Научная статья на тему 'Инновационная деятельность в сфере материальнотехнического обеспечения области академической музыки в России'

Инновационная деятельность в сфере материальнотехнического обеспечения области академической музыки в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ" / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА РОССИИ (2012-2018 ГОДЫ)" / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ACADEMIC MUSIC / INNOVATION / MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT OF THE CULTURAL SPHERE / CONCEPTS OF THE DEVELOPMENT OF CONCERT ACTIVITY IN THE FIELD OF ACADEMIC MUSIC IN THE RUSSIAN FEDERATION / FEDERAL LAW "ON SCIENCE AND STATE SCIENTIFIC AND TECHNICAL POLICY" / STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD UP TO 2020 / FEDERAL PROGRAM "CULTURE OF RUSSIA (2012-2018)" / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Есаков Валерий Анатольевич, Кондаков Владимир Вячеславович

В статье на примере обеспечения концертных площадок необходимым оборудованием и музыкальными инструментами рассматривается инновационная деятельность в сфере материально-технического обеспечения области академической музыки в России. Указаны проблемы в этой сфере, приведены нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, которые эти проблемы обозначили (в частности, недостаточность финансирования данной сферы), и рассмотрены четыре варианта их решения. Сделан вывод о необходимости включения в государственную программу развития культуры мероприятий по поддержке реализации инновационных проектов по разработке и внедрению технологий и выпуску с их использованием качественной отечественной продукции для материально-технического обеспечения сферы культуры, в том числе в области академической музыки. Эта мера позволит не только развивать отечественные технологии производства в области материально-технического обеспечения сферы культуры, но, главное, позволит (конечно, не сразу и не во всех областях) преодолеть зависимость от иностранного производителя такой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative activity in the field of material and technical support of the field of academic music in Russia

The article considers innovative activity in the sphere of material and technical support of the field of academic music in Russia on the example of providing concert venues with the necessary equipment, providing musical instruments. The problems in the field of material and technical support of the field of academic music, with an indication of the normative legal acts of the Government of the Russian Federation, which these problems and identified (in particular, the lack of funding in this area), and considered four options for their solution. It is concluded that it is necessary to include in the state program of cultural development measures to support the implementation of innovative projects for the development and implementation of technologies and the production of high-quality domestic products for the material and technical support of the sphere of culture, including in the field of academic music. This measure will allow not only to develop domestic production technologies in the field of material and technical support of the sphere of culture, but, most importantly, will allow (of course, not immediately and not in all areas) to get away from dependence on a foreign manufacturer of such products.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность в сфере материальнотехнического обеспечения области академической музыки в России»

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЛАСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В РОССИИ

Валерий Анатольевич ЕСАКОВ,

доктор культурологии, профессор, профессор кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры, Москва, Россия

e-mail: esakov.va@yandex.ru

Владимир Вячеславович КОНДАКОВ,

кандидат физико-математических наук, заместитель начальника Управления научной работой Московского государственного института культуры, Москва, Россия

e-mail: juvenator2006@yandex.ru

В статье на примере обеспечения концертных площадок необходимым оборудованием и музыкальными инструментами рассматривается инновационная деятельность в сфере материально-технического обеспечения области академической музыки в России. Указаны проблемы в этой сфере, приведены нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, которые эти проблемы обозначили (в частности, недостаточность финансирования данной сферы), и рассмотрены четыре варианта их решения. Сделан вывод о необходимости включения в государственную программу развития культуры мероприятий по поддержке реализации инновационных проектов по разработке и внедрению технологий и выпуску с их использованием качественной отечественной продукции для материально-технического обеспечения сферы культуры, в том числе в области академической музыки. Эта мера позволит не только развивать отечественные технологии производства в области материально-технического обеспечения сферы культуры, но, главное, позволит (конечно, не сразу и не во всех областях) преодолеть зависимость от иностранного производителя такой продукции. Ключевые слова: академическая музыка, инновационная деятельность, материально-техническое обеспечение сферы культуры, Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации, Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)», импортозамещение.

INNOVATIVE ACTIVITY IN THE FIELD OF MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT OF THE FIELD OF ACADEMIC MUSIC IN RUSSIA

Valery A. Esakov, Full Doctor of Cultural Studies, Professor,

Professor of the Department of Music Education, the Faculty of Musical Arts,

the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: esakov.va@yandex.ru

Vladimir V. Kondakov, Ph.D. (Physical and Mathematical Sciences), Deputy Head of the Department of Scientific Work, the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia

e-mail: juvenator2006@yandex.ru

The article considers innovative activity in the sphere of material and technical support of the field of academic music in Russia on the example of providing concert venues with the necessary equipment, providing musical instruments. The problems in the field of material and technical support of the field of academic music, with an indication of the normative legal acts of the Government of the Russian Federation, which these problems and identified (in particular, the lack of funding in this area), and considered four options for their solution. It is concluded that it is necessary to include in the state program of cultural development measures to support the implementation of innovative projects for the development and implementation of technologies and the production of high-quality domestic products for the material and technical support of the sphere of culture, including in the field of academic music. This measure will allow not only to develop domestic production technologies in the field of material and technical support of the sphere of culture, but, most importantly, will allow (of course, not immediately and not in all areas) to get away from dependence on a foreign manufacturer of such products.

Keywords: academic music, innovation, material and technical support of the cultural sphere, Concepts of the development of concert activity in the field of academic music in the Russian Federation, Federal Law "On Science and State Scientific and Technical Policy", Strategy of Innovative Development of the Russian Federation for the period up to 2020, federal program "Culture of Russia (2012-2018)", import substitution.

Как указано в пункте 1 раздела II «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р [8], «отечественная академическая музыка по-прежнему играет ведущую роль в мировой музыкальной культуре, составляет национальную славу и гордость Российской Федерации. Отечественные исполнители регулярно занимают призовые места на престижных международных конкурсах, востребованы мировой культурой, выступают на сценах крупнейших концертных залов мира». Это было написано в 2016 году и пока остаётся актуальным и в настоящее время. Вот только насколько этого «пока» хватит?

Один из решающих факторов развития концертной и образовательной деятельности в области академической музыки - наличие соответствую-

щей материально-технической базы (концертных площадок, технического оборудования, музыкальных инструментов, костюмов, нотного материала и т.п.).

Вместе с тем, согласно данным, указанным в разделе VII «Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 года № 2395-р [7] (далее -Концепция), обеспеченность населения концертными площадками по качественным параметрам (общее состояние, пригодность акустики) достаточно низкая. В этом же разделе Концепции указывается, что «в стране почти нет полноценных филармонических залов, соответствующих мировым стандартам. По оценкам экспертов, с акустической точки зрения для проведения концертов академической музыки пригодно около 20 % залов, большинство из которых расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Однако даже в этих городах, учитывая концентрацию в них ведущих творческих коллективов, дирижёров и солистов, инфраструктура для показа концертных программ значительно уступает объёму художественного предложения и слушательскому спросу ... Особенно тормозят развитие концертной деятельности в области академической музыки ... отставание имеющихся площадок по показателям акустической пригодности, технической оснащённости и комфорта не только от международных норм, но и от реальных потребностей филармонической концертной деятельности в России» [7].

Важным условием деятельности творческих коллективов и отдельных исполнителей, а также образовательной деятельности в области академической музыки служит оснащённость музыкальным инструментарием (наличие музыкальных инструментов определённого качества является одним из показателей уровня выступлений творческих коллективов и отдельных исполнителей, качества обучения). В разделе VII Концепции отмечается, что «фактический срок службы инструментов во много раз превышает допустимые нормы, в большинстве оркестров музыкальный инструментарий находится в удручающем состоянии. В распоряжении многих коллективов нет отдельных видовых инструментов, ударных, клавишных, что значительно сужает их репертуарные возможности или приводит к вынужденным заменам "голосов" и искажению авторского замысла. Не все филармонии имеют надлежащего качества рояли, без которых невозможно приглашение ведущих солистов» [7]. Примерно такая же ситуация в обеспечении качественными музыкальными инструментами наблюдается и в большинстве музыкальных школ, образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность в области академической музыки.

Следует отметить, что в разделе VII Концепции представлены данные на конец 2015 года, более точных данных к настоящему времени не опубликовано, но, учитывая кризисные явления в экономике страны, вряд ли ситуация в этой сфере за прошедшие три года существенно изменилась к лучшему, особенно в дотационных регионах страны.

В разделе VII Концепции указывается и основная причина сложившейся ситуации в сфере материально-технического обеспечения области академической музыки в стране - недостаточность финансирования. При этом в Концепции, как и в любых других концепциях, предлагаются лишь некоторые пути решения проблемы без указания сроков их выполнения, ответственных за их выполнение и источников финансирования.

Стоит отметить, что качественное техническое оборудование для концертных площадок, музыкальные инструменты производятся в основном иностранными организациями и из-за высокой стоимости недоступны для закупки большинству отечественных потребителей этой продукции. При этом в постсоветское время были практически утрачены или не развивались технологии производства указанного оборудования и музыкального инструментария. Разработка и внедрение таких технологий и выпуск с их использованием качественной отечественной продукции для материально-технического обеспечения области академической музыки по более низким, чем у иностранных производителей, ценам в условиях непрерывно налагаемых санкций на нашу страну являются не только насущными, но и необходимыми, поскольку будут способствовать развитию материально-технической базы в области академической музыки (и, соответственно, не позволят утерять России ведущие позиции в мировой музыкальной культуре), преодолению зависимости от иностранных производителей данной продукции (импортозамещение).

Очевидно, что такие технологии и продукция являются инновационными. Согласно абзацу двенадцатому статьи 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [3], инновация - это введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Также очевидно, что поддержку инновационной деятельности в сфере культуры должно оказывать государство. Согласно абзацу пятнадцатому статьи 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [3], инновационная деятельность - это деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение её деятельности, а

согласно части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [3], государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения.

В соответствии с разделом III «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р [4], общая инновационная политика государства связана с решением задач инновационного развития в различных секторах экономики и социальной сферы, в том числе в культуре, в рамках государственных программ.

В рамках федеральной целевой программы «Культура России (20122018 годы)», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года № 186 [5] (далее - ФЦП «Культура»), выполнялись 2 мероприятия, связанные с развитием материально-технической базы в области музыки: «Приобретение музыкальных инструментов и специального оборудования для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусства» (общий объём финансирования - 248,65 млн. рублей); «Приобретение уникального оборудования (музыкальных инструментов, свето- и звукотехнического оборудования, фондового и экспозиционного оборудования, компьютерного оборудования и т.д.) для учреждений культуры» (общий объём финансирования - 796,87 млн. рублей). За 7 лет реализации ФЦП «Культура» на эти мероприятия было выделено 1045,52 млн. рублей (в среднем по 149 млн. рублей в год). Скорее всего, эти средства в большей своей части ушли на закупку либо не очень качественного оборудования, либо качественного оборудования иностранного производства по достаточно высокой цене. При этом мероприятия по поддержке реализации инновационных проектов по разработке и внедрению технологий и выпуску с их использованием качественной отечественной продукции для материально-технического обеспечения сферы культуры, в том числе в области академической музыки, в этой программе предусмотрены не были. Следует отметить, что в ФЦП «Культура» были предусмотрены мероприятия по поддержке и реализации инновационных проектов, в частности: в области современного искусства (312,93 млн. рублей); по использованию информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры (49,44 млн. рублей); по разработке и внедрению инновационных технологий (создание базы данных образовательных программ, создание базы данных одарённых детей) (16,85 млн. рублей); по поддержке раз-

вития образовательных программ и проведения мероприятий для детей и молодёжи с целью освоения и активного использования языка современного искусства (видеоискусство, инсталляция, мультимедийные практики) (35,34 млн. рублей). Всего на реализацию инновационных проектов за 7 лет было выделено 414,56 млн. рублей. Несомненно, реализация этих мероприятий необходима, но и поддержка реализации инновационных проектов для развития материально-технической базы сферы культуры, в особенности в области академической музыки, тоже важна, поскольку, как уже было указано ранее, отсутствие необходимого технического оборудования, музыкальных инструментов высокого качества может привести к деградации исполнителей, образовательного процесса и в результате к утере Россией ведущих позиций в мировой музыкальной культуре.

Одним из вариантов выхода из данной ситуации было бы включение в государственную программу развития культуры мероприятий по поддержке реализации инновационных проектов по разработке и внедрению технологий и выпуску с их использованием качественной отечественной продукции для материально-технического обеспечения сферы культуры, в том числе в области академической музыки.

Возможен и второй вариант решения данной проблемы - закупка технологий, разработанных иностранными компаниями, и создание отечественных предприятий, выпускающих с их использованием качественную продукцию для развития материально-технической базы в области академической музыки. При этом следует учитывать, что, как правило, импортируемые технологии не являются самыми передовыми в мире. При использовании этого варианта возникают риски, связанные в том числе с введением в последние годы санкций против России:

• соответствующий договор может быть вообще не рассмотрен либо подписан на кабальных для страны условиях;

• необходимо конкурировать с производителями аналогичной продукции, использующими такую же либо более совершенную технологию, что можно обеспечить только при кардинальном росте производительности труда в российской экономике.

Кроме того, данная статья расходов должна быть где-то предусмотрена.

Существует и третий вариант - это расчёт на отечественный частный капитал, который придёт (или не придёт) на рынок продукции, необходимой для материально-технического обеспечения сферы культуры, в частности в области академической музыки. Здесь можно привести два примера таких отечественных компаний (их, конечно, больше).

«Компания Нева-Саунд», ключевым направлением работы которой является разработка и производство акустических пианино и роялей, совместно с концерном "С. Bechstein" с 2017 года выпускает на территории

Российской Федерации пианино «Михаил Глинка». На сайте компании указано, что «отличительной особенностью пианино "Михаил Глинка" от инструментов других отечественных марок является то, что в основе его производства лежит инновационный европейский подход к отбору и обработке материалов, сборке и интонировке будущих инструментов» [2]. Следует отметить, что программа по развитию производства отечественных фортепиано (в том числе создание пианино «Михаил Глинка») была на начальном этапе поддержана Президентом и Правительством Российской Федерации, а также Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. В настоящее время уже более 200 пианино «Михаил Глинка» установлены, настроены и успешно эксплуатируются в школах городов Московской области - Сергиевом Посаде, Раменском, Электрогорске и других. Получены великолепные отзывы от пианистов, директоров музыкальных школ и лучших мастеров России (более подробно ознакомиться с отзывами можно на сайте компании [2]).

Компания «BAYLAND Музыкальные технологии», основными направлениями деятельности которой являются разработка проектов, поставка и монтаж профессионального звукового и светового оборудования, музыкальных инструментов для музыкальных школ, концертных площадок, использует в своей работе новейшие научные и технологические достижения, разработки ведущих мировых фирм-производителей светозвукового оборудования (компания является официальным дистрибьютором в России таких производителей звукоусилительного и акустического оборудования, как "Audix" (США), "Montarbo" (Италия), "Reference" (Италия), "Rolls-Bellari" (США); партнёрами компании являются фирмы "Lampo" (Италия), "Sagitter" (Италия), "Coemar" (Италия), "HK-Audio" (Германия), "Mayer Sound" (США), "Barco" (Бельгия), которые давно и прочно заняли свою нишу на российском рынке профессионального светового и звукового оборудования). Компания «BAYLAND Музыкальные технологии» успешно воплотила в жизнь много значимых проектов, в частности: проектирование и поставка оборудования в Центральный киноконцертный зал Академии ФСБ России, Зал конференций и приёма делегаций ФСБ России, репетиционный зал Большого Театра, Концертный зал имени П. И. Чайковского; поставка музыкальных инструментов для Ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова, в Московский дом национальностей, Концертный и паркетный зал Московского дворца молодёжи, Московский театр-студию под руководством Олега Табакова и другие.

Как видно из приведённых примеров, это отечественные компании, взявшие для своего развития иностранные технологии. То есть фактически они воплотили в жизнь указанный ранее второй вариант решения проблемы материально-технического обеспечения сферы

культуры (в данном случае в области академической музыки) без участия государства. Вряд ли этим компаниям что-то грозит в ближайшее время, но непредсказуемость внешней политики США и Европейского союза не могут им гарантировать устойчивого развития в перспективе.

Четвёртый вариант развития сферы культуры - это государственно-частное и муниципально-частное партнёрство в этой сфере, которое регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6] (далее - Закон № 224-ФЗ). Статья 13 Закона № 224-ФЗ, в частности, предусматривает заключение соглашений о государственно-частном партнёрстве, соглашений о муниципально-частном партнёрстве, в соответствии с которыми «частный партнёр (в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона № 224-ФЗ частный партнёр - российское юридическое лицо, с которым, в соответствии с Законом № 224-ФЗ, заключено соглашение) обязуется создать полностью или частично за счёт собственных либо привлечённых средств являющиеся объектом соглашения недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой ... и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, осуществлять эксплуатацию и (или) техническое обслуживание такого имущества, а публичный партнёр (в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона № 224-Ф публичный партнёр - Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает глава муниципального образования или иной уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования) обязуется предоставить частному партнёру права владения и пользования им для осуществления указанной в соглашении деятельности и обеспечить возникновение права собственности частного партнёра на объект соглашения» [6]. Примеры возможного применения механизма государственно-частного и муниципально-частного партнёрства в сфере культуры приведены во многих публикациях [см., например: 1]. Однако согласно пункту 12 части первой статьи 7 Закона № 224-ФЗ к объектам соглашений о государственно-частном партнёрстве, соглашений о муниципально-частном партнёрстве относятся, в частности, «объекты образования, культуры, спорта, объекты,

используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения». То есть, согласно Закону № 224-ФЗ, на основе соглашений о государственно-частном партнёрстве, соглашений о муниципально-частном партнёрстве возможно создание конкретных объектов культуры, а не создание объектов для обслуживания сферы культуры. Таким образом, создание объектов материально-технического обеспечения сферы культуры на основе соглашений о государственно-частном партнёрстве, соглашений о муниципально-частном партнёрстве Законом № 224-ФЗ не предусмотрено.

Представляется, что лучшим вариантом решения проблемы материально-технического обеспечения сферы культуры является включение в государственную программу развития культуры мероприятий по поддержке реализации инновационных проектов по разработке и внедрению технологий и выпуску с их использованием качественной отечественной продукции для материально-технического обеспечения сферы культуры, в том числе в области академической музыки (с финансированием, соответствующим финансированию крупных инновационных проектов ФЦП «Культура»), при этом поддержку должны получать (естественно, на конкурсной основе) организации, зарекомендовавшие себя в этой сфере деятельности. В частности, в области академической музыки такую поддержку могли бы получить приведённые в качестве примера компании, что позволило бы им уйти от зависимости от иностранных производителей (при оказании поддержки такая задача должна быть обязательно поставлена перед компаниями). Таким образом, эта мера позволит не только развивать отечественные технологии производства в области материально-технического обеспечения сферы культуры, но, главное, позволит (конечно, не сразу и не во всех областях) преодолеть зависимость от иностранного производителя такой продукции.

Литература

1. Есаков В. А. Искусство или бизнес? Перспективы государственно-частного партнёрства в вузах культуры и искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 3 (65). - С. 193-199.

2. Сделано в России: Фортепиано «Михаил Глинка» [Электронный ресурс]. - URL: https://pianomag.ru/articles/sdelano-v-rossii-fortepiano-mihail-glinka

3. Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4137; 2011, № 30 (ч. 1), ст. 4602) (по состоянию на 21 апреля 2019 года).

4. Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 1, ст. 216 (по состоянию на 21 апреля 2019 года).

5. Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 13, ст. 1516; 2013, № 1, ст. 42; 2014, № 2 (часть I), ст. 81; 2014, № 38, ст. 5064; 2015, № 16, ст. 2376; 2016, № 5, ст. 691; 2016, № 24, ст. 3525; 2016, № 25, ст. 3802; 2017,

№ 10, ст. 1476; 2017, № 33, ст. 5180; 2018, № 7, ст. 1056; 2018, № 35, ст. 5559; 2018, № 47, ст. 7264 (по состоянию на 21 апреля 2019 года).

6. Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29 (часть I), ст. 4350; 2016, № 1 (часть I), ст. 11; 2016, № 27 (часть II), ст. 4293; 2016, № 27 (часть II), ст. 4294; 2018, № 27, ст. 3948; 2018, № 27, ст. 3956 (по состоянию на 21 апреля 2019 года).

7. Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 49, ст. 6998 (по состоянию на 21 апреля 2019 года).

8. Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 11, ст. 1552 (по состоянию на 21 апреля 2019 года).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.