Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ'

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / ПЛАТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чаплыгина А.Ю.

В статье отражены особенности финансирования образовательных услуг, оказываемых государственными образовательными учреждениями. Рассмотрены основные показатели государственного задания на оказание образовательных услуг, а также порядок его формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»

малый бизнес, и частные предприниматели сами принимают решения, касающиеся своей деятельности. Амбиции американцев, высокий уровень их образования, подкрепленные государственной поддержкой, во многом способствуют экономическому развитию страны и повышению уровня жизни населения.

Использованные источники:

1.Тахумова О.В., Чепурко Г.В. Развитие инновационно-инвестиционной деятельности регионов в условиях глобализации мирового хозяйства / В книге: Экономика и менеджмент: современные подходы и конвергенция знаний Алехина Е.С., Аливанова С.В., и др. коллективная монография. Москва, 2016. С. 117-132.

2.Мазоль С.И. Совместные предприятия в экономической системе общества.- Мн.: Элайда, 2010. - 176 с.

3.Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 272 с.

УДК 33:37

Чаплыгина А.Ю. студент магистратуры 2 курс, Институт менеджмента Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Аннотация: В статье отражены особенности финансирования образовательных услуг, оказываемых государственными образовательными учреждениями. Рассмотрены основные показатели государственного задания на оказание образовательных услуг, а также порядок его формирования.

Ключевые слова: образование, образовательная услуга, финансирование, государственное учреждение, государственное задание, платная образовательная услуга.

Реформирование сферы образовательных услуг является важной составляющей модернизации российской экономики. Оно включает введение новых государственных стандартов, оптимизацию сети учебных заведений, совершенствование процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, а также внедрение новых методов управления, планирования и финансирования оказания образовательных услуг. Основной задачей проводимых реформ является адаптация системы образования к требованиям современной рыночной экономики, повышение конкурентоспособности образовательных услуг на мировом рынке.

В настоящее время в Российской Федерации действуют государственные, муниципальные и частные образовательные учреждения. В данной статье речь пойдет об услугах, которые оказывают государственные образовательные учреждения, а также об источниках финансирования данных услуг.

Важную роль в реформировании сферы образования сыграло и принятие Федерального закона 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В соответствии с вышеуказанным законом формами государственных и муниципальных учреждений признаются: автономные, бюджетные, казенные. Различие этих форм состоит в степени независимости от государства и степени финансово-хозяйственной самостоятельности[1 ].

Решение о типе учреждения, а также об изменении типа принимает его учредитель, публично-правовое образование (Российская Федерация - для федеральных государственных учреждений, субъект Российской Федерации - для государственных учреждений, муниципальное образование - для муниципальных учреждений). В соответствии со ст.125 ГК РФ, функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти РФ, субъекта РФ, уполномоченный орган местного самоуправления. Бюджетное учреждение получает от учредителя финансовое обеспечение в форме субсидии на государственное (муниципальное) задание (далее - госзадание). В госзадании, которое составляет учредитель, установлен конкретный перечень оказываемых государственных (муниципальных) услуг. На его основе с использованием установленных методик определяется объем финансового обеспечения в форме субсидии[4].

Госзадание формирует уполномоченный орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для созданных им бюджетных учреждений в соответствии с их основными видами деятельности. Учреждение не может отказаться от выполнения госзадания. Об этом сказано в пункте 3 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ[3]. Государственное задание устанавливает: показатели качества и объема оказываемых госуслуг; порядок контроля за его исполнением, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении госзадания; определение категорий граждан - потребителей соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих госуслуг гражданами или организациями (если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе); в каком порядке устанавливать предельные цены (в случаях, предусмотренных законодательством). Объем госзадания

определяется на основании: потребности в соответствующих услугах и работах; возможностей учреждения по оказанию услуг (выполнению работ); показателей выполнения учреждением госзадания в текущем году [8].

В применении госзадания можно выделить ряд положительных моментов:

- повышение эффективности предоставления государственных

услуг;

- обоснованность бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение учреждений, предоставляющих государственные услуги за счет средств бюджетов;

- обеспечение соответствия между объемом бюджетных средств, и объемом и качеством оказанных ими государственных услуг;

- возрастание ответственности учреждений за результативность использования бюджетных средств и соблюдение требований к государственным услугам и условиям их оказания [9].

Помимо получения субсидии на выполнение государственного задания, организации, оказывающие государственные образовательные услуги, вправе также осуществлять свою деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность,

не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Стоит отметить, что в последнее время существует проблема недофинансирования образовательных учреждений из средств бюджетов.

Ограничение бюджетного финансирования сформировало у образовательных учреждений устойчивую тенденцию к расширению границ своей рыночной деятельности. Увеличение внебюджетных источников обусловлено появлением экономической заинтересованности у учреждений,

поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда. Недостаток бюджетного финансирования покрывается внебюджетными средствами, получаемыми преимущественно за счет:

- сдачи в аренду свободных помещений;

- благотворительных средств, получаемых на безвозмездной основе;

- оказания образовательных услуг на платной основе.

Для повышения качества оказания образовательных услуг в условиях недостаточного финансирования также особенно важно внедрять экономически более выгодные формы ведения образовательного процесса, эффективно использовать имеющиеся ресурсы как бюджетные, так и полученные от оказания платных образовательных услуг, проводить экономический анализ расходов и рационального (целевого) расходования средств.

Для устойчивого экономического развития, государственным образовательным учреждениям необходимо выполнение следующих задач:

- Формирование экономической политики, направленной на максимально эффективную реализацию имеющихся возможностей.

- Разработка среднесрочного финансового плана.

- Разработка плана пополнения материально - технической базы.

- Совершенствование системы материального стимулирования работников и повышение заработной платы педагогов.

- Совершенствование хозяйственно - договорных отношений с поставщиками.

- Проведение анализа структуры себестоимости платных образовательных услуг.

- Поиск путей минимизации расходов и затрат на оказание образовательных услуг.

Использованные источники:

1.Федеральный закон № 83 от 08.05.2010 г. «О внесении изменений отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

2.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014).

3.Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О некоммерческих организациях».

4. Аналитический портал «Отресли права» - Государственное (муниципальное) задание: отдельные особенности формирования и исполнения [Электронный ресурс]: Режим доступа

5.Васюнина, М.Л. Результативность расходов бюджета на оказание образовательных услуг: методологические подходы к оценке /М. Л.

Васюнина//Финансовая аналитика: проблемы и решения.-2014.-№ 10 (196).-26-31

6.Волкова, О. Н. Моделирование единичного норматива подушевого бюджетного финансирования образовательных учреждений/ О.Н. Волкова // Финансы и кредит. -2012. -№ 37. -С. 24-36.

7. Геворкян, Е. Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации / Е. Н. Геворкян. М.: Маркет ДС, 2013. - С. 87 - 96.

8.Единый портал финансовой информации для специалистов госучреждений [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.budgetnik.ru/art/2497-§08иёаг8^епдое-7аёаше-ЬуисУ etnogo-uchrej deniya

9.Васюнина М.Л. Государственное (муниципальное задание) как новый инструмент в механизме финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг // Финансы и кредит. - 2010. - № 18 (402). - С. 3843.

Ченцова Н.М, к. э.н. доцент кафедры «Экономика и управление» Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти

Асхабова Е. С.

студент кафедры «Экономика и управление» Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти

Жданова В. А.

студент кафедры «Экономика и управление» Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти ПРОБЛЕМЫ В РАЗРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И

ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

В данной статье рассматривается проблема связанная с разработкой управленческих решений. Решение государственных задач является необходимым условием формирования рациональных организационных структур, поэтому мы выявляем альтернативные пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: управление, управленческое решение. Разработка эффективных управленческий решений - необходимое условие обеспечения конкурентоспособной продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа. Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение, в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организации. Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.