Научная статья на тему 'Формирование творческой личности подростков в самодеятельном хореографическом коллективе по итогам опытно-экспериментальной работы'

Формирование творческой личности подростков в самодеятельном хореографическом коллективе по итогам опытно-экспериментальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / опытно-экспериментальная работа / формирование творче-ской личности подростка / хореографический коллектив / model / experimental work / formation of creative personality of a teenager / Ama-teur choreographic group

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова А. С.

В статье описан опыт внедрения модели формирования творческой лич-ности подростков в самодеятельном хореографическом коллективе. Целью данной модели яв-ляется педагогическая деятельность в условиях самодеятельного хореографического коллек-тива по формированию и последующему развитию творческой личности подростков. Крите-риями оценки формирования творческой личности подростков в самодеятельном хореогра-фическом коллективе стали мотивационный, коммуникационный и ценностный показатели. Уровнями творческого развития подростков– участников самодеятельного художественно-го коллектива являются: высокий, средний и низкий. В процессе реализации модели подростки экспериментальной группы повысили свой уровень творческого развития и интерес к даль-нейшему самопознанию личности, улучшили свои коммуникационные навыки, умение работать в коллективе и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE TEENAGER’S CREATIVE PERSONALITY IN AMATEUR CHOREOGRAPHIC GROUP ON THE RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK

The article describes the experience of implementing the model of formation of the teenager’s creative personality in amateur choreographic group. The purpose of this model is peda-gogical activity in the conditions of Amateur choreographic group on formation and the subsequent development of the creative personality of teenagers. The criteria for evaluating the formation of cre-ative personality of teenagers in Amateur choreographic group were motivational, communication and value indicators. Levels of creative development of teenagers – participants of Amateur choreo-graphic group are: creative, average and low. During the implementation of the model teenagers of the experimental group increased their level of creative development and interest in further self-knowledge of personality, improved their communication skills, ability to work in a team, etc.

Текст научной работы на тему «Формирование творческой личности подростков в самодеятельном хореографическом коллективе по итогам опытно-экспериментальной работы»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

ПО ИТОГАМ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Макарова А.С.

anutamak6@mail.ru Пермский государственный институт культуры, г. Пермь, Россия

Аннотация: В статье описан опыт внедрения модели формирования творческой личности подростков в самодеятельном хореографическом коллективе. Целью данной модели является педагогическая деятельность в условиях самодеятельного хореографического коллектива по формированию и последующему развитию творческой личности подростков. Критериями оценки формирования творческой личности подростков в самодеятельном хореографическом коллективе стали мотивационный, коммуникационный и ценностный показатели. Уровнями творческого развития подростков- - участников самодеятельного художественного коллектива являются: высокий, средний и низкий. В процессе реализации модели подростки экспериментальной группы повысили свой уровень творческого развития и интерес к дальнейшему самопознанию личности, улучшили свои коммуникационные навыки, умение работать в коллективе и др.

Ключевые слова: модель, опытно-экспериментальная работа, формирование творческой личности подростка, хореографический коллектив.

Рассмотрим понятие опытно-экспериментальной работы. «Опытно-экспериментальная работа - метод внесения преднамеренных изменений в педагогический процесс, рассчитанный на получение образовательного эффекта, с последующей проверкой. Данный метод исследования выступает как разновидность педагогического эксперимента.

В основу опытно-экспериментальной работы положен эксперимент, в котором исследователь не просто провоцирует или создает условия для наблюдения предполагаемых закономерностей, а организует специальный контроль в виде управления переменными, которые оказывают влияние на протекание того или иного процесса» [1, с. 7].

Опытно-экспериментальная работа по формированию творческой личности подростков в самодеятельном хореографическом коллективе велась на основе разработанной модели.

Основными задачами модели являлись формирование творческих, коммуникационных, художественно-образовательных, культурно-эстетических знаний, умений и навыков участников самодеятельного хореографического коллектива; выработка стойкого интереса к дальнейшему творческому развитию и самопознанию личности, культурно-воспитательная работа в процессе занятий и концертной деятельности коллектива; создание комфортного психологического климата в коллективе и др.

Апробация модели формирования творческой личности подростков в самодеятельном хореографическом коллективе осуществлялась в хореографическом коллективе «Мозаика» Дворца детского (юношеского) творчества г. Перми [2, с. 18].

Модель была апробирована за период с декабря 2017 г. по март 2019 г. посредством педагогического эксперимента, проходящего в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В хореографическом коллективе «Мозаика» Дворца детского (юношеского) творчества г. Перми занимается более 70 подростков. Для апробации

Казанский вестник молодых ученых

2019, том 3, № 4

модели подростки были поделены на две одинаковые группы: экспериментальную и контрольную, по 35 человек в каждой.

На первом этапе эксперимента была проведена диагностика в виде анкетирования и личного опроса участников и руководителей коллектива, с целью определения уровня творческого развития подростков и мотивов, побуждающих их к занятиям в коллективе.

На основе полученных данных в обеих группах (экспериментальной и контрольной) было выявлено, что 36% подростков считают, что у них высокий уровень творческого развития; 47 - средний уровень творческого развития; 17% - начальный уровень творческого развития.

В то же время личная беседа с руководителями коллектива показала что, по их мнению, у большинства подростков сформирован высокий уровень творческого развития.

Основными мотивами, побуждающими подростков заниматься в хореографическом коллективе, являются: желание танцевать, желание научиться чему-то новому, настояли родители, появление новых друзей, профессиональное самоопределение, участие в концертной деятельности коллектива.

Во время второго, формирующего этапа была проведена опытно-экспериментальная работа в экспериментальной группе, по созданию и апробированию модели формирования творческой личности подростков в самодеятельном хореографическом коллективе. Для решения поставленных задач данной модели были учтены организационно-педагогические условия и факторы формирования творческой личности подростков в самодеятельных хореографических коллективах: комфортная психологическая и творческая среда в коллективе, профессионализм и личность педагога-хореографа, неформальное общение в коллективе, самовыражение и самоопределение участников коллектива, внутренние мотивы участников и др. Данные условия и факторы были использованы в процессе реализации Комплексной многоуровневой образовательной программы дополнительного образования детей хореографического ансамбля «Мозаика» г. Перми.

В целях формирования творческой личности подростков были использованы следующие формы и методы социально-культурной деятельности: групповые и индивидуальные занятия хореографией, концертные выступления, лекции, беседы, посещение различных мастер-классов, балетных постановок, концертов, спектаклей, выставок, встречи с деятелями искусства, индивидуальные творческие задания, практические занятия по импровизации; организация совместного отдыха, празднования дней рождения, выездов на природу и др.

В контрольной группе проводились занятия в обычном режиме.

На третьем, контрольном этапе, были проведены повторные опросы и личные беседы с подростками в экспериментальной и контрольной группах и с руководителями коллектива. Была выявлена положительная динамика показателей уровня творческого развития в экспериментальной группе: 53% подростков считают, что у них сложился высокий уровень творческого развития; 47% - средний уровень творческого развития; начальный уровень творческого развития не зарегистрирован.

В контрольной группе показатели изменились не значительно: 40% подростков считают, что у них сложился высокий уровень творческого развития; 50% - средний уровень творческого развития; 10% - начальный уровень творческого развития.

2019, том 3 № 4

Педагогические науки

В процессе внедрения модели формирования творческой личности в самодеятельном художественном коллективе подростки экспериментальной группы повысили знания и желание развиваться и получать новые знания в области культуры и искусства, уровень своего творческого развития, проявили больше самостоятельности при выполнении творческих заданий, улучшили свои коммуникационные навыки.

Таким образом, в результате подведения итогов опытно-экспериментальной работы выявлено, что внедрение педагогической модели формирования творческой личности подростков в самодеятельном художественном коллективе активно воздействует на повышение уровня творческого развития подростков, на их мотивацию к занятиям хореографией, на умение самовыражения и самореализации в коллективе, на умение найти выход в нестандартных ситуациях, на умение анализировать собственные поступки, на профессиональное самоопределение подростков.

Литература

1. Бухарова Г. Д. Опытно-поисковая, опытно-экспериментальная работа и педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях [Текст] // Научные исследования в образовании. 2012. № 11. С. 6-11.

2. Информационно-аналитический отчёт о деятельности культурно--досуговых учреждений пермского края в 2018 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.permdnt.ru/sites/default/files/2018_-_mformacюnno-anaHticheskiy_otchet_o_deyatelnosti_kdu_permskogo_kraya.pdf

THE FORMATION OF THE TEENAGER'S CREATIVE PERSONALITY IN AMATEUR CHOREOGRAPHIC GROUP ON THE RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK

A Makarova

anutamak6@mail.ru

Perm state Institute of culture, Perm, Russia

Abstract. The article describes the experience of implementing the model of formation of the teenager's creative personality in amateur choreographic group. The purpose of this model is pedagogical activity in the conditions of Amateur choreographic group on formation and the subsequent development of the creative personality of teenagers. The criteria for evaluating the formation of creative personality of teenagers in Amateur choreographic group were motivational, communication and value indicators. Levels of creative development of teenagers - participants of Amateur choreographic group are: creative, average and low. During the implementation of the model teenagers of the experimental group increased their level of creative development and interest in further self-knowledge of personality, improved their communication skills, ability to work in a team, etc.

Keywords: model, experimental work, formation of creative personality of a teenager, Amateur choreographic group.

Сведения об авторе

Макарова А.С., студент, Пермский государственный институт культуры, г. Пермь, Россия. anutamak6@mail.ru

Author of the publication

A Makarova, student, Perm state Institute of

culture, Perm, Russia.

anutamak6@mail.ru

Дата поступления 17.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.