УДК 37.068
Смирнов Павел Александрович
Костромской государственный университет smirnopascha@yandex.ru
ИСТОЧНИКИ УСПЕШНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ
В тексте представлены результаты изучения источников результативности образовательных практик педагогических отрядов в ходе реализации ими программ летнего отдыха детей в загородных оздоровительных лагерях. В качестве основного метода исследования использовалось интервьюирование руководителей педагогических отрядов, в котором приняло участие более 40 человек из 21 субъекта РФ. Выдвинуты и изучены шесть предположений об обусловленности результатов образовательных практик: выбор педагогическим отрядом целевых ориентиров; статус участников образовательных отношений как субъектов образовательного запроса, мотивация и состав участников педагогического отряда; специфика детского контингента, структура осуществляемых организационных и образовательных практик.
Ключевые слова: педагогический отряд, летний лагерь, факторы результативности образовательных практик.
Одной из самых удивительных загадок педагогики летних каникул является то, каким образом достигаются значительные образовательные результаты. В логике изучения обычного производства, общепринято, что результаты деятельности напрямую зависят от квалификации работников. На первый взгляд, участников педагогических отрядов (неформальных, любительских общественно-педагогических молодежных объединений) вряд ли можно считать педагогами-профессионалами, другой причиной успеха могут быть иные факторы, нам неизвестные, да и вообще, есть ли этот успех?
Основываясь на осмыслении работ Н.Б. Крыловой, Б.В. Куприянова, А.В. Шиповой под успехом образовательных практик педагогических отрядов можно подразумевать общественное признание мероприятий, проведенных общественно-педагогическими объединениями, удовлетворенность детей и их родителей состоявшимися лагерными сменами. Скорее всего, ведущими критериями оценки успеха образовательных практик педагогических отрядов выступают обеспечение интереса к занятиям, физического и психологического комфорта, обеспечение безопасности жизни и здоровья (для родителей).
С целью изучения социализации детей и молодежи в образовательных практиках педагогических отрядов было проведено интервьюирование 42 руководителей общественно-педагогических объединений из 21 субъекта Российской Федерации, представляющих 7 Федеральных округов: Центральный (Брянская, Воронежская, Костромская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Ярославская области, г. Москва), Уральский (Свердловская и Тюменская области), Приволжский (Мордовская и Чувашская республики, Кировская, Нижегородская и Ульяновская области, Пермский
Не бывает на свете чудес, Всё мы делаем своими руками.
Но жива тоска по чуду В.И. Ланцберг
край), Сибирский (Иркутская и Новосибирская области), Северо-Западный (Вологодская область), Дальневосточный (Хабаровский край).
Состав респондентов (руководители педагогических отрядов) можно условно представить в виде трёх возрастных групп: первая (студенческая) - до 22 лет (52%), вторая - от 23 до 35 лет (22%), третья -старше 35 лет (26%), при этом каждый десятый руководитель имеет возраст более 50 лет и лишь 17% респондентов состоят в браке. Среди участников опроса также можно выделить тех, кто руководит своим коллективом долгий период - больше 10 лет ('/5 опрошенных), и молодых руководителей (менее 5 лет), при этом, их опыт соответствующей деятельности в среднем составляет 5 лет, а опыт работы вообще в лагерях в среднем составляет 10 лет. Среди респондентов только каждый четвертый - мужчина. Более половины всех опрошенных получили высшее образование (56%), преимущественно педагогическое, а 44% опрошенных ещё обучаются в высших учебных заведениях. Состав респондентов характеризуется еще и тем, что 71% являются фактическими руководителями педагогических отрядов (в том числе «командиры»), 12% опрошенных являются заместителями руководителей, остальные (11%) определили свою должность как научный руководитель, администратор, комиссар, старшая вожатая, старший методист.
Анализируя данные, полученные в ходе интервьюирования руководителей педагогических отрядов, сделаем попытку сформулировать предположения об источниках успешности образовательных практик педагогических отрядов.
Первое предположение - успех лагерной смены, проведенной педагогическим отрядом, зависит от выбора цели (целевого ориентира), грамотно выбранная цель и обеспечивает успешность педагогического отряда.
© Смирнов П.А., 2016
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
291
Обращение к текстам А.Г. Кирпичника, Б.В. Куприянова, А.Н. Лутошкина, М.И. Рожкова, Л.И. Уманского, позволяет выделить традиционный (существующий с 60-х гг. ХХ века) тип образовательных программ, реализуемых педагогическими отрядами - программы подготовки актива общественной организации (прежде эта культурная практика называлась - лагеря пионерского и комсомольского актива). В проведенном исследовании данная линия отражается в 31% от общего числа респондентов, причем 17% педагогических отрядов, ориентирующихся на развитие организаторских способностей и формирование компетенций общественной работы, в качестве цели определяют формирование активной гражданской позиции детей, а также организацию опыта участия детей в решении общественно-значимых проблем, еще 17% педагогических отрядов ориентируются только на одну из двух задач. Получается, что эта традиционная образовательная практика - скорее всего строящаяся на коллективной творческой деятельности («коммунарской методике»), возникшая в 60-е гг. ХХ века, до сих пор демонстрирует свои положительные эффекты. Возможно, такие целевые ориентиры наиболее полно отражают специфические условия загородного детского лагеря.
Следующий целевой ориентир образовательных программ педагогических отрядов (21%) в высокой степени соответствует запросам родителей («оздоровление детей и подростков» и «эмоциональная разгрузка, произвольный отдых»). Правомерность такого положения основана на результатах опроса родителей обучающихся в учреждениях дополнительного образования (5206 респондентов из 55 субъектов РФ), выполненного в рамках Мониторинга экономики образования (МЭО), проведен в 2013 г. НИУ ВШЭ и Левада-центром [4]. Согласно данных МЭО 64,3% родителей считают, что во время своего летнего отдыха ребенок должен оздоравливаться, 58% - видят в качестве желаемого результата «отдых, снятие напряжения после учебного года», а 46,1% - «удовольствие, радость, прекрасные воспоминания о лете». Примечательно, в этой группе 17% педагогических отрядов по конфигурации своих целевых ориентиров очень напоминают классический вариант содержания летнего отдыха детей в лагере («так называемый профсоюзный лагерь»), где значительное место принадлежит самодеятельному художественному творчеству отдыхающих и оздоравливающихся детей. Истоки такой традиционной практики обнаруживаются еще в первых опытах летнего отдыха детей (конец XIX - начало XX вв.).
Весьма противоречивые целевые ориентиры обнаружили 29% педагогических отрядов, где воспитание трудолюбия соседствует с произвольным отдыхом, углубление знаний с оздоровлением и т. д., либо называется одновременно 4-5 раз-
личных целевых ориентиров. В отношении этой группы общественно-педагогических сообществ трудно утверждать, что именно грамотно сформулированные целевые ориентиры являются фактором успеха (достижение результата).
Второе предположение - успех педагогических отрядов обусловлен выбором тех лиц и организаций, чьи запросы в большей мере учитываются в реализуемых программах.
Как показывают результаты опроса, самый значительный вес получили представители «авторской группы лагеря» (лидеры и руководители педагогического отряда, разработчики образовательной программы), 74% респондентов указали, что в значительной степени учитывают запросы этих лиц, суммарный коэффициент референтности 0,9 баллов. В значительной степени запросы участников педагогического коллектива (в целом), учитываются в 62% случаев (суммарный коэффициент 0,82 баллов). Путем составления профиля референтности выделяется группа (23% от общего числа) педагогических отрядов, руководители которых ориентированы на себя лично и небольшую авторскую группу, примыкают к ним педагогические отряды, где наибольшее значение играет запрос и авторов, и всего коллектива, либо исключительно общий коллективный запрос. Несмотря на различия во внутри коллективной демократии, в этой группе проявляется «социально-профессиональный аутизм» (термин Б.В. Куприянова) - «снижение интереса к окружающей социальной среде, невосприимчивость запроса на собственную профессиональную деятельность, нарушение контакта с заказчиками (дети, родители, муниципалитет, государство) и их представителями (администрация учреждения, органы управления образованием), ... сосредоточенность на собственных интересах, стремлениях, идеях» [2, с. 17]. У названного автора употребляются еще и такие характерные и близкие понятия как «социально-профессиональный произвол» и «социально-профессиональное одиночество».
Весьма любопытная картина в статусе запроса участников образовательных отношений на содержание летнего отдыха в лагере: если запрос детей считают первостепенными 67% опрошенных (суммарный коэффициент референтности 0,86 баллов), то запросы родителей для большинства педагогических отрядов воспринимаются как менее важные (23% опрошенных - референтность 0,74 балла). Показательным является и такой профиль рефе-рентности педагогических отрядов (26% от общего числа участников опроса), где наиболее значимы запросы, как детей - родителей, так и авторов -вожатых. Приоритеты этой группы достаточно конструктивны и хорошо вписываются в практику отношений педагогический отряд - дети и родители. Немного отличается от этой группа (18% от общего числа общественно-педагогических объ-
единений), где из этого профиля исключены родители, приоритетны только запросы детей и вожатых - своего рода «детско-юношеский заговор против взрослых».
Обращает на себя внимание противоречивый профиль (21% от общего числа участников опроса), когда предпочтения отданы всем или почти всем субъектам запроса. Исследование позволяет запечатлеть несколько экзотичных профилей, когда для педагогического отряда значимы запросы: родителей и авторской группы (3%), государства и детей, родителей (5%), общественной организации (3%).
Третье предположение: источник успеха образовательных практик педагогических отрядов -специфическая мотивация участников этих общественно-педагогических объединений. Многие исследователи педагогических отрядов сходятся во мнении, что участники отряда объединяются на основе интереса к педагогической деятельности (Е.Ю. Дмитриева, Е.М. Шпоркина) с целью осуществления социальных, образовательных инициатив среди детей и подростков.
Проводя собственное исследование среди руководителей педагогических отрядов, попытаемся дополнить исследование Е.М. Шпоркиной и определить мотивацию участников с точки зрения руководителей общественно-педагогических объединений.
Результаты обследования свидетельствуют, что преобладающей (85%) мотивацией включения юношей и девушек в жизнедеятельность педагогических отрядов является потребность в общении и поиск друзей (аффилиация). Также важным (74%) мотивом является «возможность работы с детьми», несколько более половины участников (по 52%) рассматривают участие в педагогическом отряде как «возможность реализовать свои возможности» или «возможность освоить новые знания, умения». Доля прагматической (4% - «источник заработка», 4% - «возможность найти себе спутницу или спутника жизни») и эскапистской (15% - «абстрагироваться от обыденности в условиях деятельности педотряда») мотивации во много раз меньше мотивов аффилиации - коммуникации (со сверстниками и детьми) и самореализации.
Интервью с участниками педагогических отрядов («Мир Людей» - г. Кострома и «Юность» - г. Вологда) позволили выявить еще один важный моти-вационный фактор - потребность в идентификации. Эта тенденция проявляется в следующей практике: в ряде педагогических отрядов формируются группы «помощников вожатых» из воспитанников - участников нескольких смен, которые изъявили желание выполнять отдельные организационные задачи, которые обычно входят в обязанности вожатых.
В проведенном исследовании объектом анализа стали практики набора, отбора участников в общественно-педагогическое объединение.
Вариант интерпретации формирования педагогического отряда представлен Е.М. Шпорки-ной, которая на основании своего исследования отмечает, что «при профессиональном отборе кандидатов - определяется приоритет мотивации и наличие профессионально значимых качеств по отношению к педагогическим знаниям, умениям и навыкам» [6, с. 30].
В ходе нашего исследования выяснилось, что пополнение педагогического отряда может происходить по различным сценариям, но преобладающей практикой (67%) является пополнение новичками из числа бывших воспитанников, либо новичками - у кого в отряде уже есть знакомые, друзья. Половину всех новичков данной характеристики приглашает руководитель или другой авторитетный участник отряда. Устойчивое количество (36%) участников педагогического отряда приходят в отряд сами вслед за своими знакомыми с целью прохождения педагогической практики. Руководители педагогических отрядов чётко выражают свою позицию по отношению к вопросу отбора вожатых для работы в педагогическом отряде. Около 2/3 респондентов отмечают наличие специального образовательного курса «Школы вожатых», по итогам успешного прохождения которой молодые люди могут стать полноправными участниками педагогического отряда. Четверть педагогических отрядов использует такую практику как «испытательный срок», на протяжении которого будущий участник коллектива тестирует свои профессиональные качества в ходе участия в мероприятиях, форумах, выполняя групповые и индивидуальные задачи, поставленные руководителем. Каждый пятый респондент указывает на условие вхождения в педагогический отряд как собеседование и поддержку большинства членов отряда. Определенная доля руководителей (23%) стараются придерживаться идеи не проводить отбор, а включать сразу в деятельность всех пришедших в отряд и считать их членами коллектива.
Четвертое предположение - источник успеха образовательных практик педагогических отрядов обусловлен специфическим составом участников лагерных смен.
Исследование показало, что детский контингент в одной трети педагогических отрядов включает всех желающих без отбора, кроме того в подавляющем большинстве обследованных коллективов какая-либо категория детей явно не выделяется. Однако в смешанных составах участников лагерных смен, организуемых педагогическими отрядами, можно зафиксировать 23% общественно-педагогических объединений, где значительная доля воспитанников - одаренные дети и школьники - победители конкурсов. Обращает на себя внимание, что в детском контингенте педагогических отрядов (21%) значительное место занимает
категория воспитанников из семей с высокими доходами, а в 18% - значительная часть (не менее одной пятой, каждый пятый) дети - представители малообеспеченных категорий населения. Обнаруживаются более редкие случаи. Например, педагогический отряд включен в деятельность детской общественной организации, поэтому участники смен - члены организации, или, будучи создан на базе детского лагеря отдельного предприятия, педагогический отряд работает с детьми сотрудников этого предприятия. В качестве специфических групп воспитанников педагогических отрядов выявляются также «воспитанники школ-интернатов» и «дети, стоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних». Подводя итог, можно утверждать, что данных, свидетельствующих о том, что особенности детского контингента обуславливают результативность деятельности педагогических отрядов, получить не удалось.
В практиках педагогического отряда можно выделить два важнейших аспекта: разработка образовательной программы и набор детей - участников программы. Отсюда и пятое предположение -ключевым источником успеха образовательных практик педагогического отряда является комплексность осуществляемых работ - когда представители общественно-педагогического объединения сами разрабатывают программы, сами реализуют и сами набирают детский контингент.
Из данных проведенного исследования следует, что 47% педагогических отрядов разрабатывают и реализуют образовательную программу, однако набором детей, как правило, занимается администрация лагеря, на базе которого работает педагогический отряд. Почти четвертая часть (24%) коллективов выступают своего рода наемниками -«участники педагогического отряда принимаются на работу для проведения смены, реализуют программу, авторами которой являются другие лица, набором детей занимается администрация лагеря». Доля коллективов, реализующих полный контур работ (разработка, реализация, набор) составляет 29%. То есть, уверенно говорить о том, что именно в целостности работ педагогического отряда кроется источник достижения результатов, не приходится.
Е.М. Шпоркина определяет педагогический отряд как «профессионально ориентированную социальную группу, предусматривающую объединение студентов и педагогов на основе интереса к педагогической деятельности...» [6, с. 29]. Шестое предположение - успех педагогических отрядов кроется в устойчивости состава - сочетании студентов и опытных педагогов в одном педагогическом отряде.
Результаты обследования фиксируют следующую тенденцию - педагогические отряды в среднем на 3/4 состоят из студентов, чей возраст от 18 до 22 лет, при этом внушительная часть (каждый
пятый отряд) полностью является студенческим. В тоже время руководителей педагогических отрядов, имеющих возраст в пределах 18-22 насчитывается 52%. Это свидетельствует о том, что в отрядах, где руководит студент, могут находиться и выпускники вуза (люди относительно взрослые). Средний показатель количества лиц с высшим образованием в педагогических отрядах составляет 16%, остальные взрослые (9%) в ряде случаев это те люди, которые занимаются узконаправленной работой, к примеру - оформлением интерьера на мероприятиях, техническим обеспечением и др., или же это педагоги, получившие среднее специальное образование.
Не случайно в каждом втором отряде молодые люди определяют для себя как наиболее ценное качество своих товарищей - профессионализм (высокий уровень мастерства, качественное исполнение своей работы). Молодые люди отмечают, что они переживают за результат общей работы, поэтому уровень подготовки напарника имеет большое значение, в том числе и для психологической уверенности в действиях членов отряда.
Исследование позволило выявить специфическое явление в сфере летнего отдыха детей - «отряды помощников вожатых». Эти группы состоят из старших воспитанников, которые в лагере находятся на правах отдыхающих, но им поручают решение определенных задач по организации мероприятий лагеря и жизнедеятельности детских коллективов. Е.В. Богданова считает это явление одной из разновидностей педагогического отряда, а О.И. Копытина так и называет - «вожатский отряд» [5]. Любопытная практика сложилась в детском лагере «Алые паруса» (Республика Башкортостан), где из молодых людей и девушек, которые по возрасту уже не могут поехать в лагерь в качестве воспитанников (отдыхающих), но хотели бы принимать участие в лагерной смене, формируется коллектив обслуживающих работников (кухонные рабочие, уборщики, ремонтники, грузчики и т. д.). Наряду с выполнением своих служебных функций юноши и девушки принимают участие в творческих мероприятиях, организуемых в ходе лагерной смены вместе с временными детскими объединениями. Как рассказывала Т.Г. Ермоленко, многие из тех, кто поработал в обслуживающем персонале «Алых парусов» через несколько лет становились вожатыми.
В данном случае можно фиксировать у старших подростков (старшеклассников) потребность в принадлежности к педагогическому отряду (мотивация идентификации с референтной группой на протяжении длительного времени).
Можно предположить, что источник успеха образовательных практик педагогических отрядов явно кроется в сочетании опытных педагогов и студентов.
Выводы. Исследование источников успеха педагогических отрядов в ходе реализации программ летнего отдыха детей в загородных оздоровительных лагерях позволяет более или менее уверенно говорить о следующем.
Первое. Успешность образовательных практик педагогического отряда обусловлена избранными целевыми ориентирами (их адекватностью специфическим условиям оздоровительного лагеря, временного детского коллектива и т. д.). Обнаруживаются два традиционных варианта целевых ориентиров - «воспитание общественной активности, подготовка к общественной самоорганизации» и «создание условий для оздоровления, рекреации, творческого самовыражения в художественной самодеятельности».
Второе. Успех образовательных практик педагогического отряда обусловлен выбором субъектов запроса - лиц и организаций, чьи представления учитываются в программах детского отдыха, оздоровления и занятости». Обнаружена достаточно большая группа педагогических отрядов, которые, прежде всего, ориентируются на собственные представления о содержании летнего отдыха детей. Запросы детей учитываются при формировании образовательных практик значительно чаще, чем запросы родителей.
Третье. Успех образовательных практик педагогического отряда обусловлена специфической мотивацией участников педагогических отрядов. Значительная часть участников педагогического отряда мотивирована на общение с младшими и сверстниками, самореализацию в процессе совместности, практик творческой самодеятельности, самовыражения.
Четвертое. Успех образовательных практик педагогического отряда обусловлен составом осу-
ществляемых работ - когда представители обще-ственно-педагогичесюго объединения сами разрабатывают программы, сами их реализуют и сами набирают детский контингент.
Пятое. Успех образовательных практик педагогического отряда обусловлен составом участников педагогического отряда - сочетанием в нем студентов и опытных педагогов.
Шестое. В ходе исследования не подтвердилось влияние на успешность образовательных практик педагогического отряда специфики состава детей - участников смены, нельзя определенно утверждать, что педагогические отряды могут одинаково хорошо работать с любой категорией детей.
Библиографический список
1. Авторские лагеря Костромской области: история и современность / под ред. Б.В. Куприянова. - Кострома: КОИПКРО, 2006. - 184 с.
2. Куприянов Б.В. Диагноз: профессиональный аутизм: вновь о педагоге дополнительного образования // Управление школой. - 2010. - № 12. -С. 15-20.
3. Куприянов Б.В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. - 68 с.
4. Ожидания и поведение семей в сфере дополнительного образования детей: Информационный бюллетень. - М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2015. - 72 с.
5. Организация работы в оздоровительном лагере: теория и методика / О.И. Копытина, М.Л. Самойлова. - Курган: КГУ, 2011. - 116 с.
6. Шпоркина Е.М. Создание педагогического отряда для учреждений отдыха и оздоровления детей // Ярославский педагогический вестник. -2009. - № 4. - С. 29-32.