СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Павловский А.И.1, Какадий И.И.2 Email: [email protected]
'Павловский Андрей Ильич — бакалавр, кафедра государственного и муниципального управления; 2Какадий Игорь Иванович - кандидат военных наук, доцент, кафедра теории и практики управления, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва
Аннотация: мир никогда не стоит на месте, и населению, всё так же, хочет участвовать в политической деятельности страны, в спортивных мероприятиях, посещать концерты и т.д. Обеспечение безопасности проведения культурно-массовых мероприятий является очень сложным процессом, но в тоже время неотъемлемой частью жизни и развития населения. Статья посвящена культурно-массовым мероприятиям, а именно, обеспечению безопасности на таких мероприятиях. В статье раскрываются и анализируются виды массовых мероприятий, их организация и уровень их безопасности. Анализируются факторы, которые необходимо помнить при организации такого рода мероприятий. Неотъемлемыми участниками в организации и обеспечении безопасности на массовых мероприятиях являются сотрудники органов внутренних дел.
Ключевые слова: безопасность, мероприятия, развитие, целенаправленность, население.
ENSURING THE SAFETY OF CULTURAL ACTIVITIES Pavlovsky A.I.1, Kakadiy I.I.2
'Pavlovsky Andrey Ilich - Bachelor, DEPAR TMENT OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT; 2Kakadiy Igor Ivanovich - Candidate of Military Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF RECONNAISSANCE AND FOREIGN ARMIES, MOSCOW STATE UNIVERSITY OF PSYCHOLOGY AND EDUCATION, MOSCOW
Abstract: the world never stands still, and the population, still wants to participate in the political activities of the country, in sporting events, to attend concerts, etc. Ensuring the safety of holding cultural events is a very difficult process, but at the same time an integral part of life and development of the population.
The article is devoted to cultural and mass events, namely, ensuring security at such events. The article reveals and analyzes the types of mass events, their organization and the level of their security. The factors that need to be remembered when organizing such events are analyzed. The employees of law enforcement bodies are integral participants in organizing and ensuring security at mass events. Keywords: safety, measures, development, purposefulness, population.
УДК 331
В современном обществе, когда вокруг все стремительно растет и развивается, когда люди живут повсеместно в больших городах, в мегаполисах, они нередко оказываются в местах массового пребывания населения.
Место массового скопления людей - это территория, на которой, в результате какого-либо мероприятия, сосредоточенно большое количество людей. К массовым мероприятиям можно отнести, к примеру:
- парады;
- шествия;
- демонстрации;
- митинги;
- концерты звезд;
- выставки, конференции;
- политические выступления;
- народные праздники и гулянья;
- спортивные соревнования (международные, всероссийские, областные, городские, районные);
- культурные и спортивные мероприятия (фестивали, концерты, матчи, ярмарки, различные шоу); и т.д.
Каждое из выше перечисленных мероприятий может выступить как мишень для реализации чьих-то преступных замыслов и действия. Поэтому, необходимо организовывать массовые мероприятия таким образом, чтобы никоим образом не допустить реализации преступных замыслов. Для грамотной и правильной организации такого рода мероприятий, необходимо руководствоваться мерами по обеспечению общественного порядка и безопасности населения.
В первую очередь, успех обеспечения безопасности на массовых мероприятиях зависит от:
- тщательной и серьёзной подготовки;
- единства сил и средств;
- слаженности и четкости выполнения поставленных задач и т.д.
Массовые мероприятия - это в первую очередь большое скопление людей, которые объединены общими духовными, политическими или иными взглядами и целями. Примечательно, что опасность потенциально заложена в каждом участнике мероприятия. Как минимум, в ходе проведения массовых мероприятий возможны конфликты между участниками мероприятий, давка, истерика и паника.
Места, в которых могут быть проведены массовые мероприятия, так же различные. Это могут быть спортивные сооружения, театры, концертные залы, центральные проспекты, парки, скверы, выставочные залы и другие объекты. Проведение культурно-массовых мероприятий, на выше перечисленных объектах, возможно только при соблюдениях всех требований и норм эксплуатации сооружений, инженерных систем, технического оборудования и инвентаря, а также соответствующих инструкций и других нормативных актов.
Первое, о чем необходимо помнить при обеспечении безопасности на культурно-массовых мероприятиях, это о вопросе транспортной доступности. А именно, чтобы участники, зрители и посетители имели возможность воспользоваться общественным транспортом по окончании мероприятия. При этом в момент завершения мероприятия, органам власти и организаторам необходимо тщательно следить, чтобы не образовалась давка в толпе людей. А в случае, когда нет общественного транспорта по близости, организаторам мероприятия следует предусмотреть для этих целей дополнительный транспорт, что тоже является значительным аспектом обеспечения безопасности проведения культурно-массовых мероприятий.
Второе, о чем необходимо помнить в проведении культурно-массовых мероприятий, особенно спортивных мероприятий или всевозможных «народных гуляний», это о погодных условиях, и других подобных критериях, которые могут повлиять на ход проведение мероприятий.
В качестве организаторов подготовки и проведения мероприятий могут выступать:
- территориальные органы федеральных органов государственной власти, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- предприятия, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, уставная деятельность которых предусматривает организацию и проведение культурно-массовых, развлекательных, спортивных и других досуговых мероприятий;
- администрации сооружений, в помещениях и на территории которых проводятся мероприятия.
Ответственность за соблюдение установленного порядка, и за обеспечение безопасности при проведении мероприятия несут так же и организаторы того или иного культурно-массового мероприятия.
Для обеспечения должного уровня безопасности и проведения мероприятий на высшем уровне, в обеспечении безопасности так же учувствуют: учреждения здравоохранения, торговли, связи, транспорта, бытового обслуживания, средства массовой информации, различные общественные формирования, на которые в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исполнению порядка проведения мероприятий.
При необходимости, для подготовки и при проведении весьма крупных мероприятий, органы местного самоуправления способны создать организационные комитеты для координации и контроля деятельности организаций, которые задействованы в подготовке и проведении данных мероприятий.
Так же, неотъемлемыми участниками в организации и обеспечении безопасности на массовых мероприятиях являются сотрудники органов внутренних дел.
Органы внутренних дел, во время проведения мероприятий, занимаются обеспечением правопорядка и общественной безопасности. Благодаря представителям органов внутренних дел, на мероприятие не допускаются лица в состоянии алкогольного, наркотического и/или других опьянений, а также лица, имеющие при себе взрывоопасные вещества, холодное, огнестрельное и иное оружие, кроме сотрудников специальных служб.
Совместно с соответствующими службами, в случае необходимости, могут быть проведены эвакуационные мероприятия зрителей с трибун и прилегающей к ним территории. Сотрудники внутренних дел проверяют у частных охранных служб и их сотрудников, принимающих участие в обеспечении безопасности массовых мероприятий, наличие необходимых документов и лицензий, которые подтверждают право на занятие охранной деятельностью. Органы внутренних дел контролируют наполняемость территории и в случае превышения предельной нормы требуют от организатора объявления прекращении допуска граждан или, в крайнем случае, самостоятельно прекращают допуск граждан [1].
Если во время подготовки или проведения мероприятия возникнут предпосылки к совершению террористических актов, экстремистских проявлений, беспорядков и иных опасных противоправных действий, организатор мероприятия или администрация обязана незамедлительно сообщить об этом руководителям правоохранительных органов, ответственных за обеспечение безопасности граждан на мероприятии. Оказывать им помощь и содействие, а так же, беспрекословно выполнять их указания.
В свою очередь, управления и отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов и районов, прогнозируют и оценивают факторы возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в период проведения мероприятий. Благодаря управлению по делам гражданской обороны, информация о возникших чрезвычайных ситуациях, последствия которых могут повлиять на безопасность жизни и здоровья участников и зрителей проводимых мероприятий своевременно доходит до администрации и организаторов мероприятия.
Таким образом, мы понимаем, что культурно-массовые мероприятия являются сложным действием, которое необходимо тщательно подготавливать заблаговременно. Чтобы то или иное массовое мероприятие состоялось без происшествий, необходимо задействовать органы внутренних дел, сотрудников здравоохранения и силы гражданской обороны. Относится к организации культурно-массовых мероприятий необходимо максимально серьезно, так как от их организации зависят жизнь и здоровье граждан, присутствующих на мероприятии. Именно совершенствование и улучшение отношения к организации массовых мероприятий в парках, на площадях, и других местах необходимо совершенствовать, в связи с тем, что к этому вопросу часто подходят не серьезно.
Список литературы / References
1. Постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
2. Какадий И.И., Беспалов О.Э., Белецкая О.О., Саратова А.А. Особенности управления безопасностью современной организации социальной сферы. Интернет-журнал Науковедение, 2016. Т. 8. № 2. С. 40.
3. Кумышева М.К., Кодзокова Л.А. Правовые основы деятельности ОВД при проведении массовых мероприятий. // Теория и практика общественного развития. № 16, 2014.
4. Федотов С.Б. Актуальные проблемы обеспечения защиты культовых знаний, сооружений и мероприятий с массовым пребыванием людей. // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. № 4, 2009.