2020 № 2 (23)
НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ
""У Барнаул_
S ШГ? й ИзДательство Ь Я Алтайского государственного
3» университета
ЛЬщ*^ 2020
Издание основано в 2007 г. Учредитель: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»
Главный редактор:
П. К. Дашковский, доктор исторических наук (Россия, Барнаул)
Редакционная коллегия:
С. А. Васютин, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Н. Л. Жуковская, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. П. Забияко, доктор философских наук (Россия, Благовещенск) А. А. Тишкин, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Н. А. Томилов, доктор исторических наук (Россия, Омск) Т.Д. Скрынникова, доктор исторических наук (Россия, Санкт-Петербург)
О. М. Хомушку, доктор философских наук (Россия, Кызыл) М. М. Шахнович, доктор философских наук (Россия, Санкт-Петербург) Л. И. Шерстова, доктор исторических наук (Россия, Томск) А. Г. Ситдиков, доктор исторических наук (Россия, Казань) Е. А. Шершнева (отв. секретарь), кандидат исторических наук (Россия, Барнаул)
Редакционный совет журнала:
Л. Н. Ермоленко, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Ю. А. Лысенко, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Л. С. Марсадолов, доктор культурологии (Россия, Санкт-Петербург) Г. Г. Пиков, доктор исторических наук, доктор культурологии (Россия, Новосибирск) А. К. Погасий, доктор философских наук (Россия, Казань) К. А. Руденко, доктор исторических наук (Россия, Казань) С. А. Яценко, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. С. Жанбасинова, доктор исторических наук (Казахстан, Усть-Каменогорск) Н. И. Осмонова, доктор философских наук (Кыргыстан, Бишкек) Н. Цэдэв, кандидат педагогических наук (Монголия, Улан-Батор) Ц. Степанов, доктор исторических наук (Болгария, София) З. С. Самашев, доктор исторических наук (Казахстан, Астаны).
Журнал утвержден научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-69787 от 18.05.2017 г. Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя.
Адрес редакции: 656049, Барнаул, ул. Димитрова, 66, Алтайский государственный университет, кафедра религиоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений.
Журнал подготовлен при поддержке РНФ «Религия и власть: исторический опыт государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири и сопредельных районах Казахстана в Х1Х-ХХ вв.» (проект № 19-18-00023).
© Оформление. Издательство
Алтайского госуниверситета, 2020
2020 № 2 (23)
NATIONS AND RELIGIONS OF THE EURASIA
Barnaul
Publishing house of Altai State University 2020
The journal was founded in 2007 The founder of the journal is Altai State University
Executive editor: P.K. Dashkovskiy (doctor of historical sciences)
The editorial Board:
S. A. Vasutin, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) N. L. Zhukovskay, doctor of historical sciences (Russia, Moskow) A. P. Zabiyako, doctor of philosophical sciences (Russia, Blagoveshchensk) A. A. Tishkin, doctor of historical sciences (Russia, Barnaul) N. A. Tomilov, doctor of historical sciences (Russia, Omsk) T. D. Skrynnikova, doctor of historical sciences (Russia, Saint-Petersburg) O. M. Homushku, doctor of philosophical sciences (Russia, Kyzyl) M. M. Shakhnovich, doctor of philosophical sciences (Russia, Saint-Petersburg) L. I. Sherstova, doctor of historical sciences (Russia, Tomsk) A. G. Sitdikov, doctor of historical sciences (Russia, Kazan) E. A. Shershneva (resp. secretary), candidate of historical sciences (Russia, Barnaul)
The journal editorial Board:
L. N. Yarmolenko, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) U. A. Lusenko, doctor of historical sciences Russia, Barnaul) L. S. Marsadolov, doctor of Culturology (Russia, St. Petersburg) G. G. Pikov, doctor of historical sciences, doctor of cultural studies (Russia, Novosibirsk) A. K. Pogassiy, doctor of philosophical sciences (Russia, Kazan) K. A. Rudenko, doctor of historical sciences (Russia, Kazan) S. A. Yatsenko, doctor of historical sciences (Russia, Moscow) A. S. Zhanbosynov, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk) N. I. Osmonova, candidate of philosophical sciences (Kyrgyzstan, Bishkek) N. Cedev, candidate of pedagogical sciences (Mongolia, Ulaanbaatar) Ts. Stepanov, doctor of historical sciences (Bolgariy, Sofiy) Z. S. Samashev, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Astana)
The journal is approved by the scientific and technical Council Altai state University and registered by the Federal service for supervision of communications, information technology
and mass communications. Certificate of registration of PI no. FS 77-69787 dated 18.05.2017 All rights reserved. No part of the journal or the entire publication may be reprinted without the written permission
of the authors or publisher.
Editorial office address: 656049, Barnaul, ul. Dimitrova, 66, Altai State University, Department of regional studies of Russia, national and state-confessional relations.
The journal was prepared with the support of the RSF project "Religion and power: historical experience of state regulation of religious communities in Western Siberia and neighboring regions of Kazakhstan in the XIX-XX centuries" (project № 19-18-00023).
© Altai State University Publisher, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I
АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ
Кубаев С. Ш. Аултепе — первый открытый караван-сарай, рабат (рибат)
Средней Азии...................................................................................................................................7
Лихачева О. С. Средняя конница каменской культуры и эволюция военного
дела населения лесостепного Алтая в VI-I вв. до н.э..........................................................21
Тишин В. В., Акымбек Е. Ш., Железняков Б. А. Древнетюркская руническая
надпись из Тоспалы (долина реки Чу (Шу), Казахстан)......................................................37
Раздел II
ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Горте Ю. Д., Рыкова В. В. Эвенки: наукометрический анализ материалов,
представленных в БД Web of Science и Научная Сибирика..................................................54
Мухамадеев А. Р. К вопросу о брачно-семейных взаимоотношениях у кыпчаков........66
Раздел III
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Недзелюк Т. Г. Источники для изучения государственно-конфессиональных отношений в Западной Сибири (по материалам исторического архива
Омской области)............................................................................................................................78
Ожиганов А. Н. Религиозные здания Барнаула в контексте изменений
государственно-конфессиональной политики в ХХ — начале XXI в..............................86
Чирков Н. В. Проблематика перевода и интерпретации фундаментальной богословской терминологии на примере миссионерской деятельности
Маттео Риччи в Китае................................................................................................................104
Дикова Н. В. Роль архиереев в институциональном развитии Омской епархии и основные итоги архиерейского управления.....................................................................117
ДЛЯ АВТОРОВ..........................................................................................................................132
CONTENT
Section I
ARCHAEOLOGY AND ETNO-CULTURAL HISTORY
Kubayev S. Sh. Archaeology and Etno-Cultural history the first opened caravanserai,
rabat (ribat) of Central Asia.............................................................................................................7
Likhacheva O. S. Medium cavalry of the Kamenska culture and the evolution
of military affairs of the population of the forest-steppe Altai in VI-I BC.............................21
Tishin V. V., Akymbek E. Sh., Zheleznyakov B. A. The Early Turkic runic inscription
from Tospaly (Chu (Shu) river valley, Kazakhstan)....................................................................37
Section II
ETHNOLOGY AND NATIONAL POLICY
Gorte Yu. D., Rykova V. V. Evenks: scientometric analysis of materials presented
in the databases Web of Science and Scholar Sibirica................................................................54
Mukhamadeev A. R. To the question of marriage-family relations in kipchakov...................66
Section III
RELIGIOUS STUDIES AND STATE-CONFESSIONAL RELATIONS
Nedzelyuk T. G. Sources for the study of state-confessional relations in Western
Siberia (based on the matherials of the historical archive of the Omsk region).....................78
Ozhiganov A. N. Religious buildings in Barnaul in the context of changes in State and
Confessional policy in the XX — the early XXI Century..........................................................86
Chirkov N. V. The issue of translation and interpretation of fundamental theological
terminology on the example of missionary activities of Matteo Ricci in China...................104
Dikova N. V. The role of high priests in the institutional development of the Omsk eparchy and the main results of high priest's administration..................................................117
INFORMATION ABOUT AUTHORS...................................................................................132
Раздел III
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
УДК 34.06
Б01: 10.14258/пгеиг(2020)2-06 Т. Г. Недзелюк
Сибирский институт управления — филиал РАНХиГС, Новосибирск (Россия)
ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИСТОРИЧЕСКОГО АРХИВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Исследование представляет собой результат поисковой работы в Историческом архиве Омской области с целью выявления комплекса документов архивного хранения, характеризующих государственно-конфессиональные отношения в Западной Сибири в исторической динамике. Хронологические рамки работы охватывают XIX и первую половину XX столетия. Методика исследования включает историко-генетический подход в совокупности с методами контент-анализа, синтеза, обобщения. Изучены материалы фондов Главного управления Западной Сибири, областного землемера земле-устройств и земледелия, Инспекторской канцелярии командующего Сибирским корпусом Западной Сибири, Омского тюремного замка, Омского губернского революционного комитета, Исполнительного комитета Омского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, Омского окружного комиссариата по военным делам. Сделан вывод о достаточной сформированности вектора государственно-конфессиональной политике в Сибири, в том числе в западном ее регионе. Результаты исследования могут быть полезны исследователям государственно-конфессиональной политики России имперского периода, в том числе религиоведам, юристам, историкам.
Ключевые слова: Западная Сибирь, Исторический архив Омской области, государственно-конфессиональные отношения, материалы архивного хранения.
T. G. Nedzelyuk
Siberian Institute of Management — Branch of RANEPA, Novosibirsk (Russia)
SOURCES FOR THE STUDY OF STATE-CONFESSIONAL RELATIONS IN WESTERN SIBERIA (BASED ON THE MATHERIALS OF THE HISTORICAL ARCHIVE OF THE OMSK REGION)
The is the result of search work in the historical archive of the Omsk region in order to identify a set of archival documents that characterize state-confessional relations in Western Siberia in the historical dynamics. The chronological framework of the work covers the nineteenth and first half of the twentieth century. Research methodology includes historical and genetic approach in conjunction with the methods of content analysis, synthesis, generalization. Studied the materials of the Main Directorate of Western Siberia, the Regional surveyor of Zemleustroistvo and Agriculture, Inspection of the office of the commander of the Siberian corps in Western Siberia, in Omsk prison of the castle, Omsk provincial revolutionary Committee, the Executive Committee of Omsk uezd Soviet of workers, peasants and red army deputies of the Omsk regional Commissariat for military Affairs.
The conclusion is made that the vector of state -confessional policy in Siberia, including in its Western region, is sufficiently formed. The results of the study can be useful for researchers of state and confessional policy of Russia during the Imperial period, including religious scholars, lawyers, and historians.
Key words: Western Siberia, the Historical Archive of the Omsk Region, state-confessional relations, archival materials.
Недзелюк Татьяна Геннадьевна, доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Сибирского института управления — филиала РАНХиГС, Новосибирск (Россия). Адрес для контактов: [email protected]. Nedzelyuk Tatyana Gennadyevna, Doctor of History, Professor, Department of Theory and History of State and Law, Siberian Institute of Management — Branch of RANEPA, Novosibirsk (Russia). Contact address: [email protected].
Многие сибирские города, и Омск — не исключение, начинали свое существование от крепостей, которые выполняли функцию форпостов государства Российского. Примечательно, что уже в фонде Инспекторской канцелярии командующего Сибирским корпусом Западной Сибири (1801-1809 гг.) отложились документы об обращении в православие инаковерующих. Документы о строительстве крепостей сопровождались отчетами и рапортами о строительстве церквей в этих крепостях [ИсАОО. Ф. 142. 1801-1809 гг.].
Город Омск в XIX в. выполнял функции распределительного центра для ссыльных, направляемых из центральных губерний в сибирские города. В 1840 г. Омский городовой острог получил наименование Омского тюремного замка, где, помимо отбывавших наказание преступников, содержались этапируемые на поселение и на каторгу; в 1904 г. Тюремный замок стал называться областной тюрьмой. Фонд Омского тюремного замка хранит ведомости обо всех арестантах, в том числе об этапируемых, а также партионные списки пересылаемых, где относительно каждой персоналии заполнена графа «вероисповедание» [ИсАОО. Ф. 15. 1836-1882 гг.]. Данная информация способствует выявлению абсолютного количественного и относительного (в процентном соотношении) состава заключенных и ссыльных, характеризуя их вероисповедную принадлежность. Аналогичную функцию выполняют документы архивного хранения еще одного пенитенциарного фонда — Тарской уездной тюрьмы Тобольского губернского управления [ИсАОО. Ф. 388. 1902-1919 гг.].
Идеологическая функция была возложена государством на православие, обладавшее статусом государственного вероисповедания. Материалы Омской духовной консистории за очень длительный период (1722-1921 гг.) содержат как указы Сената, так и собственно указы, а также протоколы заседаний Омской консистории. Важны для изучения государственно-конфессиональной политики в регионе материалы о церковных землях, духовных завещаниях в пользу церкви. Имели место столкновения между прихожанами и духовными лицами, конфликты из-за церковных земельных участков; прихожане подавали в Консисторию прошения об удалении неугодных им духовных лиц [ИсАОО. Ф. 16. 1722-1921 гг.]. Омские и Тобольские епархиальные ведомости представлены в книжном фонде архива.
Фонд Главного управления Западной Сибири (ГУЗС) заслуживает специального исследовательского внимания [ИсАОО. Ф. 3. 1822-1882 гг.]. Деятельность ГУЗС распространялась на Тобольскую и Томскую губернии, Омскую область (1822-1838 гг.), позднее — еще и на Семипалатинскую область. Одним из первых указов верховной власти, отложившихся в фонде делопроизводства ГУЗС, сразу же после административного разделения Сибири на Западную и Восточную, стал следующий: «По высочайшему повелению об уничтожении и недопущении впредь существования Масонских лож и других тайных обществ» [ИсАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 4]. Пристального внимания властей удостоились раскольники, водворенные на границе с Китаем, им посвящены тематические дела архивного хранения «О раскольнических священниках и молитвенных домах» [ИсАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 52].
Поддержание нравственных устоев у населения империи нашло нормативное воплощение в отношении министра народного просвещения «Об обращении особенного внимания на преподавание Закона Божия во всех учебных заведениях, 1850», которое распространялось на все территории в составе страны, в том числе и на Западную Сибирь [ИсАОО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 2751].
По высочайшему повелению, объявленному министром внутренних дел и государственных имуществ в 1850 г., губернским начальствам надлежало курировать «увеличение числа церквей в Сибири» [ИсАОО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 2865]. Не секрет, что увеличение количества православных церквей осуществлялось командно-административны-
ми методами, а имущественное состояние клириков в небогатых приходах, образованных на инородческих землях, зачастую было плачевным, о чем свидетельствуют материалы «Отчета по управлению Томской губернии за 1864 г.». В материалах дела содержится информация об учреждении в Томской губернии Комитета для увеличения числа православных церквей и улучшения быта духовенства [ИсАОО. Ф. 3. Оп. 3. Д. 5643].
Материалы Омского 10-го женского городского приходского училища Западно-Сибирского учебного округа за 1918-1919 гг. составили содержательное наполнение фонда Р-2010 [ИсАОО. Ф. Р-2010. 1918-1919 гг.].
Уездный город Омск стал местопребыванием на время отбытия наказания для большого числа ссыльнопоселенцев и административно-высланных, в том числе и за религиозные преступления; для осуществления надзора за ними в 1804 г. была учреждена должность омского городничего, а в январе 1839 г. вместо нее была введена должность полицмейстера. Отчеты о благонадежности ссыльных священнослужителей заинтересованный исследователь найдет в фонде 11 [ИсАОО. Ф. 11. 1804-1838 гг.]
Первая мировая война привела в Сибирь новую категорию переселенцев: ими стали беженцы с театра военных действий. Делопроизводственная документация Омского уездного комитета беженцев отложилась в фонде 103. Примечательно, что в логистических центрах, каким являлся и Омский транспортный узел, проводился поименный учет беженцев, фиксировалась их сословная принадлежность, профессия и вероисповедание [ИсАОО. Ф. 103. 1916 г.].
Администрация подрайона водворения и хозяйственного устройства переселенцев Омского округа Омского окружного земельного управления (1918-1930 гг.) решала весь комплекс проблем, связанных с новым населением. В сфере ее компетенции оказались, среди прочих, и проблемы морально-нравственного надзора, а отсюда — заботы о строительстве школ, церквей для переселенцев и их детей [ИсАОО. Ф. Р-283. 1918-1930 гг.]. Аналогичная информация, но за более ранний период, сформирована в фонде областного землемера землеустройств и земледелия [ИсАОО. Ф. 114. 1827-1867 гг.].
Было бы ошибкой думать, что православие было единственной конфессией, представленной в регионе. Для обслуживания лютеран, в том числе ссыльных, проживавших в Тобольской губернии (куда ранее административно входили Омск и Акмолинск), была учреждена должность тобольского губернского евангелическо-лютеранского проповедника [ИсАОО. Ф. 70. 1851-1895 гг.]. Лютеранский проповедник имел местопребывание в селе Рыжково — колонии сосланных в Сибирь лютеран разных национальностей. В 1860-е гг. лютеранами из Прибалтийских губерний на реке Оми были основаны поселения Ревель, Рига, Нарва, Гельсингфорс. В фонде губернского евангеличе-ско-лютеранского пастора отложились указы и распоряжения Генеральной евангели-ческо-лютеранской консистории, запросы консисториальной администрации об отдельных персоналиях и ответы проповедника на эти запросы.
В обязанности светских властей входило покровительство православию в регионе, однако и иные исповедания не оставались без внимания. Отношение министра финансов «Об отводе Тобольскому евангелическому пастору Вальтеру и его причетнику 75 десятин земли для хлебопашества и об отводе ему квартиры» и переписка по это-
му предмету 1824-1829 гг. составили содержание архивного дела 404 в фонде Главного управления Западной Сибири [ИсАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 404].
Протестантские деноминации, де-факто образованные в Западной Сибири группами ссыльных и переселенцев, не могли претендовать на поддержку государства, но и без его внимания тоже не оставались. Периодом 1855-1859 гг. датировано дело архивного хранения «По отношению министра внутренних дел о постройке в г. Барнауле лютеранской церкви. Тут же о постройке такой же церкви в Томске» [ИсАОО. Ф. 3. Оп. 3. Д. 3723]. Двумя годами позже начался процесс легитимации лютеранской организации, зафиксированный в материалах деловой переписки «По отношению Первого отделения Главного управления Западной Сибири об устройстве колонии ссыльных лютеран в Сибири, 1861-1874 гг.» [ИсАОО. Ф. 3. Оп. 3. Д. 4936].
Фонд архивного хранения 348 образован материалами курата (настоятеля) римско-католической церкви Омска [ИсАОО. Ф. 348. 1873-1920 гг.]. Юридические лица, в том числе благотворительные общества, становились самостоятельными фондообразова-телями, в связи с чем фонд 361 представлен делами архивного хранения Омского римско-католического благотворительного общества [ИсАОО. Ф. 361. 1912-1920 гг.].
Строительство здания католической церкви в Томске сопровождалось активной перепиской сибирских властей с Могилевской римско-католической консисторией; выбор места для строительства и выделение земельного участка в черте города послужили причиной формирования архивного дела 697 [ИсАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 697]. Сибирская губерния, равно как и все другие в государстве, являлась получателем указов Правительствующего Сената. Так в Омском архиве оказалось тематическое архивное дело, образованное Указом Сената за январскую треть 1842 г. «Положение о штатах Римско-Католическим Епархиальным Управлениям и монастырям в западных губерниях, 1842 г.» [ИсАОО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 1996].
Неправославное население в Западной Сибири было представлено многочисленными местными народностями (татарами, киргизами и др.). Принадлежность к местным клановым элитам «инородцев» составляла предмет опасений для ГУЗС, о чем свидетельствуют материалы дела «О правилах относительно исправления городских и полицейских повинностей магометанскими духовными лицами» [ИсАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 44]. Взаимоотношения имперских властей и исламских духовных лидеров виделись ГУЗС в контексте международной политики, так в ИсАОО появилось архивное «Дело о постройке в г. Омске каменной мечети по предложению Генерал-губернатора Западной Сибири, смета на построение деревянного дома для приезда в г. Омск Киргизских Султанов и к жительству в г. Омске двух переводчиков, сколько на оное потребно материалов-припасов, равно мастеровых и рабочих людей и лошадей и во что все оное стоить будет» [ИсАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 340]. Процесс строительства мечети курировался чиновниками ГУЗС, отчеты которых аккумулированы в деле «О постройке в крепости Петропавловской и в г. Омске магометанских мечетей/план магометанской мечети, недостроенной и разобранной вне крепости, что имеется и чего недостает для постройки, деньги, ассигнованные на постройку, вообще переписка насчет постройки мечети» [ИсАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 359]. После окончания строительства «По представлению областного начальника о содержании в городе Омске мечети и посольского дома,
1832-1833 гг.» предполагалось участие губернских властей в софинансировании деятельности последнего, исполнявшего дипломатические функции [ИсАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1130]. Для ведения бухгалтерской отчетности была заведена «Книга на записку прихода и расхода суммы, пожертвованной на Омскую магометанскую мечеть» [ИсАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1417].
Корпус прошений о смене вероисповедной принадлежности адресовался прежде всего светским властям, а после получения разрешения — духовным. Примечательны названия дел «О киргизе Янкунде, желающем принять веру греческого вероисповедания» [ИсАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 111]. Идея распространения православия в широких пределах Российской империи нашла отражение в Указе Правительствующего Сената об учреждении в Тобольской епархии миссии для обращения иноверцев к православной греко-российской вере, 1836 г.» [ИсАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1549]. В городе Петропавловске, ныне принадлежащем Казахстану, учреждалась в 1864 г. миссия «для обращения в православие киргиз» [ИсАОО. Ф. 3. Оп. 3. Д. 5668].
Самостоятельный комплекс документов представляют собой материалы революционного и советского периодов в Сибири. Исполнительный комитет Омского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов представил в архив документы религиозных обществ (уставы, протоколы собраний, списки членов религиозных организаций), а также документы об отделении церкви от государства, экспроприации и конфискациях церковных ценностей [ИсАОО. Ф. Р-150. 1919-1926 гг.].
Фонд Омского губернского революционного комитета хранит протоколы заседаний ревкомов волостных съездов и сельсоветов Петропавловского, Омского, Тюкалинско-го уездов об отделении школы от церкви [ИсАОО. Ф. Р-26. Оп. 1. Д. 371. 1919-1920 гг.]. Протоколы заседаний Комиссии по отделению церкви от государства и школы от церкви, а также переписку с губотделом юстиции по этому вопросу заинтересованный исследователь обнаружит в материалах отдела управления исполнительного комитета Омского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов [ИсАОО. Ф. Р-32. Оп. 1. Д. 17. 1921 г.].
Сто лет назад не существовало термина «альтернативная служба» по религиозным убеждениям, однако практика применения уже формировалась. Так, фонд Омского окружного комиссариата по военным делам [ИсАОО. Ф. Р-1396. 1921-1933 гг.] имеет в своем составе решения об освобождении верующих от воинский повинности и направлении их в санитарные роты. Особенного внимания заслуживает хронологический период, когда эти решения принимались: период сразу после Гражданской войны, «военный коммунизм», расцвет атеистической идеологии. Кажется невероятным, но организаторы призывных кампаний принимали во внимание чувства верующих.
Борьба с религией продолжалась на протяжении всех лет советской власти; нормативные акты об отделении церкви от государства, распоряжения, инструкции и отчеты об их исполнении, сведения о количестве зарегистрированных религиозных обществ, статистические сведения разного рода — в материалах отдела управления исполнительного комитета Омского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов [ИсАОО. Ф. Р-32. Оп. 1. Д. 129, 143, 275, 276, 284, 289, 317].
Проделанная нами аналитическая работа позволяет сделать вывод о том, что государственно-конфессиональным отношениям в Западной Сибири уделялось серьезное внимание уже на этапе формирования Западносибирского и Восточносибирского регионов в составе Российской империи. C самого начала XIX столетия и до середины ХХ в. государственно-конфессиональная политика занимала устойчивое место в общем фарватере российской государственности.
Благодарности
Публикация подготовлена при финансовой поддержке РНФ по теме: «Религия и власть: исторический опыт государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири и сопредельных районах Казахстана в XIX-XX вв.» (проект № 19-18-00023).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Исторический архив Омской области (ИсАОО). Ф. 3. Оп. 1.
Исторический архив Омской области. Ф. 3. Оп. 2.
Исторический архив Омской области. Ф. 3. Оп. 3.
Исторический архив Омской области. Ф. 11.
Исторический архив Омской области. Ф. 15.
Исторический архив Омской области. Ф. 16.
Исторический архив Омской области. Ф. 70.
Исторический архив Омской области. Ф. 103.
Исторический архив Омской области. Ф. 114.
Исторический архив Омской области. Ф. 142.
Исторический архив Омской области. Ф. 348.
Исторический архив Омской области. Ф. 361.
Исторический архив Омской области. Ф. 388.
Исторический архив Омской области. Ф. Р-26. Оп. 1.
Исторический архив Омской области. Ф. Р-32. Оп. 1.
Исторический архив Омской области. Ф. Р-150.
Исторический архив Омской области. Ф. P-283.
Исторический архив Омской области. Ф. P-1396.
Исторический архив Омской области. Ф. P-2010.
REFERENCES
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti (IsAOO) [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. 3. Inventory 1 (in Russian).
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. 3. Inventory 2 (in Russian).
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. 3. Inventory 3 (in Russian).
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. 11 (in Russian).
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. 15 (in Russian).
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti (IsAOO) [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. 16 (in Russian).
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. 70 (in Russian).
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. 103 (in Russian).
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti (IsAOO) [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. 114 (in Russian).
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. 142 (in Russian).
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. 348 (in Russian).
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. 361 (in Russian).
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. 388 (in Russian).
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. R-26. Inventory 1 (in Russian).
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. R-32. Inventory 1 (in Russian).
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. R-150 (in Russian).
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. R-283 (in Russian).
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. R-1396 (in Russian).
Istoricheskii arkhiv Omskoi oblasti [Historical Archive of the Omsk Region]. Fund. R-2010 (in Russian).
Цитирование статьи:
Недзелюк Т. Г. Источники для изучения государственно-конфессиональных отношений в Западной Сибири (по материалам исторического архива Омской области) // Народы и религии Евразии. 2020. № 2 (23). С. 78-85. Citation:
Nedzelyuk T. G. Sources for the study of state-confessional relations in Western Siberia (based on the matherials of the historical archive of the Omsk region). Nations and religions of Eurasia. 2020. № 2 (23). P. 78-85.