Научная статья на тему 'Источники (формы) правового регулирования концертной деятельности'

Источники (формы) правового регулирования концертной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1562
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИСТОЧНИКИ ПРАВА / ФОРМЫ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шлеинов Артемий Александрович

Вопросы, связанные с правовым регулированием отношений в сфере интеллектуальной собственности, относятся к наиболее актуальным и важным как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Наличие в государстве эффективной законодательной базы в данной сфере права является основополагающим условием динамичного и гармоничного развития экономики и культуры любого государства. С незапамятных времен музыка являлась одним из наиболее популярных и востребованных видов искусства. В настоящее время музыка составляет неотъемлемую часть жизни множества людей. В современном мире одной из самых востребованных для населения и прибыльных для предпринимателей является сфера развлечения. Одним из таких видов развлечения является проведение различных концертных мероприятий. Концертные мероприятия бывают различными, например концерты, проводимые в помещениях (например, ночные клубы), и концерты, проводимые на открытой территории (openair); концерты отечественных и иностранных исполнителей; концерты, проводимые как самостоятельное мероприятие, и концерты, являющиеся частью какого-либо мероприятия (концертное выступление в перерыве спортивного соревнования по рукопашному бою); транслирующиеся концертные выступления и концерты без трансляции, сольные концерты и концертные фестивали, а также иные виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источники (формы) правового регулирования концертной деятельности»

ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Шлеинов А.А.

Шлеинов Артемий Александрович - магистр права, помощник юрисконсульта, Общество с ограниченной ответственностью «Гарант», г. Москва

Аннотация: вопросы, связанные с правовым регулированием отношений в сфере интеллектуальной собственности, относятся к наиболее актуальным и важным как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Наличие в государстве эффективной законодательной базы в данной сфере права является основополагающим условием динамичного и гармоничного развития экономики и культуры любого государства.

С незапамятных времен музыка являлась одним из наиболее популярных и востребованных видов искусства. В настоящее время музыка составляет неотъемлемую часть жизни множества людей. В современном мире одной из самых востребованных для населения и прибыльных для предпринимателей является сфера развлечения.

Одним из таких видов развлечения является проведение различных концертных мероприятий. Концертные мероприятия бывают различными, например концерты, проводимые в помещениях (например, ночные клубы), и концерты, проводимые на открытой территории (орепа^); концерты отечественных и иностранных исполнителей; концерты, проводимые как самостоятельное мероприятие, и концерты, являющиеся частью какого-либо мероприятия (концертное выступление в перерыве спортивного соревнования по рукопашному бою); транслирующиеся концертные выступления и концерты без трансляции, сольные концерты и концертные фестивали, а также иные виды.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, авторское право, источники права, формы права.

В юридической науке одним из самых дискуссионных вопросов является вопрос о соотношении понятий «источник права» и «форма права».

В рамках данного вопроса, мнения ученых разнятся. Одни ученые придерживаются позиции о нетождественности данных понятий. В качестве примера, под источниками права Т.В. Кашанина понимает волю субъектов правотворчества. Это значит, что источниками права может быть воля человечества (права человека, принципы права); воля народа (референдумные нормы); воля коллектива (корпоративные нормы); воля граждан, организаций (договорные нормы). Форма права - это резервуар, где находятся юридические нормы [20, с. 34].

В.В. Ершов понимает под источниками права факторы (начала), его (право) творящие; то, из чего право происходит. Соответственно, формой права является внешнее выражение таких факторов и начал [21].

В своей диссертации Е.А. Ершова отмечает тот факт, что «...с практической точки зрения более обоснованно разграничивать оценочное понятие «источник права» и «формы права». Думаю, в качестве «источников права» можно было бы рассматривать «основные начала», «факторы, творящие право», «созидательные силы, творящие право». К «факторам», силам, органам, творящим право в мире, полагаю, можно было бы отнести, например, правоприменительную практику, вырабатывающую в том числе общепризнанные принципы права и правовые обычаи; соглашения государств, юридических и физических лиц, в соответствии с которыми подписываются нормативные правовые договоры, содержащие нормы права; решения органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, согласно которым принимаются нормативные правовые акты и т.д.» [22, с. 22].

Однако многие ученые придерживаются позиции, согласно которой понятия «источник права» и «форма права» являются синонимами. Например, М.И. Байтин считает что, форма (источник) права - это «определенные способы (приёмы, средства) выражения государственной воли общества. Форма показывает, каковы внешние проявления права, в каком виде оно существует и функционирует в реальной жизни. С помощью формы приходит придание государственной воле доступного и общеобязательного характера, официального доведения этой воли до исполнителя. Посредством формы право как бы получает «путевку в жизнь», приобретает юридическую силу [23, с. 67].

По мнению М.Н. Марченко все когда-либо существовавшие Формы (источники) права перечислить трудно, но наиболее важными и широкоизвестными являются следующие: Правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно- правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты [24, с. 193].

По мнению Мирошник С.В. источником права в формальном смысле слова являются различные формы внешнего выражения правил поведения участников общественных отношений. К их числу относятся: правовые обычаи, нормативные правовые акты, судебные (административные) прецеденты, нормативные договоры, религиозные тексты, юридическая доктрина [25].

Концертная деятельность регулируется как отечественным, так и международным законодательством.

Рассматривая вопрос о правовом регулировании концертной деятельности международным законодательством, можно выделить следующие источники международного права.

Всеобщая декларация прав человека. В соответствии со статьей 27 каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами, иметь право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является [1]. Статья 22 данной декларации закрепляет то, что каждый человек имеет право на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Всемирная конвенция об авторском праве имеет своей целью защиту интеллектуальных прав на международном уровне [2].

Наивысшим источником права в Российской Федерации является Конституция. Относительно концертной деятельности, в ней закреплены следующие нормы: - пункт 1 ст. 34 закрепляет свободу использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [3]. Данная норма позволяет заниматься предпринимательской деятельностью, к которой также можно отнести концертную деятельность;

- пункт 1, пункт 2 статьи 35 закрепляет законную охрану права частной собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицам. Относительно концертной деятельности, данная норма позволяет одним субъектам гражданского оборота арендовать концертные площадки, брать в прокат музыкальное оборудование и инструменты, а другим, соответственно, сдавать в прокат и так далее.

- пункт 1, пункт 2 статьи 44 гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Также данная норма закрепляет охрану интеллектуальной собственности законом. Помимо вышесказанного, данная норма закрепляет право на участие в культурной

жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Данная норма, как можно заметить, имеет своей целью защиту результатов интеллектуальной деятельности исполнителей концертов, авторов произведений, а также иных прав субъектов авторского и смежных прав. Участие в культурной жизни общества позволяет каждому посещать концерты, а также заниматься концертной деятельностью.

- пункт «е» статьи 71 закрепляет установление основ федеральной политики и федеральные программы в области в области культурного развития в ведении Российской Федерации. - Пункт «е» статьи 72 закрепляет в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов общие вопросы культуры. Следующим источником, регулирующим концертную деятельность, является Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Главный интерес в данном ФКЗ вызывает статья 17, в которой закреплены полномочия Правительства Российской Федерации в сфере науки, культуры и образования. Одним из таких полномочий является обеспечение государственной поддержки культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации [4].

В сфере культуры основным источником права являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Данный закон регламентирует права и свободы человека, народов, иных этнических обществ в области культуры, положения творческих работников, обязанности государства в области культуры, экономическое регулировании этой области, а также ряд других отношений в данной области [5].

Отдельное внимание следует уделить первой, второй, третьей, четвертой частям гражданского кодекса Российской Федерации, так как данные источники права содержат в себе нормы, опосредующие концертную деятельность. В процессе осуществления концертной деятельности ее участники состоят друг с другом в самых разных правоотношениях. Продюсеры и менеджеры могут представлять интересы исполнителей. Это могут быть отношения по связанные с прокатом инструментов и концертного оборудования, арендой сцены, возмездным оказанием охранных, рекламных, а также иных услуг. В некоторых случаях в данных отношениях возможно присутствие иностранного элемента. В качестве примера можно привести ситуации, когда российские организаторы договариваются с иностранными исполнителями о проведении концертов в России. Помимо этого, важным моментом является урегулирование вопросов, связанных с интеллектуальными правами между участниками данной деятельности. В качестве примера можно привести ситуацию, в которой исполнители должны дать разрешение на трансляцию своего исполнения.

Первая часть гражданского кодекса содержит в себе большое количество основополагающих норм отечественного гражданского законодательства. В первой части ГК РФ урегулированы общие положения, лица в гражданском праве, объекты гражданских прав, сделки, представительство, право собственности и другие вещные права, общая часть обязательственного права, общие положения о договоре, а также ряд иных норм [6].

Вторая часть Гражданского кодекса Российской Федерации регулирует отдельные виды обязательств, нормы, регулирующие вопросы купли-продажи, аренды, проката, подряда, возмездного оказания услуг, перевозки агентирования, обязательства вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения и так далее [7].

Третья часть Гражданского Кодекса регулирует ряд вопросов наследственного права и международного частного права. В данной части гражданского кодекса основной интерес вызывает «раздел VI» нормы, регулирующие международные частные отношения [8].

Четвертая часть Гражданского Кодекса Российской Федерации регулирует отношения, связанные с правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. В данной части гражданского кодекса наибольший интерес для регулирования концертной деятельности представляют нормы, регулирующие авторские и смежные права [9].

Как было сказано ранее, концерт может проводиться как на платной основе, так и безвозмездной. В случае проведения концерта на платной основе, потребитель концертных услуг обязан приобрести билет на концерт. Данные отношения в Российской Федерации урегулированы законом о защите прав потребителей. Данный закон предусматривает ряд положений, касающихся прав потребителя услуг, защиты этих прав, а также ряд иных положений [14].

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в качестве одной из своих функций устанавливает административную ответственность за совершение правонарушений. В сфере концертной деятельности, её субъекты могут быть подвергнуты наказанию за различные нарушения. Например, ведение концертной деятельности лицом, которое не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений, несоблюдения различных строительных норм и правил, а также нарушение иных правил безопасности, нарушение авторских прав, курение в неположенных местах, а также иные правонарушения [10].

Поскольку концертную услугу можно прорекламировать, то можно сделать вывод о том, что Закон о рекламе также может входить в систему источников правового регулирования концертной деятельности. Статья 3 напрямую относит концерт к объектам рекламирования [11].

В качестве источников информации, откуда потенциальные зрители узнают о предстоящем концерте можно назвать телевидение, печатные издания интернет, а также иные источники информации. Также, многие концерты транслируются путем телевизионного вещания и радиовещания, а с недавних пор и путем трансляции через интернет. Данные вопросы урегулированы нормами закона о средствах массовой информации [12].

Достаточно важным источником является Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». В пункте 3 статьи 1 данного закона закреплено понятие «экстремистские материалы». Статья 13 данного закона устанавливает ряд запретов на различные действия, связанные с экстремистскими материалами.

В качестве примера можно привести следующий случай. Суд Cоветского района Орла оштрафовал лидера рок-группы «Коррозия металла» Сергея Паука Троицкого за исполнение песни экстремистского содержания. Размер штрафа составил 150 тысяч рублей [13].

Следует обратить внимание на такой источник права как распоряжение правительства Российской Федерации от 24.11.2015 № 2395-р. Данным распоряжением утверждается концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года. Концепция содержит в себя ряд важных для концертной деятельности понятий (концерт, концертная организация, концертная программа и так далее), а также иные значимые в рамках данной работы положения [15].

В настоящее время в России действует федеральная целевая программа «культура России (2012-2018 годы)». Часть целей данной программы направлены на увеличение посещаемости концертно-театральных мероприятий, повышение качества культурных услуг и создание их разнообразия [16].

Важными источниками в сфере концертной деятельности являются различные положения об организации и проведении культурно-зрелищных и иных мероприятий. Данные Положения утверждаются постановлениями местной администрации, думой

или иным органом. В качестве примера можно привести Решение думы Великого Новгорода от 1 сентября 2009 г. № 481 «Об утверждении Положения о порядке организации гастрольно-концертной деятельности и иных зрелищных мероприятий на территории Великого Новгорода» [17]. Данное решение устанавливает правилаподачи заявления на проведение мероприятия, порядок ее рассмотрения, обязанности организаторов мероприятий, права участников мероприятий, ответственность за нарушения указанных правил, запреты для участников, а также иные положения. Согласно положению об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно- кассовой техники, концертные организации при осуществлении наличных расчетов с населением вправе использовать бланки строгой отчетности как документы, подтверждающие прием денежных средств от физических лиц [19].

Данные источники являются наиболее основными для регулирования концертной деятельности. Помимо этих источников права существует также ряд других источников, например различные ГОСТы и СНиПы, устанавливающие требования к помещениям, в которых могут проводиться концерты и так далее. Как можно заметить, не существует никакого закона или подзаконного акта, являющегося основным источником регулирования концертной деятельности и правил оказания концертных услуг.

Концертное законодательство в Российской Федерации является комплексным, так как нормы, регулирующие отношения, связанные с концертной деятельностью, находятся в разных источниках права. В целях защиты прав и интересов потребителей имеет смысл создание источника права, регулирующего правила оказания концертных услуг населению. Это объясняется тем, что в настоящее время многие зрители концертов не имеют представления о своих правах во время потребления концертных услуг, чем активно пользуются администрации различных клубов и концертных площадок, запрещая зрителям вещи, которые по своей сути запрещаться не должны. Например, существует Постановление Правительства РФ от 17.11.1994 N 1264 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения», которые устанавливают права и обязанности зрителей, устанавливаютправа и обязанности киновидеозрелищных предприятий, определяют порядок заключения договоров на киновидеообслуживание населения и так далее [19]. Если у профессионального юриста проблем в поиске источника права, как правило, не возникает, то про обычного потребителя, который в большинстве случаев не является по профессии юристом, это может вызвать трудности. Обычный потребитель, зачастую, не имеет представления о том, что ему делать в случае нарушения его прав, возникших в рамках отношений по поводу оказания ему концертных услуг. Подобный источник в виде правил оказания концертных услуг, в котором будут содержаться нормы, устанавливающие правила по оказанию концертных услуг может упростить потребителям процесс решения их проблем в данной сфере.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. № 67, 1995.

2. Всемирная конвенция об авторском праве (заключена в г. Женеве 06.09.1952) // Собрание Постановлений Правительства СССР, 1973 г. № 24. Ст. 139.

3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ, 2014. № 51. Ст. 4398.

4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ, 1997. № 51. Ст. 5712.

5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 28.11.2015) // Российская газета. № 248, 1992.

6. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017). Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // СЗ РФ, 1994. № 32. Ст. 3301.

7. Федеральный закон от 22 декабря 1995 г. № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017). Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) // СЗ РФ, 1996. № 5. Ст. 410.

8. Федеральный закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017). Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) // СЗ РФ, 2001. № 49. Ст. 4552.

9. Федеральный закон от 24 ноября 2006г. №230-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.)Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) // СЗ РФ, 2006. № 52. Ст. 5496.

10. Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации // СЗ РФ, 2002. № 1. Ст. 1.

11. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О рекламе» // СЗ РФ, 2006. № 12. Ст. 1232.

12. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации» // Российская газета. № 32, 1992.

13. Суд оштрафовал лидера «Коррозии металла» за исполнение экстремистской песни // Lenta.ru, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2015/09/29/orel/ (дата обращения: 10.03.2017).

14. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» // СЗ РФ, 1996. № 3. Ст. 140.

15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 2395-р «Об утверждении Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации»....

16. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 186 «О федеральной целевой программе «Культура России» (2012 - 2018 годы) // СЗ РФ, 2012. № 13. Ст. 1516.

17. Решение от 01.09.2009 № 481 «Об утверждении Положения о порядке организации гастрольно-концертной деятельности и иных зрелищных мероприятий на территории Великого Новгорода». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo. gov. ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc= 129013047&backlink=1 &&nd=129 018675/ (дата обращения: 10.03.2017).

18. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (ред. от 15.04.2014) «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» // СЗ РФ, 2008. № 19. Ст. 2191.

19. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. N 1264 «Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения» //СЗРФ, 1994. № 31. Ст. 3282.

20. Кашанина Т.В. Эволюция форм права // lexrussica, 2011. № 1. С. 34-53.

21. Кича Мария Вячеславовна. Соотношение форм и источников права с позиции интегративного правопонимания // Юридическая наука, 2014. № 2. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-form-i-istochnikov-prava-s-pozitsii-ntegrativnogopravoponimaniya/ (дата обращения: 07.05.2017).

22. Ершова Е.А. Источники трудового права в России: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 22.

23. Байтин М.И. Сущность права (Соверменное нормативное правопонимание на грани двух веков). М., 2005. С. 67.

24.Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права: учебник для бакалавров. Москва: М30 Проспект, 2015. С. 193.

25. Мирошник Светлана Валентиновна. Источник права и форма права: соотношение понятий // Пробелы в российском законодательстве, 2013. № 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberlemnka.ш/artide/n/istochmk-prava-i-foIma-prava-sootnoshenie-ponyatiy/ (дата обращения: 15.01.2017).

ВЫЯВЛЕНИЕ ИНСЦЕНИРОВОК ПРИ ОСМОТРЕ МЕСТ ДТП

Николаев О.С.

Николаев Олег Сергеевич - магистрант, Институт магистратуры Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

Аннотация: в статье анализируются вопросы выявления и борьбы с инсценировками в ходе осмотров места происшествия по делам о преступных ДТП. Ключевые слова: осмотр места происшествия, инсценировка, негативные обстоятельства.

В ходе осмотра места ДТП следует обратить особое внимание на возможность инсценировки. Под инсценировкой можно понимать действия и результат действий, направленных на создание у следствия представления о ином характере события, не соответствующем реально произошедшему (чаще всего неприступном характере. А.А. Саковский, предлагает следующую трактовку инсценировки дорожно-транспортного происшествия: имитация случайного или намеренного столкновения транспортных средств, наезда на пешехода в целях получения материальной выгоды или сокрытия преступления [1. C. 42]. Украинские ученые отмечают, что выдвинуть версию об инсценировке ДТП возможно на основании таких обстоятельств:

1) противоречивость обстоятельств события;

2) несоответствие определенных данных в механизме инсценированного события;

3) преднамеренная демонстративность отдельных фальсифицированных «доказательств» [2. C. 24].

Об инсценировке могут свидетельствовать выявленные негативные обстоятельства - т.е. следы и факты, явно не соответствующие основной версии. Негативными обстоятельствами может быть наличие следов, которых не должно быть, отсутствие следов, которые должны быть либо наличие следов не в том месте или не в том количестве как должны быть исходя из основной версии события.

А.А. Саковский обоснованно отмечает, что для выявления инсценировки на месте преступления осмотру подлежат практически все основные объекты, а именно:

1) участок улицы или дороги, где произошло ДТП;

2) местность, которая прилегает к этому участку;

3) транспортные средства, которые принимали участие в ДТП;

4) труп;

5) водитель (освидетельствование) [1. С. 42].

В ходе осмотра места ДТП об инсценировке может свидетельствовать отсутствие крови у трупа, наличие на трупе следов борьбы, несоответствие позы и состояния трупа механизму произошедшего события.

В ходе осмотра места ДТП могут быть выявлены явное несоответствие длины тормозного пути скорости, указанной виновником аварии, повреждения на трупе, не соответствующие механизму происшествия, отсутствие на месте происшествия следов крови при открытых ранах у трупа, повреждения на автомобилях и окружающих объектах, свидетельствующие о иной динамике события и иные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.