Научная статья на тему 'Научные воззрения Н. Я. Грота и их влияние на становление психологии в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . '

Научные воззрения Н. Я. Грота и их влияние на становление психологии в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
981
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СВОБОДА ВОЛИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЗНАНИЕ / ЛОГИКА РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / SCIENCE SCHOOL. УДК 159.95-053.5 / PERSONALITY / WILL FREEDOM / EMOTIONAL DEVELOPMENT / MORAL DEVELOPMENT / COGNITION / LOGIC OF RESEARCH KNOWLEDGE DEVELOPMENT / SOCIAL PERCEPTION / EXPERIMENTAL PSYCHOLOGY / SCIENCE METHOTODOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михалева А. Б.

Представлены результаты исследования научного творчества одного из основоположников российской психологии Н.Я. Грота. Определены факторы, повлиявшие на содержание и динамику его идей, их взаимосвязь с общей логикой развития психологической науки в конце XIX века и социальной ситуацией, сложившейся в российском обществе в этот период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific views of N.Ya. Grot and his role in development of psychology in Russia

The article presents the research results on the activity of one of the founders of the Russian psychologist N.Ya. Grot. It determines factors that influenced on content and development of his ideas, their interaction with general logic of psychological science in late XIX century and with social situation existed in the Russian society that period.

Текст научной работы на тему «Научные воззрения Н. Я. Грота и их влияние на становление психологии в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . »

O.V Belous

Development of regulative knowledge as a factor of professional skill for students of pedagogical higher institutions

It is established that professional training of teachers is aimed at training of a professional pedagogue who is a main subject in pedagogical activity, who possesses high practical skills and has advanced educational views. Besides, development of personal skills and professional orientation are the key tasks in pedagogical education in modern higher institution. Special attention is paid to formation of regulative knowledge of students in the process of efficient professional development.

Key-words: professional training, professional development, self-regulation, regulative knowledge, pedagogical activity, image of a pedagogue

УДК 159.9(091) А.Б. Михалева

1З0-летию психологической науки посвящается

научные воззрения н.я. грота и их влияние на становление психологии в россии

Представлены результаты исследования научного творчества одного из основоположников российской психологии -Н.Я. Грота. Определены факторы, повлиявшие на содержание и динамику его идей, их взаимосвязь с общей логикой развития психологической науки в конце XIX века и социальной ситуацией, сложившейся в российском обществе в этот период.

Ключевые слова: личность, свобода воли, эмоциональное развитие, нравственное развитие, познание, логика развития научного знания, социальная перцепция, экспериментальная психология, методология науки, научная школа.

Современная психология в России испытывает необходимость в воссоздании полной и более объективной картины своего состояния и развития. Обращенность в прошлое и его объективный анализ помогает выявить и осознать непреходящую ценность некоторых идей и открытий, подходов к решению вопросов, которые не теряют своей остроты. На основе имеющегося в истории психологической науки опыта возможно решение многих методологических проблем, встающих перед психологией в наши дни, этот опыт дает и более точное представление о современном научном знании, которое в ретроспективе становится более объемным и адекватным.

В связи с этим особенно значимым и актуальным представляется исследование творческого пути Н.Я. Грота (1852-1899), стоявшего у истоков экспериментальной психологии в России. Важным представляется и тот факт, что Н.Я. Грот стремился построить психологию на объективном, научном фундаменте, учитывая все достижения и отечественной, и зарубежной науки, но сохраняя в то же время свойственные российскому гуманитарному знанию особенности и направленность.

МИХАЛЕВА Антонина Борисовна - к. психол. н., доцент ПИ ЯГУ.

E-mail: [email protected]

Основу анализа психологической концепции Н.Я. Грота составили принципы науковедческого подхода, разработанные историком психологической науки М.Г. Ярошевским. Они заключаются в выделении трех основных параметров, определяющих развитие психологических теорий - логики развития научного знания, социальной перцепции (в том числе и принадлежность ученого к определенной научной школе) и личных особенностей ученого (его мировоззрения и когнитивного стиля) [1].

Мы считаем, что интерес к проблеме личности и содержанию концепции, разработанной Н.Я. Гротом, был обусловлен изменением ценностных ориентаций и идеалов в российском обществе в 1890-е гг. и антропологизмом отечественной гуманитарной мысли, обусловившим перенесение центра научных исследований на проблему человека как носителя разума, нравственности и свободы. В связи с этим изучение психологической концепции Н.Я. Грота сопряжено с исследованием социальной и идеологической ситуации в российском обществе на рубеже Х1Х-ХХ веков и тех психологических школ, которые сложились в отечественной науке в этот период. Таким образом, теория Н.Я. Грота вплетена в историкокультурный контекст, что дает возможность не только более полно и адекватно оценить его взгляды, но и рассмо-

треть их влияние на развитие психологической и шире

- общенаучной методологии в этот период.

Важным представляется и тот факт, что рассмотрение последних работ Н.Я. Грота, так же как и его деятельности в журнале «Вопросы философии и психологии», дает возможность более объективного анализа взглядов представителей духовной психологии и философии. Однако понимание подходов к проблеме личности Н.Я. Грота возможно только на основе комплексного и системного анализа.

Анализ факторов, определивших динамику научных взглядов Н.Я. Грота, расширяет представление об общих закономерностях, повлиявших на развитие психологической науки в России в конце XIX в. Одним из этих факторов, в значительной мере определивших развитие Н.Я. Грота-ученого, являются социокультурные условия его жизни. Анализ обстановки родительского дома, личности отца - Я.К. Грота [2] и его академического окружения, социальной и исторической ситуации, сложившейся в России во второй половине XIX века, дает ключ к пониманию личности Н.Я. Грота и особенностей эволюции его научных взглядов.

Другим фактором, оказавшим большое влияние на психологическую концепцию Н.Я. Грота, явилась его принадлежность к философско-психологической научной школе, сформировавшейся в Московском университете к концу XIX в. Динамика научных исканий этой школы во многом сказалась и на эволюции психологических взглядов Н.Я. Грота, на изменении его оппонент-ного круга, в который в начале его творчества входили, прежде всего, такие ученые, как Г. Спенсер, И.М. Сеченов, а затем Дж. Бруно, А. Шопенгауэр, С.Н. Трубецкой, В.С. Соловьев. Так, в ранний период своей научной деятельности он занимался изучением явлений психической жизни или вопросами «конечными», в период научной зрелости уже стремился обосновать идеи бога, души и бессмертия, перейдя, таким образом, к проблемам, спроецированным в вечность.

Большое значение имел и тот факт, что и семейный, и научный круг его общения обусловил тесную связь с социальными и идеологическими устремлениями русской интеллигенции, одним из наиболее полных и идеальных выразителей которой явился и сам ученый. Это проявилось и в характере деятельности Н.Я. Грота, и в содержании его научных интересов, которые были тесно сплетены друг с другом. Стремление к просвещению, желание не только обучать, но и нравственно воздействовать на слушателей, формируя у них новые ценности и стремления, полностью соответствовали его собственным мотивам и личностным качествам. Это нашло отражение и в отношениях Н.Я. Грота со студентами, и в деятельности на посту председателя Московского психологического общества, и в редакции журнала «Вопросы философии и психологии».

Мировоззрение Н.Я. Грота, как и большинства ученых, создавших культуру второй половины XIX века,

было сформировано социальной ситуацией, сложившейся в России в 60-70-е годы XIX столетия. Начало его творческого пути совпало с периодом реформирования старого уклада общественной жизни, общего духовного освобождения человеческой личности и возникновением новой отечественной психологической науки.

Реформаторская деятельность Н.Я. Грота проявилась в его стремлении превратить психологию из метафизической в объективную экспериментальную науку и доказать тем самым необходимость ее связи с естественными науками. Позицию Н.Я. Грота разделял А.И. Введенский [3]. В то же время оба ученых считали, что помимо эксперимента важным методом психологического исследования является и самонаблюдение. При этом Н.Я. Грот подчеркивал, что для получения достоверных результатов необходимо данные самонаблюдения подвергать проверке и поэтому он выступал за «расширение опыта». В отличие от А.И. Введенского Н.Я. Грот стремился не только найти практическое применение психологии, но и выражал беспокойство по поводу проблемы объективной интерпретации полученных при психологическом эксперименте данных [4].

Определив психологию наукой о психических отправлениях, он выделил три сферы психической жизни человека - мышление, чувство и воля, и считал, что, «подобно тому, как отдельный психический акт начинается с чувства, осложняется мышлением и заканчивается импульсом воли, так и каждая человеческая личность в первую эпоху жизни находится под властью чувства, инстинкта, страсти - это детство и юность; во вторую эпоху создает себе убеждения и правила - зрелый возраст; в третий период, старость, пройдя время сомнений и колебаний, следует внушениям твердо определившейся воли» [5, с. 66]. В развитии его научной деятельности присутствуют все три обозначенных выше возрастных периода. Эта возрастная периодизация отразилась на его индивидуальном научном пути: начало творческого пути связано с изучением эмоциональной сферы [6]; в период научной зрелости он разрабатывал монодуалистическую теорию познания [7]; в более поздний период обратился к проблеме свободы воли [8].

Свои психологические исследования Н.Я. Грот начал с изучения эмоциональной сферы личности. Он полагал, что сущность человека выражается в специфической психической энергии, проявляющейся с наибольшей интенсивностью в сфере чувств. Наблюдая, как изменяются эмоции при переходе от потребностей к их удовлетворению и от удовлетворения к истощению и отдыху, находил, что в их ритмической смене повторяется общий тип «психического оборота»: каждое чувствование начинается отрицательным страданием, переходит в положительное удовольствие, затем превращается в положительное страдание и заканчивается отрицательным удовольствием [6].

В числе условий, определяющих возникновение чувствований, Н.Я. Грот выдвигал физиологические процессы: кровообращения, дыхания, пищеварения и выделения [6]. Позже он высказал мысль, что психические явления не зависимы от физических и физиологических процессов, наоборот, физиологическое обусловлено психическим [9].

Анализ чувства в связи с другими областями сознания привел его к идее, что чувство и мысль - это две равноправные области душевной жизни человека, «одинаковозаконные» сферы объективного и субъективного восприятия. Он стремился доказать, что начало психического взаимодействия между миром и человеком может находиться не только в мире, но и в самом человеке, не только в мысли, но и в чувстве.

Анализируя душевные состояния личности, Н.Я. Грот пришел к выводу, что они являются своеобразным барометром индивидуальной и социальной жизни человека, показания которого могут служить основанием для критического отношения личности и общества к переживаемым ими условиям жизни. К числу таких душевных состояний он относил пессимистическое и оптимистическое настроения человека, определяя их как низшую и высшую ступени развития душевных состояний. Согласно его теории, пессимизм и оптимизм характеризуются преобладанием неприятных или приятных чувств и соответствующим им строем мышления. Поэтому они не только выражают степень соответствия внешних и внутренних отношений - отношений между состоянием среды и потребностями личности, но и прогрессирует в данную эпоху человеческое общество или регрессирует. Он считал, что улучшение жизни человека зависит только от него самого, пассивно ожидая развитие событий, человек не может быть достаточно свободным и совершать поступки, продиктованные собственной волей, поскольку все предопределено необходимостью или судьбою. Он говорил, что вне развития человеческой личности прогрессивное развитие социальной среды невозможно, и первым условием возможного улучшения мира называл прогрессивное развитие сознания и самосознания, т.е. психическое развитие человеческой личности [10].

Интересны размышления Н.Я. Грота об искусстве, развитие которого он связывал с эмоциональным развитием человека; сначала сознание людей было сосредоточено на низших чувствованиях, поэтому среди искусств преобладающее значение в древности имели архитектура и ваяние. Достигнув развития первичных, более сложных чувств, человечество обратилось к живописи и музыке

- искусств, воспроизводящих уже целые картины окружающей среды и эпизоды жизни людей. Способность переживать еще более высокие чувства, обобщенные и отвлеченные, принадлежащие не единицам, а всему человечеству, привело к творчеству поэзии и литературы. Но в развитии общих чувств можно указать еще несколько частных периодов: чувства интеллектуальные пред-

шествовали развитию чувств нравственных, индивидуальные нравственные чувства - социальным, и каждый такой прогресс в формировании самосознания людей вызывал развитие не только преобладающих, но и дополнительных искусств. В настоящее время, достигнув в развитии чувств социального уровня, для человечества стало возможным воплощение философии во всех искусствах. Таким образом, музыка и ваяние принадлежат к сфере ощущений и являются самыми чувственными видами искусства, живопись и поэзия обращены к сфере конкретных образов и понятий, и только философское творчество человека реализуется на уровне отвлеченных понятий [11].

На протяжении всей своей научной деятельности Н.Я. Грот не отказывался от изучения проблемы эмоционального формирования личности и развивал ее, пытаясь найти в ней ответы на те вопросы, которые ставит перед собой человечество. Если в начальную пору своих исследований он связывал чувства с источником «субъективной оценки внутренней гармонии или дисгармонии между тратой веществ в нашем организме и их накоплением» [6, с. 459], то со временем, ощутив недостаточность объяснительных принципов позитивизма и положительных наук и обратившись к философии, определил им роль средств объективного познания. Чувства выступили уже в качестве критерия истины и лжи.

В своей деятельности по разработке и эмпирическому изучению проблемы эмоционального становления личности Н.Я. Грот заложил основы экспериментального исследования эмоций и совместного (коллективного) творчества в избранной научной сфере. Эта традиция была поддержана и развита его учеником - Г.И. Челпа-новым [12], создавшим институт экспериментальной психологии. Именно с Н.Я. Грота начинают развиваться собственно российские научные школы психологии, отличавшиеся по своим характеристикам и исследовательской направленности от существовавших художественнополитических салонов и кружков интеллигенции. Его исследования в области эмоций оказали влияние и на развитие мировой психологической науки, в частности, на работы французского психолога-эмпирика Т. Рибо.

К концу XIX века в российской общественной ситуации произошли перемены: в политике консервативное направление взяло верх над либеральным, в искусстве реализм уступил место новому романтизму, а в науке потеряли свое господство материализм и скрытая его форма - французский позитивизм. Эти изменения привели к тому, что психологическая наука эволюционировала от естествознания к философии и, отчасти, к религиозному опыту разных народов (индийской, тибетской, теософии, православию), которые, как полагали, помогут формированию новых ценностных ориентаций и устремлений личности.

В «Автобиографическом очерке» [13], составленном в 1894 г. по просьбе редакции Большого чешского эн-

циклопедического словаря Отта, он характеризует свою систему знания. Мы приведем ее краткое изложение: внутренний опыт, самосознание являются единственными непосредственными источниками идей; внешний опыт - это лишь форма внутреннего. Все состояния сознания - идеи, чувства, стремления - потенциально заключены в духовном я человека. Мир только дает повод своими возбуждениями к разряжению и освобождению в форме ощущений, чувствований, стремлений и движений, связанной душевной энергии - энергии, которая одною стороною представлена в самосознании как воля, другою как восприятие, при этом мысль и чувство - это разные формы восприятия душевного содержания - объективная и субъективная. Следовательно, личность объединяет в себе два начала: 1) вечного субстанциального бытия, открывающегося нам непосредственно в законах психологических, логических, эстетических, этических и посредственно - в созидаемых разумом законах физических, математических, биологических, социальных; 2) пространственно-временного «бывания» или движения - материи.

В эмпирически познаваемых законах духовного бытия мы находим основу не только для признания бытия своей души, но и бытия Бога, или сверхиндивидуальной духовной основы всего, что в нас и вне нас. Все идеалы правды, красоты, добра вытекают из познания в себе всеобщих законов верховного разума, творческой свободы, нравственного долга. Как имманентные нам они вполне доступны нашему познанию и выражению. Самопознание есть познание в себе, через призму опыта, всеобщей субстанции мира и законов его бытия. В мире мы познаем через состояния своего сознания только явления и закономерности явлений, в себе мы открываем не только явления, но и созидающее их бытие. Это разум - воля, которая в нашей личности раскрывается нам в своем абсолютном, вечном и неизменном содержании, в своих абсолютных законах как субстанция сверхиндивидуальная и сверхвременная, но не сверхличная, ибо «разумная и свободная духовная личность» и есть понятие, выражающее внутреннюю природу этой абсолютной субстанции.

Анализ последних работ Н.Я. Грота показывает, что годы расцвета его научной деятельности совпали с периодом духовного кризиса, переживаемого русским обществом. С этого момента в работах Н.Я. Грота большое внимание уделяется проблеме «устоев нравственной жизни и деятельности» личности, именно в этом он находил основание для разрешения задачи о предназначении человеческой жизни, т.е. ее смысла [14]. Поскольку духовное начало в человеческой природе устремлено в вечность и, следовательно, оно бессмертно, то именно религия дает возможность естественно трактовать проблему бессмертия.

Вопрос о существовании Божественного Духа во вселенной Н.Я. Грот рассматривал в тесной связи с вопросом о существовании духовного начала в человеке,

о существовании человеческой души. Предполагая, что личность - это микрокосм, отражение мира и его законов он находил в том, что природа человека также объединяет в себе два начала. Согласно его взглядам, личность человека не есть только его животно-психическая индивидуальность, а сочетание этой последней с мировым духовным началом, с божественною творческою силою, создавшей мир, и в этой последней находятся корни всей нашей нравственной жизни. «Животно-психическая индивидуальность» является в нашей личности низшим, неразумным, индивидуальным и проявляется в стремлении к чувственному, материальному существованию. Духовное же начало, характеризуемое как высшее, разумное и общее, проявляется в стремлении личности к вечности. То, что кажется приемлемым для одной стороны человеческой природы, отвергается другой. Личность, таким образом, постоянно находится в состоянии внутреннего конфликта, ведущего к ее развитию. Результатом этого развития оказывается совершаемый человеком выбор либо материальной жизни, либо духовной, нравственной. Возможность выбора свидетельствует об активности человеческой природы. Причину же активности Н.Я. Грот находил во «внутреннем деятеле», производящем все человеческие действия, а именно в воле. Таким образом, в основе свободного поведения личности, свободного выбора той или иной формы деятельности находится свободная воля [15].

Понятие свободы воли в его концепции содержит в себе идею воли как внутреннего деятеля, проявляющегося во влечениях и действиях, и идею свободы или независимости этого внутреннего деятеля от других «деятелей природы». Воля проявляется в стремлениях, влечениях, желаниях, которые в процессе внутреннего развития превращаются в хотения и действия. Источниками воли являются индивидуальная физическая организация и «изначальное свободное стремление воли к существованию к вечности», т.е. нравственное стремление личности, находящиеся в «непрестанной борьбе» друг с другом.

Он полагал, что не все люди обладают свободной волей, поскольку свобода воли допускается в личности лишь при условии пробудившихся идеальных стремлений и их преобладанием над чувственными влечениями. Однако большая часть людей известного возраста, развития и нормальной организации обладает ею. Это проявляется в ее возможности действовать или же бездействовать, творить вечное добро или же оставаться в жизни, заключенной в «черный квадрат» пространства и времени. Следовательно, свобода личной воли человека состоит в свободе осознания им возможности как постоянного падения, так и постоянного духовного восстановления или возрождения.

Н.Я. Грот рассматривал организм как материальную массу, в высшей степени пластическую, доступную всевозможным духовным воздействиям извне и изнутри. В таком случае главная задача воспитания и всякой

внешней духовной культуры состоит в том, чтобы подготовить внутри человека правильное развитие психической энергии, которая впоследствии должна сама сделать организм послушным орудием личности. А «духовная личность» только тогда заслуживает вполне этого наименования, когда в ней самой находятся начала и концы ее дальнейшего роста, когда она не только способна хорошо играть на случайно хорошем инструменте, но приобрела силу пересоздавать этот инструмент, согласно своим планам, совершенствовать его устройство, предохранять его от порчи и употреблять его как можно производительнее для воплощения своей духовной работы» [16, с. 186]. Таким образом, воспитание, по его мнению, должно дать человеку сильную, стойкую, сознательную и разумную (путем воспитания ума), добрую и чистую (путем воспитания чувств) волю, владеющую организмом для реализации идеальных целей.

H.Я. Грот считал, что основная и наиболее трудная для выполнения задача человека в жизни - это овладеть самим собою и миром, покорив себе, своим идеям и идеалам природу и другие существа. Всего этого человек может достигнуть своим умом и волею, в которых ученый видел могущество человека. Он также считал, что овладеть собою, «значило бы для человека превратить свою борьбу с природой и другими существами из стихийной, подверженной случайностям, в сознательную и систематически организованную, стойкую и последовательную» [16, с. 143].

Анализируя социальную ситуацию своего времени, во многом схожую с современной, Н.Я. Грот предостерегал, что духовное начало в личности очень хрупко и легко может подвергнуться разрушению в случае чрезмерной увлеченностью чувственным, материальным. Поэтому он стремился обосновать не только данную человеку возможность совершить свободный выбор, но и дать оценку стиля жизни, который необходимо избрать для того, чтобы вся жизнь могла рассматриваться как личностное самосовершенствование.

Анализ материалов, дающих представление о научной биографии Н.Я. Грота, позволяет сделать следующие выводы:

I. В развитии его научных идей можно выделить два основных периода: 1876-1885 и 1885-1899 годы. Изменение психологических взглядов ученого отражало динамику мировоззренческих позиций российского общества в конце XIX века - переход от увлечения позитивизмом и естественными науками к исследованию духовного мира человека.

2. Переход от исследования эмоций к проблеме личности, ее свободы и активности определялся проблемами, стоявшими перед психологией того времени, антропологизмом отечественной науки, а также мировоззренческими позициями российской интеллигенции, ориентированной на изучение и воспитание человека.

Исследования эмоциональной сферы были включены в общую логику становления психологической науки конца прошлого века. Это нашло отражение в его подходах к экспериментальному исследованию эмоций и в программе развития экспериментальной психологии.

4. Принадлежность к научной школе, сформировавшейся в конце XIX века в Московском университете и ориентированной на взаимосвязь психологии и философии, определила его интерес к проблеме свободы воли и детерминации поведения человека. В то же время заложенная им концепция психического оборота, которая выявила новые связи между эмоциональной и мотивационно-потребностной сферой личности, стимулировала появление философско-психологических работ, направленных на изучение роли переживаний.

5. В проблематике психологических исследований сказались характерные черты российской научной мысли, прежде всего, ее антропологизм и этическая направленность, что проявилось в его соединении проблемы личностного развития с нравственным самосовершенствованием. При этом важнейшей особенностью его подхода являлось то, что в основу личности он ставил не ее волевую активность, но эмоции, а свободу связывал с возможностью выбора эмоционального эталона поведения. Эта способность к идеальной эмоциональной регуляции была связана впоследствии в работах российских ученых с вопросами творчества и эмоционального восприятия искусства. Так в концепции Н.Я. Грота была заложена значимая для отечественной психологии традиция, направленная на исследование проблемы переживания и его роли в процессе социализации и инкуль-турации личности.

Л и т е р а т у р а

1. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. - М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. - 380 с.

2. Грот Я.К. Несколько данных к его биографии и характеристике. - СПб., 1895. - 240 с.

3. Введенский А.И. Психология без всякой метафизики. -Петроград, 1917. - 240 с.

4. Грот Н.Я. Основы экспериментальной психологии. - М., 1896. - 55 с.

5. Грот Н.Я. Сновидения как предмет научного анализа. -Киев, 1878. - 68 с.

6. Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. - СПб., 1879-1880. - XIV с. + 569 с.

7. Грот Н.Я. К вопросу о реформе логики. Опыт новой теории умственных процессов. - Лейпциг, 1882. - XXVI + 349 с.

8. Грот Н.Я. К вопросу о свободе воли. - Одесса, 1884. - 21 с.

9. Грот Н.Я. Философия и ее общие задачи. - СПб., 1904.

- СГУ-313 с.

10. Грот Н.Я. О научном значении пессимизма и оптимизма как мировоззрений. - Одесса, 1884. - 28 с.

11. Грот Н.Я. Отношение философии к науке и искусству. -Киев, 1883. - 27 с.

12. Челпанов Г.И. Мозг и душа. - М., 1912. - 319 с.

13. Николай Яковлевич Грот в очерках, воспоминаниях и письмах / Сост. К.Я. Грот. - Спб., 1911. - С. 342-343.

14. Грот Н.Я. Устои нравственной жизни и деятельности. -М., 1895. - 26 с.

15. Грот Н.Я. Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности. - М., 1889. - XVI + 106 с.

16. Грот Н.Я. Жизненные задачи психологии // Вопросы философии и психологии. - 1890. - № 4. - С. 143-194.

A.B. Mikhaleva

scientific views of N.Ya. Grot and his role in development of psychology in Russia

The article presents the research results on the activity of one of the founders of the Russian psychologist N.Ya. Grot. It determines factors that influenced on content and development of his ideas, their interaction with general logic of psychological science in late XIX century and with social situation existed in the Russian society that period.

Key-words: personality, will freedom, emotional development, moral development, cognition, logic of research knowledge development, social perception, experimental psychology, science methotodology, science school.

— —

УДК 159.95-053.5 Н.И. Чернецкая

психологические факторы и особенности развития творческого мышления младших школьников и подростков

На основе изучения творческого мышления школьников разных возрастных групп и факторов его развития раскрыты проблемы психологической детерминации творческого мышления во внешнем и внутреннем аспектах. Установлено, что творческое мышление школьников может развиваться средствами учебного процесса.

Ключевые слова: творческое мышление, мышление, творчества, личность, возраст, онтогенетические противоречия, процесс, учебная деятельность, младший школьный возраст, подростковый возраст.

Вопрос о факторах развития творческого мышления школьников при всей своей актуальности и прямой связи с прикладными аспектами психолого-педагогического процесса все еще остается слабо изученным. До настоящего времени понятие «творческое мышление школьников» имеет крайне неточное определение и оно связывается со сферой способностей или с обобщенным понятием креативности. Это затрудняет определение факторов его развития. Кроме того, творческое мышление изучается, в основном, на одаренных детях, а его общепсихические свойства оказываются в стороне, поэтому факторы его развития предстают в одностороннем виде. Именно поэтому определение психологических факторов развития творческого мышления школьников, основанное на понимании его как интегрального и всеобщего психического образования, значимо и может стать теоретикометодологическим обоснованием дальнейших прикладных исследований.

ЧЕРНЕЦКАЯ Надежда Игоревна - к. психол. н., доцент филиала Иркутского государственного университета в г Ангарске.

E-mail: [email protected]

Творческое мышление в онтогенезе формируется в результате развертывания его естественно-биологических основ на фоне социальной ситуации, что, в свою очередь, влечет обратный эффект - развитие социальной ситуации и социальной активности личности на фоне активизации индивидуально-типических, биологических, внутрипси-хических составляющих творческого мышления. Внутренние факторы динамики творческого мышления - это психолого-педагогические его предпосылки, механизмы интрапсихического развития вследствие обучения, а внешние - собственно средовые влияния и психологопедагогические эффекты обучения и воспитания.

Следуя общепринятому в психологии принципу о дуализме развития, представим психолого-педагогические факторы, влияющие на творческое мышление, в форме противоречий, которые разрешаются не в пользу какой-то одной стороны, а в плане выхода в третий синтетический вариант, что означает переход на более высокую ступень творческого мышления.

Первым элементом системы психологопедагогических противоречий, внутренне определяющих развитие творчества у детей, является соотношение сфер умений-знаний (репродуктивного опыта) и собственно творческого. Согласно Б.Б. Коссову [1], диалектика это-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.