Научная статья на тему 'Особенности применения фандрайзинга в реализации социально-культурных проектов'

Особенности применения фандрайзинга в реализации социально-культурных проектов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1132
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / социум / социально-культурный проект / благотвори -тельность / меценатство / фандрайзинг / предпринимательство / предприимчивость / culture / society / socio-cultural project / charity / patronage / fundraising / entrepreneurship / enterprise

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Л. А. Николаева, Н. В. Погорелова

В статье рассматривается такое явление в России как фандрайзинг. Оно достаточно молодое для нашей страны, но имеет свою вековую историю в благотворительности и меценатстве. Авторы подчеркивают, что благодаря меценатским поколениям общественность по-иному стала относиться к статусу художника, она стала ему поклоняться. Именно усилиями меценатов национальная культура России была открыта для всего мира. Авторами статьи определены основные проблемы фандрайзинговой деятельности в современной России, раскрыто понятие «социально-культурный проект», объектом которого выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Выделены этапы технологии фандрайзинга, а также выявлены личностные качества, которыми должен обладать руководитель проекта (фандрайзер). Авторы данной работы подчеркивают, что именно социальная значимость проектов и определяет важность участия, сопричастности к этой сфере деятельности потенциальных меценатов и спонсоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE APPLICATION OF FUNDRAISING IN THE IMPLEMENTATION OF SOCIO-CULTURAL PROJECTS

The article considers such a phenomenon in Russia as fundraising. It is quite young for our country, but it has its century-long history in charity and patronage. The authors emphasize that thanks to patronage generations the public began to treat the status of the artist in a different way, she began to worship him. It was through the efforts of patrons that Russia's national culture was open to the whole world. The authors of the article define the main problems of fundraising activity in modern Russia. These include the stereotypes existing in the society about business as an unattainable sphere, the low entrepreneurial activity of the leaders of projects in the socio-cultural sphere, as well as low self-esteem as representatives of poorly financed sectors of the economy. The definition of the concept of a «socio-cultural project» is given, the object of which is a complex education, which includes two sub-systems superimposed on each other: society and culture. In other words, they are groups of people, communicative processes (connections between people), human activity in various forms of its organization. The article highlights the stages of fundraising technology, as well as the personal qualities that a project manager (fundraiser) should have. They include communication skills, speech literacy, acting skills, will power, charisma, and enterprise. The authors of the article emphasize that it is the social significance of projects that determines the importance of participation, involvement in this area of potential patrons and sponsors.

Текст научной работы на тему «Особенности применения фандрайзинга в реализации социально-культурных проектов»

References

1. Strekalova G.R Kriterii ocenki mezhkul'turnyh kommunikacij neverbal'nogo obshcheniya / G.R Strekalova, N.V. Mochalova// V sb. materialov XII mezhd. nauch-prakt. konf n.-i. c. «Akademicheskij». 2017.- S. 57-60.

2. Kalimullina O. A. Sinergeticheskij podhod k organizacii dosuga/ O. A. Kalimullina // Vestnik KGUKI, 2013. -№ 2. -S.82-86.

3. Sirotkin L.Yu Mnogomernaya lichnost' kak sub"ekt mezhkul'turnogo dialoga/ L.Yu Sirotkin //Vestnik KGUKI. -2012. - № 2. - S. 63 - 66.

4. Zakirova Ch.R Pedagogicheskij potencial tanceval'nogo iskusstva v razvitii mezhkul'turnoj kompetencii molodezhi / Ch.R Zakirova, RA Valeeva // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya- 2015. - № 1 (chast' 1) -http://www.science-education.ru/ ru/ article/view.

5. Mihajlova, T. V. Cennostnye orientacii lichnosti / T. V. Mihajlova // Pedagogicheskij process i osobennosti ego organizacii v usloviyah regional'no-nacional'nogo obrazovaniya: sb. nauch. st-M.; CHeboksary: CHGPU im. I. Ya. Yakovleva, 2008. - S. 161- 175.

УДК 364.2

Л. А. Николаева, Н. В. Погорелова

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФАНДРАЙЗИНГА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-

КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ

В статье рассматривается такое явление в России как фандрайзинг. Оно достаточно молодое для нашей страны, но имеет свою вековую историю в благотворительности и меценатстве. Авторы подчеркивают, что благодаря меценатским поколениям общественность по-иному стала относиться к статусу художника, она стала ему поклоняться. Именно усилиями меценатов национальная культура России была открыта для всего мира.

Авторами статьи определены основные проблемы фандрайзинговой деятельности в современной России, раскрыто понятие «социально-культурный проект», объектом которого выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру.

Выделены этапы технологии фандрайзинга, а также выявлены личностные качества, которыми должен обладать руководитель проекта (фандрайзер). Авторы данной работы подчеркивают, что именно социальная значимость проектов и определяет важность участия, сопричастности к этой сфере деятельности потенциальных меценатов и спонсоров.

Ключевые слова: культура, социум, социально-культурный проект, благотвори -тельность, меценатство, фандрайзинг, предпринимательство, предприимчивость.

Lyubov N. Nikolaeva, Natalya V. Pogorelova FEATURES OF THE APPLICATION OF FUNDRAISING IN THE IMPLEMENTATION OF SOCIO-CULTURAL PROJECTS.

Abstract: The article considers such a phenomenon in Russia as fundraising. It is quite young for our country, but it has its century-long history in charity and patronage. The authors emphasize that thanks to patronage generations the public began to treat the status of the artist in a different way, she began to worship him. It was through the efforts of patrons that Russia's national culture was open to the whole world.

The authors of the article define the main problems of fundraising activity in modern Russia. These include the stereotypes existing in the society about business as an unattainable sphere, the low entrepreneurial activity of the leaders of projects in the socio-cultural sphere, as well as low self-esteem as representatives of poorly financed sectors of the economy.

The definition of the concept of a «socio-cultural project» is given, the object of which is a complex education, which includes two sub-systems superimposed on each other: society and culture. In other words, they are groups of people, communicative processes (connections between people), human activity in various forms of its organization.

The article highlights the stages of fundraising technology, as well as the personal qualities that a project manager (fundraiser) should have. They include communication skills, speech literacy, acting skills, will power, charisma, and enterprise. The authors of the article emphasize that it is the social significance of projects that determines the importance of participation, involvement in this area of potential patrons and sponsors.

Key words: culture, society, socio-cultural project, charity, patronage, fundraising, entrepreneurship, enterprise.

Под фандрайзингом принято понимать привлечение ресурсов как в организацию, так и под конкретный проект. Это довольно сложный процесс, но он является и самым перспективным для российских некоммерческих организаций, к числу которых относятся учреждения сферы культуры, образования, дополнительного образования, основной целью которых является не получение прибыли, а удовлетворение общественных потребностей в

образовании, организации досуга, сохранении и развитии традиций народной культуры и т.д. Другими словами фандрайзинг - это деятельность по привлечению новых инвесторов, партнеров, сторонников для осуществления социально значимой миссии.

Фандрайзинг в России явление достаточно молодое, пришедшее к нам из США в конце XX столетия. Однако развитие фандрайзинга в нашей стране неразрывно связано с благотворительной деятельностью, которая имеет богатую историю более векового развития. Важной особенностью культурной жизни России во второй половине XIX в. стали благотворительность, меценатство и коллекционирование. Масштабы благотворительности, меценатства были велики. Исследователь истории благотворительности в России П. В. Власов в одной из своих книг пишет: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с "сорока сороками церквей", многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами. Теперь она предстает перед читателями как обитель милосердия. Представители разных сословий - имущие и бедные отдавали нуждающимся то, что имели: одни - состояние, другие -силы и время» [Цит. по: 2, с. 48-49].

В рассматриваемый период усилиями меценатов и коллекционеров в России были «созданы национальные музеи и галереи, состоящие из обширных и высокоценных произведений искусства. Благодаря бескорыстной поддержке со стороны купечества и предпринимателей был открыт яркий талант Ф. И. Шаляпина, расцвело творчество десятков художников, писателей и поэтов, собраны огромные художественные фонды, которые по меткому замечанию академика Д. С. Лихачева, стали «учебными классами русской культуры» [Цит. по: 2, с. 49].

Наибольшего размаха достигла меценатская деятельность со второй половины XIX в., и связано это, главным образом, с деятельностью именитых купеческих династий, давших «потомственных благотворителей». Именно в это время, благодаря деятельности великих меценатов (С. И. Зимин, А. А. Бахрушин, П. М. Третьяков, П. И. Щукин и др.], национальная культура России была открыта для всего мира.

Купечество не только финансировало строительство больниц, богаделен, дешевых и бесплатных квартир, родильных домов, школ и библиотек, но многие из них внесли огромный вклад в развитие художественной культуры дореволюционной России. Величайшая заслуга меценатских поколений в том, что общественность по-иному стала относиться к статусу художника. Она стала ему поклоняться. Третьяковская галерея, благодаря своим передвижным выставкам, знакомит общественность с лучшими картинами русских художников, таких как М. А. Врубель, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. Н. Крамской, А. П. Боголюбов, А. Куинджи, Н. А. Ярошенко и др. Благодаря постановкам Частной оперы Саввы Мамонтова и концертам Придворного хора князя Юрия Голицина музыкальное общество Европы знакомится с творчеством великих русских композиторов: Д. С. Бортнянского, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакого и т.д. Многим из них мы благодарны за многочисленные училища, гимназии, академии, институты. Меценаты буквально создавали, растили самих художников и ученых, а их произведения собирали и берегли. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки - вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие. «Только их совместными усилиями в России сохранялась и создавалась такая многообещающая культура, которая до недавнего времени значила очень много в общемировом культурном прогрессе» [Цит. по: 2, с. 51].

Возвращаясь к настоящему времени, отметим, что в Российской Федерации сфера фандрайзинга незаслуженно обделена вниманием. Связано это, в первую очередь, со сложившимися проблемами фандрайзинга в сфере культуры. Рассмотрим основные из них. Во-первых, в социуме существуют определенные стереотипы о сфере бизнеса, а именно ошибочные представления о бизнесменах как о людях, которые во всем ищут выгоду, что они скупы. Безусловно, есть и скупые, и люди, которые с удовольствием примут участие в качестве спонсора, партнера в реализации некоммерческого проекта.

Во-вторых, среди разработчиков проектов в сфере культуры присутствует низкая предприимчивость. Менталитет таков, что государство должно финансировать, но за

переходом на рыночную экономику в нашей стране, а также финансовым кризисом последних лет, последовало сокращение государственного финансирования социально-культурных проектов.

В-третьих, заниженная самооценка как представителей малофинансируемых секторов экономики, а бизнесмены хотят работать с субъектами высокого статуса. При этом следует отметить, что в социально-культурной сфере мы обладаем теми ресурсами, которыми мало кто обладает. А именно: место в истории, статус, реклама, полезные контакты, представительство в различных сферах деятельности через участие в таких мероприятиях как конференция, концерт, презентация и т.п.

На сегодняшний день деятельность в области фандрайзинга в России по-прежнему носит эпизодический характер. В России по-прежнему отсутствует отработанная методическая основа сбора средств. Отсутствуют федеральные законы, касающиеся фандрайзинга, которые существенно облегчат деятельность некоммерческих организаций во всем мире. Руководители благотворительных фондов выделяют следующие основные источники поступлений на некоммерческие проекты [1, с. 31-39]:

1] органы государственной власти и местного самоуправления (финансирование из бюджета в виде субсидий];

2] коммерческие фирмы (в виде благотворительности, меценатства, спонсорской поддержки, на партнерские проекты];

3] иностранные и российские благотворительные фонды (в виде грантов или пожертвований];

4] население (через сбор частных пожертвований];

5] члены организации (в виде членских взносов и собственного вклада];

6] клиенты организации (через предпринимательскую деятельность - реализацию товаров и услуг];

7] другие некоммерческие организации: иностранные партнеры, ресурсные центры и пр. (в виде пожертвований, технической помощи, обучения, консультирования, предоставления информации];

8] учрежденные предприятия и организации (передача части прибыли].

Опираясь на данный список источников, всё же можно выделить основные пять, так как именно они являются движущей силой: государство, бизнес, иностранные источники, население и другие некоммерческие организации. На этих пяти и основывается построение системы привлечения средств в любую некоммерческую организацию. Определение способов привлечения средств основывается на том, какие средства имеются в распоряжении некоммерческой организации, какова цель реализации проекта, сколько финансовых вложений требуется. Разнообразие способов фандрайзинга - ключ ко многим успешным проектам.

Большинство некоммерческих организаций привлекают ресурсы на свою деятельность ситуативно, уделяя мало внимания заранее обдуманной стратегии. Однако стратегия в фандрайзинге играет важную роль, можно даже сказать ключевую. Стратегия позволяет организации получать только те ресурсы, которые ей действительно необходимы. Стратегия помогает учитывать и использовать все имеющиеся у организации возможности, не тратя на привлечение ресурсов лишней энергии и времени. Стратегия позволяет спланировать поступление ресурсов в организацию, внести в фандрайзинговую деятельность элемент предсказуемости получения средств, которого так не хватает в настоящее время.

В различных научных изданиях тактика фандрайзинга определяется как краткосрочное планирование в рамках долгосрочного плана и выборе средств, позволяющих этим планам реализоваться. Существует широкий набор стратегических инструментов. Некоторые из них ориентированы преимущественно на анализ сложившейся ситуации и связаны с рассмотрением состояния организации и ее готовности к будущим действиям. Другие инструменты позволяют быстро перейти от анализа к стадии, требующей от организации принятия решений в образе действий.

В данном исследовании мы рассмотрим практические аспекты применения технологии фандрайзинга в процессе реализации социально-культурных проектов. Прежде необходимо

изучить понятие «социально-культурный проект», его цель и задачи. Безусловно данные проекты имеют социальную направленность. Как отмечает С. Б. Синецкий, объектом в этом случае «выступают группы людей, коммуникативные процессы (связи между людьми], человеческая деятельность в различных формах ее организации. <...> А сущность (смысл] проектной деятельности заключается в преобразовании идеальной конструкции (проектной идеи] в полезный материальный продукт (событийную акцию, фильм, книгу, организацию, новый социальный статус персоны, образовательный курс и т.д.], обладающий заданными измеряемыми и проверяемыми характеристиками» [4, с. 42].

А. П. Марков и Г. М. Бирженюк, профессора Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, определяют социально-культурное проектирование как специфическую технологию, представляющую собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, разработке путей и средств достижения поставленных целей. По их словам в качестве объекта социально-культурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом] составляет проблемное поле формирования и реализации социально-культурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно] сложившимся нормам [2, с. 9]. Именно социальная значимость проектов и определяет важность участия, сопричастности к этой сфере деятельности потенциальных меценатов и спонсоров.

В процессе осуществления фандрайзинга можно выделить несколько этапов. Первый этап - разработка проекта. На данном этапе необходимо точно определить проблемное поле, цель, задачи, целевую аудиторию, исполнителей. Для этого необходимо провести проблемно-целевой анализ, в ходе которого ответить на такие вопросы как:

Для чего создается проект?

Чем вызвана необходимость его создания?

Кто выступит в роли целевой группы?

Найдет ли проект своих потребителей?

Кто будет создавать проект?

Как в дальнейшем будет использоваться проект?

Завершается этап разработки проекта детальным прописыванием содержания, сроков, ответственных, составлением сметы, из которой видно какие финансовые средства необходимы для реализации проекта.

Второй этап - выбор потенциальных спонсоров. На данном этапе проводится анализ возможностей спонсора по вложениям в рекламу, участию в реализации подобных проектов. Следует отметить, что на стадии разработки проекта (1 этап] уже важно проектировать присутствие спонсора в проекте (т.е. информации о нем]. Это нужно для того, чтобы до реализации проекта была возможность предложить конкретному спонсору профинансировать проект. Описывать проект необходимо с точки зрения привлекательности для спонсора. К возможным интересам спонсора в этом случае можно отнести: материальный (льгота], моральный (чувство приобщения к важному делу], деловой (в данном случае нужно уверить спонсора, что у нас это получится наилучшим образом], рост социальной ответственности представителей бизнеса (спонсорство как способ заявить обществу о своей социальной миссии] и т.д.

Третий этап - отправка заявки (в случае получения гранта] или информационного письма (в случае получения спонсорской помощи]. Для спонсора также необходимо подготовить бизнес-план с подробным описанием проекта и его бюджета, которое предоставляется, как правило, при деловой встрече для обсуждения дальнейшего сотрудничества.

Четвертый этап - освоение привлеченных ресурсов. В завершении данного этапа важна благодарность спонсору от руководителей проекта (организации]. В сфере культуры это может быть благодарственное письмо за подписью руководителя, пригласительные билеты на мероприятия, годовой абонемент на посещение мероприятий, реклама в средствах массовой информации, интернет-ресурсах, поздравления с последующими праздниками с целью поддержания отношений как дружеских, так и деловых.

Безусловно, фандрайзер (человек, привлекающий ресурсы] должен обладать такими личностными качествами как коммуникабельность, речевая грамотность, актерские способности, сила воли, харизматичность. Однако ведущим качеством специалиста по привлечению ресурсов и управлению реализацией проекта выступает предприимчивость. С. Б. Синецкий подчеркивает, что «предприимчивость как личностное качество диагностируется (самодиагностируется] через проявление следующих способностей:

Способность к самостоятельным инициативным действиям (без внешнего принуждения].

Способность к риску (в первую очередь собственными ресурсами].

Способность нести ответственность за последствия своих действий (не ссылаясь на внешние обстоятельства] [4, с. 45].

Автор также отмечает, что на сегодняшний день под предпринимательством следует понимать не только деятельность по получению прибыли «для себя», а любую специализированную деятельность по достижению цели в условиях неопределенности [4, с. 45].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что фандрайзинг - это целенаправленный систематический поиск ресурсов для реализации социально значимых проектов. Не смотря на то, что фандрайзинг - явление для России достаточно молодое, оно имеет свою богатую историю в развитии благотворительности и меценатства. Технология фандрайзинга включает в себя несколько этапов, где уже на стадии разработки проекта необходимо задуматься о недостающих ресурсах и проектировать присутствие спонсора в проекте. И, безусловно, реализуемые социально-культурные проекты дают большие возможности для сотрудничества с представителями бизнеса, т.к. данные проекты обладают несомненным достоинством публичных мероприятий с их значительным медийным потенциалом.

Литература

1. Вербицкий, А Фандрайзинг для развития (привлечение ресурсов из местных источников] / А. Вербицкий, Ю. Аксенова, П. Гамольский. - М. : 2008. - 107 с.

2. Марков, А. П. Основы социокультурного проектирования / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. - СПб. : СПбГУ Профсоюзов, 1997. - 268 с.

3. Николаева, Л. А. Художественно-просветительная деятельность на Южном Урале (вторая половина XIX -начало XX в.]. - Монография. - Челябинск, 2015. - 142 с

4. Синецкий, С. Б. Основополагающие идеи для преподавания предметов социопроектного цикла в рамках профиля «Управление проектом» / С. Б. Синецкий / / Инновации в системе высшего образования : материалы VII Всерос. науч.-метод. конф. / ЧОУ ВО «Челяб. ин-т экономики и права им. М. В. Ладошина» ; [отв. ред. : С. Б. Синецкий ; редкол. : Е. А. Захарова, А. Л. Худобородов, Л. В. Львов]. - Челябинск, 2016. - С. 42 -46.

References

1. Verbickij, A. Fandrajzing dlya razvitiya (privlechenie resursov iz mestnyh istochnikov) / A Verbickij, Yu. Aksenova, P. Gamol'skij. - M.: 2008. - 107 s.

2. Markov, A. P. Osnovy sociokul'turnogo proektirovaniya / A P. Markov, G. M. Birzhenyuk. - SPb. : SPbGU Profsoyuzov, 1997. - 268 s.

3. Nikolaeva, L A. Hudozhestvenno-prosvetitel'naya deyatel'nost na YUzhnom Urale (vtoraya polo-vina XIX -nachalo XX v.). - Monografiya. - Chelyabinsk, 2015. - 142 s.

4. Sineckij, S. B. Osnovopolagayushchie idei dlya prepodavaniya predmetov socioproektnogo cikla v ramkah profilya «Upravlenie proektom» / S. B. Sineckij // Innovacii v sisteme vysshego obrazovaniya : materialy VII Vseros. nauch.-metod konf. / CHOU VO «Chelyab. in-t ehkonomiki i prava im. M. V. Ladoshina» ; [otv. red. : S. B. Sineckij; redkol. : E. A. Zaharova, A. L Hudoborodov, L. V. L'vov]. - CHelyabinsk, 2016. - S. 42 -46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.