Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА'

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изменение климата / меры по реагированию на изменение климата / права человека / обязательства в сфере прав человека / источники международных обязательств / climate change / climate change response measures / human rights / human rights obligations / sources of international obligations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.И. Игнатович

В статье рассматривается проблематика природы международных обязательств в области прав чело-века в условиях глобального изменения климата в разрезе источников правового регулирования данных обязательств. Необходимость своего рода каталогизации источников связана с тем, что, во-первых, возникает вопрос о том, в каких именно документах обширного массива права прав человека можно найти обязательства, релевантные применительно к глобальному изменению климата. Во-вторых, ссылку на обязательства в области прав человека можно обнаружить в климатических соглашениях, что расширяет перечень источников международным экологическим правом. В-третьих, учитывая все более широкое распространение подхода, основанного на правах человека, внимание соответствующим вопросам может уделяться и в положениях иных отраслей международного права, содержащих нормы, направленные на регулирование борьбы с изменением климата. Таким образом, для выявления перечня источников обязательств в области прав человека в условиях изменения климата, необходимо исследование широкого круга документов, принадлежащих к различным отраслям международного права, чему и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOURCES OF LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL OBLIGATIONS IN THE FIELD OF HUMAN RIGHTS IN THE CONTEXT OF GLOBAL CLIMATE CHANGE

The article examines the issues of nature of international obligations in the field of human rights in the context of global climate change in terms of the sources of legal regulation of such obligations. The need for a kind of cataloging of sources is related to the fact that, firstly, the question arises as to which documents of the vast array of human rights law contain obligations relevant to global climate change. Secondly, a reference to human rights obligations can be found in climate agreements, which expands the list of sources by international environmental law. Thirdly, given the increasing prevalence of a human rights-based approach, attention to the relevant issues may also be given in the provisions of other areas of international law containing norms aimed at regulating climate change response. Thus, in order to identify the list of sources of human rights obligations in the context of climate change, it is necessary to study a wide range of documents belonging to various branches of international law, which is what the given article is devoted to.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА»

УДК 341.1:349.6; 341.2; 341.231.14 Б01 10.52928/2070-1632-2023-64-2-83-88

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

А.И. ИГНАТОВИЧ (Белорусский государственный университет, Минск)

В статье рассматривается проблематика природы международных обязательств в области прав человека в условиях глобального изменения климата в разрезе источников правового регулирования данных обязательств. Необходимость своего рода каталогизации источников связана с тем, что, во-первых, возникает вопрос о том, в каких именно документах обширного массива права прав человека можно найти обязательства, релевантные применительно к глобальному изменению климата. Во-вторых, ссылку на обязательства в области прав человека можно обнаружить в климатических соглашениях, что расширяет перечень источников международным экологическим правом. В-третьих, учитывая все более широкое распространение подхода, основанного на правах человека, внимание соответствующим вопросам может уделяться и в положениях иных отраслей международного права, содержащих нормы, направленные на регулирование борьбы с изменением климата. Таким образом, для выявления перечня источников обязательств в области прав человека в условиях изменения климата, необходимо исследование широкого круга документов, принадлежащих к различным отраслям международного права, чему и посвящена данная статья.

Ключевые слова: изменение климата, меры по реагированию на изменение климата, права человека, обязательства в сфере прав человека, источники международных обязательств.

Введение. Учитывая тенденцию гуманизации международного права и активного учета подхода, основанного на правах человека, при формировании политики, программ и мер по реагированию на климатические изменения, обязательства в сфере прав человека в условиях изменения климата могут содержаться в различных отраслях международного права. В настоящее время особую актуальность приобретает проблематика природы таких обязательств, для раскрытия которой необходимо выявить весь комплекс норм, их регулирующих, и учесть специфику, которая может быть вызвана принадлежностью этих норм к разным отраслям международного права.

В связи с этим цель настоящего исследования - выявление соответствующих международно-правовых норм, регулирующих международные обязательства в области прав человека в условиях глобального изменения климата. Для реализации цели будут последовательно рассмотрены релевантные направления в этой сфере: право прав человека, источники которого логично содержат основную часть рассматриваемых обязательств; международное экологическое право, которое регулирует правовые отношения, связанные с изменением климата; а также иные отрасли, в которых появляются нормы в связи с изменением климата и борьбой с ним и которые, учитывая распространение основанного на правах человека подхода, предположительно также могут содержать исследуемые обязательства. В этой группе будут рассмотрены международное воздушное право, международное морское право, международное экономическое право и право интеллектуальной собственности.

Основная часть. Вопросы природы международных обязательств в области прав человека в части источников их правового регулирования в контексте изменения климата являются малоизученными в настоящее время. Они получили некоторое освещение преимущественно в западной научной литературе, в том числе в исследованиях Б. Майера [1], Д. Олавуи1, М. Робинсон [2], С. Хамфриса [3], Дж. Нокса и Л. Раджамани [4].

Международно-правовую основу обязательств государств по борьбе с изменением климата составляют главным образом источники в области прав человека и международного экологического права.

К первым относятся преимущественно обязательные документы, в которых находят закрепление следующие права человека, подвергаемые негативному воздействию в условиях изменения климата: материальные права на жизнь, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное питание, одежду и жилище, на самоопределение, культурные права коренных народов, процессуальные права на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, и др. [2; 3; 5; 6; 7]. Среди соответствующих документов релевантными являются международные договоры как универсального (прежде всего Международный пакт о гражданских и политических правах2, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах3, Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды4), так и регионального

:Olawuyi, D. S. The human rights based approach to climate change mitigation: legal framework for addressing human rights questions in mitigation projects : thesis ... Dr of Philosophy in Law / D. S. Olawuyi. - Oxford, 2013. - 527 l.

2 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/pactpol.shtml.

3 URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/pactecon.shtml.

4 URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/orhus.shtml.

характера (в том числе Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод5, Африканская хартия прав человека и народов6, Американская конвенция о правах человека7и Протокол Сан-Сальвадор8).

При этом большое значение для прояснения природы международных обязательств в области прав человека в условиях изменения климата, особенностей реализации отдельных прав, имеют документы, не имеющие юридически обязательной силы, а именно: замечания общего порядка и заключительные замечания по докладам государств-участников ряда договорных органов по правам человека.

В частности, в Замечаниях общего порядка (далее - ЗОП) № 129 и 1510 Комитета по экономическим, социальным и культурным правам - КЭСКП) дается толкование права на достаточное питание и, соответственно, на воду в условиях глобального изменения климата. Иные комитеты обращают внимание на негативное воздействие климатических изменений на реализацию прав и возможностей женщин (ЗОП Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин № 3711), права ребенка на здоровье (ЗОП Комитета по правам ребенка № 1512) и права на жизнь (ЗОП Комитета по правам человека № 3613). В принимаемых заключительных замечаниях указанные комитеты, в основном, рассматривают вопросы, касающиеся необходимости сокращения антропогенных выбросов углерода14 и использования подхода, основанного на правах человека, к принятию мер по реагированию на изменение климата15.

К документам «мягкого» права в сфере прав человека в условиях изменения климата следует также отнести: резолюции Совета по правам человека ООН16 (далее - СПЧ); доклады Управления Верховного комиссара ООН по правам человека17 (далее - УВКПЧ); подготовленные Специальными докладчиками ООН доклады, в том

18 19 20

числе касающиеся права на питание18, на достаточное жилище19, на воду и санитарные услуги20, прав человека мигрантов21 и коренных народов22, а также крайней нищеты и прав человека.23 Данные документы, хоть и не закрепляют самостоятельных обязательств для государств, однако имеют значение при раскрытии их существующих обязательств в сфере прав человека в контексте климатических изменений.

В этой связи показательными являются доклады Специального докладчика по вопросу о правозащитных обязательствах, касающихся пользования безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей средой (A/HRC/31/52, A/HRC/37/59, A/74/161)24, которые подробно разъясняют соответствующие обязательства. В первом из данных докладов проводится разграничение обязательств на существенные, процедурные и таковые по

5 ЖЬ: https://www.echr.coe.int/documents/convention rus.pdf.

6 URL: http://hrlibrary.umn.edu/russian/instree/Rz1afchar.html.

7 ЖЬ: https://www.cartercenter.org/resources/pdfs/peace/democracy/des/amer топу human rights.pdf.

8 URL: http://www.oas.org/juridico/english/treaties/a-52.html.

9 URL: http://hrlibrary.umn.edu/russian/gencomm/Rescgencom15.html.

10 ЖЬ: http://hrlibrary.umn.edu/russian/gencomm/Rescgencom15.html.

11 ЖЬ: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/CEDAW С ОС 37 8642 E.pdf.

12 ЖЬ: https://www.refworld.org.ru/pdfid/51ef9e514.pdf.

13 ЖЬ: https://tbinternet.ohchr.org/Treaties/CCPR/Shared%20Documents/1 Global/CCPR С ОС 36 8785 E.pdf.

14 ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/018/329/63/pdf/01832963.pdf; ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/ doc/UND0C/GEN/G18/057/13^01805713 .pdf?0penElement; ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/N18 /070/3 8ЫШ1807038 .pdf?0penElement.

15 ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/018/113/68/^01811368.pdf?0penElement ЖЬ: https://www.ohchr.org/ Documents/Issues/ClimateChange/C0P21 .pdf?0penElement ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/G19/335/45/ pdf/01933545.pdf?0penElement; ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/N18/238/18ЫА N1823818.pdf?0penElement; ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/N18/378/89/ pdf/N1837889.pdf?0penEle-ШМ ; ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/N18/378/83/pdf/N1837883.pdf70penElement ; ЖЬ: https://docu-ments-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/N18/070/62/pdf/N1807062.pdf?0penElement.

16 URL: http://ap.ohchr.org/documents/R/HRC/resolutions/A Ш€ RES 7 23.pdf?0penElement; URL: https://ap.ohchr.org/docu-ments/E/HRC/resolutions/A HRC RES 10 4.pdf?0penElement; ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/014/083/ 51/^01408351 .pdf?0penElement; ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/015/163/60/pdf/01516360.pdf ?0penEle-ment; ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/016/157/72/pdf/01615772.pdf?0penElement; ЖЬ: https://docu-ments-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/017/184/52/pdf/01718452.pdf70penElement.

17 ЖЬ: https://www.ohchr.org/Documents/Issues/ClimateChange/C0P21.pdf; ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/ 0КЫ/009/103/44/РРЕ/00910344.pdf70penElement; ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/017/110/91/pdf/ 01711091.pdf?0penElement.

18 ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/N15/245/75/pdf/N1524575 .pdf?0penElement.

19 ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/N09/446/64/pdf/N0944664.pdf70penElement.

20 ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/020/174/68/pdf/02017468.pdf?0penElement.

21 ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/N12/460/71/pdf/N1246071.pdf70penElement.

22 ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/017/330/97/pdf/01733097.pdf70penElement.

23 ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/019/218/66/pdf/01921866.pdf?0penElement.

24 ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/G16/015/72/pdf/01601572.pdf70penElement; ЖЬ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/0EN/018/017/42/pdf/01801742.pdf?0penElement; URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/ 0БМ018/017/42^01801742.pdf?0penElement.

отношению к уязвимым группам25, во втором - представлены рамочные принципы в сфере прав человека и окружающей среды.26 В третьем из упомянутых докладов представлен общий обзор выводов, к которым пришли международные учреждения, включая СПЧ и мандатарии специальных процедур, в результате исследования обязательств в области прав человека, связанных с изменением климата.27

Вопросы воздействия глобального изменения климата и мер по реагированию на него на осуществление прав человека ставятся в ряде и иных международных документов. Подтверждают факты негативного влияния климатических изменений на реализацию прав человека резолюции СПЧ (A/HRC/RES/7/23, A/HRC/RES/10/4, A/HRC/RES/26/27, A/HRC/RES/29/15, A/HRC/RES/32/33, A/HRC/RES/35/20).28 Трижды к вопросам прав человека в контексте глобального изменения климата обращался УВКПЧ. В своих докладах 2009 и 2015 гг. этот орган провел комплексное исследование вопросов взаимосвязи между окружающей средой и правами человека, последствий изменения климата и деятельности по предотвращению такого изменения в отношении прав человека, применимости обязательств и принципов в области прав человека к международному сотрудничеству государств по борьбе с изменением климата29. Отдельного внимания заслуживает доклад УВКПЧ 2017 г. В нем содержится аналитическое исследование о взаимосвязи между изменением климата и полноценным осуществлением прав ребенка. Кроме того, в докладе предложены рекомендации по использованию подхода, основанного на правах ребенка, к мерам по реагированию на изменение климата.30 Полагаем, что данные рекомендации могут быть полезны при разработке аналогичных рекомендаций применительно к иным правам человека и уязвимым категориям лиц, которые затрагиваются неблагоприятным образом в условиях глобального изменения климата.

В связи с тем, что климат является одним из объектов международно-правовой охраны, режим которой определяется источниками международного экологического права, релевантными рассматриваемой проблематике являются также источники этой отрасли. Меры по реагированию на изменение климата содержатся главным образом в Рамочной конвенции ООН об изменении климата31 (далее - РКИК) и Парижском соглашении в рамках РКИК32 (далее - Парижское соглашение). Кроме того, важное значение с точки зрения укрепления охраны климата имеют кигалийские поправки к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, принятые с целью содействия сокращению выбросов парниковых газов33. При этом лишь Парижское соглашение напрямую ссылается на обязательства государств в области прав человека. В этом документе обращено особое внимание на то, что стороны должны «при осуществлении действий в целях решения проблем, связанных с изменением климата, уважать, поощрять и принимать во внимание свои соответствующие обязательства государств в области прав человека» (преамбула). Хотя приведенное положение содержится единственно в преамбуле, его включение в данную часть анализируемого договора «имеет политический и моральный вес и создает прямую связь между обязательствами по климатическому режиму и теми обязательствами, которые стороны взяли на себя в соответствии с международным правом прав человека и национальным законодательством» [8, с. 7-10].

Прояснить содержание мер, предусматриваемых упомянутыми договорами, помогают решения, принимаемые на ежегодных конференциях сторон РКИК и Парижского соглашения [9, с. 63-64], которые можно отнести к категории актов «мягкого права». К этой же категории относится и имеющая большое значение Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года «Преобразование нашего мира»34 (далее - Повестка дня в области устойчивого развития). Данный документ, принятый в сентябре 2015 г. с целью утверждения новой повестки дня в этой сфере на период 2016-2030 гг., определяет 17 Целей в области устойчивого развития (далее -ЦУР). Одна из них, а именно ЦУР 13, имеет непосредственное отношение к тематике изменения климата: «принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями», однако в ней не имеется ссылок на обязательства государств в области прав человека. Что касается иных Целей в области устойчивого развития, которые релевантны вопросам осуществления прав человека в условиях климатических изменений, то таковыми представляются, в том числе: ЦУР 1. «Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах»; ЦУР 2. «Ликвида-

25 Knox, J. H. Report of the Independent Expert on the issue of human rights obligations relating to the enjoyment of a safe, clean, healthy and sustainable environment, 1 February 2016, A/HRC/31/52.

26 Knox, J. H. Report of the Independent Expert on the issue of human rights obligations relating to the enjoyment of a safe, clean, healthy and sustainable environment, 24 January 2018, A/HRC/37/59.

27 Boyd, D. R. Human rights obligations relating to the enjoyment of a safe, clean, healthy and sustainable environment, 15 July 2019, A/74/161.

28 Права человека и изменение климата, резолюция СПЧ, 28 марта 2008 г., A/HRC/RES/7/23; Human rights and climate change, HRC resolution, 25 March 2009, A/HRC/RES/10/4; Human rights and climate change, HRC resolution, 15 July 2014, A/HRC/RES/26/27; Human rights and climate change, HRC resolution, 22 July 2015, A/HRC/RES/29/15; Human rights and climate change, HRC resolution, 18 July 2016, A/HRC/RES/32/33; Human rights and climate change, HRC resolution, 7 July 2017, A/HRC/RES/3 5/20.

29 Understanding human rights and climate change, OHCHR report; OHCHR report, 15 Jan. 2009, A/HRC/10/61.

30 OHCHR report, 4 May 2017, A/HRC/35/13.

31 URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/climate framework conv.shtml.

32 URL: https://unfccc.int/sites/default/files/russian paris agreement.pdf.

33 URL: https://ozone.unep.org/sites/default/files/2019-04/Original depositary notification english version with corrections.pdf; URL: https://eia-international.org/wp-content/uploads/EIA-Kigali-Amendment-to-the-Montreal-Protocol-FINAL.pdf.

34 URL: https://undocs.org/ru/A/RES/70/1.

ция голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства»; ЦУР 3. «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте»; ЦУР 6. «Чистая вода и санитария»; ЦУР 8. «Достойная работа и экономический рост»; ЦУР 9. «Индустриализация, инновация и инфраструктура». Полагаем, что в контексте климатических изменений упомянутые ЦУР могут быть актуальны в отношении реализации международных обязательств применительно к следующим правам человека: право на достаточный жизненный уровень (ЦУР 1, 2), право на достаточное питание (ЦУР 2), право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ЦУР 1-3, 6), право на жизнь (ЦУР 1-3, 6), право на воду (ЦУР 6), право на труд (ЦУР 8), право на достаточное жилище как элемент права на достаточный жизненный уровень (ЦУР 9)35. Следует отметить, что права человека не упоминаются в «климатической» ЦУР 13, равно как и изменение климата остается за рамками ЦУР, связанных с осуществлением вышеназванных прав человека. Взаимосвязь же этих вопросов следует из негативного воздействия климатических изменений на затрагиваемые в приведенных ЦУР аспекты и взаимозависимости всех ЦУР между собой.

Обратимся к иным отраслям международного права, в которых отражена проблематика реагирования на глобальное изменение климата. К таковым следует отнести международное морское право, международное воздушное право, международное экономическое право и право интеллектуальной собственности. Исследование данных отраслей представляется актуальным в связи с тем, что главной причиной климатических катаклизмов являются антропогенные выбросы углерода. При этом около 73% глобальных промышленных выбросов приходится на долю сектора энергетики, в том числе грузоперевозок, транспорта, авиа- и автомобилестроения и иных видов промышленности36. Этим объясняется появление «климатических» норм в указанных отраслях. При этом такие нормы могут содержать и обязательства в области прав человека. Во-первых, продолжающийся рост концентрации углекислого газа в атмосфере и прогнозируемый в связи с этим рост интенсивности засух, наводнений и иных проявлений изменения климата создают существенные риски для реализации прав человека. Во-вторых, следует учитывать тенденцию гуманизации международного права и все более широкое распространение подхода, основанного на правах человека, в различных аспектах международного сотрудничества. Это дает основания предположить, что являющиеся объектом данного исследования обязательства могут быть обнаружены и в источниках указанных отраслей, предусматривающих меры по реагированию на изменение климата.

Что касается международного морского права, то оно содержит ряд релевантных проблематике борьбы с изменением климата положений. По оценкам Международной морской организации (далее - ИМО), кумулятивный выброс парниковых газов от морских судов может удвоиться или утроиться в случае непринятия мер по снижению.37С целью такого снижения в 2011 г. были приняты поправки к Приложению VI Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 г. к ней (МАРПОЛ 73/78). В Приложении VI появилась новая глава 4 «Правила энергоэффективности для судов». В октябре 2016 г. Комитетом по защите морской среды ИМО была утверждена Дорожная карта для разработки всеобъемлющей стратегии ИМО по сокращению выбросов парниковых газов с судов [9, с. 70-71]38.

Наш анализ упомянутых документов не выявил в них ссылок на права человека.

Переходя к международному воздушному праву, отметим, что гражданская авиация производит незначительные выбросы в размере 1,3% от глобальных выбросов. Тем не менее, данные показатели могут возрасти в 4-6 раз к 2050 г., если не будут приняты меры по реагированию на климатические изменения в рамках Международной организации гражданской авиации39 (далее - ИКАО) [9, с. 71]. В сфере международного воздушного права важное значение имеет Приложение 16 «Охрана окружающей среды» к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, в особенности система компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (CORSIA) (том IV Приложения 16). Данная глобальная система рыночных мер в целях контроля эмиссии C02 международной авиации предназначена для достижения главным образом климатических целей, а именно для содействия углеродно-нейтральному развитию отрасли за счет сокращения и компенсации выбросов40. В рамках Совета ИКАО также был принят новый Стандарт на эмиссию C02 самолетов от 6 марта 2017 г., который направлен на уменьшение авиационных выбросов углерода. 41

Аналогично отрасли международного морского права, ни в одном из указанных документов международного воздушного права не упоминаются обязательства в сфере прав человека. Вместе с тем, права человека подвергаются негативному воздействию не только в связи с самим изменением климата, но и в результате принятия мер реагирования на такое изменение. Это обусловливает необходимость учета соответствующих обязательств

35 Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

36 URL: https://ourworldindata.org/emissions-bv-sector.

37 URL: https://www.imo.org/en/0urWork/Environment/PollutionPrevention/AirPollution/Documents/Third%20Greenhouse%20 Gas%20Studv/GHG3%20Executive%20Summarv%20and%20Report.pdf.

38 URL: https://docs.cntd.ru/document/499014496; URL: https://wwwcdn.imo.org/localresources/en/KnowledgeCentre/Indexof-IM0Resolutions/MEPCDocuments/MEPC.304(72).pdf.

39 URL: https://www.icao.int/environmental-protection/Pages/A39 CORSIA FAQ6.aspx.

40 URL: https://www.economv.gov.ru/material/file/24780ac67f1 c415f5a43a28010442d72/SaRPs.pdf; URL: https://www.bureau-ver-itas.ru/nashi-uslugi/sertifikaciva-sistem-menedzhmenta/otchetnost-ob-ustovchivom-razvitii-proverka-vvbrosov/verifikaciva-corsia.

41 International Civil Aviation Organization's Co2 standard For New Aircraft.

при разработке таковых мер и их реализации. В связи с этим полагаем, что для учета и соблюдения данных обязательств государств-членов ИМО и ИКАО упомянутым организациям необходимо принимать их во внимание при разработке документов по реагированию на изменение климата.

Проблематика, связанная с изменением климата, имеет место и в международном экономическом праве. Отметим, что в период действия Киотского протокола к РКИК актуальным был вопрос о торговле квотами на выбросы парниковых газов в рамках обязательств по международным экономическим соглашениям. Актуальным становится и вопрос о соответствии нормам Всемирной торговой организации (далее - ВТО) мер, направленных на энергосбережение и использование альтернативных источников энергии. Среди примеров - споры в Органе по разрешению споров ВТО касательно соответствия «зеленых» субсидий нормам ВТО (жалобы Японии и ЕС к Канаде (DS412); США по поводу поддержки Индией производителей солнечных батарей (DS452) и Китая к ЕС по поводу предоставления рядом государств-членов Европейского союза льготных тарифов производителям чистой энергии [9, с. 72].

В контексте исследуемого вопроса заслуживает отдельного внимания и международное право интеллектуальной собственности. Так, в Парижском соглашении имеются положения о международной передаче технологий (ст. 10), в Аддис-Абебской программе действий, которая является неотъемлемой частью Повестки дня в области устойчивого развития, - об особой роли международных органов и организаций в деле финансирования и внедрения технологий, снижающих нагрузку на климат (например, Комиссии по науке и технике в целях развития, механизм по технологиям, действующий под эгидой РКИК, консультативные услуги Центра и Сети по технологиям, связанным с изменением климата)42. В этой связи представляются конструктивными высказываемые в доктрине замечания о том, что в настоящее время складывается международно-правовой режим передачи экологически обоснованных технологий для достижения целей предотвращения изменения климата, адаптации и смягчения его последствий [9, с. 72].

Несмотря на значимость упомянутых документов применительно к проблематике реагирования на изменение климата в целом, их исследование в части содержания в них ссылок на права человека не выявило соответствующих положений. Между тем, при продолжении роста концентрации углерода в атмосфере вследствие осуществления промышленных видов деятельности имеется серьезный риск усугубления климатической ситуации и, соответственно, реализации прав человека. Полагаем, что, как и в случае с международным морским и воздушным правом, государствам-членам ВТО и иным релевантным организациям требуется принимать во внимание обязательства в области прав человека при применении существующих и разработке новых документов. Следует отметить, что речь идет не о закреплении самостоятельных обязательств, что усилило бы фрагментацию международного права и могло бы лишь затруднить правоприменение, а о ссылке на уже существующие обязательства в области прав человека, что укрепило бы гарантии их соблюдения при принятии мер реагирования на изменение климата.

Заключение. В результате исследования природы международных обязательств в области прав человека в условиях климатических изменений с точки зрения источников происхождения таких обязательств было выявлено следующее.

Имеющиеся международные документы свидетельствуют о том, что вопросы реализации прав человека в контексте изменения климата стали предметом пристального внимания международного сообщества, в том числе ООН и связанных с ней организаций, а также международных органов по правам человека, которые посредством принимаемых ими резолюций, докладов и иных документов продвигают подход, основанный на правах человека, к мерам по реагированию на изменение климата.

Проблематика противодействия изменению климата находит отражение в самых различных институтах и отраслях международного права, включая право прав человека, международное экологическое, морское, воздушное, экономическое право и право интеллектуальной собственности. При этом нормы, непосредственно закрепляющие обязательства в сфере прав человека в условиях изменения климата, содержатся в источниках лишь права прав человека и международного экологического права. Другие отрасли международного права не содержат таких положений, однако, регулируя противодействие изменению климата, содержат нормы, затрагивающие реализацию обязательств в сфере прав человека в этих условиях. Данные нормы касаются главным образом сокращения антропогенных выбросов углерода, что требуется для выполнения государствами своих обязательств по уважению, защите и обеспечению прав человека. В этой связи представляется необходимым учет существующих международных обязательств в области прав человека при реализации государствами мер по реагированию на изменение климата, предусмотренных релевантными международными документами в данной сфере.

Обширный массив международно-правовых норм в сфере реагирования на изменение климата свидетельствует о системности международного права в части формирования международно-правового режима противодействия изменению климата. Представляется, что таковой комплексный режим будет содействовать интеграции международных обязательств государств в условиях изменения климата, включая обязательства в сфере прав человека. В конечном итоге это будет способствовать учету и соблюдению данных обязательств при принятии мер по реагированию на изменение климата.

42 ЦКЪ: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/232/25/pdf/N1523225.pdf?OpenElement

ЛИТЕРАТУРА

1. Mayer B. Climate Change Mitigation As An Obligation Under Human Rights Treaties? // American Journal of International Law. - 2021. - Vol. 115 (3). - P. 409-451. DOI: https://doi.org/10.1017/ajil.2021.9.

2. Robinson M., Shine T. Achieving a climate justice pathway to 1.5 °C // Nature Climate Change. - 2018. - Vol. 8, № 7. - P. 564569. DOI: https://doi.org/10.1038/s41558-018-0189-7.

3. Human rights and climate change / ed. S. Humphreys. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2011. - 348 p. DOI: https://doi.org/10.1017/CB09780511770722.

4. The Human Right to a Healthy Environment / ed. J. H. Knox. - Cambridge: Cambridge University Press, 2018. - 290 p.

5. Schapper A. Climate justice and human rights // Intern. Relations. - 2018. - Vol. 32, № 3. - P. 275-295. DOI: https://doi.org/10.1177/0047117818782595.

6. Villavicencio Calzadilla P. Human rights and the new sustainable mechanism of the Paris agreement: a new opportunity to promote climate justice // Potchefstroom Electronic Law Journal. - 2018. - № 21. - P. 1-39. DOI: https://doi.org/10.17159/1727-3781/2018/v21i0a3189.

7. Boyle A. Climate change, the Paris agreement and human rights // Intern. a. Comparative Law Quart. - 2018. - Vol. 67, № 4. -P. 759-777. DOI: https://doi. org/10.1017/S0020589318000222.

8. Adelman S. Human rights in the Paris agreement: too little, too late // Transnat. Environmental Law. - 2017. - Vol. 7, № 1. -P. 17-36. DOI: https://doi.org/10.1017/S2047102517000280.

9. Солнцев А.В. Изменение климата: международно-правовое измерение // Моск. журн. междунар. права. - 2018. - № 106. -С. 60-78. DOI: https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-1-60-78.

Поступила 13.03.2023

THE SOURCES OF LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL OBLIGATIONS IN THE FIELD OF HUMAN RIGHTS IN THE CONTEXT OF GLOBAL CLIMATE CHANGE

A. IHNATOVICH (Belarusian State University, Minsk)

The article examines the issues of nature of international obligations in the field of human rights in the context of global climate change in terms of the sources of legal regulation of such obligations. The need for a kind of cataloging of sources is related to the fact that, firstly, the question arises as to which documents of the vast array of human rights law contain obligations relevant to global climate change. Secondly, a reference to human rights obligations can be found in climate agreements, which expands the list of sources by international environmental law. Thirdly, given the increasing prevalence of a human rights-based approach, attention to the relevant issues may also be given in the provisions of other areas of international law containing norms aimed at regulating climate change response. Thus, in order to identify the list of sources of human rights obligations in the context of climate change, it is necessary to study a wide range of documents belonging to various branches of international law, which is what the given article is devoted to.

Keywords: climate change, climate change response measures, human rights, human rights obligations, sources of international obligations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.