УДК 94(470)"1917"
панкратова Ольга Борисовна
кандидат исторических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected]
источниковедческий аспект революции 1917 года: костромская пресса о некоторых фактах периода двоевластия в КОСТРОМЕ
В статье освещается проблема важности объективной и точной трактовки исторических документов, содержащих сведения о событиях русской революции 1917 года. Важнейшим из всего спектра исторических источников этого периода является периодическая печать. Характеризуясь многоплановостью и безусловной субъективностью, периодика в то же время содержит относительно объективный, обобщенный и типизированный образ окружающей действительности, конечно, в присущей ей форме. Газеты и журналы в этот период влияли на умонастроение, характер поведения лидеров и обывателей и формировали мнение и реакцию на происходящие события, т.к. в началеXXвека периодическая печать фактически являлась основным источником информации. Рубрики костромских газет также определялись политическими и социально-экономическими пристрастиями и направленностью их редакций. Костромская пресса, среди прочих, освещала важный, но недостаточно исследованный аспект революционных событий в Костроме - проблему необходимости агитации и пропаганды для предотвращения массовых беспорядков и отсутствие для осуществления этой деятельности квалифицированных кадров.
Ключевые слова: Русская революция 1917, партии, исторические документы, периодическая печать, субъективность исторического источника, костромская пресса, общественные настроения, психология толпы, агитационная и пропагандистская деятельность.
События революции 1917 года являются началом нового этапа не только в истории России, но ив мировой истории. Этот факт заставляет очень бережно, объективно и точно трактовать исторические документы, содержащие в себе сведения о событиях русской революции 1917 года, событиях трагических и великих, повлиявших на историю огромного государства и мира в целом. Источниковедческая база истории российской революции 1917 года разнообразна по видам, уровню глубины и степени достоверности. Этот период русской истории невозможно анализировать без использования данных законодательных документов, статистики, делопроизводственных источников Временного правительства и Советов, дневников, воспоминаний, писем людей - вершителей судеб и обывателей и, конечно, периодической печати. Характеризуясь многоплановостью и безусловной субъективностью, периодика в то же время содержит объективный, обобщенный и типизированный образ окружающей действительности, конечно, в присущей ей форме. С одной стороны, в ней встречается ценная информация об отношении представителей различных социальных слоев к тем или иным общественным явлениям, их мысли и чувства, нравы и предпочтения.
С другой стороны, газеты и журналы в этот период влияли на умонастроение, характер поведения, реакцию на происходящие события, т.к. в начале XX века периодическая печать фактически являлась основным источником информации. Кострома и Костромская губерния не была исключением. Периодика давала представление не только о самих фактах и явлениях жизни Костромы, но и об их восприятии и оценке обществом, что
является весьма важным для изучения менталитета населения данного региона в начала XX века. Местная периодическая печать означенного периода является одной из интереснейших, но ещё очень мало исследованной разновидностью исторического источника изучения прошлого Костромы. Она недостаточно изучена, хотя и обладает исключительным по своему богатству и разнообразию форм содержанием.
Февральские события в Петрограде явились полной неожиданностью абсолютно для всех политических сил, партий и организаций. По словам руководителя кадетской партии П.Н. Милюкова, «это - та самая революция, о которой так много говорили и которую никто не собирался делать». Быстрая победа была неожиданной, ошеломляющей даже для ее участников. Глубочайший социально-политический и экономический кризис российского государства, усугубленный поражением в Первой мировой войне, привел к тому, что самодержавие рухнуло буквально в считанные дни.
В Костромской прессе отмечается эйфория среди всего населения: проводились несанкционированные демонстрации, митинги, шествия, собрания. «Поволжский вестник» в статье «Конец самодержавия и Кострома» так описывает ситуацию, сложившуюся в городе: «Всюду звучали речи в защиту демократических свобод, народ ликовал от победы над самодержавием. Всюду много людей с красными повязками или бантами. Всюду флаги, расклеиваются и распространяются листовки» [3, 5 марта]. 2 марта рабочие постановили прекратить работу на заводах на весь день и превратить его в праздник революции. Громадная процессия во главе с членами комитета Совета рабочих депутатов Костромской губернии направилась
© Панкратова О.Б., 2017
Вестник КГУ „Ь № 4. 2017
281
к городской тюрьме и торжественно освободила политических заключенных [3, 5 марта]. В ходе этой эйфории досталось и представителям правопорядка. Полицейских начальников и жандармов отлавливали, засовывали в бочки и подвешивали на телеграфных столбах [3, 5 марта]. Все эти события хорошо известны и, конечно, освещались костромской прессой. Но есть интересный частный момент этих грандиозных событий, который был реальностью этих дней и месяцев, но не был серьезно освещен историографией, в т.ч. и в краеведческих работах: стихийную толпу необходимо было как-то организовывать. Представителям новой власти и политических партий необходимо было найти кадры для агитационной и пропагандистской работы.
Костромские кадеты решили открыть подготовительные краткосрочные курсы для обучения агитационной работе учителей. Причем агитационным вопросам предполагалось обучать не только учителей из Костромы, но также из уездов и волостей [2, 9 марта]. В заметке говорилось, что приветствуется наличие у курсантов среднего и высшего образования, но если есть просто желание поработать агитаторами и лекторами, то приглашаются учителя и с начальным образованием. Большевики в подготовке агитаторов основную ставку делали на лекторов из рабочих [3, 12 марта].
Костромские газеты сообщали, что для агитационно-пропагандистской работы в город приезжали и столичные партийные руководители. Так, от кадетской партии выступали на митингах М.Г. Комиссаров, Н.М. Иорданский. Большевики прислали А.С. Бубнова, С.П. Нацаренуса, Ф.Г. Самойленко, М.П. Янышева, Г.И. Ломова Меньшевики - Н.Н. Суханова, А.А. Кауфман. По приглашению эсеров перед массовыми аудиториями выступали лекторы из Москвы - М.Ф. Чубар и Н. Кондратьев [3, 12 марта]. Интересная форма работы политических партий с жителями Костромы в рамках агитации и пропаганды - это разнообразные общественные зрелища и увеселения, которые рассматривались как важный элемент просвещения и влияния на народные массы. Часто в городе проводились всякого рода широкомасштабные «народные гуляния» или «концерты». Например, в Костроме 1 июля 1917 г. губернским комитетом эсеровской партии было организовано «народное гулянье». Собранные средства предполагаюсь использовать на общественные нужды: публика охотно раскупала значки с эсеровскими лозунгами: «В борьбе обретешь ты право свое» и «Земля и воля» [3, 2 июля].
Большевики также 1 Мая попытались проявить себя, воздействуя на широкие народные массы. «Поволжский вестник» сообщает, что на митинге, прошедшем в центре города под красными знаменами, звучали лозунги «Долой войну!». А большевики,
как говорится в газете, защищая интересы солдат, призывали к отмене смертной казни [3, 2 мая].
Для усиления воздействия на массы использовался прием, актуальный и в современное время -привлечение известных и общественно-значимых личностей. Утром 1 мая 2017 года множество костромичей встречали на железнодорожном вокзале одного из лидеров партии эсеров - знаменитую «бабушку русской революции» Е.К. Брешко-Бреш-ковскую (1844-1934 гг.), прибывшую в Кострому для участия в празднике. Пожилую женщину, значительную часть своей жизни проведшую в тюрьмах, на сибирской каторге и ссылке, и только в марте 1917-го освобожденную из поселения в Минусинске, в Костроме встречали чуть ли не торжественней, чем в 1913 году императора Николая II (действительно, ведь тот был всего лишь на всего царь, а Е.К. Брешко-Брешковская являлась «бабушкой» самой русской революции!). На вокзале высокую гостью ожидала огромная толпа с красными и черными знаменами, представители многочисленных общественных организаций, Советов и партий. Когда московский поезд с легендарной революционеркой подошел к перрону, военный оркестр грянул «Марсельезу». Вечером следующего дня здесь же на вокзале состоялись не менее торжественные проводы Е.К. Брешко-Бреш-ковской [3, 2 мая] и никто, конечно, не знал, что уже очень скоро пресловутая «бабушка», спасаясь от революции, служению которой она посвятила всю свою жизнь, будет вынуждена бежать из «свободной» России за границу, и умрет в эмиграции в Чехословакии [4].
Политические силы Костромы все эти способы - подготовку специалистов агитационной работы, митинги и общественные мероприятия использовали для донесения своих взглядов по наиболее важным проблемам, которые волновали народ: о продолжении войны, восьмичасовом рабочем дне, о решении аграрного вопроса, о текущем моменте [3, 4 июля]. Думается, что эти методы были эффективными, т.к. в провинции в условиях малограмотности и практического отсутствия почтово-телеграфной связи с помощью подготовленных агитаторов и пропагандистов, митингов и политически ангажированных мероприятий активно формировалась психология толпы.
Периодическая печать, конечно, является субъективным источником, что проявляется и в отражении описываемых фактов и других событий трагического 2017 года. Рубрики костромских газет определялись политическими и социально-экономическими пристрастиями и направленностью их редакций. Так, в газетах социалистического толка существовали трудовой и солдатский отделы, постоянно присутствовала рабочая хроника. Много писалось о положении трудового народа, о тех тяготах, которые он испытывал. Либеральные газеты основное
282
Вестник КГУ № 4. 2017
внимание уделяли вопросам правопорядка, законности, призывали общественность к спокойствию и соблюдению трудовой дисциплины. У либералов постоянными были такие рубрики как: «обзор печати», «местные события», «объявления о приеме на работу», «частные объявления» [1, с. 734].
Ценность прессы для исследователя состоит в том, что печать сохранила на своих страницах не только подробную хронику жизни своего времени, но и образы минувших событий, отобразившиеся в сознании их современников, оттенив тем самым наиболее значимое и опуская незначительное для очевидцев. Свойственная для газет характерная избирательность в освещении жизни предоставляет важный материал для выявления чувств и интересов читателей, чьи нравы и предпочтения стремились удовлетворить (а и иных случаях и отметить) авторы изданий.
Комплексное изучение и обзор местной периодической печати начала XX века предоставля-
ет большие возможности для изучения взглядов, предпочтений и нравов различных социальных слоев и представителей общественных и политических организаций в Костроме в период революционных событий 1917 года.
Библиографический список
1. Воронкова Ю. П. Повседневная жизнь губернского города в условиях февральско-мартовских революционных событий 1917 года (на материалах города Костромы) // Молодой ученый. - 2016. -№ 28. - С. 734.
2. Костромич. - 1917 - 9 марта.
3. Поволжский вестник. - 1917.
4. Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины Римских в Селище в революцию и гражданскую войну. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex. ги (дата обращения 23.08.2017).
Вестник КГУ.4 № 4. 2017
283
УДК 1:316
Чекмарев Басилий Бладимирович
доктор экономических наук, профессор Костромской государственный университет [email protected]
РЕВОЛЮЦИИ С ПОЗИЦИЙ РАДИКАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ
Б ЖИЗНЕОБУСТРОЙСТВЕ
Традиционно революции рассматриваются в качестве инструментов (способов) решения каких-либо проблем. Среди таковых наиболее острыми являются социальные проблемы. В свою очередь их возникновению предшествуют экономические и политические проблемы. Однако если экономические проблемы являются проблемами всего населения страны, то политические проблемы напрямую являются проблемами для властной части общества. Борьба за власть на фоне экономических проблем (а отнюдь не классовые противоречия или социальное неравенство) - основной источник социальных революций. При этом движущими силами революций являются обманутые или насильственно вовлеченные люди всех сословий. Обманом могут служить идеи, лозунги и т.п., предлагаемые народу людьми, рвущимся к власти. Постараемся показать, насколько же велика экономическая составляющая революционных процессов.
Ключевые слова: социальные революции, экономические проблемы, власть как собственность, экономическая теория революций, февральская и октябрьская российские революции.
Осмыслению и освещению событий февральской и октябрьской революций в России посвящено огромное количество публикаций. Однако значительная их часть является воспоминаниями очевидцев и участников, которые носят преимущественно описательный, достаточно эмоциональный характер. К 100-летию революции появились и аналитические публикации, отражающие широкий спектр мнений - от отрицания до безоговорочного признания прогрессивной роли этих революций в поступательном общественном развитии.
Вряд ли кто-либо сможет назвать в контексте разговора о теориях революций более серьезный и основательный труд, чем работа В.И. Ленина «Государство и революция», в которой он на основе учения К. Маркса и Ф. Энгельса о государстве, а также работ К. Каутского, придерживавшегося оппортунистических взглядов, показал итоги опыта русских революций 1905 и 1917 годов с позиций политико-экономической науки. Но для понимания предмета исследования необходимо изучить научные работы зарубежных исследователей, например, работу профессора университета Калифор-ния-Дэвис Дж. Голдстоуна «Теория революции, революции 1989-1991 годов и траектория развития "новой России"», опубликованную в журнале «Вопросы экономики». Совершенно очевидно, что без учета точек зрения зарубежных специалистов по теории революций (Дж. Хок, Т. Эш, Т. Скоч-пол и др.) объяснение революционных процессов и прогноз их последствий невозможны.
Экономической теории революции еще не создано. Но вести речь об этом необходимо по следующим обстоятельствам. Во-первых, появилось понимание необходимости обеспечения экономической безопасности государства. Во-вторых, осознан жесткий вызов окружающей среды человечеству в целом по поводу не столько развития, сколько выживания в турбулентной среде.
В-третьих, истоки революций и перестроек меняют свое содержание в глобализирующемся сообществе. Традиционные экономические категории, такие как экономический рост, экономические интересы, собственность и т.д., меняют свою сущность под воздействием природных угроз, а также результатов научно-технического обеспечения экономической деятельности при неизменности социально-биологических характеристик человека.
Русская революция 1917 года имеет и экономико-философское прочтение событий. Одна из причин бунта русского народа против господ, разрушения усадеб и храмов и традиционных устоев жизни состояла в том, что люди ощутили тупик справедливости, проявившийся в отсутствии закона или его направленности против большинства населения.
Статистические и эмпирические данные статистических сборников, например, «Россия 1913 год» [1], а также книги В.М. Симчеры «Развитие экономики России за 100 лет», позволяют утверждать, что с позиции экономического и нравственного смысла начало ХХ века в России - это время наивысших достижений, касающихся всех важнейших сторон жизни населения [2]. Цифры роста промышленного и сельскохозяйственного производства, приведенные в этих статистических сборниках, хорошо известны, но на одном показателе необходимо остановиться отдельно. Расходы на образование с 1900 г. до 1913 г. возросли в 5 раз и составили в 1913 году 14,6 % бюджетных расходов.
Экономико-философский анализ революционных событий 1917 года предполагает решение еще одной проблемы: что предпочтительнее для развития общества - эволюционное или революционное развитие? Актуальным вопросом в решении данной проблемы, в определении действительных причин революции является роль купцов и промышленников, как государствообразующего сословия России того времени.
284
Вестник КГУ № 4. 2017
© Чекмарев В.В., 2017