тому, что каждый человек формирует свой собственный мир, вписанный в среду обитания и общения.

Религия. Этой теме, которой также занимался Джемс, посвящена обширная литература [2]. Сам ученый изложил свои взгляды по этому вопросу в труде «Многообразие религиозного опыта» (1902) - это книжная версия его Gifford Lectures 1901 года [14, 60], а также в работе «Зависимость веры от воли» (1904) [13, 61]. На основании

принципа «воли к вере» он ставит духовные ценности выше ценностей материального мира. По мнению Джемса, религии как личному переживанию должен отдаваться приоритет перед институциональными религиозными учреждениями, то есть первично тесное единение человека с высшими силами, а конфессиональная церковь и догматы - вторичны. Религиозный опыт должен быть объектом пристального внимания психологов. Религиозный мистицизм представляет собой только половину мистицизма, другая половина приходится на душевнобольных, и обе они располагаются в «большой сублиминальной или трансмаргинальной области» [14]. Джемс не принимал традиционный рациональный подход, а предлагал собственные иррациональные объяснения, в значительной мере обусловленные эмоциями. Эта трудная тема вызывала значительный интерес публики и способствовала популярности Джемса. Привлекала и беллетристическая, до некоторой степени исповедальная форма преподнесения материала в «Многообразии религиозного опыта» (в виде писем «французского корреспондента»), его прямые афористичные высказывания типа «Бог - мое прибежище» («God is my refuge»). Однако в целом его позиция в обсуждаемом вопросе была амбивалентной и в большей степени отражала гуманистическую сторону.

Другие направления. В круг научных интересов Джемса, кроме вышеперечисленных, входит ряд других направлений. Так, он уделил внимание вопросу о связи личности и окружающей среды в лекциях на тему «Великие люди и их окружение» [50, 51]. Эту проблему в конце XIX - начале XX веков поднимали Ф. Гальтон, Ч. Лом-брозо, В. Оствальд («Великие люди», 1910) [22]. Джемс пытался вопрос об одаренности и роли незаурядных личностей в истории решить в русле социальных изменений под влиянием гениев. При этом экстраординарная личность проявляет активность или показывает пример на основании при-

сущей ей особой восприимчивости к знаковой ситуации в обществе в соответствующие исторические моменты (receptivity of the moment), то есть действует в нужное время и в нужном месте. Имеются и другие точки приложения способностей и интересов Джемса, в том числе далеко не разделяемые большинством специалистов (см. ниже).

Ученый обратил внимание на такое актуальное направление, как педагогическая психология. В связи с этим он подготовил книгу «Беседы с учителями о психологии» (1899) [58] - русский перевод вышел в 1902 году [17]. Книга эта была очень популярна в начале XX века и переиздавалась 23 раза.

У. Джемс был человеком энциклопедических знаний, который постоянно находился в курсе мировых научных тенденций. Он стремился к интеграции науки обоих полушарий, для чего сам лично посещал разные лаборатории (за свою жизнь он 13 раз пересек океан, сначала в детстве вместе с отцом, потом - самостоятельно). Эта «космополитическая» трансатлантическая линия поведения, привитая в семье ученого Генри Джемсом старшим, сыграла решающую роль в формировании оригинального стиля его деятельности. Широкая образованность, высокая культура, безукоризненное знание иностранных языков, коммуникабельность в научных контактах, высокоинтеллектуальная среда общения, удачный выбор в браке, стабильное материальное благополучие - все это создавало надежную базу для самореализации и эффективного научного творчества Уильяма Джемса.

Конечно, решающим моментом в ге-незе личности ученого является научное воспитание, интеллектуальная планка, задаваемая учителями. В этом отношении у Джемса наблюдается практически идеальная ситуация. Известно, что он в 1867 году прослушал лекции Германа Гельмгольца и Рудольфа Вирхова - этих двух гениальных ученых, создателей науки XIX века. Такой уровень научного общения создавал пол-

ный иммунитет против традиционных в научной среде субординационной иерархии и преклонения перед авторитетами и способствовал реализации доктрины свободной воли, в справедливость которой уверовал молодой Джемс при выходе из духовного кризиса. Отсюда можно видеть уже в первом его капитальном труде «Принципы психологии» [63] прямую нелицеприятную критику основополагающих идей создателей мировой психологии - Вильгельма Вундта, Герберта Спенсера, Георга Мюллера. Однако он мог находить профессиональное взаимодействие с другими современниками, выдающимися умами в области психологии, например, Карлом Штумпфом.

Взгляды современников, ранняя и поздняя ретроспекция. Оценка Г.И. Чел-панова. Всегда для истории важны отзывы о выдающихся людях, данные сразу после их смерти. В традициях XIX - начала XX веков это было принято делать в некрологах. В отношении Джемса не было сделано исключения, и откликнулись многие на Западе да и российские ученые также высказали свое мнение.

Прежде всего, следует остановиться на мемориальной статье Г.И. Челпано-ва «Джемс как психолог», напечатанной в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1910 году [35] (рис. 1).

В этой статье он главным образом рассматривает основные принципы психологии Джемса и его теории познания. Коснулся автор некролога и теории «сублими-нального сознания», в которой объяснялся феномен религиозного обращения и мистический опыт.

В целом некролог представляет собой обстоятельный анализ творческого наследия американского ученого в области психологии. Во вводной части Челпанов останавливается на характерных чертах психологических построений Джемса. Во-первых, его отличает акцент на главные вопросы (принципы) психологии, а не на детали физиологической и экспери-

ментальной психологии. Импонирует автору некролога мнение Джемса о том, что предметом психологии может быть только то, что является предметом самонаблюдения [35, с. 438]. Затем Челпанов замечает, что «другая замечательная черта Джемса как психолога это - соединение теоретического рассмотрения с обширным фактическим материалом» [35, с. 438]. И, наконец, к третьей характерной особенности Джемса Челпанов относит необычайную смелость в выводах.

Джэмсъ накъ психологь.

Въ 18^0 году вышла книга У. Джэмса ,Основашя Пси-хологш", и съ этого момента Джэмсъ эаиялъ выдающееся положеше въ мировой литератур!». Съ тЪхъ порг всяюй, кто высказывается относительно основныхъ принциповъ психолопи, долженъ считаться со взглядами Джэмса. „Осно-вашя Психологии" Джэмса появились въ св£тъ въ такую пору, когда понятие физю.ютческой психолог!» еще такъ сильно владело умами, что отождествление психологии съ физиологией было весьма обычньшъ явлен;еиъ. Несмотря на это „Основашя Психолопи" Джэмса являются ,психо-лопей" въ собственномъ смысла слова.

Джэмса совймъ не увлекаютъ детали современной ®и-зюлогической и экспериментальной психологш. Онъ всюду ищетъ принциповъ; онъ разсматриваетъ по преимуществу основные вопросы. Такъ какъ для него особенную цЪну имЪютъ именно основные принципы, а развипе основныхъ принциповъ идетъ крайне медленно, то'совремекная психоло-пя въ его глазахъ не представляетъ собою чего-либо рЪзко отличнаго огь прежней психолопи. Современная психоло-Г1Я, по мн£ню Джэмса, не дала ничего существенно но-ваго по сравнению съ прежней психологией. „По моему скромному мн^шю,—говоригь онъ, наш никакой „новой пси-холопи", достойной такого названия. Есть все та же старая психолопя, которая родилась во времена Локка, плюсъ немножко физюлогш нервной системы и органовъ чувствъ, плюсъ эволюционная теория и, наконецъ, плюсъ несколько Вопросы философ»!, КК. 104- I

Рис. 1. Первая страница статьи Челпанова о Джемсе (1910) [35]

Далее последовательно анализируются основные пункты психологии Джемса. В первую очередь обсуждается природа сознания. Прежде всего, сознание отличается спонтанным характером. Другой отличительной чертой сознания служит его целесообразность. Американский ученый постепенно пришел к убеждению в том, что сознание имеет действенный характер, причем сознание является избирательной деятельностью. Следующим важным пунктом представляется единич-

ность или единство сознания, что отличает его от множественности, являющейся характерным признаком физического. Это положение доказывается критикой теории Спенсера, взглядов ассоцианистов. При опровержении идеи множественности сознания Джемс приближается к взглядам спиритуалистов относительно природы души, однако в дальнейших своих психологических исследованиях он не пользуется гипотезой души. При этом он уточняет, что психология как естественная наука имеет дело с душой определенного индивидуума, приуроченной к реальным пространству и времени, но не с другим видом духа, абсолютным разумом, не связанным с определенным телом и не подчиненным течению времени [63].

В контексте рассмотрения вопроса о сложении сознания Джемс вводит понятие потока душевной жизни (The stream of the Thought), то есть психические процессы имеют непрерывный характер. «Река» или «поток» - вот метафоры, посредством которых наилучшим образом описывается «сознание» [63, с. 226]. Выделяются следующие «главные признаки психического процесса:

1. Каждое состояние сознания стремится сделаться частью личного сознания.

2. В пределах каждого личного сознания мышление или психический акт находится в непрерывном изменении.

3. В пределах каждого личного сознания мышление имеет непрерывный характер» [35, с. 447].

Понятие «потока душевной жизни» дает возможность объяснения осознания нашего «я». В связи с этим Джемс критикует три существующие теории: спиритуалистическую, ассоционную, трансцендента-листическую. Взамен отвергаемой им души предлагается допущение преходящих состояний сознания. Однако здесь неизбежно возникает проблема единства и тождества личности. Джемс для объяснения этой трудности вводит принцип функционального тождества, то есть способ «знать» и

считать своими предшествующие пережитые состояния. Вот как конкретно он аргументирует свой вывод: «Каждая последующая мысль, зная и включая таким образом мысли, которые были раньше, является последним приемником и, присваивая их себе, является последним собственником того, что те содержат и считают своим» [63, с. 294].

Есть еще один раздел, разработанный Джемсом. Это - исследование так называемого сублиминального сознания. Под сублиминальным состоянием он и другие авторы понимают сознание, находящееся под порогом нормального сознания. Здесь могут происходить психические процессы, которые протекают незамеченными и лишь впоследствии всплывают в сознании в готовом виде. Примерами могут служить явления так называемого автоматического письма, медиумические состояния и др.

Феномен сублиминального сознания, по мнению Джемса, может объяснить многие факты религиозной жизни. Данную тему он развивает в специальной книге «Многообразие религиозного опыта» [14, 60]. Например, перемены в отношении религиозного чувства, когда индивид испытывает резкий духовный переворот, совершающийся исподволь в подсознательной сфере, постепенно накапливающийся и в конечном результате проявляющийся в обращении, воспринимаемом субъектом как внешнее воздействие. Многие подобные случаи представляют собой сокровенную тайну, что формирует особую мистическую сферу.

Находясь в этой сложнейшей самоаналитической ситуации, американский ученый был склонен к толерантности по отношению к явлениям, традиционно относимым к спиритическим (чему в известной мере способствовали субъективные обстоятельства: внезапная смерть двухлетнего сына Германа, сближение с известными медиумами, например, Леонорой Пайпер, и т.д.). При этом он пытался склонить общественное мнение к научному изучению

данных явлений. Он сам принимал участие в спиритических сеансах и других акциях этой специфической области и пришел к выводу о том, что исследуемые явления носят фактический характер. Зная остроту ситуации и дискуссионность темы спиритизма, тем не менее Джемс высказывается категорично в ее защиту: «... Я убежден, что серьезное изучение этих феноменов транса является одной из величайших нужд психологии и думаю, что мое личное признание, может быть, привлечет кого-либо из моих читателей к исследованию той области, от которой обыкновенно отказываются так называемые ученые» [63, с. 396]. Больше того, он основал соответствующее общество (Американское общество психических исследований - American Society for Psychical Research), которому всячески покровительствовал как учредитель и вице-президент [70]. Оно, кстати, издавало свои труды, в которых также печатался Джемс. Нельзя сказать, что некоторые его современники и даже соотечественники были в восторге от этого направления его деятельности, они высказывали объективные критические мнения об отдельных его суждениях. Такие авторитетные исследователи, как Дж. Кеттелл и Э. Титченер, не одобряли его поддержку деятельности указанного общества, считая, что оно наносит вред психологии. Между прочим, Челпа-нов не высказывал критических замечаний по поводу спиритических занятий Джемса, беспристрастно излагая фактическую сторону.

В заключение Челпанов затрагивает вопрос о генерации (созидании) психических явлений материальным субстратом, то есть мозгом. Джемс не был сторонником этой идеи, выдвинув теорию пропускания (transmission theory) психических явлений. Такой подход устранял, по его мнению, многие трудности толкования. Согласно этой теории, тело является проводником психического, существующего независимо от тела. В целом в трансцендентном мире существует обширное сознание, частью

которого является сознание отдельного индивидуума. Именно это большее сознание представляет собой сублиминальное сознание.

Надо сказать, что сублиминальный ракурс работ Джемса все более склонял его не отвергать гипотезу мирового сознания (anima mundi или немецкая «мировая душа» - Weltseele), лишь только поддерживая гипотезу множества абсолютно независимых индивидуальных душ.

Кроме некролога, Челпанов в том же журнале, но 20-ю годами ранее (1890 г.) написал отзыв [1] на недавно вышедший в свет капитальный труд Джемса «Принципы психологии» [63]. Сначала он сделал это в виде небольшой заметки на полутора страницах, пообещав дать позднее развернутую рецензию.

Данный отзыв начинается с вводного замечания рецензента: «Получив недавно этот труд из Америки, мы еще не имеем возможности дать теперь его полную и всестороннюю оценку, надеемся сделать это в одной из следующих книг журнала. Пока отметим лишь следующее».

Затем им дается характеристика Джемса с указанием на то, что этот профессор из Гарвардского университета в Америке является «одним из самых крупных и солидных психологов нашего времени» [1]. Подчеркивается его заметная роль на Психологическом конгрессе в Париже в августе 1889 года, где он руководил занятиями на секции о мускульном чувстве и активно участвовал во всех дискуссиях конгресса. Джемс представлялся как сторонник естественнонаучного метода, эмпирик и позитивист, однако Челпанов подчеркивает, что взгляды американского ученого далеко не однозначны.

Главную заслугу Джемса рецензент видит в его основательном знакомстве с работами английских, французских, американских и итальянских авторов, а его фундаментальный труд видится «как полный и систематический свод всех учений современной психофизиологии», который «облегчит самую борьбу с односторонностью

учения о полном параллелизме психических и физических знаний как основном принципе психологических исследований» [1].

В заключение отзыва делается предложение о целесообразности перевода «Принципов психологии» на русский язык и поиска лиц, могущих оказать материальную поддержку изданию.

Рецензия подписана «Г.» - это один из псевдонимов Челпанова, наряду с «E. Челпанов», «Е.И. Челпанов» и «Г. Челпанов».

Свое обещание издатели журнала «Вопросы философии и психологии» выполнили, и в одиннадцатой книге за 1892 год появился обзор под названием «James. The principles of Psychology. New York 1890» [34]. Материал был подписан: «Е. Челпа-нов» - так обычно подписывался ученый в первые годы своей научной деятельности.

Челпанов начинает свой обзор так: «В книге пятой «Вопросов Философии и психологии» была сделана общая характеристика сочинения Джемса. Теперь мы решаемся дать краткое изложение некоторых выдающихся пунктов его Психологии. Книга полна такого разнообразного материала, что дать о ней полного отчета мы не можем. Укажем только на то, в чем по нашему мнению наиболее проявляется оригинальность взглядов Джемса» [34].

После такой преамбулы он проводит последовательный анализ всего сочинения. Прежде всего, в нем рассматривается вопрос о душе и ее отношении к телу. Для правильной постановки проблемы обсуждаются сопряженные вопросы: теория автоматизма, сознание как избирающая деятельность (a selecting agency), сознание как борец за цели (fighter for ends). Затем Джемс переходит к теории душевной субстанции (the mind-stuff theory). Здесь возникает сложная проблема делимости или цельности сознания и противоречия со взглядом Герберта Спенсера «о разложении сознания и возникновении этого последнего из элементов, находящихся вне сознания». Джемс отвергает существование бессознательных единиц духовной субстанции, предшеству-

ющих и слагающих сознание. Его точка зрения состоит в отстаивании теории по-лизоизма или множественного монадиз-ма, которая по сути, как считает Челпанов, склоняется к спиритуалистическому положению относительно природы души. Главный вывод из всех этих общих рассуждений состоит в том, что психология имеет дело с душой конкретного индивидуума, но не занимается абсолютным разумом. Эту мысль Челпанов повторяет и в некрологе, которая с течением времени у Джемса трансформируется в сторону сближения с представлением о «мировой душе».

Затем Джемс в своем труде переходит к частным вопросам психологии, а именно: к концепции «потока душевной жизни», то есть непрерывно следующих друг за другом психических состояний. Такая идея, по его мнению, лучше объясняет многие трудные вопросы психологии, в том числе особенности процессов сознания, персонологиче-ские аспекты и др.

В главе о внимании Джемс упрекает в основном английских исследователей в отсутствии интереса к разработке этой темы психологами. По вопросу о пространственных восприятиях Джемс занимает позиции нативиста, как считает Челпанов. Тщательно проработана Джемсом теория двигательных ощущений и воли. Здесь им предложен ряд собственных определений.

В последней главе «Принципов психологии» - «О необходимых истинах и результатах опыта» - автор рассматривает вопрос об эмпиризме и априоризме.

Резюмируя обзор, Челпанов полагает, что книга Джемса не имеет тенденций к утверждению распространения в конце XIX века позитивизма и материализма, а скорее отстаивает позиции метафизика спиритуалистической школы.

Мнение российских философов. Отозвались на смерть Джемса и российские философы, Так, С.Л. Франк поместил в журнале «Русская мысль» ряд статей [32], в которых рассмотрел философские аспекты творчества Джемса. Были также откли-

ки Н.А. Бердяева, Л.М. Лопатина, Л.И. Ше-стова, С. Лурье, С.А. Котляревского [19], С.И. Гессена, в которых в общем были объективно изложены результаты труда ученого. Кроме того, журнал «Вопросы философии и психологии» напечатал общий редакционный материал, посвященный памяти Джемса [3]. Фактические данные, изложенные в нем, служат до сих пор основой для современных информационных источников на русском языке. Надо сказать, что философский аспект творчества Джемса продолжает интересовать и нынешних исследователей.

Неожиданная реакция Мечникова. Еще также важны отклики других знаменитых ученых, современников Джемса, обладавших склонностью к занятиям философией, - например, И.И. Мечникова, который в своей книге «Сорок лет искания рационального мировоззрения» (1914) [4, 21] затронул концепцию прагматизма. Он писал в предисловии к этому произведению: «Недавно скончавшийся американский философ Джэмс был столь убежден в существовании загробного мира, что обещал после своей смерти найти способ духовного общения со своими друзьями. Он однако же до сих пор не выполнил этого обещания» [21]. После такой остроумной ремарки Мечников перешел к анализу содержательной сущности прагматизма, который великий микробиолог, судя по критической подборке цитат из сочинений Джемса, не принимал. Как опытный полемист, он нашел ряд уязвимых мест в развиваемых Джемсом теоретических положениях. Например: «Прагматизм допускает все. Он допускает логику, он допускает чувства и готов считаться с самыми ничтожными и частичными опытами. Если мистические опыты могут повести к практическим последствиям, то он согласится и с ними». «... Принципы прагматизма не позволяют нам отбросить гипотезу, если она ведет к следствиям, полезным в жизни». «. Прагматизм является таким образом религиозным учением» [21].

Приведенные образцы научной дискуссии прошлого между выдающимися людьми свидетельствуют об уровне и способах аргументации при выяснении истинности умозаключений. В те годы диспуты велись по полной программе, без фигур умолчания и преклонения перед авторитетами. Кроме того, убежденный материалист Мечников был противником идеи загробной жизни и поэтому в своих рассуждениях не проявлял терпимости к оппонентам, сторонникам такого взгляда.

Другие отзывы. Конечно, небезынтересны для истории мнения о Джемсе других ученых, в том числе экстраординарных, таких как Вундт, Спенсер и др., бывших объектом критики американского исследователя. Вот, например, отзыв основателя научной психологии Вильгельма Вундта о наиболее значимом труде Джемса «Принципы психологии»: «Это - литература, это - великолепно, но это - не психология» [Bjork, 1983, цит. по: 36; 39]. Джемс соответственно давал встречные нелестные характеристики Вундту. Он, например, писал, что Вундт - «никакой не гений, а просто профессор, чья обязанность - все знать и по каждому вопросу иметь собственное мнение» [цит. по: 36, с. 176].

Известно также, как трудно утверждалось прагматическое направление в философии. Есть сведения о том, как встречались его некоторые новые идеи даже учениками и последователями. Так, Джемс, ожидавший благосклонного приема своей очередной книги «The Meaning of Truth: A Sequel to «Pragmatism» (1909) [59], был подвергнут критике со стороны своего ученика Д. Миллера, молодого американского философа Б.Г. Боуда и британского философа Бертрана Рассела [68]. Стоит ли входить в подробности тех многочисленных дискуссий, которые были инспирированы необычными взглядами Джемса. Однако позитивный баланс суждений и общий итог деятельности американского ученого, конечно, брали верх, и негативный аспект отходил в сторону и оставался в прошлом.

Современная позиция. Что касается современного ретроспективного анализа творческого наследия Джемса, то сейчас специалисты находятся в более выгодной ситуации, так как обладают довольно полной информацией, проверенной временем и достаточным общественным обсуждением. Существует большая литература, отображающая обстоятельства жизни и научные достижения Джемса [68, 20, 23-31, 33, 37, 38, 40-44, 46, 64-67, 69, 70], которая доступна на всех уровнях в научной, образовательной и общественной сфере. Поэтому его интегральная ретроспективная оценка, как правило, лишена неясностей и воспринимается как данность.

Причем, исторически выверена и однозначно определена его причастность к разработке трех теорий:

- функционализм,

- прагматизм,

- теория эмоций Джемса - Ланге.

Его теоретические взгляды и факты в той или иной мере вошли в коллективное универсальное знание в виде последовательного, преемственного личного вклада. Спиритические увлечения и другие побочные ветви его интересов, скорее всего, останутся в научном архиве и, возможно, будут предметом исследований для историков науки.

Основные публикации. Наиболее известные работы Джемса приведены в списке литературы [48, 49, 52, 54, 55, 57, 60, 63 и др.]. Необходимо указать на то, что труды американского ученого регулярно переводились на русский язык, особенно в дореволюционное время [9-18 и др.]. Ныне все его работы доступны как в бумажной форме, так и в Интернете.

Признание, награды. Естественно, что исследователь такого уровня был признан научной общественностью. Уильям Джемс состоял членом Национальной академии наук США, членом-корреспондентом Французского института (Institut de France), членом Берлинской академии наук,

членом Королевской Датской академии наук, членом Национальной академии деи Линчеи (Лссаёеш1а Ыагюпак ЬтсеО в Риме, почетным членом Московского психологического общества.

Заключение. В настоящее время во всех руководствах, учебниках и профессиональной научно-исторической литературе имя Уильяма Джемса получило однозначную объективную оценку, определившую его место и значение в накоплении знаний в области философии и психологии.

Однако следует с исторической точки зрения, как уже отмечалось, различать прижизненное восприятие ученого, раннюю и позднюю ретроспекцию.

Его коллеги-современники, вполне объективно оценивая его вклад в науку, не могли игнорировать парадоксальное сочетание в нем интересов к спиритизму, ясновидению, телепатии, не говоря уже о попытках установления общения с душами умерших и о других проявлениях мистицизма.

Многие факты работали против его авторитета. Джемс не создал собственной психологической школы. Не признавал он и экспериментальной психологии. Даже после выхода «Принципов психологии» и всеобщего признания этой книги он сам критически относился к отдельным ее положениям и вообще психологии как таковой. Ему даже принадлежит такое высказывание, что «... психология еще не наука, это нечто, обещающее в будущем стать наукой» [цит. по: 33, 47]. Руководство Гарвардской психологической лабораторией он передал приглашенному из Германии Хуго Мюнстербергу. Себя всегда Джемс считал прежде всего философом, а уже потом - психологом.

Тем не менее история утвердила его как фигуру первой величины в психологической науке, что объясняется оригинальностью и глубиной его первопроходческих исследований. Необходимо особенно подчеркнуть его значение для формирования нескольких поколений американских психологов, при этом развернув их интересы от структурализма к функционализму.

Литература

1. [Челпанов Г.И.] Will. James. The Principles of Psychology. New York, 1890. Henry Holt a. comp. 2 vol. (XII+689, VI+704) // Вопросы философии и психологии. - 1890. - Год издания II. - Вып. 1 (5). - С. 89-90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Антонов А.И. Концепция религиозного опыта У Джеймса в русской религиозной мысли первой трети XX в. // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. - 2015. - Вып. 5 (61). - С. 91-111.

3. Б. а. У. Джэмс (Некролог) // Вопросы философии и психологии. - 1910. - Год издания XXI. - Вып. 4 (104). - С. V-VIII [Электронный ресурс] http://relig-library.pstu.ru/ modules.php?name=409.

4. Воробьева О.В., Воробьев В.С. К 100-летию со дня смерти И.И. Мечникова (1845-1916) // Вестник биотехнологии и физико-химической биологии им. Ю.А. Овчинникова. -2016. - Т. 12. - № 2. - С. 41-62.

5. Грот Н.Я. Психологический съезд в Париже // Вопросы философии и психологии. -1889. - Год издания I. - Вып. 1(1). - С. 5-20.

6. Джеймс (James) Генри (1843-1916) // Всемирный биографический энциклопедический словарь / Ред. кол. В.И. Бородулин, Н.М. Кузнецов, Н.М. Ланда и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. -926 с. - С. 239.

7. Джемс (Джеймс) (James) Уильям (1842-1910) // Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1985. - 1600 с., ил. - С. 383.

8. Джемс, Уильям [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Джемс,_Уильям.

9. Джемс В. Прагматизм. Изд. второе. - СПб.: Изд. «Шиповник», 1910. - 244 с.

10. Джемс У. Введение в философию. - Берлин, 1923.

11. Джемс У. Воля к вере. - М.: Республика, 1997. - 431 с.

12. Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. - М., 1911.

13. Джемс У Зависимость веры от воли. -СПб., 1904.

14. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. - СПб., 1910; М., 1993.

15. Джемс У. Научные основы психологии. -СПб.: Санкт-Петербургская электропечатня, 1902. - 370 с.

16. Джемс У. Психология. - СПб., 1911.

17. Джемс У. Психология в беседах с учениками. - М., 1902.

18. Джемс У. Существует ли сознание? / В кн.: Новые идеи в философии, 1913. - № 4. - С. 102-127.

19. Котляревский С.А. Джемс как религиозный мыслитель // Вопросы философии и психологии. - 1910. - Вып. 5 (105). - С. 697-719.

20. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 320 с.

21. Мечников И.И. Сорок лет искания рационального мировоззрения. 2-е, испр. и доп. издание. - М.: Научное слово, 1914. - 334 с.

22. Оствальд В. Великие люди со статьей проф. Э. Бауэра / Пер. со 2-го нем. издания Г. Кваша. - Вятское книгоиздательское товарищество, 1910. - XII, 398 с., IV.

23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: в 2-х т. - Ро-стов-н/Д: Феникс, 1996. - Т. 1. - 416 с.

24. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / Под общ. ред. А.В. Петровского; ред.-сост. Л.А. Карпенко. -М.: ПЕР СЭ, 2005-2007.

25. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 496 с.

26. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. - М.: Вече, АСТ, 2003.

27. Саугстад Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Пер. с норвежского Э. Панкратовой. - Издательский дом «Бахрах-М», 2008. - 544 с.

28. Сто великих психологов / Авт.-сост. Яро-вицкий В. - М.: Вече, 2007. - 432 с.

29. Уильям Джеймс: биография [Электронный ресурс] http://www.peoples.ru/science/ philosophy/william_james/.

30. Философский словарь / Автор-составитель С.Я. Подопригора, А.С. Подопригора. Изд. 3-е, перераб. - Ростов-н/Д: Феникс, 2015. -С. 72.

31. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

32. Франк С.Л. Виллиам Джемс // Русская мысль. - 1910. - Кн. 10. - С. 218-221.

33. Хант М. Психолог Malgré Lui: Уильям Джемс / В кн.: История психологии. - М.: АСТ, АСТ Москва, Харвест, 2009. - 864 с. -С. 189-218.

34. Челпанов Г.И. James. The Principles of Psychology. New York, 1890 (обзор) // Вопросы философии и психологии. - 1892. -Год издания III. - Вып. 2 (11). - С. 69-76.

35. Челпанов Г.И. Джемс как психолог // Вопросы философии и психологии. - 1910. -Год издания XXI. - Вып. 4 (104). - С. 437456.

36. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. Под ред. А.Д. Наследова. - СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.

- 532 с. - С. 172-182.

37. Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд. - М.: Мысль, 1985. - 575 с.

38. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. Учебное пособие для высших учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1996.

- 416 с.

39. Biography, Chronology, and Photographs of William James [Электронный ресурс] http://www.uky.edu/~eushe2/Pajares/photos. html.

40. Blum D. Ghost Hunters: William James and the Search for Scientific Proof of Life After Death. - Penguin Press HC, 2006. - 371 p.

41. Cooper W.E. William James' theory of self // The Monist. - 1992. - Vol. 75(4). - P. 504-520.

42. Cooper W. The Unity of William James's Thought. - Nashville: Vanderbilt Univ. Press, 2002.

43. Donnelly M.E. (Ed.). Reinterpreting the legacy of William James. - Washington, DC: American Psychological Association, 1992.

44. Goodwin C.J. A History of Modern Psychology. - Wiley, 2015. - 512 p.

45. Haggbloom S.J. et al. The 100 most eminent psychologists of the 20th century // Review of General Psychology. - 2002. - Vol. 6(2). - P. 139-152.

46. http://www.uky.edu/~eushe2/Pajares/james. html.

47. Hunt M. The Psychologist Malgré Lui: William James / In: The Story of Psychology. -1994. - 784 p. - P. 159-182.

48. James W. A Pluralistic Universe. - 1909.

49. James W. Essays in Radical Empiricism. -1912.

50. James W. Great men, great thoughts, and the environment // Atlantic Monthly. - 1880.

51. James W. Great Men and Their Environment.

- Kila, MT: Kessinger Publishing, 2005.

52. James W. Human Immortability. - 1897.

53. James W. Le pragmatisme. - 1911.

54. James W. Moral Equivalent of War. -McClure's Magazine, 1910.

55. James W. Pragmatism: A New Name for Some Old Ways of Thinking. - 1907.

56. James W. Psychology (Briefer Course). - 1892.

57. James W. Some Problems in Philosophy: A Beginning of an Introduction to Philosophy. -1911.

58. James W. Talks to Teachers in Psychology and to Students on Some of Life's Ideals. - 1899.

59. James W. The Meaning of Truth: A Sequel to «Pragmatism». - 1909.

60. James W. The Variations of Religious Experience: A Study in Human Nature. -1902.

61. James W. The Will to Believe, and Other Essays in Popular Philosophy. - 1897.

62. James W. What is an emotion? // Mind. -1884. - Vol. 9. - P. 188-205.

63. James Will. The Principles of Psychology. Vols. 1-2. - New York: Henry Holt a. Comp., 1890.

- XII+689, VI+704.

64. Lewis R.W.B. The Jameses: A family narrative.

- New York: Farrar, Straus and Giroux, 1991.

65. Pajares F. William James: Our Father Who Begat Us / In: Educational Psychology: A Century of Contributions. - 2003. - P. 41-64.

66. Richardson R.D. (Ed.). The Heart of William James. - Harvard U. Press, 2010.

67. Richardson R.D. William James: In the Maelstrom of American Modernism. - Boston and New York: Houghton Mifflin Company, 2006. - xvi + 622 pp.

68. Simon L. Genuine Reality: A Life of William James. - Harcourt Brace and Company, 1998.

69. Wilhelm Wundt and William James / Boerre C.G. [Электронный ресурс] http://webspace. ship.edu/egboer/wundtjames.html.

70. William James [Электронный ресурс] https://en.wikipedia.org/wiki/William_James.

References

1. [Chelpanov GI] Will James. The Principles of Psychology. New York, 1890. Henry Holt a comp 2 vol (XII+689, VI+704). Voprosy

filosofii i psikhologii 1890. God izdaniya II. 1(5):89-90. (in Russian).

2. Antonov AI. Kontseptsiya religioznogo opyta U. Dzheymsa v russkoy religioznoy mysli pervoy treti XX v. Vestnik PSTGU. I: Bogosloviye. Filosofiya 2015; 5(61):91-111 (in Russian).

3. B a U. Dzhems (Nekrolog). Voprosy filosofii i psikhologii 1910. God izdaniya XXI. 4(104):V-VIII. [Internet] http://relig-library. pstu.ru/modules.php?name=409. (in Russian).

4. Vorob'yeva OV, Vorob'yev VS. K 100-letiyu so dnya smerti II Mechnikova (1845-1916). Vestnik biotekhnologii i fiziko-khimicheskoy biologii im YuA Ovchinnikova 2016; 12(2):41-62 (in Russian).

5. Grot NYa. Psikhologicheskiy s'yezd v Parizhe. Voprosy filosofii i psikhologii 1889. God izdaniya I. 1(1):5-20. (in Russian).

6. Dzheyms (James) Genri (18431916). Vsemirnyy biograficheskiy entsiklopedicheskiy slovar'. Red kol VI Borodulin, NM Kuznetsov, NM Landa i dr. Moscow: Bol'shaya Rossiyskaya entsiklopediya 1998:239 (in Russian).

7. Dzhems (Dzheyms) (James) Uil'yam (18421910). Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar'. Gl red AM Prokhorov. 3-ye izd. Moscow: Sov entsiklopediya, 1985:383 (in Russian).

8. Dzhems, Uil'yam [Internet] https://ru.wikipedia. org/wiki/Dzhems,_Uil'yam (in Russian).

9. Dzhems V. Pragmatizm. Izd vtoroye. St-Petersburg: Izd. «Shipovnik»1910: 244 (in Russian).

10. Dzhems U. Vvedeniye v filosofiyu. Berlin, 1923 (in Russian).

11. Dzhems U. Volya k vere. Moscow: Respublika 1997: 431 (in Russian).

12. Dzhems U. Vselennaya s plyuralisticheskoy tochki zreniya. Moscow 1911 (in Russian).

13. Dzhems U. Zavisimost' very ot voli. St-Petersburg 1904 (in Russian).

14. Dzhems U. Mnogoobraziye religioznogo opyta. St-Petersburg 1910; Moscow 1993 (in Russian).

15. Dzhems U. Nauchnyye osnovy psikhologii. St-Petersburg: Sankt-Peterburgskaya elektropechatnya 1902: 370 (in Russian).

16. Dzhems U. Psikhologiya. St-Petersburg 1911 (in Russian).

17. Dzhems U. Psikhologiya v besedakh s uchenikami. Moscow 1902 (in Russian).

18. Dzhems U. Sushchestvuyet li soznaniye? V kn: Novyye idei v filosofii 1913; 4:102-127 (in Russian).

19. Kotlyarevskiy SA. Dzhems kak religioznyy myslitel'. Voprosy filosofii i psikhologii 1910; 5(105):697-719 (in Russian).

20. Martsinkovskaya TD, Yaroshevskiy MG. 100 vydayushchikhsya psikhologov mira. Moscow: Izd-vo «Institut prakticheskoy psikhologii», Voronezh: NPO «MODEK», 1996: 320 (in Russian).

21. Mechnikov II. Sorok let iskaniya ratsional'nogo mirovozzreniya. 2e, ispr. i dopoln. izdanie. Moscow: Nauchnoe slovo 1914: 334 (in Russian).

22. Ostval'd V. Velikiye lyudi so stat'yey prof E Bauera. Per so 2-go nem izdaniya G Kvasha. Vyatskoye knigoizdatel'skoye tovarishchestvo 1910; XII, 398 s., IV (in Russian).

23. Petrovskiy AV, Yaroshevskiy MG. Istoriya i teoriya psikhologii: v 2-kh t. Rostov-n/D: Feniks 1996; 1: 416 (in Russian).

24. Psikhologicheskiy leksikon. Entsiklopedicheskiy slovar': v 6 t. Pod obshch red AV Petrovskogo; red-sost LA Karpenko. Moscow: PER SE 2005-2007 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Psikhologiya. Slovar'. Pod obshch red AV Petrovskogo, MG Yaroshevskogo; red-sost LA Karpenko. 2-ye izd, ispr i dop. Moscow: Politizdat 1990: 496 (in Russian).

26. Reber A. Bol'shoy tolkovyy psikhologicheskiy slovar'. Moscow: Veche, AST 2003 (in Russian).

27. Saugstad Per. Istoriya psikhologii. Ot istokov do nashikh dney. Per s norvezhskogo E Pankratovoy. Izdatel'skiy dom «Bakhrakh-M» 2008: 544 (in Russian).

28. Sto velikikh psikhologov. Avt-sost Yarovitskiy V. Moscow: Veche 2007: 432 (in Russian).

29. Uil'yam Dzheyms: biografiya. [Internet] http://www.peoples.ru/science/philosophy/ william_james/. (in Russian).

30. Filosofskiy slovar'. Avt-sost SYa Podoprigora, AS Podoprigora. Izd 3-ye, pererab. Rostov-n/D: Feniks 2015:72 (in Russian).

31. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar'. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya 1983: 840. (in Russian).

32. Frank SL. Villiam Dzhems. Russkaya mysl' 1910; Kn. 10:218-221 (in Russian).

33. Khant M. Psikholog Malgré Lui: Uil'yam Dzhems. V kn: Istoriya psikhologii. Moscow:

AST, AST Moskva, Kharvest 2009:189-218 (in Russian).

34. Chelpanov GI. James. The Principles of Psychology. New York, 1890 (obzor). Voprosy filosofii i psikhologii 1892. God izdaniya III. 2(11):69-76 (in Russian).

35. Chelpanov GI. Dzhems kak psikholog. Voprosy filosofii i psikhologii 1910. God izdaniya XXI. 4(104):437-456 (in Russian).

36. Shul'ts DP, Shul'ts SE. Istoriya sovremennoy psikhologii. Per s angl. Pod red AD Nasledova. St-Petersburg: Izd-vo «Yevraziya» 2002:172-182 (in Russian).

37. Yaroshevskiy MG. Istoriya psikhologii. 3-ye izd. Moscow: Mysl' 1985: 575 (in Russian).

38. Yaroshevskiy MG. Istoriya psikhologii. Ot antichnosti do serediny XX veka. Uchebnoye posobiye dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Moscow: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya» 1996: 416 (in Russian).

39. Biography, Chronology, and Photographs of William James. [Internet] http://www.uky. edu/~eushe2/Pajares/photos.html.

40. Blum D. Ghost Hunters: William James and the Search for Scientific Proof of Life After Death. Penguin Press HC 2006: 371.

41. Cooper WE. William James' theory of self. The Monist 1992; 75(4):504-520.

42. Cooper W. The Unity of William James's Thought. Nashville: Vanderbilt Univ. Press 2002.

43. Donnelly ME (Ed). Reinterpreting the legacy of William James. Washington, DC: American Psychological Association 1992.

44. Goodwin CJ. A History of Modern Psychology. Wiley 2015: 512.

45. Haggbloom SJ et al. The 100 most eminent psychologists of the 20th century. Review of General Psychology 2002; 6(2):139-152.

46. http://www.uky.edu/~eushe2/Pajares/james. html.

47. Hunt M. The Psychologist Malgré Lui: William James. In: The Story of Psychology 1994:159-182.

48. James W. A Pluralistic Universe. 1909.

49. James W. Essays in Radical Empiricism. 1912.

50. James W. Great men, great thoughts, and the environment. Atlantic Monthly 1880.

51. James W. Great Men and Their Environment. Kila, MT: Kessinger Publishing 2005.

52. James W. Human Immortability. 1897.

53. James W. Le pragmatisme. 1911.

54. James W. Moral Equivalent of War. McClure's Magazine 1910.

55. James W. Pragmatism: A New Name for Some Old Ways of Thinking. 1907.

56. James W. Psychology (Briefer Course). 1892.

57. James W. Some Problems in Philosophy: A Beginning of an Introduction to Philosophy. 1911.

58. James W. Talks to Teachers in Psychology and to Students on Some of Life's Ideals. 1899.

59. James W. The Meaning of Truth: A Sequel to «Pragmatism». 1909.

60. James W. The Variations of Religious Experience: A Study in Human Nature. 1902.

61. James W. The Will to Believe, and Other Essays in Popular Philosophy. 1897.

62. James W. What is an emotion? Mind 1884; 9:188-205.

63. James Will. The Principles of Psychology. Vols 1-2. New York: Henry Holt a Comp 1890; XII+689, VI+704.

64. Lewis RWB. The Jameses: A family narrative. New York: Farrar, Straus and Giroux 1991.

65. Pajares F. William James: Our Father Who Begat Us. In: Educational Psychology: A Century of Contributions 2003:41-64.

66. Richardson RD (Ed). The Heart of William James. Harvard U Press 2010.

67. Richardson RD. William James: In the Maelstrom of American Modernism. Boston and New York: Houghton Mifflin Company 2006; xvi + 622 pp.

68. Simon L. Genuine Reality: A Life of William James. Harcourt Brace and Company 1998.

69. Wilhelm Wundt and William James. Boerre CG. [Internet] http://webspace.ship.edu/ egboer/wundtjames.html.

70. William James [Internet] https://en.wikipedia. org/wiki/William_James.

TO THE 175th ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF WILLIAM JAMES -AN OUTSTANDING AMERICAN PHILOSOPHER AND PSYCHOLOGIST

V.S. VOROBYEV Psychological Institute of RAE, Moscow

In connection with the jubilee date - the 175th anniversary of his birth - biographical materials are given and the work of the outstanding American philosopher and psychologist William James is considered. A greater emphasis is placed on the psychological component of his activities including posthumous analysis carried out by G.I. Chelpanov.

Keywords: history of psychology, history of philosophy, William James.

Address:

Vorobyev V.S., PhD

Senior Researcher of Psychological Institute of RAE

9-4 Mokhovaya str., Moscow, 125009, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.