ИСТОЧНИКИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА США
М. А. Пешков
Кафедра уголовного нрава и процесса Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, б, 117198, Москва, Россия
В статье содержится перечень и анализ действующих источников уголовно-процессуального нрава США как на федеральном уровне так и на уровне штатов. Исследуется ряд проблем связанных с особенностями системы уголовно-процессуального права США.
Система уголовно-процессуального права США формировалась под воздействием английских права. До принятия Конституции 1787 года и «Билля о правах» 1791 года американцы отстаивали свои права и свободы прежде всего апеллируя к законодательным актам и “общему праву” Англии, а также путем обращения к колониальным хартиям, содержащих нормы о гарантиях прав британских подданных. Преемственность английских правовых институтов вытекала из известных обстоятельств, связанных с образованием США.
Дальнейшее самостоятельное развитие американской правовой системы повлекло за собой ряд существенных изменений, появлялись новые правовые институты, отличающие американское уголовно-процессуальное право от английского.
На сегодняшний день особенности уголовно-процессуального права в США обуславливаются федеральным устройством страны, наличием Конституции США и конституций штатов, действием 50 самостоятельных, независимых друг от друга судебных систем штатов (аналогичные системы существуют также в округе Колумбия и Содружестве Пуэрто-Рико. Существуют также территориальные суды на Вирджинских островах, Гуаме, Американском Самоа и в северной зоне Марианских островов) и федеральной судебной системы1. Последняя не включает в себя судебные системы штатов, а функционирует параллельно с ними. Все указанные судебные системы связывает только одно - это полномочия Верховного суда США по пересмотру дел в апелляционном порядке2.
В основе уголовно-процессуального права США лежит английская система общего (прецедентного) права, т. е. права, создаваемого судами, которое сочетается с нормами статутного права.
Конгресс США и законодательные органы штатов принимают различные уголовно-процессуальные нормативные акты. Эти правовые нормы, устанавливаемые законодательными органами, образуют статутное право, являющееся очень важным компонентом американского уголовно-процессуального нрава. Тем не менее толкование законов и правил их применения определяется судами.
В Конституции США 1787 года и в поправках к ней - «Билль о правах» 1791 года, зафиксированы ряд общих положений, непосредственно связанных с уголовным судопроизводством в федеральных судах а именно: 1) общие принципы разграничения уголовно-процессуальной компетенции судов штагов и федерации - ст. III; 2) особенности доказывания по делам об измене - ст. 111 раздел 3; 3) условия законности производства арестов и обысков - поправка IV; 4) право на суд присяжных - поправка V; 5) запрет понуждения к даче показаний против самого себя поправка V; 6) право на скорый суд- поправка VI; 7) право обвиняемого знать, в чем его обвиняют - поправка VI; 8) право иметь защитника - поправка VI и другие. Многие из перечисленных положений формально имеют юридическую силу не только для федеральных правоприменительных органов, но и для соответствующих органов в штатах.
Законы уголовного судопроизводства, осуществляемого федеральными органами, принимавшихся в разное время Конгрессом США, в основном включены в раздел 18 “Преступления и уголовный процесс”, частично в раздел 28 “Судоустройство и судебная процедура” Свода законов США (в редакции 1948 г. с последующими изменениями и дополнениями). В качестве примера можно назвать «Акт о скором суде» 1974 г., регулирующий процессуальные сроки содержания арестованных под стражей, Федеральный закон о контроле над преступностью и обеспечения безопасности на улицах 1968 г.. Закон о контроле над организованной преступности 1970 г., Акт о
1 См.: Д. Джон Мидор Американские суды Сент-Пол, Минесота Уэст Паблишинг Компани 1991 г. С-3.
2 См.: Николайчик В. М. Уголовное правосудие в США Москва, 1995 г. С-5 108
Реформе порядка освобождения под залог или поручительство 1984 г., Акт о конфиденциальности использования электронных средств связи 1986 г., Акт о Досудебных службах 1982 г., Акт о Контроле за преступностью 1990 г., Акт о Контроле за насильственными преступлениями и правоохранительной деятельности 1994 г. и многие другие.
Однако эти нормы не полностью регулируют уголовное судопроизводство, осуществляемое федеральными органами.
Этот пробел восполняется правилами, которые могут издаваться самими же судами. Рядом законодательных актов Конгресса США (законы 1933, 1941, 1942 годов) Верховному суду США предоставлено право издавать правила, регламентирующие вопросы уголовного судопроизводства. Например, как указано в Законе от 29 июня 1940 г., после вступления этих правил в силу «все другие нормы права, противоречащие им, не должны иметь силы и применяться». Это означает, что правилам предается сила закона1.
Действующие Федеральные правила уголовного процесса в окружных судах США2 вступили в силу 21 марта 1946 года. Состоят они из 60 правил (статей), разбитых на 10 глав (разделов): Глава 1. Сфера действия, цель и толкование; Глава 2. Предварительные процессуальные действия; Глава 3. Обвинительный акт и информация; Глава 4. Предъявление обвинения и подготовка к суду; Глава 5. Место рассмотрения дела (подсудность); Глава 6. Судебное слушание; Глава 7. Решение суда (приговор); Глава 8. Апелляция; Глава 9. Дополнительные и специальные процессуальные действия; Глава 10. Общие положения. За время своего существования эти Правила не раз подвергались различным дополнениям, изменениям и уточнениям. Последние изменения Правил Верховный суд США осуществил 6 января 1997.
Данными Правилами Верховный суд США не ограничивает нормотворчество других судов. Гак Правило 57 Федеральных правил уголовного процесса в окружных судах США закрепляет за каждым окружным судом право издавать для себя, принимать и вносить поправки в правила, которые регулируют его практику, при условии, что это не противоречит другим законам и изданным Верховным судом США правилам. Подобным образом свою практику может урегулировать окружной судья и даже судья магистрат.
Регламентация вопросов, не урегулированных в законодательном порядке или в порядке издания федеральными судами правил, прямо относится к сфере норм и принципов общего права или судейского усмотрения. Например, Правило 26 Федеральных правил уголовного процесса в окружных судах США устанавливает: «Во всех судах показания свидетелей должны браться в устной форме в открытом слушании, если иное не предусмотрено актом Конгресса США или настоящими Правилами, Федеральными правилами использования доказательств, или иными правилами, принятыми Верховным Судом США. Суд в ходе установления применимости иностранного закона может учесть любой относящийся к делу материал или источник, включая показания, несмотря на то, были ли они представлены стороной или допустимы согласно Федеральными правилами использования доказательств, или нет. Такое установление суда должно рассматриваться как постановление по вопросу права».
Наряду с отсылкой к нормам и принципам общего нрава Федеральные правила уголовного процесса в окружных судах США дают нижестоящим федеральным судам возможность иным путем восполнять пробелы в нормах права, регулирующих уголовный процесс. На случай, когда вообще не окажется нормы, регламентирующей производство какого-то процессуального действия, Правило 57 рассматриваемых Федеральных Правил дает возможность лично судье урегулировать на практике этот вопрос. «Во всех случаях, не предусмотренных правилом, окружные судьи и судьи магистраты могут регулировать свою практику любым образом, не расходящимся с этими правилами или правилами округа, в котором они действуют».
Таким образом, Федеральные правила уголовного процесса в окружных судах США, занимая принципиально важное место в системе регламентации уголовного судопроизводства, учитывают возможные коллизии процессуального права и предоставляют судьям определенную свободу действий.
Как и в других странах, где в основе правовой системы лежит общее право (common law) правовая система CILIA усложнена большим количеством судебных решений, имеющих силу
1 См.: Гуценко К. Ф. Уголовный процесс основных капиталистических государств (Англия. США) Выпуск 1 Москва, 1969 г. С-110.
2 В некоторых работах на русском языке они именуются несколько иначе - Федеральные правила уголовного судопроизводства.
прецедента. Его основополагающим принципом является принцип следования судебном}' прецеденту - при разбирательстве дела суд должен следовать ранее установленным судебным решениям по аналогичным делам. Однако в США принцип следования прецеденту не считается судами абсолютным и судебная практика идет по пути гибкого применения этого принципа, приспосабливаясь на каждом историческом этапе развития страны к политическим и социально-экономическим потребностям США. Тем не менее сегодня в США многие прецеденты имеют более принципиальное значение, чем правовые нормы, устанавливаемые законодательными органами. В них, в частности, находят отражения различные положения, касающиеся охраны личности, жилища, документов и имущества граждан, неприкосновенности их личной жизни, особенности производства ареста и обыска, правила применения электронного прослушивания и наблюдения и многие другие. Например в решении по делу Эскобедо против штата Иллинойс (Escobedo v. Illinois, 378 U.S. 478 1964 г.) закреплено право любого лица иметь защитника после ареста; в решении по делу Мэпп против штата Огайо (1961 г.) установлен запрет на использование в судебном процессе доказательств, полученных в ходе незаконного обыска; в решении по делу Кац против США (1967 г.) Верховный суд США выработал понятие частной жизни граждан «прайвеси»; доктрина «Ложные друзья» была выработана в решении Верховного суда США по делу Вайта (1971 г.) многие вопросы, связанные с проведением обыска урегулированы благодаря решениям Верховного суда США по делам Уэлса (1990 г.), Хиска (1987 г.), Смита (1979 г.), Плейса (1983 г.), Карни (1985 г.), Г ринвуда (1988 г.) и наконец революционное решение по делу Миранда против штата Аризона (Miranda v. Arizona, 384 U.S. 436 1966 г.), в котором сформулирована новая судейская Доктрина, затрагивающая правовой статус арестованного. Ее соблюдение является обязательным не только для федеральных судов но и для судов штатов.
В последнее время значительно возросло административное нормотворчество органов исполнительной власти, осуществляемое на основе полномочий, делегируемых им законодательными органами. Административные акты - приказы, правила, директивы, инструкции, - цель которых конкретизировать, детализировать законы, часто подменяют их, поскольку фактически имеют равную юридическую силу. Это всевозможные исполнительные приказы президента, инструкции, руководства, приказы Департамента юстиции, Министерства обороны (для дел, рассматриваемых органами военной юстиции и т. п.).
Существенную роль в развитии уголовно-процессуальной системы США сыграл обычай, оказавший наибольшее влияние на судебную ветвь власти. Многие обычаи созданы и действуют не на основе норм общего или статутного нрава, а в силу сложившейся судебной практики.
По прежнему продолжают играть роль среди уголовно-процессуальных источников в США некоторые институты права справедливости. Оно появилось в Англии как дополнение к общему праву - когда для разрешения спора не находилось необходимой нормы, можно было обратиться в особые «суды справедливости», облекавшие свои решения в форму приказов. В США такие суды существовали в отдельных штатах. По мере развития правовых систем штатов право справедливости утратило самостоятельное значение. Судебные же приказы, запрещающие или предписывающие какое-либо действие, сохранились и являются одной из важных форм реализации властных полномочий суда, судебного нормотворчества1.
Нормы американского общего права также изложены в систематизированном виде в издании Американского института права под названием Restatement of Law. Следует подчеркнуть, что это частное издание даже отдаленно не напоминает континентальные кодексы. Это своего рода справочник, где можно отыскать решения судебной практики но тому или иному вопросу.
Таким образом действующими источниками современного уголовно-процессуального права США на федеральном уровне являются: законодательство, судебный прецедент, а также административные нормы, обычай и право справедливости.
Однако несмотря на общность источников права, как отмечалось выше, единой правовой системы в США нет: существует федеральная правовая система и 50 правовых систем штатов.
В каждом штате имеется своя конституция, которая по аналогии с федеральной конституцией регламентирует ряд вопросов уголовного судопроизводства, имеются и иные законодательные акты, направленные на регламентацию конкретных вопросов уголовного судопроизводства. В
1 Использованы материалы Программы правовых инициатив для стран центральной и восточной Европы Американской Ассоциации юристов и Министерства юстиции США. Подборка материалов для занятий с Российскими судьями. Правовая система США с. 5-9 (без вых. данных).
некоторых штатах это законодательство кодифицировано так в штате Пенсильвания, в котором действуют Правила уголовного судопроизводства Пенсильвании1. В штате Калифорния, например, в 1872 году был принят так называемый Стандартный уголовный кодекс (The Standard Penal Code), который состоит из введения и четырех частей. Часть вторая представляет собой уголовнопроцессуальный кодекс штата, в котором регулируются многие вопросы, возникающие в связи с производством по уголовным делам'.
Ряд положений Конституции США дают возможность несколько унифицировать законодательство и судебную практику штатов. Например, статья IV указывает, что в каждом штате должны оказывать «полное доверие и уважение» нормативным актам и судебным решениям всякого другого штата. Тем самым закреплен принцип взаимности в применении нормативных актов одного штата государственными органами другого. Причем этот принцип действует и «по вертикали»: федеральные суды также обязаны оказывать доверие и уважение нормативным актам и судебным решениям, принятым в штатах.
Как отмечают американские юристы, Конгресс США располагает широкими возможностями унификации правовых систем штатов. В направлении унификации права действуют и другие организации - например, Американский институт права, Институт организации правосудия, Американская ассоциация юристов. Однако многие предлагаемые реформы в деле выработки единообразных норм для всех штатов наталкиваются на сопротивление местных и региональных политических группировок, пытающихся оградить свои политические и экономические интересы. В результате в стране в целом наблюдается местнический подход к правоприменению и охране правопорядка3.
В статье VI Конституции США закреплен принцип верховенства федерального права (конституции, федеральных законов, правил и международных договоров США) по отношению к нормативным нормам штатов. Этот принцип предполагает, что все правовые установления штатов не должны противоречить федеральным нормам. В случае противоречия закона или конституции штата законам или Конституции США судьи в штатах обязаны руководствоваться последним. Тем самым Конституция США установила равнение правовых норм штатов на правовые акты федерации.
Споры по поводу соответствия правовых норм штатов федеральным законам и Конституции США разрешаются в судебном порядке, и соответствующие решения обжалуются вплоть до Верховного суда США как высшего органа конституционного надзора. Сами толкования законов и Конституции в решениях Верховного суда США являются частью федерального права и имеют обязательную силу для всех судов и иных государственных учреждений страны.
SOURCES OF THE CRIMINAL PROCEDURE OF USA M. A. Peshkov
The Department of Penal Law and Procedure Russian University of Peoples ' Friendship Miklukho-Maklaya str., 6, 117198, Moscow, Russia
Clause contains the list and analysis of acting sources of the criminal procedure of USA both at a federal level and at a level of states. A number of problems of the system, connected to features, of the criminal procedure of USA is investigated.
1 Соединенные штаты Америки Конституция и законодательные акты т. 2 М., Изд. группа «Прогресс» 1993 с. 740-758.
2 См.: Гуценко К. Ф. Уголовный процесс основных капиталистических государств (Англия. США) Выпуск I Москва, 1969 г. С-112.
1 Подборка материалов для занятий с Российскими судьями. Правовая система США с. 5-9 (без вых. данных).