Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ БУХАРЫ В ИССЛЕДОВАНИИ АКАДЕМИКА Б. АХМЕДОВА'

ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ БУХАРЫ В ИССЛЕДОВАНИИ АКАДЕМИКА Б. АХМЕДОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бурибой Ахмедов / исследование / история Бухары / источник / рукопись / период / юридические документы / переписка / мемуарные произведения / воспоминания / Buriboy Akhmedov / research / history of Bukhara / source / manuscript / period / legal documents / correspondence / memoirs / memoirs

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ражабов Санъатжон Сунатович

В статье анализируются источники, охватывающие период истории Бухары в XVII–XVIII вв., изученные академиком Бурибаем Ахмедовым. Исследователь также сравнивает источники на китайском, турецком, согдийском и иранском языках, уделяя особое внимание аспектам, связанным с историей региона. Одним из достижений ученого Б. Ахмедова является то, что он сравнивает содержащиеся в источниках данные с фактами из других источников. В узбекской историографии Б. Ахмедов тщательно изучил источники и классифицировал их по истории Средней Азии. Большое место в исследованиях ученого занимали вопросы истории Бухары, в которых Б. Ахмедов изучал сведения из нескольких рукописей, кроме того, историк разделил документы на категории и классифицировал каждый из них по языку, эпохе и форме. Б. Ахмедов изучал труды по истории Бухары, среди которых наиболее ценным является труд «Бахр ул-асрор» («Море секретов») Махмуда ибн Вали, который он позже перевел и опубликовал. Эта книга является важным источником по истории Средней Азии, где можно ознакомиться разной информацией. Еще одна книга, изученная востоковедом «Тарихи Арбаъ улус» («История четырех улусов») Мирзы Улугбека (известного астронома XV в.), также относится к числу ценных информативных произведений. Ученый в своей монографии «Источники истории Узбекистана» собрал рукописи узбекской государственности и Бухары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SOURCES TESTIFYING TO THE HISTORY OF BUKHARA IN THE STUDY OF ACADEMICIAN B. AKHMEDOV

The article analyzes sources covering the period of the history of Bukhara in the 17th–18th centuries, studied by academician Buribay Akhmedov. The researcher also compares sources in Chinese, Turkish, Sogdian and Iranian, paying special attention to aspects related to the history of the region. One of the achievements of the scientist B. Akhmedov is that he compares the data contained in the sources with facts from other sources. In Uzbek historiography, B. Akhmedov carefully studied the sources and classified them according to the history of Central Asia. A large place in the scientist’s research was occupied by questions of the history of Bukhara, in which B. Akhmedov studied information from several manuscripts; in addition, the historian divided the documents into categories and classified each of them by language, era and form. B. Akhmedov studied works on the history of Bukhara, among which the most valuable is the work “Bahr ul-asror” (“Sea of Secrets”) by Mahmud ibn Vali, which he later translated and published. This book is an important source on the history of Central Asia, where you can get acquainted with various information. Another book studied by the orientalist “Tarikhi Arba Ulus” (“History of the Four Uluses”) by Mirza Ulugbek (a famous astronomer of the 15th century) is also one of the valuable informative works. The scientist in his monograph “Sources of the History of Uzbekistan” collected manuscripts of Uzbek statehood and Bukhara.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ БУХАРЫ В ИССЛЕДОВАНИИ АКАДЕМИКА Б. АХМЕДОВА»

DOI 10.24412/2223-0564-2024-1-39-44 С.С. Ражабов УДК 94 (575.2)

ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ БУХАРЫ В ИССЛЕДОВАНИИ АКАДЕМИКА Б. АХМЕДОВА

Аннотация

В статье анализируются источники, охватывающие период истории Бухары в XVII-XVIII вв., изученные академиком Бурибаем Ахмедовым. Исследователь также сравнивает источники на китайском, турецком, согдийском и иранском языках, уделяя особое внимание аспектам, связанным с историей региона. Одним из достижений ученого Б. Ахмедова является то, что он сравнивает содержащиеся в источниках данные с фактами из других источников. В узбекской историографии Б. Ахмедов тщательно изучил источники и классифицировал их по истории Средней Азии. Большое место в исследованиях ученого занимали вопросы истории Бухары, в которых Б. Ахмедов изучал сведения из нескольких рукописей, кроме того, историк разделил документы на категории и классифицировал каждый из них по языку, эпохе и форме. Б. Ахмедов изучал труды по истории Бухары, среди которых наиболее ценным является труд «Бахр ул-асрор» («Море секретов») Махмуда ибн Вали, который он позже перевел и опубликовал. Эта книга является важным источником по истории Средней Азии, где можно ознакомиться с разной информацией. Еще одна книга, изученная востоковедом «Тарихи Арбаъ улус» («История четырех улусов») Мирзы Улугбека (известного астронома XV в.), также относится к числу ценных информативных произведений. Ученый в своей монографии «Источники истории Узбекистана» собрал рукописи узбекской государственности и Бухары.

Ключевые слова: Бурибой Ахмедов, исследование, история Бухары, источник, рукопись, период, юридические документы, переписка, мемуарные произведения, воспоминания

San’atjon S. Rajabov

ANALYSIS OF SOURCES TESTIFYING TO THE HISTORY OF BUKHARA IN THE STUDY OF ACADEMICIAN B. AKHMEDOV

Abstract

The article analyzes sources covering the period of the history of Bukhara in the 17th-18th centuries, studied by academician Buribay Akhmedov. The researcher also compares sources in Chinese, Turkish, Sogdian and Iranian, paying special attention to aspects related to the history of the region. One of the achievements of the scientist B. Akhmedov is that he compares the data contained in the sources with facts from other sources. In Uzbek historiography, B. Akhmedov carefully studied the sources and classified them according to the history of Central Asia. A large place in the scientist’s research was occupied by questions of the history of Bukhara, in which B. Akhmedov studied information from several manuscripts; in addition, the historian divided the documents into categories and classified each of them by language, era and form. B. Akhmedov studied works on the history of Bukhara, among which the most valuable is the work “Bahr ul-asror” (“Sea of Secrets”) by Mahmud ibn Vali, which he later translated and published. This book

Ражабов Санъатжон Сунатович, заведующий отделом работы с молодежью, духовности и просвещения, преподаватель кафедры «Общественные науки», Бухарский государственный педагогический институт (Бухара), e-mail: lawyear0990@mail.ru

San’atjon S. Rajabov, Head of the Department of Youth Work, Spirituality and Education, Lecturer of the Department of Social Sciences, Bukhara State Pedagogical Institute (Bukhara), e-mail: lawyear0990@mail.ru

© Ражабов С.С., 2024

is an important source on the history of Central Asia, where you can get acquainted with various information. Another book studied by the orientalist “Tarikhi Arba Ulus” (“History of the Four Uluses”) by Mirza Ulugbek (a famous astronomer of the 15th century) is also one of the valuable informative works. The scientist in his monograph “Sources of the History of Uzbekistan” collected manuscripts of Uzbek statehood and Bukhara.

Key words: Buriboy Akhmedov, research, history of Bukhara, source, manuscript, period, legal documents, correspondence, memoirs, memoirs

Введение. Как известно, любая проблема в истории не может быть исследована без глубокого и всестороннего изучения исторических источников. Материалы, необходимые для проведения научного исследования, разбросаны в далеком прошлом, на листах рукописных произведений, написанных на разных языках. Для того, чтобы делать научные выводы, необходимо собирать их, сравнивая друг с другом. В области изучения рукописей по истории Средней Азии значительны научные заслуги Б. Ахмедова. В работе академика Б. Ахмедова «Источники истории Узбекистана» рукописи, относящиеся к истории древней и средневековой Бухары, приведены в единую систему на основе классификации и периодизации. Б. Ахмедов условно делит источники на 7 категорий:

1. источники на древнетюркском, китайском, согдийском языках VI-VIII вв.; 2. правовые документы и переписка IX-XV вв.; 3. монгольские и китайские, арабские и персидские письменные источники XVI-XIX вв.; 4. источники на староузбекском, персидско-таджикском языках;

5. источники по географии и космографии, посвященные формированию узбекского народа;

6. биографические и мемуарные произведения;

7. воспоминания путешественников, русских послов и военных специалистов.

Основная часть. Важными источниками являются Енисейские надписи на древнетюркском языке, датируемые VI-VIII вв. Например, надпись Кул-тегина (Кюль-Тегина), надпись Бильга Кагана, Онгинская надпись. К китайским источникам относятся «Ши цзы» Сыма Цяня («Исторические записки»), «Цянь Хань шу» Бань Гу («История предыдущей династии Хань»), «Хой Хань шу» Фань Хуа («История поздней династии Хань»), «Бэй шу» Ли Янь-шоу («История северных династий»), «Суй шу» Вэй Чжэня («История дома Суй»), «Синь цзю Тань шу хечао» Шэнь Бин-чжэня («Произведение о новой и старой истории династии Тан, соединенных друг с другом»). Кроме того, источниками на согдийском языке являются документы,

найденные в крепости Калаи-Муг, документы из Дунхуана и Хотана, а также документ «Список народов» (VIII век), описанный Б. Ахмедовым как «Документ, названный в честь 21 народа, который жил в Центральной Азии». Ученый-востоковед О.Д. Чехович (1912-1982) выделила из фондов Института востоковедения Академии Наук Республики Узбекистан и фондов архива государственной истории Республики Узбекистан документы, которые принадлежали Ходже Убайдулло Ахрору, имевшему большое влияние в Бухарском ханстве. Также был добавлен текст с переводом на русский язык в исследования и опубликовано в 1974 г. под названием «Самаркандские документы XV-XVI вв.». Издание О. Чехович служит ценным юридическим источником при изучении социально-экономического положения Бухары в XV-XVI вв. [1, с.74].

Благодаря исследованиям П.П. Иванова (1893-1942), имевшего большое значение в изучении социально-экономической и политической жизни Бухарского ханства XVI в., в Санкт-Петербурге был издан сборник документов по «архиву Джуйбарских шейхов» (коллекция включает 288 документов об имуществе) в двух томах в 1938 и 1954 гг. [6, с. 56]. Информация, которая содержится в данных юридических документах, показывает, какими огромными были земли и хозяйство Ходжи Мухаммада Ислама и Ходжи Саъада, а также их место и приоритет в обществе. В середине XVI в. шейхи Джуйбари или джуйбарские ходжи жили в окрестности Джуйбар, которая была расположена на западе от Бухары (отсюда название этой местности) [7, с. 31]. Их последователями-мюридами были и царевичи, высокопоставленные сановники и крупные духовные и светские феодалы. Кроме того, они имели владения не только в Бухаре, но даже за его пределами.

В 1954 г. О.Д. Чехович опубликовала свою книгу «Документы к истории аграрных отношений в Бухарском ханстве XVII-XIX вв.», содержащую 51 одноименный документ (указы,

судебные решения, иноят-наме, васика -купчая, акты по купле-продаже и разводам), хранящийся в фондах, архивах, музеях и библиотеках Узбекистана (Бухара, Ташкент и др.). Эта коллекция служит важным источником для получения информации о земле, налогах и штрафах, имевшихся в Бухаре в XVII-XIX вв. Официальные переписки с IX по XV в., т.е. переписки между ханами, эмирами, лидерами суфийских орденов и поэтами, также имеет большое значение при изучении социальнополитической истории.

Следующий источник - Мактуботи Алломий «Иншойи Абульфазл» («Письма, написанные (и скопированные) со стороны Абульфазла (Алломий)») - содержит ценную информацию о политических отношениях государства Бабу-ридов (династия Великих Моголов) с Бухарским и Балхским (крупнейшая административная единица Бухарского ханства - 1526-1702 гг.) ханствами в 1586-1596 гг. [1, с. 95]. В одном из писем поднимается вопрос об организации встреч правителей Бухарского ханства с государством Бабуридов.

Далее, «Мажмуъайи мактуботи Саййид Амир Хайдар Баходирхон». Одним из выдающихся представителей династии мангитов (в 1756-1920 гг. узбекская династия Мангытов правила в Бухарском эмирате) является Амир Хайдар (1800-1826), его письма по различным вопросам (мубарак-наме - поздравление, инаят-наме - документ о дарование, ярлыки и т.д.) адресованы Мухаммаду Хакиму Иноку (впоследствии верховный кушбеги - премьер-министр), одному из его близких сподвижников [1, с. 98]. В письмах встречается важная информация об административной и хозяйственной деятельности эмира Бухарского, а также о законах и постановлениях, действовавших в то время, видах землевладения XIX в. («суюргал», «танха», «мулки хорри холис») и налогах («харадж» - налог с иноверцев, «закят» -ежегодный налог, «ушр» - налог с продуктов земледелия и др.). Б. Ахмедов приводит ряд примеров в своем научном исследовании, отмечая, что среди источников, написанных на арабском языке, можно получить ряд уникальных данных по истории древней Бухары благодаря трудам таких ученых, как Мадоиний, Ибн аль-Факиха, Табарий, аль-Маъсудий, Истахрий, ибн Хавкал, аль-Мукаддасий, Утбий, Ас-Саолибий, Самъоний, Ибн аль-Асир [1, с. 125].

Среди источников на персидском языке основным трудом, содержащим информацию об истории Бухары, является «Тарихи Бухоро» («История Бухары») Наршахи. «История Бухары» свидетельствует об арабском вторжении, распространении ислама и истории страны в годы правления Саманидов. Один из трудов Низамульмулька «Сиёсатнома» содержит важные сведения по истории Бухары, среди которых сведения о роли турецких рабов-гулямов в общественно-политической жизни государства эпохи Саманидов, о бытовом положении служащих при дворе Караханидов, о титулах эмиров в службе Саманидов.

В труде Низоми Арузи Самарканди, известном как «Мажмуъ ал^ароиб» («Комплекс чудес») или «Чор макола» (4 Статья), представлена краткая, но ценная информация о научной деятельности ученого-энциклопедиста ибн Сины (Авиценна) в Бухаре и Хорезме, общее положение бухарских садров (титул Садр-и-джахан -столп мира) накануне Кара-киданьского нашествия (в битве при Катване, 1141 г.). Труд Гардизи «Зайн уль-Ахбор» («Украшение историй») играет важную роль в изучении политической истории Хорасана и Средней Азии от арабского завоевания до середины XI в., религиозных обрядов различных народов и тюркского населения Средней Азии. Книга Наджмуддина Абу Хафса Насафи «Китоб ул-канд фи тарихи Самарканд» («Книга об истории Самарканда») содержит информацию о доисламской истории Узбекистана, его завоевании арабскими завоевателями, его примечательные артефакты [3, с. 95].

Фахруддин Мубаракшах Марваруди завершил свой труд «Тарихи Мубаракшаха» («История Мубаракшаха») в 1206 г., состоящий из 136 частей, за 13 лет. Важным аспектом работы для современных исследователей являются свидетельства о государстве Саманидов, границах Туркестана и производимых здесь товарах, турецких племенах, их языке и культуре. Единственный рукописный экземпляр книги «Тарихи Мубаракшаха» находится в Англии (Бодлианская библиотека). Благодаря четвертой части труда Авфи «Жавомиъ ул-х,икоят», написанной между 1227-1236 гг. (состоящей из 4 частей), мы получаем важную информацию о древних тюркских народах Центральной Азии и Бухарских садрах (титул феодальных правителей Бухары XII - начала XIII в.) [1, с. 155].

Первые 2 части книги ученого-историографа XIII в. Джувайни «Тарихи Жахонкушои» (История Джаханкушои) имеют особую ценность для истории Средней Азии и Бухары. Некоторые эпизоды, такие как военные действия на Сырдарье ниже и выше Отрара со знаменитой осадой Ходженда, вообще известны нам только из «Тарих-и джахангушай».

Труд «Джами ут-таворих» (Сборник летописей) известного ученого-энциклопедиста Рашидуддина из Ирана, имеет огромное значение в изучении истории народов Средней Азии. Новизна работы заключается в попытке написать действительно мировую историю. До этого никто из персидских историков даже не ставил себе такой задачи, вся история доисламского мира («от Адама до Мухаммеда») мыслилась лишь как предыстория ислама, история немусульманских народов игнорировалась вовсе.

Важными источниками по истории Бухары IX-XV вв., написанными на персидском языке, являются «Зафар-наме», «Тарихи гузида» («Избранная история») Хамдуллы Казвини, «Нузхат ул-кулуб», «Равзат ули-л-албоб» Банокати, «Зафар-наме» Низамиддина Шоми, «Мунтахаб ут-Таворих» Муъинуддина Натанзи [3, с. 87], «Китоб ал-масолик ва-л-маолик» Хофиз Абру, «Зафар-наме» Шарафуддина Али-Язди, «Тарихи Арбаъ улус» Мирзы Улугбека [8, с. 31], «Матлаъ ус-саъдайн» Абдураззака Самарканди, «Равзат ус-сафо» Мирханда. Авторы вышеперечисленных работ в качестве свидетелей событий приводят сведения, связанные с Бухарой, ее окрестностями, городами и селами, этнографией.

«Тарихи Арбаъ улус» («История четырех улусов») Мирзы Улугбека также относится к числу ценных информативных произведений, которые автор тщательно изучил. В своем исследовании Б. Ахмедов отмечает, что Улугбек привел в этом произведении 28 имен ханов, подчеркнув, что именно 4-я часть произведения является ценной по истории Средней Азии [8, с. 29]. Еще один важный момент заключается в том, что в работе содержится ценная информация о различных городах и их местоположении.

Староузбекские источники, датируемые XVI-XIX вв., включают труд «Таворихи гузида, нусратнома» неизвестного автора, «Зубдат ул-асар» Абдуллах ибн Насруллы, «Шейбоний-наме» Мухаммада Салиха, «Шаджарайи тарокима» Абулгазихана и «Шаджарайи тюрк и монгол»

Муниса и «Фирдавс ул-Икбол» Огахи. В этих рукописях рассказывается об истории династии Шейбанидов (династия Бухарского ханства 1500-1599 гг.) и Джанидов (династия Бухарского ханства 1601-1747 гг.), ее отношениях с соседними государствами, военных походах.

Следующие работы на персидскотаджикском языке, датируемые XVI-XIX вв., относятся к числу источников по истории Бухары: «Фатхнома» Муллы Шоди, «Шейбони-наме» Камолиддина Биноий, «Мехмонномайи Бухоро» Фазлуллоха ибн-Рузбехана, «Тарихи Рашидий» Мирзо Мухаммада Хайдара, «Ахсан ут-таворих» («Лучшие хроники») Хасанбека Румлу, «Шарафномайи шохий» (Абдулланаме) Хафиза Таниша Бухари [9, с. 30], «Акбарнаме» Абулфазла Алломийи, «Мусаххир ал-Билод» («Покорение стран») Мухаммадёра ибн-араб Каттагани, «Хафт иклим» («7 климат») Амира Ахмада Рози, «Тарихи оламоройи Аббосий» Искандарбека Мунши, «Бахр ул-асрор» («Море секретов») Махмуда ибн Вали, «Дастур ул-мулук» («Путеводитель для правителя») Хожи Самандара Термизи, «Тарихи Мукимхани» («История Мукимхани») Мухаммада Юсуфа Мунши, «Убайдулла-наме» Мир Мухаммада Амини Бухари, «Тарихи саййид Ро^им» Муллы Шарафуддина Аълама, «Тарихи Абулфайзхан» Абдуррахмона Давлата, «Силсилат ус-Салотин» («Династия правителей») Хожи Мир Мухаммада Салима, «Тухфат ул-Хоний» Мухаммада Вафо Карманагийи, «Тарихи Амир Хайдар» Муллы Мухаммады Шарифа, «Фатхномайи Султоний» Мир Олимы Бухари, «Таржимайи ахволи амирони Бухоро» Ахмады Даниша, «Тухфайи шохий» Мирзы Абдуазим Сами Бустани, «Тарихи салотини Мангития», «Тарихи Салимий» Мирзы Салимбека, «Тарихи Шохрухи» Ниёза Мухаммада Хуканди [1, с. 246]. Вышеупомянутые работы относятся к определенному периоду истории Бухары. Некоторые из них рассказывают историю династий, некоторые описывают конкретного правителя, а другие жизнь города. Авторы этих произведений писали на персидском языке.

Источниками по географии и космографии XVI-XIX вв. являются: «Китоби Муллазода» Ахмада ибн Махмуда, «Ажойиб ут-Табокот» Мухаммада Тахира, «Мажмуъ ал-гаройиб» Султона Мухаммада ал-Балхи, «Ажойиб ат-Табакот» Кубоди, «Дили гаройиб» Кушмухаммада. Эти труды представляют собой сборник сведений о географическом положении Бухары, ее природе.

Биографические и мемуарные манускрипты XVI-XIX вв. могут включать в себя такие произведения, как «Музаккир ул-ах,боб» Хожа Бахоуддин Хасана, «Хотироти Мутрибий» Мутриби, «Музаккир ал-Асхоб» Малехо Самарканди, а также произведения о суфийском ордене или же представителей суфизма «Тазкирайи Буграхани», «Манокиби Хожа Юсуф Хдмадоний», «Рисолайи шайх Нажмиддин Кубро», «Манокиби Амир Кулол», «Макомати хожа Алоутдин Аттор», «Манокиби хожа Бах,оуддин Накшбанд», «Макомоти хожа А^рор», «Рашахцту айн ул-х,аёт», «Рашахот». Кроме того, последние книги тоже имеют биографический характер. В них содержатся сведения по истории Бухары: «Жуйбор ул-Асрор» Дустмухаммада ал-Бухари, «Манокиби Саъдия» Сарахси, «Матлаб ут-Толибин» хожи Тожиддина, «Равзат ур-ризвон» Бадриддина Кашмири, «Силсилати хожагони Накшбандия» Мухаммада таййиб Хоразми. Поскольку Бухара является одним из религиозных центров Востока, здесь также написаны работы о различных религиозных деятелях, суфизме и др.

«Бах,р ул-асрор» («Море секретов») Махмуда ибн Вали (родился прим. в 1595 г.) является более важным источником по истории Бухары и Средней Азии, где можно ознакомиться с разной информацией. Автор является сыном Вали-Мухаммада из династии Джанидов (Аштарханидов). Согласно Б. Ахмедову, книга была написана на персидском языке, самая важная информация книги - до середины XVII в. [4, с. 64]. Несмотря на компилятивный характер работы автора, в разделах он часто приводит новые известия. Академик В.В. Бартольд тоже исследовал данные произведения и написал работу «Церемониал при дворе узбекских ханов в XVII веке». Махмуд ибн Вали отдельно указывает на специфические традиции и обычаи каждого народа, принимая во внимание тот факт, что Бухара - это территория, населенная несколькими народами. Например, описывая церемонию коронации в Бухарском Арке, Махмуд ибн Вали отмечает, что расположение каждого чиновника зависит от уважения и репутации этих племен [4, с. 63].

В мемуарном труде Сеид Али Реиса «Миръот ул-мамолик» приводятся сведения о положении Бухары в XVI в. Воспоминания арабских, китайских, русских послов и путешественников также служат важным историческим источником для глубокого и всестороннего изучения истории Бухары.

Б. Ахмедов является автором монографии «Историко-географическая литература Средней Азии. XVI-XVIII вв. (письменные памятники)». Здесь рассматриваются более пятидесяти персоязычных и тюркоязычных сочинений, а также путевые записи и отчеты русских послов и путешественников, посетивших Среднюю Азию в XVI-XVIII вв. Из этих сочинений извлечены важнейшие сведения о социальноэкономической, политической и культурной жизни, этнической истории узбеков и других народов Средней Азии, об их политических, торговых и культурных взаимоотношениях с Россией и другими странами [7, с. 11].

Заключение. Академик Бурибай Ахмедов в своем произведении «Источники истории Узбекистана» собрал рукописи узбекской государственности и Бухары, особо подчёркивая важность этих манускриптов. Благодаря работам Б. Ахмедова мы получили информацию о том, где хранятся манускрипты об истории края, кто является автором этих работ, об источниках, охватывающих период с древней истории Бухары до середины XIX в. Как подчёркивает Б. Ахмедов, «Истинная история не может быть написана без источника, без богатой разнообразной информации, содержащейся в нем» [1, с. 349].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмедов Б.А. Узбекистон тарихи манбалари. Ташкент: Укитувчи, 2001. 259 с.

2. Ахмедов Б.А. Тарихдан сабоклар. Ташкент: Укитувчи, 1994. 428 с.

3. Ахмедов Б.А. Историко-географическая литература Средней Азии XVI-XVII вв. (Письменные памятники). Ташкент: Фан, 1985. 128 с.

4. Ахмедов Б.А. Махмуд ибн Вали и его энциклопедический труд// Общественные науки в Узбекистане. Ташкент, 1969, № 11. С. 63-65.

5. Ахмедов Б.А. Неизвестная версия «Шей-бани-наме» Бинаи // Общественные науки в Узбекистане. Ташкент, 1965. № 2. С. 51-55.

6. Ахмедов Б.А. Роль джуйбарских ходжей в общественно-политической жизни Средней Азии (XVI-XVII вв.) // Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной конференции “Бартольдовские чтения 82”. М.: Наука, 1982.

7. Ахмедов Б.А. Роль Джуйбарских ходжей в общественно-политической жизни Средней Азии XVI-XVIII вв. // Духовенство и политическая

жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985. С. 16-31.

8. Ахмедов Б.А. Улугбек и его исторический труд «Тарих-и арбаъ улус» / Из истории науки эпохи Улугбек. Ташкент, 1979. С. 29-36.

9. Хофиз Таниш Бухорий. Абдулла-наме. Кн. 1. Ташкент, 1966. 30 с.

REFERENCES

1. Akhmedov, B.A. O’zbekiston tarixi man-balari [Sources of history of Uzbekistan]. Toshkent: O’qituvchi, 2001. 259 p. (in Uzbek).

2. Akhmedov, B.A. Tarixdan saboklar [Lessons from history]. Toshkent: O’qituvchi, 1994. 428 p. (in Uzbek).

3. Akhmedov, B.A. Istoriko-geograficheskaya Lit-eratura Sredney Azii XVI-XVII vv. (Pismennie pamyat-niki) [Historical and geographical literature of Central Asia of the XVI-XVII centuries (Written monuments)]. Tashkent: Fan, 1985. 128 p. (in Russian).

4. Akhmedov, B.A. Maxmud ibn Vali i ego Entsik-lopedicheskiy Trud [Mahmud ibn Wali and his encyclopedic work]. In: Obtshestvennie nauki v Uzbekis-tane [Social sciences in Uzbekistan]. Tashkent, 1969, No. 11. P. 63-65. (in Russian).

5. Akhmedov, B.A. Neizvestnaya versiya “Shey-bani-name”Binai [The unknown version of “Sheibani-

name” Binai]. In: Obtshestvennie nauki v Uzbekistane [Social sciences in Uzbekistan]. Tashkent, 1965. No. 2. P. 51-55. (in Russian).

6. Akhmedov, B.A. Rol dzhuybarskikh hodjey v obtshestvenno-politicheskoy jizni Sredney Azii (XVI-XVII vv.) [The role of the Dzhuybar khojas in the socio-political life of Central Asia (XVI-XVII centuries)]. In: Tezisy dokladov I soobsheniy vsesoyuznoy konferensii “Bartoldovskie chteniya 82” [Abstracts of reports and messages of the All-Union Conference “Bartold readings 82”]. Moscow: Nauka, 1982. (in Russian).

7. Akhmedov, B.A. Rol Djuybarskix xodjey v obtshestvenno-politicheskoy jizni Sredney Azii XVI-XVIII [The role of the Dzhuybar khojas in the socio-political life of Central Asia of the XVI-XVIII centuries]. In: Duxovenstvo i politicheskayajizn na Blijnem i srednem Vostoke v period feodalizma [Clergy and political life in the Near and Middle East during feudalism]. Moscow, 1985. P. 16-31. (in Russian).

8. Akhmedov, B.A. Ulugbek i ego istoricheskiy Trud “Tarix-i arba’ulus” [Ulugbek and his historical work “Tarikh-i arba’ ulus”]. In: Iz istorii nauki epoxi Ulugbek [From the history of science of the Ulugbek era]. Tashkent, 1979. P. 29-36. (in Russian).

9. Hofiz Tanish Bukhori. Abdulla-name [Abdulla-name)]. Tashkent, 1966. 30 p. (in Uzbek).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.