Проблемы экономики и менеджмента
УДК 332.14
М.Ю. Сонина
магистрант,
кафедра экономики и организации производства, ФГБОУВПО « Ульяновский государственный
университет»
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Аннотация. Статья посвящена вопросам взаимовлияния финансов и культуры. Рассматриваются основные источники финансирования культурной сферы и их правовая основа (в том числе и на региональном уровне), возможность привлечения инвестиций для развития культурных проектов из средств частного бизнеса. Дается оценка обеспеченности финансовыми ресурсами культурной сферы и предлагается возможный вариант решения существующих проблем.
Ключевые слова: культура, инвестиции, креативная экономика, государственно-частное партнерство, фандрайзинг.
M.Yu. Sonina, Ulyanovsk State University
THE SOURCES OF FUNDING IN THE CULTURAL SECTOR
Abstract. The article is concerned with issues of financial and cultural interinfluence. The primary funding sources of the cultural sector and their legal framework (also at the regional level), possibility of attracting investment for development of cultural projects from the private sector funding resources are discussed. The financial resource capacity in the cultural sector is evaluated and possible outcomes of a decision for existing problem are proposed.
Keywords: culture, investments, creative industries, private-public partnership, fundraising.
Тема развития творческих индустрий и формирования креативной экономики, после проведения Г ода культуры в Российской Федерации, приобрела особую актуальность и стала одной из приоритетных при формировании стратегии развития регионов, поскольку именно регионы являются источником развития и приумножения творческого потенциала населения и дают разнообразный материал для формирования культурного облика страны. Во-первых, механизмы финансирования культуры и культурных проектов, вопросы законодательства в сфере культуры особенно актуальны в настоящее время, когда, по мнению многих историков, политологов, культурологов и экономистов происходит становление культурно-цивилизационной формации в развитии человечества. Во-вторых, сама культура является одним из мощных ресурсов, способствующих модернизации страны и появлению инноваций в смежных отраслях. Однако процесс усовершенствования и процветания культурной политики невозможен без значительных финансовых инвестиций. К основным способам получения финансовых капиталов можно отнести:
- прямое финансирование;
- финансирование через независимые посреднические структуры (фонды);
- использование механизмов партнерства, на основе смешанного государственно-частного финансирования;
- фандрайзинг (fundraising).
№ 12 (52) - 2015
15
Проблемы экономики и менеджмента
К прямому финансированию относится финансирование культурных программ национального и регионального значения, финансирование текущих расходов учреждений сферы культуры, финансирование капитальных вложений, а также получение общих и целевых трансфертов субфедеральным бюджетам, гранты организациям и деятелям культуры, начинающим творческим работникам и проч. Обычно прямое бюджетное финансирование сферы культуры устанавливается законодательными федеральными, региональными и местными органами власти в соотношении к основной части бюджета. По российскому законодательству (в соответствии с законом № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г.) финансирование сферы культуры должно осуществляться в размере 2% расходной части федерального бюджета и не менее 6% бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Однако фактически финансирование культуры в России осуществляется гораздо в меньших объемах. В 2014 г. расходы на культуру и кинематографию из консолидированного бюджета Российской Федерации составили 410 млрд рублей, что на 33,1 млрд рублей выше уровня предыдущего года (376,9 млрд рублей в 2013 г.). Относительные значения данного показателя составили 0,57% от ВВП (0,56% в 2013 г.) или 1,48 в совокупных расходах консолидированного бюджета РФ (1,49% в 2013 г.). По сути, в течение последнего десятилетия динамика расходов на культуру и кинематографию в ВВП и совокупных расходах консолидированного бюджета РФ демонстрирует постоянство значений [2, с. 244]. Специальные целевые трансферты обычно используются при реализации национальных программ развития культуры для покрытия конкретных статей расходов. Так, во Франции в первой половине 80-х годов в рамках программы перестройки и модернизации коммерческих отраслей культуры министерством культуры была создана специальная «бюджетная линия» для финансирования производства короткометражных фильмов, танцевального и циркового искусства, изобразительного искусства, промышленного дизайна, фотографии. В России примером целевых субсидий могут служить денежные средства, которые поступают в учреждения культуры в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)», целями и задачами которой являются:
- сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности;
- создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры;
- обеспечение возможности реализации культурного и духовного потенциала каждой личности;
- информатизация отрасли;
- модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности;
- выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Россий-
16
№ 12 (52) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
ской Федерации;
- создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе [5, с. 1]. Общий объем финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) представлен в таблице 1 [6].
Таблица 1 - Объем финансирования федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)»
Источники финансирования Объем финансирования, млн руб.
Средства федерального бюджета 177982,19
Внебюджетные источники 2995,5
Прочие источники, в том числе: 7252,89
средства бюджетов субъектов Российской Федерации 4370,83
Общий объем финансирования 185348,52
На капитальные вложения направляется 118469,37 млн рублей, на научноисследовательские и опытно-конструкторские работы - 688,74 млн рублей, на прочие нужды - 66190,41 млн рублей.
Самой распространенной формой прямой государственной поддержки являются гранты, которые выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры. Существуют: договорной грант; грант, выплачиваемый по результатам труда в соответствии с нормами субсидирования, пропорционально объему товаров и услуг, или же на так называемый базисный (формульный) грант; индивидуальный грант (бессрочные почетные гранты выдающимся деятелям культуры; гранты в форме гарантированного дохода, присуждаемые выдающимся писателям). Российским примером являются гранты Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, которые выдаются с целью содействия сохранению и распространению достижений отечественной культуры, приобщения к культурным ценностям различных слоев населения, поддержания традиций многонациональной культуры народов Российской Федерации. Суммы выделяемых грантов: до 800 000 руб. На период 2013-2015 годов получателями грантов Президента Российской Федерации определены 46 коллективов и учреждений культуры и искусства. Начиная с 2016 года гранты будут выплачиваться в целях поддержки творческих проектов по результатам конкурсного отбора. С 2013 г. в целях поддержки творческих индустрий и продвижения инновационных проектов в области современного искусства Минкультуры России распределяет гранты в форме субсидий в рамках реализации ФЦП «Культура России (2012-2018 гг.)» В 2013 г. на конкурсной основе выдано 10 грантов, в 2014 г. - 20 [4, с. 99-100].
От основополагающего (в свое время) метода государственной поддержки культуры - полного прямого финансирования - в большинстве стран уже отказались. Этот способ финансирования сохранен лишь для некоторых национальных музеев, архивов и библиотек.
№ 12 (52) - 2015
17
Проблемы экономики и менеджмента
Одним из распространенных, демократичных и эффективных методов государственного финансирования культуры является распределение денежных средств через посреднические негосударственные организации (благотворительные фонды, общественные институты культуры, ассоциации творческих работников, endowment-фонды). Особенно активно он применяется в Г ермании, Великобритании и Франции. В России насчитывается несколько десятков благотворительных фондов, среди которых Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт», основанный российским предпринимателем Алишером Усмановым в 2005 году. Фонд специализируется на помощи больным детям, поддержке спортивных организаций, а также театров и музеев. В 2015 году на реализацию различных проектов фонд потратил около 13,75 миллиардов рублей. Источники финансирования - личные средства Усманова, а также деньги, выделяемые подконтрольными ему компаниями.
Благотворительный фонд «Система», созданный в 2003 году для благотворительной деятельности одноименной корпорации и подконтрольных ей компаний. К основным сферам деятельности фонда относятся наука, культура и искусство, спорт и социальное развитие. Ежегодно фонд тратит около трех миллиардов рублей на поддержку более чем 50 проектов. Средства в фонд поступают от коммерческих организаций, а также от физических лиц. Благотворительный фонд Владимира Потанина, основанный предпринимателем Владимиром Потаниным в 1999 году. Сфера деятельности фонда -культура и образование. Бюджет фонда составляет более 300 миллионов рублей в год. Финансирование фонда осуществляется лично Владимиром Потаниным. Институт благотворительности очень важен для России.
В 2010-2013 гг. на федеральном уровне были приняты дополнительные законодательные нормы, сформулировавшие благоприятные условия для деятельности некоммерческих организаций, развития благотворительности и добровольчества. 4 ноября 2014 г. был принят Федеральный закон № 327-ФЗ «О меценатской деятельности», регулирующий отношения в сфере меценатства и устанавливающий гарантии стимулирования меценатской деятельности. В настоящем Законе меценатская деятельность означает деятельность по безвозмездной передаче имущества, в том числе денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездные выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области культуры и искусства, направленные на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства [11]. Законодательство устанавливает, что меценатами могут быть как физические, так и юридические лица, получателями - как государственные, так и негосударственные некоммерческие организации культуры, образовательные организации, реализующие программы в области культуры и искусства. Особо важным моментом принятого закона является гарантия того, что меценатская поддержка не является основанием для сокращения бюджетного финансирования ее получателей. Одной из важнейших задач на предстоящие годы является разработка современной системы налогового стимулирования благотворительной деятельности в сфере культуры.
18
№ 12 (52) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
К посреднической негосударственной организации можно отнести endowment-фонды - целевые фонды, созданные для некоммерческих целей. Они могут инвестировать свои средства с целью извлечения дохода, однако обязаны направлять весь полученный доход в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан. Отличительной особенностью endowment-фонда от обычной благотворительной организации является строго целевой характер деятельности (как правило, endowment-фонд создаётся для поддержки какой-либо одной организации, например, определённого учреждения культуры) и нацеленность на получение дохода за счёт инвестирования средств.
Впервые такие организации возникли в США и использовались, прежде всего, для негосударственной поддержки образовательных учреждений. В России деятельность endowment-фондов регулируется Федеральным Законом № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». На 1 февраля 2014 г. в России было зарегистрировано 117 фондов целевого капитала, на 1 января 2015 - 133 фонда. Однако только 10% данных фондов создано с целью поддержки организаций культуры. Ключевыми проблемами формирования фондов целевого капитала в области культуры остаются отсутствие опыта привлечения дополнительных внебюджетных средств, взаимодействия с донорами и использования обширного инструментария fundraising. На практике не все зарегистрированные фонды целевых капиталов способны их сформировать и передать в доверительное управление [2, с. 252]. Эти обстоятельства замедляют развитие данного института поддержки.
В современных условиях обеспечение высоких и устойчивых темпов развития территории, достижение стратегических целей невозможно без тесного сотрудничества органов власти с представителями частного бизнеса. В этом смысле государственночастное партнерство - эффективный и реальный механизм такого взаимодействия. В культуре подход к государственно-партнерству отличается тем, что она (культура) исторически финансировалась по остаточному принципу, считалось, что нельзя зарабатывать на культуре, поскольку она нуждается в благотворительности и меценатстве. Однако современный подход говорит о том, что культурные проекты могут выходить на самоокупаемость, а культура и бизнес способны взаимодействовать на равных. Основными видами ГЧП являются:
- инвестиционная деятельность - возвратное финансирование объектов государственной собственности и сферы услуг на льготных условиях, отличающихся от обычных рыночных;
- концессионная деятельность - управление объектами государственной собственности (памятниками историко-культурного наследия);
- благотворительная деятельность - рекомендуемые государством объекты или сферы для вложения средств спонсоров и меценатов, которые, по мнению государства, реально нуждаются в дополнительном финансировании.
Система механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры предоставляет бизнесу открытый путь во всем многообразии форм к новым сферам экономики - в частности, к креативной экономике, что особенно актуально в условиях
№ 12 (52) - 2015
19
Проблемы экономики и менеджмента
конкуренции. Мировая практика содержит много примеров успешной реализации ГЧП проектов в сфере культуры. C 1998 г. в Великобритании осуществляется государственная поддержка плюс привлечение частного капитала на развитие творческих индустрий, обеспечивающей комплексное сочетание туризма, посещение памятников истории культуры, музеев, различных фестивалей и проч. В британском городе Борнмут было подписано ГЧП-соглашение сроком на 30 лет по созданию общественной библиотеки, а в Ливерпуле было заключено 25-летнее соглашение по реконструкции построенной в 1850 году центральной городской библиотеки (проект также включает реконструкцию здания городского архива, которое было построено более 800 лет назад). В Дюссельдорфе (Германия) на 30 лет было заключено соглашение по созданию здания театра балета. В Дублине (Ирландия) реставрируют городской театр, с применением механизмов ГЧП частные инвесторы реставрируют центр Г онконга (КНР).
Культура давно является одним из главных факторов инвестиционной привлекательности большинства регионов нашей страны. Несмотря на то, что в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года» 8] была указана необходимость частичного переноса бремени финансирования культуры за счет использования форм государственно-частного партнерства с бюджета на частных инвесторов, правовая база для развития ГЧП в России долгое время находилась в стадии формирования. И лишь 1 июля 2015 года был принят закон (вступающий в силу с 1 февраля 2016 года) № 24 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации...». Однако существующая правоприменительная практика базируется на региональном законодательстве о ГЧП (в 2014 . в различных стадиях реализации находились 131 ГЧП-проект [9, с. 13], отвечающим представленным требованиям и реализуется в большинстве проектов в виде концессионных соглашений. В рамках таких соглашений в субъектах Российской Федерации реализуются долгосрочные проекты в сфере культуры и искусства, финансируемые как государством, так и инвесторами. Примером могут служить: проект по восстановлению исторического центра г. Казани и деятельности Международного института антиквариата, концессионное соглашение, на основе которого построен Ледовый дворец в г. Ульяновске, проекты в Московской, Саратовской, Ростовской и Воронежской областях, в которых инвесторы, по согласованию с публичным партнером, берутся за реконструкцию интересного здания, которое является культурным наследием. После реставрации ему придадут новое звучание и используют в качестве новой площадки для реализации различных культурных проектов. Все эти проекты на практике подтвердили функцион-ность механизмов государственно-частного партнерства в современных условиях.
Одним из факторов дальнейшего усовершенствования и развития ГЧП проектов в сфере культуры может стать предусмотренная в новом законе возможность частной инициативы при заключении ГЧП-соглашения. Первостепенным здесь является интерес к подобного рода проектам как руководителей регионов, так и представителей бизнеса. Это позволит частной стороне выступать в роли инициатора проекта и, за счет сокращения сроков отбора претендента, уменьшить сроки реализации всего проекта. Для
20
№ 12 (52) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
государственной стороны такая реальность позволит сразу получить готовый проект соглашения с проработанными деталями, что в свою очередь допустит реализовать большее количество ГЧП-проектов, в том числе в сфере культуры.
Фандрайзинг (fundraising) является относительно молодым явлением, которое оформилось в отдельную дисциплину с конца восьмидесятых годов прошлого века. Фандрайзинг (fundraising) - деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых средств из различных источников на реализацию значимых социальнокультурных программ и проектов [7, с. 9]. Фандрейзинг чаще всего практикуется некоммерческими организациями (non profit) и представляет собой вид деловых коммуникаций между НКО и их реальными и потенциальными донорами: коммерческим бизнесом, спонсорами, благотворителями, контролирующими государственный бюджет административными органами. Некоммерческие организации (НКО) занимают ведущее место в интересующей нас сфере. Это обусловлено целями их деятельности, которые отвечают функциям образования, науки и культуры в обществе [1, с. 14]. Например, в ноябре 2013 года, была образована Ассоциация фандрайзеров России. Цель этого объединения заключается в содействии развитию благотворительности на основе фандрайзинга, при условии осведомленности и поддержки жителей страны.
По способу осуществления фандрайзинг делится на: внешний и внутренний. Внешний предполагает, что для поиска потенциальных инвесторов привлекаются специальные агентства и консультанты, не входящие в штат некоммерческой организации. В случае же внутреннего фандрайзинга поиск потенциальных инвесторов (равно как и поиск самих проектов) под конкретные проекты ложится на плечи сотрудников некоммерческой организации. Основной проблемой, замедляющей развитие франдрайзинга в России, является отсутствие воспитания в обществе культуры участия в благотворительности. В этом смысле важно не только донести до общественности суть деятельности фандрайзеров, но и привить понимание социальной ответственности в возрождении ценностей, приводящих к развитию инвестиционного сектора в культурной среде.
Несмотря на многообразие источников финансирования, финансовое состояние культурной сферы оставляет желать лучшего. Причинами здесь являются восприятие сферы культуры как подотрасли социального блока, слабая проработка отраслевых законодательных актов, малая инициатива бизнес-сектора в участии культурных проектов. В этом случае необходима комплексная модернизация основ законодательства России о культуре, синтез всех описанных выше источников финансирования, интеграция бизнеса и культуры, создание исключительных условий для инвестиций, ведь именно инвестиционные вложения в проекты культурной сферы позволят инвесторам не только рентабельно использовать свой капитал, но и внести свой вклад в генерирование уникального творческого продукта. Такой подход способствует развитию культурных инноваций и творческих индустрий, которые в дальнейшем становятся основной движущей силой развития региона, что в свою очередь приводит к процветанию всей страны в целом.
№ 12 (52) - 2015
21
Проблемы экономики и менеджмента
Список литературы:
1. Артемьева Т.В., Тульчинский Г. Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. - СПб.: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2010. - 286 с.
2. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 году / М-во культуры Рос. Федерации. - М., 2015. - 288 с.
3. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации за 2014 год и задачах на 2015 год / М-во культуры Рос. Федерации. - М., 2015. - 353 с.
4. Отчет «Об итогах работы Министерства культуры Российской Федерации в 2013 году и задачах на 2014 год» / М-во культуры Рос. Федерации // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2014. - № 5. - С. 99-100.
5. Паспорт федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» / М-во культуры Рос. Федерации, Федер. арх. Агентство Рос. Федерации, Федер. агентство по печати и массовым коммуникациям. - М., 2012. - 177 с.
6. Постановления Правительства РФ от 24.12.2013 № 1219 «О внесении изменений в федеральную целевую программу "Культура России (2012-2018 годы)"»; Постановления Правительства РФ от 10.09.2014 № 923 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 186».
7. Проблемы и пути совершенствования социально-культурной деятельности на региональном уровне: материалы научно-практической конференции. - Хабаровск: ХГИИК, 2000. - 100 с.
8. Распоряжение Правительства РФ от 01.01.2001 «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 24.11.2008. - № 47. - Ст. 5489.
9. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014. - 19 с.
10. Романова, В.В., Мацкевич, А.В. Бюджетные расходы в сфере культуры и кинематографии: анализ состояния и динамики / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т упр. гос. ресурсами; под ред. Б. Л. Рудника. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - Вып. 2. - 72 с.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 4 ноября 2014 г. № 327-ФЗ «О меценатской деятельности».
22
№ 12 (52) - 2015