Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1293
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ПРАВА / МОДЕЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / СПОРТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СПОРТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДОГОВОР / ОБЫЧАЙ / РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ / ЛОКАЛЬНЫЕ И ДОГОВОРНЫЕ НОРМЫ / УЧАСТНИКИ СПОРТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ СПОРТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ СТОРОН ДОГОВОРА / SOURCES OF LAW / MODEL OF LEGAL REGULATION / STATE LEVEL OF LEGAL REGULATION / NON-STATE LEVEL OF LEGAL REGULATION / SPORTS LEGISLATION / SPORTS RELATIONS / CONTRACT / CUSTOM / RECOMMENDATORY ACTS / LOCAL AND CONTRACTUAL NORMS / PARTICIPANTS IN SPORTS RELATIONS / BALANCE OF INTERESTS OF PARTICIPANTS IN SPORTS RELATIONS / ENSURING AND PROTECTING RIGHTS AND INTERESTS OF THE PARTIES TO THE CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваленко Е. Ю., Шавандина О. А.

Введение. В современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации физическая культура и спорт выступают залогом формирования здорового образа жизни населения и являются важными показателями успехов россиян, участвующих в различных спортивных мероприятиях различного уровня. Вместе с тем количество лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в России незначительно, что обусловлено недостаточным уровнем правосознания граждан, недоступностью качественных услуг в данной сфере, неразвитостью инфраструктуры, наличием пробелов и коллизий в правовом регулировании данного блока общественных отношений. Одним из путей решения перечисленных проблем является развитие системы источников правового регулирования спортивных отношений. Цель. На основе изученных источников правового воздействия на спортивные отношения в России и зарубежных странах, теоретических разработок и материалов судебной практики авторами предпринята попытка сформировать модель правового регулирования спортивных отношений. Методология. Авторы в процессе написания статьи использовали формально-юридический, логический, системный и сравнительно-правовой методы. Результаты. Изучение действующих источников российского и зарубежного права, регулирующих спортивные отношения, позволяет говорить о наличии сложной, многоуровневой системы правового регулирования. Государственный уровень правового воздействия представлен комплексом нормативных правовых актов, являющихся формальными источниками регулирования спортивных отношений. Негосударственный уровень включает в себя обычаи, унифицированные правила, иные рекомендательные акты, а также локальные и договорные нормы, созданные самими участниками спортивных отношений с учётом специфики сложившихся между ними отношений. Заключение. Исходя из анализа различных источников, авторы предлагают модель правового регулирования спортивных отношений в Российской Федерации, представляющую собой многоуровневую систему источников государственного и негосударственного воздействия на поведение участников данных отношений. Сделан вывод о необходимости расширения диспозитивных начал в системе правового регулирования спортивных отношений путём активного использования таких регуляторов, как локальное и договорное нормотворчество, а также иных форм негосударственного воздействия на поведение участников данных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF LEGAL REGULATION OF SPORTS RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES

Introduction. In modern conditions of socio-economic development of the Russian Federation, physical culture and sport are the key to the formation of a healthy lifestyle of the population and are important indicators of the success of the Russians participating in various sports events at various levels. At the same time, the number of people involved in physical education and sports in Russia is insignificant, due to the insufficient level of citizens' legal awareness, the inaccessibility of receiving high-quality services in this area, the underdeveloped infrastructure, and the presence of gaps and conflicts in the legal regulation of this block of public relations. One of the ways to solve these problems is to develop a system of sources of legal regulation of sports relations. Purpose. Based on the studied sources of legal impact on sports relations in Russia and foreign countries, theoretical developments and materials of judicial practice, the authors attempted to form a model of legal regulation of sports relations. Methodology. The authors in the process of writing the article used formal legal, logical, systemic and comparative legal methods. Results. A study of existing sources of Russian and foreign law governing sports relations suggests the presence of a complex multi-level system of legal regulation. The state level of legal impact is represented by a set of regulatory legal acts, which are formal sources of regulation of sports relations. The non-state level includes customs, unified rules, other recommendatory acts, as well as local and contractual norms created by the participants in sports relations themselves, taking into account the specifics of the relations established between them. Conclusion. Based on the analysis of various sources regulating relations in the field of physical culture and sports in Russia and foreign countries, the authors propose a model of legal regulation of sports relations in the Russian Federation, which is a multi-level system of sources of state and non-state influence on the behavior of participants in these relations. It is concluded that it is necessary to expand the dispositive principles in the system of legal regulation of sports relations through the active use of such regulators as local and contractual rulemaking, as well as other forms of non-state influence on the behavior of participants in these relations.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

ГРАЖДАНСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2020. Т. 17, № 4. С. 41-52.

УДК 34:796

Б01 10.24147/1990-5173.2020.17(4).41-52

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Е. Ю. Коваленко, О. А. Шавандина

Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия

Введение. В современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации физическая культура и спорт выступают залогом формирования здорового образа жизни населения и являются важными показателями успехов россиян, участвующих в различных спортивных мероприятиях различного уровня. Вместе с тем количество лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в России незначительно, что обусловлено недостаточным уровнем правосознания граждан, недоступностью качественных услуг в данной сфере, неразвитостью инфраструктуры, наличием пробелов и коллизий в правовом регулировании данного блока общественных отношений. Одним из путей решения перечисленных проблем является развитие системы источников правового регулирования спортивных отношений. Цель. На основе изученных источников правового воздействия на спортивные отношения в России и зарубежных странах, теоретических разработок и материалов судебной практики авторами предпринята попытка сформировать модель правового регулирования спортивных отношений. Методология. Авторы в процессе написания статьи использовали формально-юридический, логический, системный и сравнительно-правовой методы. Результаты. Изучение действующих источников российского и зарубежного права, регулирующих спортивные отношения, позволяет говорить о наличии сложной, многоуровневой системы правового регулирования. Государственный уровень правового воздействия представлен комплексом нормативных правовых актов, являющихся формальными источниками регулирования спортивных отношений. Негосударственный уровень включает в себя обычаи, унифицированные правила, иные рекомендательные акты, а также локальные и договорные нормы, созданные самими участниками спортивных отношений с учётом специфики сложившихся между ними отношений. Заключение. Исходя из анализа различных источников, авторы предлагают модель правового регулирования спортивных отношений в Российской Федерации, представляющую собой многоуровневую систему источников государственного и негосударственного воздействия на поведение участников данных отношений. Сделан вывод о необходимости расширения диспозитивных начал в системе правового регулирования спортивных отношений путём активного использования таких регуляторов, как локальное и договорное нормотворчество, а также иных форм негосударственного воздействия на поведение участников данных отношений.

Ключевые слова: источники права; модель правового регулирования; государственный уровень правового регулирования; негосударственный уровень правового регулирования; спортивное законодательство; спортивные отношения; договор; обычай; рекомендательные акты; локальные и договорные нормы; участники спортивных отношений; баланс интересов участников спортивных отношений; обеспечение и защита прав и интересов сторон договора.

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научно-исследовательского проекта № 20-011-00053 А «Правовое регулирование спортивных отношений в Российской Федерации».

1. Введение

В современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации физическая культура и спорт выступают

залогом формирования здорового образа жизни населения и являются важными показателями успехов россиян, участвующих в спортивных мероприятиях различного уровня.

Вместе с тем количество лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в России незначительно, что обусловлено недостаточным уровнем правосознания граждан, недоступностью качественных услуг в данной сфере, неразвитостью инфраструктуры, наличием пробелов и коллизий в правовом регулировании данного блока общественных отношений.

В РФ разработан ряд концепций и стратегий, призванных заложить фундамент для дальнейшего развития общественных отношений в сфере физической культуры и спорта в виде формирования адекватной правовой основы, регулирующей данные отношения. В частности, приняты Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г., утверждённая Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р, Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Кроме того, в России распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2019 г. № 1188-р утверждена Стратегия развития спортивной индустрии до 2035 г. и комплекс мер по формированию современной отрасли спортивной индустрии на 2019-2020 гг., Приказом Минспорта РФ от 21 ноября 2017 г. № 1007 утверждена Кон -цепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 г.

На сегодняшний день можно выделить некоторые важные направления совершенствования системы правового регулирования в данной сфере, к числу которых относится формирование общих направлений развития системы общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта; создание правовой основы, позволяющей надёжно и эффективно функционировать всем участникам этих отношений; внедрение механизма надёжной и адекватной защиты субъектов на уровне негосударственного воздействия. Расширение диспозитив-ных начал с использованием всех средств негосударственного воздействия на спортивные

отношения, создание надлежащих правовых механизмов и гарантий самими участниками для себя в каждом конкретном случае будут выступать надёжными способами защиты нарушенных прав и способствовать достижению оптимального баланса интересов всех участников спортивных отношений.

2. Методология

В ходе изучения источников правового регулирования спортивных отношений в России и за рубежом авторами использовались формально-юридический, логический, системный и сравнительно-правовой методы. Кроме того, указанные методы явились эффективными инструментами в процессе научного исследования теоретических и практических проблем развития правового регулирования спортивных отношений, а также разработки модели правового регулирования спортивных отношений в РФ.

3. Система источников правового регулирования спортивных отношений в Российской Федерации

В настоящее время в России отношения, возникающие в сфере физической культуры и спорта, могут успешно и эффективно развиваться только при наличии такой нормативно-правовой базы, основными характеристиками которой являются стабильность, адекватность, доступность и системность. Спортивные отношения, ввиду их специфичности, в нашей правовой системе регулируются нормами различных отраслей права. Комплексный характер общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта, предполагает воздействие на них правовых норм разной отраслевой принадлежности.

Под источником права в формальном (юридическом) смысле традиционно понимают юридическую форму выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения. Характеристика источников права как форм объективирования правовых норм является преобладающей в литературе [1, с. 23-36].

Государственный уровень правового воздействия на спортивные отношения может быть разделён на международный и национальный уровни. Национальный уровень представлен федеральным и региональным подуровнями, органы которых могут принимать правовые нормы как общего характера

(направлены на регулирование всех отношений в сфере физической культуры и спорта), так и специального характера (направлены на регулирование отдельных, специфичных отношений в сфере физической культуры и спорта).

В состав спортивного законодательства и иных актов, содержащих нормы спортивного права в РФ, входят: Конституция РФ; кодексы РФ и принятые в соответствии с ними иные федеральные законы, регулирующие спортивные отношения; указы Президента РФ, которые не должны противоречить кодексам и иным законам РФ; постановления Правительства РФ, содержащие нормы спортивного права; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы спортивного права, в случаях и в пределах, предусмотренных кодексами, другими законами и иными правовыми актами; акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции, в соответствии с разграничением полномочий между РФ и субъектами; акты местных органов власти и управления в пределах их компетенции.

Основополагающее значение в системе источников спортивного права России имеет Конституция РФ, в которой содержатся нормы, обеспечивающие конституционные основы правового регулирования спортивных отношений. В частности, ст. 41, ч. 1 и 5 ст. 43, ч. 2 ст. 446, п. «е» ст. 72 Конституции РФ.

Важнейшими источниками правового регулирования спортивных отношений являются федеральные законы. Наиболее важным выступает Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, который устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в РФ, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте. Не менее значимыми являются нормы, закреплённые в иных нормативных правовых актах. К источникам правового регулирования отдельных видов спортивных отношений относятся Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правона-

рушениях, Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ, Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 и ряд других законов и подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих регулирование и охрану спортивных отношений.

На уровне субъектов Российской Федерации также принимается множество нормативных правовых актов, регулирующих спортивные отношения. Например, в Алтайском крае были реализованы ведомственные целевые программы «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае» на 20092011 гг., «Развитие краевого государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования техникума «Алтайское училище олимпийского резерва» на 2011-2013 гг., «Развитие футбола в Алтайском крае» на 2011-2013 гг., «Развитие хоккея в Алтайском крае» на 2009-2011 гг., Стратегия развития физической культуры и спорта в Алтайском крае на период до 2020 г., одобренная Постановлением Администрации Алтайского края от 4 мая 2011 г. № 100, реализуется Закон Алтайского края от 11 сентября 2008 г. № 68-ЗС «О физической культуре и спорте в Алтайском крае».

Международный уровень правового регулирования составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ универсального, регионального и двустороннего характера. Указанные принципы и нормы являются составной частью правовой системы РФ в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, их роль и значение широко обсуждается в юридической литературе [2, с. 122-132; 3, с. 195-200].

Негосударственный уровень воздействия на спортивные отношения представлен источниками, к числу которых на международном уровне можно отнести обычай, деловые обыкновения, своды лучших практик, иные рекомендательные акты, на национальном уровне - локальные, договорные и обычные нормы. Так, в сфере спорта немаловажное значение имеют такие источники негосударственного регулирования, как правила,

положения и другие акты, принимаемые спортивными федерациями по соответствующим видам спорта и другими спортивными организациями, регламенты спортивных соревнований, различные договоры со спонсорами, партнёрами, рекламодателями, организаторами спортивных мероприятий, спортивными федерациями и т. д.

4. Источники правового регулирования спортивных отношений в зарубежных странах

Регулирование спортивных отношений в зарубежных странах отличается своеобразием. В одних странах принят специальный закон или кодифицированный акт, регулирующий большинство отношений, возникающих в сфере спорта. Например, в Испании действует Закон от 15 октября 1990 г. № 10/1990 «О спорте». В развитие указанного Закона Испании был издан Королевский Декрет № 1835/1991 от 20 декабря 1991 г. «Об испанских спортивных федерациях и реестре спортивных ассоциаций», ряд иных актов [4, с. 25-40]. Специальные законы о спорте также приняты в Италии (Закон Италии от 23 марта 1981 г. № 91 «Правовые основы отношений между спортивными организациями и профессиональными спортсменами»), в Польше (Закон Польской Республики «О спорте» 2010 г.), в Чехии (Закон от 28 февраля 2001 г. № 115 «О поддержке спорта»), в Китае (Закон КНР 1995 г. «О физической культуре и спорте»), в Мексике (Общий закон Мексики от 5 июня 2013 г. «О физической культуре и спорте») и ряде других стран [5, с. 7-21].

В ряде стран действуют кодифицированные акты, регулирующие спортивные отношения. Например, во Франции принят Спортивный кодекс Франции1. В Бразилии приняты Бразильский кодекс спортивной юстиции и Бразильский кодекс профессиональной этики в сфере физического воспитания [6].

В других странах нормы, направленные на регулирование спортивных отношений, содержатся в различных нормативных правовых актах. Например, в Основном законе Германии (Grundgesetz) к сфере спорта можно отнести следующие положения: ст. 2 (1) (общая свобода действий), ст. 9 (1) (свобода ассоциаций), ст. 12 (1) (свобода профессии). Отношения между спортивными федерация-

ми и спортсменами регулируются, в частности, нормами гражданского права и Законом об ассоциациях. Трудовое законодательство Германии в полной мере распространяется на сферу спорта [7, с. 111-123].

Кроме того, есть страны с минимальным количеством норм, принятых уполномоченными государственными органами, регулирующих отношения в сфере спорта, так как приоритет отдаётся негосударственному воздействию на эти отношения посредством принятия локальных и договорных норм. Например, в Швеции многие отношения, возникающие в сфере спорта, в том числе и трудовые, регулируются на негосударственном уровне, например, нормами, закреплёнными в коллективных договорах.

В странах Европейского союза (далее -ЕС) существенная роль в регулировании спортивных отношений отводится прецедентной судебной практике на уровне ЕС, признавшей право спортсменов на свободное передвижение. Спортивное право многих стран включает в себя любые нормы обязательного и рекомендательного характера (в том числе законодательство, устойчивую (прецедентную) практику высших национальных и международных судов, кодексы профессиональной этики и т. д.), регулирующие спортивные отношения и затрагивающие интересы участников спортивных отношений, что во многом является не характерным для нашей правовой системы.

Наиболее значимыми документами рекомендательного характера, регулирующими различные направления деятельности участников спортивных отношений, являются акты, принимаемые значимыми международными организациями. Например, Генеральная Ассамблея ООН в принятых резолюциях 48/10 от 1 ноября 1993 г., 64/4 от 19 октября 2004 г., 66/5 от 17 октября 2011 г., 07/17 от 28 ноября 2012 г., 67/296 от 23 августа 2013 г., 69/6 от 31 октября 2014 г. и многих других неоднократно обращала внимание на значимость спорта как мощного инструмента продвижения мира, благополучия и равенства. «Спорт как фактор обеспечения устойчивого развития» - так озаглавлена резолюция, принятая 3 декабря 2018 г. Генеральной Ассамблеей ООН в Нью-Йорке. В Повестке дня в области устойчивого развития на период до

2030 г. признается, в частности, что спорт является одним из важных факторов обеспечения устойчивого развития.

Основополагающее значение также имеют универсальные международные акты, среди которых можно назвать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 1966 г., Олимпийскую хартию, введённую в действие с 9 октября 2018 г., Международную хартию физического воспитания и спорта 1978 г., Конвенцию против применения допинга 1989 г., Международную конвенцию против апартеида в спорте 1985 г., Конвенцию Международной организации труда (МОТ) и др. Среди международных актов регионального характера в сфере спорта можно отметить Европейскую спортивную хартию 1992 г., Европейскую конвенцию о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий 1985 г., Кодекс спортивной этики Европейского союза 1992 г., Концепцию евразийской социальной хартии, принятой Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС в 2004 г., Регламент Европейского союза 593/2008 от 17 июня 2008 г. «О праве, применимом к договорным обязательствам» (Рим I) и другие многочисленные директивы и рекомендации Совета министров Европейского союза.

5. Проблемы и перспективы развития правового регулирования спортивных отношений в России и за рубежом

В российской юридической литературе уже давно обсуждается проблема кодификации спортивного законодательства, которое в настоящее время носит межотраслевой характер ввиду комплексного характера многочисленных отношений, складывающихся в сфере физической культуры и спорта. Несмотря на наличие ряда нормативных правовых актов, регулирующих спортивные отношения, многие вопросы в этой сфере остаются неурегулированными, а также присутствуют противоречия между нормами, содержащимися в различных правовых актах. Действующий Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» не регулирует все возникающие в сфере спорта общественные отношения. Многие

нормы данного нормативного акта нуждаются в совершенствовании с целью восполнения пробелов, устранения коллизий, а также унификации и гармонизации с нормами международного права.

По мнению А. А. Соловьёва, издание нескольких десятков федеральных законов в этой сфере, в том числе законов, не может рассматриваться как реалистичная возможность совершенствования спортивного права России. Поэтому автор предлагает Концепцию Спортивного кодекса РФ как основополагающего, системообразующего, фундаментального акта, консолидирующего все законодательные акты в этой области [8, с. 1025]. А. Т. Сихарулидзе считает, что в процессе совершенствования правового регулирования спортивных отношений во главу угла необходимо поставить именно правовое регулирование посредством принятия нормативных правовых актов, и в первую очередь законов, с учётом положительного опыта зарубежных стран2.

Несомненно, что развитие спортивных отношений объективно требует и адекватного совершенствования правовых норм. За последние годы спортивное законодательство формировалось путём создания актов, регулирующих отдельные элементы разнообразных межотраслевых отношений в сфере спорта. В целом оно обеспечивает надлежащую правовую основу для функционирования спортивных отношений, однако имеет ряд недостатков, сдерживающих развитие активности граждан России в сфере физической культуры и спорта. В настоящее время спортивное законодательство плохо структурировано, не имеет общих положений, обеспечивающих системную связь нормативных положений в различных актах и единство правовых принципов в сфере физической культуры и спорта, имеет противоречия и представляет собой неоправданно огромный массив нормативных правовых актов. Поэтому принятие Спортивного кодекса в РФ обеспечит устранение названных проблем и стимулирует дальнейшее развитие общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.

Ещё одним интересным вопросом является отнесение к источникам права судебных прецедентов и актов высших судебных ин-

станций. В литературе ведётся активная и многолетняя дискуссия о возможности отнесения к источникам права судебных прецедентов, т. е. судебных решений, имеющих обязательное значение при рассмотрении других аналогичных дел. Хотя официально в РФ судебный прецедент в качестве источника права не признаётся, тем не менее на практике при разрешении споров суды учитывают решения вышестоящих судов. Ряд специалистов отмечают возрастающую роль судебной практики и актов высших судебных инстанций [9, с. 14-26; 10, с. 125-133; 11, с. 293-309].

Несмотря на то, что формально судебная практика не является источником права в России, тем не менее она оказывает существенное влияние на совершенствование и развитие отечественного законодательства. Судебная практика огромна и весьма многообразна. Прежде всего это решения Конституционного Суда РФ, содержащие важные прецедентные правовые позиции по вопросам толкования конституционных основ любых видов деятельности на основе конкретных судебных дел. Они действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Одним из важных положений, лежащих в основе большинства правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, является идея баланса интересов, на что обращается внимание в юридической литературе [12, с. 123-128].

Единообразие в понимании содержания норм права длительное время обеспечивалось выработкой правовых позиций на уровне Высшего Арбитражного Суда РФ, ныне присоединённого к Верховному Суду РФ. В связи с этим многие специалисты к источникам права относят сохранившие силу постановления Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и действующие постановления Пленума и Президиума Верховного Суда РФ [13, с. 73-77], а также обращают внимание на важность судебного толкования и его влияние на правоприменение в России [14, с. 172-187]. Верховному Суду РФ, в соответствии со ст. 126 Конституции РФ, предоставлено право давать разъяснения по вопросам судебной практики. В частности, в области спорта немаловажное значение

имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 52 от 24 ноября 2015 г. «О применении судами законодательства, регулирующего труд спортсменов и тренеров», Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, возникающим из трудовых правоотношений спортсменов и тренеров (утверждён Президиумом Верховного Суда РФ 8 июля 2015 г.) и др.

В качестве неформализованных, нетрадиционных источников права новой категории в литературе выделяются решения Европейского суда по правам человека (далее -ЕСПЧ). Специалисты отмечают, что решения ЕСПЧ, являясь разновидностью прецедентного права, успешно привились в континентальной правовой системе и стали выполнять функцию одного из важнейших источников российского права [15, с. 13]. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколов к ней» выделил понятие «правовые позиции ЕСПЧ» и указал, что они являются обязательными для судов и учитываются при применении законодательства РФ. Как закреплено в положениях Римского договора о регулировании трудовой, предпринимательской и другой экономической деятельности от 25 марта 1957 г., создаваемая ЕСПЧ судебная практика должна лежать в основе национального законодательства и национальной судебной практики.

Сегодня принято следить за значимыми решениями международных судебных органов, верховных национальных судов различных стран, использовать их в своей практике, а также обсуждать многие актуальные вопросы, возникающие в сфере международного правосудия на страницах юридической литературы [16, с. 218-233; 17, с. 28-43; 18, с. 356-372].

В современных условиях нельзя признать достаточным только государственное регулирование тех или иных общественных отношений. В мире возрастает роль так называемого негосударственного регулирования. В современной юридической литературе вопросы негосударственного регулирования разных сфер человеческой деятельности, в частности торговой, активно обсуждаются

российскими авторами, среди работ которых следует отметить диссертацию М. М. Пана-риной «Негосударственное регулирование торговой деятельности: унифицированные правила, обычаи и своды лучших практик» (2017).

Источники негосударственного регулирования спортивных отношений могут быть полезны как в качестве интересного зарубежного опыта регламентации отдельных сторон общественных отношений, так и в виде необходимого ресурса для расширения диспозитивных начал в российском праве путём активного использования субъектами спортивных отношений такого правового средства, как локальное и договорное нормотворчество. Например, договор имеет следующие преимущества в регулировании отношений, возникающих между участниками спортивных отношений: 1) способен учесть специфику отношений, возникающих между конкретными субъектами спортивного права, имеющими возможность самим создавать для себя нормы и правила поведения; 2) обеспечивает соблюдение баланса интересов субъектов спортивных отношений посредством установления в договоре соответствующих прав и обязанностей, актуальных для конкретной ситуации; 3) служит надёжным гарантом защиты нарушенных прав и законных интересов субъектов, так как может предусматривать адекватные санкции для недобро -совестной стороны договора.

Что касается научных дискуссий по данному вопросу, то А. М. Агузаров указывает на необходимость совершенствования сочетания государственного и договорного регулирования, которое должно основываться на закреплении за каждым уровнем регулирования определённых рамок [19, с. 48-49]. Другие авторы отмечают тот факт, что законодательство, допуская диспозитивность в сфере регулирования оплаты труда спортсменов и тренеров, предоставляет возможность в локальных актах корпоративных организаций устанавливать особенности регулирования оплаты труда с учётом интересов всех участников трудовых отношений [20, с. 34]. Д. С. Вавилкин, А. А. Тащиян отмечают, что вопросы, касающиеся различий осуществления своей спортивной деятельности профессиональными спортсменами на осно-

ве либо гражданско-правового договора, либо трудового договора, продолжают оставаться одной из актуальных тем научных дискуссий. Авторы указывают, что в сфере спорта доминирует трудовой договор, оформляющий трудовые отношения между спортсменом и работодателем, и предлагают включать в содержание трудовых договоров с профессиональными спортсменами ряд ограничивающих условий [21, с. 200-206].

Кроме того, в научной литературе [22, с. 59-61] неоднократно обозначалась проблема, связанная с тем, что многие своевременные, обоснованные предложения учёных-юристов, практических работников, специалистов, направленные на совершенствование правового регулирования общественной жизни, остаются неоправданно не востребованными, их не используют в достаточной мере при законотворческой деятельности, что негативно сказывается на полноценном и правовом регулировании и, следовательно, функционировании и развитии физической культуры и спорта в России.

Российские учёные, отмечая специфичный и комплексный характер сферы физической культуры и спорта, обращают внимание на необходимость дальнейшего развития правового регулирования спортивных отношений [23, с. 5-12] и целесообразность развития международного сотрудничества с зарубежными странами [24, с. 39-40].

На страницах зарубежной литературы также можно встретить дискуссии по вопросам правового воздействия на общественные отношения, возникающие в сфере спорта. Например, К. Пийтлович отмечает тот факт, что в силу специфики складывающихся в странах ЕС отношений в сфере спорта особую важность приобретают нормы-ограничения и нормы-исключения, относящиеся к государственному уровню правового воздействия на указанные отношения [25, с. 86100]. Авторы указывают, что самоуправление спортивных федераций в Европе, основанное на правовой, финансовой и политической автономии, предполагает принятие локальных норм, нацеленных на регулирование спортивных отношений в соответствии со спецификой определённого вида спорта, соответствующих требованиям законодательных актов ЕС [26, с. 243-251]. Другие зарубежные ав-

торы считают, что ЕС не имеет полномочий по установлению императивных норм для органов управления в спорте, однако ЕС осуществляет надзорную юрисдикцию, вытекающую из соответствующих норм торгового права ЕС [27; 28].

Кроме того, авторами выделяются разные системы управления в спорте в зависимости от степени вмешательства государства в регулирование спортивных отношений. Одни государства определяют общие политико-правовые тенденции в спорте и его финансовую поддержку, а другие - осуществляют управление или опеку спортивных организаций [29, с. 116-128; 30, с. 171-183].

Важное место в зарубежных источниках отводится сравнительно-правовым исследованиям. Так, в литературе отмечается транснациональный характер правил профессионального спорта, что, однако, не влечёт простого копирования международных норм на уровне страны или региона [31, с. 36-42; 32, с. 24-45].

Таким образом, в силу сложности и специфичности спортивных отношений для их развития необходимы усилия всех заинтересованных лиц, в частности государства, участников спортивных отношений и общества в целом. Некоторые из рассмотренных проблем правового регулирования спортивных отношений могут быть частично учтены при разработке стратегий и концепций развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на следующие периоды. Другие актуальные вопросы теоретического и практического характера, требующие скорейшего решения, могут быть реализованы через специальные локальные и договорные нормы.

6. Заключение

Исходя из анализа различных источников, регулирующих отношения в сфере физической культуры и спорта в России и зарубеж-

ных странах, авторами предложена модель правового регулирования спортивных отношений в Российской Федерации, представляющая собой многоуровневую систему источников государственного и негосударственного воздействия на поведение участников данных отношений. Сделан вывод о необходимости расширения диспозитивных начал в системе правового регулирования спортивных отношений путём активного использования такого регулятора, как договор, а также иных форм негосударственного воздействия на поведение участников данных отношений. Особый характер отношений, складывающихся в сфере спорта, обуславливает своеобразие правового регулирования, сочетающего централизованное законодательное регулирование и локальное регулирование, путём создания норм на уровне спортивных федераций и других спортивных организаций, а также договорное регулирование на уровне отдельных субъектов спортивных отношений. При этом одна из актуальных задач грамотной модели правового регулирования спортивных отношений заключается в обеспечении адекватного баланса интересов государства и других участников спортивных отношений. Так, наряду с императивными нормами, предусматривающими необходимые рамки и ограничения в сфере спорта, законодатель предоставляет свободу участникам спортивных отношений в установлении специфичных норм локального и индивидуального характера, отражающих как специфику конкретного вида спорта, так и уникальность каждого отдельного спортивного правоотношения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Спортивный кодекс Франции. Регламентар-ная часть - Декреты. Книги I и II / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. - М. : [б. и.], 2010. - 203 с. - (Серия «Актуальные проблемы спортивного права» ; вып. 5).

2 Там же. - С. 3-5.

ЛИТЕРАТУРА

1. Злобин А. В. Формы права в современной России // Lex Russica. - 2018. - № 4. - С. 23-36.

2. Ануфриева Л. П. Конституция РФ и международное право: теоретический взгляд на понятие «общепризнанные принципы и нормы международного права», или О принципах права вообще и о принципах права в международном праве // Lex Russica. - 2018. - № 11. - С. 122-132.

3. Ершов В. В. О формах международного права, реализуемых в России // Вестник Томского университета. - 2018. - № 427. - С. 195-200. - DOI: 10.17223/15617793/427/27.

4. Соловьёв А. А., Понкин И. В. Испанское законодательство о спорте / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. - М. : [б. и.], 2011. - 158 с. - (Серия «Актуальные проблемы спортивного права» ; вып. 10).

5. Шевченко О. А. Международное и сравнительное трудовое право в сфере профессионального спорта : монография. - М. : Проспект, 2014. - 145 с.

6. Соловьёв А. А. Зарубежные модели и опыт кодификации спортивного законодательства / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. - М. : [б. и.], 2011. - 100 с. - (Серия «Актуальные проблемы спортивного права» ; вып. 6).

7. Шевченко О. А. Особенности правового регулирования труда профессиональных спортсменов и тренеров в зарубежных странах и российском законодательстве // Вестник Университета им. О. Е. Кута-фина. - 2015. - № 4. - С. 111-123.

S. Соловьев А. А. Концепция проекта Спортивного кодекса Российской Федерации / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. - М. : [б. и.], 2009. - 55 с. - (Серия «Актуальные проблемы спортивного права» ; вып. i).

9. Гук П. А. Судебное нормотворчество: вопросы теории и практики // Lex Russica. - 2016. - № 7. -С. 14-26. - DOI: 10.17803/1729-5920.2016.116.7.014-027.

10. Гаврилова Ю. А. Судебная практика и правоприменительное смыслообразование в Российской Федерации // Lex Russica. - 2018. - № 7. - С. 125-133. - DOI: 10.17803/1729-5920.2018.140.7.125-134.

11. СамсоновН. В. К вопросу о месте и значении судебной практики и судебного прецедента в отечественном гражданском процессе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. - 2019. - Т. 10, вып. 2. - С. 293-309. - DOI: 10.21638/14.2019.207.

12. Пьянкова А. Ф. Баланс интересов как принцип гражданского права // Вестник Волгоградского государственного университета. Юриспруденция. - 2015. - № 1. - С. 123-12S.

13. Шиткина И. С. О признании судебной практики источником российского права // Хозяйство и право. - 2013. - № 4. - С. 73-77.

14. Малютин Н. С. Роль судебного толкования в обеспечении стабильности конституционного строя в Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. - 201S. - Т. 9, вып. 2. - С. 172-1S7. - DOI: 10.2163S/11701/14.201S.204.

15. Сыченко Е. В. Практика Европейского суда по правам человека в области защиты трудовых прав граждан и права на социальное обеспечение. - М. : Юстицинформ, 2014. - 160 с.

16. Исполинов А. С. Особые мнения в международных судах: доктрина и практика // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 201S. - № 1. - С. 21S-233. - DOI: 10.17323/2072-S166.201S.1.21S.233.

17. Кучин М. В. Эволюция международного судебного нормотворчества // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». - 201S. - № 5. - С. 2S-43.

1S. Чубаров В. В. К теории и практике спортивного арбитража // Основные проблемы частного права : сб. ст. к юбилею д-ра юрид. наук, проф. А. Л. Маковского. - М. : Статут, 2010. - С. 356-372.

19. Агузаров А. М. К вопросу об оплате труда спортсменов и тренеров и его правовому регулированию // Спортивное право. - 2013. - № 6. - С. 46-50.

20. Актуальные проблемы трудового законодательства в условиях модернизации экономики : монография / [Ю. П. Орловский и др.] ; отв. ред. Ю. П. Орловский. - М. : Юстицинформ, 2012. - 240 с.

21. Вавилкин Д. С., Тащиян А. А. Особенности трудового договора профессионального спортсмена // Юристъ-правоведъ. - 2017. - № 3. - С. 200-206.

22. Овчинников А. И., Далгатова А. О., Фатхи В. И. Правовая доктрина как источник права в Российской Федерации // Философия права. - 2016. - № 2. - С. 59-61.

23. Алексеев С. В. Спортивное право России. - М. : Юнити-Дана, 2016. - 1055 с.

24. Иглин А. В. Актуальные проблемы европейского спортивного права // Спорт: экономика, право, управление. - 2014. - № 1. - С. 39-40.

25. Pijetlovic K. EU sports law: a uniform algorithm for regulatory rules // International Sports Law Journal. -2017. - № 17. - P. S6-100.

26. Schulenkorf N. Managing sport-for-development: Reflections and outlook // Sport Management Review. -2017. - № 20. - P. 243-251.

27. Weatherill S. The Influence of EU Law on Sports Governance // European Sports Law : collection papers. -The Hague : T.M.C. Asser Press, 2014. - P. 2S-34. - (ASSER International Sports Law Series).

2S. Peachey J. W., Schulenkorf N., Hil P. Sport-for-development: A comprehensive analysis of theoretical and conceptual advancements // Sport Management Review. - 2019. - DOI: 10.1016/j.smr.2019.11.002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. De Dycker S. Good governance in Sport: comparative law aspects // International Sports Law Journal. -2019. - № 19. - P. 116-12S.

30. Di Marco A. The internal governance of sporting organizations: international convergences on an idea of democracy // International Sports Law Journal. - 2019. - № 19. - P. 171-1S3.

31. Siekmann R. C. R., Soek J. Towards a Typology of (International) Comparative Sports Law (Research) // Lex Sportiva: What is Sports Law? / eds.: R. Siekmann, J. Soek. - The Hague : T.M.C. Asser Press, 2012. -P. 36-42. - (ASSER International Sports Law Series). 33. Van Kleef R. The legal status of disciplinary regulations in sport // International Sports Law Journal. -2014. - № 14. - P. 24-45.

Информация об авторах Коваленко Екатерина Юрьевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права

Алтайский государственный университет Адрес для корреспонденции: 656000, Россия, Барнаул, пр. Социалистический, 68

E-mail: ekov_@mail.ru

SPIN-код: 1450-9571, AuthorlD: 728822 ORCID: orcid.org/0000-0002-9860-6371

Шавандина Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права

Алтайский государственный университет Адрес для корреспонденции: 656000, Россия, Барнаул, пр. Социалистический, 68

E-mail: shao07@rambler.ru

SPIN-код: 1853-4091, Author ID: 476258 ORCID: orcid.org/0000-0002-5083-2169

Информация о статье

Дата поступления - 20 апреля 2020 г. Дата принятия в печать - 12 октября 2020 г.

Для цитирования

Коваленко Е. Ю., Шавандина О. А. Источники правового регулирования спортивных отношений в Российской Федерации и зарубежных странах // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2020. Т. 17, № 4. С. 41-52. й01: 10.24147/1990-5173.2020.17(4).41-52.

SOURCES OF LEGAL REGULATION OF SPORTS RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES

E.Y. Kovalenko, O.A. Shavandina

Altai State University, Barnaul, Russia

Introduction. In modern conditions of socio-economic development of the Russian Federation, physical culture and sport are the key to the formation of a healthy lifestyle of the population and are important indicators of the success of the Russians participating in various sports events at various levels. At the same time, the number of people involved in physical education and sports in Russia is insignificant, due to the insufficient level of citizens' legal awareness, the inaccessibility of receiving high-quality services in this area, the underdeveloped infrastructure, and the presence of gaps and conflicts in the legal regulation of this block of public relations. One of the ways to solve these problems is to develop a system of sources of legal regulation of sports relations. Purpose. Based on the studied sources of legal impact on sports relations in Russia and foreign countries, theoretical developments and materials of judicial practice, the authors attempted to form a model of legal regulation of sports relations. Methodology. The authors in the process of writing the article used formal legal, logical, systemic and comparative legal methods. Results. A study of existing sources of Russian and foreign law governing sports relations suggests the presence of a complex multi-level system of legal regulation. The state level of legal impact is represented by a set of regulatory legal acts, which are formal sources of regulation of sports relations. The non-state level includes customs, unified rules, other recommendatory acts, as well as local and contractual norms created by the participants in sports relations themselves, taking into account the specifics of the relations established between them. Conclusion. Based on the analysis of various sources regulating relations in the field of physical culture and sports in Russia and foreign countries, the authors propose a model of legal regulation of sports relations in the Russian Federation, which is a multi-level system of sources of state and non-state influence on the behavior of participants in these relations. It is concluded that it is necessary to expand the dispositive principles in the system of legal regulation of sports relations through the active use of such regulators as local and contractual rulemaking, as well as other forms of non-state influence on the behavior of participants in these relations.

Keywords: sources of law; model of legal regulation; state level of legal regulation; non-state level of legal regulation; sports legislation; sports relations; contract; custom; recommendatory acts; local and

contractual norms; participants in sports relations; balance of interests of participants in sports relations; ensuring and protecting rights and interests of the parties to the contract.

Acknowledgements. The reported study was funded by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) according to the research project No. 20-011-00053 A "Legal regulation of sports relations in the Russian Federation".

REFERENCES

1. Zlobin A.V. Forms of law in modern Russia. Lex Russica, 2018, no. 4, pp. 23-36. (In Russ.).

2. Anufrieva L.P. The constitution of Russian Federation and international law: theoretical approach to the concept of "generally recognized principles and norms of international law", or On the principles in international law. Lex Russica. 2018, no. 11, pp. 122-132. (In Russ.).

3. Ershov V.V. On the forms of international law implemented in Russia. Vestnik Tomskogo universiteta = Tomsk State University Journal, 2018, no. 427, pp. 195-200. DOI: 10.17223/15617793/427/27. (In Russ.).

4. Soloviev A.A., Ponkin I.V. Spanish sports law. Moscow, 2011. 158 p. (Series "Actual problems of sports law", vol. 10). (In Russ.).

5. Shevchenko O.A. International and comparative labor law in the field of professional sports, monograph. Moscow, Prospekt Publ., 2014. 145 p. (In Russ.).

6. Soloviev A.A. Foreign models and experience of codification of sports legislation. Moscow, 2011. 100 p. (Series "Actual problems of sports law", vol. 6). (In Russ.).

7. Shevchenko O.A. Features of the labor regulation of professional athletes and coaches in foreign countries and in Russia. Vestnik Universiteta im. O.Y. Kutafina = Kutafin Moscow State Law University Journal, 2015, no. 4, pp. 111-123. (In Russ.).

8. Soloviev A.A. The concept of the draft Sports Code of the Russian Federation. Moscow, 2009. 55 p. (Series "Actual problems of sports law", vol. 1). (In Russ.).

9. Guk P.A. Judicial rule-making: questions of the theory and practice. Lex Russica, 2016, no. 7, pp. 14-26. DOI: 10.17803/1729-5920.2016.116.7.014-027. (In Russ.)

10. Gavrilova Y.A. Court practice and enforcement legal sense in the Russian Federation. Lex Russica, 2018, no. 7, pp. 125-133. DOI: 10.17803/1729-5920.2018.140.7.125-134. (In Russ.)

11. Samsonov N.V. On the place and significance of judicial practice and legal precedent in Russian civil procedural law. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo = Vestnik of Saint Petersburg University. Law, 2019, vol. 10, no. 2, pp. 293-309. DOI: 10.21638/14.2019.207. (In Russ.)

12. Pyankova A.F. The balance of interests as a principle of civil law. Vestnik Volgogradskogo universiteta. Yurisprudentsiya = Vestnik of Volgograd State University. Law, 2015, no. 1, pp. 123-128. (In Russ.).

13. Shitkina I.S. About recognition of judicial practice as a source of Russian law. Khozyaistvo i pravo = Business and Law, 2013, no. 4, pp. 73-77. (In Russ.).

14. Maliutin N.S. Role of judicial interpretation in the process of stabilization of constitutional order in the Russian Federation. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo = Vestnik of Saint Petersburg University. Law, 2018, vol. 9, no. 2, pp. 172-187. DOI: 10.21638 /11701/14.2018.204. (In Russ.)

15. Sychenko E.V. Practice of the European Court of Human Rights in the field ofprotection of labor rights of citizens and the right to social security. Moscow, Yustitsinform Publ., 2014. 160 p. (In Russ.).

16. Ispolinov A. Dissenting opinions at international courts: doctrine and practice. Pravo. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki = Law. Journal of the Higher School of Economics, 2018, no. 1, pp. 218-233. DOI: 10.17323/2072-8166.2018.1.218.233. (In Russ.)

17. Kuchin M. Evolution of international judicial rule-making. Elektronnoe prilozhenie k "Rossiiskomu yuridicheskomu zhurnalu " = Electronic supplement to the Russian Juridical Journal, 2018, no. 5, pp. 28-43. (In Russ.).

18. Chubarov V.V. To the theory and practice of sports arbitration, in: The main problems of private law, collection of articles for the jubilee of Doctor of Law, Professor A.L. Makovsky. Moscow, Statut Publ., 2010, pp. 356-372. (In Russ.).

19. Aguzarov A.M. Specifics of athletes and trainers legal wage and salary administration. Sportivnoe pravo = Sports law, 2013, no. 6, pp. 46-50. (In Russ.).

20. Orlovsky Yu.P. (ed.). Actual problems of labor legislation in the context of economic modernization, monograph. Moscow, Yustitsinform Publ., 2012. 240 p. (In Russ.).

21. Vavilkin D.S., Tasian A.A. Features of the employment contract of a professional athlets. Yurist-pravoved = Jurist-Pravoved, 2017, no. 3, pp. 200-206. (In Russ.).

22. Ovchinnikov A.I., Dalgatova A.O., Fathy V.I. Legal doctrine as right source in modern Russia. Filosofiya prava = The philosophy of law, 2016, no. 2, pp. 59-61. (In Russ.).

23. Alekseev S.V. Russian sports law. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2016. 1055 p. (In Russ.).

24. Iglin A.V. Actual problems of the European sports law. Sport: ekonomika, pravo, upravlenie = Sport: economics, law, management, 2014, no. 1, pp. 39-40. (In Russ.).

25. Pijetlovic K. EU sports law: a uniform algorithm for regulatory rules. International Sports Law Journal, 2017, no. 17, pp. 86-100.

26. Schulenkorf N. Managing sport-for-development: Reflections and outlook. Sport Management Review, 2017, no. 20, pp. 243-251.

27. Weatherill S. The Influence of EU Law on Sports Governance, in: European Sports Law, collection papers. The Hague, T.M.C. Asser Press, 2014, pp. 28-34. (ASSER International Sports Law Series).

28. Peachey J.W., Schulenkorf N., Hil P. Sport-for-development: A comprehensive analysis of theoretical and conceptual advancements. Sport Management Review, 2019. DOI: 10.1016/j.smr.2019.11.002.

29. De Dycker S. Good governance in Sport: comparative law aspects. International Sports Law Journal, 2019, no. 19, pp. 116-128.

30. Di Marco A. The internal governance of sporting organizations: international convergences on an idea of democracy. International Sports Law Journal, 2019, no. 19, pp. 171-183.

31. Siekmann R.C.R., Soek J. Towards a Typology of (International) Comparative Sports Law (Research), in: Siekmann R., Soek J. (eds.). Lex Sportiva: What is Sports Law? The Hague, T.M.C. Asser Press, 2012, pp. 36-42. (ASSER International Sports Law Series).

32. Van Kleef R. The legal status of disciplinary regulations in sport. International Sports Law Journal, 2014, no. 14, pp. 24-45.

About the authors

Kovalenko Ekaterina - Ph.D. in Law, Associate Professor at the Department of Civil Law

Altai State University

Postal address: 68, Sotsialisticheskii pr., Barnaul, 656000, Russia E-mail: ekov_@mail.ru

SPIN-code: 1450-9571, Author ID: 728822 ORCID: orcid.org/0000-0002-9860-6371

Shavandina Olga - Ph.D. in Economics, Associate Professor at the Department of Theory and History of State and Law

Altai State University

Postal address: 68, Sotsialisticheskii pr., Barnaul, 656000, Russia

E-mail: shao07@rambler.ru

SPIN-code: 1853-4091, Author ID: 476258

ORCID: orcid.org/0000-0002-5083-2169

Article info

Received - April 20, 2020 Accepted - October 12, 2020

For citation

Kovalenko E.Y., Shavandina O.A. Sources of Legal Regulation of Sports Relations in the Russian Federation and Foreign Countries. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2020, vol. 17, no. 4, pp. 41-52. DOI: 10.24147/1990-5173.2020.17(4).41-52. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.