Научная статья на тему 'Источники права как нормативно-правовое основание образа государственной власти'

Источники права как нормативно-правовое основание образа государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
571
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ИСТОЧНИК ПРАВА / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ИМИДЖ ВЛАСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ФУНКЦИИ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА / НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТЕКСТ / ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА / ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ / СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / LAW / SOURCE OF LAW / SYSTEM OF LAW / LEGAL SYSTEM / STATE POWER / THE IMAGE OF THE GOVERNMENT / CIVIL SOCIETY / FUNCTIONS AND SOURCES OF LAW / REGULATORY AGREEMENT / RELIGIOUS TEXT / LEGAL DOCTRINE / LEGAL PRACTICE / LEGAL PRECEDENT / NORMATIVE LEGAL ACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гарашко Анна Юрьевна, Давидов Давид Семенович

Анализируются роль и значение источников права в вопросе обеспечения позитивного имиджа государственной власти в целом и отдельных органов и должностных лиц государства в частности. Аргументировано констатируется что, играя роль нормативно-правового основания положительного образа государственной власти, что, в свою очередь, является залогом эффективного взаимодействия государства и гражданского общества, реализации принципов правового, демократического государства, источники права должны соответствовать ряду требований, отличающихся в зависимости от вида источников права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sources of law as normative-legal basis of the image state power

This article analyzes the role and importance of sources of law in ensuring a positive image of the government as a whole, and individual bodies and officials of the state in particular. Convincingly stated the following: playing the role of a normativelegal basis a positive image of state power, which in turn is the key to effective interaction between government and civil society, implementation of principles of legal, democratic state, sources of law must meet a number of requirements that differ depending on the type of sources of law.

Текст научной работы на тему «Источники права как нормативно-правовое основание образа государственной власти»

УДК 34 ББК 67

ИСТОЧНИКИ ПРАВА КАК НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ ОБРАЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

АННА ЮРЬЕВНА ГАРАШКО,

старший преподаватель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, Научная специальность 12.00.01 - теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве; ДАВИД СЕМЕНОВИЧ ДАВИДОВ, преподаватель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, 12.00.01 - теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются роль и значение источников права в вопросе обеспечения позитивного имиджа государственной власти в целом и отдельных органов и должностных лиц государства в частности. Аргументировано констатируется что, играя роль нормативно-правового основания положительного образа государственной власти, что, в свою очередь, является залогом эффективного взаимодействия государства и гражданского общества, реализации принципов правового, демократического государства, источники права должны соответствовать ряду требований, отличающихся в зависимости от вида источников права.

Ключевые слова: право, источник права, правовая система, государственная власть, имидж власти, гражданское общество, функции источников права, нормативный договор, религиозный текст, правовая доктрина, правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт.

Annotation. This article analyzes the role and importance of sources of law in ensuring a positive image of the government as a whole, and individual bodies and officials of the state in particular. Convincingly stated the following: playing the role of a normativelegal basis a positive image of state power, which in turn is the key to effective interaction between government and civil society, implementation of principles of legal, democratic state, sources of law must meet a number of requirements that differ depending on the type of sources of law.

Keywords: law, source of law, system of law, legal system, state power, the image of the government, civil society, functions and sources of law, the regulatory agreement, religious text, legal doctrine, legal practice, legal precedent, normative legal act.

С момента появления государства и гражданского общества актуальным вопрос их оптимального взаимодействия, поиска баланса интересов, обеспечивающих существование правового государства и выражение принципов демократического общества.

Одним из необходимых условий такого взаимодействия выступает сформировавшийся в сознании социума положительный образ государственной власти, толерантное и уважительное отношение граждан к лицам, обладающим политической силой, следствием чего, наряду с иными признаками правового демократического государства, выступает прочно утвердившийся в обществе правопорядок. Доверие со стороны представителей социума - необходимый залог успешного правотворчества, проведения эффек-

тивных следственных действий в рамках предварительного расследования, правомерного привлечения к юридической ответственности1 и др.

Позитивный имидж государственной власти складывается под влиянием множества оснований. Наиболее значимые среди них:

• масс-медийное основание - деятельность средств массовой информации по созданию представления о государственных органах власти, включающая информирование о положительных результатах их деятельности, успешно реализуемых функциях, в ходе которых надлежащим образом были обеспечены права и законные интересы членов общества;

• идеологическое основание - мифы и сложившиеся в обществе стереотипы о «правильной» вер-

ховнои власти, потестарном патриархальном управлении страной2;

• социально-экономическое основание - материальные условия жизни общества; уровень бюрократии и коррупции, криминогенная ситуация в стране; уровень экономического развития государства; решение государством актуальных социальных и экономических задач;

• имидж отдельных наиболее выдающихся политических лидеров (речь идет, прежде всего, о главе государства, лицах, возглавляющих основные ветви власти и силовые ведомства);

• степень самостоятельности гражданского общества и существование реальной действующей оппозиции - наличие и независимое функционирование институтов развитого гражданского общества, субъектов частного права;

• особенности внешнего суверенитета и статус государства на международной арене - позиционирование государства во внешнеполитических взаимоотношениях (показатель его авторитета и значимости, залог легитимности во внутренних делах);

• нормативно-правовое основание - источники права как внешние формы выражения и закрепления правил поведения, продиктованных особенностями политико-правовой стратегии государства.

Являясь нормативно-правовым основанием образа государственной власти, источники права выполняют ряд функций: 1) выступают правовой основой взаимосвязи и взаимодействия общества и государства; 2) способны создать юридическую базу положительного имиджа государства, его главы, основных должностных лиц; 3) обеспечивают правопорядок и законность, их реализация способствует снижению уровня криминальной напряженности; 4) акцентируют внимание на самых значимых в масштабах всего государства проблемах; 5) поддерживают баланс между различными социальными стратами, регулируют классовые, национальные и общегосударственные противоречия; 6) способствуют реализации принципов правового государства и гражданского общества, закрепляют демократическое основы власти.

Однако, для успешного выполнения указанных функций, источники права в процессе своей разработки, обсуждения, принятия и вступления в силу должны соответствовать ряду требований юридической техники:

• системность - все источники права в идеале представляют собой единую систему, каждый элемент которой гармонично взаимодействует с другими в ходе решения общих задач; реализации этого принципа служат различные существующие виды систематизации: кодификация, консолидация, учет и инкорпорация3;

• доступность - свидетельствует о свободном доступе к содержанию текстов источников права, понятности и простоте их уяснения даже для лиц, не обладающих юридическим образованием;

• конкретность - положения, содержащиеся в текстах источников права должны быть четкими и недвусмысленными, не содержать расплывчатых или не в полной мере точных правил поведения;

• непротиворечивость - источники права должны служить не инструментом механического накопления действующих норм и правовых актов, а способствовать ликвидации пробелов, устранению коллизий и иных недочетов уже существующих нормативных правовых актов;

• достаточность - количество таких источников права не должно быть избыточным, затрудняющим доступ к ним и усложняющим разрешение коллизий, но не может быть недостаточным для поддержания законности и достижения правопорядка.

Данные требования в той или иной мере актуальны для всех видов источников права, однако наибольшую значимость они приобретают в отношении такого источника права, как нормативный правовой акт, так как только этот источник права создаётся путем сложной правотворческой процедуры, содержащей ряд обязательных, строго регламентированных этапов.

Другие виды источников права, обеспечивающие нормативно-правовые основания позитивного имиджа должны, наряду с вышеперечисленными, соответствовать и иным критериям.

В частности, судебный прецедент, представляя собой решение незаконодательной ветви власти по конкретному делу, являющееся источником права, олицетворяет в сознании представителей общества образ суда как части системы государственного аппарата. Представление о суде как о месте вынесения справедливых, законных, окончательных решений по различным делам, овеянном сакральным уважением и бесспорным подчинением - одно из составляющих позитивного имиджа государства в целом. Судебный прецедент должен позиционироваться как содержательный «точеченый» источник права, призванный устранить объективные недоставки, шаблонность и формализм нормативных правовых актов, служить средством устранения пробельности законодательства.

Правовой обычай - «произрастающий из народа», его культуры, ментальности и иной специфики источник права. Это наиболее легитимный регулятор общественных отношений, так как такие правила поведения на протяжении многих лет объективно складывались в общественной жизни. И именно близость к гражданскому обществу, добровольность выполнения таких норм и высокая степень их императивности для населения служили причинами государственной фиксации таких обычаев, придания им статуса правовых и установления государственно обеспеченной ответственности за их невыполнение. Придание юридической силы таким обычаям само по себе выступает фактором обеспечения легитимности общества к государственной власти.

Правовая доктрина - идеологический механизм закрепления норм поведения, целесообразных со стороны государств, способ научного обоснования и рационального подкрепления воли правотворческих органов. Такой источник права способствует формированию положительного образа власти у особого контингента; как правило, это интеллигенция, ученые, для которых теоретически, а в ряде случаев и эмпирически, доказывается необходимость государственной власти и выполнения ее требований.

Религиозный текст - многие теоретики права относят к видам источников права и такой, как содержание религиозных памятников, священных книг (Корана, Сунны, Талмуда, Торы, Вед и др.), предписывающих представителям соответствующих конфессий обязательные правила поведения не только в отношении отправления религиозных культов, но и в обыденной мирской жизни4. Этот источник права, как и правовая доктрина, обязателен только для лиц, исповедующих определенные религии. Как правило, должностными лицами и политическими лидерами в таких государствах являются только представители доминирующей конфессии, что также является фактором сплочения и создания видимости совместного участия в целесообразной для всех деятельности -реализации правовой политики государства. Религиозный текст, чтобы выступать фактором повышения имиджа действующей власти, должен представлять собой канал связи между деятельностью государства и основами общественной ментальности, духовными ценностями социума, при помощи которых возможно детерминировать этатистскую идеологию, актуализировать патестарность и патриархальность высшей власти в стране.

Нормативный договор - полисемантичный источник права, под которым понимают как заключаемые государством международные договора, соглашения о разделении сфер компетенции между отдельными субъектами территории всего государства, конкретными ведомствами или министерствами, трудовые договоры и контракты, заключаемые между работником и работодателем и/или профсоюзной организацией, так и множество индивидуальных договоров, заключаемых в процессе жизнедеятельности физическими и юридическими лицами друг с другом и/или с органами государства. Гарантирование государством в предусмотренных случаях возмещения негативных форс-мажорных последствий по таким соглашениям, а также обязательности наступления юридической ответственности и применения мер государственного принуждения к лицам, нарушившим положения таких договоров - один из факторов, формирующих позитивный образ верховной власти в стране, толерантного и уважительного отношения к официальным представителям государства.

Несмотря на вышеуказанную специфику значимости разных видов источников права для создания

позитивного имиджа государства, существуют несколько принципов, ориентирование на которые обязательно для всех без исключения разновидностей источников права. В частности, к таким принципам относятся:

1) демократизм - обязательное условие существования и содержания источников права, обеспечивающее эффективный и легитимный диалог государства и гражданского общества, обязательность участия предстателей социума в отправлении верховной власти (через процедуры выборов, общественных обсуждений, участия представителей различных социальных слове в ходе реализации функций государства и проч.);

2) законность - новые источники права должны приниматься в согласовании с уже действующими и содержательно им не противоречить; кроме того, важно соблюдать такое свойство системы источников права, как иерархичность, их функционирование и приоритетность в соответствии с юридической силой;

3) аксеологичность - источники права должны учитывать сложившиеся в обществе традиции и культуру, не вступать в диссонанс с общественными ценностями, иными социальными регуляторами, прежде всего, моралью, чтобы не порождать правовой нигилизм и рост уровня совершенных правона-рушений5;

4) историзм - при создании источников права необходимо учитывать предыдущий опыт нормативной регуляции данных либо непосредственно взаимосвязанных общественных отношений; опыт изучения ранее действующих нормативных правовых актов позволит выявить их недостатки и пробелы и не допустить их дублирования в принимаемых актах;

5) связь с гражданским обществом - данный принцип тесно связанный с демократизмом, выступает основой легитимного отношения к власти, ее поддержки и успешной реализации проводимой ею правовой политики; такая связь может осуществляться за счет постоянных представителей, общественных наблюдателей при государственных органах, наиболее «плотно» работающих с населением (к примеру, органы исполнительной власти), открытости и постоянной коммуникации с обществом, демонстрации стремления удовлетворения его законных прав и интересов.

Таким образом, источники права, выполняя роль нормативно-правового основания положительного образа государственной власти, должны соответствовать ряду требований. Необходимо учитывать, что эти требования дифференцируются в зависимости от вида источников права, однако, следование им является залогом эффективного взаимодействия государства и гражданского общества, построения оптимального диалога между представителями государственного аппарата и членами разных слоев

общества, реализации принципов правового, демократического, социального государства.

Литература

1. Барабанов О.Н. Тенденции регионализации в Европе и интересы России // В сборнике: Мировая политика и международные отношения на пороге нового тысячелетия. М., 2000.

2. Воронин М.В. Основания и проявления системности права: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Казань, 2013.

3. Гаджинова, Мамонтов А.Г. Принципы системного подхода в исследованиях источников права // Вестник Московского университета МВД России. 2005. №1. С. 9-14.

4. Давидов Д.С. Роль религии в формировании политико-правовой мысли Израиля // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. №1. С. 340-341.

5. Клименко А.И. Правовая идеология как особая форма идеологии современного политически организованного общества: сущность и функциональные характеристики // Вестник Московского университета МВД России, 2013. № 10. С. 14-23.

6. Малыковцева Е.В. Миф о правовых ценностях // История государства и права. 2012 №11. С. 24-26.

7. Рыжов А.А. Взаимосвязь политического и морального в праве // В сборнике: Юридическая теория и практика в истории и современной России. М., 2010.

8. Рязанова Н.А. Правомерность как характеристика деятельности сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2012.

9. Степанюк В.В. Административно-процессуальное право: теория и современность // Наука и практика. 2015. №2 (63).

References

1. Barabanov O.A^.Trends in regionalization in Europe and Russia's interests // In the book: World politics and international relations on the threshold of the new Millennium. M., 2000.

2. Voronin M.V Grounds and manifestations of systemacity of law: Avtoref. Diss... kand. the faculty of law. Sciences. Kazan, 2013.

3. Gajinov, Mamontov A.G. Principles of system

approach to research sources of law // Bulletin of Moscow University of the MIA of Russia. 2005. No. 1. Pp. 9-14.

4. David D. S. the Role of religion in shaping political and legal thought Israel // Legal science and practice: Bulletin of Nizhny Novgorod Academy of the MIA of Russia. 2011. No. 1. S. 340-341.

5. Klimenko A. I. Legal ideology as a particular form of the ideology of the modern politically organized society: the nature and functional characteristics // Vestnik of the Moscow University of the MIA of Russia, 2013. No. 10. Pp. 14-23.

6. Malikova E. V. the Myth of legal values // History of state and law. 2012 №11. S. 24-26.

7. RyjovA. A. the Relationship of political and moral in law // In the book: Legal theory and practice in the history of modern Russia. M., 2010.

8. Ryazanova N.A. Legitimacy as a characteristic of activity of employees of internal Affairs bodies: Avtoref. Diss... kand. the faculty of law. Sciences. M., 2012.

9. Stepanjuk V.V. Administrative procedure law: theory and modernity // Science and practice. 2015. No. 2 (63).

1 Рязанова Н.А. Правомерность как характеристика деятельности сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

2 Клименко А.И. Правовая идеология как особая форма идеологии современного политически организованного общества: сущность и функциональные характеристики // Вестник Московского университета МВД России, 2013. № 10. С. 14-23.

3 Гаджинова, Мамонтов А.Г. Принципы системного подхода в исследованиях источников права // Вестник Московского университета МВД России. 2005. №1. С. 9-14; Воронин М.В. Основания и проявления системности права. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Казань, 2013.

4 См., например, Давидов Д.С. Роль религии в формировании политико-правовой мысли Израиля // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. №1. С. 340-341; Степанюк В.В. Административно-процессуальное право: теория и современность // Наука и практика. 2015. №2 (63); Барабанов О.Н. Тенденции регионализации в Европе и интересы России // В сборнике: Мировая политика и международные отношения на пороге нового тысячелетия. М., 2000.

5Малыковцева Е.В. Миф о правовых ценностях // История государства и права. 2012 №11. С. 24-26.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.