6. Шкарупета Е.В., Бачурин Д.Н. Концептуальные положения экосистемного подхода к управлению развитием экономических систем в условиях цифровой трансформации // Организатор производства. 2020. Т.28. No3. С.7-15. Reference:
1. The development of digital economy in the context of de-globalization and recession: monograph/under the editorship of A.V. Babkin. - St. Petersburg: POLYTECH-PRESS, 2019. - 753 p.
2. Suvorova, S., Tevanyan, A. The Formation of Partnership Model in Supply Chain Management // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2020, 940(1), 012049
3. G. B. Kleiner M. A. Rybachuk V. A. Karpinskaya. Development of ecosystems in the financial sector of Russia // Manageret 2020. Volume 11. No4. p. 2-15.
4. Ramenskaya L. A. Review of approaches to the study of business ecosystems // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2019. No. 12-2. pp. 153-158.
5. Boston Consulting Group / BCG Henderson Institu. - URL: bcg.ru, bcg.com
6. Shkarupeta E. V., Bachurin D. N. Conceptual provisions of the ecosystem approach to managing the development of economic systems in the context of digital transformation. 2020. Vol. 28. No3. p. 7-15.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10910
Д.В. Ланская - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к.э.н., доцент, Кубанский государственный университет, [email protected],
D.V. Lanskaya - Associate Professor of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University;
А.Н. Волобуева - студентка магистерской программы «Управление кадровым потенциалом организации» Кубанского государственного университета, [email protected],
A.N. Volobueva - a student of the master's program "Management of the personnel potential of the organization" of the Kuban State University;
С.М. Самойлик - студентка направления «Бизнес - информатика» Кубанского государственного аграрного университета, [email protected],
CM. Samoilik - student of the direction "Business Informatics" of the Kuban State Agrarian University; А.А. Торосянц - студент магистерской программы «Контроллинг в в организации» Кубанского государственного университета, [email protected],
A. A. Torosyants - student of the master's program "Controlling in Organization" of the Kuban State University.
ИСТОЧНИКИ И МЕХАНИЗМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КОРПОРАЦИИ SOURCES AND MECHANISMS OF INVESTMENT IN THE DEVELOPMENT OF THE CORPORATION'S HUMAN CAPITAL
Аннотация. Актуальность темы статьи заключается в том, что в условиях экономики знаний и цифровой трансформации бизнеса, выбор источников и механизмов инвестирования в развитие человеческого капитала корпорации является одной из первостепенных задач и требует профессионального подхода, основывающегося на современных тенденциях развития персонала. Цель - изучить основные источники и механизмы инвестирования в развитие человеческих ресурсов, проанализировать современные факторы их выбора. Задачами исследования являются анализ основных определений человеческого капитала, выявление динамики вложений корпораций в развитие человеческих ресурсов, анализ и обоснование важности выбора современных источников и механизмов инвестирования в развитие цифровых компетенций персонала, изучение цифровых инструментов развития человеческого капитала корпораций, анализ спроса на цифровые компетенции и навыки в глобальных компаниях. В статье рассмотрены основные источники и механизмы инвестирования в человеческий капитал корпорации, исходя из важности развития цифровых компетенций сотрудников как современного механизма инвестирования; проанализированы основные тенденции и инструменты обучения цифровым компетенциям персонала; сделаны выводы о необходимости вложений ресурсов корпораций в обучение цифровым знаниям сотрудников на основе современных технологий. Область применения - управление персоналом.
Abstract. The relevance of this article is due to the conditions of an innovative economy and digital transformation of business, where the choice of sources and methods for investing in the human resources management are primary issues that require a meticulous approach based on modern digital trends in a human resources management. The purpose is to examine the main sources and methods of investment in the development of human resources, to analyze aspects of choices. The purpose of the study statement are analysis of the main definitions of human resources, identifying the dynamics of corporate investments in the human resource development, analysis and justification of the choices of modern sources and methods of investment in the development of digital competencies of personnel, research of digital tools of the human resource development in corporations, analysis the demand for digital competencies and skills in
global companies. The article discusses the main sources and methods of investment in the human resources in corporations; emphasizes the importance of developing digital competencies of employees as a modern investment method; analyzes the main trends and tools for teaching digital skills for staff; identified the need for corporations to invest in training employees in digital knowledge based on modern technologies; identified the need for corporations to invest in training digital knowledge of employees based on modern technologies. Application area- human resource management.
Ключевые слова: корпорация, современные технологии, инвестирование, источники и механизмы инвестирования, цифровые компетенции и навыки, человеческий капитал.
Keywords: corporation, modern technologies, investment, sources and methods of investment, digital competencies and skills, human resource management.
Введение
В современном информационном обществе в условиях экономики знаний, а также конкуренции широко возросла роль высококвалифицированных и творческих сотрудников в корпорациях. Человеческий капитал является одной из важнейших ценностей в настоящее время, а также выступает важнейшим условием развития и экономического роста корпораций [14, с. 211]. Наиболее точное определение человеческому капиталу как экономической категории дала российский экономист Г.И. Бондаренко. Она считает, что человеческий капитал представляет собой запас знаний, умений, навыков и мотиваций, которые формируются посредством инвестирования, отражающий интеллектуальные и физические способности, а также психологические качества и получающий вид капитала благодаря процессу их накопления [3, с. 92]. Т. Шульц считал, что умения человека "могут развиваться посредством определённых видов деятельности, которые обладают свойствами инвестиций" [21, с.32]. Также по мнению Г.И. Бондаренко инвестирование в развитие человеческого капитала влияет на рост производительности труда и рост доходов корпораций, в том числе и на рост доходов сотрудников, а также приводит к улучшению социально-психологического климата в коллективах [3, с. 155]. В связи с этим основной проблемой, с которой сталкиваются современные корпорации, выступает выбор и определение источников и механизмов инвестирования в человеческий капитал, поскольку именно от них зависит дальнейшая успешность функционирования корпорации и ее производства, а также конкурентоспособность на мировом рынке.
Актуальность темы заключается в том, что человеческий капитал - один из важнейших ресурсов, его развитие выступает главным условием реализации социальной политики корпораций. Выбор источников и механизмов инвестирования в развитие человеческих ресурсов оказывает многогранное влияние на эффективность деятельности и функционирования не только корпораций, но и самого человека [8, 13]. Корпорации, исходя из аспектов внутренней и внешней ответственности, способны оказывать большое воздействие на развитие персонала, поэтому выбор источников и механизмов инвестирования в это развитие широко востребован и связан с современными тенденциями обучения и профессиональной подготовки, а также с психологическими факторами. Не случайно в настоящее время множество корпоративных социальных проектов и программ, традиций благотворительности и меценатства нацелены на развитие творческих, коммуникативных, интеллектуальных и других качеств человека.
1. Источники и механизмы инвестирования в человеческий капитал
Л.Н. Кончакова и С.В. Чугунова обозначают то, что проблема повышения эффективности развития человеческого капитала является первоочередной задачей в структуре социально-экономических исследований, поэтому "необходимо уделять большое внимание выбору источников и механизмов инвестирования в данное развитие" [9, с.73]. С экономической точки зрения человеческий капитал обладает производительным характером и имеет долгосрочный период использования. Однако в современном обществе может наблюдаться тенденция «морального устаревания», поскольку научно-технический прогресс влечёт за собой необходимость обновления знаний и навыков, приобретение совершенных умений в соответствии инновационным внедрениям в корпорации. Исходя из этого, инвестиции в развитие человеческого капитала осуществляются практически на протяжении всей жизни [5, с.4]. Изучив и проанализировав определения «инвестиции в развитие человеческого капитала» в работах А.И. Добрынина, С.А. Дятлова, В.В. Лукашевича, И. В. Ильинского, А. В. Корицкого можно выделить основные источники инвестирования: государство, негосударственные общественные организации и фонды, международные организации и фонды, фирмы, а также домохозяйства и самоинвестирование.
А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова в монографии «Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования» обозначают следующие уровни анализа человеческого капитала с экономической точки зрения:
- микроуровень, представленный персональным человеческим капиталом индивидуумов, а также человеческим капиталом организаций и компаний;
- мезоуровень, представленный человеческими ресурсами корпораций, а также регионов;
- макроуровень, то есть совокупность человеческих ресурсов на уровне национальной экономики;
- мегауровень, который представляет собой весь человеческий капитал на мировом уровне [4, с. 55].
Государство использует в области инвестирования в развитие человеческого капитала "принудительно -стимулирующие меры" (обязательное образование в рамках средней школы, обязательная медицинская профи-
лактика) и "побудительные меры" (софинансирование проектов государством) [12; 14, с. 212]. Основными процессами инвестирования в развитие человеческого капитала выступают побудительные методы. Государство использует два механизма с целью стимулирования частных инвестиций в человеческие ресурсы, которые основаны на экономических рыночных мероприятиях. Первый механизм заключается в том, что посредством системы субсидий и налогов государство оказывает влияние на размер доходов тех, кто несет основное обременение данных инвестиции. Второй механизм состоит в том, что государство может регулировать цену инвестиций, нацеленных на развитие человеческого капитала корпораций, используя при этом регулирование цен на необходимые для данного развития ресурсы и инструменты [18, с. 214]. Большую роль в создании и развитии человеческого капитала выполняют отдельные компании, поскольку они "обладают информацией и сведениями о наиболее эффективных направлениях вложений средств в обучение, развитие и подготовку высококвалифицированного персонала" [12, с. 59]. На микроуровне механизмами инвестирования в человеческий капитал выступают оплата социальных услуг для работников, организация процесса повышения их квалификации и так далее. Карпенко Е. в монографии «Формирование отечественного человеческого капитала в условиях перехода к инновационной экономике» отмечает, что в организациях собственными ресурсами для инвестиций являются нераспределённая прибыль [7, с. 52]. Вкладывая средства в тот или иной объект инвестирования, владельцы и руководство корпорации опираются на приоритет будущего роста доходов. Решение об инвестировании средств в развитие человеческого капитала корпорации принимается на базе расчётов, анализа и прогнозирования увеличения прибыли. Бизнес, который руководствуется принципами и следует условиям корпоративной социальной ответственности, заинтересован в развитии человеческих ресурсов в масштабах корпорации и всего общества в целом. Г. Беккер, американский экономист, лауреат Нобелевской премии, в своей книге «Человеческое поведение: экономический подход» отмечает, что "одним из лучших способов инвестирования в персонал является улучшение физического и эмоционального состояния работников" [2, с. 95]. Корпоративное инвестирование должно учитывать данный аспект, так как все выбранные источники и механизмы должны благоприятно воздействовать на персонал. Также важными считаются инвестиции в человеческий капитал со стороны домохозяйств, поскольку рождение детей, последующий уход за ними, воспитание составляют составную часть воспроизводства и развития человеческих ресурсов [12, с. 59]. Данные инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи являются одними из главных, поскольку все его составляющие аспекты приобретаются, а в дальнейшем и увеличиваются благодаря инвестициям, которые семья направляет на в развитие своих детей [15, с. 158]. На уровне семьи процесс приобретения и накопления умений, навыков, знаний, социальных ценностей выступает основанием при дальнейшем профессиональном и творческом развитии капитала человека.
Таким образом, инвестиции в развитие человека на семейном уровне являются главным фактором его благосостояния, а также формируют человеческий капитал последующих поколений. Самоинвестирование или инвестиции человека, производимые им самим, обладают разнообразными характеристиками, поскольку взаимосвязаны с большим с большим количеством и видов обучающей деятельностей. Внимательное отношение к своему здоровью и эмоционально-духовному состоянию, приобретение образования и тому подобное можно рассматривать в качестве инвестиционных решений, а также можно определить издержки и выгоду от данных решений. Издержки самоинвестирования могут обладать разовым и многократным характерами, например, для обучения необходимо определённое время, а выгода от него заключается в предполагаемой разнице доходов, зависимой от того, получил ли человек данное образование [14, с. 213]. Также особую роль в инвестировании в образование играют альтернативные издержки, например, в виде упущенных средств, которые можно было заработать за данное время, выделенное для обучения [12, с. 59]. Инвестиционная политика в области международных организаций и фондов в развитие человеческого капитала имеет значимый характер для корпораций, поскольку предоставляет возможность принять и проанализировать опыт зарубежных компаний, объединиться с целью решения мировых задач. Процент вложения средств международными корпорациями и фондами в развитие человеческого капитала России на данный момент невелик, но прослеживаются тенденции его увеличения. К механизмам такого инвестирования можно отнести стажировки в иностранных корпорациях, обучение по обмену, предоставляемые профессиональные конкурсы на международной основе, международные конференции и так далее [16].
Таким образом, источники и механизмы инвестирования в развитие человеческого капитала корпорации имеют различные характеристики и требуют вложений как на мегауровне, так и на микроуровне. От развития человеческого капитала напрямую зависит развитие деятельности корпораций, поэтому источники и механизмы инвестирования играют большую роль в данном процессе. Развитие и формирование человеческих ресурсов корпорации можно рассматривать в качестве элемента национального достояния.
2. Проблема выбора источников и механизмов инвестирования в развитие человеческого капитала корпорации
Проблема выбора источников и механизмов инвестирования в развитие человеческого капитала корпорации заключается в том, что процесс инвестирования в развитие влечёт за собой длительный временной период, а также обуславливает необходимость объединения усилий и инструментов государства, корпораций и самих
работников, то есть носителей капитала. Главной задачей выбора источников и механизмов инвестирования выступает качественное формирование и последующее совершенствование трудовых ресурсов корпорации. К решениям данной проблемы, принимаемым государством, можно отнести национальные проекты «Образование». «Здравоохранение», целевые программы, направленные на повышение доступности жилья, на развитие молодёжной политики и так далее. На корпоративном уровне вложения в развитие человеческого капитала имеют преимущества в системе инвестиций, поскольку в современном обществе производство и развитие знаний, навыков и умений сотрудников играют большую роль в производительности труда и выступают источником корпоративного роста (таблица 1) [6, 11].
Таблица 1 - Вложения в человеческий капитал
Страна Доля вложений в человеческий капитал, в % Экономический рост в среднем за год, в %
США 40 1,5
Германия 30 1,5
Китай 17 7
Индия 12 6
Россия 2016 год 13 0
Россия 2020 год 18-20 3,5-4
Россия 2025 год (прогноз) 26-28 5,6
Примечание. Составлено по [1, с.18].
Перед современными корпорациями стоит проблема выбора источников и механизмов инвестирования в развитие человеческого капитала в условиях инновационной экономики, выбора таким образом, чтобы обладать конкурентоспособностью, выпускать качественные цифровые продукты, быстро адаптируемые на потребительских рынках и удовлетворяющие потребностям покупателей, а также осуществлять развитие корпоративного имиджа благодаря инвестициям в развитие сотрудников.
В современных условиях цифровой трансформации бизнеса, а также в условиях инновационной экономики корпорации всё чаще разрабатывают и используют в роли механизма инвестирования в человеческие ресурсы развитие цифровых компетенций и навыков персонала. Цифровые компетенции - это способность сотрудников решать различные задачи, которые связанны с использованием информационных и коммуникационных технологий; умение создавать и использовать посредством цифровых технологий необходимый для корпораций контент; способность искать и обменивать информацию, эффективно взаимодействовать с людьми; обладание навыками компьютерного программирования. Европейская комиссия в области реализации цифровой компетентности в аспектах развития и совершенствования цифрового образования персонала (D EAP) акцентирует внимание на важности осознанного применения цифровых технологий в обучении, трудовой деятельности и в жизни общества в целом [19, с. 1149]. Цифровая компетентность включает в свой состав навыки и умения цифрового сотрудничества, а также решения проблем и задач. Цифровая грамотность, в свою очередь, заключается в наличии интеллектуальных способностей и характеристик, требующихся для успешного функционирования в современном информационном мире.
Наличие в корпорациях сотрудников, обладающих цифровыми компетенциями, обеспечивает ей высокое конкурентное преимущество. В настоящее время существуют компании, которые добились цифрового лидерства, например, Asti Technologies, Mycujoo и так далее (по данным газеты Financial Times). В данных компаниях, которые являются цифровыми чемпионами на мировом рынке, уровень владения персоналом цифровых навыков достаточно высокий. Корпорации, инвестирующие свои средства в развитие цифровых компетенций сотрудников, имеют значительную эффективность в производстве качественных цифровых продуктов, которые, в свою очередь, также создают условия для инвестирования в цифровые таланты корпорации.
Специалисты SHL проанализировали работу корпораций и вывели цели, которые должны быть реализованы и достигнуты успешными работниками, владеющими цифровыми компетенциями и навыками (рисунок 1):
- обучение и инновации, так как быстрая смена обстановки и различных условий предполагает собой формирование и развитие навыков быстрой адаптации, а также внедрения непрерывного обучения;
- инсайты, то есть технологии взаимодействия с большим количеством разнообразной информации для создания и развития уникальных идей;
- сетевое взаимодействие, включающее в себя компетенции по налаживаю командного труда, а также взаимодействия с внешними связями;
- совершенство исполнения, то есть умение принимать смелые решения с учётом рисков и нести за них корпоративную ответственность [17, 20].
В условиях стремительного роста цифровизации данные компоненты развития человеческого капитала будут необходимы для всех сфер и направлений бизнеса, поэтому корпорациям необходимо использовать свой капитал как источник инвестирования в развитие цифровых компетенций своих сотрудников.
Спрос на цифровые компетенции и навыки в глобальных компаниях
30 20
11111111а.
^ УУУ* У
¿г ж
<3*
ж ж ^ ^ / ^ ^ ^
V*
Примечание. Составлено по [19, с. 1151].
Рисунок 1 - Спрос на цифровые навыки и компетенции в корпорациях
По результатам опроса компании 1ВМ из 5600 руководителей корпораций 50% респондентов считают, что ответственность за процесс обучения цифровым компетенциям и навыкам персонала должны брать на себя сами корпорации, 39% опрошенных отмечают, что именно сотрудники должны учитывать и брать во внимание своё профессиональное развитие [19, с. 1149]. Важным решением для НЯ-менеджеров корпораций, руководителей является инвестирование в цифровое обучение на должном уровне. Исследования Агентства стратегических инициатив и международной консалтинговой компании КРМС в сентябре 2020 года показали, что более 30% крупных отечественных компаний готовы инвестировать 5-10 млрд рублей в год в развитие инновационной и цифровой трансформации, в том числе и в области развития человеческого капитала, а 10% готовы вкладывать более 10 млрд рублей. Обучение персонала цифровой компетентности осуществляется совместно с такими технологиями, как устройства на основе пользовательских интерфейсов, виртуальная реальность, чат-боты, искусственный интеллект и так далее [19, с. 1154]. Именно эти механизмы инвестирования в развитие человеческого капитала корпораций выступают основой для роста в цифровую эпоху(рисунок 2).
Распространённость типов цифрового обучения в корпоративном секторе
90 ВО 70 60 50 40 30 20 10
lll.ll.
/
>
/ ^ ✓ ¿Г
Примечание. Составлено по [19, с. 1155].
Рисунок 2 - Распространённость типов цифрового обучения в корпоративном секторе
Барьером и ограничением для развития цифровых компетенций и навыков персонала корпораций может послужить низкая мотивация к освоению новых знаний и умений, поэтому важно предпринять определённые меры по разработке материального и нематериального стимулирования, а также введения интересных форматов обучения. В настоящее время большое внимание уделяется коллективному методу обучения, созданию коллабо-ративной процедуры получения знаний [10]. Интегрирование формального и неформального типов обучения цифровым компетенциям сотрудников создаёт и обеспечивает благоприятные условия для непрерывного характера процесса получения знаний, что в свою очередь выступает целью всего процесса инвестирования в развитие человеческих ресурсов корпорации. Сочетание различных методов и форматов обучения также должно учитывать индивидуальный подход, то есть потребности отдельных индивидов [19, с. 1157]. Индивидуализированные технологии обучения создаются посредством таких образовательных курсов, как мобильное и смешанное обучение, онлайн-курсы, блоги, онлайн-дискуссии, онлайн-конференции и так далее.
Заключение
Таким образом, в современном мире корпорациям важно наиболее эффективными образом использовать источники и механизмы инвестирования в развитие человеческого капитала. В условиях постоянно меняющейся внешней среды и востребованности цифровых технологий необходимо следовать всем мировым тенденциям развития персонала, поскольку именно люди являются ценным ресурсом для корпоративного роста и успеха. Формирование, развитие и совершенствование цифровых компетенций сотрудников является важной задачей для современных корпораций. Изменения окружающей среды влекут за собой ожидания, что лидеры будут в силах применить свои навыки в цифровых контекстах мира. Высокий уровень цифровых компетенций сотрудников с каждым годом возрастает и обеспечивает конкурентные преимущества, поэтому можно считать, что важными источниками и механизмами инвестирования в развитие человеческого капитала корпорации являются именно вложения в обучение цифровых знаний сотрудников на основе современных технологий.
Источники:
1. Аганбегян, А. Г. Инвестиции в основной капитал и вложения в человеческий капитал - два взаимосвязанных источника социально-экономического роста / А. Г. Аганбегян // Проблемы прогнозирования. 2017. №4. С. 17-23. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsii-v-osnovnoy-kapital-i-vlozheniya-v-chelovecheskiy-kapital-dva-vzaimosvyazannyh-istochnika-sotsialno-ekonomicheskogo-rosta/viewer (дата обращения 15.12.2020).
2. Беккер, Г. Человеческое поведение: экономический подход: монография / Гэрри Беккер. - перевод с англ. Е. В. Батракова, Р. И. Капелюшников, Б. А. Капелюшников, Е. И. Николаенко, П. О. Руденский, А. В. Титова, О. Ю. Ши-балкин. - Москва: ГУ ВШЭ, Высшая школа, 2003. 672 с.
3. Бондаренко, Г. И. Человеческий капитал: основные факторы его воспроизводства и развития: монография / Г.И. Бон-даренко. - Ростов-на-Дону: Терра, 2005. 254 с.
4. Добрынин, А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования: монография / А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, Е. Д. Цыренова. - Санкт-Петербург: Наука, 1999. 309 с.
5. Дубик, Е. А. Инвестиции в человеческий капитал на разных стадиях жизненного цикла / Е. А. Дубик, С. Н. Митя-ков. - Текст: электронный // Креативная экономика, 2013. №9 (81). С. 3-13. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21034651 (дата обращения 15.12.2020).
6. Ильинский, И.В. Конкурентоспособность человеческого капитала в России: состояние, проблемы, перспективы: монография / И.В. Ильинский. - Санкт-Петербург: ФГБОУ ВПО "СПГУТД", 2011. 278 с.
7. Карпенко, Е.З. Формирование отечественного человеческого капитала в условиях перехода к инновационной экономике: монография / Е.З. Карпенко. - Москва: РУСАИНС, 2016. 173 с.
8. Кирьянов, Д. А. Методы оценки человеческого капитала: анализ объективности и достаточности исходных данных / Д. А. Кирьянов, Т. Н. Сухарева. - Текст: электронный // Теория и практика общественного развития. 2011. №3. С. 14 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-otsenki-chelovecheskogo-kapitala-analiz-obektivnosti-i-dostatochnosti-ishodnyh-dannyh-1/viewer (дата обращения: 15.12.2020).
9. Кончакова, Л. Н. Человеческий капитал и инвестиции в человеческий капитал предприятия / Л. Н. Кончакова, С.В. Чугунова. - Текст: электронный // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2017. №13. С. 48-50. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/chelovecheskiy-kapital-i-investitsii-v-chelovecheskiy-kapital-predpriyatiya/viewer (дата обращения: 25.11.2020).
10. Корицкий, А. В. Человеческий капитал как фактор экономического роста регионов России: монография / А.В. Ко-рицкий. - Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2010. 368 с.
11. Лукашевич, В. В. Эффективность инвестиций в человеческий капитал / В.В. Лукашевич. - Текст: непосредственный // Полиграфист и издатель. 2002. №6. С. 18-22.
12. Макареня, Т. А. Анализ и современные тенденции развития инвестиций в человеческий капитал / Т. А. Макареня, В. А. Агафонов. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013. №5 (194). С. 57-68. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18726814 (дата обращения: 25.11.2020).
13. Мясоедов, С. П. Инвестиции в человеческий капитал как фактор роста его стоимости в государственных корпорациях / С. П. Мясоедов, Э. Г. Мартиросян, А. А. Сергеева. // Управленческое консультирование. 2017. №1 (97). С. 172177. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsii-v-chelovecheskiy-kapital-kak-faktor-rosta-ego-stoimosti-v-gosudarstvennyh-korporatsiyah (дата обращения: 25.11.2020).
14. Полянинова, Я. И. Инвестиции в человека: наука, образование и российская экономика / Я.И. Полянинова. // Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе: Материалы VII ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. - Тамбов: Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 2014. С. 211-217.
15. Пчелинцева, И. Н. Теоретические подходы к формированию организационно-экономического механизма инвестирования семейного человеческого капитала / И. Н. Пчелинцева. // Вестник Саратовского технического университета. 2008. №1 (30). С. 158-167. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11621890 (дата обращения: 25.11.2020).
16. Романова, Е. Б. Инвестиции в развитие человеческого капитала / Е. Б. Романова. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. № 74-1. С. 1-4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsii-v-razvitie-chelovecheskogo-kapitala/viewer (дата обращения: 15.12.2020).
17. Рязанцева, М. В. Развитие цифровых компетенций как источник роста производительности труда / М.В. Рязанцева. // Экономика. Налоги. Право. 2019. № 6. С. 77-84. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovyh-kompetentsiy-kak-istochnik-rosta-proizvoditelnosti-truda/viewer (дата обращения: 25.11.2020).
18. Саратикянц, Э. С. Инвестиции в человеческий капитал: их источники и эффективность / Э. С. Саратикянц, Н. В. За-кервашевич. // Экономика промышленности. 2010. № 3 (51). С. 210-216. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17001034 (дата обращения: 15.12.2020).
19. Синева, Л. Н. Исследование проблемы дефицита специалистов с комплексными цифровыми навыками / Л. Н. Синева, Д. Ю. Вагин, Г. И. Исламова // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 4. С. 1147-1164. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39212158 (дата обращения: 15.12.2020).
20. Сухомлин, В. А. Открытая система IT-образования как инструмент формирования цифровых навыков человека / В.А. Сухомлин. // Стратегические приоритеты, 2017. № 1 (13). С. 70-81. - URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=29432623 (дата обращения: 27.11.2020).
21. Schultz, T. W. Investment in human capital: the role of education and of research // T. W. Schultz. - New York: Free Press, 1971. - 272 p.
References:
1. Aganbegyan, A. G. Investicii v osnovnoj kapital i vlozheniya v chelovecheskij kapital - dva vzaimosvyazanny'x istochnika social'no-e'konomicheskogo rosta / Abel Gazevich Aganbegyan. - Tekst: e'lektronny'j. // Problemy' prognozirovaniya, 2017. - №4. - S. 17-23. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7investitsii-v-osnovnoy-kapital-i-vlozheniya-v-chelove-cheskiy-kapital-dva-vzaimosvyazannyh-istochnika-sotsialno-ekonomicheskogo-rosta/viewer (data obrashheniya 15.12.2020). (In Russian).
2. Bekker, G. Chelovecheskoe povedenie: e'konomicheskij podxod: monografiya / Ge'rri Bekker. - perevod s angl. E. V. Ba-trakova, R. I. Kapelyushnikov, B. A. Kapelyushnikov, E. I. Nikolaenko, P. O. Rudenskij, A. V. Titova, O. Yu. Shibalkin. -Moskva: GU VShE', Vy'sshaya shkola, 2003. 672 s. - Tekst: neposredstvenny'j. (In Russian).
3. Bondarenko, G. I. Chelovecheskij kapital: osnovny'e faktory' ego vosproizvodstva i razvitiya: monografiya / Galina Ivanovna Bondarenko. - Rostov-na-Donu: Terra, 2005. 254 s. - Tekst: neposredstvenny'j. (In Russian).
4. Dobry'nin, A. I. Chelovecheskij kapital v tranzitivnoj e'konomike: formirovanie, ocenka, e'ffektivnost' ispol'zovaniya: monografiya / A. I. Dobry'nin, S. A. Dyatlov, E. D. Cyrenova. - Sankt-Peterburg: Nauka, 1999. 309 s. - Tekst: neposredstvenny'j. (In Russian).
5. Dubik, E. A. Investicii v chelovecheskij kapital na razny'x stadiyax zhiznennogo cikla / E. A. Dubik, S. N. Mityakov. -Tekst: e'lektronny'j // Kreativnaya e'konomika, 2013. - №9 (81). - S. 3-13. - URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=21034651 (data obrashheniya 15.12.2020). (In Russian).
6. Il'inskij, I. V. Konkurentosposobnost' chelovecheskogo kapitala v Rossii: sostoyanie, problemy', perspektivy': monografiya / Igor' Valer'yanovich Il'inskij. - Sankt-Peterburg: FGBOU VPO "SPGUTD", 2011. 278 s. - Tekst: neposredstvenny'j. (In Russian).
7. Karpenko, E. Z. Formirovanie otechestvennogo chelovecheskogo kapitala v usloviyax perexoda k innovacionnoj e'konomike: monografiya / Elena Zugumovna Karpenko. - Moskva: RUSAJNS, 2016. 173 s. - Tekst: neposredstvenny'j. (In Russian).
8. Kir'yanov, D. A. Metody' ocenki chelovecheskogo kapitala: analiz ob''ektivnosti i dostatochnosti isxodny'x danny'x / D.A. Kir'yanov, T. N. Suxareva. - Tekst: e'lektronny'j // Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya, 2011. - №3. - S. 14 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-otsenki-chelovecheskogo-kapitala-analiz-obektivnosti-i-dostatochnosti-ishodnyh-dannyh-1/viewer (data obrashheniya 15.12.2020). (In Russian).
9. Konchakova, L. N. Chelovecheskij kapital i investicii v chelovecheskij kapital predpriyatiya / L. N. Konchakova, S.V. Chu-gunova. - Tekst: e'lektronny'j // Aktual'ny'e problemy' aviacii i kosmonavtiki, 2017. - №13. - S. 48-50. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-i-investitsii-v-chelovecheskiy-kapital-predpriyatiya/viewer (data obrashheniya 25.11.2020). (In Russian).
10. Koriczkij, A. V. Chelovecheskij kapital kak faktor e'konomicheskogo rosta regionov Rossii: monografiya / Aleksej Vladi-mirovich Koriczkij. - Novosibirsk: Sibirskij universitet potrebitel'skoj kooperacii, 2010. 368 s. - Tekst: neposredstvenny'j. (In Russian).
11. Lukashevich, V. V. E'ffektivnost' investicij v chelovecheskij kapital / Viktor Vladimirovich Lukashevich. - Tekst: ne-posredstvenny'j // Poligrafist i izdatel'. - 2002. - №6. - S. 18-22. (In Russian).
12. Makarenya, T. A. Analiz i sovremenny'e tendencii razvitiya investicij v chelovecheskij kapital / T. A. Makarenya, V.A. Agafonov. - Tekst: e'lektronny'j // Nacional'ny'e interesy': prioritety' i bezopasnost', 2013. - №5 (194). - S. 57-68. -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18726814 (data obrashheniya 25.11.2020). (In Russian).
13. Myasoedov, S. P. Investicii v chelovecheskij kapital kak faktor rosta ego stoimosti v gosudarstvenny'x korporaciyax / S.P. Myasoedov, E'. G. Martirosyan, A. A. Sergeeva. - Tekst: e'lektronny'j // Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 2017. -№1 (97). - S. 172-177. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsii-v-chelovecheskiy-kapital-kak-faktor-rosta-ego-stoimosti-v-gosudarstvennyh-korporatsiyah (data obrashheniya 25.11.2020). (In Russian).
14. Polyaninova, Ya. I. Investicii v cheloveka: nauka, obrazovanie i rossijskaya e'konomika / Ya. I. Polyaninova. - Tekst: ne-posredstvenny'j// Problemy' social'no-e'konomicheskogo razvitiya Rossii na sovremennom e'tape: Materialy' VII ezhegod-noj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Tambov: Tambovskij gos. un-t im. G. R. Derzhavina, 2014. - S. 211217. (In Russian).
15. Pchelinceva, I. N. Teoreticheskie podxody' k formirovaniyu organizacionno-e'konomicheskogo mexanizma investirovaniya semejnogo chelovecheskogo kapitala / Irina Nikolaevna Pchelinceva. - Tekst: e'lektronny'j // Vestnik Saratovskogo texnich-eskogo universiteta, 2008. - №1 (30). - S. 158-167. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11621890 (data obrashheniya 25.11.2020). (In Russian).
16. Romanova, E. B. Investicii v razvitie chelovecheskogo kapitala / E. B. Romanova. - Tekst: e'lektronny'j // Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena, 2008. - № 74-1. - S. 1-4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ninvestitsii-v-razvitie-chelovecheskogo-kapitala/viewer (data obrashheniya 15.12.2020). (In Russian).
17. Ryazanceva, M. V. Razvitie cifrovy'x kompetencij kak istochnik rosta proizvoditel'nosti truda / Margarita Vasil'evna Ryazanceva. - Tekst: e'lektronny'j // E'konomika. Nalogi. Pravo., 2019. - № 6. - S. 77-84. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/razvitie-tsifrovyh-kompetentsiy-kak-istochnik-rosta-proizvoditelnosti-truda/viewer (data obrashheniya 25.11.2020). (In Russian).
18. Saratikyancz, E'. S. Investicii v chelovecheskij kapital: ix istochniki i e'ffektivnost' / E'. S. Saratikyancz, N. V. Zakervashe-vich. - Tekst: e'lektronny'j // E'konomika promy'shlennosti, 2010. - № 3 (51). - S. 210-216 - URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=17001034 (data obrashheniya 15.12.2020). (In Russian).
19. Sineva, L. N. Issledovanie problemy' deficita specialistov s kompleksny'mi cifrovy'mi navy'kami / L. N. Sineva, D.Yu. Vagin, G. I. Islamova. - Tekst: e'lektronny'j // Aktual'ny'e voprosy' sovremennoj e'konomiki, 2019. - № 4. - S. 11471164. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39212158 (data obrashheniya 15.12.2020). (In Russian).
20. Suxomlin, V. A. Otkry'taya sistema IT-obrazovaniya kak instrument formirovaniya cifrovy'x navy'kov cheloveka / Vladimir Aleksandrovich Suxomlin. - Tekst: e'lektronny'j // Strategicheskie prioritety', 2017. - № 1 (13). - S. 70-81. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29432623 (data obrashheniya 27.11.2020). (In Russian).
21. Schultz, T. W. Investment in human capital: the role of education and of research // T. W. Schultz. - New York: Free Press, 1971. - 272 p.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10911
А.А. Лысоченко - доктор экономических наук, профессор кафедры «Теории и технологии в менеджменте» факультета управления Южного федерального университета, [email protected],
A.A. Lysochenko - Doctor of Economics, Professor of the Department of "Theory and Technology in Management", Faculty of Management, Southern Federal University.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ И ОЦЕНКА ИХ РАЗВИТИЯ STRATEGIC MANAGEMENT IN REGIONAL MANAGEMENT SYSTEMS OF ECONOMIC SECTORS AND ASSESSMENT OF THEIR DEVELOPMENT
Аннотация. В современной экономике разработка качественных, комплексно обоснованных и обеспеченных ресурсами стратегий является одним из главных условий устойчивого и эффективного функционирования любых систем. Применение стратегического менеджмента в системах управления отраслей экономики обеспечивает высокую конкурентоспособность и повышает эффективность решений, помогая избежать группам предприятий наступления возможных рисков. Обладая определенной спецификой развития, каждая отрасль экономики имеет свою смоделированную систему стратегического управления с учетом влияния многочисленных внешних и внутренних факторов.
Данная статья показывает развитие стратегического менеджмента в региональных системах управления агропромышленного комплекса, экологии и потребительского рынка. Анализ основных показателей развития отраслей экономики за 2020 год позволил провести оценку эффективности применения методов управления и сформировать ряд долгосрочных стратегических задач.
Abstract. In the modern economy, the development of high-quality, comprehensively justified and resourced strategies is one of the main conditions for the sustainable and effective functioning of any system. The use of strategic management in the management systems of economic sectors ensures high competitiveness and increases the efficiency of solutions, helping to avoid possible risks for groups of enterprises. Having a certain specific development, each branch of the economy has its own modeled system of strategic management, taking into account the influence of numerous external and internal factors. This article shows the development of strategic management in the regional management systems of the agro-industrial complex, ecology and the consumer market. The analysis of the main indicators of the development of economic sectors for 2020 made it possible to assess the effectiveness of the use of management methods and form a number of long-term strategic objectives.
Ключевые слова: стратегический менеджмент, системы управления в аграрной сфере, экологии и потребительском рынке, стратегические национальные приоритеты.
Keywords: strategic management, management systems in the agricultural sector, ecology and consumer market, strategic national priorities.
Стратегический менеджмент в отраслях экономики представляет собой стратегическое управление группами предприятий, производящих сходную продукцию, продукцию одного назначения или продукцию по одной технологии, по достижению поставленных целей и задач, позволяющие отраслям не только рационально использовать ресурсы, но и иметь преимущества перед конкурентами, а также высокую степень устойчивости в экономике. Каждая отрасль уникальна, имеет присущие только ей структуру, технические и экономические характеристики, соотношение конкурентных сил. Соответственно в стратегическом развитии отраслей необходимо искать новые подходы в управлении, строить и реализовывать перспективные планы, ориентированные на достижение конкурентных преимуществ не только в настоящий момент, но и в долгосрочной перспективе. Кроме того, Указом Президента № 474 от 21.07.020 определены национальные цели развития Российской Федерации до 2030 года, которые позволяют прогнозировать направления развития в отраслях экономики [1].
Рассмотрим региональные системы управления в трех отраслях экономики: агропромышленный комплекс, экология и потребительский рынок.
Аграрный сектор занимает особое место в экономике каждой страны и является производственной и жизнеобеспечивающей системой. В структуру аграрного сектора включают различные отрасли, подотрасли и виды производств. В результате его границы в одних странах более широкие, в других — менее широкие, так же и в регионах каждой страны. Агропромышленный комплекс является основным производителем жизненно важных продуктов, использующим для этой цели такие специфические средства производства, как землю и животных. Все это оказывает существенное влияние на формирование системы управления и, соответственно, применения специфических технологий менеджмента в АПК.