Шульга Антонина Константиновна
Источники правового регулирования защиты прав потребителей в Российской Федерации: общая характеристика
В статье проводится анализ источников правового регулирования защиты прав потребителей. Вносятся предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: законодательство, права потребителей, защита прав потребителей, потребитель, закон о защите о прав потребителей.
Sources of legal regulation of consumer protection in the Russian Federation: general characteristics
The article analyzes the law of the legal regulation of consumer protection on the basis of the legislation of the Russian Federation. Proposals are being made to improve legislation on consumer protection.
Key words: legislation, the rights of consumers, protection of the rights of consumers, consumer, the law on protection of the rights of consumers.
Одной из важных задач политики государства в сфере защиты прав потребителей на сегодняшний день является создание действенной системы защиты прав потребителей и механизма их реализации.
Так как потребитель является незащищенной стороной в отношениях, которые возникают в процессе реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, эффективное регулирование данной области отношений со стороны государства просто необходимо.
Потребитель, его интересы, права на качество и безопасность товара, на наличие сведений об изготовителе, исполнителе и продавце должны рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений развития потребительской политики.
Большое значение для обеспечения прав потребителей имеет ряд международных актов, в частности таких, как Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 г. и пересмотренные Резолюцией ООН 70/186 от 22 декабря 2015 г. [1], Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей (заключено в г. Москве 25 января 2000 г.) [2].
В российском законодательстве в соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон «О защите прав потребителей») [3] к источникам правового регулирования следует относить Гражданский
кодекс РФ (далее - ГК РФ), Закон «О защите прав потребителей» и иные федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты РФ.
Исходя из содержания ст. 1 Закона «О защите прав потребителей», среди перечисленных нормативных правовых актов главенствующее положение в структуре законодательства о защите прав потребителей занимает ГК РФ.
В юридической науке ряд авторов полагает, что нормы о защите прав потребителей нуждаются в отграничении от других правовых норм в связи с их принадлежностью к особому институту права, и поскольку указанные нормы регулируют особую область - отношения, возникающие в сфере защиты прав потребителей, то в системе гражданско-правовых норм, регулирующих указанные отношения, первостепенными необходимо считать нормы, которые закреплены в специальном законе - Законе «О защите прав потребителей» [4].
На наш взгляд, подобный вывод является спорным ввиду того, что по сравнению с нормами других правовых актов, регулирующих гражданские правоотношения, к числу которых также относится и защита прав потребителей, преимущество имеют нормы ГК РФ.
В соответствии со ст. 3 ГК РФ, если в других законах содержатся нормы гражданского права, они должны соответствовать ГК РФ. Однако предусматривается принятие специальных законов и других правовых актов, основанных на этих законах. К числу таковых специальных законов следует относить также закон «О защите прав потребителей».
148
При регулировании указанных отношений приоритет отдается общим и специальным нормам ГК РФ, а положения самого Закона «О защите прав потребителей» к соответствующим отношениям применяются лишь в той части, которая не урегулирована ГК РФ и иными специальными законами, или в том случае, если ГК РФ прямо предусматривает необходимость применения законодательства о защите прав потребителей.
К примеру, ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» регламентирует для всех видов гражданско-правовых договоров общеобязательное правило, в соответствии с которым если в обязательстве одной из сторон является гражданин, который приобретает, использует, заказывает или намеревается заказать или приобрести товары (услуги, работы) для личных бытовых нужд, то данный гражданин имеет права стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также пользуется правами, предоставленными потребителю Законом «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами [5].
Поэтому мнение о том, что нормы о защите прав потребителей необходимо отграничить от других правовых норм и считать их приоритетными по сравнению с положениями ГК РФ, на наш взгляд, является недостаточно обоснованным, так как основополагающие нормы, регулирующие защиту прав потребителей, закреплены в части второй ГК РФ, к ним, в частности, относятся: гл. 30 «Купля-продажа» (§ 2 «Розничная купля-продажа», § 6 «Энергоснабжение», § 7 «Продажа недвижимости»), гл. 34 «Аренда» (§ 2 «Прокат»), гл. 37 «Подряд» (§ 2 «Бытовой подряд», § 3 «Строительный подряд», § 4 «Подряд на выполнение проектных и изыскательных работ»), гл. 39 «Возмездное оказание услуг» и др.
Следует отметить, что российское законодательство в области защиты прав потребителей, особенно ГК РФ и Закон «О защите прав потребителей», неоднократно подвергалось изменениям, направленным на его систематизацию.
Закон «О защите прав потребителей» функционирует в целях регламентации отношений, которые возникают между изготовителями и потребителями (продавцами, исполнителями), в частности для закрепления прав потребителей на приобретение товаров (услуг, работ) надлежащего качества, получение потребителями информации о товарах (работах, услугах), а
также их изготовителях (продавцах, исполнителях), в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителей, их информирования, защиты их интересов государством и обществом, а также определения механизма реализации прав потребителей.
Среди важных гарантий охраны прав потребителей следует назвать норму, запрещающую принимать нормативные акты, затрагивающие интересы потребителей, министерствам и ведомствам: в п. 2 ст. 1 указано, что только Правительство РФ может регламентировать для продавца и потребителя правила, которые обязательны при исполнении и заключении публичных договоров. Появление указанной нормы обусловлено историческим опытом, сложившимся на так называемом советском этапе развития института защиты прав потребителей: так, нормы, регулирующие данные отношения, помимо законодательных актов, также были закреплены в ведомственных нормативных актах, что значительно ухудшало положение советских потребителей.
Закон «О защите прав потребителей» закрепил понятия потребителя (которым является гражданин, намеревающийся приобрести или приобретающий товары (услуги, работы) в личных нуждах), изготовителя (продавца, исполнителя), недостатка или существенного недостатка товаров, безопасности товара (услуг или работ).
На наш взгляд, законодатель неслучайно исключил из дефиниции «потребитель» юридические лица, закрепляя таким образом в национальном законодательстве нормы, содержащиеся в международных документах, и подчеркивая отсутствие необходимости предоставлять последним дополнительные права и гарантии.
В российском законодательстве впервые были закреплены права потребителей, а также гарантии реализации этих прав. Данные положения признаны международным сообществом. В Законе предусмотрены гарантии реализации прав потребителя на защиту, закреплена возможность подсудности по выбору истца, а также возможность освобождения от уплаты государственной пошлины потребителей при предъявлении исков.
Помимо индивидуальной защиты прав потребителей, анализируемый Закон закрепил возможность коллективной защиты потребителей и предоставил возможность государственным органам пресекать нарушения потребительского законодательства, а также налагать штрафы на нарушителей.
149
Закон «О защите прав потребителей» претерпевал наиболее значительные изменения в 1996, в 1999 и в 2004 гг. Изменения были направлены на совершенствование законодательства, обусловленное правоприменительной практикой. Редакция Закона от 17 декабря 1999 г. усовершенствовала понятия, применявшиеся ранее, и благодаря этому Закон «О защите прав потребителей» стал соответствовать ГК РФ и международным стандартам в сфере защиты прав потребителей.
Среди иных федеральных законов, которые регулируют область защиты прав потребителей, нужно отметить федеральные законы от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [6], от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [7], от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [8], от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [9], от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [10], от 13 марта 2006 г. «О рекламе» [11] и др.
Анализируя положения, закрепленные в Федеральном законе «О техническом регулировании», можно сделать вывод о том, что Закон заметно меняет роль и значение стандартизации и стандартов, расширяет и дополняет многие понятия, а также абсолютно изменяет процедуру закрепления требований к оказанию услуг и проведению работ.
Следует отметить, что особое место в системе законодательства о защите прав потребителей занимают постановления Правительства РФ.
Правительство РФ определяет цели, задачи и основополагающие принципы государственной политики, направленной на исполнение национальных приоритетов в указанной области, а также устанавливает правила федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей. К примеру, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 [12], закрепляет за Федеральной службой функции по разработке и реализации политики в области защиты прав потребителей, выработке и закреплению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов и др.
Стратегия государственной политики РФ в сфере защиты прав потребителей до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № 1837-р [13], Стра-
тегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р [14], свидетельствуют о разработке государственной политики в сферах защиты прав потребителей, защиты социально уязвимых групп населения, обеспечения доступа граждан к безопасным товарам и услугам и др.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона «О защите прав потребителей» Правительство РФ издает правила, которые являются обязательными как при заключении, так и исполнении публичных договоров, например правила продажи урегулированы постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» [15] и др., правила оказания различных услуг регламентированы постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» [16], постановлением Правительства РФ от 9 октября 2015 г. № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» [17] и др.
При этом ученые и практики справедливо отмечают, что подзаконное нормотворчество существенно отстает от законодательства. Кроме того, подзаконные акты практически не соответствуют тем изменениям, которые вносятся в законодательство [18, с. 109].
Важное значение для правоприменительной практики в области защиты прав потребителей несут постановления Верховного Суда РФ, способствующие обеспечению гарантий, а также повышающие эффективность методов защиты прав, которые нарушены или оспариваются, а также свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений. Большую важность имеют и ежегодно издаваемые обзоры Верховного Суда РФ, в которых содержится судебная практика по общим вопросам, включая споры по защите прав потребителей.
Следует отметить, что в 2017 г. (а до этого -в 2012 г.) издан Обзор судебной практики по делам, которые связаны с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденный
150
Президиумом Верховного Суда РФ от 27 сентября 2017 г., имеющий важное значение для единства судебной практики в обозначенной сфере [19].
Помимо указанных источников, вопросы защиты прав потребителей закреплены также в нормах административного права. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) не выделяет специальной главы, посвященной защите прав потребителей, однако предусматривает административную ответственность должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нарушение указанных прав.
Согласно докладу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю по правоприменительной практике за VI квартал 2017 г. наиболее часто административные правонарушения совершались как индивидуальными предпринимателями, так и юридическими лицами и квалифицировались по следующим статьям: ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», ст. 6.4 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта», ст. 6.6 «Нарушение санитарных требований при организации общественного питания», ч. 1 ст. 6.7 «Нарушение санитарных требований к условиям воспитания, обучения», ст. 14.7 «Обман потребителей», ст. 14.8 «Нарушение иных прав потребителей», ст. 14.43 «Нарушение требований технических регламентов» и др., однако это далеко не все составы правонарушений, предусмотренных КоАП РФ за нарушение прав потребителей [20, с. 3].
Еще одним видом ответственности за нарушение прав потребителей была уголовная ответственность, которая предусматривалась за обман потребителей и влекла наложение штрафа на виновное лицо или привлечение его к обязательным либо исправительным работам (ст. 200 УК РФ).
Однако Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» [21] признал ст. 200 утратившей силу. Таким образом, в российском законодательстве права потребителей охраняются лишь гражданским и административным правом, что также можно признать существенным пробелом.
Анализ действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей позволяет отметить определенные положительные тенденции развития в указанной сфере, закрепление и усиление социальных гарантий граждан, в частности: повысилась ответственность отечественных продавцов (производителей, исполнителей) за качество выполненной работы, за непредоставление информации о товаре (работе, услуге). Также следует отметить, что нормативные правовые акты постоянно совершенствуются, дополняются новыми положениями и нормами.
Однако, несмотря на большое количество нововведений, в законодательстве о защите прав потребителей имеется ряд проблем, одной из которых является наличие вопросов, не урегулированных ни одним нормативным правовым актом, также следует отметить несогласованность этих актов.
Зачастую из-за отсутствия иерархии подчинения специальных норм основополагающим положениям ГК РФ случаются коллизии, при которых непонятно, какой из актов подлежит применению в той или иной ситуации, вследствие чего уменьшается возможность реализации права потребителей на свою защиту.
Как было указано выше, Закон «О защите прав потребителей» применяется лишь к некоторым гражданско-правовым договорам в той части, которая не противоречит Гражданскому кодексу РФ (ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Когда те или иные гражданско-правовые отношения, кроме норм ГК РФ, подлежат регулированию отраслевыми законами РФ (к примеру, договоры энергоснабжения, перевозки), к правоотношениям, вытекающим из таких договоров, где участвуют потребители, Закон «О защите прав потребителей» возможно применять в той части, которая не противоречит Гражданскому кодексу РФ и отраслевому (специальному) закону.
Таким образом, очевидна проблема недостаточной разработки, регламентации действующего законодательства о защите прав потребителей, которая встречается не только в теории, но и на практике.
Несмотря на то, что в последние десятилетия происходит стремительное увеличение числа нормативных актов, систему законодательства, посвященного защите прав потребителей, вряд ли можно признать совершенной. Нормативные акты в данной сфере все еще отстают от необходимого реагирования на со-
151
временные реалии общественных отношений [18, с. 111].
В целях устранения данной проблемы, по мнению ученых, необходимо в российскую правовую систему внедрять такое правовое явление, как «потребительское право» [22, с. 88]. Данная отрасль права позволила бы решить актуальные проблемы нормативного регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей.
В связи с этим мы придерживаемся мнения о необходимости разработки и принятия Кодекса РФ о защите потребителей, в котором
1. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций в целях охраны интересов потребителей: приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 апр. 1985 г., пересмотрены Резолюцией ООН 70/186 от 22 дек. 2015 г. URL: http: www. un.org.ru
2. Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств - участников СНГ в сфере защиты прав потребителей // Бюл. международных договоров. 2002. № 3.
3. О защите прав потребителей: федер. закон от 7 февр. 1992 г. № 2300-1 (в ред. от 1 мая 2017 г.) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
4. Малахов С. А. Гоажданско-правовое регулирование защиты прав потребителей: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005.
5. О введении в действие Ч. II ГК РФ: федер. закон от 26 янв. 1996 г. № 15-ФЗ (в ред. от 9 апр. 2009 г.) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 411.
6. О техническом регулировании: федер. закон от 27 дек. 2002 г. № 184-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 52, ч. 1. Ст. 5140.
7. О качестве и безопасности пищевых продуктов: федер. закон от 2 янв. 2000 г. № 29-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) // Собр. законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 150.
8. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федер. закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.) // Собр. законодательства РФ. 1990. № 14. Ст. 1650.
9. Об обращении лекарственных средств: федер. закон от 12 апр. 2010 г. № 61-ФЗ (в ред. от 28 дек. 2017 г.) // Рос. газ. 2010. № 78.
10. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 24 нояб. 1996 г. №132-ФЗ (в ред. от 28 дек.
был бы закреплен свод правил, основанных на требованиях международного и национального законодательства. Данный Кодекс системно, исключая всяческие противоречия, объединял бы в себе все положения, касающиеся правового статуса потребителей, которые ныне закрепляются различными правовыми актами.
Принятие данного документа позволит унифицировать законодательство о защите прав потребителей, а также усилить надзор за данной сферой со стороны специализированных государственных органов.
1. United Nations Guidelines for Consumer Protection: adopted by the General Assembly of the United Nations on Apr. 9, 1985, as revised by UN Resolution 70/186 d.d. Dec. 22, 2015. URL: http: www.un.org.ru
2. Agreement on the main areas of cooperation of member states of the Commonwealth of Independent States in the field of consumer protection // Bull. of international treaties. 2002. № 3.
3. On the protection of consumer rights: fed. law d.d. Febr. 7, 1992 № 2300-1 (as amended on May 1, 2017) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1996. № 3. Art. 140.
4. Malakhov S.A. Civil-law regulation of consumer rights protection: auth. abstract. ... Candidate of Law. St. Petersburg, 2005.
5. On the implementation of part two of the Civil Code of the Russian Federation: fed. law d.d. Jan. 26, 1996 № 15-FL (as amended on Apr. 9, 2009) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1996. № 5. Art. 411.
6. On technical regulation: fed. law d.d. Dec. 27, 2002 № 184-FL (as amended on July 29, 2017) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2002. № 52, pt. 1. Art. 5140.
7. On the quality and safety of food: fed. law d.d. Jan. 2, 2000 № 29-FL (as amended on July
13, 2015) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2000. № 2. Art. 150.
8. On the sanitary-epidemiological welfare of the population: fed. law d.d. March 30, 1999 № 52-FL (as amended on July 29, 2017) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1990. №
14. Art. 1650.
9. On the circulation of medicines: fed. law d.d. Apr. 12, 2010 № 61-FL (as amended on Dec. 28, 2017) // Russian newsp. 2010. № 78.
10. On the basics of tourist activities in the Russian Federation: fed. law d.d. Nov. 24, 1996 № 132-FL (as amended on Dec. 28, 2016) // Coll.
152
2016 г.) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5491.
11. О рекламе: федер. закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 (в ред. от 31 дек. 2017 г.) // Рос. газ. 2006. № 51.
12. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 (в ред. от 20 сент. 2017 г.) // Рос. газ. 2004. № 144.
13. Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 28 авг. 2017 г. № 1837-р // Собр. законодательства РФ. 2017. № 37. Ст. 5543.
14. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы: распоряжение Правительства РФ от 25 сент. 2017 г. № 2039-р // Собр. законодательства РФ. 2017. № 40. Ст. 5894.
15. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации: постановление Правительства РФ от 19 янв. 1998 № 55 (в ред. от 23 дек. 2016 г.) // Рос. газ. 1998. № 21.
16. Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта: постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 (в ред. от 10 февр. 2017 г.) // Собр. законодательства РФ. 2007. № 30. Ст. 3942.
17. Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 9 окт. 2015 г. № 1085 // Собр. законодательства РФ. 2015. № 42. Ст. 5796.
18. Величко А. С., Шамаров В.М. Защита прав потребителей: некоторые проблемы теории и практики // Вестн. екатерининского ин-та. 2017. № 1(37). С. 108-112.
19. Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27сент. 2017г. иИ1: http://www.vsrf.ru/
20. Доклад Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благо-
of legislation of the Russian Federation. 1996. № 49. Art. 5491.
11. On advertising: fed. law d.d. March 13, 2006 № 38-FL (as amended on Dec. 31, 2017) // Russian newsp. 2006. № 51.
12. Regulations on the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare: adopted by resolution of the Government of the Russian Federation d.d. June 30, 2004 № 322 // Russian newsp. 2004. № 144.
13. On the approval of the Strategy of the state policy of the Russian Federation in the field of consumer rights protection for the period until 2030: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Aug. 28, 2017 № 1837-r// Coll. of legislation of the Russian Federation. 2017. № 37. Art. 5543.
14. On the approval of the Strategy for Improving Financial Literacy in the Russian Federation for 2017-2023: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Sept. 25, 2017№ 2039-r// Coll. of legislation of the Russian Federation. 2017. № 40. Art. 5894.
15. On approval of the Rules for the sale of certain types of goods, the list of durable goods not covered by the buyer's request for gratuitous provision to him for the period of repair or replacement of a similar product, and a list of nonfood goods of appropriate quality not subject to return or exchange for a similar product of other sizes, shape, size, style, color or equipment: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Jan. 19, 1998 № 55 (as amended on Dec. 23, 2016) //Russian newsp. 1998. № 21.
16. On the approval of the Rules for the provision of services for the sale of tourist products: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. July 18, 2007 № 452 (as amended on Febr. 10, 2017) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2007. № 30. Art. 3942.
17. On approval of the Rules for the provision of hotel services in the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Oct. 9, 2015 № 1085 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2015. № 42. Art. 5796.
18. Velichko A.S., Shamarov V.M. Protection of consumer rights: some problems of theory and practice // Bull. of the Catherine Institute. 2017. № 1(37). P. 108-112.
19. Review of judicial practice in cases related to the protection of the rights of consumers of financial services: approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on Sept. 27, 2017. URL: http://www.vsrf.ru/
20. Report of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare
153
получия человека по Краснодарскому краю по правоприменительной практике за VI квартал 2017 г. URL: http://23.rospotrebnadzor.ru/ content/425/22261/?sphrase_id=8144
21. О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 8 дек. 2003 г. № 162-ФЗ (в ред. от 7 дек. 2011 г.) // Парламентская газ. 2003. № 231.
22. Тужилова-Орданская Е.М. К вопросу о защите прав потребителей //Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 12. С. 88-91.
in the Krasnodar Region on law enforcement practice, for the first half of 2017. URL: http://23. rospotrebnadzor.ru/content/425/22261/?sphrase_ id=8144.
21. On introducing amendments and additions to the Criminal Code of the Russian Federation: fed. law d.d. Dec. 8, 2003 № 162-FL (as amended on Dec. 7, 2011) // Parliamentary newsp. 2003. № 231.
22. Tuzhilova-Ordanskaya E.M. On the issue of consumer protection //Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2012. № 12. P. 88-91.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Шульга Антонина Константиновна, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного и предпринимательского права Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
A.K. Shulga, Candidate of Law, Assistant Professor of the Chair of International Private and Business Law of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin; e-mail antonina.bolshakova@ inbox.ru
154