Научная статья на тему 'Досуговая деятельность как сфера развития коммуникативной культуры личности'

Досуговая деятельность как сфера развития коммуникативной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
досуг / личность / общество / коммуникативная культура / развитие / деятельность / самодеятельный хореографический коллектив / принципы / гармоничные отношения / personality / society / communicative culture / development / activity / amateur choreographic team / principles / harmonious relations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н В. Мочалова

Рассмотрены ключевые позиции понятий «коммуникативная культура», «досуговая деятельность», «свободное время» в контексте взаимосвязи и взаимообусловленности. Определена специфика досуга с позиции развития коммуникативной культуры личности. Обоснованы принципы формирования гармоничных отношений личности в досуговой деятельности в условиях самодеятельного хореографического коллектива. Показано, что самодеятельный хореографический коллектив, как форма проведения досуга, располагает значительным потенциалом формирования и развития коммуникативной культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEISURE ACTIVITIES AS THE SPHERE FOR DEVELOPING COMMUNICATIVE CULTURE OF PERSONALITY

The key positions of the notions “communicative culture”, “leisure activity”, “free time” in the context of interconnection and interdependence are considered. The specificity of leisure is defined from the standpoint of the development of the communicative culture of the individual. The principles of the formation of harmonious relations of the individual in leisure activities in the conditions of an amateur choreographic team are substantiated. It is shown that the amateur choreographic team as a form of leisure has a significant potential for the formation and development of the communicative culture of the individual.

Текст научной работы на тему «Досуговая деятельность как сфера развития коммуникативной культуры личности»

данного процесса на психологические новообразования в личности молодого человека, а именно саморефлексию, требовательность, ответственность и др.

- основными направлениями процесса формирования потребностей здорового образа жизни современных студентов являются внешнее и внутреннее, где первое основано на понятии здоровьеформирующей образовательной среды, а второе - на субъектной позиции молодого человека, нацеленного на продолжительную и активную жизнедеятельность.

Литература

1. Волкова Г.Л., Волков В.А Формирование осознанной потребности студентов в здоровом образе жизни / / Приоритетные направления развития науки и образования. 2014. № 3 (3). С. 60-62.

2. Михайлова О.Н. Формирование потребностей здорового образа жизни // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2007. № 1 (51). С. 180-185.

3. Никифоров Н.В. Инновационные социально-культурные и педагогические технологии формирования здорового образа жизни подростков / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 1. С. 80-85

4. Новейший философский словарь / под ред. АА Грицанова. Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. C. 476.

5. Пилюшенко А.В. Вопросы теоретического осмысления категорий «образ жизни» и «здоровый образ жизни» / / Вестник Томского государственного университета. 2015. № 398. С. 52.

6. Татаров В.Б. Важнейшая задача преподавателей, учителей формирование потребности в здоровом образе жизни учащейся молодежи // Потенциал современной науки. 2016. № 3 (20). С. 132-138.

7. Ярлыкова О.В. Формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно -воспитательной работы: обобщение результатов прикладного исследования // Крымский научный вестник. 2015. № 4-2 (4). С. 282.

Refere^es

1. Volkova G.L., Volkov V.A Formirovanie osoznannoj potrebnosti studentov v zdorovom obra-ze zhizni // Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya. 2014. № 3 (3). S. 60-62.

2. Mihajlova O.N. Formirovanie potrebnostej zdorovogo obraza zhizni // Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. 2007. № 1 (51). S. 180-185.

3. Nikiforov N.V. Innovacionnye social'no-kul'turnye i pedagogicheskie tekhnologii for-mirovaniya zdorovogo obraza zhizni podrostkov // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2 012. № 1. S. 80-85

4. Novejshij filosofskij slovar' / pod red. A.A. Gricanova Minsk: Izd V.M. Skakun, 1998. C. 476.

5. Pilyushenko A.V. Voprosy teoreticheskogo osmysleniya kategorij «obraz zhizni» i «zdorovyj obraz zhizni» // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 398. S. 52.

6. Tatarov V.B. Vazhnejshaya zadacha prepodavatelej, uchitelej formirovanie potrebnosti v zdo-rovom obraze zhizni uchashchejsya molodezhi // Potencial sovremennoj nauki. 2016. № 3 (20). S. 132-138.

7. Yarlykova O.V. Formirovanie potrebnosti v zdorovom obraze zhizni v ramkah uchebno - vospi-tatel'noj raboty: obobshchenie rezul'tatov prikladnogo issledovaniya / / Krymskij nauchnyj vestnik. 2015. № 4-2 (4). S. 282.

УДК 379.8.092

Н.В. Мочалова

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СФЕРА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ

КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Рассмотрены ключевые позиции понятий «коммуникативная культура», «досуговая деятельность», «свободное время» в контексте взаимосвязи и взаимообусловленности. Определена специфика досуга с позиции развития коммуникативной культуры личности. Обоснованы принципы формирования гармоничных отношений личности в досуговой деятельности в условиях самодеятельного хореографического коллектива. Показано, что самодеятельный хореографический коллектив, как форма проведения досуга, располагает значительным потенциалом формирования и развития коммуникативной культуры личности.

Ключевые слова: досуг, личность, общество, коммуникативная культура, развитие, деятельность, самодеятельный хореографический коллектив, принципы, гармоничные отношения

Ninel V. Mochalova LEISURE ACTIVITIES AS THE SPHERE FOR DEVELOPING COMMUNICATIVE CULTURE OF PERSONALITY.

Abstract: The key positions of the notions "communicative culture", "leisure activity", "free time" in the context of interconnection and interdependence are considered. The specificity of leisure is defined from the standpoint of the development of the communicative culture of the individual. The principles of the formation of

harmonious relations of the individual in leisure activities in the conditions of an amateur choreographic team are substantiated. It is shown that the amateur choreographic team as a form of leisure has a significant potential for the formation and development of the communicative culture of the individual.

Keywords: personality, society, communicative culture, development, activity, amateur choreographic team, principles, harmonious relations.

Одной из составляющих культуры личности в целом является так называемая коммуникативная культура, обеспечивающая готовность личности к установлению гармоничных отношений как с внешним окружением, так и внутри себя, в том числе к самоопределению в жизненных ситуациях. Коммуникативная культура личности как культура чувств и мышления, представляет собой средство создания внутреннего мира, решения возникающих проблем богатство содержания категории «личность». [1].

В последние годы значительный интерес представляют исследования, в которых досуговая деятельность является взаимообусловленным компонентом культуры общества и личности. Как правило понятие досуг неразрывно связано с понятием «свободное время» [2].

Главными критериями определения понятия «досуговая деятельность» являются не занятое в учебной, бытовой и рабочей деятельности время, которое наполнено реализацией индивидуальных интересов саморазвития и самореализации, собственным мировоззренческими идеалами, ценностями, то есть реализация этих возможностей в свободной творческой деятельности квалифицирует как понятие «досуг».

Таким образом понятие «досуг» как система самостоятельного просвещения, свободного и инициативного познания, приобретения опыта жизнедеятельности, позволяет приобщить досуговую деятельность к педагогическим условиям, способствующим формированию коммуникативной культуры личности. [3]

Рассматривая пространство досуга с позиции развития коммуникативной культуры личности следует отразить специфику этой сферы и обосновать некоторые принципы, на основе которых формируются гармоничные отношения личности в обществе и которые характеризуют в целом досуговую деятельность:

- принцип добровольности: характеризует, что основу досуга составляет выбор тех видов занятий, в которых личность может активно участвовать;

-принцип отсутствия регламентов: характеризует, что основу досуга составляет свободное творчества и творческой деятельности;

- принцип развития: характеризует, что основу досуга составляет не столько формирование личности, а сколько ее развитие;

-принцип самоутверждения: характеризует, что досуг способствует самовыражению личности и ее и саморазвитию, посредством действий, выбранных свободно;

- принцип удовлетворенности: характеризует, что досуг является именно той формой, в которой происходит удовлетворение потребности личности в независимости и свободе;

- принцип раскрытия талантов: характеризует, что досуг является той формой, которая приводит к раскрытию талантов, заложенных в личности природой, в том числе умений и навыков, приобретенных личностью в процессе ее жизнедеятельности;

- принцип ценностной ориентации: характеризует, что досуг является именно той формой, в которой происходит формирование ценностной ориентации личности;

- принцип детерминированности: характеризует досуг как способ решения задач имеющих и внутреннюю и внешнюю определённость;

-принцип объективности: характеризует, что досуг является именно той формой, которая способствует проведению объективной самооценки личности;

-принцип позиционирования Я-концепцию: характеризует, что досуг является именно той формой, в которой формируется позитивная Я-концепция;

-принцип удовлетворенности: характеризует, что досуг является той формой, которая обеспечивает персональное удовлетворение личности;

- принцип самовоспитания: характеризует, что досуг является той формой, которая способствует и ориентирована на личностное самовоспитание;

- принцип социально-значимых потребностей: характеризует, что досуг является той формой, которая формирует нормы поведения личности в обществе и удовлетворяет социально-значимые потребности личности.

Таким образом, согласно перечисленным принципам сущностью досуга является свобода выбора мероприятий и степени активности в них при участии, потребностно-мотивационные установки, выбор способов и факторов, порождающих творческое поведение.

С точки зрения исследования досуг определяется как зона активного общения, удовлетворяющая потребности, например участников в самодеятельном хореографическом коллективе, в контактах, в целях развития коммуникативных способностей и культуры у участников.

В самодеятельном хореографическом коллективе как форме проведения досуга для участника в сфере свободного времени создаются возможности для дополнительного целенаправленного корректного влияния педагога-хореографа на культуру общения участников на основе их включения в неформальные формы коммуникативного общения, где сам педагог-хореограф и культура его общения может служить образцом для подражания. [4]

Отличительной особенностью поведения личности в свободное время, является его активность, он не находится в ограниченном пространстве, в рамках определенного поведения, которое диктуется культурой, принятой в той или иной организации, например в школе, или университете, или на рабочем месте, а напротив во время досуга личность проявляет себя через индивидуальность потребностей, способностей, навыков и интересов.

Таким образом, процессы взаимодействия в культурно-досуговой деятельности осуществляются в естественных условиях, в которых личность действует по собственному усмотрению, что отражается на формирование субъектности межкультурных коммуникаций и коммуникативной деятельности.

Следовательно, можно констатировать, что досуг располагает значительным потенциалом в виде инструмента воздействия на коммуникативную культуру личности, в том числе как участника самодеятельного хореографического коллектива, и надо отметить, что реализация данной возможности не происходит автоматически. Она зависит от целенаправленного участия самодеятельного хореографического коллектива в формировании и развитие этого потенциала.

Следовательно, самореализация, осуществляемая в сфере досуга посредством коммуникаций, способствует росту коммуникационных возможностей личности. Коммуникации в досуговой деятельности рассматриваются как категория «социальная и культурная коммуникация» и трактуется как способ взаимосвязи между коммуникантами, и как вид определенного рода активности коммуникантов, направленный на обмен теории и практики, нормативами поведения, пронизывающими общественную и человеческую жизни [5].

Коммуникативная культура личности, осуществляемая в условиях досуговой деятельности, организуется в форме свободного диалога.

Литература

1. Стрекалова Г.Р. Критерии оценки межкультурных коммуникаций невербального общения / Г.Р. Стрекалова, Н.В. Мочалова// В сб. материалов XII межд. науч-практ. конф. н.-и. ц. «Академический». 2017.- С. 57-60.

2.Калимуллина О. А. Синергетический подход к организации досуга/ О. А. Калимуллина // Вестник КГУКИ, 2013. -№ 2. - С.82-86.

3. Сироткин Л.Ю. Многомерная личность как субъект межкультурного диалога/ Л.Ю. Сироткин //Вестник КГУКИ. - 2012. - № 2. - С. 63 - 66.

4. Закирова Ч.Р. Педагогический потенциал танцевального искусства в развитии межкультурной компетенции молодежи / Ч.Р. Закирова, Р.А Валеева / / Современные проблемы науки и образования.- 2015. - № 1 (часть 1) - http: // www.science-education.ru/ ru/ article/view.

5.Михайлова, Т. В. Ценностные ориентации личности / Т. В. Михайлова // Педагогический процесс и особенности его организации в условиях регионально-национального образования: сб. науч. ст.-М.; Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2008. - С. 161- 175.

References

1. Strekalova G.R Kriterii ocenki mezhkul'turnyh kommunikacij neverbal'nogo obshcheniya / G.R Strekalova, N.V. Mochalova// V sb. materialov XII mezhd. nauch-prakt. konf n.-i. c. «Akademicheskij». 2017.- S. 57-60.

2. Kalimullina O. A. Sinergeticheskij podhod k organizacii dosuga/ O. A. Kalimullina // Vestnik KGUKI, 2013. -№ 2. -S.82-86.

3. Sirotkin L.Yu. Mnogomernaya lichnost' kak sub"ekt mezhkul'turnogo dialoga/ L.Yu Sirotkin //Vestnik KGUKI. -2012. - № 2. - S. 63 - 66.

4. Zakirova Ch.R Pedagogicheskij potencial tanceval'nogo iskusstva v razvitii mezhkul'turnoj kompetencii molodezhi / Ch.R Zakirova, RA Valeeva // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya- 2015. - № 1 (chast' 1) -http://www.science-education.ru/ ru/ article/view.

5. Mihajlova, T. V. Cennostnye orientacii lichnosti / T. V. Mihajlova // Pedagogicheskij process i osobennosti ego organizacii v usloviyah regional'no-nacional'nogo obrazovaniya: sb. nauch. st-M.; CHeboksary: CHGPU im. I. Ya. Yakovleva, 2008. - S. 161- 175.

УДК 364.2

Л. А. Николаева, Н. В. Погорелова

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФАНДРАЙЗИНГА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-

КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ

В статье рассматривается такое явление в России как фандрайзинг. Оно достаточно молодое для нашей страны, но имеет свою вековую историю в благотворительности и меценатстве. Авторы подчеркивают, что благодаря меценатским поколениям общественность по-иному стала относиться к статусу художника, она стала ему поклоняться. Именно усилиями меценатов национальная культура России была открыта для всего мира.

Авторами статьи определены основные проблемы фандрайзинговой деятельности в современной России, раскрыто понятие «социально-культурный проект», объектом которого выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру.

Выделены этапы технологии фандрайзинга, а также выявлены личностные качества, которыми должен обладать руководитель проекта (фандрайзер). Авторы данной работы подчеркивают, что именно социальная значимость проектов и определяет важность участия, сопричастности к этой сфере деятельности потенциальных меценатов и спонсоров.

Ключевые слова: культура, социум, социально-культурный проект, благотвори -тельность, меценатство, фандрайзинг, предпринимательство, предприимчивость.

Lyubov N. Nikolaeva, Natalya V. Pogorelova FEATURES OF THE APPLICATION OF FUNDRAISING IN THE IMPLEMENTATION OF SOCIO-CULTURAL PROJECTS.

Abstract: The article considers such a phenomenon in Russia as fundraising. It is quite young for our country, but it has its century-long history in charity and patronage. The authors emphasize that thanks to patronage generations the public began to treat the status of the artist in a different way, she began to worship him. It was through the efforts of patrons that Russia's national culture was open to the whole world.

The authors of the article define the main problems of fundraising activity in modern Russia. These include the stereotypes existing in the society about business as an unattainable sphere, the low entrepreneurial activity of the leaders of projects in the socio-cultural sphere, as well as low self-esteem as representatives of poorly financed sectors of the economy.

The definition of the concept of a «socio-cultural project» is given, the object of which is a complex education, which includes two sub-systems superimposed on each other: society and culture. In other words, they are groups of people, communicative processes (connections between people), human activity in various forms of its organization.

The article highlights the stages of fundraising technology, as well as the personal qualities that a project manager (fundraiser) should have. They include communication skills, speech literacy, acting skills, will power, charisma, and enterprise. The authors of the article emphasize that it is the social significance of projects that determines the importance of participation, involvement in this area of potential patrons and sponsors.

Key words: culture, society, socio-cultural project, charity, patronage, fundraising, entrepreneurship, enterprise.

Под фандрайзингом принято понимать привлечение ресурсов как в организацию, так и под конкретный проект. Это довольно сложный процесс, но он является и самым перспективным для российских некоммерческих организаций, к числу которых относятся учреждения сферы культуры, образования, дополнительного образования, основной целью которых является не получение прибыли, а удовлетворение общественных потребностей в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.