Научная статья на тему 'Экологическая подготовка учащихся в процессе изучения биологии'

Экологическая подготовка учащихся в процессе изучения биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИОЦЕНТРИЗМ / СРЕДА ЖИЗНИ / ФОТОСИНТЕЗ / ЖИВОТНЫЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сигида Pуслан Cергеевич

В условиях современного экологического кризиса существует настоятельная необходимость формирования у учащихся мировоззрения биоцентрического типа. Для естественных наук основной является проблема состояния окружающей среды и сложившаяся в мире экологическая ситуация, а также защита здоровья человека, сохранение генофонда и т.п., для гуманитарных воспитание экологической культуры, развитие духовной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая подготовка учащихся в процессе изучения биологии»

68

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2008

8 72 63,15 30 26,31 10 8,77 2 1,75

9 37 32,45 43 37,71 24 21,05 13 11,40

Результаты анкетирования показали, что учащиеся в основной своей массе понимают поставленные вопросы. Но часть учащихся не смогла дать правильных ответов, слабо разбирается в обычаях, традициях народов, порой неверно растолковывает их. Видимо, сказывается влияние улицы и в некоторых случаях семьи.

Называя реакционные традиции, многие ученики затронули вопросы о кровной мести и калыме. Часть учащихся (16 человек, или 14,03%) оправдывают кровную месть, один из учеников написал, что, если не отомстить кровнику, это будет позором всему тухуму. Но большинство осуждает кровную месть и пишет, что с пережитками прошлого надо бороться. Около 80% опрошенных девочек одобряют калым, причем они называют его «подарком жениха невесте». «Это же, - говорят они, - благородная традиция наших народов». Из ребят всего один одобрил калым: «за красивую невесту и калым не жалко».

Из выше изложенного видно, что учащиеся интересуются вопросами

обычного права, им не безразличны обычаи и традиции своего народа, в которых накоплен многовековой опыт жизни и деятельности своих предков, но не все ученики правильно рассуждают при рассмотрении того или иного вопроса и дают сугубо субъективные оценки. Поэтому необходимо усилить работу по правовому воспитанию учащихся, обратив при этом особое внимание на обычаи и традиции народов Дагестана, чтобы у учащихся сложилось должное мнение об обычном праве, неписаных законах.

В заключение необходимо отметить, что современное российское общество нуждается в гражданах, не только образованных в политическом и правовом отношении, но и обладающих целостной системой гражданско-правовых качеств, позво-

ляющих осознавать себя активным субъектом политико-пра-вовой жизни, от деятельности которого зависит процветание и стабильность общества. Для этого также нужно знать историю, обычаи и традиции своего народа.

Примечания

1. Алиев А.К. Народные традиции и их роль в формировании нового человека,- Махачкала, 1968. - С. 16-20. 2. Болотов В.А. Проблемы правового образования // Основы государства и права. - №3. - 2003,- С. 50-52. 3. Всероссийская олимпиада школьников по праву // Основы государства и права. - №3. - 2003. - С. 72-74. 4. Гофман А.Б., Левкович В.П. Обычаи как форма социальной регуляции // Советская этнография. - №4. - 1986,- С. 25. 5. Зорченко Е.А. Формирование правовой культуры трудящихся. - Минск: Наука и техника, 1984. - 96 с. 6. Исмаилов М.А. Обычное право. - Махачкала, 2004. - С. 5.

Статья поступила в редакцию 19.06.08 г.

УДК 574

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Психолого-педагогические науки

• • •

69

©2008 Сигида Р.С.

Ставропольский государственный университет

В условиях современного экологического кризиса существует настоятельная необходимость формирования у учащихся мировоззрения биоцентрического типа. Для естественных наук основной является проблема состояния окружающей среды и сложившаяся в мире экологическая ситуация, а также зашита здоровья человека, сохранение генофонда и т.п., для гуманитарных - воспитание экологической культуры, развитие духовной сферы.

In the conditions of modern ecological crisis there is an imperative need of formation at pupils of outlook biocentric type. For natural sciences the problem of a state of environment and the ecological situation which has developed in the world is central; and also protection of health of the person, genofund preservation, etc. for humanitarian - education of ecological culture, development of spiritual sphere.

Ключевые слова: экологическое образование, биоцентризм, среда жизни, фотосинтез, животные.

Keywords: ecological education, biocentrism, living environment, photosynthesis, animals.

Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений. Важнейшая задача современной школы заключается в формировании экологического мировоззрения у широких слоев населения и, прежде всего, у учащейся молодежи. Именно в школе закладывается фундамент бережного отношения к природе. Весь процесс школьного обучения и воспитания должен быть направлен на развитие у учеников чувства гражданской ответственности за окружающую среду, на формирование культуры индивидуального поведения в природе с учетом природоохранительных требований. Жизнь требует того, чтобы идеи охраны окружающей среды и рационального природопользования проходили через весь план школьного обучения и чтобы из стен школы выходили молодые люди, экологически образованные и воспитанные. Однако в процессе формирования экологического сознания у учащихся Ставрополья, как показывает практика, множество проблем. Анализ ответов участников, на-

пример, на биологических олимпиадах доказывает, что многие из них не знают основ экологии растений и животных. Иногда вызывают затруднения у учащихся даже самые простые вопросы: «Какие виды растений и животных охраняются на территории Ставропольского края?», «Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на растительный покров и животный мир?». В условиях современного экологического кризиса существует настоятельная необходимость формирования у учащихся мировоззрения биоцентрического типа.

Только такое мировоззрение может быть методологической основой превращения полученных школьниками экологических знаний в убеждения, воспитания всесторонне развитой личности, способности жить в гармонии с окружающей средой.

В современной школе действует многопредметная модель экологического образования, в рамках которой определяются те экологические проблемы, которые ближе всего к данной области знаний. Так, для естест-

70

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2008

венных наук центральной является проблема состояния окружающей среды и сложившаяся в мире экологическая ситуация, а также защита здоровья человека, сохранение генофонда и т.п., для гуманитарных -воспитание экологической культуры, развитие духовной сферы.

При изучении курса ботаники важной является проблема сохранения многообразия видов каждого из царства живого. Сущность этой проблемы проявляется в противоречии между необходимостью использования живых организмов (растений, животных) и территорий, занимаемых их сообществами, и ограниченными возможностями выживания этих организмов и их сообществ в новых условиях. Теоретически здесь важно изучить закономерности физиологических процессов питания, дыхания, выделения, происходящих в организме зеленого растения.

Изучение фотосинтеза позволяет обосновать как ресурсное, так и средообразующее значение растений. При изучении растений на общем фоне ценности всего растительного мира лучше внести некоторые ценностные подходы. Например, доступными для понимания школьников в этом возрасте являются памятники природы. Они воспринимаются как единственные живые свидетели истории или как растения удивительного возраста (100-200 и более лет).

Нормы и правила поведения в природе в этот период воспринимаются через правила сбора растений, поведения в лесу и в других растительных сообществах в разное время года. Эти нормы диктуются необходимостью бережного отношения к растениям в период их роста и развития, когда они особенно ранимы, защиты их от повреждений в процессе сбора плодов и ягод, в результате разрушения их местообитаний.

При изучении царства животных в курсе зоологии также главной экологической проблемой является сохранение многообразия видов каждого

из царств и иных более мелких систематических групп. Сущность ее в противоречии между ресурсами и средообразующим значением каждого из царств вместе и все более нарастающим сокращением их видового состава под воздействием человека.

На этом этапе расширяется объем понятий «живая природа», «многообразие видов», «царство живого», «пищевые связи», «антропогенные факторы», «охрана природы». Расширяются и представления о связи всех царств, о целостности природы, об опасности ее разрушения. Нравственные и правовые нормы и правила поведения в природе рассматриваются на основе принципа «используя, охраняй».

Содержание школьного раздела «Животные» располагает значительными возможностями для реализации задач экологического образования. С первых уроков по теме необходимо вычленять элементы экологических знаний из учебного содержания и продолжать формирование понятий, связанных с изучением растительных организмов: «среда жизни», «местообитание», «средообразующее дейст-

вие», но уже применительно к животным организмам.

Начиная с темы «Простейшие» и заканчивая темой «Млекопитающие» учащимся предлагается составить краткие описания среды обитания конкретного вида животного. Одновременно с этим понятием необходимо формировать представление о «среде жизни». Школьникам сообщается, что естественная среда составляет совокупность природных факторов: воды, солнца, воздуха, ветра, почвы, растительного и животного мира.

Имея представление о «среде обитания животных», школьники могут логически установить взаимосвязи организма и окружающей его среды, что немаловажно для формирования многочисленных понятий био-геоценотического ряда.

Психолого-педагогические науки • • •

Раздел «Человек и его здоровье» посвящен человеку, биологическим факторам его жизнедеятельности, потребностям и способам их удовлетворения. Здесь центральная проблема -защита человека от негативных, отрицательных воздействий научнотехнического прогресса. Ее сущность состоит в предупреждении нарушений здоровья от таких факторов, как повышение фона шумов, вибрации, электромагнитных полей, уровня радиации. Вырабатываемое на данном этапе понятие «здоровый образ жизни» способствует воспитанию системы привычек и раскрывается как рациональное использование человеком социально-экономических и культурнобытовых достижений. Формирование здорового образа жизни предполагает усвоение профилактических принципов на основе знаний о гиподинамии и необходимости увеличения нагрузок на опорно-двигательную систему, развитии сердечной недостаточности вследствие перенапряжения нервной системы и отрицательных эмоций, изменениях в органах дыхания вследствие химического загрязнения воздушной среды. На данном этапе ответственное отношение к своему здоровью и окружающей природе складывается в связи с развитием убежденности в том, что социальные установки личности, нравственное воспитание, моральные мотивы могут изменить реакцию. В X классе основной теоретикоэкологической проблемой при изучении раздела общей биологии является проблема и идея управляемой эволюции. Суть этой проблемы - возникновение под влиянием антропогенных факторов новых направлений действия естественного отбора, что может привести к непредвиденным и катастрофическим последствиям.

На данном этапе формируются следующие знания и ценности:

- многообразие видов как источник знания о развитии эволюции и природных сообществ;

71

- принципиальность и уникальная невосполнимость каждого вида как продукта эволюции;

- особая ценность реликтов и эндемиков.

Благодаря межпредметным связям углубляются знания о социально-политических и экономических аспектах природопользования, развивается умение с общечеловеческих позиций оценивать характер использования биологических систем. Обосновывается необходимость создания заповедников, ботанических садов, зоопарков, заказников, а также создания банка генов и широкого развития селекции.

В XI классе ведущей проблемой завершающих тем общей биологии является проблема ноосферы, как основное противоречие во взаимодействии человека и природы: с одной стороны, все большая независимость человека от проявлений сил природы, а с другой - все более тесная связь человека с природой в результате вовлечения в жизнедеятельность большого круга веществ и видов энергии.

Использование природы изучается на примерах интенсивных технологий возделывания культур, применения достижений генной и клеточной инженерии, которые позволяют революционизировать процессы получения лечебных препаратов, создания новых высокопродуктивных сортов растений.

В ходе изучения биологии учащиеся должны осознать роль труда как экологического фактора, изменяющего среду.

Таким образом, углубленная экологическая подготовка школьников при обучении биологии предусматривает ознакомление с системой основополагающих теоретических знаний по основам экологии жизни растений и животных и прикладных знаний по использованию их, например, в сельскохозяйственном производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.