Научная статья на тему 'Международно-правовая защита экологических мигрантов: реалии и перспективы'

Международно-правовая защита экологических мигрантов: реалии и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1793
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая миграция / вынужденная миграция / принудительное переселение / экологические мигранты / беженцы / глобальное изменение климата / чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера / международное право / международное право прав человека / международное экологическое право / право устойчивого развития / environmental migration / forced migration / forced relocation / environmental migrants / refugees / global climate change / natural and man-made emergencies / international law / international human rights law / international environmental law / the right to sustainable development

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маркова Екатерина Юрьевна

В статье рассматривается проблема международно-правовой защиты лиц, пострадавших при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, которые были вынуждены покинуть районы с опасным для жизни и здоровья человека состоянием окружающей среды. В доктрине перемещение населения при подобных обстоятельствах часто именуется как экологическая миграция, а пострадавших и переселяющихся лиц называют экологическими мигрантами. Поскольку в международных договорах данные понятия отсутствуют, исследуется вопрос о необходимости создания правового механизма регулирования экологической миграции как составной части системы защищенности человека при резком ухудшении экологической обстановки. В статье рассматриваются перспективы формирования организации на международном уровне по защите экологических мигрантов и сделан вывод о необходимости создания подобной международной организации по защите экологических мигрантов в системе Организации Объединенных Наций, в компетенцию которой будут одновременно входить такие аспекты международного права, как защита прав человека, миграция, международное сотрудничество по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защита окружающей среды и право устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION OF ENVIRONMENTAL MIGRANTS: REALITIES AND PROSPECTS

The article deals with the problem of international legal protection of people affected by natural and man-made emergency situations that were forced to leave areas with a dangerous for life and health state of the environment. In the doctrine, the population transfer under similar circumstances is often referred to as environmental migration and affected and resettled persons are called environmental migrants. Since these concepts are absent in treaties, the issue of the need for the creation of a legal mechanism for regulating environmental migration as an integral part of the human security system with a sharp deterioration of the environmental situation is being explored. The article looks at the prospects for the formation of an organization at the international level to protect environmental migrants. It is concluded that it is necessary to create such an international organization for the protection of environmental migrants in the United Nations system, whose competence will simultaneously include such aspects of international law as the protection of human rights, migration, international cooperation in preventing and eliminating the consequences of natural and man-made emergency situations.

Текст научной работы на тему «Международно-правовая защита экологических мигрантов: реалии и перспективы»

Е. Ю. Маркова*

Международно-правовая защита экологических мигрантов: реалии и перспективы

Аннотация. В статье рассматривается проблема международно-правовой защиты лиц, пострадавших при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, которые были вынуждены покинуть районы с опасным для жизни и здоровья человека состоянием окружающей среды. В доктрине перемещение населения при подобных обстоятельствах часто именуется как экологическая миграция, а пострадавших и переселяющихся лиц называют экологическими мигрантами. Поскольку в международных договорах данные понятия отсутствуют, исследуется вопрос о необходимости создания правового механизма регулирования экологической миграции как составной части системы защищенности человека при резком ухудшении экологической обстановки. В статье рассматриваются перспективы формирования организации на международном уровне по защите экологических мигрантов и сделан вывод о необходимости создания подобной международной организации по защите экологических мигрантов в системе Организации Объединенных Наций, в компетенцию которой будут одновременно входить такие аспекты международного права, как защита прав человека, миграция, международное сотрудничество по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защита окружающей среды и право устойчивого развития.

Ключевые слова: экологическая миграция, вынужденная миграция, принудительное переселение, экологические мигранты, беженцы, глобальное изменение климата, чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера, международное право, международное право прав человека, международное экологическое право, право устойчивого развития.

001: 10.17803/1994-1471.2018.92.7.209-217

В настоящее время человечество является свидетелем серьезных климатических и8зменений, происходящих на планете. Последствия таких изменений выражаются в глобальном потеплении, повышении уровня воды в Мировом океане, стихийных бедствиях, ураганах, опустынивании, засухе в отдельных регионах и одновременном затоплении в других регионах. Все это оказывает непосредственное

влияние на жизнь и здоровье человека, на условия его существования. Более того, воздействие последствий климатических изменений может быть настолько разрушительным, что как отдельные территории, так и целые государства могут стать непригодными и опасными для жизни человека. Данные обстоятельства становятся причиной миграции в безопасные и более благоприятные районы и местности. По

© Маркова Е. Ю., 2018

* Маркова Екатерина Юрьевна, аспирант кафедры Международного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), юрисконсульт юридической фирмы Джозефа Ховарда (г. Чикаго, США) — the Law Offices of Joseph G. Howard, P. C. (Chicago, USA) markova.ek@gmail.com

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

некоторым прогнозам ученых-международников и экологов, масштабы последствий климатических изменений с течением времени будут только усиливаться. Следовательно, масштаб экологической миграции также будет возрастать. Так, к 2050 г. уровень миграции может составить примерно 250 млн человек1.

Как справедливо отмечено Д. В. Ивановым и Д. К. Бекяшевым, в настоящее время «не существует единства мнений и по поводу наименования самого термина»2, обозначающего данный вид миграции. Авторы приводят список наиболее часто встречаемых в научной литературе терминов, среди которых:

— экологический беженец / перемещенное лицо (environmental refugee / environmentally displaced person);

— экологический мигрант (environmental migrant);

— вынужденный экологический мигрант (forced environmental migrant);

— мигрант по экологическим мотивам (environmentally motivated migrant);

— мигрант / беженец / перемещенное лицо, мигрирующее в связи с реализацией проектов развития;

— климатический мигрант / беженец / перемещенное лицо (climate migrant / refugee / displaced person);

— мигрант / беженец / перемещенное лицо в связи с изменением климата (climate change migrant / refugee / displaced person);

— экомигрант / беженец (eco-migrant / refugee);

— будущий экологический беженец (environmental refugee-to-be)3.

Несмотря на то, что в настоящее время отсутствует согласованное мнение относительно термина рассматриваемого понятия, тем не менее Управление Верховного комиссара ООН по

делам беженцев использует термин «экологические мигранты» для обозначения пострадавших лиц, которые были вынуждены покинуть районы с опасным для жизни и здоровья человека состоянием окружающей среды.

В научных кругах также ведется оживленная дискуссия относительно определения рассматриваемого понятия. Однако, чтобы разобраться в том, что представляет собой данное понятие, необходимо рассмотреть характерные ему свойства и признаки. Так, причинами экологической миграции могут быть внезапные или постепенные изменения состояния окружающей среды, в зависимости от чего экологическая миграция может носить добровольный, вынужденный или смешанный характер. Причины экологической миграции также оказывают влияние на пространственные (внутренняя или международная) и временные (миграция на короткий или длительный срок) характеристики. Миграция может быть как внутренней (т.е. в пределах одного государства), так и международной (предполагающая пересечение государственной границы с последующим размещением за пределами государства гражданской принадлежности)4.

Впервые проблема экологической миграции была освещена в 1948 г. американским экологом Уильямом Вогтом (William Vogt), который, в частности, употребил термин «лицо, перемещенное по экологическим причинам» (ecologically displaced person). Но широкое внимание общественности данная проблема получила в 1985 г., после доклада исследователя Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) Эссама Эл-Хиннави (Essam El-Hinnawi), который ввел понятие «экологический беженец» (environmental refugee). Несмотря на достаточно длительную историю исследования

Westra L. Environmental Justice and the Rights of Ecological Refugees. L., 2009. P. 149.

Иванов Д. В., Бекяшев Д. К. Экологическая миграция населения: международно-правовые аспекты. М. :

Аспект Пресс, 2013. С. 34.

Иванов Д. В., Бекяшев Д. К. Указ. соч. С. 34. Подробнее о проблеме терминов и определений, используемых для обозначения проблемы экологической миграции населения, см.: Маркова Е. Ю. Международный статус экологических мигрантов // Миграционное право. 2016. № 4. С. 14—17. Экологическая миграция и ее последствия для социальной политики на примере Кызылординской области (рабочий отчет) // Отчет Кластерного бюро ЮНЕСКО / под ред. Ни В. Алматы, 2013. С. 6.

2

3

4

данной проблемы, в настоящее время отсутствуют нормативно-правовой механизм защиты экологических мигрантов в международном праве, а также международная организация по защите и оказанию помощи экологическим мигрантам. Вместе с тем вопрос международно-правового регулирования активно обсуждается, предпринимаются серьезные попытки принятия документа, призванного оказывать помощь и предоставлять защиту экологическим мигрантам. В данной статье предлагаем рассмотреть перспективы формирования международной организации по защите экологических мигрантов.

ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, ЗАТРАГИВАЮЩИЕ ПРОБЛЕМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МИГРАЦИИ

Проблема экологической миграции населения затрагивает многие вопросы международного права. Понимание данных вопросов поможет определить, какова должна быть компетенция международной организации по защите экологических мигрантов, и установить, каким требованиям она должна соответствовать. Предлагаем начать рассмотрение перспектив формирования международной организации с вопросов международного права, которые затрагивает проблема экологической миграции. Д. В. Иванов и Д. К. Бекяшев отмечают, что в приведенных

выше терминах содержатся как минимум два компонента: миграционный и экологический5. По мнению профессора Джейн МакАдам6, проблема экологической миграции включает в себя пять вопросов международного права, среди которых:

1) защита прав человека;

2) миграция и перемещение;

3) стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации природного характера;

4) защита окружающей среды;

5) устойчивое развитие.

Предлагаем рассмотреть связь данных вопросов международного права с проблемой экологической миграции7.

1. Говоря о связи вопроса защиты прав человека и экологической миграции населения, следует отметить, что миграция происходит по причине того, что население определенного государства или его территории лишается возможности пользоваться своими неотъемлемыми правами человека из-за чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и их последствий. В первую очередь происходит нарушение права человека на жизнь,8 которое является естественным правом человека. Напомним, что права человека являются неотъемлемым достоянием каждого индивида без какой бы то ни было дискриминации9 на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального, социального происхождения

5 Иванов Д. В., Бекяшев Д. К. Экологическая миграция населения: международно-правовые аспекты. М. : Аспект Пресс, 2013. С. 34.

6 Джейн МакАдам (Jane McAdam) — профессор права австралийского Университета Нового Южного Уэльса, автора книг, посвященных вопросам экологической миграции населения.

7 McAdam J. Climate Change, Forced Migration, and International Law. Oxford University Press, 2012. P. 216.

8 Данное право закреплено на международном уровне в следующих нормативных правовых актах: ст. 3 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а также ст. 6 и 9 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.; на региональном уровне: в ст. 2 и 5 Европейской конвенции по правам человека 1950 г., ст. 4 и 7 Американской конвенции о правах человека 1969 г., ст. 4 и 6 Африканской хартии прав человека и народов 1981 г.; на российском национальном уровне — в ст. 20 и 21 Конституции РФ.

9 Данные права закреплены на международном уровне: в ст. 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.; ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.; ст. 2 Конвенции о правах ребенка 1989 г.; ст. 5 Конвенции о правах инвалидов 2006 г.; ст. 7 Международной конвенции о правах всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.; на региональном уровне: в ст. 14 Европейской конвенции по правам

или какого-либо иного аспекта. Данные права взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы.

С точки зрения защиты прав человека, в отношении экологических мигрантов и беженцев возникают схожие проблемы. Однако ни в одном из существующих международных соглашений в области защиты прав беженцев, не предусматривается защита лиц, пострадавших и вынужденных покинуть районы с опасным для жизни и здоровья человека состоянием окружающей среды. В соответствии с Конвенцией 1951 г. о статусе беженцев10 и Протоколом к ней 1967 г.11, такие факторы, как нехватка продовольствия и воды, ограниченный доступ к образованию и здравоохранению или недостаток средств к существованию не могут быть основанием для ходатайства о предоставлении статуса беженца.

На международном уровне действует целый ряд организаций, чья деятельность направлена на защиту прав человека12.

2. Рассматривая вопросы миграции и перемещения в рамках проблемы экологической миграции населения, стоит отметить, что эколо-

гические мигранты так же, как и трудящиеся-мигранты, зачастую сталкиваются с проблемой отсутствия работы в государстве своего происхождения, которая была бы способна обеспечить им нормальный уровень жизни. В контексте проблемы экологической миграции отсутствие работы может быть вызвано, в частности, разрушением инфраструктуры вследствие стихийных бедствий или в результате полного исчезновения государства (как, например, при затоплении островных государств13).

Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.14 является всеобъемлющим международным договором в области миграции и прав человека. Конвенция не предоставляет новых прав для мигрантов, однако гарантирует равное обращение и предоставление равных условий труда по сравнению с гражданами соответствующего государства (ст. 15). На международном уровне проблемами миграции и перемещения населения занимается целый ряд организаций15, деятельность которых также направлена на защиту прав человека.

человека 1950 г.; ст. 1 Американской конвенции о правах человека 1969 г.; преамбуле к Африканской хартии прав человека и народов 1981 г.; на российском национальном уровне — в ст. 19 Конституции РФ.

10 Генеральная Ассамблея ООН, Конвенция о статусе беженцев, 28 июля 1951 // United Nations, Treaty Series. Vol. 189. Р. 137.

11 Генеральная Ассамблея ООН, Протокол, касающийся статуса беженцев, 31 января 1967 // United Nations, Treaty Series. Vol. 606. Р. 267.

12 К таким организациям относятся: Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ ООН), Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ ООН), Межучрежденческий постоянный комитет ООН (МПК), Международный Комитет Красного Креста (МККК), Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Международная организация по миграции (МОМ), Специальный докладчик ООН по вопросу о правах человека внутренне перемещенных лиц (Special Rapporteur on the Human Rights of Internally Displaced Persons), Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Детский Фонд ООН (ЮНЕСКО), Структура ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин (ООН-Женщины).

13 Подробнее о проблеме экологической миграции населения островных государств см.: Маркова Е. Ю. Экологическая миграция. Судьба населения островных государств, уходящих под воду // Миграционное право. 2018. № 1. С. 3—5.

14 Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, принята Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1990 г. резолюцией 45/158.

15 УВКБ ООН, МОМ, УВКПЧ ООН, Специальный докладчик по вопросу о правах человека мигрантов (Special Rapporteur on the Human Rights of Migrants), Специальный докладчик ООН по вопросу о правах человека внутренне перемещенных лиц, Программа Международной миграции при Международной

3. Экологическая миграция непосредственно связана с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, так как является их следствием. Экологические мигранты могут рассчитывать на предоставление помощи и в случае необходимости на содействие во временном переселении16. Проблемами предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера занимается ряд организаций17 на международном уровне.

4. С точки зрения связи экологической миграции населения с вопросами защиты окружающей среды, следует заметить, что массовая экологическая миграция может стать мощным стимулом для международного сообщества и национальных правительств к проведению политики по уменьшению выбросов парниковых газов, а также к реализации иных мер, направленных на сохранение экосистем, находящихся под угрозой исчезновения. Особенно благоприятное воздействие подобные меры будут иметь для жителей островных государств, которые в большей степени ощущают на себе негативные последствия климатических изменений. Вопросами защиты окружающей среды на международном уровне также занимаются отдельные специализированные организации18.

5. Устойчивое развитие представляет собой всесторонний процесс, нацеленный на постоянное улучшение благосостояния всего

населения и каждого отдельного человека. Одной из целей ООН является осуществление международного сотрудничества в «развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии»19. Право на развитие означает «право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни»20. Право устойчивого развития является частью проблемы экологической миграции, поскольку данный вид миграции вызван тем, что отдельные регионы не способны обеспечить проживающему населению достаточный уровень жизни. Ряд организаций осуществляет сотрудничество на международном уровне по вопросам устойчивого развития21.

Таким образом, по каждому из названных аспектов международного права, входящих в проблему экологической миграции, существует целый ряд международных организаций. Данный факт играет большую роль при отсутствии на международном уровне организации по защите экологических мигрантов. Во-первых, в настоящее время международные организации позволяют обеспечить ad hoc регулирование экологической миграции, во-вторых, опыт данных организаций может быть полезен в будущем в работе международной организации по защите экологических мигрантов.

организации труда (МОТ), Гаагский процесс по вопросам беженцев и миграции (The Hague Process on Refugees and Migration), ЮНФПА, Центр наблюдения за процессами внутреннего перемещения (Internal Displacement Monitoring Centre, IDMC), МПК, Глобальный форум по миграции и развитию (Global Forum on Migration and Development).

16 Report of the Advisory Committee on its First Session (Geneva, 4—15 August 2008), UN Doc A/HRC/10/2, A/ HRC/AC/2008/1/2 (3 November 2008) 15, Recommendation 1/6.

17 Международная стратегия ООН уменьшения опасности бедствий (МСУОБ), УКГВ ООН, Специальный представитель Генерального секретаря ООН по уменьшению опасности бедствий (UN Special Representative of the Secretary-General for Disaster Risk Reduction), ЮНЕП, Программа развития ООН (ПРООН), Всемирная продовольственная программа (ВПП), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО ООН), МККК, УВКБ ООН.

18 ЮНЕП, Международный институт проблем устойчивого развития (МИПУР).

19 Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.). П. 3 ст. 1.

20 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. резолюцией 2200 А (XXI). Ст. 11.

21 ПРООН, ЮНФПА, МИПУР, МОТ, Всемирный банк.

ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ ПО ЗАЩИТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МИГРАНТОВ

В доктрине обсуждаются различные перспективы формирования организации по защите экологических мигрантов на международном уровне.

Первый вариант — это использование имеющихся инструментов регулирования, а именно обеспечение сотрудничества вышеуказанных международных организаций в разрешении проблемы экологической миграции. Подобный вариант позволяет подойти к решению проблемы с разных сторон, поскольку используются специализированные знания и опыт различных организаций. Их главной целью будет предоставление комплексной оценки потребностей лиц, пострадавших при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, которые были вынуждены покинуть районы с опасным для жизни и здоровья человека состоянием окружающей среды.

Данный вариант поддерживает профессор МакАдам, которая на его основе дополнительно сформулировала три модели регулирования экологической миграции:

1. Создание международного агентства в системе ООН. Структурно подобное международное агентство может быть похожим на Объединенную программу ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС). Это позволит использовать накопленный опыт и получать необходимую информацию от других международных организаций ООН в рамках вновь созданной международной организации. Так, например, ЮНЭЙДС включает в свою структуру десять организаций ООН, среди которых Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Детский фонд ООН, Всемирная продовольственная программа, Программа развития ООН и др. И каждая международная организация, входящая в структуру ЮНЭЙДС, имеет хотя бы одну функцию в ее работе. Так, например, УВКБ ООН за-

нимается вопросом противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДа среди мигрантов.

Подобная структура и взаимодействие с иными организациями на международном уровне позволят новой международной организации ООН по защите экологических мигрантов включить в свою работу Международную организацию по миграции с целью обеспечения контроля за соблюдением норм по защите прав человека; Центр наблюдения за процессами внутреннего перемещения с целью отслеживания процесса миграции населения во всем мире, сопоставления данных и разработки долгосрочных стратегий действий для вовлеченных государств. Центру в рамках вновь созданного агентства может быть также поручено выявлять районы, которые находятся под угрозой, разрабатывать стратегии по адаптации, варианты миграции, проводя консультации одновременно с местными общинами и с принимающими государствами22.

Таким образом, даже если будет создан один международный орган, то сохраняется необходимость в рассмотрении вопросов с разных сторон, что возможно при взаимодействии нескольких специализированных международных организаций. Роль международного агентства при ООН по защите экологических мигрантов будет не операционная или регулятивная, а координационная, т.е. направленная на определение вопросов, требующих урегулирования, и на выработку решения по ним.

2. Передача регулирования проблемы экологической миграции Целевой группе Межучрежденческого постоянного комитета ООН по изменению климата.

Межучрежденческий постоянный комитет ООН (далее — МПК) был создан в июне 1992 г. в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 46/182 по укреплению координации в области чрезвычайной гуманитарной помощи ООН23. МПК был признан главным механизмом межучрежденческой координации24.

22 McAdam J. Ор. dt. P. 217.

23 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1991 г. № 46/182 по укреплению координации в области чрезвычайной гуманитарной помощи ООН // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/ RES0LUTI0N/GEN/NR0/587/14/IMG/NR058714.pdf?0penElement (дата обращения: 8 апреля 2018 г.).

Комитет объединяет все основные гуманитарные организации25 в системе ООН и за ее пределами.

Целевая группа МПК по изменению климата была создана в июне 2008 г. с целью повышения осведомленности мирового сообщества, интеграции вопросов изменения климата в различные программы гуманитарных учреждений и поощрения усиления межучрежденческого анализа и сотрудничества. Это означает, что Целевая группа занимается усилением потенциала национальных правительств, гражданского общества в подготовке их к борьбе со стихийными бедствиями; включением прогнозов погоды в различные программы; налаживанием более тесных партнерских отношений между субъектами гуманитарной деятельности для достижения общих целей в области адаптации к изменениям в природе; выступает за увеличение инвестиций, направленных на снижение риска наступления бедствий, как основной меры по адаптации к последствиям изменения климата26.

Целевая группа МПК по изменению климата осуществляет меры, направленные на предотвращение и уменьшение вероятности возникновения оснований для экологической миграции. По мнению профессора МакАдам, было бы обоснованным расширить деятельность Целевой группы, включив вопросы защиты экологических мигрантов.

3. Передача проблемы экологической миграции населения в ведомство организаций27, объединившихся в Альянс по вопросам климатических изменений, окружающей среды

и миграции — Climate Change, Environment and Migration Alliance. Несмотря на то, что данный Альянс не является субъектом международного права, он предоставляет возможность для обсуждения потенциальных вариантов решения проблемы и выработки стратегии решения проблемы экологической миграции.

Альянс имеет преимущество перед остальными рассмотренными вариантами. Так, Альянс представляет собой рекомендательный совет, поэтому полагаем, что члены международного сообщества могут выразить свое согласие на передачу в ведение Альянса полномочий по рассмотрению проблемы экологической миграции. Это позволит ускорить процесс работы над проблемой.

Таким образом, профессор МакАдам предложила три варианта объединения усилий существующих организаций на международном уровне в решении проблемы экологической миграции. Неоспоримым является тот факт, что это возможно при условии сотрудничества, координации и обмена информацией между данными организациями28. Однако следует принимать во внимание и отличия, существующие между ними, которые могут затруднять их совместную работу. Например, каждая международная организация имеет свой уникальный подход, видение, знания и опыт оказания содействия в решении вопросов, входящих в их компетенцию. Кроме того, организации могут иметь полномочия, совпадающие с полномочиями других организаций, что может стать причиной конфликтов между ними. Международные организации также могут иметь огра-

24 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1993 г. № 48/57 по укреплению координации в области чрезвычайной гуманитарной помощи ООН. П. 6 // URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/ UNDOC/GEN/N 94/056/17/PDF/N 9405617.pdf?0penElement (дата обращения: 8 апреля 2018 г.).

25 Специальный докладчик по вопросу о правах внутренне перемещенных лиц, Международный Комитет Красного Креста, КЭР Интернэшнл (CARE International), Всемирный банк, Международный совет добровольных учреждений, Верховный комиссар ООН по правам человека, Международная организация по миграции и неправительственная организация ИнтерЭкшн (InterAction).

26 IASC, 'Quick Guide to Climate Change Adaptation» (IASCTask Force on Climate Change, 2010), 2. // URL: https:// interagencystandingcommittee.org/system/files/legacy_files/IASC%20Quick%20Guide%20Adaptation.pdf (дата обращения: 8 апреля 2018 г.).

27 Международная организация по миграции, Munich Re Foundation, Стокгольмский институт по окружающей среде, Программа ООН по окружающей среде, Управление по координации гуманитарных вопросов, Институт окружающей среды и безопасности человека Университета ООН, Исследовательский институт по вопросам миграции, глобализации и бедности Суссекского университета, Всемирный фонд дикой природы.

28 McAdam J. Ор. dt. P. 215.

ниченные полномочия, которые не позволят им комплексно подходить к разрешению проблемы экологической миграции.

Отличия в работе международных организаций могут стать причиной затягивания процесса разрешения проблемы. В качестве примера стоит рассмотреть совместную работу международных организаций по устранению последствий подводного землетрясения в Индийском океане, произошедшего 26 декабря 2004 г. На устранение его последствий были направлены силы 16 учреждений ООН, более 160 неправительственных организаций, 35 воинских формирований, 18 групп, специально сформированных Международным Комитетом Красного Креста. Были выделены средства в размере 6,8 млрд долл. США. Однако, несмотря на все указанные вложения и усилия, работа между причастными организациями не способствовала ускорению оказания помощи, а только затягивала принятие необходимых мер, в том числе по переселению пострадавшего населения29.

Второй вариант — создание одной международной организации, ответственной за решение проблемы экологической миграции. При рассмотрении отдельных аспектов международного права, охватываемых проблемой экологической миграции, а также международных организаций, которые занимаются ими, справедливо возникает вопрос: сможет ли одна организация вобрать в себя знания и опыт перечисленных организаций, чтобы осуществлять защиту экологических мигрантов?

Создание одной организации, ответственной за экологическую миграцию, имеет слабое обоснование и не является фундаментальным подходом к решению проблемы. Так, с точки зрения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

определения вероятности миграции населения как реагирования на изменение климата необходимо принимать во внимание социальную, культурную, политическую и экономическую среду данного сообщества, когнитивные процессы людей, испытывающих последствия изменения климата, отношение данной социальной группы к миграции, типы климатических изменений, которые стимулируют население мигрировать30. Совокупность этих знаний не базируется на одной дисциплине, а требует междисциплинарного подхода.

Поэтому объединение накопленного опыта, знаний путем интеграции опыта нескольких международных организаций и создания условий для их сотрудничества будут способствовать наиболее эффективному реагированию международного сообщества на проблему экологической миграции.

Таким образом, мы отметили вопросы международного права, которые включены в проблему экологической миграции и которые должны приниматься во внимание международной организацией по защите лиц, пострадавших при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, которые были вынуждены покинуть районы с опасным для жизни и здоровья человека состоянием окружающей среды. Также были рассмотрены возможности формирования международной организации по защите экологических мигрантов. И хотя предложенные варианты имеют свои как сильные, так и слабые стороны, однако в совокупности они способствуют выработке наиболее приемлемого и эффективного механизма для решения проблемы экологической миграции населения на международном уровне.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Иванов Д. В., Бекяшев Д. К. Экологическая миграция населения: международно-правовые аспекты. — М. : Аспект Пресс, 2013.

2. Маркова Е. Ю. Международный статус экологических мигрантов // Миграционное право. — 2016. — № 4.

3. Маркова Е. Ю. Экологическая миграция. Судьба населения островных государств, уходящих под воду // Миграционное право. — 2018. — № 1.

29 Barnett J. WebberМ.Accommodating Migration to Promote Adaptation to Climate Change // Policy Research Working Paper 5270. World Bank, 2010 ; referring to UNHCR, The State of the World»s Refugees: Human Displacement in the New Millennium. Oxford University Press, 2006. Ch. 4.

30 Climate Change and Migration: Improving Methodologies to Estimate Flows / Kniveton D. [and others] // IOM Migration Research. Series No. 33. 2008. P. 57.

4. Экологическая миграция и ее последствия для социальной политики на примере Кызылординской области (рабочий отчет) // Отчет Кластерного бюро ЮНЕСКО / под ред. Ни В. — Алматы, 2013.

5. Barnett J. Webber М. Accommodating Migration to Promote Adaptation to Climate Change // Policy Research Working Paper 5270. World Bank, 2010.

6. Climate Change and Migration: Improving Methodologies to Estimate Flows / Kniveton D. [and others] // IOM Migration Research. — Series No. 33. — 2008.

7. IASC, Quick Guide to Climate Change Adaptation // IASC Task Force on Climate Change. — 2010.

8. McAdam J. Climate Change, Forced Migration, and International Law. — Oxford University Press, 2012.

9. UNHCR, The State of the World»s Refugees: Human Displacement in the New Millennium. — Oxford University Press, 2006.

10. Westra L. Environmental Justice and the Rights of Ecological Refugees. — L., 2009.

Материал поступил в редакцию 17 июня 2018 г.

MARKOVA Ekaterina Yurievna — Postgraduate of the Department of International Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Legal Adviser of the Law Offices of Joseph G. Howard, P. C. (Chicago, USA) markova.ek@gmail.com

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION OF ENVIRONMENTAL MIGRANTS: REALITIES AND PROSPECTS

Abstract. The article deals with the problem of international legal protection of people affected by natural and man-made emergency situations that were forced to leave areas with a dangerous for life and health state of the environment. In the doctrine, the population transfer under similar circumstances is often referred to as environmental migration and affected and resettled persons are called environmental migrants. Since these concepts are absent in treaties, the issue of the need for the creation of a legal mechanism for regulating environmental migration as an integral part of the human security system with a sharp deterioration of the environmental situation is being explored. The article looks at the prospects for the formation of an organization at the international level to protect environmental migrants. It is concluded that it is necessary to create such an international organization for the protection of environmental migrants in the United Nations system, whose competence will simultaneously include such aspects of international law as the protection of human rights, migration, international cooperation in preventing and eliminating the consequences of natural and man-made emergency situations.

Keywords: environmental migration, forced migration, forced relocation, environmental migrants, refugees, global climate change, natural and man-made emergencies, international law, international human rights law, international environmental law, the right to sustainable development .

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. IvanovD. V., Bekyashev D. K. Ekologicheskaya migraciya naseleniya: mezhdunarodno-pravovye aspekty. — M. : Aspekt Press, 2013.

2. Markova E. Yu. Mezhdunarodnyj status ekologicheskih migrantov // Migracionnoe pravo. — 2016. — № 4.

3. Markova E. Yu. Ekologicheskaya migraciya. Sud'ba naseleniya ostrovnyh gosudarstv, uhodyashchih pod vodu // Migracionnoe pravo. — 2018. — № 1.

4. Ekologicheskaya migraciya i ee posledstviya dlya social'noj politiki na primere Kyzylordinskoj oblasti (rabochij otchet) // Otchet Klasternogo byuro YuNESKO / pod red. Ni V. — Almaty, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.