Научная статья на тему 'Русский философ николай Грот. Опыт интеллектуальной биографии'

Русский философ николай Грот. Опыт интеллектуальной биографии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
611
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Емельянов Б. В.

В статье предлагается опыт представления интеллектуальной биографии российского философа Н.Я.Грота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an attempt to line out an intellectual biography of Nicolay Grot as one of the Russian philosophers.

Текст научной работы на тему «Русский философ николай Грот. Опыт интеллектуальной биографии»

— доктор философских наук, профессор Уральского государственного университета им. А.М.Горького

РУССКИЙ ФИЛОСОФ НИКОЛАЙ ГРОТ.

ОПЫТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ БИОГРАФИИ

В статье предлагается опыт представления интеллектуальной биографии российского философа

Н.Я. Грота.

The article presents an attempt to line out an intellectual biography of Nicolay Grot as one of the Russian philosophers.

Среди русских философов с нерусскими фамилиями Николай Яковлевич Грот занимает одно из почетных мест.

Н.Я.Грот родился 18 апреля 1852 г. в Гельсингфорсе (ныне г.Хельсинки) в семье известного русского филолога, профессора русской литературы и истории Гельсингфорского университета, впоследствии академика Петербургской академии наук Якова Карловича Грота, автора трудов по русской, шведской, финской литературе, фольклору, мифологии, лексикографии.

На следующий год семья переехала в Санкт-Петербург, где Я.К.Грот стал профессором Александровского лицея и воспитателем детей великого князя Александра Николаевича.

Получив хорошее домашнее воспитание, Н.Я.Грот в 1868 г. окончил гимназию Видема-на, а в 1871 г. курс Ларинской гимназии. В том же году он поступил на историко-филологический факультет (отделение психологии и философии) Санкт-Петербургского университета. От других студентов его отличало неизменное трудолюбие, увлеченность вначале историей, а затем философией. Выбор последней в качестве специализации отчасти был определен лекциями профессора М.И.Владиславлева и проходившей в это время дискуссией между К.Д.Кавелиным и И.М. Сеченовым. Именно Кавелин, друживший с дядей Николая Яковлевича — Константином Карловичем, стал его учителем, библиотека и долгие беседы с которым изменили интересы Грота. С этого времени его научные интересы занимают философия и психология. Правда, незадолго до окончания университета он получил приглашение занять должность преподавателя русского языка в русской филологической семинарии в Лейпциге и даже дал согласие. Но после окончания университета с золотой медалью, которую он получил за сочинение «Опровержение Платона и пифагорейцев по метафизике Аристотеля», он был назначен на должность экстраординарного профессора философии Нежинского историко-филологического института имени кн. Безбородко. Для подготовки к чтению лекций Грот целый год изучал философию в Германии (Берлин и Страсбург), где слушал лекции К.Фишера, М.Вебера, М.Либмана, выступал с докладами в Берлинском философском обществе.

Вернувшись в Россию в 1876 г., 24-летний Грот приступил к чтению лекций по логике, психологии и истории философии, которые пользовались большим успехом у студентов. Позже, вспоминая об этих лекциях, он писал: «В лекциях я обходил тщательно всякую метафизику, отождествляя еще метафизику с философией, как общем учении о мире» [7. С. 149]. Для чтения лекций он неоднократно выезжал в Киевский университет, где сдал магистерские экзамены и в мае 1880 г. защитил магистерскую диссертацию «Психология чувствований в ее истории и главных основах». Вернувшись после защиты в Нежин, стал ординарным профессором.

Через год в сентябре 1881 г. Грот вновь уезжает в научную командировку в Германию для подготовки докторской диссертации. В Тюбингене он слушает лекции В.Зигварта и готовит диссертацию «К вопросу о реформе логики. Опыт новой теории умственных процессов». Отпечатав ее в Лейпциге, Грот защищает диссертацию в феврале 1883 г. в Киевском

университете. Оппонентами его были С.С.Гогоцкий и А.А.Козлов. Защита была успешной, хотя второй оппонент, с которым он был в длительной полемике, заявил: «Я здесь спорить с вами не буду и не буду препятствовать вам получить докторский диплом: вы имеете на него право, доказав свою эрудицию. В печати же я докажу вам, что в вашей „Реформе логики“ совсем нет логики и что вы, может быть прекрасный психолог или какой там другой специалист, но что философ вы никакой» [11. С. 75].

Работа в провинциальном Нежине постепенно перестала удовлетворять Грота. Стремясь занять кафедру в центральном университете, он вступил в переписку с профессором философии Московского университета М.М. Троицким, который заинтересовался творчеством Грота и прочил его себе в преемники. Но свободной должности профессора в Московском университете не было, и тогда Грот принял предложение занять кафедру философии в Новороссийском (Одесском) университете. Там он проработал с 1883 по 1886 гг., читая курсы логики, психологии, истории философии и этики. Там он создал философский кружок, членом которого был Г.И.Челпанов. За курс лекций по философии Платона Грот получил благодарность Министерства народного просвещения. Тогда же произошло важное событие: студенты Римского университета избрали его почетным членом комитета по сооружению памятника Джордано Бруно, что заставило Грота внимательно ознакомиться с сочинениями итальянского гуманиста и литературой о нем, а позже написать две интересные работы: «Джордано Бруно и пантеизм» и «Задачи философии в связи с учением Дж. Бруно».

В Одессе Гроту работать было интереснее, чем в Нежине, однако его деятельная натура рвалась в Москву. Сохранилось его письмо от 5 апреля 1885 г. известному языковеду и этнографу профессору В.Ф.Миллеру, содержащее обоснование стремления стать профессором Московского университета в связи с открывавшейся вакансией: «Надеюсь, что факультет Моск[овского] Унив[ерситета] поддержит меня. У меня самое скромное желание: попасть к Вам в экстраординарные... Я стремлюсь к Вам не ради выгоды материальной, не ради повышения или другого матер[иального] расчета, а единственно из научных интересов и для того, чтобы попасть, наконец, после десятилетнего странствования по провинциям в интеллигентную, мыслящую среду» [цит. по: 1. С. 130].

Осенью 1886 г. осуществилась мечта Грота — он приступил к чтению лекций по психологии в Московском университете. Курс этот был основан на глубоком знании философии, уже первая лекция его называлась «К вопросу об истинных задачах философии». Помимо психологии ученый читал лекции по этике и философии Платона и Аристотеля. Его лекции и семинары пользовались большой популярностью у студентов и коллег по кафедре. По воспоминаниям одного из студентов, а впоследствии приват-доцента Московского университета Д.В.Викторова, «при неудержимой текучести и чрезвычайной эластичности его философских взглядов, им недоставало известной дозы инертности, необходимой для того, чтобы окончательно остановиться на определенном курсе. Если, благодаря этому, его лекции теряли в систематичности и полноте, то, с другой стороны, они выигрывали в своей непосредственности. Мы присутствовали всегда при живом росте философской мысли, видели, что сам профессор живо заинтересован в том, как складываются его воззрения, к каким возможным выводам они приведут» [11. С. 176].

Н.Я. Грот был хорошим организатором: на кафедре, которую он возглавлял после ухода М.М. Троицкого, при нем работали известные русские философы Л.М.Лопатин, А.Н.Гиля-ров, С.Н. Трубецкой, Г.И.Челпанов, П.Е.Астахов. Для распространения в русском обществе психологических и философских знаний М.М.Троицкий основал в 1885 г. при Московском университете первое в России ученое общество философского характера — Московское Психологическое общество. В силу специфических культурно-исторических и политических условий в России, острые проблемы социально-экономического и духовного развития страны осознавались и выражались через исследование внутреннего мира человека.

Поэтому многие русские мыслители приходили к философии через «главный вход — психологический» [12. С. 94]. Это обстоятельство и было причиной того, что новое общество было названо не «философским», а «психологическим». М.М.Троицкий тем самым «хотел подчеркнуть свое глубокое убеждение в том, что основою всех философских теорий и построений. должна быть психология (в широком смысле как теория познания), а не онтология — научное изучение и анализ содержания сознания или опыта» [9. С. 14].

В августе 1886 г. Троицкий уехал в научную командировку за границу, и 6 октября на заседании Психологического общества первый раз председательствовал Грот. 24 января 1888 г. его официально избрали председателем общества. При нем общество завоевало признание не только ученых, но и широкой публики, для которой проводились открытые заседания.

Общество из психологического постепенно все более превращалось в «метафизическое», философское. Это превращение сыграло заметную роль в развитии исследований в области психологии и философии, равно как и в повышении философской культуры интеллектуальной элиты России, в распространении работ классиков мировой философии — Канта, Лейбница, Шопенгауэра и других. 14 февраля 1888 г. состоялось публичное заседание Общества, посвященное памяти Шопенгауэра, а уже 10 марта было решено напечатать отдельной книгой произнесенные на этом заседании речи, чем было положено начало издательской деятельности Московского Психологического Общества.

Первое время рефераты его членов печатаются в «Трудах» этого общества. Однако обилие материалов и, главное, проявленный к ним повышенный интерес образованной публики заставили поднять вопрос об издании философского журнала. Позднее Грот вспоминал, что стали раздаваться голоса в пользу создания «специального органа философии», который «должен удовлетворять некоторым несомненным умственным и нравственным потребностям, назревшим в нашем обществе. в пределах свободного и всестороннего теоретического обсуждения основных вопросов жизни и знания» [6. С. 1].

Действительный член Московского Психологического Общества кондитерский фабрикант А.А. Абрикосов заявил о своем желании взять на себя издание задуманного Гротом нового журнала, для которого Николай Яковлевич стал не только инициатором и сооснова-телем, но и первым редактором. Им была проделана большая работа, ибо кроме формирования коллектива сотрудников журнала издание требовало больших расходов, и при этом никто не был уверен, что они окупятся, поскольку, как правило, такие издания не выдерживали конкуренции с «мелкой» прессой, а в России в тот период наступило время газет. Позднее ученый секретарь журнала В.Н.Ивановский в 51-й книге журнала «Вопросы философии и психологии», посвященной памяти Николая Яковлевича, напишет: «Кто знаком с положением редактора русского журнала, тот знает все трудности этого дела. И надо отдать справедливость Николаю Яковлевичу: он мастерски справился с этой работой. нужно было объезжать массу лиц, упрашивая их, настаивая на том, чтобы они сделали все, что могут, сноситься с массой официальных учреждений, с цензурой, типографиями и т.д.» [8. С. 10].

Помимо проведения лекций и семинаров в Московском университете Грот работал для дополнительного заработка в Архиве московского дворянства, руководил Московским Психологическим Обществом, редактировал журнал, имел массу общественных должностей и поручений. Вся эта работа подрывала его и без того слабое здоровье. Чтобы поправить его, он решил уехать из Москвы в более спокойный и благоприятный по климату Харьков. Кроме того, в его окрестностях в селе Кочетка находилась дача Грота. На этой даче он и скончался 25 мая 1899 г., прожив 47 лет и один месяц. Похороны философа совпали с широко отмечавшимися в эти дни пушкинскими юбилейными торжествами. 29 мая вдова Грота через газету «Русские ведомости» поблагодарила всех, откликнувшихся на смерть ее мужа. В своих соболезнованиях они написали великолепный портрет

Н.Я.Грота — человека и философа: «В его натуре, как и в наружности, было много артистического. Это был человек страшно впечатлительный и порывистый. Вся его личность являлась как бы воплощением той „психической энергии“, которую он положил в основу своего учения о душе. Он чувствовал философию и всегда придавал ей яркую эмоциональную окраску. Однажды взявшись за какое-нибудь дело, он всегда доводил его до конца. Он любил и мог ставить вопросы только широкие, основные. Даже в том случае, когда он заимствовал чужие мысли, он налагал на них печать своей индивидуальности и таланта. В способности поставить новые точки зрения, изобрести новое сочетание данных, наличных аргументов Николай Яковлевич усматривал главную особенность философского склада ума. Как деятель, посвятивший свою жизнь распространению философии в России и возбуждению интереса к ней в самых широких кругах, он не знает соперников. Он обладал загадочным искусством заставлять тех, с кем сошелся он, подружиться между собою. Никто не умел объединять, подобно ему, людей различной специальности. Это можно было сделать при широкой терпимости ко взглядам других» [1. С. 133].

Философские взгляды Грота с начала их формирования претерпели значительные изменения: «Воззрения Н.Я.Грота не составляли раз и навсегда сложившейся, законченной и неподвижной системы. Напротив, они у него неоднократно менялись и в частностях, и даже в самом существе» [10]. В исследовательской литературе в зависимости от интереса к тем или иным сторона философского знания выделяют различные этапы в эволюции мировоззрения Грота: психологический и метафизический (Лопатин, Лосский), позитивистский, метафизический и этап примирения позитивизма и идеализма (Соколов), позитивизма, переход к пантеизму Дж. Бруно, переход ко взглядам Платона и Аристотеля (Соловьев). Действительно, первоначальный этап философской эволюции Грота был связан с позитивизмом, который в 70—80-е гг. XIX столетия безраздельно господствовал в отечественной философии. Философ, исходя из позитивистских установок, выступал против метафизики, считая философию способной лишь синтезировать цельное мировоззрение: «Философия как особая наука о мире в его целом, выходящая из общих положений других наук, не только не нужна, но и невозможна, как с теоретической, так и с практической точки зрения» [7. С. 10]. Философия поэтому представляет собой своеобразное искусство давать субъективную оценку явлениям мира. Если же она претендует на выработку некоего абсолютного знания о сущности мира и тем более научного знания, она не более чем лженаука. Но при этом Грот считает, что исторически философия свою миссию выполнила, представляя на определенных этапах своего развития варианты синтеза представлений о мире. Поэтому история философии должна быть сохранена, как и психология.

В своей первой большой работе «Психология чувствований в ее истории и главных ее основах», отправляясь от идей Г.Спенсера, Грот трактует чувствование как субъективную оценку гармонии или дисгармонии между тратой вещества в нашем организме и ее искажением. Тогда же он создает теорию «психического оборота», суть которой в том, что душевые процессы проходят четыре цикла: объективной восприимчивости внешних впечатлений, субъективной восприимчивости, затем субъективной деятельности, вызывающей волевые движения, и наконец, объективной деятельности, выражающейся во внешних движениях. Как позитивист, Грот о «сознании» не говорит, считая его областью метафизики, и для его обозначения вводит понятие «сенсоризм».

Психологическую точку зрения философ распространял и на логику. В своей докторской диссертации он все внимание акцентировал на психологии мышления, а не на собственно логике, которую он представлял лишь как эмпирическую науку о познании. Свою задачу он видел в том, чтобы «из логики сделать науку естественную, одну из наук об организме человека, т. е. найти методы и основы для точного изучения нашей познавательной деятельности. Для этого я, — заявил Грот на защите диссертации, — становлюсь на современную точку зрения всех наук об организме, на точку зрения идеи „развития“ и пытаюсь

расширить и сделать вполне научною старую, но весьма еще несовершенную психологическую теорию ассоциаций» [7. С. 42].

Поворот от позитивизма к «метафизике» у Грота начался со знакомства с эстетическим пантеизмом Джордано Бруно, который дал ему «идею сознания вселенной, без которой красота и добро были бы только пустым звуком», т.е. идею мирового субъекта. Философ уже по-иному начинает понимать философию, он «приходит к убеждению, что философия должна занимать особое, ей только принадлежащее место среди других проявлений духовного творчества и что она имеет свои самостоятельные задачи. Для объяснения самобытной роли философии в умственной области он выдвигает учение о чувстве как способности непосредственного проникновения во внутреннее существо вещей. Философия не искусство, но и не наука, — она должна представлять всеобъемлющий синтез всех данных сознания: она есть чувство всемирной жизни, переведенное в отчетливые понятия об истинно существующем в его идеальных нормах. Основа философии есть метафизика; она представляет науку, которая стремится умозрительно определить абсолютно достоверные отношения явлений как внутреннего, так и внешнего опыта» [10. С. 211].

В работах о Дж. Бруно и в статье «О душе в связи с современными учениями о силе. Опыт философского построения» он рассматривает познавательные возможности не только науки и философии, но и едва ли не впервые — религии. Поскольку религия основана на чувствах, она находит себе место в душе человека. Философию, науку и религию можно считать однопорядковыми в познавательных возможностях человека. Только философия выполняет роль своеобразного синтезатора науки и религии, «стремится и науке указать ее истинные пределы, и религию уложить в те рамки, в каких ее роль является вполне законною и плодотворную. Другими словами, философия стремится к выработке такого мировоззрения, которое, принимая в соображение все несомненные выводы феноменального, научного изучения мира, в то же время освещало бы самую сущность и внутренний мир его» [3. С. 16].

Окончательную формулировку своих философских идей Грот представляет в статье «Что такое метафизика?», где метафизика — это своеобразный элемент философии, задача которого — дать умозрительное определение абсолютно достоверных отношений внешнего и внутреннего опыта, ума и объективной деятельности. Свое мировоззрение он называет монодуализм, а главным его понятием считает силу, объединяющую силы духа и силы материи. В его представлении «монодуализм или пантеизм считает материю и дух различными действиями или проявлениями одной общей, хотя бы неизвестной или трудно определимой для человеческого ума причины» [5. С. 22]. Другими словами, в основе всех явлений находится единая душа мира, но в природе она двоится на два начала — силу духа, которая представляет активное начало действительности, и силу материи — пассивную силу сопротивления. Между этими силами идет постоянная борьба, в которой неизменно побеждает духовная сила. Применяя закон сохранения энергии, Грот основой прогресса считает превращение низших форм энергии в высшие. Таким образом, прогресс он понимает как акт не исторический, а космический: «Прогресс в жизни вселенной есть увеличение нравственной ценности этой жизни, происходящее от роста в ней самосознания, которое зависит от превращения мировых энергий из низших форм в высшие через их экономизацию и накопление» [4. С. 791].

Активное духовное начало играет большую роль не только в жизни вселенной, но и в жизни отдельного человека, определяя его возможности реализовать свои сущностные силы, изменить не только себя, но и окружающий мир. Человек обладает свободной волей, которая открывает ему возможность пойти одним из двух путей: либо реализовать свое животное, эгоистическое начало, либо слиться с высшей «мировой волей», наполненной нравственным содержанием.

Грот был одним из тех русских философов, которые специально размышляли о русской философии, ее возможностях и национальных особенностях. В программной статье «О задачах журнала», помещенной в первом номере «Вопросов философии и психологии», он посвятил этой теме несколько страниц. Вот как философ оценивает ее возможности: «Что же русский народ даст философии? — Идеал философии состоит в примирении разума, чувства, воли, науки, искусства, религии. Но осуществим ли этот идеал для отдельного народа? Трудно не дать перевеса одному из элементов, и мы, русские, если судить по прежней истории нашего самосознания, по-видимому, склонны давать в своем мировоззрении перевес элементу религиозно-этическому, то есть направлению воли в отношении к ее цели — благу. Славянофилы проповедовали философию „веры“. Господство этических интересов проявлялось и другими способами как в самых лучших, так и в самых уродливых направлениях нашего самосознания. Этические интересы лежат в основании наших лучших художественных явлений (Гоголь, Лермонтов, Достоевский, Тургенев, гр. Л.Толстой, Островский, Щедрин). Этические интересы ведут нас даже иногда к отрицанию искусства и науки как самостоятельных областей деятельности человеческого духа. Этический интерес общего блага давал своеобразное и иногда даже слишком резкое направление нашей общественной жизни в различные периоды нашей истории. Наконец, мы могли бы указать и на влияние этического момента в развитии нашей русской науки. Таким образом, по всей видимости, нашему народному миросозерцанию суждено выдвинуть на первый план нравственные интересы жизни. Но это не мешает нам надеяться достигнуть известного общего синтеза всех запросов человеческого духа под этим новым углом зрения. Философия греков сумела же гармонически связать идеалы истины, добра и красоты под углом зрения этой последней; философские учения европейских мыслителей нового времени пытались гармонически сочетать те же идеалы под углом зрения истины. Не состоит ли историческая задача русских мыслителей в таком же, не менее глубоком, синтезе идеалов с точки зрения высших интересов блага; и, может быть, даже господство идеала добра над другими идеалами — законное господство? Главнейшие интересы человеческой жизни лежат в деятельности человека, а деятельность человека имеет источником его волю и ее цели. Высшая же цель — благо. Философия спасения мира от зла, его нравственного совершенствования не будет ли именно нашей особой философией? От самой красоты мы ждем „спасения“, от истины — также» [2. С. XV].

Памятником Н.Я.Гроту, оценкой его философского творчества и вклада в развитие отечественной философии служит сборник «Николай Яковлевич Грот в очерках, воспоминаниях и письмах товарищей и учеников, друзей и почитателей» (СПб., 1911).

ЛИТЕРАТУРА

1. Архангельская Н.Д. Н.Я.Грот и первый в России философский журнал // Вопросы истории. 2000. № 3.

2. Вопросы философии и психологии. 1889. Кн. 1.

3. Грот Н.Я. Джордано Бруно и пантеизм. Одесса, 1885.

4. Грот Н.Я. Критика понятия прогресса // Вопросы философии и психологии. 1898. Кн. 45.

5. Грот Н.Я. О душе в связи с современными учениями о силе, опыт философского построения. Одесса, 1886.

6. Грот Н.Я. От редакции // Вопросы философии и психологии. 1890. Кн. 3.

7. Грот Н.Я. Философия и ее общие задачи. СПб., 1904.

8. Ивановский В.Н. Очерк жизни и деятельности Н.Я.Грота // Вопросы философии и психологии. 1900. Кн. 51.

9. Ивановский Вл. Троицкий Матвей Михайлович (1.08.1835—22.03.1899) (Некролог) // Вопросы философии и психологии. 1899. Кн. 47.

10. Лопатин Л.М. Николай Яковлевич Грот // Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи. М., 1995.

11. Николай Яковлевич Грот в очерках, воспоминаниях письмах товарищей и учеников, друзей и почитателей. СПб., 1911.

12. Ярмштедт В. Миросозерцание Кружка Станкевича и поэзия Кольцова // Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.