Научная статья на тему 'Источники и факторы формирования экологического сознания у учащихся'

Источники и факторы формирования экологического сознания у учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р С. Сигида

В работе характеризуется многопредметная модель экологического образования, в рамках которой определяется экологическая ситуация на Ставрополье. Особое внимание уделяется формированию экологического мышления, культуры индивидуального поведения на природе у учащейся молодежи. Отмечена роль отдельных биологических дисциплин, на основе которых строится система экологического воспитания населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES AND FACTORS OF THE STUDENTS' ENVIRONMENTAL AWARENESS FORMATION

Multisubject model of environmental education is characterized in the work Environmental situation at Stavropol Region is determined under this model. Special attention is paid to the formation of the students' environmental thinking, the culture of individual behavior in nature. The role of certain biological subjects, on which is based the system of population environmental education, is underlined.

Текст научной работы на тему «Источники и факторы формирования экологического сознания у учащихся»

51/2007 ^

_Вестник Ставропольского государственного университета

ПЕМОГИШИЕ ннуки

ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ

Р.С. Сигида

SOURCES AND FACTORS

OF THE STUDENTS' ENVIRONMENTAL

AWARENESS FORMATION

Sigida R.S.

Multisubject model of environmental education is characterized in the work Environmental situation at Stavropol Region is determined under this model. Special attention is paid to the formation of the students' environmental thinking, the culture of individual behavior in nature. The role of certain biological subjects, on which is based the system of population environmental education, is underlined.

В работе характеризуется многопредметная модель экологического образования, в рамках которой определяется экологическая ситуация на Ставрополье. Особое внимание уделяется формированию экологического мышления, культуры индивидуального поведения на природе у учащейся молодежи. Отмечена роль отдельных биологических дисциплин, на основе которых строится система экологического воспитания населения.

УДК 37.033

Поиск источников и определение факторов формирования экологического сознания людей - это предмет исследования разных наук. В настоящей статье сделана попытка оценить потенциальные возможности образовательной системы и биологических наук в данном процессе.

Экологическое образование официально признано сегодня как одно из важных направлений образовательной политики государства. Отсюда, задачей современного образования является экологизация мышления и формирование экоцентрического мировоззрения у широких слоев населения, и прежде всего у учащейся молодежи, поскольку именно в школе закладывается фундамент будущей природосообразной деятельности и бережного отношения к природе. Весь процесс школьного обучения и воспитания должен быть направлен на развитие у учащихся чувства гражданской ответственности за окружающую среду, на формирование культуры индивидуального поведения в природе с учетом природоохранительных требований. Состояние окружающей человека среды требует того, чтобы идеи её охраны и рационального природопользования проходили через весь план школьного обучения и чтобы из стен школы выходили молодые люди, экологически образованные и воспитанные. Однако в процессе формирования экологического сознания у учащихся и, в частности, у учащихся Ставрополья, как показывает практика, множество про-

Сигида Р.С.

«Источники и факторы формирования экологического сознания у учащихся»

блем. Анализ уровня их подготовленности, например, к биологическим олимпиадам показывает, что более половины из них проявляют незнание основ экологии растений и животных. Вызывают затруднения у учащихся такие вопросы, как: «Какие виды растений и животных охраняются на территории Ставропольского края?», «Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на растительный покров и животный мир?».

Необходимо отметить, что в современной школе действует многопредметная модель, экологического образования, в рамках которой определяются те экологические проблемы, которые ближе всего к данной области знаний. Так, для естественных наук центральной является проблема состояния окружающей среды и сложившаяся в мире экологическая ситуация; а также защита здоровья человека, сохранение генофонда и т.п.; для гуманитарных - воспитание экологической культуры, развитие духовной сферы.

Например, при изучении курса ботаники (6-7 классы) важной является проблема сохранения многообразия видов каждого из царства живого. Сущность этой проблемы проявляется в противоречии между необходимостью использования живых организмов (растений) и территорий, занимаемых их сообществами и ограниченными возможностями выживания этих организмов и их сообществ в новых условиях. Теоретически здесь важно изучить закономерности физиологических процессов питания, дыхания, выделения, происходящих в организме зеленого растения.

Изучение процесса фотосинтеза позволяет обосновать как ресурсное, так и сре-дообразующее значение растений. При изучении растений на общем фоне ценности всего органического мира лучше внести некоторые ценностные приоритеты. Например, доступными для понимания школьников в этом возрасте являются памятники природы. Они воспринимаются как единственные живые свидетели истории или как растения удивительного возраста (100-200 и более лет).

Нормы и правила поведения в природе в этот возрастной период воспринимаются через правила сбора растений, поведения в лесу и в других растительных сообществах в разное время года. Эти нормы диктуются необходимостью бережного отношения к растениям в период их роста и развития, когда они особенно ранимы, защиты их от повреждений в процессе сбора плодов и ягод, в результате разрушения их местообитаний.

При изучении царства животных в курсе зоологии (8 класс) также главной экологической проблемой является сохранение многообразия видов каждого из царств и иных более мелких систематических групп организмов. Сущность ее в противоречии между ресурсами и средообразующим значением каждого из царств вместе и между все более нарастающим сокращением их видового состава под воздействием человека.

На этом этапе изучения биологии и формирования экологического сознания расширяется объем понятий «живая природа», «многообразие видов», «царство живого», «пищевые связи», «антропогенные факторы», «охрана природы». Расширяются и представления о связи всех царств природы, о целостности природы, об опасности ее разрушения. Нравственные и правовые нормы и правила поведения в природе рассматриваются на основе принципа «используя, охраняй».

Содержание школьного раздела «Животные» располагает значительными потенциальными возможностями для реализации задач экологического образования. Начиная с первой темы необходимо вычленять элементы экологических знаний из учебного содержания и продолжать формирование представлений, о «среде жизни», «местообитаниях», «средообразующем действии» применительно к животным организмам.

При изучении каждого раздела курса, от «Простейших» до «Млекопитающих» учащимся лично предлагать составлять краткие описания среды обитания конкретного вида животного, формируя при этом понятие о «среде жизни». В процессе такой деятельности учащиеся будут иметь чёткие

51/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

представления о том, что естественная среда составляет совокупность природных факторов: воды, солнца, воздуха, ветра, почвы, растительного и животного мира.

Овладение понятием «среда обитания животных» позволит школьникам установить взаимосвязи организмов и окружающей их среды, что важно, с точки зрения дальнейшего понимания многочисленных понятий биогеоценотического ряда, изучаемых позже.

Раздел биологического цикла дисциплин «Человек и его здоровье», изучаемый в 9 классе, посвящен человеку, биологическим факторам его жизнедеятельности, потребностям и способам их удовлетворения. Центральная проблема курса - защита человека от негативных, отрицательных воздействий научно-технического прогресса. Ее сущность состоит в предупреждения функциональных нарушений органов и систем от таких факторов, как повышение фона шумов, вибрации, электромагнитных полей, уровня радиации. Формируемое на данном этапе понятие «здоровый образ жизни» способствует воспитанию системы привычек и кроме того, курс раскрывает моральные стороны использования человеком социально-экономических, научно-технических и культурно-бытовых достижений цивилизации. Формирование здорового образа жизни предполагает усвоение профилактических принципов на основе знаний о гиподинамии и необходимости увеличения нагрузок на опорно-двигательную систему, развитии сердечной недостаточности вследствие перенапряжения нервной системы и отрицательных эмоций, изменениях в органах дыхания вследствие химического загрязнения воздушной среды. Данный курс способствует формированию ответственного отношения к своему здоровью и окружающей природе. У учащихся развивается убежденность в том, что социальные установки личности, нравственная воспитанность, моральные мотивы могут изменить не только поведение человека, но его деятельность в профессиональной среде в будущем.

Основной теоретико-экологической проблемой при изучении раздела «общей

биологии» является проблема и идея управляемой эволюции. Суть этой проблемы -возникновение под влиянием антропогенных факторов новых направлений действия естественного отбора, что может привести к непредвиденным и катастрофическим последствиям. На данном этане у учащихся формируются следующие знания и ценности:

• многообразие видов, как источник знания о состоянии и эволюции природных сообществ;

• уникальность и невосполнимость каждого вида как продукта эволюции;

• особая ценность реликтов эндемиков и средообразующих организмов.

Важным источником и фактором формирования экологического строения является установление межпредметных связей в процессе изучения естественных и гуманитарных предметов. На основе межпредметных связей углубляются знания о социально-политических и экономических аспектах природопользования, развивается способность с общечеловеческих позиций оценивать характер использования биологических систем. Обосновывается необходимость создания заповедников, ботанических садов, зоопарков, заказников, а также создания банка генов с целью сохранения видов и широкого развития селекции организмов.

Ведущей проблемой завершающих тем по общей биологии является проблема ноосферы, как основное противоречие во взаимодействии человека и природы: с одной стороны, у человека создается впечатление, что он стал почти независим от проявления сил природы, а с другой - обнаруживается все более тесная связь человека с природой в результате вовлечения в свою жизнедеятельность все большего количества веществ и видов энергии, являющихся невосполнимыми.

В данном случае важным фактором влияния на экологическое сознание может быть изучение интенсивных технологий возделывания культур, применение достижений генной и клеточной инженерии, которые позволяют революционизировать процессы получения лечебных препаратов,

Сигида Р.С.

«Источники и факторы формирования экологического сознания у учащихся»

создание новых высокопродуктивных сортов растений.

Таким образом, вычленение собственно экологического содержания в процессе изучения курса биологии, является источником ознакомления, с одной стороны, с системой основополагающих теоретических знаний по основам экологии растений, животных, человека, а, с другой стороны фактором формирования экологического сознания у обучающихся.

Неиспользованные возможности воспитания экологической активности учащихся содержатся в трудовой деятельности на природе во время которой учащиеся имеют возможность применять экологические знания и навыки, отработать нормы поведения в природе, адекватные образу жизни, задачам рационального природопользования. Вместе с этим развиваются общественно значимые мотивы охраны природы. Следовательно, важным условием развития экологического сознания подрастающего поколения являются глубокая теоретическая подготовка и вовлечение молодежи в трудовую, сопряжённую с природоохранительной деятельностью.

Немаловажным фактором формирования экологического сознания у учащихся служит участие их в реализации региональ-

ных, местных программ охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов, в составлении планов - прогнозов развития экологической ситуации в отдельных районах и городах, в организации их выполнения, при, конечно же, координирующей роли социальных институтов и органов власти по созданию системы экологического воспитания.

Таким образом, в условиях современного глобального экологического кризиса существует настоятельная необходимость системных подходов к формированию у учащихся мировоззрения биоцентрического типа. Именно такой подход и такое мировоззрение могут быть методологической основой превращения полученных учащимися экологических знаний в экологическое сознание, убежденной, воспитанной всесторонне личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

Об авторе

Сигида Роман Сергеевич, кандидат биологических наук, докторант кафедры археологии и региональной истории Ставропольского государственного университета, автор 32 научных работ. Область научных интересов - экологические проблемы, исторические аспекты биологической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.