Научная статья на тему 'Особенности финансового обеспечения оказания государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования'

Особенности финансового обеспечения оказания государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / СУБСИДИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ненюк Е.В.

В статье дана характеристика механизма финансового обеспечения государственного задания на оказание государственных услуг в сфере высшего образования, проведен анализ значений базовых нормативных затрат по государственным услугам, по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности финансового обеспечения оказания государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования»

закрепление результатов оценки является хорошим инструментом для дальнейшей работы с людьми или проектами, - дальнейшего совершенствования пробелов, выявленных в результате. В целом, правильное использование метода позволит получать более достоверные результаты и на их основе принимать правильные управленческие решения.

Список литературы:

1. Бирли У, Козуб Т. Оценка 360 градусов. Стратегии, тактики и техники для воспитания лидеров. - М.: Эксмо, 2009. - 365 с.

2. Маслова Я.Ю. Оценка персонала как инструмент повышения конкурентоспособности вуза // Вестник Поволжского института управления. -2015. - № 2. - С. 87-92.

3. Уорд П. Метод 360 градусов / пер. А. Андреев. - Н1РРО, 2006. - 352 с.

4. Чемеков В. Оценка сотрудников по методу «360 градусов» // Все для кадровика. - 2013. - № 7. - С. 24-25.

5. Чехова О. Оценка руководителей: сфера финансов // Справочник по управлению персоналом. - 2014. - № 11. - С. 55-60.

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Ненюк Е.В.*

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

В статье дана характеристика механизма финансового обеспечения государственного задания на оказание государственных услуг в сфере высшего образования, проведен анализ значений базовых нормативных затрат по государственным услугам, по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки.

Ключевые слова высшее образование; государственные услуги; государственные расходы; субсидия.

В современной экономической теории услуги рассматриваются как блага, которые предоставляются не в форме вещей, а в форме деятельности. Однако у разных услуг есть специфика, которая обусловлена условиями их предоставления, а также тем, в какой сфере деятельности они предоставля-

* Студент 4 курса Финансово-экономического факультета.

ются. Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга - это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. В свою очередь Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 трактует государственные услуги как услуги, оказываемые органами государственной власти, государственными учреждениями и в законодательно установленных случаях иными юридическими лицами.

Образовательную услугу, предоставляемую учреждением высшего образования за счет средств федерального бюджета, можно охарактеризовать следующим образом - это формирование у обучающегося знаний, умений и навыков профессиональной деятельности в ходе освоения им образовательных программ, отвечающих требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, и оплачиваемая за счет средств федерального бюджета.

Финансовым обеспечением указанной государственной услуги является государственное задание, применение которого предполагает ряд положительных эффектов:

- повышение эффективности предоставления государственных услуг;

- повышение обоснованности бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение учреждений, предоставляющих государственные услуги за счет средств бюджетов;

- обеспечение соответствия между объемом бюджетных средств, предоставляемых учреждениям, и объемом и качеством оказанных ими государственных услуг;

- возрастание ответственности учреждений за результативность использования бюджетных средств и соблюдение требований к государственным услугам и условиям их оказания [8].

Основой финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг высшего образования является субсидия на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг высшего образования. Все принципы финансового обеспечения выполнения государственного задания на основе нормативных затрат были заложены в Федеральном законе № 83-ФЗ. Основное назначение субсидии - это исполнение обя-

зательств по финансированию расходов учреждения, которые возникли в связи с выполнением государственного задания, а также затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, включая расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество. Однако, согласно действующему законодательству, негосударственные вузы получают неполное возмещение за бюджетного студента, а именно не получают ту часть субсидии, которая направлена на содержание имущества. Таким образом, частные и государственные вузы находятся в неравных условиях.

Поскольку в системе образования единицей оказания государственной услуги выступает один учащийся, то нормативное финансирование означает финансирование в расчете на одного студента, то есть нормативно-подушевое финансирование. Финансирование в расчете на одного студента обеспечивает непосредственную связь объема финансирования с контингентом обучающихся на бюджетной основе студентов через механизм нормативных затрат. Переход на нормативно-подушевое финансирование означает создание единых прозрачных нормативов финансирования образовательных программ [12].

В качестве базового норматива в 2012-2014 гг. было принято значение стоимости обучения бакалавра по специальностям первой стоимостной группы, составившее 60,2 тыс. руб. (в расчете на студента первого курса 2012/13 учебного года). В последующие годы значение нормативов всех групп, за исключением приоритетных специальностей, несколько увеличивалось с учетом инфляции и других факторов. В табл. 1 и табл. 2 представлены значения базовых нормативных затрат по стоимостным группам, используемые для вузов Министерства образования и науки Российской Федерации за период с 2012 по 2015 гг.

Таблица 1

Итоговые значения базовых нормативных затрат по государственным услугам, по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки на 2012-2014 гг. [5, 6]

Год Номер группы

1|2|3|4|5|6|7|8|9

Бакалавриат, специалитет

2012 60,20 63,80 66,20 68,80 74,70 83,40 94,80 112,00 112,00

2013 63,32 67,06 69,52 72,42 78,67 87,88 99,95 118,16 112,00

2014 63,37 67,06 69,52 72,56 79,21 88,07 100,32 118,91 112,00

Магистратура

2012 70,60 74,20 76,60 76,60 83,50 93,70 107,20 127,60 127,60

2013 74,33 78,07 80,53 80,68 87,99 98,78 113,08 134,67 128,52

2014 74,39 78,08 80,54 80,85 88,68 99,11 113,53 135,40 125,68

Таблица 2

Итоговые значения базовых нормативных затрат по государственным услугам, по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки на 2015 год [7]

Группа 1 | Группа 2 | Группа 3

_Бакалавриат, специалитет_

~ 63,37 | 70,00 | 114,00

_Магистратура_

~ 70,74 | 77,37 | 121,37

Оценка составляющих базовых нормативных затрат за рассматриваемый период позволяет отметить следующие особенности. В условиях 2014 г. итоговые значения базовых нормативных затрат по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры, являющимся приоритетными, превышают соответствующие показатели по направлениям подготовки, не требующим лабораторного оборудования, соответственно на 48,63 тыс. руб. и 51,29 тыс. руб. (на 76,74 % для бакалавриата и на 68,95 % для магистратуры). В условиях 2015 г. указанный разрыв сохраняется: итоговые значения базовых нормативных затрат по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры, отнесенным к третьей группе, превышают значения первой группы на 50,63 тыс. руб. Таким образом, заниженный уровень базовых нормативных затрат обусловливает их формальность и не способствует повышению качества образовательной услуги.

По результатам исследования можно выделить следующие практические рекомендации: при планировании и финансировании расходов бюджетов на предоставление государственных услуг необходимо обеспечить расчет норматива подушевого финансирования государственных услуг высшего образования исходя из реальной стоимости подготовки одного студента в учреждениях высшего образования в разрезе направлении- подготовки , а также усовершенствовать систему корректирующих коэффициентов, учитывающую различия в качестве оказания образовательных услуг разными образовательными организациями.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 «О порядке формирования государственного задания на ока-

зание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

5. Итоговое значение и размеры составляющих базовых нормативных затрат по стоимостным группам специальностей и направлении- подготовки для государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования- программ магистратуры на 2014 год для учреждении, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/3928.

6. Итоговое значение и размеры составляющих базовых нормативных затрат по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки для государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата и программ специалитета на 2014 год для учреждении-, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/3927.

7. Приказ Минобрнауки России от 29 апреля 2014 г. № 420 «О перечне и составе стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по государственным услугам по реализации основных профессиональных программ высшего образования - программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры и ассистентуры стажировки, итоговых значениях и величине составляющих базовых нормативных затрат по государственным услугам по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки, корректирующих коэффициентах, по формам обучения (очна-заочная, заочная), формам реализации образовательных программ (сетевая), по используемым образовательным технологиям (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение) в отношении контингента, принимаемого на обучение на первый курс в 2015 году, на весь период обучения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/ 4288/файл/3235/Приказ%20№%20420%20от%2029.04.2014^.

8. Васюнина М.Л. Государственное (муниципальное задание) как новый инструмент в механизме финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг // Финансы и кредит. - 2010. - № 18 (402). - С. 38-43.

9. Васюнина М.Л. О нормативах бюджетного финансирования высшего образования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2015. -№ 7 (241). - С. 13-20.

10. Горлова О.С. Изменение порядка финансового обеспечения оказания образовательных услуг вузами за счет средств федерального бюджета // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2011. - № 12. - С. 49-55.

11. Маркина Е.В. Развитие финансового механизма функционирования бюджетных учреждений // Вестник Финансового университета. - 2014. -№ 4 (82). - С. 23-32.

12. Ястребова О.К., Мануилов Н.А. Нормативные затраты на оказание государственных образовательных услуг как основной инструмент фина н-сового обеспечения вузов // Образовательные технологии. - 2014. - № 3. -С. 78-89.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА МОНТЕ-КАРЛО

ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ В ПРОЕКТАХ

© Сазонов А.А.*, Сазонова М.В.*

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва

В данной статье рассмотрено понятие экономического риска, определены области рисков в управлении проектами, а также рассмотрен метод имитационного моделирования Монте-Карло. Особое внимание уделено структуре построения алгоритма в модели Монте-Карло.

Ключевые слова: риск, метод, инвестирование, алгоритм, дисконтирование, имитация, проект, итерация.

Под экономическим риском понимается возможность потерь вследствие стохастического характера результатов принимаемых хозяйственных решений или совершаемых действий. Риск, в области управления проектами, может быть представлен следующими факторами:

1) событие, которое имеет связь с риском;

2) вероятность возникновения риска;

3) сумма денежных средств, которая подвергается риску.

Для того чтобы количественно оценить риск, нужно знать и учитывать все возможные последствия от принимаемых решений. Существуют два метода установления вероятности:

1. Объективный метод определения вероятности. Данный метод основан на определении частоты, с которой могут происходить некоторые события. Частота при этом рассчитывается на основе фактических данных. Частоту появления некоторого уровня потерь в процессе реализации инвестиционного проекта можно рассчитать по формуле:

* Старший преподаватель кафедры «Производственный менеджмент», кандидат экономических наук.

* Старший преподаватель кафедры «Производственный менеджмент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.