2020 № 2 (23)
НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ
""У Барнаул_
S ШГ? й ИзДательство Ь Я Алтайского государственного
3» университета
ЛЬщ*^ 2020
Издание основано в 2007 г. Учредитель: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»
Главный редактор:
П. К. Дашковский, доктор исторических наук (Россия, Барнаул)
Редакционная коллегия:
С. А. Васютин, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Н. Л. Жуковская, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. П. Забияко, доктор философских наук (Россия, Благовещенск) А. А. Тишкин, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Н. А. Томилов, доктор исторических наук (Россия, Омск) Т.Д. Скрынникова, доктор исторических наук (Россия, Санкт-Петербург)
О. М. Хомушку, доктор философских наук (Россия, Кызыл) М. М. Шахнович, доктор философских наук (Россия, Санкт-Петербург) Л. И. Шерстова, доктор исторических наук (Россия, Томск) А. Г. Ситдиков, доктор исторических наук (Россия, Казань) Е. А. Шершнева (отв. секретарь), кандидат исторических наук (Россия, Барнаул)
Редакционный совет журнала:
Л. Н. Ермоленко, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Ю. А. Лысенко, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Л. С. Марсадолов, доктор культурологии (Россия, Санкт-Петербург) Г. Г. Пиков, доктор исторических наук, доктор культурологии (Россия, Новосибирск) А. К. Погасий, доктор философских наук (Россия, Казань) К. А. Руденко, доктор исторических наук (Россия, Казань) С. А. Яценко, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. С. Жанбасинова, доктор исторических наук (Казахстан, Усть-Каменогорск) Н. И. Осмонова, доктор философских наук (Кыргыстан, Бишкек) Н. Цэдэв, кандидат педагогических наук (Монголия, Улан-Батор) Ц. Степанов, доктор исторических наук (Болгария, София) З. С. Самашев, доктор исторических наук (Казахстан, Астаны).
Журнал утвержден научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-69787 от 18.05.2017 г. Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя.
Адрес редакции: 656049, Барнаул, ул. Димитрова, 66, Алтайский государственный университет, кафедра религиоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений.
Журнал подготовлен при поддержке РНФ «Религия и власть: исторический опыт государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири и сопредельных районах Казахстана в Х1Х-ХХ вв.» (проект № 19-18-00023).
© Оформление. Издательство
Алтайского госуниверситета, 2020
2020 № 2 (23)
NATIONS AND RELIGIONS OF THE EURASIA
Barnaul
Publishing house of Altai State University 2020
The journal was founded in 2007 The founder of the journal is Altai State University
Executive editor: P.K. Dashkovskiy (doctor of historical sciences)
The editorial Board:
S. A. Vasutin, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) N. L. Zhukovskay, doctor of historical sciences (Russia, Moskow) A. P. Zabiyako, doctor of philosophical sciences (Russia, Blagoveshchensk) A. A. Tishkin, doctor of historical sciences (Russia, Barnaul) N. A. Tomilov, doctor of historical sciences (Russia, Omsk) T. D. Skrynnikova, doctor of historical sciences (Russia, Saint-Petersburg) O. M. Homushku, doctor of philosophical sciences (Russia, Kyzyl) M. M. Shakhnovich, doctor of philosophical sciences (Russia, Saint-Petersburg) L. I. Sherstova, doctor of historical sciences (Russia, Tomsk) A. G. Sitdikov, doctor of historical sciences (Russia, Kazan) E. A. Shershneva (resp. secretary), candidate of historical sciences (Russia, Barnaul)
The journal editorial Board:
L. N. Yarmolenko, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) U. A. Lusenko, doctor of historical sciences Russia, Barnaul) L. S. Marsadolov, doctor of Culturology (Russia, St. Petersburg) G. G. Pikov, doctor of historical sciences, doctor of cultural studies (Russia, Novosibirsk) A. K. Pogassiy, doctor of philosophical sciences (Russia, Kazan) K. A. Rudenko, doctor of historical sciences (Russia, Kazan) S. A. Yatsenko, doctor of historical sciences (Russia, Moscow) A. S. Zhanbosynov, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk) N. I. Osmonova, candidate of philosophical sciences (Kyrgyzstan, Bishkek) N. Cedev, candidate of pedagogical sciences (Mongolia, Ulaanbaatar) Ts. Stepanov, doctor of historical sciences (Bolgariy, Sofiy) Z. S. Samashev, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Astana)
The journal is approved by the scientific and technical Council Altai state University and registered by the Federal service for supervision of communications, information technology
and mass communications. Certificate of registration of PI no. FS 77-69787 dated 18.05.2017 All rights reserved. No part of the journal or the entire publication may be reprinted without the written permission
of the authors or publisher.
Editorial office address: 656049, Barnaul, ul. Dimitrova, 66, Altai State University, Department of regional studies of Russia, national and state-confessional relations.
The journal was prepared with the support of the RSF project "Religion and power: historical experience of state regulation of religious communities in Western Siberia and neighboring regions of Kazakhstan in the XIX-XX centuries" (project № 19-18-00023).
© Altai State University Publisher, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I
АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ
Кубаев С. Ш. Аултепе — первый открытый караван-сарай, рабат (рибат)
Средней Азии...................................................................................................................................7
Лихачева О. С. Средняя конница каменской культуры и эволюция военного
дела населения лесостепного Алтая в VI-I вв. до н.э..........................................................21
Тишин В. В., Акымбек Е. Ш., Железняков Б. А. Древнетюркская руническая
надпись из Тоспалы (долина реки Чу (Шу), Казахстан)......................................................37
Раздел II
ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Горте Ю. Д., Рыкова В. В. Эвенки: наукометрический анализ материалов,
представленных в БД Web of Science и Научная Сибирика..................................................54
Мухамадеев А. Р. К вопросу о брачно-семейных взаимоотношениях у кыпчаков........66
Раздел III
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Недзелюк Т. Г. Источники для изучения государственно-конфессиональных отношений в Западной Сибири (по материалам исторического архива
Омской области)............................................................................................................................78
Ожиганов А. Н. Религиозные здания Барнаула в контексте изменений
государственно-конфессиональной политики в ХХ — начале XXI в..............................86
Чирков Н. В. Проблематика перевода и интерпретации фундаментальной богословской терминологии на примере миссионерской деятельности
Маттео Риччи в Китае................................................................................................................104
Дикова Н. В. Роль архиереев в институциональном развитии Омской епархии и основные итоги архиерейского управления.....................................................................117
ДЛЯ АВТОРОВ..........................................................................................................................132
CONTENT
Section I
ARCHAEOLOGY AND ETNO-CULTURAL HISTORY
Kubayev S. Sh. Archaeology and Etno-Cultural history the first opened caravanserai,
rabat (ribat) of Central Asia.............................................................................................................7
Likhacheva O. S. Medium cavalry of the Kamenska culture and the evolution
of military affairs of the population of the forest-steppe Altai in VI-I BC.............................21
Tishin V. V., Akymbek E. Sh., Zheleznyakov B. A. The Early Turkic runic inscription
from Tospaly (Chu (Shu) river valley, Kazakhstan)....................................................................37
Section II
ETHNOLOGY AND NATIONAL POLICY
Gorte Yu. D., Rykova V. V. Evenks: scientometric analysis of materials presented
in the databases Web of Science and Scholar Sibirica................................................................54
Mukhamadeev A. R. To the question of marriage-family relations in kipchakov...................66
Section III
RELIGIOUS STUDIES AND STATE-CONFESSIONAL RELATIONS
Nedzelyuk T. G. Sources for the study of state-confessional relations in Western
Siberia (based on the matherials of the historical archive of the Omsk region).....................78
Ozhiganov A. N. Religious buildings in Barnaul in the context of changes in State and
Confessional policy in the XX — the early XXI Century..........................................................86
Chirkov N. V. The issue of translation and interpretation of fundamental theological
terminology on the example of missionary activities of Matteo Ricci in China...................104
Dikova N. V. The role of high priests in the institutional development of the Omsk eparchy and the main results of high priest's administration..................................................117
INFORMATION ABOUT AUTHORS...................................................................................132
УДК 93
Б01: 10.14258/пгеиг(2020)2-09 Н. В. Дикова
Алтайский государственный университет, Барнаул (Россия)
РОЛЬ АРХИЕРЕЕВ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ОМСКОЙ ЕПАРХИИ И ОСНОВНЫЕ ИТОГИ АРХИЕРЕЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Анализируются основные итоги архиерейского управления Омской епархии с периода образования епархии в 1895 г. и вплоть до начала 1917 г. Русская православная церковь в Российской империи являлась основным политическим институтом государства, ей отводилась основная роль в системе духовного управления регионом и реализации политики русификации. В связи с этим становятся актуальными исследования основных направлений деятельности Омской епархии и ее правящей верхушки — архиереев.
Представлены основные итоги работы восьми правящих архиереев Омской епархии в условиях ее институционального становления. Были выделены два периода развития епархии. Первый период обусловлен становлением епархиальной структуры, благодаря чему были сформированы основные епархиальные органы управления, второй период — упорядочиванием церковной жизни епархии, в котором были окончательно сформированы и укомплектованы все органы епархии. Оба периода характеризуются сложностью социально-экономических и политических процессов в регионе, обусловленных кризисом самодержавия и недостаточностью финансирования епархии, нерешенным кадровым вопросом, а также сложной этноконфессиональной ситуацией. Целью данной статьи является попытка анализа деятельности правящих архиереев и определение их роли в проведении государственно-конфессиональной политики, становлении и развитии Омской епархии.
Ключевые слова: Русская православная церковь, епархия, архиерей, викариатство, приход.
N. V. Dikova
Altai State University, Barnaul (Russia)
THE ROLE OF HIGH PRIESTS IN THE INSTITUTIONAL DEVELOPMENT OF THE OMSK EPARCHY AND THE MAIN RESULTS OF HIGH PRIEST'S ADMINISTRATION
In the presented article, the author analyzes the main results of the bishopric administration of the Omsk diocese, from the time the diocese was formed in 1895 until the start of the revolution in 1917. The Russian Orthodox Church in the Russian Empire was the main political institution of the state, it was given the main role in the system of spiritual governance of the region and implementation of the Russification policy. In this regard, it becomes relevant to study the main activities of the Omsk diocese and its ruling elite — the bishops.
The article presents the main results of the work of the ruling eight bishops of the Omsk diocese in the context of the institutional formation of the diocese. Two periods of the development of the diocese were distinguished. The first period is determined by the formation of the diocesan structure, due to which the main diocesan authorities were formed. The second period was the streamlining of the church life of the diocese, in which all the organs of the diocese were finally formed and staffed. Both periods are characterized by the complexity of the socio-economic and political processes in the region, caused by the crisis of autocracy and insufficient funding of the diocese, unresolved personnel issues, as well as a difficult ethno-confessional situation. The purpose of this article is an attempt to analyze the activities of the ruling bishops and determine their role in the conduct of state-confessional policy, the formation and development of the Omsk diocese.
Keywords: Russian Orthodox Church, eparchy, high priests, vicariate, parish.
Дикова Нина Викторовна, старший преподаватель кафедры востоковедения, аспирант направления «Отечественная история» Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: [email protected]. Dikova Nina Viktorovna, Senior Lecturer, Oriental department, Post-graduate student of the direction "History" Altai State University, Barnaul (Russia). Contact address: [email protected].
Решение об открытии Омской епархии было принято в 1885 г. в Иркутске на Соборе сибирских архипастырей. Решение мотивировалось рядом причин, таких как начавшаяся массовая крестьянская колонизация Степного края, как следствие, резкий рост численности новых населенных пунктов и приходов; большой процент казахов-мусульман, сектантов и раскольников в регионе и связанная с этим необходимость организации миссионерской работы среди них. Немаловажным фактором, послужившим основанием для создания новой епархии на юге Западной Сибири, вы-
ступила значительная географическая протяженность региона. Тобольская и Томская епархии, существовавшие на тот момент, не имели возможности из-за отсутствия развитой системы транспортных коммуникаций распространять свою работу на столь отдаленные вновь открываемые приходы.
Омская епархия была учреждена в 1895 г. указом Святейшего Синода. Большая часть ее территории охватывала Акмолинскую и Семипалатинскую области Степного генерал-губернаторства. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в данном этнорегионе Российской империи происходили существенные трансформации в социально-экономической и политической сферах, связанных с его интеграцией в общеимперское пространство [Лысенко, 2011: 18]. Очевидно, что институционализация Омской епархии была привязана к динамике социальных процессов, происходивших в Степном крае. Кроме этого, с открытием новой церковно-административной единицы связывались надежды Русской православной церкви на положительное разрешение проблем, связанных с удовлетворением религиозных нужд переселенцев и борьбой со старообрядчеством, сектантством и исламом. Огромное значение при этом придавалось должности правящего архиерея, который, по сути, должен был задавать вектор развития епархии и нести ответственность за принятие управленческих решений.
В современной отечественной историографии достаточно подробно представлен анализ социально-политических процессов, происходивших в Степном крае на рубеже Х1Х-ХХ вв., на фоне которых разворачивалось строительство Омской епархии. Целый ряд работ А. В. Ремнева посвящен истории имперского управления азиатских окраин Российской империи, вопросам взаимодействия центра и периферии, административным реформам, направленным на унификацию и централизацию системы управления в общеимперских масштабах [Ремнев, 2001]. Динамике социально-политических процессов и общественному движению в Степном крае в период революционных потрясений начала ХХ в. накануне революции 1917 г. посвящены исследования Р. С. Буктугу-товой, которая характеризует в своих работах деятельность политических партий в регионе, роль и место народно-освободительной борьбы коренного населения Степного края и т. д. [Буктугутова, 2007]. Существенно дополняют данное направление историографии исследования Ю. А. Лысенко, посвященные анализу политики Российской империи в отношении казахского кочевого сообщества и его интеграции в общероссийское мусульманское движение [Лысенко, 2016: 101-108]. Роль Омской епархии в социально-политических процессах, имевших место в Степном крае на рубеже Х1Х-ХХ вв., организация епархиальной жизни накануне революционных потрясений 1917 г. представлены в исследованиях В. А. Суховецкого [Суховецкий, 2017].
История Омской епархии достаточно детально представлена в современной историографии. Ученые уделяют внимание процессам ее институционального развития, церковно-приходского, миссионерского, монастырского строительства, кадровым вопросам и проблемам взаимодействия священнослужителей с прихожанами [Лысенко, 2011; Ткачев, 2019; Овчинников, 2011; Васильева, 2015; Батурина, 1999; Блинова, 2010].
Отдельным направлением историографии следует считать исследования, посвященные деятельности епископов Омской епархии с момента ее образования до 1917 г. Так, работы С. В. Голубцова посвящены начальному этапу истории Омской епархии
и связанному с ним епископу Григорию (Полетаеву), возглавлявшему Омскую кафедру в 1895-1900 гг. [Голубцов, 2008]. В исследованиях В. Л. Данилова и М. С. Пингина анализируется период руководства Омской епархией епископа Гавриила (Голосова) [Данилов, Пингин, 2016]. Акцент в данных работах делается на общественно-политическую деятельность Гавриила, которую он осуществлял в годы Первой русской революции 1905-1907 гг.
В целом историографический анализ позволяет сделать вывод о том, что несмотря на разработанность многих аспектов истории Омской епархии, всестороннего системного анализа деятельности всех ее епископов в контексте социально-политических процессов Российской империи не проводилось.
Материалы и методы исследования. Для изучения истории архиерейского управления Омской епархией в контексте социально-политических процессов Российской империи было привлечено значительное количество источников. Основными из них являются делопроизводственные материалы, к числу которых относятся ежегодные епархиальные отчеты епископов Омской епархии Священному Синоду. В них достаточно детально представлен анализ развития епархии за отчетный год, деятельность тех или иных органов епархиального управления, структурных подразделений, а также итоги их деятельности. Существенно дополняют данную информацию отчеты благочинных о состоянии вверенных им благочиний, направлявшиеся в Омскую консисторию.
Дополняют делопроизводственную документацию источники справочного характера. К их числу относится работы служителей Омской епархии, подготовленные в начале ХХ в., в частности ключаря Омского кафедрального собора, священника К. Ф. Скаль-ского «Омская епархия: Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии» (1900 г.) и священника, благочинного И. Голошубина «Справочная книга Омской епархии» (1914 г.). Данные труды содержат большой статистический и биографический материал о служителях епархий и действовавших в них приходах и благочиннических округах, дают краткие природно-географические описания и характеристики национально-религиозного состава населения, проживавшего на территории епархии [Скальский, 1900; Го-лошубин, 1914].
Ценным источником по истории архиерейского служения в Омской епархии является церковное периодическое издание «Омские епархиальные ведомости», издававшееся с 1896 по 1917 г. Ведомости представляют собой комплексный источник, содержащий биографические сведения, нормативно-правовую информацию, тексты мемуарного характера, результаты литературного творчества, агитационные, просветительские и рекламные материалы. Источник позволяет получить обширные статистические сведения о перемещениях духовенства в пределах Западной Сибири, наградах, наказаниях, порядке замещения должностей, смертности, материальном положении, направлениях деятельности и уровне образования в сословии.
В целом, источниковая база статьи вполне репрезентативна и позволяет решить поставленные исследовательские задачи.
В течение XIX — начала XX в. Степной край как один из административных центров Западной Сибири был включен в политические и социальные процессы, проис-
ходившие в Российской империи. Его население активно интегрировалось в общероссийское общественно-политическое, общественно-религиозное движение, в областях и уездах Степного края функционировали ячейки российских политических партий, этноэлиты формировали местные политические структуры. Омская епархия, ставшая центром религиозной жизни региона, не могла оставаться в стороне от происходивших процессов. При этом следует подчеркнуть, что в условиях господства официальной идеологемы «император — православие — народ», Русская православная церковь являлась одним из ключевых институтов государства, выполнявших идеологическую функцию. Данный фактор выступал определяющим в политике омских архиереев, их деятельность отражала политику самодержавия.
Первым руководителем Омской кафедры стал архиепископ Григорий (Полетаев). Владыка Григорий успешно окончил Нижегородскую духовную семинарию, а в 1854 г. — Казанскую духовную академию. Его опыт управления Туркестанской и Ташкентской епархией во многом помог в управлении только что образованной Омской епархии — у двух епархий были схожие проблемы: обширность территории, разнородный в религиозно-конфессиональном и этническом плане состав населения и непрерывно увеличивающееся число переселенцев.
Перед ним стоял ряд важнейших задач — создание фундамента новой епархии, а именно епархиальных административных и территориальных структур, подбор кадров священнослужителей, организация благочиннического, церковно-приходско-го, школьного, храмового строительства и т. д. На новой должности архиепископ Григорий зарекомендовал себя как деятельный человек и талантливый управленец. Сразу по восхождению на кафедру Омской епархии владыка развернул бурную деятельность. За период руководства Омской епархией архиепископа Григория (1895-1901 гг.) был успешно решен весь спектр вышеперечисленных задач, таким образом, налажена епархиальная жизнь во всем ее многообразии. Под его руководством состоялось оформление епархиальных управленческих структур. Важным фактором управления епархией первым архиепископом было его глубокое понимание необходимости деления территории епархии на благочиннические округа и дальнейшее увеличение количества приходов. Данная мера должна была облегчить управление обширной Омской епархией. Так, увеличилось число благочиннических округов с 23 до 27. Вместе с тем росло число церквей и приходов, со 160 его увеличилось до 287 приходов [РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1965. Л. 12].
Одним из значимых итогов его деятельности стало учреждение «Омских епархиальных ведомостей» в 1898 г., а также освящение Успенского кафедрального собора, в закладке которого принял участие наследник престола Николай Александрович. С благословения архиепископа Григория были созданы просветительские общества: Общество попечения о начальном образовании в г. Омске, Общество хоругвеносцев при Омском Успенском кафедральном соборе и Омское епархиальное Братство ревнителей православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения. Братство занималось в основном благотворительной деятельностью, собирало пожертвования на нужды церквей и переселенцев [Быков, 2009: 5-8].
Следует отметить, что в Русской православной церкви для управленцев такого уровня, как архиереи, существовала ротация кадров. Согласно действующему Духовному регламенту каждые 3-4 года на смену епископу должен был приходить новый. Таким образом, в 1900 г. епископ Григорий был переведен на управление Московским Донским ставропигиальным монастырем. В 1901 г. на Омскую кафедру был назначен епископ Сергий (Петров). После окончания Донской духовной семинарии он поступил в Московский императорский университет, который успешно закончил в 1891 г. Сразу же после окончания университета владыка приехал на Алтай и служил в Киргизской духовной миссии Томской епархии, дослужился до помощника ее начальника, а затем вступил в сан архимандрита Омской епархии [РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1965. Л. 12].
Работа епископа Сергия на посту помощника начальника Киргизской миссии определила акценты в его архиерейской службе. Наряду с текущей работой по поддержанию епархиальной жизни владыка Сергий значительное внимание уделял развитию миссионерских епархиальных структур, чья деятельность была направлена против сектантства, раскола и ислама. Действительно, приток крестьян-переселенцев, усилившийся на рубеже XIX-XX вв., привел к обострению конфессионального вопроса в регионе. По инициативе епископа Сергия в Омской епархии была усилена позиция Киргизской антиисламской миссии, к 1901 г. в епархии было открыто девять станов Киргизской миссии [Лысенко, 2016: 66]. В 1900 г. начала свою деятельность противосектант-ская миссия, в 1903 г. — противораскольничья [Лысенко, 2011: 125].
С закреплением позиций Русской православной церкви в религиозном пространстве Степного края епископ Сергий связывал монастырское строительство. Этот процесс начался в регионе позднее относительно всей Сибири, что объяснялось особенным характером колонизации степного региона, а также более поздним формированием православного населения на его территории. Монастыри были призваны помочь развитию миссионерского дела и оказывать религиозное влияние на русское православное население, а также на мусульманское кочевое население. Так, в 1902 г. была основана Знаменская миссионерская женская община монахинями Лесницкого женского монастыря Седлецкой губернии на «Святом ключе» рядом с Семипалатинском [Лысенко, 2011: 102]. Она стала общепризнанным центром миссионерства, осуществлявшим работу среди женской части казахского общества.
Следующим епископом Омской епархии стал епископ Михаил (Ермаков). Он получил образование в Киевской духовной академии, которую закончил со степенью кандидата богословия. Затем преподавал в духовных семинариях. Сан епископа получил в 1899 г. и был назначен на кафедру в Черниговскую епархию. В 1903 г. был переведен на службу в Омскую епархию. Епископ Михаил возглавлял Омскую кафедру с 1903 по 1905 г. Данный период характеризовался упрочнением епархиального управления, при этом акцент был сделан на организацию ежедневной деятельности приходов Омской епархии.
При владыке Михаиле начал работу омский свечной завод. Это было важным экономическим предприятием, так как основную массу свечей приходилось заказывать в Тобольске, Томске или Барнауле. По инициативе Михаила почти завершилось строительство Архиерейского дома с домовой церковью и здания консистории, а в 1904 г. от име-
ни Епархиального братства ревнителей православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения в Омской мужской гимназии была учреждена стипендия имени епископа Григория [Голубцов, 2008: 83].
Развитие капиталистических отношений в Степном крае в конце Х1Х — начале ХХ в. было отмечено значительными социальными изменениями общества. Стала наблюдаться классовая дифференциация крестьянства, активизировался процесс формирования рабочего класса. Хотя в силу особенностей социально-экономического развития эти процессы в степных областях начались значительно позже, чем в Европейской России, и протекали более медленными темпами. Тем не менее благодаря им и здесь подготавливалась почва для самоопределения и размежевания различных общественных слоев.
К тому же конец заседания на Омской кафедре епископа Михаила совпал по времени с периодом Русско-японской войны (1904-1905 гг.) и Первой русской революции (1905-1907 гг.). В это время наблюдались изменения в рабочем движении, увеличилось число выступлений рабочих, недовольных политической и экономической ситуацией. Безусловными лидерами стачечного движения в регионе в 1905-1907 гг. являлись рабочие-железнодорожники, на долю которых приходилась практически половина от общего числа забастовок [Буктугутова, 2007: 78]. Наряду со стачками в годы Первой российской революции рабочие Степного края участвовали также в сходках, митингах, демонстрациях, в создании профсоюзов и других классовых организациях.
Поскольку Русская православная церковь была оплотом православия и призвана укреплять самодержавие, то на нее возлагалась борьба с революционными настроениями. Так, на плечи следующего епископа Гавриила (Голосова) легла ответственность за противостояния революционным идеям в регионе. Манифест 17 октября 1906 г., декларировавший создание в стране конституционной монархии и Государственной Думы, по своей сути был толчком к упразднению самодержавия в России. Как реакция на попытку упразднения самодержавия стало возникновение черносотенных организаций.
Традиционная «черносотенная позиция» Русской православной церкви была призвана укрепить роль самодержавия в стране. Одним из важных аспектов борьбы с революционными идеями стала пропаганда через «Омские епархиальные ведомости», в которых объяснялось, что самодержавие — это непреложная истина и главный принцип православной жизни. Неоднократно в своих речах, публиковавшихся на страницах «Омских епархиальных ведомостей», епископ Гавриил критиковал левые партии, выступал за приоритет русских в Государственной Думе, за монархическое развитие России, сохранение русской национальной идеи [Омские епархиальные ведомости, 1908: 28].
По его инициативе в феврале 1906 г. прошел Съезд духовенства первого благочиния Петропавловского уезда Акмолинской области Степного края, утвердивший решение «О мерах поддержания веры и благочестия», главной целью которого была борьба с социализмом. Формы этой борьбы оставались традиционными: «учительство, священно-действование и духовное управление» [Данилов, Пингин: 2016]. В 1908 г. в Омске официально открылся отдел «Союза Русского народа», который должен был документально оформить черносотенное движение в регионе. На его открытии владыка Гавриил произнес речь, в которой призывал объединиться в ряды «Союза» и до смерти стоять за традиционные основы русской государственности.
Период предстоятельства епископа Гавриила совпал по времени с ухудшением положения епархиальных миссионерских структур. Отметим, что Омская епархия создавалась как епархия миссионерская, в то же время Закон о веротерпимости 1905 г. значительно затруднил миссионерскую деятельность. Хотя в нем и говорилось, что православная церковь являлась господствующей, но на деле этот указ осложнил миссионерскую деятельность, не только предоставив свободу проповеди иноверческим организациям, но и никак не противостоял совращению православных в другую веру, а также не оказывал православной церкви ни законодательной, ни материальной поддержки.
Данные причины значительно подорвали миссионерскую деятельность в регионе, все держалось на личном энтузиазме священнослужителей [Лысенко, 2009: 150-156]. И судя по всему, энтузиазм был велик, так как, несмотря на все трудности, Киргизская миссия Омской епархии не просто существовала, но и активно развивалась. Имела неплохие результаты и борьба с сектантством: несмотря на редкие случаи отпадения в раскол и сектантство, в основном жители епархии в деле внутренней миссии поддерживали православных священнослужителей, а ко времени увольнения на покой архиепископа Гавриила православное население епархии численно выросло почти в два раза. Беспокоясь о православной пастве миссии, организовались регулярные противосектант-ские полемические беседы, в учебный план миссионерских школ были введены занятия по сектантству [Ткачев, 2019: 62-65].
Укреплению позиций миссионерских структур в Омской епархии способствовало и созданное в 1906 г. миссионерское братство. Необходимость создания Братства обусловливалась несколькими причинами, такими как территориальная разбросанность новокрещенных, не позволяющая миссионерам должным образом надзирать за ними; казахи, переходившие в православие, изменяли традиционный образ жизни, их нужно было приучать к ведению оседлого хозяйства, для этого было бы полезно, если бы местные жители делились с новообращенными своим опытом и помогали им обустроить быт; из-за обширности территории епархии миссионеры всегда находились в разъездах, а не присутствовали неотлучно в своих станах. По мере сил Братство должно было поддерживать Киргизскую миссию и материально. Сфера деятельности Братства была обширной: оно знакомило иноверцев с христианским мировоззрением, выдавало новообращенным нуждающимся деньги, помогало устраивать их быт.
В связи с новой волной переселения в 1908 г. под руководством епископа Гавриила начало действовать «Особое совещание о церковных нуждах в переселенческих местностях». Совещание было призвано координировать деятельность Комитета по устройству церковного быта переселенцев, в состав которого входил председатель — правящий архиерей, члены — губернаторы областей, управляющие государственным имуществом, заведующие переселенческими районами. На них возлагалась задача сбора информации о выявлении церковных нужд переселенцев, а также выработке общего плана удовлетворения этих нужд [Лысенко, 2011: 75]. Главным видом деятельности комитетов была работа по формированию новых приходов на территории Омской епархии, определению их границ и составу населенных пунктов. Работа осуществлялась на основании «Порядка учреждения новых приходов в переселенческих поселках епархий Азиатской России», утвержденного Синодом 22 сентября 1907 г. Так, в результате рабо-
ты Комитета по устройству религиозных нужд православного населения и Переселенческого управления Омской епархии в 1908 г. было запланировано к открытию 92 самостоятельных прихода [Лысенко, 2011: 76-77]. Деятельность епископа Гавриила была связана и с развитием церковно-школьного образования в Омской епархии. В 1906 г. по его инициативе состоялось открытие Омского женского училища и получено согласие Синода на открытие Омской духовной семинарии.
В конце 1911 г. в Омскую епархию получил назначение епископ Владимир (Путя-та). Светское образование он получил в Александровской военно-юридической академии, служил в лейб-гвардии Преображенского полка, владел семью языками, был всесторонне развит, но в 1899 г. бросил военную карьеру и поступил в Казанскую духовную академию. С 1902 г. Владимир служил настоятелем церкви при русском посольстве в Риме, откуда был исключен по рекомендации самого папы римского «за соблазнительное поведение». Таким образом, он оказался «сосланным» в Омскую епархию, но следует отметить, что в роли архиерея он показал себя как опытный администратор [Лосунов, 2016: 115].
Первое, что предпринял Владимир, это направил прошение в Священный Синод об открытии в Омской епархии викариатства. Новая церковно-административная территориальная единица, входившая в состав епархии во главе с викарием, должна была облегчить управление обширной Омской епархией. И в 1911 г. указом Синода в городе Семипалатинске была открыта кафедра «викарного епископа, с присвоения ему наименования Семипалатинский» [Омские епархиальные ведомости, 1911, № 23: 1]. Правящему епархиальному архиерею утверждено было именоваться Омский и Акмолинский. В 1913 г. была открыта вторая викарная Акмолинская кафедра [Омские епархиальные ведомости, 1911, № 5: 18]. Архиепископ Омской епархии стал именоваться Омским и Павлодарским. Второе викариатство было открыто специально для развития противосектантской миссии. Таким образом, второе викарианство должно было усилить Киргизскую миссию в деле борьбы с сектами, раскольниками и иноверцами.
В марте 1913 г. епископом Омским и Павлодарским стал Андроник (Никольский). Свое архиерейское служение он начал в Японии, епископом Киотским, затем был викарием Новгородской епархии. В 1895 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. После восшествия на Омскую кафедру владыка обратил все силы на улучшение епархиального управления. По его инициативе по всей епархии начался сбор сведений о состоянии приходов, введены богослужебные журналы. Именно в период его служения священник Иоанн Голошубин закончил работу над «Справочной книгой Омской епархии». Данная работа помогла благочинным в дальнейшей организации епархиальной деятельности.
Кроме этого, владыка обязал причты вести летописи приходов, предложил включить в них сведения о первоначальной истории своего поселка и прихода [Омские епархиальные ведомости, 1914, № 24: 10]. Епископ Андроник много путешествовал по епархии, в ходе его поездок было выявлено усиление сектантства. Поэтому по его инициативе в 1913 г. в Омске были организованы для духовенства епархии миссионерские курсы, призванные помочь разрешить проблему сектантства в регионе. Стало очевидным, что открытые викарианства и Киргизская миссия не справлялись должным образом
с поставленной задачей ограничения распространения исламской и раскольнической пропаганды. Таким образом, на местах были организованы миссионерские курсы разной направленности [Лысенко, 2011: 88].
В 1914 г. Омскую епархию возглавил епископ Арсений (Тимофеев). Он закончил Санкт-Петербургскую духовную академию в 1890 г. Управлял Омской епархией всего один год — с 1914 по 1915 г., но оставил свой след в ее истории. Епископу Арсению удалось довести до логического завершения проблему наделения землей причтов приходов Омской епархии и улучшить общественную жизнь приходов посредством организации при них библиотек, школ, церковных попечительств [Лысенко, 2011: 88].
Последним владыкой в дореволюционной истории Омской епархии стал Сильвестр (Ольшевский). Он возглавлял епархию в самый сложный ее период с 1915 по 1920 г. Родился владыка в 1860 г. и успешно закончил Киевскую духовную академию, затем стал епархиальным миссионером в Полтавской епархии, а в 1915 г. был направлен в Омскую епархию. Начало его правления пришлось на период Первой мировой войны, уже в 1916 г. из Синода было передано сообщение о том, что «постройку здания Омской семинарии, хотя бы частичную, надлежит отложить до наступления более благоприятного периода» [Лысенко, 2011: 89]. Сложная международная ситуация внесла свои коррективы в реализацию многих планов по улучшению функционирования Омской епархией.
В периоды чрезвычайных событий истории церковь никогда не оставалась в стороне. В годы Первой мировой войны Омская епархия проявила себя в особой патриотической деятельности — благотворительности. Перед духовенством встала не только задача мобилизации паствы, но и материальной и духовной поддержки нуждающихся. Местные церковно-попечительские советы во главе с епископом Сильвестром активно способствовали помощи семьям военных, ушедших на фронт, и беженцам. Войсковые церкви Омского военного округа принимали участие во Всероссийском церковном сборе (декабрь 1915 г.), который осуществлял помощь раненным воинам, сиротам и вдовам военных [Копылов, 1995: 198-201].
Епархиальное преосвященство само подавало пример в деле благотворительности. Так, духовенство Омской епархии отчисляло со своего жалования до 2% на благотворительность. За счет отчисления валового дохода церквей и причтов Омской епархии на нужды военного времени за 1915 г. поступило 1645 руб. 54 коп. [Берковская, 2019: 86].
Прихожане по примеру духовенства также принимали участие в благотворительных мероприятиях, в церквях стояли кружки Красного Креста для сбора средств, после каждого богослужения любой прихожанин мог пожертвовать какую-либо сумму. Также в 1915 г. был открыт Омский епархиальный попечительский совет по оказанию помощи семьям военных [Берковская, 2019: 88]. На совет возлагались следующие обязанности: составление списка тех, кто призывался, обследование имущественного положения семей воинов, изыскание средств для оказания помощи, распределение и выдача пособий нуждающимся и т. д. Особо важным мероприятием попечительского совета была организация посева и уборки урожая в семьях тех, кто ушел на фронт. В 1915 г. Омским епархиальным попечительским советом и Братством ревнителей православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения был открыт приют для детей раненых и увечных воинов. Большую работу проводил Дамский ко-
митет при Омском епархиальном братстве. Члены Дамского комитета снабжали воинов бельем, табаком, сахаром, чаем, мылом и прочими предметами первой необходимости [Берковская, 2019: 89]. Следует сказать, что в первый год Первой мировой войны в Омской епархии под руководством правящего архиерея Сильвестра сложилась эффективная и разветвленная структура помощи нуждающимся.
Вследствие тяжелого материального положения, когда все силы брошены на военные действия, в епархии наблюдался кризис епархиальной жизни. Церковного строительства в это время практически не происходило, Сельвестр отмечал, что наряду с кадровым вопросом распределение труда в епархии до сих пор не налажено, викарные епископы проживали вне епархиального города, что еще более осложняло организацию управления рабочего процесса епархии [РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2716. Л. 18].
После того, как император Николай II подписал отречение от престола, а власть перешла к Временному правительству, архиепископ Сильвестр направил председателю Государственной Думы М. В. Родзянко телеграмму с приветствиями. 10 марта 1917 г. Сильвестр выступил с обращением к пастве, в которой не выразил протеста против упразднения монархии и поддержал пришедшие к власти новые силы [Елизарова, 2017: 37-41]. Такая позиция церкви была связана напрямую с попытками освобождения от чрезмерного государственного контроля. Таким образом, своим отречением Николай II освободил церковь от присяги ему. В целом, необходимо сказать, что духовенство признавало свержение монархии и поддерживало Временное правительство, но попытки отделения от непопулярной политики самодержавия и поддержка новой власти не усилили влияния духовенства на народ. К тому же свержение монархии оставило страну без сильной власти, а саму церковь — без поддержки перед новыми революционными потрясениями.
Таким образом, следует сказать, что в период с 1895 по 1917 г. в Омской епархии служили 8 епископов. Каждый из них внес свой вклад в развитие Омской епархии. Условно мы можем выделить два периода развития епархии: первый период — с 1895 по 1908 г., второй период — с 1908 по 1917 г. Первый период характеризуется становлением епархиальной структуры, когда были сформированы основные епархиальные органы управления. В связи с постоянным притоком населения в епархию наблюдается постоянный недостаток церквей и церковнослужителей. Большой процент инородческого населения, незначительное количество приходов, постоянный недостаток кадров провоцировали развитие в регионе сект разной направленности. Еще более усугублял положение большой инородческий процент населения в епархии. Важным шагом первого периода управления архипастырями епархии было повышение роли благочинного, упорядочивание работы приходов, открытие омского свечного завода и женского училища. Первая русская революция и Русско-японская война существенно подкосили финансовое обеспечение епархии.
Второй период характеризуется упорядочиванием церковной жизни епархии. Были окончательно сформированы и укомплектованы все органы епархии, такие как консистория, епархиальное женское училище, Епархиальный училищный совет, Миссионерский совет, Церковно-строительный комитет, Епархиальное братство. Было открыто два викариатства, причем вторая викариатская кафедра в Акмолинске была от-
крыта с целью борьбы с распространением сектантства, чужой веры и раскольничества. Первая мировая война и начавшееся революционное движение не позволили завершить все начатое.
Подводя итоги, следует сказать, что каждый епископ, находившийся в тот или иной период на кафедре Омской епархии, вкладывал все свои силы и знания в обустройство только что сформированной епархии. Также следует отметить, что каждый из них сталкивался с одними и теми же проблемами: постоянно увеличивающееся население, неравномерное его распределение, большой процент инородцев, сектантов, раскольников, остро стоял кадровый вопрос, а также недостаточное финансирование епархии, — все эти аспекты усложняли управлении епархией.
Благодарность
Работа выполнена в рамках реализации гранта Президента РФ для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (НШ-2693.2020.6 проект «Государственное регулирование социальных процессов в центральноазиатском регионе России имперского и советского периодов»).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Батурина Т. М. Русская православная церковь и крестьянские переселения в Сибирь на рубеже XIX-XX вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 1999. 26 с.
Берковская З. Н., Кожевин В. Л. Военно-благотворительная деятельность Омской епархии в начальный период Первой мировой войны (1914-1915 гг.) // Вестник Омского гос. ун-та. 2019. № 2 (22). С. 85-91.
Блинова О. В. Социокультурный облик учительства в Западной Сибири в 1880-х — 1914 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2010. 25 с.
Буктугутова Р. С. Общественное движение в Степном крае в конце XIX — начале XX вв. : дис. ... д-ра ист. наук. Омск, 2007. 431 с.
Быков А. А. Благотворительная помощь переселенцам в Западной Сибири (18611917 гг.) // Вестник Томского гос. ун-та. 2009. № 1 (5). С. 5-8.
Васильева А. В. Социокультурный облик православного духовенства в Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2015. 23 с.
Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. Омск : Иртыш, 1914. Т. IV. 1250 с.
Голубцов С. В. История Омской епархии: образование Омской епархии. Предстоя-тельство Преосвященного Григория на Омской кафедре (1895-1900 гг.). Омск : Полиграф, 2008. 166 с.
Данилов В. Л., Пингин М. С. История Омской епархии под управлением епископа Гавриила (Голосова) // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2016. № 1. С. 64-71.
Елизарова Н. В. Реакция сибирского духовенства на падение монархии в России // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2017. № 1 (2). С. 37-41.
Копылов В. А., Милюхин В. П., Фабрика Ю. А. Сибирский военный округ. Первые страницы истории (1865-1917). Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 1995. 246 с.
Лысенко Ю. А. Очерки истории Русской православной церкви в Казахстане (XIX — начало XX в.). Барнаул : Азбука, 2011. 155 с.
Лысенко Ю. А. Социально-политическое движение в азиатских окраинах Российской империи накануне революции 1917 г. // Известия Алтайского гос. ун-та. 2016. № 2 (90). С. 101-108.
Овчинников В. А. Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири: конец XVIII — начало XXI вв. : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Кемерово, 2011. 44 с.
Омск в панораме событий истории и культуры. Омск : Омскбланкиздат, 2016. 344 с.
Омские епархиальные ведомости. 1911. № 23.
Омские епархиальные ведомости. 1913. № 5.
Омские епархиальные ведомости. 1914. № 24.
Проблемы истории местного управления Сибири XVI-XXI веков : материалы V Все-рос. науч. конф., 26-27 нояб. 2003 г. Новосибирск, 2003. Ч. 1. С. 24-37.
Ремнев А. В. Западные истоки сибирского областничества // Русская эмиграция до 1917 года — лаборатория либеральной и революционной мысли. СПб., 1997. С. 142-156.
Ремнев А. В. Имперское управление азиатскими регионами России в XIX — начале XX вв.: некоторые итоги и перспективы изучения // Сибирская заимка. № 3. Омск, 2001. С. 116-128.
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 442. Д. 1965.
РГИА. Ф.796. Оп. 442. Д. 2716.
Скальский К. Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистиче-ского описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. С приложением 24 рисунков и карты. Омск, 1900. VIII, 422 с.
Софронов В. Ю. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Западной Сибири в конце XVII — начале XX вв. : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Барнаул, 2007. 51 с.
Суховецкий В. А. Омская епархия накануне революционных потрясений // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2017. № 1 (2). С. 16-21.
Ткачев А. А. Киргизская миссия Омской епархии при епископе Гаврииле (Голосове) 1906-1911 гг. // Инновационное образование и экономика. № 23. Омск, 2019. С. 62-65.
REFERENCES
Baturina T. M. Russkaia pravoslavnaia tserkov' i krest'ianskie pereseleniia v Sibir' na rubezhe XIX-XX vv. [The Russian Orthodox Church and peasant relocation to Siberia at the turn of the XIX-XX centuries]. : avtoreferat dis... kand. ist. nauk. Novosibirsk, 1999. 26 s. (in Russian).
Berkovskaia Z. N., Kozhevin V. L. Voenno-blagotvoritel'naia deiatel'nost' Omskoi eparkhii v nachal'nyi period Pervoi mirovoi voiny (1914-1915 gg.). [Military charity activities of the Omsk diocese in the initial period of the First World War (1914-1915)]. Vestnik Omskogo universiteta [Bulletin of Omsk University]. Omsk, 2019. № 2 (22). S. 85-91 (in Russian).
Buktugutova R. S. Obshchestvennoe dvizhenie v Stepnom krae v kontse XIX — nachale XX vv. [Social movement in the Steppe region in the late XIX — early XX centuries]. Dis. ... d-ra ist. nauk. Omsk, 2007. 431 s. (in Russian).
Blinova O. V. Sotsiokul'turnyi oblik uchitel'stva v Zapadnoi Sibiri v 1880-kh — 1914 gg. [Sociocultural appearance of teaching in Western Siberia in the 1880s — 1914] : avtoref. dis. ... kand. ist. nauk Omsk, 2010. 25 s. (in Russian).
Bykov A. A. Blagotvoritel'naia pomoshch' pereselentsam v Zapadnoi Sibiri (1861-1917 gg.) [Charitable assistance to immigrants in Western Siberia (1861-1917)]. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Tomsk, 2009. № 1 (5). S. 5-8 (in Russian).
Danilov V. L., Pingin M. S. Istoriia Omskoi eparkhii pod upravleniem episkopa Gavriila (Golosova). [The history of the Omsk diocese under the leadership of Bishop Gabriel (Golosov)]. Vestnik Omskoi Pravoslavnoi Dukhovnoi Seminarii [Bulletin Of The Omsk Orthodox Theological Seminary]. Omsk, 2016. S. 64-71 (in Russian).
Goloshubin I. Spravochnaia kniga Omskoi eparkhii. [Reference book of the Omsk diocese]. Sost., po porucheniiu 7 Eparkh. s ezda, sviashch. sela Novosel'ia, Tiukalin. uezda, Ioann Goloshubin. Omsk : Irtysh, 1914. IV. 1250 s. (in Russian).
Golubtsov S. V. Istoriia Omskoi eparkhii: obrazovanie Omskoi eparkhii. Predstoiatelstvo Preosviashchennogo Grigoriia na Omskoi kafedre (1895-1900 gg.). [History of the Omsk diocese: the formation of the Omsk diocese. The Primacy of Bishop Gregory at the Omsk Department (1895-1900)]. Omsk, 200. 166 s. (in Russian).
Elizarova N. V. Reaktsiia sibirskogo dukhovenstva na padenie monarkhii v Rossii [The reaction of the Siberian clergy to the fall of the monarchy in Russia]. Vestnik Omskoi Pravoslavnoi Dukhovnoi Seminarii. Omsk, 2017. № 1 (2). S. 37-41 (in Russian).
Kopylov V. A., Miliukhin V. P., Fabrika Iu. A. Sibirskii voennyi okrug. Pervye stranitsy istorii (1865-1917). [Siberian Military District. The first pages of history (1865-1917)]. Novosibirsk, 1995. 246 s. (in Russian).
Lysenko Iu. A. Ocherki istorii Russkoi pravoslavnoi tserkvi v Kazakhstane (XIX — nachalo XX v.). [Essays on the history of the Russian Orthodox Church in Kazakhstan (XIX — beginning of XX century)]. Barnaul, 2011. 155 s. (in Russian).
Lysenko Iu. A. Sotsial'no-politicheskoe dvizheniia v aziatskikh okrainakh Rossiiskoi imperii nakanune revoliutsii 1917g. [Socio-political movement in the Asian outskirts of the Russian Empire on the eve of the 1917 revolution]. Izvestiia Altaiskogo Gosudarstvennogo Universiteta [News of the Altai State University]. Barnaul, 2016. № 2 (90). S. 101-108 (in Russian).
Losunov A. M., Kadyrova E. T., Pershina L. A., Trubitsina L. P. Omsk v panorame sobytii istorii i kul'tury. [Omsk in the panorama of events of history and culture]. Omsk, 2016. 344 s. (in Russian).
Ovchinnikov V. A. Monastyri Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi na iuge Zapadnoi Sibiri: konets XVIII — nachalo XXI vv. [Monasteries of the Russian Orthodox Church in the south of Western Siberia: late XVIII — early XXI centuries] : avtoreferat dis... d-ra ist. nauk. Kemerovo, 2011. 44 s. (in Russian).
Omskie eparkhial'nye vedomosti. [Omsk diocesan sheets]. 1911. № 23. S. 17 (in Russian).
Omskie eparkhial'nye vedomosti. [Omsk diocesan sheets]. 1913. № 5. S. 21 (in Russian).
Omskie eparkhial'nye vedomosti. [Omsk diocesan sheets]. 1914. № 24. S. 19 (in Russian).
Problemy istorii mestnogo upravleniia Sibiri XVI-XXI vekov. [Problems of the history of local governance in Siberia of the 16th — 21st centuries]: materialy V vseros. nauch. konf., 26-27 noiab. 2003 g. Novosibirsk, 2003. Ch. 1. S. 24-37 (in Russian).
Remnev A. V. Imperskoe upravlenie aziatskimi regionami Rossii v XIX — nachale XX vv.: nekotorye itogi iperspektivy izucheniia. [Imperial management of the Asian regions of Russia in the XIX — early XX centuries: some results and prospects of study]. Sibirskaia zaimka. № 3. Omsk, 2001. S. 116-128 (in Russian).
Remnev A. V. Zapadnye istoki sibirskogo oblastnichestva. [Western sources of Siberian regionalism]. Russkaia emigratsiia do 1917goda — laboratoriia liberal'noi i revoliutsionnoi mysli [Russian emigration before 1917-laboratory of liberal and revolutionary thought]. SPb., 1997. S. 142-156 (in Russian).
Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv. [Russian State Historical Archive]. Fund 796. Inventory 442. File 1965 (in Russian).
Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv [Russian State Historical Archive]. Fund 796. Inventory 442. File 2716 (in Russian).
Sofronov V. Iu. Missionerskaia deiatel'nost' Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v Zapadnoi Sibiri v kontse XVII — nachale XX vv. [Missionary activity of the Russian Orthodox Church in Western Siberia in the late XVII — early XX centuries] : avtoref. dis... d-ra ist. nauk. Barnaul, 2007. 51 s. (in Russian).
Skal'skii K. F. Omskaia eparkhiia. Opyt geograficheskogo i istoriko-statisticheskogo opisaniia gorodov, sel, stanits i poselkov, vkhodiashchikh v sostav Omskoi eparkhii. S prilozheniem 24 risunkov i karty. [Omsk diocese. The experience of geographical and historical-statistical descriptions of cities, villages, villages and towns that are part of the Omsk diocese]. Omsk, 1900. VIII. 422 s. (in Russian).
Sukhovetskii V. A. Omskaia eparkhiia nakanune revoliutsionnykh potriasenii. [Omsk eparchy on the eve of revolutionary upheaval]. Vestnik Omskoi Pravoslavnoi Dukhovnoi Seminarii. Omsk, 2017. S. 16-21 (in Russian).
Tkachev A. A. Kirgizskaia missiia Omskoi eparkhii pri episkope Gavriile (Golosove) 19061911 gg. [The Kyrgyz mission of the Omsk eparchy under high priest Gabriel (Golosovo) 1906-1911]. Innovatsionnoe obrazovanie i ekonomika [Innovative education and Economics]. Omsk, 2019. № 23. S. 62-65 (in Russian).
Vasil'eva A. V. Sotsiokul'turnyi oblik pravoslavnogo dukhovenstva v Zapadnoi Sibiri v kontse XIX — nachale XX vv. [Sociocultural appearance of the Orthodox clergy in Western Siberia in the late XIX — early XX centuries] : avtoreferat dis. kand. ist. nauk. Omsk, 2015. 23 s. (in Russian).
Цитирование статьи:
Дикова Н. В. Роль архиереев в институциональном развитии Омской епархии и основные итоги архиерейского управления // Народы и религии Евразии. 2020. № 2 (23). С. 117-131. Citation:
Dikova N. V. The role of high priests in the institutional development of the Omsk eparchy and the main results of high priest's administration. Nations and religions of Eurasia. 2020. № 2 (23). P. 117-131.
ДЛЯ АВТОРОВ
ЖУРНАЛ «НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ»
Учредителем журнала является кафедра религиоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета. Издается с 2007 г. как сборник научных статей, а с 2016 г. как научный журнал «Мировоззрение населения южной Сибири и центральной Азии в исторической ретроспективе». С 2017 г. журнал называется «Народы и религии Евразии».
Журнал утвержден Научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-69787 от 18.05.2017 г. ISSN 2307-4671
Периодичность издания: 4 выпуска в год. Журнал издается в печатном и электронном виде.
Сайт журнала: http://journal.asu.ru/wv
Все работы, поступившие в редколлегию, проходят обязательно рецензирование.
Журнал «Народы и религии Евразии» индексирутся в агрегаторах и базах библиографической информации:
• ERIH PLUS
• EBSCO
• E-Library.ru
• CyberLeninka
• OAIsters
• ROAR
• ROARMAP
• OpenAIRE
• BASE
• ResearchBIB
• Socionet
• Scholarsteer
• World Catalogue of Scientifc Journals
• Scilit
• Journals for Free
• Journal TOC
• OAIster
• OCLC-WolrdCat
• Socolar
• JURN
• JournalGuid